«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский в статье, посвященной памяти этого выдающегося русского художника.

Николай Александрович Ярошенко. Автопортрет

Николай Александрович Ярошенко был не просто одним из «передвижников» — собратья по творческому объединению называли его «стражем лучших традиций Товарищества, как бы совестью его». И когда смотришь на его картины, легко верится, что это был человек высоких нравственных идеалов. Не единожды художник удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни. «Знаете, за одного только "Заключенного в камере" я уже готов обнять и расцеловать его, за его доброе, чуткое, внимательное сердце, за душу его и за талант вызывать в нас доброту и сочувствие к ближнему...» — признавался критик Н. Евтихеев.

Н. Ярошенко. Заключенный. 1878 год

Николай Ярошенко родился в Малороссии, в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года в семье генерал-майора. В девять лет будущего художника отдали в Полтавский кадетский корпус.

В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище, а затем — в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1870 году. Параллельно Ярошенко занимался живописью, в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Но ты-то как раз сможешь». Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины.

Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Его моделями всегда становились люди, внутренне ему близкие — художники И. Н. Крамской, В. М. Максимов, И. К. Зайцев, Н. Н. Ге, писатели Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко и другие.

Н. Ярошенко. Портрет художника Н. Н. Ге. 1890 год

Одной из самых ярких работ Ярошенко в портретном жанре является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884 год):

Н. Ярошенко. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 год

Ярошенко женился в 1874 году, и в тот же год они с женой впер-вые поехали в Кисловодск. Супруги были настолько очарованы Кавказом, что впоследствии, в 1885 году, приобрели там дачу. Каждый год семья Ярошенко проводила в Кисловодске четыре месяца — отпуск Николая Александровича. Когда же художник вышел в отставку в 1892 году, чета Ярошенко переехала туда насовсем. Их дача, которая стала именоваться «Белой виллой», собирала огромное количество гостей.

«Белая вилла» Н. Ярошенко в Кисловодске

Они приезжали и уезжали, именитые и неизвестные, и в доме все-гда было людно и весело. Говорят, что супруга Ярошенко, добрая и домовитая хозяйка, при-нимала в доме до пятидесяти гостей, среди которых были художники Репин, Нестеров, Куинджи, Васнецов, оперный певец Шаляпин, композитор Рахманинов. К слову, есть версия, что именно Мария Павловна Ярошенко изображена на знаменитейшей картине Крамского «Портрет неизвестной».

Знаменитым Ярошенко сделала картина «Кочегар», написанная им в 1878 году. Ярошенко изображает не столько представителя рабочего класса, новую социальную силу и т.д., сколько живого человека.

Н. Ярошенко. Кочегар. 1878 год

В жизни Николая Александровича к этому времени произошли заметные перемены. Во-первых, он большую часть времени проводит в Кисловодске, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез. В апреле 1887 года умер его учитель и старший товарищ Иван Николаевич Крамской, идейный руководитель Товарищества передвижных выставок, и руководить товариществом стал Ярошенко.

Ярошенко с семьей снимал в Петербурге небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого помещалось китайское посольство. Эта квартирка и стала временным «штабом» передвижных выставок. Михаил Нестеров , хорошо знавший семью художника, вспоминал, что не только в Кисловодске, но и в Петербурге у Ярошенко часто бывало огромное количество гостей, некоторые из которых оставались надолго, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и др.

«Кого-кого тут нет! — писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, — весь культурный Петербург здесь. Тут и Менделеев, и Петрушевский, и еще несколько выдающихся профессоров либерального лагеря. Часов около 12 приглашают к ужину. Как в этой маленькой столовой уместится такая масса гостей — это знают только наши гостеприимные милые хозяева — Николай Александрович и Мария Павловна. Тесно, но как-то усаживаются. На ужинах у Ярошенко вкусно ели, а пили мало. Говорили же горячо, интересно. На этих собраниях не знали, что такое скука, винт, выпивка — Николай Александрович, то серьезный, то остроумный был душой общества. Помню, бывали великие споры, иногда они затягивались далеко за полночь, и мы расходились обыкновенно поздно, гурьбой, довольные проведенным временем».

Известно, что знаменитый ученый Д. И. Менделеев после кончины художника восклицал: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»

Интересна история работы «Курсистка (1883 год). Девушку, послужившую моделью для картины, звали Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве — Черткова). Со своим мужем Владимиром Чертковым, издателем и редактором произведений Л. Толстого, она часто гостила у Ярошенко в Кисловодске. Как и художник, Анна страдала туберкулезом.

Есть и более поздний ее портрет кисти Ярошенко — «В теплых краях», работа была написана в 1890 году в Кисловодске, сейчас она хранится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.

Н. Ярошенко. В теплых краях. 1890 год

Еще большую известность принесла художнику картина «Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения. Сюжет толстовского рассказа заключается в том, что сапожник Семен, не ведая того, приютил ангела и понял вместе с ним, что это «кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы-то они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь. И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел: И взалкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня... И внизу страницы прочел еще: Так как вы сделали это одному из сих братии Моих, меньших, то сделали Мне. И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял Его».

На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» — писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко “Голуби". Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко “Всюду жизнь”». Сегодня полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Н. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888 год

«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.

В 1892 году, уйдя в отставку, дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, Николай Александрович стал дольше бывать в Кисловодске. Здесь он принял самое деятельное участие в строительстве храма во имя Святителя Николая. Художник не только лично расписывал храм, но и привлек к этому знаменитых братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Нестерова и других известных российских художников.

Свято-Никольский храм в Кисловодске

В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Николай Александрович побывал и на Святой Земле, о чем писал: «Здесь все так легко, помимо вашей воли, переносит в глубь времен. Вы наткнетесь неожиданно на живого Авраама или Моисея, то перенесетесь к временам Христа».

25 июня (7 июля) 1898 года, на-ходясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Ярошенко был похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца . В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила — художника Ярошенко.

Могила Н. Ярошенко в Кисловодске

В декабре 1918 года в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник — чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».

Н. Ярошенко. Полевые цветы. 1889 год

Помнят и на малой родине, в Полтаве, о своем знаменитом земляке. Художественный музей в городе носит имя замечательного художника.

Полтава. Художественный музей имени Николая Ярошенко


Знаменитого живописца Николая Ярошенко современники называли генералом художников-передвижников. Он был известен не только своим уникальным творчеством, а и тем, что был близким другом многим представителям русской творческой интеллигенции, был родным дядей Бориса Савенкова - революционера-террориста и тестем Максимилиана Волошина - известного художника и поэта. Да и всю свою жизнь он умудрялся совмещать совершенно противоположные занятия - военную службу, принесшую ему чин генерала, и живопись, сделавшую его всемирно знаменитым художником.

Личное дело

Родился будущий живописец на Полтавщине в 1846 году в семье высокообразованного шляхтича, отставного генерал-майора. Имел Николай двоих братьев и сестру, которая в будущем и станет матерью известного революционера Бориса Савенкова.


И безусловно, судьба старшего сына Николая была предрешена его отцом еще с детства, мечтавшем о том, что тот, как и он, дослужится до чина генерала. Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар.

Затем в жизни Николая Ярошенко было Петербургское военное артиллерийское училище и вечерние рисовальные классы при Академии художеств, где преподавал Иван Крамской. Великая сила характера заставила Николая работать с большой самоотдачей. С одной стороны он все свое свободное время посвящал живописи, милой его сердцу, а с другой - усердно служил, не позволяя себе лишить отца мечты, видевшем в нем кадрового военного.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-lubov-014.jpg" alt="«Украинка».

К двадцати пяти годам Ярошенко был уже сложившимся художником, со своим видением мира и выработанным почерком. Из под его кисти вышли первые мастерски выполненные портреты "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка".

Любовь на всю жизнь


После окончания вечерних классов Императорской Академии искусств 28-летний Николай Ярошенко женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. Это была пара чрезвычайной красоты - физической и духовной. И так как собственных детей, к сожалению, у супругов не было, они воспитали приемную дочь - Надежду.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219419754.jpg" alt="«Девушка-крестьянка».(1891 год).

И уже совсем скоро он становится членом Товарищества передвижников, и почти сразу же избирается коллегами в правление, где вместе с Иваном Крамским были ведущими представителями движения. Крамского соратники называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко - его «совестью».

«Ярошенковские субботы»

В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели - Гаршин, Успенский, Короленко, художники - Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты - Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом. И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел "сбежать" русский писатель из своей Ясной поляны.

фантастические" пейзажи вызывающие у столичной публики фурор. По тем временам Северный Кавказ для большинства жителей России был краем далеким и неизведанным. Поэтому, на экспозиции картины «Шат-гора (Эльбрус)», публика посчитала изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией и вымыслом мастера.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-lubov-017.jpg" alt="«Портрет М.А. Плещеева». (1887 год). Автор: Н. Ярошенко." title="«Портрет М.А. Плещеева». (1887 год).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-YAroshenko-006.jpg" alt="«Портрет Глеба Успенского».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-YAroshenko-019.jpg" alt="«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко. Автор: Н. Ярошенко." title="«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-YAroshenko-007.jpg" alt="«Студент». (1881 год).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-lubov-018.jpg" alt="«Сестра милосердия».(1886 год.)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-YAroshenko-021.jpg" alt="«Старик».

Всюду жизнь", написанное в 1888 году стало венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Оригинальная композиция этого произведения представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.

Атмосферу дружеских петербургских вечеров Николай Александрович с женой возобновили и в Кисловодске. На лето к ним съезжались близкие друзья, а так же постоянными гостями в их доме были знаменитые художники, артисты и ученые, отдыхавшие в Кисловодске летом. Организовывались огромные пикники, походы в горы и различные массовые поездки с посещением достопримечательных мест Кавказа. И отовсюду художник привозил много этюдов и зарисовок.

А в конце жизни, невзирая на туберкулез трахеи, Ярошенко отправляется в путешествие по России и миру. Он посетит Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет. Из этих странствий мастер привезет немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.


Ярошенко не стало в 52 года. Умер художник от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более десяти километров с горы Большое седло, где писал с натуры очередной этюд. Там же, в Кисловодске, художника-генерала похоронили, и там был открыт художественный музей Николая Александровича.

Вдова художника, пережившая мужа на семнадцать лет, завещала после своей смерти передать большую часть работ мужа в дар его родному городу Полтаве. Они то и составили основу Полтавской картинной галереи, которой позже присвоят имя художника.

И еще немного о знаменитом полотне Николая Ярошенко за которое художника вначале хвалили, а потом обвиняли.

Гуниб. Дагестан

Выдающийся (и почти забытый) русский художник-пейзажист и портретист девятнадцатого века.

Биография художника Николая Александровича Ярошенко

Автопортрет художника

Художник Николай Ярошенко родился в декабре 1846 года в Полтаве.

Рисовать маленький Коля начал очень рано, но родители старательно не замечали его явного таланта по той простой причине, что видели его будущее связанным с военной службой.

Папа Николая Александровича был генералом-майором в отставке. И мама была из семьи потомственных военных. Девятилетнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. Через два года мальчик стал кадетом Первого кадетского корпуса в Петербурге.

В 1863 году Николай Ярошенко поступает в Первое Военное Павловское училище. Поскольку у молодого человека были выявлены способности к точным наукам, его переводят в Михайловскую артиллерийскую академию.

В этот период Николай Александрович, параллельно с изучением артиллерии, учится в Академии художеств. Времени катастрофически не хватает. Ярошенко старается совмещать занятия в академиях, а после занятий спешит на патронный завод, где работает в должности начальника штамповальной мастерской. А ещё берет частные уроки рисования у Андриана Волкова и посещает классы Общества поощрения художеств, где его учителем становится Иван Крамской.

В 1869 году Николай Александрович заканчивает Михайловскую академию и получает назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге. На этом заводе Ярошенко проработает 20 лет.

В 1874 году художник экстерном заканчивает Академию художеств и женится на Марии Павловне Навротиной (курсистке, бестужевке, общественнице). Молодые отправляются в свадебное путешествие в Полтаву, потом едут на Северный Кавказ в Пятигорск. Ярошенко оставляет жену в Пятигорске, а сам, целый месяц, пишет этюды в Сванетии. Эти написанные во время свадебного путешествия пейзажи буду впоследствии с восторгом приняты публикой.

В 1875 году Ярошенко с огромным успехом дебютирует на 4-й Передвижной выставке всего с одной картиной «Невский проспект», а годом позже вступает в члены Товарищества. И его тут же избирают в правление этого объединения художников. Позднее Товарищи скажут, что Ярошенко был настоящей совестью Товарищества передвижников.

Представленные публике кавказские пейзажи были приняты, как я уже писал выше, с восторгом. Очень скоро за Николаем Александровичем закрепилось прозвище «портретиста гор».

В 1885 году семейство Ярошенко выезжает в Кисловодск, где художник покупает дом. Летом к Ярошенко приезжают многочисленные гости, которые в Петербурге были постоянными участниками «ярошенкоских суббот». Это писатели, композиторы, художники, музыканты… Я не буду перечислять фамилии гостей, поскольку проще назвать тех, кто не гостил в доме у семьи Ярошенко.

В конце концов, радушные хозяева пристроили к пятикомнатному дому несколько флигелей для многочисленных гостей. В этом доме, известном как «Белая Вилла», художник поселился после того, как в 1892 году (в чине генерала-майора) вышел в отставку. По состоянию здоровья.

У Ярошенко открылся туберкулез.

В 1897 году Николай Александрович отправляется в большое путешествие: Поволжье, Италия, Сирия, Египет. Из этого странствия он привёз огромное количество картин, этюдов, портретов и графических работ.

Ярошенко скончался в июне 1898 года. И совсем не от туберкулеза. Он писал с натуры на горе Большое седло. Начался дождь и художник решил пробежаться до своей «Белой Виллы». Эти 10 километров стали последними в его жизни. Он прибежал домой, но почувствовал себя плохо, а на следующий день скончался из-за остановки сердца.

Прах художника похоронили в Кисловодске.

После художника остались замечательные кавказские пейзажи (часть работ сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее), жанровые картины «гражданской скорби», а ещё просто великолепные портреты.

Небольшую галерею работ художника я хочу предложить вашему вниманию.

Картины художника Николая Александровича Ярошенко


Горный пейзаж
Красные камни
Пятигорск
Селение в горах
Шат-гора
Кавказ. Тебердинское озеро
Иерусалим
Палермо
В горах Кавказа
Бештау
На приёме у врача
Похороны первенца
Проводил
Слепцы
Спор старого с молодым
Хор
В монастыре В тёплых краях Портрет дамы в кружевной накидке Девушки с письмом Портрет дамы с кошкой Цыганка Портрет художника Николая Николаевича Ге Девочка с куклой Портрет неизвестной Крестьянин Курсистка Всюду жизнь

«Белая Вилла» Николая Александровича Ярошенко была источником вдохновения не только для самого художника, но и для его гостей:…


  • Дом Реброва в Кисловодске, где останавливался Лермонтов, восстановят за 5,3 млн. руб

    Старинный дом в курортном Кисловодске, в котором останавливались Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, скоро обретет новую жизнь. В 2018 году в проект…

  • Кисловодский Курортный парк снова станет самым крупным в Европе

    В Кисловодске утверждена программа развития города до 2020 года. Она подразумевает собой ряд градообразующих, реставрационных, логистических и…

  • Дача ШАЛЯПИНА в Кисловодске, Ставропольский край

    Кисловодск – удивительный город, город множества муз. И если муза изобразительного искусства в городе-курорте поселилась в усадьбе художника…

  • Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе, г. Кисловодск

    Курортная культура зарождается не только на морских побережьях и в тени парков. Особую роль в формировании туристического «климата» города играют…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 3 - Верхний парк)

    Завтра наступит лето – пора отпусков и путешествий. Многие россияне, выбирая место для отдыха, хотят посетить город, который славится хорошим…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 2). Нижний парк

    Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, я хотел бы пригласить вас на прогулку по второй части Курортного парка в Кисловодске.… ОКТЯБРЬСКИЕ ВАННЫ, Ставропольский край, г. Кисловодск

    Продолжаем гулять по Кисловодску. После мавритано-камбоджийского стиля Главных Нарзанных ванн мы познакомимся c историей одного из самых посещаемых…

  • Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава, Российская империя - 26 июня 1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя) - русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников.

    Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика.

    В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829-1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской .

    Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805-1887).

    Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

    В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

    В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко - его «совестью».

    В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

    В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости - писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова.

    Не забывали коллегу и художники: Репин , Нестеров , Ге , Дубовской, Касаткин, Куинджи . У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

    В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

    В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

    Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник - бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета - друг художника Л. В. Позен.

    Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →