Уникальная Благовещенская церковь находилась до революции в легендарном доме Апраксиных-Трубецких на Покровке. С ним были связаны судьбы многих великих людей России, возносивших свою молитву под сводами этого храма.

Царская дорога

Покровка, одна из самых древних улиц Москвы, существует вот уже более пяти столетий. Ее история началась в конце XV века, когда великий князь Иван III избрал эти края для своей загородной резиденции. Из Спасских ворот Кремля он проезжал сюда в деревянный дворец, окруженный роскошными садами. Имя же улице оставила Покровская церковь, стоявшая с 1488 года и до XVIII века напротив церкви Николы в Блинниках. Улица была длиннее: ее отрезок от Ильинских ворот до Армянского переулка был назван Маросейкой в XVII веке по Малороссийскому подворью. В то время Покровка стала главной царской дорогой Москвы: царь Алексей Михайлович ездил по ней в дворцовые резиденции Рубцово и Измайлово.

В петровское время Покровка уступила Мясницкой улице, по которой Петр направлялся в Немецкую слободу и Лефортово. А когда столица уже была в Петербурге, московские легенды вновь связали Покровку с августейшими особами - императрицей Елизаветой Петровной и ее возлюбленным, графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Сын простого казака Григория Розума, обладавший прекрасным голосом, он был певчим в далекой сельской церкви на Черниговщине. Там его заметил в 1731 году один проезжий полковник и забрал в Петербург, поскольку императрица Анна Иоанновна очень любила слушать хорошее пение. Заметила молодого красавца и Елизавета Петровна, которой Анна Иоанновна не дозволяла выйти замуж, опасаясь претензий на престол потомков дочери Петра. Елизавета окружала себя интересными людьми, и в число ее фаворитов быстро вошел казацкий сын Алексей Разумовский - наряду с братьями Шуваловыми и графом М.И. Воронцовым.

В ночь на 25 ноября 1741 года гвардия возвела Елизавету на русский престол. Легенда гласит, что уже в следующем 1742 году, когда новая императрица приехала в Москву, она тайно обвенчалась с Разумовским в церкви Воскресения в Барашах, что и сейчас в развалинах стоит на Покровке. Якобы в память этого венчания на куполе Воскресенской церкви была установлена выточенная из дерева и позолоченная царская корона. И будто бы к свадьбе Елизавета приказала придворному архитектору Бартоломео Растрелли построить для своего возлюбленного роскошный дворец на Покровке, рядом с церковью, где они отпраздновали свадьбу и даже прожили вместе какое-то время.

По другому преданию, тайное венчание происходило в Знаменской церкви подмосковного села Перово, которое Елизавета потом подарила Разумовскому (оттого незаконнорожденным потомкам графа давали фамилию Перовских). В этом храме долго хранились воздухи, вышитые руками императрицы, которые она подарила будто бы в память о своем венчании. Отпраздновали же брак во дворце Елизаветы Петровны на Яузе (ул. Гастелло, 44). Оттуда молодые возвращались в Кремль. Обратный путь лежал через Покровку, мимо Воскресенской церкви, в которой был придел святых Захарии и Елисаветы, небесной хранительницы государыни. Императрица приказала остановиться и отстояла с мужем благодарственный молебен, потом изволила пить чай в доме священника. В память об этом царском молебне главу Воскресенского храма украсила корона, а императрица приказала построить рядом с ним дворец для графа Разумовского. Потом в соседнем Ивановском монастыре доживала свой век инокиня Досифея - дочь императрицы Елизаветы и Разумовского.

Но это все московские предания, нас же интересует история. Подлинная история дворца на Покровке начинается в 1764 году.

«Зимний дворец в миниатюре»

В 1764 году землю на Покровке купил 18-летний лейб-гвардии Измайловского полка подпоручик граф Матвей Федорович Апраксин.

Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих великих людей. Еще в XIV веке знатный ордынец Солохмир пришел служить великому князю Олегу Рязанскому и женился на его сестре. Правнук Солохмира, Андрей Опракса, стал родоначальником Апраксиных: его сыновья пришли на службу уже к московскому великому князю Ивану III, и от них пошли две ветви рода Апраксиных. К одной принадлежал знаменитый генерал-фельдмаршал С.Ф. Апраксин, главнокомандующий русской армией в Семилетней войне. Матвей Федорович, владелец дворца на Покровке, принадлежал к другой ветви, что возвысилась при государе Федоре Алексеевиче, когда тот, овдовев, женился на Марфе Апраксиной, дочери царского стольника Матвея Васильевича. Его старший сын Петр Матвеевич был членом суда над царевичем Алексеем, другой сын, Андрей Матвеевич, входил в состав Великого посольства Петра I 1697-1698 годов, а младший, Федор Матвеевич, - стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот.

После смерти адмирала Федора Матвеевича его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке - знаменитый Апраксин двор. В 1764 году Матвей Апраксин женился. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, вознамерившись свить себе роскошное гнездо. И тут является первая загадка: почему дом Апраксина был выстроен в стиле барокко, тогда как в столице, да и в Москве, уже царил классицизм, столь любимый императрицей Екатериной Алексеевной? Исследователь А. Алиев предположил, что архитектор выполнял пожелание именитого заказчика. И, возможно, тот, как многие московские домовладельцы, самим стилем своего дворца выражал протест официальной власти. (Стоит вспомнить того же Пашкова, демонстративно развернувшего свой дом спиной к Кремлю). Хотя, конечно, Матвей Апраксин мог быть просто обыкновенным богатым московским барином, привыкшим жить своевольно.

Так или иначе, но в Москве появилась архитектурная жемчужина - редчайший образец гражданского «елизаветинского барокко», с лепниной, раковинами, коринфскими колоннами, богатым декором. Дом называли московским Зимним дворцом в миниатюре, хотя за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище - «дом-комод».

Вторая загадка дома - его архитектор. Легенды приписывали дом самому Растрелли. Ученые выражались осторожней: неизвестный мастер круга Растрелли. Иногда робко предлагали имя Аргунова. А теперь с определенной долей уверенности называют Дмитрия Ухтомского, создателя московской архитектурной школы, ученика Б.Ф. Растрелли и главного мастера московского «елизаветинского барокко». Он построил великолепную колокольню Троице-Сергиевой лавры, а в Москве - церковь Никиты Мученика в Старой Басманной. Ему же приписывали авторство храма Климента Римского в Замоскворечье, хотя, по признанию И. Грабаря, лишь для того, чтобы таким авторством спасти храм от сноса в советское лихолетье. Дом на Покровке стал гражданским творением Ухтомского. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени - по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращенным на Покровку, и уже, может быть, с овальным залом в центре, где позже была устроена домовая Благовещенская церковь.

Апраксин же не стал обустраивать себе домовый храм, а приписался к соседней Воскресенской церкви - той самой, увенчанной золотой короной. С 1769 году имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма. Но что-то не сложилось у Апраксиных на Покровке, и уже в 1772 году дом был продан лейб-гвардии поручику князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому.

«Трубецкие-комод»

Так называли в Москве хозяев дома на Покровке, чтобы отличить их от остальных Трубецких. Новые владельцы отчасти походили на прежних. Они тоже были из древнего рода, и их предки тоже оставили след в истории. Трубецкие происходили от знаменитого литовского князя Ольгерда, сына Гедимина, и русскому престолу служили со времен Дмитрия Донского. На службу к нему перешел основатель династии князь Дмитрий Ольгердович, который сражался и в Куликовской битве. Он получил во владение русский город Трубчевск, отсюда и происхождение фамилии.

Из этого рода - Иван Бецкой, основатель Смольного института в Петербурге и Воспитательного дома в Москве (незаконнорожденный сын князя Ивана Трубецкого, он, по традиции, получил урезанную фамилию отца), из этого рода и декабрист Сергей Трубецкой.

Один из самых известных представителей рода, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. А в 1612 году после долгих уговоров Трубецкой со своими отрядами влился в войско князя Пожарского, что и предрешило победу. Он даже получил титул «Спасителя Отечества». Трубецкой ратовал за созвание Земского собора и даже сам претендовал на царский престол наряду с Романовым.

Заняв в октябре 1612 года московский Кремль, Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своем новом владении он устроил небольшую домовую церковь в честь Благовещения. Более полутора веков Трубецкие оставались обитателями Кремля. И только в 1770-х годах по указу императрицы Екатерины II казна выкупила их огромное кремлевское владение для постройки на том месте здания Сената. Это был последний частный двор в московском Кремле. По словам москвоведа Рустама Рахматуллина, «за Трубецким из Кремля ушла последняя приватность». На выкупные деньги в 1772 году последний владелец кремлевского двора князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрел роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке. Тогда же он перенес туда и домовую Благовещенскую церковь. С тех пор особняк на Покровке заимел собственный домовый храм. Он расположился в маленькой комнатке на верхнем этаже при хорах овального зала. Считается, что предание о Елизавете Петровне и Растрелли удержало Трубецких от серьезной переделки легендарного дома. Они стали его хозяевами почти на 90 лет: домом владели четыре поколения Трубецких.

С Трубецких начинается вереница литературных знаменитостей, побывавших в стенах этого особняка. Пушкин знал этот дом с раннего детства. Иван Дмитриевич Трубецкой, унаследовавший дом в 1790-х годах, был троюродным братом отца поэта, Сергея Львовича Пушкина. В 1808-1811 годах сюда на уроки танцев возили маленьких Ольгу и Александра. Интересно, что на танцевальных вечерах у Трубецких бывал и маленький Федор Тютчев, живший неподалеку, в Армянском переулке. Может быть, будущие поэты встречались здесь.

По воспоминаниям, Пушкин после танцев забирался в уголок и читал совсем еще юным княжнам - «кузинам», как он их называл, - свои смешные эпиграммы. Кстати, учителем у дочерей Трубецкого был М.П. Погодин, будущий известный историк.

Пушкин, конечно же, побывал у Трубецких по возвращении из ссылки в Михайловское, в 1826 году. К тому времени здесь уже год служил управляющим давний знакомый М.П. Погодина Василий Дмитриевич Корнильев. Он был женат на дочери командора Биллингса, исследователя Сибири и Севера, участвовавшего в третьей кругосветной экспедиции Джеймса Кука. Несмотря на свой статус управляющего, Корнильев жил на Покровке на широкую ногу и даже давал здесь обеды по вторникам. За его столом собирались поэты, писатели, художники. Заглядывал и Сергей Львович Пушкин. Как-то, в 1830-годы, его спросили о сыне: не приедет ли он из Петербурга, а тот сомневался, что они скоро увидятся. Когда в Москву пришло известие о гибели Пушкина, его отца окружили у Корнильева всевозможной заботой.

Корнильев, между прочим, приходился родным дядей Д.И. Менделееву, а старшая сестра великого химика Екатерина Ивановна часто гостила в этом доме.

Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии. У Ивана Дмитриевича воспитывалась племянница княжна Мария Николаевна Волконская. Ее мать, дочь Дмитрия Юрьевича Екатерина, скончалась в 1792 году, когда Марии не исполнилось и двух лет, отец же находился на службе, поэтому она воспитывалась у дяди. Выйдя в отставку, Николай Волконский - прототип старого князя Болконского из романа «Война и мире» - забрал дочь и поселился с ней в Ясной Поляне, но после смерти отца она вновь оказалась на попечении родных. Ей присмотрели подходящего жениха - молодого графа Николая Ильича Толстого. И в мае 1821 года именно в доме на Покровке состоялся сговор о свадьбе Марии Волконской и Николая Толстого. Уже 9 июля того же года родители Льва Толстого венчались в церкви Петра и Павла в Ясенево.

Все квартиранты, как и хозяева, обязательно посещали домовый храм. Вероятно, его временным прихожанином был и сам Д.И. Менделеев, когда он жил здесь у своего дяди в 1849-1850 году. Хотя теперь появилась версия, что ученый жил в другом доме Корнильева - в Уланском переулке на Сретенке, куда тот переехал после отставки у Трубецких.

Грянула отмена крепостного права. Содержать помещичьи хозяйства и дома стало не под силу даже Трубецким. И в том же 1861 году внук Ивана Дмитриевича юнкер лейб-гвардии Конного полка князь Иван Юрьевич и его мать Ольга Федоровна продали дом на Покровке Московскому университету для 4-ой мужской гимназии.

Гимназия

Академическая гимназия, где учеников готовили к поступлению в университет, была создана вместе с Московским университетом. А в 1779 году был основан университетский Благородный пансион для дворянских отпрысков, постоянно проживая в котором, воспитанники тоже готовились к вступительным экзаменам. Благородный пансион находился на Тверской, примерно на том месте, где стоит Центральный телеграф.

Однажды в 1830 году пансион посетил император Николай I и пришел в великую ярость. Во-первых, была перемена, и расшалившиеся питомцы не заметили императора. Во-вторых, он прочитал на памятных досках среди лучших учеников фамилии многих декабристов. Император приказал превратить пансион в обычную гимназию, но его с трудом уговорили присвоить учебному заведению звание московского Дворянского института. В 1839 году институт разместился в знаменитом дворце Пашкова на Моховой. А еще через десять лет из него образовалась 4-я мужская гимназия, которая по-прежнему занимала дом Пашкова, а приходским для нее оставался соседний Никольский храм в Старых Ваганьках. Когда же в 1861 году дом Пашкова было решено передать под Румянцевский музей, университет купил для гимназии дом-»комод», где гимназия и располагалась вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью гимназии стала бывшая домовая церковь Трубецкого, освященная в честь Благовещения. Было, правда, одно серьезное неудобство: ученикам приходилось во время богослужения стоять не в самом храме, который был очень тесен, а в овальном зале внизу.

Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1-й мужской гимназией на Волхонке - старейшей в Москве, основанной в 1804 году. Однако к тому времени, как гимназия переехала на Покровку, ситуация изменилась, ибо высочайшим повелением 1857 года было разрешено открывать частные гимназии, приравненные к казенным. Теперь приходилось выдерживать острую конкуренцию, и «сохранить лицо» могли только очень сильные гимназии.

4-я гимназия была классической гимназией высшего разряда - с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после ее окончания поступать в Московский университет. Здесь были прекрасные преподаватели, которые способствовали расцвету гимназии. Многие из них писали учебники по своим предметам. Физику преподавал К.Д. Краевич, автор учебника, словесность - Л. Поливанов, математику - А. Малинин и К. Буренин. Преподавателей отличал творческий подход к процессу обучения. Например, Малинин воспитывал в учащихся самостоятельность и критическое отношение к делу, проводя уроки так, что они превращались в состязание учеников с преподавателем и друг с другом.

По числу учившихся будущих знаменитостей 4-я гимназия тоже соперничала с 1-ой. В 1864 году гимназию на Покровке закончил с серебряной медалью «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, начавший учиться в ней еще в стенах пашковского дома. К третьему классу Николай Жуковский стал лучшим учеником гимназии, а знакомство с любимым учителем Малининым сыграло не последнюю роль в развитии его блестящих данных. А вот Косте Алексееву, будущему реформатору русского театра К.С. Станиславскому, здесь не понравилось. Он вспоминал, как мать вообще не хотела отдавать его в какую-либо гимназию, боясь, что его будут сажать в карцер учителя, обижать грубые и злые одноклассники, которые вдобавок могут заразить его опасными болезнями. Лишь необходимость получения льгот по воинской повинности и соответствующего образовательного ценза вынудила мать согласиться. 12-летний мальчик сдал экзамен в первый класс, и ему, действительно, пришлось нелегко под градом насмешек «малышей»-одноклассников. К тому же он терпеть не мог латынь. С трудом выдержав три года, Костя наотрез отказался учиться здесь дальше. Отец внял его мольбам и перевел сына в Лазаревский институт восточных языков. Но именно в 4-й гимназии К. С. Станиславский познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом своего театра.

Зато академик Алексей Шахматов всю жизнь вспоминал свою гимназию с благодарностью. Дело в том, что будущего исследователя русских летописей сначала отдали в частную гимназию Креймана на Петровке. Гимназия Креймана имела репутацию строгого учебного заведения, где умели добиваться поставленной цели - воспитать высоконравственных граждан, полезных для общества и приученных к труду. Туда принимали между прочим и исключенных из других гимназий - «на исправление». К Крейману отнюдь не мечтали попасть: Илью Эренбурга, например, отец пугал тем, что с таким «дурным балльником», как у него, ему придется идти только в гимназию Креймана.

Алеше Шахматову, гениальному мальчику, который серьезно занимался наукой, изучал древние языки и мечтал стать историком, было у Креймана невыносимо. Его характер там начал портиться: в знак протеста мальчик стал драться. Дядя забрал его с собой за границу, и двенадцатилетний Алеша Шахматов занимался в университетских библиотеках Лейпцига и Мюнхена, читая в оригинале древние иностранные источники, содержавшие сведения о начальной русской истории - те самые, которые цитировали Карамзин и Соловьев. Но так случилось, что ему пришлось вернуться в Россию и вновь оказаться в ненавистной гимназии Креймана. Судьба сжалилась над гением. После экзамена в гимназию на Покровке он был сразу принят в пятый класс. Преисполненный счастья, он писал родным, что их гимназия имеет преимущества не только перед частной гимназией Креймана, но и перед всеми другими, так как у них лучшее здание, лучшее содержание и, главное, лучшие учителя.

Шахматов сам был «лучшим», удивительным гимназистом. Его называли «мальчиком-легендой». Еще юным он вошел в круг известных ученых, таких как Ф.Е. Корш, Ф.Ф. Фортунатов, В.Ф. Миллер. Переписывался с А.И. Соболевским, который сначала не подозревал о его возрасте и величал милостивым государем. За год до окончания гимназии Шахматов выступил оппонентом на защите магистерской диссертации А.И. Соболевского.

Алексей Александрович Шахматов окончил гимназию в 1883 году с серебряной медалью, поступил в Московский университет и уже через десять лет получил степень доктора и звание академика. Его метод сравнительно-исторического анализа произвел революцию в исследовании русских летописей. Он изучал древние летописные своды, выявляя их источники, разновременные фрагменты и датируя их. Так был исследован состав летописи «Повесть временных лет».

Упомянем, что эту гимназию окончил с золотой медалью и другой ученый с мировым именем - П.Г. Виноградов, изучавший западноевропейское Средневековье и написавший известные учебники по всеобщей истории.

Другой знаменитостью был Лев Поливанов. Он учился в 4-ой гимназии, когда она еще располагалась в доме Пашкова, а в 1864 году выпускник Московского университета вернулся в новые стены родной гимназии преподавателем русского языка и словесности. Поливанов пытался развивать у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь. Его необыкновенные уроки, по воспоминаниям учеников, заражали любовью к предмету и учителю. Однако здесь он преподавал всего четыре года, а потом основал на Пречистенке свою частную «Поливановскую» гимназию, где учились сыновья Достоевского, Льва Толстого, А.Н. Островского.

В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева называла «живой сокровищницей русской души и речи». У него тоже очень рано проявились творческие способности. Сначала он сам выдумывал разные небылицы и рассказывал их взрослым, весьма докучая им, а в год поступления в гимназию, когда ему было всего семь лет, он написал свой первый рассказ, записанный со слов няни. Ему не довелось окончить эту гимназию. Его брату Виктору с трудом давались древние языки, зато хорошо шла математика, и родители решили перевести его в Коммерческое училище. А чтобы ему не было скучно, заодно перевели туда же и Алексея. Судьбы братьев со временем разошлись. Виктор воевал в Красной армии, попал в плен к Колчаку и был расстрелян. Алексей же эмигрировал в 1921 году. Кстати, он еще очень любил рисовать, и хотя это было сугубо дилетантское творчество, его рисунки ценил сам Пикассо.

Список знаменитостей гимназии можно продолжать долго. Это и Н.А.Скрябин, отец композитора, и П.А. Хохлов, оперный артист Большого театра. И антрополог Н.Ю. Зограф, исследователь населения тундры и сибирских курганов. И зоолог С.А. Зернов, основоположник гидробиологии и создатель первого в СССР института рыбного хозяйства. И знаменитый доктор Федор Гетье - первый главный врач Солдатенковской (Боткинской) больницы, личный врач всех кремлевских вождей.

Выпускником гимназии был и другой врач - Александр Сергеевич Пучков, создатель и первый руководитель московской станции «Скорой помощи», основанной в 1923 году. Именно он разработал основные принципы оказания экстренной медицинской помощи: скорая помощь, неотложная помощь на дому, перевозка больных и скорая психиатрическая помощь. Пучкова сравнивают с доктором Гаазом: Гааз отдал сердце беднякам, чтобы облегчить их страдания, Пучков сделал все, чтобы не дать погибнуть человеку при внезапных заболеваниях и в катастрофах. (Кстати, его отец был главврачом гаазовской Полицейской больницы в Малом Казенном переулке, и именно по его инициативе во дворе был установлен памятник доктору Гаазу с знаменитым девизом «Спешите делать добро»). Под руководством Александра Пучкова бригады «Скорой» ездили по Москве после бомбежек во время Великой Отечественной войны, подбирая раненых. А еще именно Пучков придумал металлические гребешки на эскалаторах в московском метро, чтобы избежать лишних травм, и трехгранные бутылочки для уксуса, дабы их всегда, даже ночью, можно было опознать и не хлебнуть из них по ошибке.

Все они в годы учебы посещали свою домовую церковь в дни великих православных праздников и гимназических торжеств. К 50-летнему юбилею гимназии директор распорядился обновить Благовещенскую церковь. Помещение храма было расширено за счет прибавки соседних комнат. Отныне гимназисты могли стоять на службе в церкви, а не в зале внизу. Новая, удобная и красивая церковь просуществовала до советских времен.

«Мир - хижинам, война - дворцам!»

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Уже в 1921 году церковную утварь передали в сельский храм Коломенского уезда. Дом же заняли тривиальные коммуналки. В годы гражданской войны обогревались элементами убранства: паркет, перила лестниц, двери, мебель и прочее сгорало в буржуйках. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В одной комнатке ютились 15-20 человек, пока в 1930-х годах не построили нового, собственного общежития. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района. Среди его учеников была поэтесса Белла Ахмадулина.

В середине 1960-х годов коммуналки были наконец полностью расселены, учреждения (кроме Дома пионеров) выведены, и во дворец вселился научно-исследовательский институт ВНИИ Геофизика. Тогда была проведена первая научная реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Сейчас этот дом по-прежнему занимают разные учреждения, но о церкви, к сожалению, в нем нет никакой памяти.

"Дом-комод" или дворец Апраксиных - Трубецких на Покровке

Дом Апраксина - Трубецких (Апраксинский дворец, «Дом-комод») — дворцовое здание в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко, построенное в 1766 г. для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III). Находится в центре Москвы, по адресу: ул. Покровка, д. 22.

Участок, на котором стоит современное здание, в начале 1740-х годов состоял из двух смежных владений: одно принадлежало купцу Петру Ивановичу Морозову, другое — вдове Софье Кутазниковой и её сыну Гавриле Антоновичу Макарову. На рубеже 1743—1733 годов участки с деревянными и каменными строениями купил и объединил в одно владение совладелец питейного предприятия купец Михаил Андреевич Турченинов.

В 1748 году владение приобрёл английский купец Джон Томсон, известный в Москве как Иван Иванович Томсон. В 1752 году Томсон обратился в Московскую полицмейстерскую канцелярию за разрешением разобрать часть строений по ветхости и возвести новые каменные палаты. План двора с нанесёнными на него постройками выполнил архитектурный ученик Пётр Яковлевич Плюсков, а подписал архитектор Дмитрий Васильевич УхтомскийЗаказчиком строительства дворца выступил граф Матвей Фёдорович Апраксин (1744—1803). Автор проекта не известен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского.

Вид с северо-запада

Главный дом представляет собой замечательный и в то же время совершенно необычный памятник архитектуры позднего барокко. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, уникальное для Москвы богатство декорации напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени, что в прошлом даже позволяло связывать этот дом с именем Растрелли. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий.

Петербургские дворцы 1750—1760-х годов строятся на прямоугольных планах; лишь иногда смягченным контурам центрального или торцовых залов отвечают в объеме здания скругленные ризалиты. Здесь же криволинейные помещения разной формы и размера составляют самую основу планировки, а так как прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены, особенно со стороны двора.

Наличники дома снабжены барочным картушем в форме уха.

На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме женских голов.

Композиционные аналоги с крупными усадебными постройками середины XVIII века дополняются и необычной для жилого дома деталью - лепными раковинами в конхах ниш первого этажа. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.
Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены.

Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.
Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части.

Многочисленные элементы декора придают зданию пышный и богатый вид.

Облик внутреннего пространства дома определяется не только многообразием помещений, но и их сложными, прихотливыми сочетаниями: анфиладная связь играет второстепенную роль. Эти черты также сближают здание с увеселительными павильонами, одновременно напоминая некоторые приемы рококо. Однако необходимо помнить, что сохранилась лишь основная планировка, так как в начале XIX века дом пострадал во время пожара и интерьеры были переделаны. К этому времени относится оформление овального зала, а возможно, и его планировка: его внутренняя стена с проемами и симметричными окнам опирается в первом этаже не на такую же криволинейную стену, а лишь на ступенчатые угловые тромпы (ныне они застроены).

Северный фасад
Нарядные декоративные колонки, возможно, разного времени, сохранились и в некоторых других помещениях. Высокие двери ампирного рисунка сочетаются с более поздними. Прямые и вогнутые угловые печи облицованы изразцами второй половины XIX века; тогда же ранние деревянные лестницы были заменены существующими чугунными. В юго-западном круглом помещении до недавнего времени сохранялась винтовая лестница. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним и за его владельцами Трубецкими ироническое прозвище «комод».

Стиль барокко, в котором строился дворец, стремительно выходил из моды. Возможно, именно по этой причине всего через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продаёт усадьбу князю Д. Ю. Трубецкому. В течение последующих 89 лет участок принадлежит его потомкам — младшей ветви рода Трубецких.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой

О. С. Павлищева вспоминала, что в детстве её с братом Сашей Пушкиным возили учиться танцам к Трубецким на Покровку. Считается, что именно здесь, в «доме-комоде» князя И. Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М. Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою «подмосковную» Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.

Николай Ильич Толстой и Дмитрий Иванович Менделеев

В течение последующих 89 лет участок принадлежал его потомкам — младшей ветви рода Трубецких. Есть легенда, что в связи с прозванием дворца Трубецких Домом-комодом и всю младшую ветвь обширной семьи стали звать Трубецкими-Комод.

В 1861 г. вдова князя Юрия Ивановича Трубецкого продала дом за 125 тысяч рублей под размещение 4-й мужской гимназии, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

Во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.

В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

План первого и второго этажей

В тяжёлые годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома — декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района г. Москвы. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены (кроме Дворца пионеров), на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики (Государственное федеральное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт геофизических методов разведки). В это же время была проведена первая реставрация памятника — его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

Дом Апраксина представляет собой уникальный памятник елизаветинского барокко. Криволинейный в плане, с полукруглым выступом в центре и скругленными углами, дом отличается пышной декоративной пластикой главного и дворового фасадов - украшенные изящной лепниной наличники окон и фронтоны, колонны коринфского ордера, ниши первого этажа, оформленные лепными раковинами тонкой прорисовки, оригинальные круглые окна на дворовом фасаде - все это создает неповторимый облик одного из самых красивых московских особняков.

С двух сторон главный дом фланкирован флигелями, которые изначально были одноэтажными, они соединяются с домом арками и переходами. К сожалению, имя создателя этого архитектурного шедевра до сих пор остается неизвестным - некоторые исследователи приписывают этот дом самому Бартоломео Франческо Растрелли или кому-то из зодчих его круга, некоторые связывают постройку дома с именем архитектора Дмитрия Ухтомского.

Большая часть подлинных интерьеров главного дома, в том числе и парадные помещения второго этажа, сохранились до наших дней. Однако сам дом нуждается в серьезной реставрации.

Мурзин-Гундоров В. В. Дмитрий Ухтомский. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2012. — С. 201—211. — 334 с. — (Архитектурное наследие России)
Данилов Л. И., Дудина Т. А. Покровка, 22 // У Покровских ворот: Сборник. — М., 1997. — (Биография Московского дома).

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18203

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Этот дом называют жемчужиной елизаветинского барокко. И, как у всякой драгоценности, у него есть свои легенды, тайны и загадки.

История началась в 1764 году, когда землю на Покровке купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих замечательных людей. Его отец Фёдор Матвеевич – стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот. После смерти адмирала его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке. Это знаменитый Апраксин двор.

В 1764 году Матвей Апраксин женился на фрейлине Екатерине Ивановне Гендриковой. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, где решил построить дом. Тот самый, который стоит и поныне.

С возведением этого дома и связана первая загадка. Дело в том, что к этому времени в моду уже вошёл классицизм. Он пришёл на смену барокко, модному во времена императрицы Елизаветы Петровны. А ко времени строительства дома и в Москве, и в Петербурге предпочтение отдавалось классицизму, столь любимому новой императрицей Екатериной II Алексеевной.

Причины столь неожиданного решения вернуться назад, к елизаветинскому барокко, называют разные. Но скорей всего Матвей Апраксин мог просто поступить своевольно, как барин, как и было принято среди многих богатых московских вельмож.

Но, как бы там ни было, а в Москве появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского елизаветинского барокко. Лепнина, раковины, коринфские колонны, богатый декор не мог никого оставить равнодушным. Дом сразу назвали московским Зимним дворцом. Правда, в миниатюре. А затем за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище – «дом-комод».

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Имя архитектора – вторая загадка дома. Легенды приписывали дом самому Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли. Исследователи выражались более осторожно: неизвестный мастер круга Растрелли. Некоторые предлагали имя крепостного графа П.Б. Шереметева Ивана Петровича Аргунова. Ведь Иван Петрович был не только талантливым художником, но и архитектором, принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино.

Затем с определенной долей уверенности стали называть Дмитрия Васильевича Ухтомского. Он был главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны и считается одним из создателей московской архитектурной школы. И что важно – учеником Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Это он, главный мастер московского елизаветинского барокко, построил великолепную колокольню в Троице-Сергиевой лавре, а в Москве – церковь Никиты Мученика в Старой Басманной.

И если принять версию, что архитектором дома Апраксина был Дмитрий Васильевич Ухтомский, то понятно, что это его главное гражданское творение. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени – по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращённым на Покровку. Возможно, и уже с овальным залом в центре. Позднее там была устроена домовая Благовещенская церковь.

При Апраксине домового храма не было. Матвей Федорович приписался к соседней Воскресенской церкви. С 1769 года имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма.

В 1772 году Апраксины по каким-то неясным обстоятельствам расстались с домом на Покровке. Строение приобрёл лейб-гвардии капитан-поручик князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрёл на средства, вырученные от продажи кремлевского владения. Это владение Трубецких в центре Кремля существовало с 1612 года. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. В 1612 году вместе со вторым ополчением освобождал столицу от наёмников, за что получил титул «Спаситель Отечества». Трубецкой ратовал за созыв Земского собора и даже был претендентом на царский престол. Заняв в октябре 1612 года Московский Кремль, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своём новом владении он устроил небольшую домовую Благовещенскую церковь. Только в 1771 году по указу императрицы Екатерины II казна выкупила это последнее частное владение в Московском Кремле. На этом месте должно было возводиться здания Сената.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

Городская усадьба на 89 лет перешла к новым владельцам. Домом владели четыре поколения князей Трубецких.

С начала XIX века с домом на Покровке связаны имена многих выдающихся писателей и деятелей культуры. Александр Сергеевич Пушкин знал этот дом с раннего детства. У Трубецких бывал и маленький Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого. Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Николаевича Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия. Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. 4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Она славилась великолепным преподавательским составом. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», и академик Алексей Шахматов. В этих стенах гимназист Константин Станиславский, тогда еще Алексеев, познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом его театра. В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Дом заняли обычные коммуналки. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров.

В 1960–х годах жильцы коммуналок были окончательно выселены. У дворца появился новый хозяин, Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Начали восстанавливаться и интерьеры.

И удивительный дом, получивший когда-то ироническое прозвище комод, вновь стал восприниматься как подлинная жемчужина елизаветинского барокко. Ведь известно, что настоящий жемчуг погибает без человеческого тепла.

Его изображения есть на марках, открытках, конвертах, альбомах, рассказывающих о городе, в путеводителях.

Дом-дворец

Дом на бывшей Графо-Кутайсовской улице (а в первой половине XIX в. Арсенальской) за всю свою более чем полуторавековую историю очень неохотно расстается со своими тайнами и загадками. Ведь до сих пор исследователи не знают точной даты постройки дома Трубецких, также под вопросом остается: кому принадлежал дом в разное время и как он выглядел в различные исторические периоды?

Предполагается, что Трубецкие приобрели участок с небольшим жилым деревянным домиком, который вскоре снесли. Схожие по размерам и расположению дома находились и на смежных участках, да и во всей округе. На месте снесенного дома был построен новый, разительно отличавшийся от предшествовавшего ему, да и от всего окружения. Этот новый дом, почти дворец, был для провинциального диковиной, явлением другого мира, как и сам его хозяин - князь Трубецкой, бывший житель Петербурга, представитель высшего дворянства, хотя и низведенный до ранга государственного преступника.

Здание выделялось на фоне городской застройки и по внешнему облику, и по внутренней организации. Оно более напоминало маленький дворец, нежели обычный городской дом. Даже положение на участке - в глубине усадьбы с обширным парадным двором, как в Москве, - отличалось от того, как это было принято. В настоящее время кроме главного дома в усадьбе находятся конюшня, погреб, людская изба, появившаяся значительно позднее. Наличие парадного двора создает впечатление обширного открытого пространства перед домом, что чрезвычайно ценилось в условиях городской тесноты.

Кто хозяин?

По предположениям краеведов, Трубецкие построили дом на Арсенальской после смерти княгини (1854), где сам князь, Сергей Петрович Трубецкой, жил с 1854 г. и до отъезда из Иркутска после амнистии в декабре 1856 г. Также есть версия, что сохранившийся дом Трубецких по улице Дзержинского, 64, является позднейшим приобретением семьи для одной из замужних дочерей.

Исследователь В.П.Павлова из Санкт-Петербурга, крупнейший специалист по истории семьи Трубецких, знаток практически всего архивного комплекса документов по этой семье, уточняет:

«Сохранившийся в Иркутске дом (ныне Музей декабристов на ул. Дзержинского, 64), принадлежавший, по преданию, С.П.Трубецкому, был, по-видимому, построен для его дочери А.С.Ребиндер, муж которой в 1854-1855 гг. намеревался перебраться из Кяхты в Иркутск ».

Историк Евгений Ячменев выдвинул версию, что первоначально в этом доме с 1847 года жил декабрист , который был доставлен в Иркутск из Шлиссельбургской крепости 11 августа 1834 г., затем оставлен в городе для излечения и только 5 сентября 1834 г. водворен на поселение в с.Усть-Куда .

В официальной переписке после смерти 8 января 1848 г. И.В.Поджио отмечалось, что «имущества после Иосифа Поджио не осталось никакого ». По уровню своего материального положения Поджио не мог построить дом на Арсенальской, а вот снимать временно мог.

Вполне возможно, считает Евгений Ячменев, что дом на Арсенальской был построен для И.В.Поджио - в компенсацию за то, что присмотренный им городской участок напротив Преображенской церкви ему пришлось уступить тем же Волконским. Есть версия, что дом на Арсенальской был предоставлен А.П.Трубецкому, брату Сергея Трубецкого.

Все было бы намного проще, доживи документы семейного архива Трубецких до наших дней. Но в 1912 г. в Симферополе вторая дочь декабриста, Е.С.Давыдова, уничтожила хранившуюся у нее важную часть архива с ценными рукописями, перепиской, личными и семейными материалами. Е.С.Давыдова полагала, что своим поступком предотвратила ситуацию, когда досужие умы, как она говорила, «снова начнут трепать и имя моего отца ...»

Дело довершили Октябрьская революции 1917 г. и Гражданская война - тогда погибли так необходимые сейчас другие документы о домах семьи Трубецких в Иркутске. В любом случае дом как историко-архитектурный памятник уникален. Может, поэтому судьба пощадила его для истории во время страшного иркутского пожара 22-24 июня 1879 г., когда море огня доходило до Мяснорядской и Арсенальской улиц.

Подземный ход

Еще одной загадкой дома Трубецких до сих пор называют упоминание об обнаружении подземного хода. Связаны они с появлением в прессе заметки без подписи - «Иркутские подземелья». В частности, автор заметки сообщал:

«В усадьбе декабриста Волконского (Волконский переулок) более сорока лет тому назад был также найден спуск в подземелье.

Местные старожилы утверждают, что подземный ход со двора Волконского идет к дому на улице Дзержинского (бывшая Арсенальская), где в 1830-1840 гг. жил другой декабрист, И.В.Поджио ».

Речь идет, таким образом, об обнаружении подземного хода в начале XX в. Осенью 1920 г. иркутскими подземельями интересовался летописец Н.С.Романов:

«Посещая раскопки (в центре города), пришлось вести разговор на тему подземелий, и узнал, что в ремесленной школе (у Преображенской церкви) в доме бывшем декабриста Волконского имеется подземный ход, по которому служащие школы ходили, и будто таковой выходит за ворота, идет наискосок улицы и задевает собою перила, огораживающие площадь.

Будто подземный ход идет к дому декабриста Трубецкого, то есть на расстоянии целого квартала. Во дворе школы вход в подземелье завален сором, найти его возможно, живущие в том доме хорошо его знают. А историки, иркутяне не знали ».

Рассказы о подземном ходе передаются из уст в уста в Иркутске и сейчас. При земляных работах во время реставрации домов Трубецких и Волконских территория, прилегающая к зданиям, раскапывалась на значительную, до трех метров, глубину с трех сторон для прокладки коммуникаций. Подземный ход при этом обнаружен не был. Правда, участок переулка Волконского непосредственно перед домом глубинными раскопками не затрагивался.

Евгений Ячменев, директор Музея декабристов, не исключает существования подземного хода, но оговаривается, что тоннель мог идти не до улицы Дзержинского, а до Преображенской церкви, поскольку подземные ходы от церквей к жилым зданиям были традиционны в Иркутске.

Предстоит длительное лечение

Первая реставрация дома Трубецких была проведена в 1965-1970 годах по проекту московского архитектора Галины Оранской. С тех пор дом обветшал, внешние углы просели. В 2003 году было решено закрыть здание для ремонта еще раз.

Проектом занялись архитектор ТПО Иркутскархпроект Лидия Клайс и сотрудник комитета по охране объектов культурного наследия администрации Иркутской области Елена Ладейщикова. Изначально задача казалась предельно простой, но тут в руки специалистов попала фотография начала XX века. Оказалось, что реставрация была проведена по упрощенному варианту, а изначально дом Трубецких имел несколько иной вид.

- У дома был очень интересный декор - эркер другой формы, низ корзины украшали декоративные листья. Центральные окна представляли арочную форму, в раннем варианте здание имело центральный ризалит (точнее, ложный выступ), от которого в настоящее время сохраняется верхняя часть, и каменный цоколь с полукруглыми окнами, а также кронштейнами и кокошниками по обе стороны от эркера, - рассказывает Лидия Клайс. - Современные иркутяне могли видеть совершенно другое здание: окна прямоугольные, наличники простые.

Время коммуналок превратило шикарное здание, созданное, скорее всего, очень модным в XIX веке архитектором , в пять клетушек с разными входами и лестницами. Работа была проведена огромная. Лидия Клайс и Елена Ладейщикова, пытаясь воссоздать истинный облик дома, искали здания похожие, однотипные. Но оказалось, что дом Трубецких уникален не только для Иркутска, но и для других городов Сибири. Похожий дом с арочными окнами нашелся только в Вологде.

Воссоздавая внутреннюю планировку, архитекторы опирались на законы классицизма, по которым построено здание. По старинным канонам, после входа в сени следовала приемная, затем гостиная в три окна, за ней - диванная, кабинет или будуар хозяйки. В доме было две печи внизу и еще одна - наверху, а отсутствовавший камин был при реставрации перевезен из Гранд-отеля в 1904 году.

Много вопросов вызывал неоштукатуренный деревянный потолок, но Елена Ладейщикова и Лидия Клайс пришли к выводу, что он, скорее всего, сделан по типу настоящих венецианских потолков. Никакой информации о том, где находился парадный вход, не осталось. Исследования показали, что вход сбоку в существующие ныне сени был слишком узок для дам в кринолинах, поэтому центральный вход оставили на прежнем месте.

Изначально дом стоял на деревянном подклете, который впоследствии заменили каменным. Это и стало началом «болезни пациента». Поднимая здание, строители подставляли под него деревянные стулья - столбы, которые впоследствии стали активно разрушаться. Гниению подверглись очень многие части здания.

- Когда мы проводили исследования, нам попадались не очень поврежденные участки, но когда начался сам процесс реставрации - оказалось, что дело обстоит намного хуже, - говорят реставраторы.

Как выяснилось, в 1970-е годы реставраторы уже вскрывали обшивку стен и поставили тот же неутешительный диагноз, но побоялись что-либо трогать и закрыли больное место досками. Внутри дом был покрыт уже современной штукатуркой, которая жестко держала его, как корсет. А когда все открылось, стало ясно, что дом необходимо перебирать. Потому что прогнившие участки бревен хаотично встречаются по всему зданию.

Покровка, 22 - один из прекраснейших домов Москвы. Шедевр барокко. По легенде принадлежал тайному мужу императрицы Елизаветы графу Разумовскому и был построен архитектором Растрелли.

На Покровке взгляд прохожего обязательно остановится на доме №21, который формирует перспективу улицы. Он напоминает царские дворцы Санкт-Петербурга, а в Москве подобных зданий сейчас нет. Своей необычной формой и вычурной отделкой он напоминает шкаф для белья и москвичи прозвали его Дом Комод . Князьям Трубецким , владевшим этим зданием почти целый век дали прозвище Трубецкие-Комод . В этом доме, по легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась с графом Разумовским.

История

В 1766 граф Матвей Апраксин затеял строительство. Автором проекта считают Дмитрия Васильевича Ухтомского, который подписал окончательные чертежи. Здание выстроено в стиле так называемого растреллиевского барокко, что в Москве было редкостью. Для этого стиля характерны причудливые формы, изысканная лепнина, обязательные колонны. Сегодня это единственное строение такого стиля в Москве. Немногочисленные другие особняки такого типа сгорели в пожаре 1812 году.

Москвичи окрестили это здание «комодом» из-за своеобразной формы и декора, которые действительно напоминали этот предмет мебели.

В 1799 г. Апраксин продал свою усадьбу в 1772г. одной из ветвей многочисленного семейства Трубецких, во владении которых дом оставался 90 лет. Чтобы отличать это семейство от других, им дали прозвище Трубецкие-комод.

Архитектура

Здание удивляет прихотливостью объёмов и своеобразием архитектуры. Планировка представляет собой помещения разнообразных форм и размеров. Это подчёркивается изгибами фасада. В отделке применены пилястры и колонны коринфского ордена, а лепнина и наличники практически целиком заполняют стены. По углам дома портики повёрнуты к перспективам улиц. Таким образом, стоящий на возвышенности дом, организует перспективу улицы на её изгибе.

Внутренняя планировка строения практически не сохранилась. Но известно, что все многообразные помещения располагались вокруг большого овального зала. Печи разной формы были украшены уникальными изразцами. (До середины ХХ века там ещё было печное отопление).

В этом «Комоде» бывал Александр Сергеевич Пушкин. Вместе с сестрой Ольгой он посещал там уроки танцев. И после восстания декабристов в 1826г. Пушкин навещал тут Василия Корнильева, управляющего Трубецких. Сюда же хаживал Федор Иванович Тютчев, живший неподалёку.

В 1861г. усадьба была продана Московскому университету и там была открыта 4-я Гимназия, где учились ученый Николай Жуковский, режиссёр Константин Станиславский, академики Виноградов и Шахматов, меценат Савва Морозов.

После революции в «комоде» расположились коммунальные квартиры и разнообразные учреждения. В 1924-1930г. здесь было институтское общежитие МИИТ.

После войны в здании был Дом Пионеров. Туда ходила Белла Ахмадулина, о чём написал в книге «Промельк Беллы» её муж Борис Мессерер.

В 1960г. была осуществлена первая реставрация фасадов и дом приобрёл прежний вид середины XVIII века. Сейчас в доме находятся разнообразные учреждения.

С этим домом связана одна романтическая легенда. Говорят, что именно тут, в домовой церкви сочетались морганатическим браком императрица Елизавета Петровна и граф Разумовский.

Архитектором особняка иногда называют Расстрелли. Но к нему этот дом отношения не имеет. В наше время для «комода» организовали специальную архитектурную подсветку и он заиграл новыми красками и особенно красив по вечерам.

Видео

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

Комментарии:

Ваше имя:
Заголовок:
Комментарий:
Язык комментария:
(основной)
азербайджанский албанский амхарский язык английский арабский армянский африкаанс башкирский язык бенгальский бирманский язык бишнуприя-манипури белорусский болгарский бурятский бходжпури венгерский вьетнамский греческий грузинский гуджарати дари датский дзонгкха мальдивский зулу иврит индонезийский исландский испанский итальянский казахский каннада кечуа киргизский китайский корейский креольский язык кхмерский лаосский латинский латышский литовский малайский язык македонский малаялам маратхи малагасийский монгольский неварский немецкий непальский нидерландский норвежский ньянджа ория пенджабский персидский польский португальский пушту румынский рунди русский сербский сингальский язык словенский словацкий сомалийский суахили сунданский язык таджикский тайский тамильский татарский язык телугу тибетский туркменский турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хорватский чешский чувашский язык шведский шона эсперанто эстонский яванский японский