После смерти известного художника Пластова осталось более тысяч работ, которые он оставил своим потомкам. Но, к сожалению, в 1931 году случилась трагедия, и в пожаре погибло много картин Аркадия Александровича, но это не остановило художника, и он продолжил работу, создавая новые гениальные живописные шедевры. И если до этого случая, который заставил по-другому взглянуть на мир художника, Пластов описывал крестьянскую Русь, но более поверхностно, то уже после пожара он начинает глубоко вникать в то, что он изображал. Именно поэтому все его картины - это жизнь крестьян, совершенно простых людей. Но эта жизнь уже ушла в прошлое, и теперь к ней уже нет возврата. И вот теперь эти интересные картины из прошлого стали оживать на пластовских полотнах.

На одной из картин Пластова показан отдых семьи, которая целый день работает в поле, чтобы собрать урожай. Полотно «Жатва» передает атмосферу того дня, когда все заняты работой. Так уже видно на пластовской картине, что вся пшеница в полях скошена, поэтому часть дела уже сделана, но все-таки борьба за урожай, за его сохранность продолжается. На полотне можно увидеть, что пшеницу уже успели даже наметать в снопы, а кое-где уже стоят даже стога. Теперь крестьянам предстоит увезти все это на ток, чтобы урожай не пропал. Вдалеке виднеются повозки, запряженные лошадьми, которые спешат на ток. Они уже успели загрузиться снопами. А та же часть урожая пшеницы, которую еще предстоит вывезти, на поле аккуратно сложена в копны и виднеются по всему полю.

Но такая работа требует много сил, поэтому нужно и пообедать. Художник изображает именно такое время, когда бедные люди, крестьяне, решают немного пообедать. Их обед не роскошный и очень простой. В одной чашке еда и для девочки, и для дедушки. Скорее всего, девочка принесла обед дедушке. Но тот, понимая, как скуден обед бедняка и что дети всегда хотят кушать, решил предложить поесть и своей внучки. И та не стала отказываться. Но из этой же миски ест не только девочка, но и мальчишки, которые, скорее всего, помогали старику на поле и тоже хорошенько проголодались. Чуть-чуть перекусив, один из мальчиков, изображенных на картине Пластова, решает попить молоко. В кувшине молоко долго будет прохладным, поэтому так живительно она будет казаться для людей, которые трудятся в поле в такую пору.

Невдалеке от обедающих крестьян сидит пес, который спокойно наблюдает за тем, как обедают люди. Он тоже голоден, но уже приучен к тому, что его обед будет после того, как поедят трудяги, поэтому он старается сохранять спокойствия и ждать, но это у него плохо получается. Видно, что пес совсем молодой, поэтому время от времени он лает, чтобы напомнить тем, кто ест, что он тоже здесь и ждет свою часть еды.

Чтобы лучше изобразить людей, к какому классу они относятся, художник детально прорисовал их одежду. Так, старик одет в простую и бесхитростную одежду. На ногах его обувь, так как ходить по полю опасно: можно и наколоть ноги. У него седая борода и такие же седые и густые волосы, которые растрепались в разные стороны. Он усердно работал, чтобы хоть что-то заработать для своей семьи, поэтому ему некогда думать о том, как он выглядит. Но привлекает больше всего на полотне Пластова руки крестьянина, большие и натруженные.

В тот момент, когда его запечатлел художник, он просто держит небольшой кусок черного хлеба, но относится к нему бережно, так как знает, как дорого он достается. В другой руке старика деревянная ложка, которую обычно на Руси всегда носили с собой в надежде где-нибудь поесть. Одет он в рубаху и штаны синего цвета. Напротив него села девочка, поэтому можно заметить, что волосы у нее длинные и заботливо заплетены в две небольшие косички. Голову, как было и положено в те времена, она покрыла платком. На ней надета ярко-красная юбка и носочки. Она тоже не пришла на поле босиком, а на ногах у нее ботиночки.

Мальчики на пластовской картине одеты проще. Оба они в простых холщовых рубахах белого и желтого цвета, штаны темного цвета, чтобы на них не была видна пыль. Куда не глянуть на картину, везде вокруг центральных образов поле с пшеницей. Все окрашено в желтый цвет, который сочетается с пшеницей, ее остатками. Поэтому люди сели отдохнуть и перекусить под один из таких снопов, чтобы хоть как-то укрыться от палящих лучей солнца. Рядом они бросили свои орудия труда. Серпами работали ребята: они сначала срезали, нагнувшись, колосья под самый корень, а затем, взяв грабли, все хорошенько подгребали, чтобы не пропустить ни одного колоска. Кстати, сейчас уже никто так в поле не работает. А тогда этот труд был очень тяжел. Но граблями и серпами работают ребята, а вот орудие труда у старика другое: он косит пшеницу. Она стоит, прислоненная к стогу.

Картина Пластова прекрасно показывает время, которое было совсем недавно, но которое ушло навсегда. Светлое и прекрасное чувство возникает в душе, когда смотришь на бескрайность русских полей и понимаешь, как же все-таки прекрасна русская земля.

Самой колоритной фигурой на картине является старик. Он бородат, седые, густые волосы не причесаны, у него тяжелые, натруженные руки. В одной руке он бережно держит кусок черного хлеба, в другой руке у него деревянная ложка, которой он зачерпнул еду.

Аркадий Александрович Пластов
Жатва

Знаменитый художник Пластов Аркадий Александрович оставил в наследство более десяти тысяч живописных работ. И это после того, что в 1931 году все предыдущие работы художника сгорели.
В своих работах художник показал крестьянскую Русь, которая ушла и более не вернется. Это как бы застывшие мгновения той жизни, которую мы не видели, ног которая оживает на его полотнах.
Вот и на картине "Жатва" показан момент отдыха семьи во время "битвы за урожай".
Пшеница скошена и наметана в снопы и стога. Часть урожая уже увозят крестьяне на ток - на горизонте виднеются лошади со снопами. Част урожая, которую ещё не вывезли с поля сложено в копны, показанные вдалеке.
А после работы, около снопа присела пообедать семья. Дедушка и мальчик с девочкой чинно берут ложками из чашки еду. Другой мальчик пьет из кувшина воду, а может быть молоко. В таком кувшине вода не нагревается и долго остается холодной, в летнюю жару очень приятно выпить холодной водицы.
За их действиями с интересом наблюдает пес, "чистопородный дворянин", а короче говоря дворняжка. Он надеется, что и ему что-то перепадет, кажется, он вот-вот тявкнет, обращая на себя внимание.
Люди одеты в домотканую, простую одежду, у старика на ногах обувь, потому, что на стерне легко поколоть ноги, а обычно и взрослые и дети летом ходили босиком.
Самой колоритной фигурой на картине является старик. Он бородат, седые, густые волосы не причесаны, у него тяжелые, натруженные руки. В одной руке он бережно держит кусок черного хлеба, в другой руке у него деревянная ложка, которой он зачерпнул еду. Синяя рубаха и синие штаны довершают его наряд.
Спиной к зрителю сидит девочка. У нее волосы заплетены в две косички, на голове платок. Она одна носит Что-либо на голове, остальные персонажи сидят с непокрытыми головами. У девочки красная юбка и ботиночки с носками.
Оба мальчика тоже одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны. А вокруг них раскинулось поле со сжатой пшеницей,все желтое от остатков соломы. Они расположились возле снопов, на которые брошены орудия труда.
Мальчики жали зерно серпами, это тяжелая работа, которую надо выполнять нагнувшись "в три погибели", девочка подгребала сжатые колоски деревянными граблями. Такие сейчас увидишь только в музее, да, ещё на картинах. Старик косил пшеницу косой, которая стоит тут же,прислоненная к снопу. Около снопа лежат на платке огурцы, рядом с ножом.
Прекрасная картина ушедшего быта, оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей.

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва»».

Цель урока: - познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника; формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты:
предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Ход урока.

    Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

    Формулирование темы, задачи и цели урока. Слайд №2, №3

III . Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

Учитель. Вы ответили правильно. Сегодня у нас урок развития речи. Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока: Сочинение -описание по картине А.А.Пластова

« Жатва». Слайд №1

Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

Вспомните, какую картину мы с вами описывали?

Легко ли было описывать эту картину. Действительно, трудностей было немного, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины – настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

(описание).

IV . Работа над картиной

а) Беседа о художнике А.А.Пластове (знакомство с творчеством художника)

Познакомиться с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова поможет наш учебник. Откройте стр.89, в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью об этом художнике. Читает Марина Л.

А сейчас посмотрите на экран. Слайд № 5

Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные". Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. (« Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне»,

«Фашист пролетел» и много других. Слайд № 6, №7

Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна отражают жизнь простого человека. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую.

Физминутка

«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

б) Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва» Слайд №8

Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Что это за год?

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени . В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук , сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.На этом полотне нет явных примет войны, но ощутить ее мы можем через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

в) « Погружение в картину» (в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Познакомившись с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте перенесемся в мир его картины « Жатва».

Репродукция этой картины.

    Что прежде всего привлекло ваше внимание?

    Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане?

    (на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

    Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны ) Слайд №9

    Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки . Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

    Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка Слайд №10

    Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. (около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

    Что вы скажете о втором пареньке? (Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны.).

    Что вы можете сказать о собаке? Слайд №11

(собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? (Слева от обедающих – большая только собранная скирд, на которой навалены косы, грабли). Какая еда у семьи? (на платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда). Слайд №12

11. Что изображено на заднем плане. (Простирается бескрайнее поле, такие же огромные стога. Над всем этим высится серое предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

12. Вспомните из уроков изобразительного искусства о холодных и теплых цветах. Какие (теплые или холодные) использовал художник на картине? (Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи. (такого цвета немного).

13. Какое настроение появляется у нас при рассматривании картины? Что вы ощутили?

Она радует своими яркими красками, красотой изображенной природы. Особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

г) Словарная работа Слайд №13

Чтобы грамотно написать сочинение, необходимо правильно использовать слова в своей речи. Для этого мы выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем в тетради: словарь.

Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки колосья)

В какое время года проходит жатва? (в конце лета, начале осени)

Стог - куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Чтобы избежать повторов в сочинении, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины мы используем прилагательные – определения. Как называются красочные красивые определения (Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные , волосы не причесаны

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик .

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый .

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый , солнечный, соломенный (вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый , палевый

V . Составление плана

Любое сочинение – это текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения. Работа с учебником. Обратить внимание на « Советы помощника».

Как еще называют начало сочинения? (Вступление)

О чем можно писать во вступлении? (О теме картины, об общем впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем).

За вступлением следует основная часть (Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

В заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине. Слайд №14

План (примерный)

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

1. Передний план. Люди, изображенные на картине(старик, дети)

2. Задний фон картины (скирды, орудия труда)

III. Мое впечатление от картины.

Напоминаю: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова « Жатва».

Какие эмоции вызывает данная репродукция?

VII . Домашнее задание. Составить план описания картины, подготовиться к написанию сочинения.

Перед нами картина А.А.Пластова "Жатва". С большой любовью и мастерством художник раскрывает красоту и силу родной земли. Чувствуется глубокое восхищение человеком-тружеником.

Картина написана в теплых тонах: желтое безграничное поле, золотые стога, красное платьице девочки. Казалось бы, ничего не предвещает беды. И только предгрозовое небо напоминает нам о том, что все происходит в тяжелом 1945 году.

На переднем плане мы видим старика и ребятишек. Закончив нелегкий труд, они обедают. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью белая, а густые волосы не причесаны. Художник тщательно выписал его тяжелые, потемневшие от работы, руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно набирает еду из красноватого глиняного горшка. На плечах старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах –разбитые ботинки.

Рядом с ним ребятишки. Девочка одета в темную кофту и красное платьице, голова покрыта белым платком. В руке тоже ложка Возле нее мальчишки. Один рыженький, нестриженный, тоже увлечен едой. Другой жадно пьет воду, видно, очень устал. Одеты очень просто: желтую и белую рубашки, темные штаны. На них с любопытством смотрит песик, с нетерпением ожидает, когда же и ему перепадет кусочек.

На заднем плане картины видны скирды. На одну из них навалены косы, грабли. На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка.

Эта картина оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей. Художник сумел передать свою любовью к людям-труженикам и к Родине.

Живопись - уникальный вид искусства. При помощи красок, кистей и карандашей художники могут перенести нас в далёкое прошлое, нарисовать то, что может случиться через столетия и запечатлеть события, которые уже через мгновения станут историей. Живопись понятнее музыки, а часто смысл её яснее и прозрачнее, чем у словесных образов. Она требует от зрителя одного - «соучастия», сопереживания, включения в тот немой диалог, который ведёт с нами художник.

Пластов - певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она - не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва» Пластова А. А.

История создания

Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся - вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие - 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина - «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения.

Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой - деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах - старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки - вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка - рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы - либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины - общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины

Картина «Жатва» Пластова - рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным - хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну - защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Питер Брейгель Старший в 1565 году написал знаменитую картину «Жатва», которая входит в серию «Времена года» и в настоящий момент находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Именно с этой картины я хотел бы начать рассказывать вам про дошедшие до нас полотна этой серии. Сюжет посвящён летним месяцам: июлю или августу, в то время, когда начинается и идёт сбор урожая. На этот раз я не просто покажу самые скрытые детали картины великого мастера, но и постараюсь рассказать кое-какие интересные подробности, которых не найти в статьях в интернете, где больше уделяется внимания технике, цветовой гамме и композиции этого шедевра.

Дальний план

1. Небольшой домик в поле, дорога, по которой идут люди и катится повозка

2. Так любимые Брейгелем корабли - жизнь в Антверпене не прошла для него мимо. Видимо, именно поэтому на многих его картинах вы видим корабли, стоящие на якоре в бухте

3. Небольшой хутор, где хозяйка загоняет скотину домой

4. Замок, которые так же часто, как и корабли, встречаются на полотнах Брейгеля, символизируют знать и воинов. Около замка раскинулся сад, из которого сторож гонит воришек, в то время, как рабочий собирает плоды, стоя на лестнице у дерева

5. Купающиеся монахи. Они символизируют религию.

6. Повозка с соломой

7. Платный мост и игра с гусем - смысл игры в том, чтоб убить животное - кто это сделает, тот и забирает гуся.

Немного поодаль крестьянин испражняется прям напротив дома. Этот мотив тоже встречается на очень многих картинах Брейгеля - как мне кажется, приземляя живопись.

Средний план

8. Уборка хлеба, у ручья на краю поля стоит кувшин, скорее всего это тоже место отдыха, так как там ещё и расстелено что-то, видимо, одеяло

9. Женщины уносят снопы

10. Справа виднеются за деревьями дома деревни и церковь

11. Дети собирают яблоки

12. Которые падают на землю благодаря вот этому человеку - он специально залез на яблоню и что есть сил трясет её

13. Ну и третий класс, самый интересный Брейгелю - крестьяне. Ведь до Брейгеля на картинах изображались или знать, или христианские сюжеты, а тут явно показаны лишь крестьяне - знать и церковь располагаются Брейгелем где-то на заднем плане, причем знать никого не защищает, а монахи не замаливают грехи. Лишь крестьяне работают. Видимо, именно поэтому Брейгеля они больше всего и интересуют.

Передний план

14. Отдыхающие крестьяне. Они едят кашу, фрукты, хлеб, сыр, пьют воду из кувшинов. Кто-то спит

15. Водонос

16. Работающие крестьяне

17. Кстати, обратите внимание на то, как в 16 веке делали ширинки - а вы говорите, по картинам нельзя заниматься изучением истории и что картины - это не исторический источник!=)

18. Брейгель, как всегда, уделяет внимание мельчайшим деталям - вот как прорисованы васильки на поле

19. Дерево символизирует продуктивность природы. Посмотрите, как подробно все прорисовано, даже птицы!

Ну и для тех, кто владеет английским - очень хороший фильм про эту картину:

Предыдущие посты.