Соционика «Бальзак». В современной концепции типов личности тип «Бальзак» классифицируется как «ходячая энциклопедия». И прекрасные представительницы данного типа, и сильный пол, знают чего хотят от жизни с раннего возраста. Задача родителей «Бальзаков» поощрять и направлять их способности в нужное русло.

Соционика «Бальзак» – описание

Интуитивно-логический интроверт или тип «Бальзак» соционика включает в разряд интровертированных типов личности, склонных к тщательному самокопанию, погружению в свой внутренний мир. «Бальзак», он же Критик, смотрит на мир со скепсисом и долей пессимизма. Женщины и мужчины «Бальзаки» большие интеллектуалы, обладают потрясающей . В общении вежливы и тактичны.

Соционика «Бальзак» – подтипы

Педантичный тип «Бальзак» – соционика, классифицируя данного представителя проводит параллель с классификацией акцентуаций личности по К. Леонгарду, советскому психиатру. В соционике, «Бальзак» имеет 2 подтипа:

  1. Интуитивный (философ) – медлителен, созерцателен, колеблется в принятии важных решений, любит пространные размышления и философствовать о смысле жизни.
  2. Логический (эксперт) – ко всему критический и аналитический подход, признает лишь голые факты, компетентен во многих сферах.

Соционика «Бальзак» – функции

Тип «Бальзак» в соционике относится к третьей квадре, для него характерны следующие функции:

  1. Базовая функция – интуиция времени. Точно распоряжается временем, знает когда за что взяться, обладает тонким чутьем на то, что произойдет в ближайшее время.
  2. Творческая функция – деловая логика. Генерируют новые идеи и технологии с легкостью.
  3. Ролевая функция – сенсорика ощущений. Стараются произвести впечатление человека со стилем и вкусом, всегда могут посоветовать, где можно купить качественную одежду, вкусно поесть.
  4. Фоновая функция – структурная логика. Видит нарушение причинно-следственных связей, вообще любые несоответствия, которые другим при первом взгляде незаметны.
  5. Болевая функция – . Тяжело воспринимают шумные мероприятия, большой выплеск эмоций со стороны других людей, избегают конфликтов.
  6. Суггестивная функция – силовая сенсорика. Власть, деньги, масштабность проектов очень привлекательны для «Бальзаков».
  7. Активационная функция – этика отношений. «Бальзаки» ратуют за тактичное и вежливое взаимоотношение между людьми и всегда поддерживают тех, кто с ними солидарен в этом.
  8. Ограничительная функция – интуиция возможностей. Чаще это касается других людей окружающих «Бальзака», которым он говорит на их чаяния и творческие порывы «Это невозможно!» и ему верят и перестают стремиться.

Соционика «Бальзак» – плюсы и минусы

Известное выражение «наши недостатки – это продолжение наших достоинств» можно трактовать как «у всего есть оборотная сторона». Достоинства типа «Бальзак» соционика (качества присущи как мужчинам, так и женщинам данного типа):

  • высокоразвитая интуиция;
  • доброта и мягкость;
  • гармоничное чувство времени;
  • легко входит в резонанс с окружающими людьми;
  • тонко чувствует свое состояние и других;
  • умеет зарабатывать большие деньги и умело ими распоряжаться;
  • интересен как собеседник;
  • генератор идей;
  • обладает энциклопедическими знаниями;
  • интеллектуал;
  • тактичен и вежлив;
  • умеет заранее «считывать» перспективные тенденции будущего;
  • хороший семьянин.

Соционика «Бальзак» - минусы:

  • спокойствие часто воспринимается окружающими как холодность и отстраненность, иногда так и есть;
  • саркастический юмор;
  • очень обидчив;
  • тяжело переносит любую критику;
  • сомневающийся;
  • обладает упрямством и несговорчивостью;
  • больше указывает людям на их недостатки, чем на достоинства;
  • любит рьяно спорить.

Соционика «Бальзак» – профессии

«Бальзак» соционика девушка или юноша этого типа уже с раннего детства знают чего они хотят от жизни и стремятся преуспеть в жизни, они буквально «заточены» на деньги и получение материальных благ, очень прагматичны. Спектр специальностей для этого типа разнообразен, «Бальзаки» и мужчины и женщины талантливы в разных сферах. Профессии типа «Бальзак»:

  • банковский работник;
  • финансовый аналитик;
  • физик-математик;
  • историк;
  • археолог;
  • инженер;
  • адвокат;
  • прокурор;
  • юрист;
  • IT-специалист;
  • программист;
  • библиотекарь;
  • редактор текстов.

Соционика «Бальзак» – внешность

Стиль в одежде, прическа, походка, о многом может рассказать, в соционике, внешности тоже уделяется много внимания, что помогает систематизировать типы. Соционика «Бальзак» описание для женщины:

  • взгляд изучающий, печальный, нередко под глазами темные круги, как у утомленного невзгодами человека;
  • – от плотного до худощавого;
  • в одежде предпочитают неброский стиль (пастельные или темные оттенки ткани);
  • притягивают внимание своей загадочностью из-за того, что их сознание «блуждает» между мирами: реальным и потусторонним;
  • может быть как «неряхой», так и аккуратисткой.

Соционика «Бальзак» мужчина, типовое описание внешности:

  • его глаза с тонкой поволокой грусти;
  • волосы чаще длинные, собранные в хвост или распущены, но могут быть с короткой стрижкой;
  • губы слабо очерчены;
  • обидчивое выражение лица;
  • во всем внешнем виде царит небрежность и неаккуратность (касается мужчин, увлеченных и ушедших в свою работу «с головой»;
  • в одежде предпочитают темные оттенки (черный, синий);
  • сутулая спина;
  • фигура чаще плотная, грузная.

«Бальзак» соционика – мужчина

Наука соционика тип «Бальзак» мужчину описывает как обладающего незаурядными умственными способностями с самого детства. Иногда, при взгляде на «Бальзака» складывается впечатление, что это маленький мальчик-вундеркинд в теле взрослого мужчины. Его постоянная задумчивость скорее привлекает, чем отталкивает. «Бальзак» соционика, портрет мужчины:

  • схватывает все на лету;
  • скептик;
  • очень медлителен;
  • любит философствовать;
  • пессимистично настроен по большей части времени (называет это здравым смыслом);
  • не особо разговорчив, но если тема разговора представляет интерес, могут очень долго говорить;
  • юмор с сарказмом;
  • избегает бурного проявления эмоций.

«Бальзак» соционика – женщина

Можно скептически отнестись к разного рода описательным характеристикам людей, но если рассматривать любую классификацию как условную, общую, то что-то полезное можно вынести для себя или начать развивать недостающие качества. Ко всему нужно относится с толикой критики, и в это же время с юмором. Итак, «Бальзак» соционика, женский портрет:

  • не любит выделяться на фоне других;
  • знает себе цену;
  • острый и критический, все подмечающий ум;
  • наблюдательна;
  • предпочитает общение с 1-2 друзьями, но изредка нравится находиться в компании;
  • вежлива;
  • прагматична;
  • ценит в людях интеллект;
  • обладают высокой сообразительностью и быстрой обучаемостью.

Отношения с «Бальзаком» – соционика

Женский тип «Бальзак» – соционика описывает как дружелюбный, женщины «Бальзаки» мягки и не любят выяснять отношения, но при всей мягкости очень трезво и материально оценивают партнера, часто это брак по расчету, для женщины «Бальзака» важно благополучие и стабильность. Соционика тип «Бальзак» мужчина предпочитает в отношениях ровный и спокойный фон, не любит, когда его выводят из равновесия, становится ворчливым. Для комфортных отношений и раскрытия себя «Бальзаку» нужен партнер-дуал «Наполеон». Эти двое очень дополняют друг друга.

«Бальзак» соционика – знаменитости

Каждый тип диагностируемый соционикой талантлив и силен в той или иной сфере. Интуитивно-логический , даже если это публичная личность всегда остается загадкой для окружающих и их выражение находит себя через творчество или грандиозные проекты. Соционика «Бальзак» – знаменитые люди:



Лекция № 14.

1. Социально-политические взгляды Бальзака.

2. Эстетические позиции Бальзака.

3. Замысел и структура «Человеческой комедии».

4. Проблематика романов Бальзака 30-х гг. («Шагреневая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834).

Творчество Оноре де Бальзака (1799-1850)-вершина в развитии западноевропейского романа 19в. Бальзак родился в г. Туре 20 мая 1799г. Отец выходец из крестьянской семьи добился довольно высоких постов для провинции и для своего социального происхождения. Он был помощником мэра и управляющим главной городской больницей. Родители считали себя людьми просвещенными и не жалели средств для образования своих детей. В возрасте восьми лет Оноре определяют в Вандомский коллеж, а затем в Парижскую школу права. Получая юридическое образование, Бальзак одновременно служит писцом в конторе нотариуса. Именно здесь он впервые приобщается к одной из самых мрачных сторон столичной жизни.

Он пишет об этом своем периоде: «Отбыв испытательный срок в одной или нескольких нотариальных конторах, вам трудно будет остаться чистым молодым человеком; вы уже видели, каков смазанный маслом механизм любого богатства, как гнусно спорят наследники над не остывшим еще трупом. Здесь сын приносит жалобу на отца, дочь на родителей. Контора-это исповедальня, где страсти высыпают из мешка свои природные замыслы и где советуются насчет сомнительных дел, ища способов привести их в исполнение» (очерк «Нотариус»). На этой службе он приобрел определенный опыт, который станет источником многих сюжетных линий в его «Человеческой комедии».

Социально-политические взгляды Бальзака отличаются противоречивостью. Иногда он исповедует несовместимые вещи. Бальзак был по своим политическим воззрениям легитимистом, сторонником т.н. законной власти-власти короля. Под законной властью имеется в виду династия Бурбонов. 1830-1848 гг.-период Июльской монархии. В это время написаны лучшие произведения Бальзака. Сложность его позиции в том, что он был за королевскую власть. Это по сути дела консервативная позиция. Но в то же время, он был против правящего короля Луи Филиппа из династии Орлеанских. Современники отмечают, что легитимизм Бальзака был протестом против финансовой олигархии, против короля банкиров. Под прикрытием Луи Филиппа правила буржуазия. А за Бурбонами стояли дворяне.

Такой же противоречивостью отличается его взгляд на дворянство. Бальзак симпатизировал дворянам. Дворяне часто оказывались жертвами напора буржуазии. Он считал, что за дворянами стоит культура 18 в. Но, несмотря на свою симпатию к дворянам, он показал в своих романах все характерные и не всегда привлекательные черты. Он показал класс, который теряет свои позиции в обществе и уступает их буржуазии.

Буржуа он считал главным врагом общества. Буржуазные отношения для него – это разрушение норм человеческого общежития. Но как художник Бальзак с интересом всматривался в представителей этого класса и видел среди них натуры яркие, незаурядные, крупные. Буржуазия в это время представляла собой класс в период расцвета. И, естественно, она заключала в себе своеобразную энергию, силу, мощь и красоту. Для романтиков буржуа не представляли никакого интереса. Бальзак же видел в них, несмотря на свои симпатии к дворянам, своеобразную поэзию. И писал о них.

Несмотря на свой легитимизм, Бальзак с большой симпатией рисует образ республиканцев, показывает их на баррикадах, т.е. там, где только и можно было видеть настоящих людей.

Произведения Бальзака-реалистическая картина французского общества первой половины 19в. многие отмечают, что именно из произведений Бальзака они узнали больше о 19 в., чем из философской, исторической и др. литературы.

Бальзак и Стендаль утверждали в литературе реалистические принципы тогда, когда во французской литературе был в расцвете романтизм. Естественно, Бальзак что-то берет из романтизма. Он, как и романтики часто создавал характеры исключительные. Но его герои не будут противопоставлены реальности как у романтиков, а будут детерминированы реальными обстоятельствами, реальными отношениями.

Бальзак во многом шел дальше романтиков: для романтиков источником поэтического могло быть только что-то очень возвышенное, какой-то недосягаемый идеал. И романтики взирали на жизнь с ее несовершенством, злом, пороками и другими недостатками с высоты этого идеала. Бальзак же, напротив, не отмахивается от прозы жизни, а пытается ее исследовать и в этой прозе увидеть своеобразную поэзию. Для романтического искусства характерна антитеза-поэзия, с одной стороны, а проза-с другой. У Бальзака каждый человеческий характер несет в себе в одно и то же время и прозу, и поэзию. Например, у Гобсека состояние одухотворенности рождается не поэзией, и не каким-либо другим искусством. Состояние одухотворенности возникает у него от вида бриллиантов.

В середине 30-х гг. Бальзак задумал все написанные им произведения объединить в одно цельное огромное творение, которое он позже, в 40-х гг. назовет «Человеческой комедией». По его замыслу в «Человеческую комедию» должно будет войти 150 произведений. Две трети замысла он реализует. Им будет написано около 100 произведений. «Человеческая комедия имела своих героев, свою географию». Бальзак хотел показать современное ему общество, что было принципиально важным. Современность показывать трудно. Она не является завершенным процессом и в ней всегда сложнее увидеть закономерности, характерные для общества. Сам Бальзак называет себя секретарем французского общества, а французское общество он называет историком, который пишет свою историю. Бальзак понимает, что действительность-процесс сложный, процесс становления, который происходит на глазах. Он незавершен, поэтому неуловим. Он полагает, что даже композиция произведений должна быть подчинена пониманию современных процессов.

Романы Стендаля моноцентричны. В центре один герой. Бальзаковские романы, напротив, полицентричны. В центре много персонажей и каждый может стать героем в следующем произведении. В центре романов Бальзака-общество, а не индивидуальность, различные тенденции общественной жизни.

Бальзак начал творить социальные произведения с 1829 г. в 30-е гг. он создает романы, которые говорят о творчестве Бальзака как о своеобразном этапе в истории французского реализма. Назовем его романы этого периода: «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Гобсек».

Появляется новая для французской литературы проблема-проблема всесилия денег в современном ему мире и их бессилие создать истинно человеческие ценности. С этой проблемой связана еще одна важная проблема губительная для личности – посвятить свою жизнь ложному идеалу.

У Бальзака в его произведениях есть фантастические моменты. Назовем его роман «Шагреневая кожа». По словам Бальзака этот роман должен был сформулировать нынешний век, нашу жизнь, наш эгоизм. Философские темы раскрываются на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена. Бедный дворянин, который приезжает из провинции в Париж, чтобы достигнуть определенного положения. Он – личность привлекательная. Бальзак показывает как общество развивает в нем болезнь времени. Рафаэль поначалу избравший путь ученого-труженика отказывается от него во имя блеска и наслаждений великосветской жизни. он терпит фиаско везде. Он отвергнут женщиной, которой был увлечен. Он лишен элементарных средств к существованию. Он был готов кончить жизнь самоубийством. Именно в это время случай сводит его с таинственным старцем, антикваром, который вручает герою таинственный талисман-шагреневую кожу. В шагреневой коже заключена возможность выполнять все желания человека, но при этом она сокращается сама и соответственно сокращается жизнь человека. И человек, желая жить, перестает желать. Рафаэль, имея возможность выполнить любое свое желание, желать боится. И, боясь любого желания, ведет отшельнический образ жизни.

Фантастический элемент выполняет важнейшую функцию в исследовании закономерностей реального мира. Фантастический элемент-эквивалент денег, богатства, которые, казалось бы, могут все. Деньги дают человеку могущество, но они отнимают у души всю поэзию желаний, т.е., они делают человека в одно и тоже время всем и ничем. Они разрушают человека, делают его существом боящимся чего-либо желать.

С историей Рафаэля в творчестве Бальзака утверждается одна из его центральных тем-тема талантливого, но бедного молодого человека, утрачивающего иллюзии юности в столкновении с бездушным и эгоистичным буржуазно-дворянским обществом. В этом романе намечены многие другие темы, которые найдут продолжение в следующих его романах. Назовем эти темы: тема «наглого богатства, выросшего на преступлении», «блеска и нищеты куртизанок», тема продажной парижской журналистской прозы. Роман завоевал широкую читательскую аудиторию.

В романе «Евгения Гранде» нет фантастических элементов. Писатель намеренно погружает нас в быт. Действие происходит не в Париже, а в Сомюре, в доме Феликса Гранде. Это холодный, неотапливаемый дом, в котором экономится каждый кусочек сахара, в котором берегут дрова. Оказывается, что этот неуютный, холодный дом принадлежит самому богатому человеку города. На материале семейной трагедии Бальзак решает ту же проблему всесилия и бессилия золота. Золото бессильно создать что-либо настоящее. Феликс Гранде превращается в маньяка-накопителя. Смысл его жизни-смотреть на золотые монеты.

Страсть к золоту подавляет и извращает в Феликсе Гранде естественные человеческие чувства. В дом приезжает его племянник-Шарль Гранде. Племянник сообщает о самоубийстве своего отца. Феликс остается равнодушен к смерти брата. К судьбе осиротевшего племянника он также не испытывает никакого сострадания, ни родственного участия. Он быстро сплавляет своего бедного родственника в Индию. Жену и дочь этот скряга лишает всего самого необходимого. Он отказывается даже вызывать врача. Он также безразличен к умирающей жене. Но оказывается, что после смерти жены, именно Евгения становится наследницей богатства жены. К этому Феликс отнюдь не безразличен. Он не хочет раздела имущества. Единственный человек, к которому он привязан-это его дочь. Он видит в ней будущую хранительницу накопленного богатства. Он говорит ей: «Береги золото, береги! Ты дашь мне ответ на том свете». Это его последние слова, обращенные к дочери.

Реалистический образ Феликса Гранде лишен романтического начала. В нем нет ничего загадочного. В нем все прозаично и прояснено до конца. Основы своего состояния Гранде заложил во время Великой французской революции, которая открыла ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями, экспроприированными республикой у духовенства и дворянства. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести превосходную железную дорогу к своим владениям, повысив тем самым их в цене. При Реставрации его благосостояние растет, он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. «В каждом департаменте есть свои Гранде», отмечает Бальзак в послесловии к роману. Его судьба отражает биографию целого класса-буржуазии, выдвинувшейся в период революции 1789 г. и упрочившей свое состояние в последующие периоды развития Франции.

Скряге-миллионеру противопоставлена его дочь-Евгения. Ее судьба драматична. Она равнодушна к золоту, высоко духовна. Между ней и ее кузеном Шарлем возникает чувство любви. Именно Евгения отваживается на конфликт с отцом. Евгения казалась всему городу такой покорной и слабой, как и ее мать, неожиданно обретает в себе силы, чтобы бросить вызов отцу-деспоту. В борьбе за Шарля она проявляет редкое упорство и даже дерзость. Папаше Гранде их брак кажется мезальянсом. Но он понимает, что просто так он с Евгенией не справится. Он отправляет Шарля в Индию в поход за золотом. В разлуке Евгения сохраняет верность своему избраннику. Она не сдает отцу ни одной из своих позиций. Но, увы, ее счастье не состоялось. Не состоялось оно из-за Шарля. Шарль, разбогатев, забывает о Евгении. Правда один раз он все же приезжает к не. Но только лишь затем, чтобы забрать свой золотой портсигар, который он оставил на память о себе.

Евгения вместе с любовью Шарля утрачивает смысл жизни. Она продолжает существовать по инерции. Живет по тем же правилам, по каким они жили при отце. Топит печь в своей комнате только тогда, когда он ей это позволял. Одета так, как одевалась ее мать. Она тщательно собирает доходы. Она могла бы показаться скопидомкой, если бы не ее благотворительная деятельность.

В романе мы видим три человеческие судьбы-хищник Феликс, ставший хищником Шарль, и не живущая, разрушенная золотом Евгения. Казалось бы, ничто в Евгении Гранде не предвещает глобальных масштабов «Человеческой комедии». Но, тем не менее, сразу же после публикации именно этого романа у Бальзака и возникает идея создания «Человеческой комедии». У него возникает мысль об объединении всех его произведений в эпопею. Он понимает, что произведения, подобно «Человеческой комедии» в мировой литературе не существовало. Он говорит: «Запасшись основательным терпением и мужеством, я, быть может, доведу до конца книгу о Франции девятнадцатого века, книгу, на отсутствие которой мы все сетуем и какой, к сожалению, не оставили нам о своей цивилизации ни Рим, ни Афины, ни Три, ни Мемфис, ни Персия, ни Индия». Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исходным принципом считал объективность: «Самим историком должно было оказаться человеческое общество, мне оставалось только быть его секретарем». Цитата учебник стр. 434 . По мере того, как Бальзак писал свою эпопею, разрастался его замысел. Бальзак не закончил ее. На проживи он еще целый век, он все равно не закончил бы эпопею, т.к. замысел простирался бы еще дальше.

В 1835 г. состоялась вторая редакция его произведения «Гобсек». Проблема та же. Гобсек-умнейший человек, который посвятил свою жизнь ложному фетишу. Гобсек-ростовщик-накопитель. В его образе собраны все отталкивающие черты собственнической психологии. В молодости он был полон сил, много путешествовал, приобрел большой жизненный опыт. Его жизненный опыт привел его к убеждению, что деньги-это все. Смыслом его существования становится накопительство. Для того, чтобы не истратить лишнюю монету, он обуздывает в себе все желания. Он-миллионер, но живет как нищий. Голодает, мерзнет в холодной квартире. Золото для него-источник тайного наслаждения и торжества. Он говорит: «Таких как я в Париже человек десять; мы властители ваших судеб-тихонькие, никому не ведомые. Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?».

Бальзак дает реалистически точную социальную характеристику образу Гобсека. Власть над людьми, которой наделяет Гобсека золото, отнюдь не иллюзорна. Она опирается на реальные общественные отношения. Но растлевающее влияние золота таково, что оно и своего хозяина превращает в раба. В конце повести Гобсек уже впавший в детство старик.

Следующий роман, на котором мы остановимся –это «Отец Горио» написан в 1834 г. ведущая проблема в принципе та же. В альбоме самого Бальзака была сделана такая запись: сюжет «Отца Горио» - славный человек-семейный пансион-600 франков ренты, -лишивший себя всего ради дочерей, из которых каждая имеет по 50 000 франков ренты, умирающий как собака». Это первоначальный замысел романа. В нем предполагалось повествование об одном герое. Однако, приступив к роману, Бальзак добавляет в историю Горио множество разных других сюжетных линий. Среди них первой появляется сюжетная линия Эжена Растиньяка, парижского студента, сведенного с Горио пребыванием в пансионе мадам Воке. Именно через восприятие этого героя Эжена и представлена трагедия Горио, который сам не в состоянии осмыслить всего того, что с ним происходит. Функции Растиньяка не ограничиваются ролью свидетеля-аналитика. Вместе с ним в роман входит тема судеб молодого поколения дворянства. Тема это становится настолько важной, что герой Эжен становится не менее важной фигурой, чем сам отец Горио.

С отцом Горио связаны судьбы двух его дочерей-Анастази, ставшей женой дворянина де Ресто и Дельфины, жены банкира Нюсинжена. С Растиньяком связаны другие персонажи романа: виконтесса де Босеан (она открывает перед ним двери аристократического предместья Парижа и жестокость законов, по которым оно живет); Вотрен (который по-своему продолжает обучение Растиньяка, искушая его перспективой быстрого обогащения путем преступления, совершенного чужой рукой); Викторина Тайфер (которая принесла бы Растиньяку миллионное состояние, если бы после насильственной смерти ее брата стала единственной наследницей банкира Тайфера). Эта целая серия персонажей либо прямо, либо косвенно связаны с Горио.

В отличие от других романов Бальзака, где второстепенные персонажи охарактеризованы весьма поверхностно, в «Отце Горио» каждый из героев имеет свою историю. Полнота или краткость каждой такой истории зависит от той роли, которая отведена данному персонажу в романе. Жизненный путь Горио находит в романе трагическое завершение. Жизненный путь остальных персонажей принципиально незавершен. Мы с ними встретимся на страницах других произведений «Человеческой комедии».

Трагедия отца Горио представлена в романе как частное проявление общих законов, определяющих жизнь послевоенной Франции. Отец боготворит своих дочерей. Его чувство отцовства гипертрофировано. Они получают от него все, что он может им дать. Они же постоянно терзают его своими заботами и проблемами. В конце концов бросают его умирать одного в жалкой конуре пансиона, даже не приехав на похороны.

Горио в прошлом рабочий-вермишельщик. Он сколотил свое состояние на ловких спекуляциях мукой. С детства он потакал всем желаниям и капризам дочерей, позволяя им безжалостно эксплуатировать свое человеческое отцовсео чувство. Развращенные вседозволенностью дочери так и не научились быть благодарными. Отец для них был лишь источником денег, а когда их запасы иссякли, они утратили к отцу всякий интерес. Горио прозревает лишь на смертном одре он говорит: «За деньги купишь все, даже дочерей. О мои деньги, где они? Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня»…

Эта трагедия, которая разворачивается на глазах Растиньяка, становится едва ли не самым горьким уроком для молодого человека, пытающегося понять мир. В романе изображен первый этап в воспитании чувств Растиньяка. Представитель обедневшего дворянства, он приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру. Он беден, поэтому живет в том же захудалом пансионе, что и Горио. Но ему, вследствие его происхождения открыт путь в высшее общество. На примере Растиньяка Бальзак еще более глубоко и всесторонне, чем он это сделал в «Шагреневой коже», раскрывает эволюцию молодого человека, вступающего в мир с благими намерениями, но постепенно утрачивающего их вместе с юношескими иллюзиями, которые разбивает жестокий опыт реальной жизни.

В 40-е гг. под влиянием растущего общественного подъема в период революции 1848 г. Бальзак значительно расширяет сферу изображения действия. Его мир оказывается более многосторонним. В эти годы он создает романы, в которых по истине вся Франция: «Утраченные иллюзии», его продолжение «Блеск и нищета куртизанок», «Крестьяне». В своих романах Бальзак показывают Францию многомерно, он показывает разные слои общества, в том числе и крестьян. Правда критики отмечают, что и у Бальзака был пробел-он не показал рабочего.

В 40-е гг. он, по его собственному признанию, освобождается от легитимизма. Его занимает теперь «его величество народ».

Крупнейшим романом Бальзака является его роман «Утраченные иллюзии». Главный герой этого романа Люсьен Шардон, земляк Растиньяка, тоже приезжает из провинции в Париж с надеждой сделать карьеру. Герой достаточно честолюбив. Однако, несмотря на красоту, молодость и талант, он терпит поражение. Он обессилен борьбой с высшим светом. Он гибнет кончая жизнь самоубийством. Об этом мы узнаем из другого его романа «Блеск и нищета куртизанок». Роман «Утраченные иллюзии» по принципу контраста связаны с «Отцом Горио». В контрасте судеб Растиньяка и Шардона и выявляется один из главных законов буржуазно-дворянского общества-закон жесткой конкуренции, обрекающей на гибель.

По мере работы над романом, его замысел все более расширяется. В 1836 г. Бальзак предполагал лишь сопоставить нравы провинции и Парижа. Он хотел показать иллюзорность представлений провинциалов о столице. Но, когда он в следующем году сдавал свой роман в печать, ему уже было ясно, что это только первая часть большого полотна, посвященного важнейшим проблемам современности. В предисловии к роману Бальзак пишет: «Изучая отношения между провинцией и Парижем, гибельную, притягательную силу столицы, автор увидел молодого человека 19 столетия в новом свете: он стал размышлять о глубокой язве эпохи, о журналистике, которая пожирает столько жизней, столько прекрасных идей». Так определяется Бальзаком тема второй части романа «Провинциальная знаменитость в Париже». – 1839 г. Цель второй части: «объяснить судьбу множества молодых писателей, столь много обещавших и так плохо кончивших». Здесь мы видим обличение Бальзаком нравов буржуазного Парижа-продажность прессы, искусства, морали, политических убеждений.

Третья часть снова переносит действие в провинцию. Называется она «Страдания изобретателя» - 1843 г. Третья часть посвящена другу Люсьена, который женился на его сестре-Давиду Сешару. Здесь расширяя и углубляя тему утраченных иллюзий, Бальзак показывает драму талантливого изобретателя, своими открытиями способствующего прогрессу, но им же и раздавленному. Он не справился с беспощадным законом конкуренции.

Люсьен Шардон-это главный герой всех трех частей. Именно с ним связана центральная тема романа, которая выведена автором в заглавие-тема «утраченных иллюзий» и важная проблема романа-проблема «несостоявшегося гения». Люсьен с детства чувствовал себя каким-то исключительным человеком. Он был умным ребенком, для него делалось все в семье. Он считал свое положение исключительным и этот его эгоизм был благодатной почвой для того, чтобы он мог считать, что ему как гению позволено все, в том числе и право приносить в жертву своему таланту людей. В этом ему помогли два человека-аристократка, занимающаяся меценатством, мадам де Баржетон и беглый каторжник Вотрен, которого мы уже видели в «Отце Горио». Именно отсутствие твердый нравственных принципов становится одной из важнейших причин краха Люсьена как поэта. Вторая причина-это неспособность героя к упорному и самоотверженному труду. Сам Бальзак напишет об этом: «Творческий труд-это изнурительная борьба, которой пугаются и которой отдаются со страхом и любовью прекрасные и могучие натуры, рискуя надорвать свои силы».

Люсьен начинает заниматься журналистикой. Талантливый, но беспринципный молодой человек, идущий на любые компромиссы, оказывается игрушкой у более сильных и имеющих власть представителей прессы. Он из одной газеты переходит в другую. В конце концов его отлучают от журналистики по негласному соглашению собратьев по перу, которые не хотели иметь в своих рядах талантливого журналиста.

О других героях мы говорить не будем.

Несколько слов о творчестве Бальзака. Бальзаку принадлежат слова: «Мало быть человеком, надо быть системой». Именно системой и был мир, созданный в его произведениях. Системой знаний и закономерностей жизни Франции первой половины 19 в. Бальзак называл себя доктором социальных наук.

Творчество Бальзака-это урок величайшей диалектики, которая учит видеть в одном и том же борьбу и единство взаимоисключающих начал. Поэтому он показал общество в одно и то же время и в процессе цветения, расцвета, подъема и общество, показанное в самом начале своего разложения. Герои Бальзака несут в себе и красоту и в то же время разрушительное начало. Его героев нельзя рассматривать по каким-то канонам. И отнести их либо к положительным, либо к отрицательным героям. Они живые люди с их достоинствами и недостатками.

Вечная мысль Бальзака –это то, что для личности и общества губительным является следование ложным идеалам.

Оноре де Бальзак (родился 20 мая 1799, Тур — умер 18 августа 1850, Париж) — французский писатель. Настоящее имя — Оноре Бальзак, частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года.

Французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу "де" в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806-1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816-1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 × 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и "романов ужасов". В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

Архитектура - выразительница нравов.

Бальзак Оноре де

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la vallée, 1835-1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826-1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны — Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scènes de la vie privée), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comédie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (Études de moeurs, 1833-1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен — частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (Études philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 × 1837. Этюды о нравах должны были представить "следствия", а Философские этюды — выявить "причины". Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во "второе зрение", таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей "эфирной субстанции", или "флюида". Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (Études analytiques), посвященные "принципам", но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misères de la vie conjugale, 1845-1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных "средневековых" повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832-1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833-1837, но Бальзак добавил к нему "предисловие", в котором разъяснил свои цели. В так называемое "окончательное издание" 1869-1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Théâtre) и ряд писем.

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.

Бальзак Оноре де

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих — Чиновники (Les Employés), судейских клерков и адвокатов — Дело об опеке (L’Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов — Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов — Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837-1843); мелких фабрикантов и торговцев — История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de César Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonnée), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831-1834), Дочь Евы (Une Fille d’Ève, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные "бури в стакане воды", которые нарушают мирное течение привычной жизни — Турский священник (Le Curé de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugénie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirouët) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841-1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь "борьбу за жизнь" с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Ténébreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scènes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le désert, 1830) — Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scènes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Médecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Curé de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.

Оноре де Бальзак (20.05.1799 – 18.08.1850) – французский писатель, выдающийся прозаик XIX века, считается основоположником реалистического направления в литературе.

Детство

Бальзак родился во французском городе Туре в крестьянской семье. Его отец смог разбогатеть в революционные годы, а позднее стал правой рукой местного мэра. Первоначально их фамилия была Бальса. Отец видел в сыне будущего адвоката. Бальзак обучался в колледже вдали от семьи, отличался плохим поведением, за что постоянно подвергался наказанию в карцере. Родители забрали его домой из-за тяжелой болезни, которая длилась пять лет. После того, как 2016 году его семья перебралась в столицу, юноша выздоровел.

Затем Бальзак учился в Парижской правовой школе. Начинал трудиться в должности писца при нотариусе, но вскоре отдал предпочтение литературной деятельности. Читать любил с раннего детства, любимыми авторами были Монтескье, Руссо и другие. Мальчиком он сочинял пьесы, но они не сохранились. В школьные годы его «Трактат о воле» не понравился учителю, и тот сжег сочинение на глазах автора.

Литературная деятельность

Дебютным в литературе считается произведение «Кромвель» (1820). Оно вместе с другими ранними творениями автора было опубликовано, но не оказалось успешным. Впоследствии сам Бальзак отказался от них. Видя неудачи начинающего писателя, родители лишили его материального содержания, так Бальзак вступил в самостоятельную жизнь.

Молодой Бальзак

В 1825 году Оноре решил открыть издательское дело, которым безуспешно занимался три года, пока окончательно не разорился. Ранее его произведения выходили под псевдонимами, в 1829 году впервые он подписывает своим настоящим именем роман «Шуаны». Сам Бальзак считал отправной точкой своей литературной деятельности роман 1831 года «Шагреневая кожа». Далее последовали «Элексир долголетия», «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина». Так в карьере писателя начался период признания и успеха. Наибольшее влияние на его творчество оказал писатель В. Скотт.

В 1831 году Оноре задумывает написать многотомную книгу, где хочет отразить в художественном стиле французскую историю и философию. Этой работе он посвящает большую часть своей жизни и называет ее «Человеческой комедией». В эпопею, состоящую из трех частей и 90 произведений, вошли как ранее написанные, так и новые творения.

Стиль писателя считался оригинальным при всеобщем распространении романизма в те времена. В любом романе главной темой была трагедия личности в буржуазном обществе, описываемая новым художественным методом. Произведения отличались глубоким реализмом, они весьма точно отражали действительность, чем вызывали восхищение у читателей.

Бальзак работал в жестком темпе, практически не отрываясь от пера. Писал в основном по ночам, очень быстро, никогда не пользовался черновиками. В год публиковалось по несколько произведений. За первые годы активного написания книг ему удалось затронуть самые различные сферы жизни французского общества. Также Бальзак писал драматические произведения, которые не были так популярны, как его романы.

Признание и последние годы

Бальзак был признан выдающимся литературным деятелем еще при жизни. Несмотря на свою популярность, он не смог разбогатеть, так как имел много долгов. Его творчество отразилось на произведениях Диккенса, Золя, Достоевского и других известных писателей. В России его романы публиковались практически сразу же после парижских изданий. Писатель посещал империю несколько раз, в 1843 году три месяца жил в Петербурге. Федор Достоевский, увлекавшийся чтением Бальзака, перевел на русский язык роман «Евгения Гранде».


Жена Бальзака Э. Ганская

У Бальзака был многолетний роман с польской помещицей Эвелиной Ганской. Познакомившись в 1832 году, они долго переписывались, затем встречались. Ганская была замужем, овдовела, а затем планировала передать наследство мужа дочери. Пожениться они смогли лишь в 1850 году. После венчания пара уехала в Париж, где Оноре подготовил для новой семьи квартиру, но там писателя настигла тяжелая болезнь. Супруга была с ним рядом до последнего дня.

Творчество писателя изучается по сей день. Первую биографию выпустила сестра Бальзака. Позже о нем писали Цвейг, Моруа, Вюрмсер и другие. О его жизни также снимали фильмы, экранизировали произведения. Существует не один музей, посвященный его творчеству, в том числе в России. Во многих странах в разное время изображение Бальзака помещали на почтовые марки. Всего за свою жизнь он написал 137 произведений, познакомил мир с более чем 4 тысячами персонажей. В России первое опубликованное собрание его сочинений насчитывало 20 томов.