В одном из программных произведений русской культуры – фонвизинском «Недоросле» – озвучивается идея, присущая многим сатирам и пародиям. «Не хочу учиться, а хочу жениться» традиционно переносится в плоскость критики пошлых патриархальных нравов, но тем не менее представляет интерес с точки зрения конфликта возрастов. Слова Митрофанушки – неокультуренная декларация желания перейти в новый жизненный статус, стать отцом и уже самому поучать, а не быть предметом педагогического насилия. XIX век воспринимает признание героя как лозунг ограниченности взглядов, эмблему «оскотинивания» и в своей категоричности не замечает, что собственный стиль поведения даже хуже, так как исключает какие-либо желания, кроме сеяния просвещения или проповедования влюбленным девушкам западных философий, и то почерпнутых из неважных книжек.

Русский герой не хочет ни учиться, ни жениться. Матримониальные порывы Митрофанушки подвергнуты остракизму, осмеяны, но им взамен ничего не предложено, кроме «русской хандры», разочарования, рефлексии, которые не скрываются, а выплескиваются педагогической энергией героев века.

Заданность сюжетной ситуации – отсутствие у персонажей отца – подразумевает определенный образ их самореализации. Им нужна сцена, подиум, садовая скамейка, водяное общество, бальная зала, дворянские усадьбы, чтобы провозглашать, проповедовать, наставлять, поучать... Осуществляется переструктурирование темы: сын заявляет свои права на отцовские обязанности и так увлекается собственной значимостью, что за пылом полемик, дискуссий забывает о естественности женитьбы и любви: «...Кому ума недоставало...» (Чацкий о женитьбе); «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел... Что может быть на свете хуже семьи...» (Онегин).

Усеченность коллизии «отцы – дети» в русской литературе имеет особые идейно-эстетические основания. Читатель ничего не знает об отцах Евгения Онегина, Печорина. Сами конфликты романов отрицают возможность присутствия родительского начала. Его несуществование актуализирует мотивы скитальчества Онегина и Алеко, антитезу Евгения и Медного всадника, аллегории петровских, государственных, отечественных устремлений; идею самодостаточности одиночества романтического персонажа, мечтающего о тихом либо действенном счастье.

В «Герое нашего времени» упоминанием княгиней матушки Печорина ограничивается сюжетная информация о семействе, породившем таинственную фигуру разочарованного в жизни человека. Генезис трагического состояния мира в «Герое» восходит к «Думе», а сама структура обвинения в адрес «ошибок отцов» сродни риторическому восклицанию Чацкого «А судьи кто?» . Отрицание за кем бы то ни было отцовской функции со стороны молодых ниспровергателей объясняется развитием этико-идеологических ориентаций русской культуры, когда ангажированный соответственно определенным концепциям герой должен быть свободен от догм и иллюстрировать прежде всего самостоятельный философский поиск. Подобная ситуация приводит к тому, что максимально одинокий персонаж предстает псевдосиротой, своеобразным вариантом просветительского найденыша . Но отличен вектор его движения по сюжету, целью становится не идентификация с социальным слоем, а социоразрушающая идея.

Разорванные семейные связи, реликты патриархального мира представлены набором разрозненных родственников (эта тенденция присуща и западному роману). Дядя обязан оставить наследство или стать образцом рассудочности для повышенно эмоционального неофита-племянника («Обыкновенная история»); он может воплотить в себе идею государственного отцовства (дядя Николай Ростов, грозящий Николеньке в фантасмагории сна финала «Войны и мира»). Иной образ дяди-дядьки – наставник-простолюдин, оберегающий и любящий доверенного ему недоросля. В западной литературе эту роль выполняет кормилица, она выполняет функцию хранительницы героини («Ромео и Джульетта»), присутствует во всех философско-педагогических трактатах, начиная с Монтеня.

Не менее важны образы тетушек, осуществляющие связь с матриархальной стариной. Они многочисленны, благорасположены к героям. Старые девы, они полностью отдаются заботам о племянниках. Их функция в европейской культуре сводится к тому, чтобы безропотно внимать категоричным оценкам молодости привычного и неизменного мира, всплескивать руками и склоняться к правоте мнения воспитанника, но потом молиться за него, просить у Бога прощения для дерзкой юности. Образы тетушек и матерей пересекаются в сюжетах, представляющих косвенную характеристику персонажа, посещающего родительский дом проездом на очередную идеологическую дискуссию. Саркастический ум Базарова, независимость его суждений прячутся, закрываются смущением, когда он видит отца и мать – последнее напоминание об эпохе скромных героев, не щадящих себя, подобно чете пушкинских Мироновых.

Те произведения русской литературы XIX века, в сюжете которых задана тема «отец – сын», обращены к истории, поэтому извлечение основного элемента оказывается невозможным: разрушается аналогия с патриотическим образом естественной цепи времен. Убийство Андрия в «Тарасе Бульбе», помимо значений торжества патриотизма, верности долгу и романтического мотива страсти, преобладающей над кровным союзом, – ритуальная кара человеку, нарушившему патриархальный отцовский закон, в котором нельзя усомниться. Он дан для безусловного исполнения, как повеление бытия, его нарушение наказуется самим отцом-законом. Сюжет «Тараса Бульбы» развивает в русской литературе нескончаемые европейские героические времена. Гоголь усложняет конфликт, доминантная идея кровной солидарности подтверждается гибелью героев, принадлежащих ушедшим эпохам, и которыми любовная романтическая мотивация поступков Андрия не может быть понята. Тема отцов и детей соприкасается с темой дружбы, но уже в мотиве предательства, а ее инвариант характеризуется сюжетной коллизией столкновения любовных интересов связанных родственными узами представителей разных возрастов («Первая любовь» Тургенева, «Братья Карамазовы» Достоевского).

Литература начала XIX века, постигая школу романтического индивидуализма, сознательно сопротивляется патриархальной целостности семьи, тем самым упрощая задачу автора в изображении героя-идеолога, независимого от локальности семейно-бытового конфликта. Приложением сил ниспровергателя догм становится привычная мораль социума, поэтому отеческое морализаторство слишком упрощает универсализм негативных интенций. Введи Пушкин, Лермонтов в структуру повествования отца, дидактическая риторика патриархального резонера привела бы к созданию «Войны и мира». Однако тема отца присутствует в романах русских авторов в опосредованном метафизическом плане: болезненность внутреннего состояния персонажей, психологическое старчество, жизненное всезнание интегрируются в самовосприятие молодости. В этом синтезе может быть обнаружена романтическая установка на беспрецедентность чувствования, но механизмы его конструирования основываются на аллегорической контаминации различных возрастных форм рефлексии. Интенсивность проживания и переживания жизни героями свидетельствует о процессуальности постижения мира (атрибут юности) и постоянной апелляции к собственному освоенному опыту духовной старости. Подобное решение характеризует прежде всего «дворянские» сюжеты культуры, когда носители оригинальной мысли входят в противоречие с традиционными представлениями о жизни и с образцами для подражания.

В литературе создается катастрофическая ситуация: прерывается родовая связь. Тарас убивает сына, старосветские помещики, Коробочка, Собакевич бездетны, молодые герои чураются прекрасного пола, растрачивают себя в монологах и бесперспективных любовных интригах. Надежда Ломоносова на то, что российская земля будет рождать собственных Невтонов и Платонов, гротескно развитая мечтой Митрофанушки, утратила актуальность. Герои-идеологи не добиваются расположения женщин, а увлечены путешествиями, преодолевая и по-новому осмысливая пройденный просветителями путь, финал которого уже не обещает единения с миром. Сами героини тоже не склонны к браку с персонифицированной рефлексией, их избранники менее интересны, но зато более надежны. Непродуктивность персонажа ощущается внутри самой культуры: вероятные избранницы либо разочарованы, либо уже вышли замуж. Неслучайным в связи с этими процессами видится появление в 50-60-е годы «тургеневских девушек», отличных от предшественниц тем, что они приуготованы для любви особенным людям; воспитанные вне традиций домостроя, свободные, тонко чувствующие, ожидают они появления в отдаленных дворянских гнездах того единственного, кто воплотил бы в себе идеальные образы культуры.

Тургеневская «ярмарка невест» является литературной необходимостью. Ранее персонажам Пушкина и Лермонтова предлагалось объездить всю Россию, чтобы, возвратившись, сделать свой выбор, или исследовать аулы, маленькие южные города, чтобы убедиться, что любовь горянки ничем не отличается от чувства светской барышни. Но представители поколения 20–30-х годов выходят из магистрального сюжета, и на долю барышень Тургенева выпадает тягостная встреча с человеком, по инерции следующим уже архаичным «лишним» идеалам (Рудин), прогрессивно мыслящим, но обремененным любовным грузом прошлого (Лаврецкий), в горячечной обреченности увлекающим к переменам (Инсаров). Жизнетворящий потенциал женских образов остается невостребованным. Избранники уже обручены со смертью всевозможными трагическими обстоятельствами или не в состоянии нести ответственность за самих себя, не говоря уже о любимых. Философское подполье начинает вырисовываться перед героем возможностью спрягаться от мира требований чувства, но дорогу к нему он еще не знает. Мужские типы русской литературы находятся в состоянии эволюции от абстрактных идей к действенной самореализации, что объясняет невозможностьих гармонизации с уже сложившимся женским мифом культуры.

Тема воспитания чувств не исчерпывается текстовой интуицией и выражается не только в ограничении или расширении функций сюжетных пространств героев. В 60-е годы она заявляется столкновением жизненных и идеологических концепций в романе Тургенева «Отцы и дети». Спор Павла Петровича и Базарова – симптоматичное явление для культурной ситуации России и самого морализаторского жанра. Тургеневым предпринимается в очередной раз (после Пушкина и Гоголя) попытка создать своеобразную энциклопедию идей и проверить в диалогической форме их практичность и метафизический характер. Основные антагонисты намеренно выводятся за рамки родственных отношений, что исключает возможность естественной симпатии и допущения альтернативной развязки. Логика оппонентов категорична, доказательства уязвимы, аргументы субъективны; опредмеченные идеи противопоставляются абстракции универсалий. Победа в этом споре может принадлежать исключительно третьему лицу, не связанному обязательствами разделять чью-либо позицию, принимающему все точки зрения с должной осмотрительностью и умеренностью. Появляется необходимость в третейском судье, обладающем шифром единой системы критериев. В этой роли выступает автор, образ природы предлагается им эмблемой самодостаточного бытия, нивелирующего полемический задор участников спора идеей эмансипированности от актуальной общественной потребности и извечных наслоений множественности смыслов.

Иным инструментом нейтрализации по-своему убедительных и настораживающих откровенной декларативностью позиций становится система образов романа, несколько компенсирующая нарушение жанровой традиции. Сюжетная активность Аркадия, Николая Петровича, казалось бы, и создает иллюзию должных выводов спора, однако тихая преобразовательная деятельность не совсем убедительна. Слишком эмоционально протекала борьба, чтобы завершиться милой сердцу автора и читателя картиной хозяйственных нововведений и неизменной повседневности. Нужны более сильные последствия спора отцов и детей, более убедительное разрешение коллизии.

В образе Одинцовой Тургенев предлагает пример разумного поведения. Реплики героини сдержанны, эмоции скупы, ее позиция иллюстрирует разрешения конфликта, заявленного в названии. Лояльность ко всему, что не касается конкретных фактов существования, разумный баланс между действительным и идеальным, приятие и вживание в обстоятельства – тургеневская позиция, персонифицированная в мировосприятии героини. Альтернативное сюжетное положение Одинцовой, уравновешенность ее психологического состояния отражена в фамилии, олицетворяющей задачу снятия конфликта между сентиментальной старостью и мудростью детей. У Достоевского и Толстого близкое решение осуществится в диалогизме внутренних искажений героев, в мотиве философского двойничества персонажа, в полифонической структуре романов. Границы классического спора будут раздвинуты до категориальных оппозиций («Преступление и наказание», «Война и мир»).

В 60-е годы происходит еще одна метаморфоза с темой отцов и детей, расширяется ассортимент мотивов, с ней связанных.

Европейская литература XIX века во многом пребывает под влиянием идей эпохи Просвещения, когда любые формы протеста юности воспринимаются как выпад против патриархальных догм; романтические субъективизм и эгоцентризм возводятся априори в сыновний бунт, уничтожающий дуалистическое напряжение между кажущейся механической бессодержательностью и иллюзией надбытия. Титанический порыв романтиков привел к отчуждению сферы идей от мира архаических знаков и провоцирует читателя на нетривиальное осмысление индивидуалистического поиска. Однако философский эскапизм от действительности, отмеченный намеренной условностью происходящего, обрамленный в экзотические страсти, невероятные приключения и фатальные случайности, становится предсказуемым. Тем самым подготавливается основа для насыщения искусственной антиномии «нынешнее – минувшее» атрибутами новой системы, прогнозирующей поведение наследников и функционирование рецидивных процессов.

Описание мятущейся молодости в страдательном залоге уже не удовлетворяет философско-эстетическую реальность. Человек неожиданно ощущает собственную принадлежность тому, что всегда пребывало на периферии мышления. Свободная воля, жизнетворческий импульс, воспеваемые культурой, обнаруживают более сильную мотивацию. Этическая тавтология темы детей и родителей переосмысливается натурализмом. Физиологические формулы служат Э. Золя для исследования феномена социальной наследственности. Он пишет «биологическую и общественную историю одной семьи» «Ругон-Маккары», снимая литературную стыдливость отвлеченно-романтической эстетики. Кровь, смерть, распад становятся сильными зрелищными жестами в создании образов людей и семьи, физиологически деградирующих и обреченных.

В прошлое уходит мотив прощания героя с родными пенатами, кажутся наивными мечты о завоевании столиц и задачи удостовериться в собственных возможностях или проверить истинность какой-либо идеи. Цель новых беглецов неясна, будущее рисуется в самых туманных красках. История бегства дочери в «Станционном смотрителе» Пушкина предстает образцом для поведения наследницам Плюшкина и Головлева. Полубезумные отцы проклинают, ищут, умирают. Тема ненависти к отцу пронизывает сюжеты, исключающие материнскую доброту и заботу, и характеризует поведение толстовской княжны Марьи, Рогожина, Смердякова, Ивана Карамазова из романов Достоевского, Сони из чеховской пьесы «Дядя Ваня».

«Случайные семейства» Достоевского, внебрачные дети, разлад в семье – следствие бедности и разврата – кульминируют конфликты начала века, самозабвенные манифесты новой мысли и еще полные убедительности охранительные взгляды. Отношения поколений приобретают метафизический характер. Дети наследуют старческую мудрость, отцы, позабыв пушкинское «...смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный» , вдруг обнаруживают тягу к шалостям и любовную активность. Разврат, любовницы, похотливость организуют деструктивный мир отцов, подбирающих изощренные интеллектуальные объяснения энтропии духовности. Физическая обреченность «мальчиков» Достоевского подготовлена расширением телесного объема старческого сладострастия, претендующего на доминирование.

Нарушение естественного баланса возрастов было подготовлено всем ходом развития культуры XIX века, борьба идей привела к формальному торжеству новации. Герои-идеологи, посеяв сомнение, удалились, торжественно созерцая масштаб содеянного, продемонстрировав универсальность методик борьбы, которые вскоре будут обращены против их последователей, более камерных и психологически тонких. Бальные дискуссии утратили актуальность, границы сюжета замкнулись, оставив наедине сомнения молодости и старость, любой ценой добивающуюся реванша.

Женская тема в русской литературе не остается безучастной к этому конфликту. Зарождающиеся феминистические тенденции требуют более откровенного и радикального его решения. Идеал патриархальной семьи не отвечает новым задачам суфражистской идеологии. Более репрезентативным видится столкновение дочери с матерью, перекодирующее новым материалом матриархальную природу личностных отношений. Гротескная передача житейского опыта демонстрируется сюжетами Чернышевского и мотивом светского воспитания в романах Толстого. Симптоматичным для культурных веяний становится способ номинирования героини «Что делать?». Называние имени и отчества с усечением сентиментальной фамилии помимо почтительного преклонения автора объясняется самостоятельностью и «самостроительностью» Веры Павловны, переводящей теорию в практику повседневности. С поистине мужской энергией она претворяет идеи в жизненный материал. Настораживает неженскость ее поведения; расчет, принципы возводятся в ранг этических категорий, что отсекает от героини ряд мотивов, традиционно сопровождающих женский образ. Мужчина начинает трактоваться как коллега по устремлениям, объект чувств, на время свободныхот созидательной деятельности. В подобном сюжете отсутствует возможность развития и реконструкции темы отца, матери и ребенка. Настолько увлекательным воспринимается социальное творчество, что дети, способные оценить его результаты, в расчет не берутся.

В русской литературе, в отличие, к примеру, от французской, женщины почти не рожают. Исключение – тургеневская Фенечка, маленькая княгиня Толстого... В произведениях из народной жизни, автобиографических трилогиях детей много, но они или не принадлежат главным героям, или более интересны как выразители возрастной психологии. Брак и деторождение не входят в сюжетные обязанности персонажей. Мужчины проповедуют, женщины с интересом слушают, а затем бегут, чтобы увлечься общечеловеческими проблемами, страдать и каяться. В «Бабьем царстве» Чехова задана тотальная матриархальная ситуация. Анна Акимовна, пожалуй, одна из немногих героинь, признающаяся в желании иметь ребенка, но вокруг почти нет мужчин. Бездетность гоголевских персонажей передается трагедии лесковских Савелия Туберозова и Натальи, которым Бог детишек не дал. Во Франции Мопассан ужаснется «матери уродов» , а героини, еще не отравленные жаждой наживы или суфражизмом, выходят замуж и рожают детей. В русской литературе новые лишние люди находят утешение в опрощении и протесте против жизни отцов (Мисаил – «Моя жизнь»), оплакивают родителей («Три сестры»), боятся создавать семью («Ионыч»), пакостничают («Мелкий бес» Ф. Сологуба), воспринимают свои страдания и торжество как очевидность, смиряясь и не приемля. Блудный сын поспевает только к могиле отца, а образ мадонны с младенцем гротескной аллегорией просвечивает в сюжете дамы с собачкой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

«ДРАМЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ» А. Н. ОСТРОВСКОГО

  1. Русская человеческая комедия от Гоголя до Островского: а) внимание к человеку, тождественному благоразумной пошлости окружающего общества; б) отказ от демонической личности мировоззренческого героя, интерес к типичным фигурам действительности; в) тема брачных намерений и мотив разрушения общественной иерархии; фарсовая логика любовных притязаний, образы свах, денежные отношения в пьесах Гоголя и Островского.
  2. Поэтика драм Островского: а) использование басенных формул в названиях произведений: наглядное обозначение основной темы; б) наделение персонажей фольклорными, неакадемическими формами речевого поведения, своеобразие купеческого языка; в) композиционная структура пьес: замедленная экспозиция, создание ситуаций, несущих потенциальную конфликтность; динамичные беседы персонажей; мгновенные метаморфозы бытийных состояний героев; г) характеры: между соблазном свободы и обязательностью патриархальных правил; конфликт отцов и детей; корысть как скрытый и явный лейтмотив поступков; д) жанр семейно-бытовой драмы: элементы нравоописательной очерковости; роль мелодраматических монологов и самопризнаний персонажей; трагикомический пафос развязок; приемы повествовательной прозы в монологах-воспоминаниях действующих лиц.
  1. Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1976
  2. Журавлева А. И. А. Н. Островский – комедиограф. – М., 1981
  3. Лотман Л. Я. Драматургия А. Н. Островского / История русской драматургии. – Л., 1987

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов» . Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя . Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» . Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.

Правильное и неправильное воспитание

  1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
  2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

Проблема ответственности родителей за судьбу детей

  1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
  2. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.

Проблема взаимоотношений поколений нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы. В драме А. Н. Островского “Гроза” старшее поколение – люди, живущие по строгим законом Домостроя и требующие того же от остальных, а новое поколение – жертвы стариков, мечтающие о свободе.

В пьесе так же, как и в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, “век нынешний и век минувший” противостоят друг другу. А Катерина, на мой взгляд, имеет схожие черты с А. Чацким, который, как и невестка Кабанихи, является тоже “лучом света”.Только Катерина не принимает устои “темного царства”, а А. Чацкий – фамусовского общества.

Также близок “Грозе” по своему идейному содержанию роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, в котором есть свой “новый человек”-нигилист Евгений Базаров, представитель поколения “детей”, противник либерального дворянства. Будучи революционером-демократом, он противостоит “веку нынешнему”, общепринятой морали и самодержавно-крепостническому строю.


(2 оценок, среднее: 2.50 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда...
  2. Лирический герой М. Ю. Лермонтова не единственный в русской литературе, кто черпает духовные силы в молитве. Например, лирический герой стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники...
  3. После дуэли с Долоховым Пьер Безухов ищет нравственного очищения, нравственной опоры. Ему ненавистна фальшь светского общества. Все это приводит его к масонству, которое он воспринял...
  4. Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю....

В чем заключается смысл жизни? Сможет ли человек совершить что-либо важное за свою жизнь? Как найти цель, получить удовлетворение от жизни и добиться всего, что хочется? Эти и многие иные вопросы возникают перед каждым индивидуумом, когда он, взрослея, переходит от рефлекторной стадии развития к человеческой, где в определении общего поведения и образа жизни начинает доминировать его интеллект.

Тема смысла жизни, бытия интересовала многих русских писателей. Они стремились ответить на самые сложные вопросы бытия: о Родине, о любви, о счастье, о законах вечной Вселенной и Боге.

Например, А. Блок считал, что тот, кто поймет, в чем заключается смысл жизни, постигнет многое. Если человек раскроет, что смысл жизни в беспокойстве, также тревоге, то он уже перестанет быть простым обывателем.

А. С. Грибоедов также отражает вечную проблему поиска смысла жизни, проблему детей и отцов в многочисленных своих произведениях, самое яркое из которых «Горе от ума». Его главный герой А. Чацкий высказывает протест против всех старых порядков, которые давно укоренилась в обществе. Он борется активно за свободу, новую жизнь, патриотизм и культуру.

Другой не менее известный писатель прошлого века, И.С.Тургенев, тоже затрагивает вечный вопрос поиска смысла жизни. Его знаменитый роман «Отцы и дети» решает несколько по-иному извечную проблему взаимоотношений разных поколений. На примере своего главного героя Тургенев показывает, что если без желания строить что-то новое, делать это под гнетом, ничего не получится. Нужно стремиться к преемственности поколений, ценности культуры своих предков. Тургенев еще раз доказывает в своих произведениях, что нужно жить в полной гармонии, ответственности и постепенности.

А как де роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин?» В нем также затрагиваются вечные темы. Это темы любви, смысла жизни, взаимоотношений, свободы выбора, роли нравственности в нашей жизни.

Стремление к полной гармонии с миром и с собой отличает еще одного известного героя литературы 19 века – Раскольникова. Этот человек в поисках такой гармонии проводит над собой один эксперимент. Он преступает закон и убивает старуху. Что искал Раскольников? Гармонию, свободу, счастье и независимость? Разве не в этих ценностях для многих из нас заключается смысл жизни? Однако следует помнить, что если идти неправильным путем для достижения целей, то расплата будет слишком суровой.

В постоянных поисках себя, гармонии, своего пути находятся также герои эпопеи Толстого «Война и мир». Например, Пьер Безухов после преодоления многочисленных мучительных ошибок и разочарований находит в итоге смысл своей жизни. Он стремится к правде, достоинству и свету. Разве не в этом заключается смысл нашего существования?

В заключение хочется сказать, что всю литературу 19 века и не только можно назвать литературой активного поиска смысла жизни, поиска Героя. Многие писатели стремились к тому, чтобы увидеть в героях людей, которые способны служить Родине, уважать других, приносить Отчизне пользу своими действиями и мыслями и просо быть счастливыми, развиваться, быть в гармонии с собой и идти вперед.

Каждый из русских писателей решает по-своему проблему смысла жизни, но неизменным остается для русской классики постоянное стремление идти вперед.

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Евгением Онегиным»? В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы?

Нужно немного понять логику расположения заданий части С, в частности С1 и С2. Давайте рассмотрим пример, чтоб у Вас не было проблем. И видим, что есть 4 варианта по этому произведению. В чем, по-вашему, заключается суть понятия «злонравие» и каковы формы его проявления (по комедии Фонвизина «Недоросль»)? С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.

Д.И. Фонвизин, «Недоросль» 1781

Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Кто виноват в том, что Онегин и Ленский сходятся в смертельном поединке на дуэли (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)? Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя? Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?

Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию? В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»? С5. Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869Вариант 1

Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»? С1. Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения? Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».

Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве? Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»? В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

С1. С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях? С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»? С1. Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»? В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?

Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте? Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном фрагменте текста? Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения? Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

Можно ли утверждать, что победителем в конфликте «отцов и детей» стал Базаров? Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении. По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) Можно ли утверждать, что в своих произведениях И.С. Тургенев создает образы «лишних людей» (по роману «Отцы и дети»)? Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа? Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?

Какие мысли и чувства пробудил у вас роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

С2. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Что, по-вашему, становится главной трагедией героев романа «Преступление и наказание», и у каких героев русской литературы судьбы складываются трагически? Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?

Какие фольклорные традиции представлены в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

В чем смысл названия романа? На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»? Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия?

В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чём эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль? Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте? Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте? Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?