В отличие от последующих примеров это занятие является неструктурированным, состоящим из отдельных упражнений.

«Цвет моего настроения». Упражнение подходит для получения диагностической информации. Его можно применять при создании малых групп из участников, сходных по эмоциональному состоянию в ситуации «здесь и сейчас».

Пространство кабинета условно делится на 8 «люшеровских» цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани соответствующей окраски.

Каждому участнику предлагается погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению. В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.

После обмена впечатлениями в общем круге упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые изменят «цвет своего настроения». Важно корректно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние. Выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией (Собчик, 2003).

Для получения дополнительной информации желательно заранее заготовить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник выбирает и цвет настроения, и соответствующую фигуру. Такой знак прикрепляется к одежде и служит для психолога своеобразным индикатором. Изменения в эмоциональном состоянии фиксируются посредством добавления новых знаков другого цвета и/или формы к уже имеющимся.

«Образ и пластика настроения». Для выполнения этого упражнения потребуется запасти достаточное количество пластилина или цветного теста. Тесто – более подходящий и безопасный материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также для детей с нарушениями развития. Упражнение полезно в терапии агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов.

Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму. Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город»,

«Пластилиновый рай» и т. п. Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры участники придумают самостоятельно.

Участники объединяются в группы по цвету настроения, и каждый рассказывает историю о своей скульптуре. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция.

Пластичность материалов позволяет многократно изменять свое произведение и, соответственно, «подправлять» эмоциональное самочувствие. Образно говоря, негативные эмоции могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой – созданием единого разноцветного «Шара настроений» из отдельных пластилиновых фрагментов.

В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:

1. изобразите какое-либо настроение (или свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.);

2. создайте образы своего «Я» (или субличности);

3. с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей личности;

4. используя любые формы выражения чувств, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе. Лепка из пластилина, теста, глины – созидательные изменения формы и символического смысла художественных образов – является эффективным средством моделирования в иной системе координат нового образа «Я», продуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности.

«Раскрашиваем чувства». Упражнение желательно провести в два этапа. Сначала участникам предлагается на листах бумаги формата А4 абстрактно, посредством линии и формы, изобразить простым карандашом самые яркие чувства, которые им наиболее известны из собственного опыта. В работе с тревожными и замкнутыми детьми лучше использовать больший формат (A3) и художественный уголь или сангину. Название изображенного чувства записывается на обратной стороне листа. Потом участники раскрашивают рисунки, выбрав для каждого образа соответствующий цвет.

Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Оно особенно полезно в работе с детьми, которые плохо справляются со своими сильными эмоциями, склонными к агрессии или деструктивному поведению.

Задача психолога – побуждать участников искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Важно, чтобы ребенок понимал: допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни (Фопель, 1998).

Модификации упражнения «Раскрашиваем чувства». Для упражнения потребуется плотная бумага в рулонах (например, обратная сторона обоев), мелки, гуашь. Работа выполняется индивидуально каждым участником.

В самом простом варианте детям предлагается нарисовать силуэт человека в полный рост. Правдоподобность изображения человеческой фигуры обычно рассматривается как признак, связанный с самоидентификацией, ощущением схемы собственного тела.

Можно использовать пример Остапа Бендера и Кисы Воро-бьянинова. Участники группы разделяются на пары и, расположившись на устланном бумагой полу, по очереди обводят контуры головы, тела, рук и ног друг друга. Такое занятие обычно сопровождается яркой эмоциональной экспрессией, двигательной активностью и, в итоге, превращается в увлекательную, веселую, шумную игру.

С одной стороны, это способствует снятию мышечных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля.

С другой стороны, такая игра может стать трудноуправляемой, особенно в работе с расторможенными, гиперактивными детьми. К тому же искаженные, карикатурные контуры тела могут вызвать у «натурщика» чувства обиды, неловкости, агрессии и стать причиной внутреннего и внешнего протеста, существенным препятствием для самораскрытия на следующих этапах работы.

Чтобы избежать нежелательных эффектов упражнения, можно использовать шаблоны, изготовленные заранее. В этом случае основной акцент занятия смещается на самопознание, самоисследование.

После того как силуэт человека нарисован, в нем размещают различные чувства и раскрашивают их в соответствующие цвета.

Каждый сам выбирает содержание и способы воплощения замысла.

«Рисуем символами и абстракциями». Упражнение продолжает тему работы с определенным чувством. Варианты инструкций:

1. Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, создайте образ вины (горя, утраты, любви, счастья и др.).

2. Используйте краски, линии, формы, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья и др.).

3. Расскажите о своем чувстве вины (злости, ревности и др.) языком символов.

4. С помощью символов и абстракций нарисуйте, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым (покинутым, любимым и т. д.). Затем нарисуйте картину, отражающую ваше состояние, когда вы счастливы (огорчены, обижены). Далее предлагается проанализировать полученный опыт.

Распространенная в арт-терапии процедура «Что ты видишь?» – обдумывание и обсуждение ответа на вопрос «Что ты видишь на своем рисунке?» – поможет выяснить собственные ассоциации и представления автора рисунка. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства. Какие признаки свидетельствуют, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости (печали, чувства вины, обиды)? Какой эпизод вы представляете себе, когда рисуете чувство счастья (горя, ненависти)?

Подобные тематические задания располагают к высокой степени открытости в группе. Поэтому психологу особенно важно помнить о бережном отношении к индивидуальности каждого участника занятия и проявлять заботу о его психологическом состоянии.

Техника 2. «Рисуем круги»

Это занятие подходит для начала и завершения курса арт-те-рапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Оптимальное число участников – 14–16 человек (две малые группы). Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительные средства.) Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Настройка – упражнение «Рисунок по кругу». Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветовые пятна и передает эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Индивидуальная работа. Займите место за одним из столов. При желании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумажного полотна.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется. Нарисуйте рядом с ним еще один-два круга, любого размера и цвета. Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Те, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, положение своих кругов в пространстве бумажного полотна, могут сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите нарисованные вами группы кругов контурами. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами – придайте им индивидуальность.

Коллективная работа. Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что-нибудь в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и т. д. Перед этим договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Этап вербализации и рефлексивного анализа. Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, при желании зачитывает вслух то, что ему написали другие участники.

Техника 3. «Рисуем деревья»

Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Оптимальное число участников – 8-12 человек.

Пространство арт-терапевтического взаимодействия следует организовать так, чтобы в помещении получились три условных круга: свободная от мебели территория, на которой можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (по числу присутствующих на занятии); расположенные по кругу столы для работы. Для младших детей при работе с красками необходимо предусмотреть спецодежду.

Материалы: масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, бумага формата А4, большой лист ватмана (больший терапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса). Аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

Настройка. Участникам предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, – по желанию). Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние «здесь и сейчас». Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.

Оксана Симанкова
Конспект занятия «Нарисуй настроение»

Конспект занятия «Нарисуй настроение »

Цель

Материал : бумага, акварельные краски, игрушки.

Ход занятия:

Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы отправиться в веселое путешествие. Садимся в наш паровозик и отправляемся. Это не простой паровоз. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровозом? Отлично! После того, как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя.

Наш поезд останавливается на станции «Художественная» . Все, кто прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художники и художницы. Садитесь за столы и начнем творить.

Игра «Продолжи рисунок»

Цель : развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры:

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу , мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Педагог : У вас замечательно получилось! Но посмотрите, что это такое черное и страшное, похожее на тучу, надвигается на наши рисунки? Это Мадам «Клякса» , которая хочет их испортить. Давайте с помощью карандашей попробуем ее исправить в веселые рисунки.

Игра «Клякса»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Материал : листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры:

По этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Педагог : Какие вы молодцы! Справились с нехорошей кляксой. Ну а теперь настало время разминки .

Физкультминутка

Выполняем упражненье,

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками, руки не меняются)

Педагог : А теперь запрыгиваем в поезд и едем дальше. Следующая станция «Выдумляндия» .

Игра «Оживление предметов»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Игра «Так не бывает!»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут : «Так не бывает!» .

Педагог : И вот мы приехали на станцию «Конечная» , где нас ждет заключительное приключение.

Игра «Новое назначение предмета»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету) . Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Педагог : Замечательно! На этом наше занятие заканчивается . Я была рада всех видеть. До свидания.

Публикации по теме:

Тема: «Наше настроение». Задачи: формировать понятие «настроение»; Беседа по теме: - Ребята, какое бывает настроение? - Вспомните, пожалуйста,.

Конспект занятия «Наше настроение» Цели: освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений. Задачи: развивать.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Нарисуй такую кошку, которая бы удивила мышку» Задачи: - закрепить умение рисовать животное (кошку); - упражнять в умении рисовать контур животного простым карандашом (без сильного нажима);.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Настроение небес» Программное содержание Цель занятия: Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально – ценностного) отношения к миру, формирование.

Конспект по рисованию в первой младшей группе «Нарисуй пушистый снег» Конспект по рисованию в первой младшей группе Тема: «Нарисуй пушистый снег» Программное содержание: закреплять навыки рисования красками.

Рисование осеннего пейзажа поэтапно

Мастер-класс по рисованию. Пейзаж-настроение «Поздняя осень»


Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для детей от 10 лет, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для участия в конкурсах, выставках, украшения интерьера или в качестве подарка.

Цель: выполнение пейзажа на тему «Поздняя осень»

Задачи:
развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени;
формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью;
воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

Для работы нам понадобятся: альбомный лист, акварель, стаканчик для воды, кисточки различной толщины и жесткости (белка или пони № 4, №2; щетина № 8), восковые карандаши.


Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь… увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы…
Еще неделька – и морозы
К нам грозно с севера придут.
(М. П. Чехов)

Поздняя осень. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Обычно в этот период льют бесконечные дожди, почти не выходит солнце, не поют птицы, дни выглядят серыми, начинает раньше темнеть. Деревья стоят уже совсем голые, листья облетели. Небо нависает низко серыми тучами. Но и поздней осенью бывают очень приятные дни. Вдруг прекращается дождь и немного теплеет, над землей клубится туман. Дышится легко…

Сегодня я предлагаю нарисовать пейзаж, который передает настроение поздней осени, о которой нам поведал в своих стихах Александр Сергеевич Пушкин:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…

Для рисунка возьмем тонированный картон серо-голубого оттенка. Черным восковым карандашом нарисуем основу нашего пейзажа.

Начнем с дерева. Нарисуем ствол и ветки.


Наметим линию горизонта.


Нарисуем дом.


Вокруг дома, забор.


Прорисуем детали дома: окна, крышу.


На ветках деревьев нарисуем несколько крупных листочков.



Нам земле также добавим несколько листочков, а на переднем плане – небольшую лужу.


На небе прорисуем тучи.


Этап второй: акварельными красками закрашиваем рисунок.
Начнем с заливки фона. Чтобы получить размытые тона используем прием тонирования бумаги по-сырому.
Хочу напомнить вам прием тонирования по-сырому. Лист бумаги смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка. Наносим так, чтобы границы краски соприкасались, даже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта.
При рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды будем использовать серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю… гамму красок.
Для заливки неба будем использовать фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.




Закрашиваем ствол дерева. Для этого берем черную акварель, умбру натуральную и сепию.


Заливаем нижнюю часть рисунка. Для осенней пожухлой травы используем умбру натуральную и сиену жженную.



Закрашиваем дом. Для стен используем охру золотистую и сиену натуральную; для крыши – краплак красный темный и сепию.





Делаем прорисовку заднего плана. Для этого возьмем кисть с жесткой щетиной и методом «тычка» нарисуем деревья.



Короткими штрихами задаем текстуру травинок на переднем плане.



Охрой золотистой закрасим листья на дереве и на траве.


Черной краской оттеним листву деревьев и подчеркнем текстуру ствола ближнего дерева.


Для лужи возьмем те же краски, что и для неба: фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.



На этом можно и закончить рисунок, но я предлагаю третий этап: прорисовать детали рисунка восковыми карандашами.
Черным восковым карандашом подчеркнем серые тучи.


Вводим черный, темно-синий и фиолетовый карандаши в верхней части неба. Штрихи кладем горизонтально, легко. Подчеркивая, а не перекрывая текстуру краски.



Черным карандашом подчеркнем ствол и ветви дерева.



Введем темно-зеленый карандаш в траву.


Желтым карандашом подчеркнем тени на стенах дома.



Посмотрев внимательно на рисунок, видим, что не хватает листвы на дереве. Поэтому берем кисть с жесткой щетиной и охру золотистую и, методом «тычка» наносим краску на крону дерева и под деревом.



Теперь работа закончена, можно вставить ее в рамку.

Цвет воздействует на наши чувства и пробуждает эмоции, о чем свидетельствуют такие выражения как "побагроветь от ярости", "зеленый от зависти", "почернеть от горя", "видеть в розовом свете". Это означает, что выбор цвета определяет, какой будет казаться картина: теплой и уютной, прохладной и освежающей или энергичной и драматичной. Зная, как цвета сочетаются и взаимодействуют друг с другом, можно передавать в картине такие чувства, как волнение и спокойствие.

Выбор цвета для передачи эмоций

Теплые цвета (красные, желтые, оранжевые) передают энергию и возрождение. Я беру теплые цвета, когда хочу выразить страсть и другие положительные эмоции. Холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовые) действуют более расслабляюще и успокаивающе. Я выбираю холодные цвета для выражения чувства умиротворения и спокойствия. Сочетание контрастных (дополнительных) цветов (прямопротивоположных друг другу, если расположить их по кругу) создает наибольшее напряжение. Когда я хочу получить эффект движения или дрожания, то пользуюсь схемой дополнительных цветов. На примере приведенной здесь картины с цветами я хотела показать, как можно передать красками разные настроения в одном сюжете.

Цветовая схема. Цветовой круг

Цветовой круг- это вспомогательная визуальная схема, показывающая, как цвета сочетаются друг с другом- теплые и холодные, основные, или первичные (красный, желтый, синий), и вторичные (оранжевый, зеленый, фиолетовый); дополнительные, или контрастные (синий, оранжевый). Цветовой круг удобен при выборе цветовой гаммы для картины.

Холодные цвета

Холодные цвета: состояние спокойствия. Для этих ирисов я выбрала холодные синие, зеленые и фиолетовые краски. Обратите внимание на ощущение спокойствия, которое передано на этом рисунке. Мне нравится свежая прохладная палитра красок для изображения четких очертаний лепестков и листьев.

Теплые цвета

Теплые цвета: ощущение возбуждения. Здесь я выбрала широкую гамму желтых и красных цветов для гладиолусов. Такая преобладающая теплая палитра создает ощущение жаркого летнего дня. Используйте теплые цвета, когда хотите передать яркое и радостное настроение.

Более контрастные дополнительные цвета

Более контрастные (дополнительные цвета): создание яркого впечатления. Здесь я искала сочетание желтого и фиолетового. Есть что-то магическое в такой контрастирующей комбинации цветов. Краски действительно оживляют друг друга, создают картину завораживающей, останавливающей взгляд.

Смешивание красок

Хотя можно смешивать краски и на палитре, прозрачность акварельных красок позволяет наносить их слоями и смешивать прямо на бумаге. При этом создается новый эффект.

Можн наносить сырую краску на сухую или сырую на сырую. Поэкспериментируйте с наложением красок друг на друга, чтобы увидеть разные эффекты. Попробуйте нанести два основных цвета и получить вторичный цвет. Смешайте вместе два дополнительных цвета и посмотрите, как они нейтрализуют друг друга или дают тусклый, сероватый оттенок. Попробуйте разные цветовые комбинации и разные методы нанесения красочных слоев, чтобы почувствовать, как проявляют себя акварельные краски.

Определяем настроение по рисунку

Однажды ученые из Института психологии в Бонне провели занимательный эксперимент. Кропотливая работа над ним шла целый год. Все это время ученые пытались выявить связь между бессознательными рисунками людей (которые они изображали во время бесед по телефону и совещаний) и особенностями их характера.

В результате этого исследования ученые пришли к выводу, что по «бессознательным каракулям» можно создать примерный психологический портрет человека на текущий момент времени. Если вы тоже любите рисовать незатейливые фигурки во время телефонных бесед и ряда других дел, то можете прямо сейчас проверить, насколько эти рисунки выдают ваши личностные особенности и жизненный настрой. Для этого рассмотрим наиболее распространенные варианты бессознательного творчества.

Звезды
Такие люди всегда хотят быть в центре внимания. Если у звезды больше пяти концов, то это говорит о сильных переживаниях человека. А вообще звезды (а также луна) - это любимые рисунки прирожденных начальников, людей, обладающих сильной волей. Кроме того, подобные картинки могут говорить об эгоизме.

Домики
Такие рисунки присущи одиноким людям, тоскующим по домашнему уюту. Обычно эти люди очень аккуратны, они любят во всем соблюдать порядок и дисциплину. Это помогает им всегда достигать поставленных целей. Иногда домики рисуют личности, у которых возникли серьезные проблемы в семейной жизни.

Треугольники и квадраты
Любят рисовать люди, обладающие твердым характером. Вообще, углы в рисунках говорят о том, что их авторы - прямолинейные люди, которым не свойственно скрывать свои истинные чувства. Кстати, считается, что чем больше углов - тем напористее человек. А вот если углы связаны в непрерывную цепочку (например, рисунок изображает скалы или елку), то человек желает избежать выполнения неприятной для него работы, но не знает каким образом это сделать.

Круги
Обычно рисуют люди, считающие себя несправедливо обделенными чем-либо: вниманием, деньгами, любовью и т. д. Чем больше кругов - тем сильнее это неприятное чувство.

Волнистые линии
Изображают люди, озабоченные решением какой-либо сложной проблемы. Чем выше волна - тем серьезнее проблема.

Спирали
Рисуют люди, зацикленные на самих себе. Чужие проблемы таких людей, как правило, не интересуют. Также спирали могут говорить о том, что в жизни человека наступили тяжелые времена.

Цветы
Любят изображать романтики. Нарисованные цветы сигнализируют о том, что человеку не хватает в жизни теплых, доверительных отношений. Острые лепестки или листья цветов говорят о склонности к излишней драматизации жизненных событий.

Решетки
Обычно рисуют люди, которые в настоящий момент времени попали в какой-либо жизненный переплет. Как правило, решетка или сетка говорит о неразрешенной проблеме. Однако если в конце рисунок был обведен - это значит, что неприятная ситуация близится к завершению или уже благополучно разрешилась.

Животные
Вообще животные характеризуются по тем качествам, которые им бывают присуще в сказках. Например, если «художник» изобразил лису - скорее всего он хочет кого-то обмануть, нарисовал льва - ощущает свое превосходство над другими и т. д. Также здесь стоит отметить, что красивые веерообразные плавники и хвосты у рыбок, а также крылья у птичек свидетельствуют о легком, даже немного игривом характере человека.

Солнышки и облака
Любят рисовать люди солнечные и позитивные. Это метатели, обладающие безудержной фантазией. Однако если облака сильно закрывают солнце - это говорит о каких-то проблемах в жизни человека.

Повторяющиеся узоры
До бесконечности повторяющийся мотив говорит о наступлении периода однообразия в жизни человека. Тем не менее, именно эти люди в текущий момент времени более всего склонны к совершению экстравагантных поступков.

Знаки препинания
Абсолютно любые знаки препинания (точки, тире, знаки вопроса и др.) свидетельствуют о чрезмерном любопытстве человека.

Глаза
Обычно рисуют люди, которые в настоящее время склонны к самокопанию и самокритике. Такой рисунок свидетельствует о том, что человек настойчиво пытается разобраться в себе или в сложившейся ситуации.

Губы
Как правило, рисуют чувствительные, творческие натуры. Они нуждаются в повышенном внимании к собственной персоне. Если в таком рисунке отчетливо проглядывают зубы, то вероятно человек настроен агрессивно.