Тема сочинения: Своеобразие народного характера в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ответы:

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности. В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…». Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»). На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах. Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее): Так к делу приобыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая: … Пора чудесная! Нет веселей, наряднее, Богаче нет поры!

I вариант

«Я лиру посвятил народу своему», — эти слова из некрасовской «Элегии» давно стали хрестоматийными. Вершиной и итогом ос-мысления жизни народа в некрасовском творчестве, безусловно, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В истории жизни отдельных героев — Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина, бога-тыря Савелия — представлена история страны. Панорама народ-ных бедствий потрясает воображение. Даже топографические наи-менования говорят сами за себя. Мужики-правдоискатели собра-лись из таких деревень:

Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы ра-зорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Гоудь впалая, как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он...

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест.

У каждого крестьянина Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается...

Некрасов не идеализирует крестьянскую Русь. Многие годы «крепи», «холопства» сделали Русь «убогой» и «бессильной». Порочные стороны — пьянство, невежество, дикий быт — не затушеваны поэтом-гражданином. Особенно ущербными показа-ны бывшие дворовые, развращенные и отравленные рабством. Въевшееся в кровь, изменившее психологию холопство вызывает гнев и стыд:

Люди холопского звания — Сущие псы иногда! Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Н. А. Некрасов не только говорит об образе жизни народа. Он рисует народ изнутри, показывая его душу, нравственность. Огром-ный потенциал русской нации основан на веками устоявшихся нрав-ственных законах. Таково народное представление о счастье: «по-кой, богатство, честь». «Покой» — внутреннюю гармонию — дает чистая совесть (примеры тому — покаяние Ермила Гирина, песни и легенды о «грехе»). «Богатство» — достаток — дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. «Честь» — уважение, любовь, сострадание — проявляются в самых различных ситуациях в поэме.

Поэма сохраняет фольклорные традиции, народный язык. В народном творчестве, как в зеркале, отражается духовная жизнь нации, ее мысли, надежды. Связь поэмы с фольклором прояви-лась в сюжете, похожем вначале на сказку. Сказочна чудесная птичка, говорящая по-человечески, скатерть-самобранка, сделав-шая возможными поиски счастливого. Некрасов использует раз-личные приемы устного народного творчества: постоянные эпи-теты («сыра земля», «ветры буйные»), отрицательные сравнения («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачины, повторы, гиперболы.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представ-ляет собой широкое полотно народной жизни, выявленной в це-лом ряде ярких, запоминающихся, достоверных сцен. В этих сце-нах — гнев и радость, печаль и жалость, они окрашены в тона беспо-щадно бичующей сатиры или легкого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

II вариант

Во многих произведениях Некрасова русский крестьянин вы-ступает как! собирательный образ всего народа. Но поистине гим-ном России и русскому народу можно считать поэму «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведении автор попытался со-здать своеобразную «энциклопедию русской души». И, похоже, это ему удалось. Некрасов ярко, красочно, глубоко, с огромной любовью рисует образ русского народа, придавая особенное зна-чение таким достойным человеческим качествам, как честность, искренность, благодушие, доброта, участливость.

Русский крестьянин загадочен и своеобразен: упрям, «что бык», силен («Ходил, ободья пробовал: прогнул один — не нравится, про-гнул другой, потужился...»), задирист и горяч:

Гляди — уж и вцепилися! Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку...

Трудолюбив, бережлив, неприхотлив в желаниях: «хлеб да вода — вот наша мужицкая еда». Добрый, щедрый, сплоченный — чужое горе все равно, что свое («Крестьянство раскошелилось, несут Ер- милу денежки, дают, кто чем богат»). Ему присущи глубокая рели-гиозность («Нет, ты нам не дворянское, дай слово христианское»), смирение («Я не ропщу, что бог прибрал младенчика») и суевер-ность («Что на роду написано, того не миновать!»).

Особую выразительность изображению русского характера при-дает описание ярмарки, где русский мужик раскрывает все свои ка-чества, и добрые, и худые:

Докуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные, И стоном стон стоял!

Однако в этих картинах не чувствуется отвращения к русскому пьянству, а констатируется неизбежный горестный факт. Крестья-нин пьет, потому что «у каждого крестьянина душа, что туча черная», а вместо того, чтоб «громам греметь оттудова», идет по «жилам ча-рочка», и свершается чудо: «и рассмеялась добрая крестьянская душа!» Пьянство не народное бедствие («У нас на семью пьющую непьющая семья»), а способ расслабления, в какой-то мере даже спа-сение («Не белоручки нежные, люди мы великие в работе и гульбе»).

Главный герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - русский народ. Это собирательный образ в котором прорисованы персонажи и в тоже время воссоздается коллективный образ народа.

На страницах произведения перед нами проходит целая галерея самых разнообразных представителей крестьянского мира. Среди них и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Здесь и мужик с серьгой, мужик со скалкой, мужик с ободьями, бабы, девки, беременная женщина с ребенком, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, жнецы, корежницы, старообрядка злющая, странники и богомольцы. Это шумное, пестрое, воистину «народное море». По своему социальному положению и роду занятий представители народа в поэме относятся к нескольким группам: крестьяне-землепашцы, рабочие, ремесленники, дворовые, солдаты, ямщики.

В зависимости от отношения представителей простого народа к крепостной зависимости, тоже можно выделить несколько групп. Например, некоторые крестьяне считают свое рабское положение оправданным и холопствуют перед своими барами. Это мужики-предатели, такие как староста Глеб и Егорка Шутов, и «люди холопского звания»: Сидор, Яков верный, Ипат, раб Переметьева. В прозвищах этих людей уже чувствуется их отношение к жизни. Для крестьян самый страшный грех - предательство по отношению к народу. Такое предательство совершил «злодей» староста Глеб, которому умирающий адмирал доверил золотой ларец, содержащий волю для восьми тысяч крестьян, а он сжег завещание. Нет народного прощения этому Иуде. Предательство другого рода осуществляет Егорка Шутов. Он шпион и доноситель, ему тоже нет прощения, и потому крестьяне четырнадцати деревень прогоняют его через селения, ругая «гнусь-человеком» и избивая. Есть и такие крестьяне, которые в своей привычке к рабству доходят до абсурда. Например, мужик Сидор, даже попав в острог, продолжает исправно высылать оттуда барину оброк. А о Якове верном, холопе примерном, народ даже сложил притчу. Этот мужик духовно предан своему барину-паралитику до такой степени, что «в отместку» за нанесенные обиды завез барина в густой лес и на его глазах повесился. К сожалению, такие примеры взяты из жизни. Духовное холопство было распространенным явлением в те годы, и многие гордились тем, что были у своих бар любимыми рабами, а их жены любимыми рабынями. Так, и лакей Ипат даже после объявления крестьянской свободы по-прежнему дорожит тем, что «у князей У тятиных холоп».

Были в общей массе и такие, которые не принимали своего рабского положения. Например, Агап Петров кипит лютой ненавистью к помещикам, он отказывается от уготованной ему роли комедианта в вотчине князя Утятина, укоряет других мужиков, принимающих участие в потехе. Но бунт Агапа был сломлен, стоило только бурмистру напоить его до бесчувствия. Или Игнатий Прохоров, крестьянин, занимавшийся извозом, клеймит старосту Глеба за предательство, но и только. Староста Влас убежден, что барина следует хвалить лишь в гробу, но он полон отчаяния и лишен веры в добро. Клим Лавин тоже не идет дальше обличения бар, чиновников и солдатчины, а Калинушка, упомянутый в песне «Барщинная», никогда не забудет своего голода, барских плетей, «вспоротой шкуры», но самое большее, на что он отважится, - это потопить свое горе в вине.

Странники-правдоискатели неудовлетворены своим положением, и эта неудовлетворенность крепнет по ходу сюжета, но и они еще не готовы участвовать в активном выступлении.

Яким Нагой натерпелся за свою жизнь и нищеты, и непосильного труда. У него непокорный нрав, он верит в народ, защищает интересы крестьян, становясь своеобразным трибуном. В нем уже пробуждается сознание человеческого достоинства, но он «до полусмерти пьет», и вспышки гнева так же быстро угасают.

Еще одна группа персонажей - те, кто восстает против притеснения и становится борцом за народные права. Это старообрядец Кропильников, гневно обличающий угнетателей и призывающий народ не подчиняться им. Жизнь его проходит в острогах. Ермил Гирин честный, бескорыстный правдолюбец, он является хранителем народных обычаев. Он открыто вступает в схватку

купцом Алтынниковым, активно отстаивает интересы народа, участвуя в бунте крестьян деревни Столбняки. На совести разбойника Кудеяра много преступлений, но он замаливает свои грехи, а потом совершает отмщение за издевательства над крестьянами, убивая пана Глуховского.

Наиболее ярко и подробно обрисован образ Савелия Корчагина. Этот «святорусский богатырь» наделен чертами былинного богатыря. Мы видим его мощь и удаль, он вступает в единоборство с медведем, не пугают его и розги Шалашникова, он мужественно переносит каторгу и поселение. Савелий презирает рабскую покорность односельчан, а его образ становится символом возможностей крестьянства. К. И. Чуковский считал, что образ Савелия Корчагина «принадлежит к числу наиболее монументальных» из всех образов, созданных Некрасовым.

Народные черты воплощены в образе Матрены Тимофеевны. Это крестьянка узнала и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, но не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость.

Обобщенное изображение народа в эпопее Некрасова - это нищета и бедность крестьян, их голодная жизнь. Вспомним хотя бы названия «смежных деревень», откуда родом семеро правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Не-елово... Целыми деревнями мужики выходят осенью «на попро-шайство», «как на доходный промысел». Мы видим изнурительный труд крестьян, их бесправие и угнетение, рекрутчину. Но мы видим также и отзывчивость простого народа к чужим страданиям, просыпающееся в нем чувство собственного достоинства, душевное благородство, трудолюбие, тягу к прекрасному и стремление к новой, свободной жизни. И если готова «такая почва добрая», то игом рабства долгого «еще народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь».

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.

В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…».

Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»).

На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах.

Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее):

Так к делу приобыкла я…

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая:

… Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит:

В рабстве спасенное, сердце свободное,

Золото, золото, сердце народное.

Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы – «Савелию, богатырю святорусскому». Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой. Этот «счастливец» двадцать лет провел на каторге. Пострадал он за общее дело, за правду - стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. «Клейменный, да не раб», - с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода – одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.

Прежде всего, Савелий – это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека. И поэтому Савелий назван именно «святорусским» богатырем. Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер:

За все страдное, русское

Крестьянство я молюсь.

Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания (Клим Лавин), тяготение к добровольному холопству (Ипат), узость мышления (Сидор), склонность к предательству (Глеб).

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

народа в поэме Н. А. Некрасова. «Я лиру посвятил народу своему», - эти слова из некрасовской «Элегии» давно стали хрестоматийными. Вершиной и итогом ос­мысления жизни народа в некрасовском творчестве, безусловно, является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В истории жизни отдельных героев - Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина, бога­тыря Савелия - представлена история страны. Панорама народ­ных бедствий потрясает воображение. Даже топографические наи­менования говорят сами за себя. Мужики-правдоискатели собра­лись из таких деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожай ка тож.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы ра­зорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он…

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается…

Некрасов не идеализирует крестьянскую Русь. Многие годы «крепи», «холопства» сделали Русь «убогой» и «бессильной». Порочные стороны - пьянство, невежество, дикий быт - не затушеваны поэтом-гражданином. Особенно ущербными показа­ны бывшие дворовые, развращенные и отравленные рабством. Въевшееся в кровь, изменившее психологию холопство вызывает гнев и стыд:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Н. А. Некрасов не только говорит об образе жизни народа. Он рисует народ изнутри, показывая его душу, нравственность. Огром­ный потенциал русской нации основан на веками устоявшихся нрав­ственных законах. Таково народное представление о счастье: «по­кой, богатство, честь». «Покой» - внутреннюю гармонию - дает чистая совесть (примеры тому - покаяние Ермила Гирина, песни и легенды о «грехе»). « Богатство» - достаток - дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим. «Честь» - уважение, любовь, сострадание - проявляются в самых различных ситуациях в поэме.

Поэма сохраняет фольклорные традиции, народный язык. В народном творчестве, как в зеркале, отражается духовная жизнь нации, ее мысли, надежды. Связь поэмы с фольклором прояви­лась в сюжете, похожем вначале на сказку. Сказочна чудесная птичка, говорящая по-человечески, скатерть-самобранка, сделав­шая возможными поиски счастливого. Некрасов использует раз­личные приемы устного народного творчества: постоянные эпи­теты («сыра земля», «ветры буйные»), отрицательные сравнения («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачины, повторы, гиперболы.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» представ­ляет собой широкое полотно народной жизни, выявленной в це­лом ряде ярких, запоминающихся, достоверных сцен. В этих сце­нах - гнев и радость, печаль и жалость, они окрашены в тона беспо­щадно бичующей сатиры или легкого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.