Князь Николай Андреевич Болконский, отправляя в Смоленск своего управляющего Алпатыча, дал ему только обычные хозяйственные поручения. Но княжна Марья, по совету Десаля, послала с Алпатычем письмо к губернатору ʼʼс просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горыʼʼ.

И вот Яков Алпатыч собирается в путь, ʼʼпровожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь...ʼʼ

Всякий раз, как на страницах ʼʼВойны и мираʼʼ появляется Алпатыч, он произносит имя князя Болконского, ʼʼгордо поднимая голову и закладывая руку за пазухуʼʼ, - этим жестом он подчеркивает значительность своего хозяина. Вся жизнь Алпатыча - отражение жизни старого князя. Собираясь в дорогу, он точно аналогично тому, как князь, отстраняет своих родственниц:

ʼʼ- Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! - пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточкуʼʼ.

Мы уже видели, что Толстой почти никогда не описывает войну от себя, своими глазами. Мы видели битвы глазами Николая Ростова и Андрея Болконского, мы увидим Бородино глазами Пьера - так и теперь мы подъезжаем к Смоленску, под которым уже стоят французы, вместе с Алпатычем.

Он волей-неволей выслушивает купца Ферапонтова, у которого всœегда останавливается в Смоленске. На сообщение, что ʼʼвсœе француза боятсяʼʼ, Алпатыч отвечает, как князь: ʼʼБабьи толки, бабьи толки!ʼʼ Его волнует одно: погода хорошая, упускается ʼʼдорогой день для уборки хлебаʼʼ.

Купец Ферапонтов только один раз появится на страницах романа, но то, что с ним произойдет, поможет нам понять Наташу, и Андрея, и Петю, и всœех людей, которые вчера жили в мире, а сегодня живут на войне.

Владелœец дома, постоялого двора и мучной лавки, ʼʼтолстый, черный, красный сорокалетний мужик с толстыми губами, с толстой шишкой-носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхомʼʼ - таков Ферапонтов. Не правда ли, мало симпатичный мужчина? Толстой нарочно рисует его таким: не живот у него, а ʼʼбрюхоʼʼ, не нос, а шишка; в трех строчках четыре раза повторено слово ʼʼтолстыйʼʼ; сам он ʼʼчерный, красныйʼʼ, и первые же его слова - о деньгах: ʼʼМужики по три рубля с подводы просят - креста на них нет!ʼʼ Жена умоляет его уехать из Смоленска: ʼʼНе погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал; что, говорит, мы-то?ʼʼ - Ферапонтов не хочет ехать ни за что, не хочет оставить добро, он избил жену за ее просьбы: ʼʼТак бил, так волочил!ʼʼ

Единственное, что интересует Ферапонтова: как бы не заплатить по семь рублей за подводу (вчера было по три, сегодня уже по семь!); его мучит зависть к купцу Селиванову, выгодно продавшему муку в армию.

И вот Алпатыч выезжает с ферапонтовского двора. ʼʼВдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед затем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стеклаʼʼ.

Это было начало. ʼʼС разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городеʼʼ. В случае если бы мы видели всœе это глазами князя Андрея или его отца, мы бы сразу поняли, что началось бомбардирование города из множества орудий. Но за нас смотрит Алпатыч, и он ничего не понимает; вокруг него людям только любопытно, даже весело - до той самой секунды, когда ʼʼзасвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посœерединœе улицы, выстрелило что-то и застлало дымом улицуʼʼ. Так увидели Алпатыч и женщины, стоявшие в воротах. Но это что-то, похожее на птичку, раздробило бедро любопытной кухарке - тогда только люди поняли, что происходит.

Уже идут по улице русские солдаты, оставляющие город; уже офицер кричит Алпатычу: ʼʼСдают город, уезжайте, уезжайте!ʼʼ - ив это время в лавку Ферапонтова врывается несколько солдат. Οʜᴎ ʼʼс громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время... в лавку вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волосы, захохотал рыдающим хохотом.

Тащи всœе, ребята! Не доставайся дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу...

Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... - Ферапонтов побежал на дворʼʼ.

Он остался тот же - черный, красный, с толстым брюхом, хитрый купец, умеющий из всœего извлекать выгоду. Но в его крике: ʼʼНе доставайся дьяволам!ʼʼ, в его рыдающем хохоте: ʼʼСам запалюʼʼ - будущий пожар Москвы и погибель Наполеона, потому что настал миг, когда купец Ферапонтов думает не о деньгах и товарах, а о России.

Может, он и не думает о ней, но чувствует за нее - так, как чувствуют в данный час всœе.

Уже горят дома и лавки, подожженные такими же хозяевами, как Ферапонтов, и люди несут ʼʼиз пожара через улицу на сосœедний двор горевшие бревнаʼʼ, чтобы зажечь еще что-то, чтобы не досталось французам.

Не может в эту минуту произойти ничего удивительного: даже то, что Алпатыча вдруг окликает князь Андреи, освещенный пламенем пожара, - даже это не странно: здесь должен быть князь Андрей, ʼʼв плаще, верхом на вороной лошадиʼʼ, с бледным и изнуренным лицом; он должен вот так, ʼʼприподняв колено... писать карандашомʼʼ записку отцу. Все сметено, война идет по Смоленску, и только один человек остается неизменным в данном безумном, полыхающем мире.

ʼʼ- Вы полковник? - кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. - В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, - кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии...ʼʼ

От этого ʼʼпомощника начальника штаба левого флангаʼʼ душу переворачивает. Ничего, ничего он так и не понял, как не понял и его друг Друбецкой; у Берга в этой войне ʼʼместо весьма приятное и на видуʼʼ; он не понимает, зачем зажигают дома; где ему - чистому и розовому - до толстого, красного, черного Ферапонтова!

А князь Андрей, который семь лет назад кричал на Жеркова за глупые шутки, сегодня не кричит на Берга: он его не замечает, не слышит.

ʼʼ- Урруру! - вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара...

Князь Андрей - с ними, с этими людьми, сжигающимʼʼ свой хлеб, с купцом Ферапонтовым, и нет ему дела до Берга; забота у него - Россия.

После того, что князь Андрей видел в Смоленске, его уже не может удивить то, что он замечает, отступая со своим пол ком по большой дороге, мимо Лысых Гор: ʼʼОставшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам... Солнце представлялось большим багровым ша ром. Ветра не было, и люди задыхались...ʼʼ ;

Это - война. Но и на войне люди остаются людьми. Заехав в свое разоренное поместье, князь Андрей увидел двух крестьянских девочек, воровавших сливы в барской оранжерее. Οʜᴎ испугались барина, и князь Андрей тоже ʼʼиспуганно-поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их виделʼʼ. После встречи с девочками был еще пруд, в котором ʼʼс хохотом и гикомʼʼ купались солдаты - ʼʼвесельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустноʼʼ. Грустно потому, что война разрушает не только дома и амбары, она идет по человеческим жизням, и всœе эти люди весело барахтающиеся в пруде, завтра могут погибнуть, и девочки со сливами тоже, война не пощадит никого.

Но люди уже и не хотят пощады. Одна забота владеет этими веселящимися в грязном пруде солдатами, и купцами, жгущими свой хлеб, и полководцем Багратионом. Рискуя заслужить гнев царя или всœесильного Аракчеева, он всœе-таки после оставления Смоленска пишет Аракчееву письмо - прекрасное письмо не знакомого с дипломатией солдата: ʼʼБольно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили... Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани!.. Ежели уж так пошло - нужно драться, пока Россия может и пока люди на ногах... Скажите, ради бога, что наша Россия - мать наша - скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и всœеляем в каждого подданного ненависть и посрамление...ʼʼ

Что такое Россия - мать наша? Разоренный дом в Лысых Горах, девочки со сливами; Наташа, изменившая князю Андрею с Анатолем, сестра, сын, старик отец - вот Россия князя Болконского. У Ферапонтова она другая, у Багратиона - третья, но у всœех одна, и всœе они: князь Андрей и Алпатыч, Николай Ростов в своем полку и Пьер в Москве; человек во фризовой шинœели, радующийся пожару Смоленска, и стиснутый московской толпой Петя Ростов; купающиеся солдаты и генерал Багратион - всœе они знают теперь: пришел час, когда стало важно только одно - общая судьба всœех, судьба Отечества.

Вступление

Тема патриотизма в романе «Война и мир» является одной из центральных. Не случайно ей посвящёны почти два тома знаменитой эпопеи.

Патриотизм народа в произведении

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские любят своё Отечество. Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдаёт все товары солдатам и собственноручно поджигает своё имущество. «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам!» – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждёт депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы. Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать. Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: «Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу». Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: «я не Иоанна д′Арк и не амазонка».Москвичи покидали родной город, «потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть».

Наташа и Пьер во время войны

Не могут остаться в стороне от общей беды и любимые герои писателя. Пьер решает остаться в столице, чтобы застрелить французского императора «с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». Он спасает из горящего сада незнакомую девочку, набрасывается с кулаками на французского солдата, пытающегося снять ожерелье с женщины. Пьер оказывается на поле битвы и в плену, его чуть было не расстреляли французы и спасли русские партизаны. Именно война заставляет Пьера взглянуть другими глазами на себя и других, почувствовать свою близость к простому народу.

Ощущение «потребности жертвы и страдания» во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Истинные патриоты на полях сражений

Нельзя, говоря о теме патриотизма в «Войне и мире», не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах.

Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова. Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность «в длинном сюртуке на огромном толщиной теле», «с сутуловатой спиной», «с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице» – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой. Толстой подчёркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов. Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.

Ложные патриоты в романе

Истинным патриотам Толстой противопоставляет патриотов ложных, которым нет дела до общей беды, и которые пытаются извлечь из неё собственную выгоду.

Так, обычной жизнью живут посетители салона Шерер. Она устраивает приём даже в день битвы при Бородино. Патриотизм хозяйки модного салона проявляется только в том, что она мягко журит тех, кто посещает французский театр.

«Лжепатриоты» находятся и среди штабных офицеров. Среди них Борис Друбецкой, который благодаря своей пронырливости «сумел удержаться при главной квартире». Берг, который патетическим тоном произносит пламенную речь перед графом Ростовым, а затем начинает выторговывать у него «шифоньерочку» и туалет «с англицким секретом». И, конечно, граф Ростопчин, которой своим призывами и пустой деятельностью обрёк на гибель тысячи людей, а потом, отдав на растерзание разъярённой толпе сына купца Верещагина, бежит из Москвы.

Заключение

В заключение сочинения по теме патриотизма в романе «Война и мир» необходимо сказать, что Толстой сумел показать читателю, как должен вести себя настоящий патриот своей Родины в час грозящей ей опасности.

Тест по произведению

Главная тема романа - тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия.

Полумиллионная армия, возглавляемая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства.

Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие французские войсковые соединения. В той войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты надевали чистые рубашки и не пили водку. Для них это был священный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но "выигранное сражение" не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни.

Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен французов. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда. Подлинным полководцем народной войны показал себя М.И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться в происходящих событиях были активными, правильно рассчитанными, глубоко продуманными. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично понимал превосходство русского войска над французским. Создавая свой роман "Война и мир", Л. Н. Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма.



Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Толстой начал свое повествование с первых столкновений русской армии с французами в 1805 г., описав Шенграбенское сражение и битву при Аустерлице, где русские войска потерпели поражение. Но и в проигранных сражениях Толстой показывает настоящих героев, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Мы встречаем здесь героических русских солдат и мужественных командиров. С большой симпатией Толстой рассказывает о Багратионе, под предводительством которого отряд совершил героический переход к деревне Шенграбен. А вот другой незаметный герой - капитан Тушин. Это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Он совершенно не способен к соблюдению парадного военного устава, что вызвало недовольство начальства. Но в бою именно Тушин, этот маленький, неприметный человек, показывает пример доблести, мужества и геройства. Он с горсткой солдат, не зная страха, удерживал батарею и не покинул своих позиций под натиском неприятеля, не предполагавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Внешне неказистым, но внутренне собранным и организованным предстает в романе и ротный командир Тимохин, рота которого «одна удержалась в порядке». Не видя смысла в войне на чужой территории, солдаты не ощущают ненависти к противнику. Да и офицеры разобщены и не могут донести до солдат необходимость сражаться за чужую землю. Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело - война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.

После вступления наполеоновской армии на территорию России против врага поднялась вся страна. На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы, мастеровые, дворяне. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» все и все поднялось против врага. Крестьяне и купцы отказывали в снабжении французской армии. Их девиз: «Лучше уничтожить, но не дать врагу».

Вспомним купца Ферапонтова. В трагическую для России минуту купец забывает о цели своей повседневной жизни, о богатстве, о накопительстве. И общее патриотическое чувство роднит купца с простыми людьми: «Тащи все, ребята... сам запалю». С действиями купца Ферапонтова перекликается и патриотический поступок Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы.

Она заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненных. Это были новые отношения между людьми перед лицом общенациональной опасности.

Интересную метафору использует Толстой для изображения действий двух армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя какие могут быть правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав, что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и начинает "дубасить", "гвоздить" противника. Игрой не по правилам называет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые "не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его", тому Тихону Щербатому из села Прохоровского, который в партизанском отряде Давыдова "был самым полезным и храбрым человеком". Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным.

Патриотизм –чувство объединяющее.

настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

В романе «Война и мир» Толстой показывал борьбу русской армии с французскими захватчиками. Понять отношение русского народа к этой войне и захватчикам нам помогает сцена сжигания лавок купцом Ферапонтовым.

Этот купец оставался в Смоленске до последнего. Он не верил в то, что город сдадут врагу. Когда через город стали проходить отступающие русские полки, Ферапонтов не желал уходить из города. Он даже побил свою жену за то, что та хотела бежать с детьми из Смоленска. Всю серьезность положения он понял только после того, как осколком снаряда ранило его кухарку.

Как все православные люди он отправился на молебен в собор. Когда Ферапонтов вернулся домой, он увидел, что его лавку опустошают солдаты. Он хотел прогнать солдат, а потом призвал всех разбирать запасы в лавке, чтобы они не достались врагу. Как мы узнаем позже, он поджог свой амбар с запасами зерна.

Ферапонтов это купец, который умеет ценить свое имущество. Но в тот момент, когда он понял всю безнадежность положения Смоленска, он решил, что лучше пусть его имущество разграбят русские люди, чем оно достанется французам. Это своего рода самопожертвование. Очень многие русские люди шли на этот шаг в ходе войны. Именно поэтому мужики жгли сено для лошадей, сжигали свои деревни крестьяне. Народ делал все для того, чтобы французской армии нечем было поживиться на русской земле.

Этот эпизод Толстой ввел в роман, чтобы показать силу народного духа и самопожертвования.

Князь Николай Андреевич Болконский , отправляя в Смоленск своего управляющего Алпатыча, дал ему только обычные хозяйственные поручения. Но княжна Марья, по совету Десаля, послала с Алпатычем письмо к губернатору «с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы». Мы уже видели, что Толстой. почти никогда не описывает войну от себя, своими глазами. Мы видели битвы глазами Николая Ростова и Андрея Болконского, мы увидим Бородино глазами Пьера – так и теперь мы подъезжаем к Смоленску, под которым уже стоят французы, вместе с Алпатычем. Он волей-неволей выслушивает купца Ферапонтова; у которого всегда останавливается в Смоленске. На сообщение, что «все француза боятся», Алпатыч отвечает, ках князь: «Бабьи толки, бабьи толки!» Его волнует одно: погода хорошая, упускается «дорогой день для уборки хлеба».

Купец Ферапонтов только один раз появится на страницах романа, но то, что с ним произойдет, поможет нам понять Наташу, и Андрея, и Петю, и всех людей, которые вче-жили в мире, а сегодня живут на войне. Владелец дома, постоялого двора и мучной лавки, «толстый, черный, красный сорокалетний мужик с толстыми губанами, с толстой шишкой-носом, такими же шишками над чертами, нахмуренными бровями и ТОЛСТЫМ брюхом» – таков Ферапонтов. Не правда ли, мало симпатичный мужчина? Толсти нарочно рисует его таким: не живот у него, а «брюхо», по нос, а шишка; в трех строчках четыре раза повторено слово «толстый»; сам он «черный, красный», и первые же его слипа – о деньгах: «Мужики по три рубля с подводы просит – креста на них нет!» Жена умоляет его уехать из Смоленски: «Не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, иееъ уехал; что, говорит, мы-то?» – Ферапонтов не хочет ехать ни за что, не хочет оставить добро, он избил жену Ш ее просьбы: «Так бил, так волочил!»

единственное, что интересует Ферапонтова: как бы не «им л «тип» по семь рублей за подводу (вчера было по три, сегодня уже по семь!); его мучит зависть к купцу Селиванову, выгодно продавшему муку в армию. И вот Алпатыч выезжает с ферапонтовского двора. «Вдруг послышался странный звук дальнего свиста н удара, и вслед затем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла». Это было начало. «С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе». Если бы мы видели все это глазами князя Андрея или его отца, мы бы сразу поняли, что началось бомбардирование города из множества орудий. Но за нас смотрит Алпатыч, и он ничего не понимает; вокруг него людям только любопытно, даже весело – до той самой секунды, когда «засвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что-то и застлало дымом улицу». Так увидели Алпатыч и женщины, стоявшие в воротах. Но это что-то, похожее на птичку, раздробило бедро любопытной кухарке – тогда только люди поняли, что происходит.

Уже идут по улице русские солдаты, оставляющие город; уже офицер кричит Алпатычу: «Сдают город, уезжайте, уезжайте!» – ив это время в лавку Ферапонтова врывается несколько солдат. Они «с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время… в лавку вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волосы, захохотал рыдающим хохотом.

  • – Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу…
  • – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор».

Он остался тот же – черный, красный, с толстым брюхом, хитрый купец, умеющий из всего извлекать выгоду. Но в его крике: «Не доставайся дьяволам!», в его рыдающем хохоте: «Сам запалю» – будущий пожар Москвы и погибель Наполеона, потому что настал миг, когда купец Ферапонтов думает не о деньгах и товарах, а о России. Может, он и не думает о ней, но чувствует за нее – так, как чувствуют в этот час все.

Уже горят дома и лавки, подожженные такими же хозяевами, как Ферапонтов, и люди несут «из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна», чтобы зажечь еще что-то, чтобы не досталось французам. Не может в эту минуту произойти ничего удивительного что Алпатыча вдруг окликает князь Андреи, освещенный пламенем пожара, – даже это не странно: здесь должен быть князь Андрей, «в плаще, верхом на вороной лошади», с бледным и изнуренным лицом; он должен во г так, «приподняв колено… писать карандашом» записку от