Согласитесь, что наверное, если не все, то по крайней мере, большинство всех родителей на Планете хотят вырастить из своих детей творческих, уникальных, высококультурных личностей. Мы с самых ранних лет пытаемся приучить и привить любовь у наших детей к театрам, галереям, выставкам и многому другому. Но не всякий малыш испытывает радость от посещения таких заведений. Что-то его может испугать, что-то быть для него непонятным, а поэтому и скучным…В любом случае, я считаю, что наверное, основная задача нас родителей, не навязчиво таскать малыша по всеми известным заведениям, а привить любовь к искусствам, рассказать, зачем это все нужно. Поэтому перед тем как водить ребенка, возьмите соответствующую литературу, расскажите о художниках, покажите картинки, побеседуйте, а потом уже весьма подготовленного ребенка ведите в музей. Таким образом, когда он кажется там, то все ему покажется знакомым, он будет узнавать картины, которые разглядывал с Вами, вспоминать художников, о которых Вы ему рассказывали дома и этот мир для него не будет уже чужим, а будет частичкой чего-то знакомого и домашнего.

Я считаю, что с искусством малыша можно знакомить с самого малого возраста, когда ему исполниться 3 месяца. Его мозг настолько пытлив и любознателен в это время, что он с большим удовольствием будет рассматривать все, что Вы ему показываете. Так почему бы не показать ему картины одних из самых известных художников.

Здесь я бы хотела бы написать несколько слов об очень хороших книжках, которые Вы сможете использовать, что рассказать своим детям об искусстве.

Материалы

Кроме того, тут же Вы можете бесплатно скачать картины известных художников:

нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать:

здесь собраны картины одни из самых изветсных художников

Как играть?

Самым маленьким малышам можно просто распечатывать и показывать карточки, при этом называть названия картин и художников. С детьми постарше можно поиграть с игры на развитие, мелкой моторики, внимательности, памяти и много другого. Самый простой вариант распечатать два вида одинаковых картинок, один из которых разрезать на карточки и предложить разложить малышу разрезанные карточки с основным полем с карточками. Такая игра подойдет для малышей от 1,3-1,5 лет. Игра на развитие памяти — распечатать два вида одинаковых карточек и переворачивать, пока не найдешь пару одинаковых.

Можно выложить 4 разных картины, потом попросить малыша закрыть глаза и спрятать одну из них. Когда он откроет глаза, предложить отгадать какая из картин исчезла.

Книги по теме

Кроме того, всем советую скачать или купить книгу известного французского искусствоведа, преподавателя в Истории Искусств в Школе Лувра Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве?».

Это книга, написанная об искусстве специально для родителей, которые сами любят все прекрасное и стремятся привить это своим малышам.

Очень хорошая книга, которая повествует детям об искусстве, издательского дома Белый город «Азбука русской живописи». Она представляет собой энциклопедию, которая содержит более 100 известных картин русских художников. С помощью нее малыш познакомится различными направлениями и жанрами русской живописи.

Вот как выглядит эта замечательная книга:

Пример страницы изнутри книги:

И еще, конечно же хотелось пару слов написать о замечательной серии книг издательства Феникс для самых маленьких малышей о художниках. Серия так называется «Художники». Сюда входит 4 книги об истории жизни знаменитых художников Дега, Моне, Гоген и Ван Гог. Цль этих книг познакомить наших малышей с серией картин самых известных художников. В книгах картины описываются в легких для детского понимания красках, так же присутствуют небольшие вымышленные рассказы. Книги очень красочные.

Вот как они выглядят:

Книги можно купить в интернет магазине

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством . Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация . Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами) :

«Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

«Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

(Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

«Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская») , у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба (Петров-Водкин «Селедка»), а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету (Федотов «Завтрак аристократа») . Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки (Х. Аллингем «Горячий хлеб») , а другие – в поле на обеде колхозников (Серебрякова «Обед») . На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

«На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках » изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках » и «О чем расскажут старые картины »). Также книжки из серии Книги «Художники » изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог ». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

Где картина, где скульптура

Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

Не тот ракурс!

Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве ». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено?
Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.
Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

Женя Ясная

главный редактор журнала « «». Изд. «Мозаика-Синтез». Азбука. Животный мир Сказки о художниках Онлайн-школа «Учимся играя»

Дети и живопись

Как рассказать детям о живописи?

Все родители хотят, чтобы их дети росли умными, любознательными, а их кругозор постоянно расширялся.

Умение ценить прекрасное и понимать искусство нужно прививать с самого раннего возраста.

И очень важно делать это правильно. Книга «Картины. Моя большая выставка» поможет рассказать детям о живописи в игре.

Вот несколько простых и любопытных фактов о направлениях живописи.

Стиль искусства объединяет картины художников, работающих в схожей манере.

Ренессанс - возрождение древних традиций

С XIV по XVII века в Европе возрождается интерес к науке, искусству и литературе. Искусство становится ближе к жизни. «Ренессанс» в переводе с французского означает «возрождение».

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1506 гг

Барокко - динамичность и драматизм

Датой рождения барокко считают начало XVII века. В то время церковь призывала художников яркои динамично изображать библейские сюжеты. Художники использовали смелые световые эффекты, создавая реалистичные, исполненные драматизма картины.

Микеланджело да Караваджо, «Ужин в Эммаусе», 1601 г.

Классицизм - держанность и верность античным канонам

Классицизм зародился незадолго до Великой французской революции 1789 года. Художники этого направления старались копировать образцы греческого и римского искусства с их точным рисунком и почти неразличимыми мазками.

Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784 г.

Романтизм - пафос и эмоциональность

Романтизм - это художественный и литературный стиль, ставший популярным в Европе в конце XVIII века. Романтические произведения драматичны, живописны и, как правило, показывают мощь и красоту природы, а также героизм человеческого духа.

Франсиско Гойя, «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814 г.

Реализм - объективность и прямота

Реалисты выступали против чрезмерно возвышенного стиля романтизма. Они стремились показать мир таким, каким мы его видим, изображать повседневную жизнь и людей без эмоциональных преувеличений.

Жан-Франсуа Милле, «Анжелюс», 1857-1859 гг.

Импрессионизм - стремление запечатлеть ускользающий миг

Импрессионизм зародился во Франции в 1870-х годах. Импрессионисты старались отобразить на холсте мимолетное впечатление, рисуя картины быстрыми, яркими мазками. Часто художники работали на природе, а не в мастерских.

Клод Моне, «Сад художника в Ветёе», 1881 г.

Постимпрессионизм - смелость цвета и простота формы

В 1880-е годы во Франции импрессионизм сменяется постимпрессионизмом. Постимпрессионисты писали яркими красками, упрощая форму, чтобы подчеркнуть свои чувства. Они меньше опирались на впечатления от натуры.

Винсент ван Гог, «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 г.

Экспрессионизм - искаженные формы и сильные эмоции

Экспрессионизм зародился в Германии в начале XX века. Экспрессионисты старались показать на холсте эмоции - например, гнев или страх, для чего сознательно искажали формы изображаемых предметов.

Франц Марк, «Судьба животных», 1913 г.

Кубизм - принцип совмещенных точек зрения

Первыми в стиле кубизма стали писать Брак и Пикассо в 1907 году. Этот стиль был популярен до 1920-х годов. Кубисты стремились показать предмет одновременно с разных ракурсов. Для этого они раскладывали его на простые геометрические фигуры.

Хуан Грис, «Натюрморт на клетчатой скатерти», 1915 г.

Футуризм - динамика и стремление передать движение

Появившись в начале ХХ века, футуризм просуществовал недолго. Футуристы были влюблены в скорость и мощь новых машин (автомобилей, поездов и самолетов). Художники стремились передать движение реального мира на плоскости.

Умберто Боччони, «Город встает», 1910 г.

Сюрреализм - совмещение сна и реальности

Сюрреализм возник в начале 20-х годов XX века. В переводе с французского это слово означает «больше, чем реальность». Картины сюрреалистов часто кажутся странными, так как здесь нелогично сочетаются причудливые образы, видения и сны.

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931 г.

Поп-арт - использование образов популярной культуры

Поп-арт появился в 1950-е в Великобритании и США. Художники этого направления изображали в своих произведениях знакомые образы из повседневной жизни - упаковки продуктов, газеты, комиксы, фотографии знаменитостей.

Энди Уорхол, «Банка с супом "Кэмпбелл" (томатный)», 1968 г.

Психология детского творчества

(методические рекомендации для начинающих педагогов)
преподаватель специальных дисциплин МБУ ДО «ДХШ №1» г. Рязани Баукова И.П.
Описание:
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его внутренний мир. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль.
Данная статья является частью рабочей программы по изобразительному искусству детской изостудии, основанная на личном педагогическом опыте. Представляет собой полезную информацию по основным художественным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, ДПИ). Рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: развивать на занятиях по ИЗО данное детям от природы чувство прекрасного.
Соединение игры и азбуки позволит им понять, что область изобразительного искусства - это и интересно и не просто. Для наиболее полного раскрытия способностей у детей рекомендуется использование самых различных материалов и техник на занятиях.
Задачи:
1. Обогащение художественного кругозора посредством знаний об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и их роли в жизни человека;
2. Необходимость формирования у детей знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Учиться рисовать никогда не поздно,
но надо согласиться с тем, что азы
изобразительного искусства лучше
постигаются в раннем возрасте.

По Далю, творить - это давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество, а в особенности - дети. Попадая в художественную школу, ребёнок уже владеет в какой-то мере изобразительными средствами выражения, но ещё не осознаёт их системности. Употребление этих средств ребёнком носит характер игры.
В. Фаворский писал: "Было бы чрезвычайно радостно если бы удавалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком и это по-видимому, возможно."

Несвоевременное обучение мастерству - серьёзная преграда творчеству. Учитель должен придерживаться самой большой сдержанности в оказании влияния на учеников. Потому что даже тот учитель, который обладает вкусом и задатками, может закрепить ребёнка в эффектном, но примитивном способе рисования, может привить ему преждевременный "академизм" взрослого. Отторгаясь от своих собственных задач, он, таким образом теряет самое ценное - самостоятельность.



"От игры к знанию" - девиз программы для детей младшего возраста.
Так уж устроен ребёнок, всё он познаёт в игре, через создание второй реальности - текста, рисунка, скульптуры. В игре ему открывается чудо - всё, что ни задумаешь, можно нарисовать, склеить, вылепить и т. д.
Дети постоянно что-то изобретают, фантазируют. Их способности одушевлять своей фантазией неодушевлённый мир, диктуют педагогу и методы обучения. Но надо помнить, что каждый ребёнок - это отдельный мир. В основе детского сознания лежит образ, сложный, но очень цельный. Задача же педагога - расширить представление ребёнка о путях достижения цели, раскрыть перед ним многообразие способов и средств, которые даются ему исподволь в игре.



Пережить, осознать, суметь - три этапа творческого процесса. Не пережитое, не прочувствованное эмоционально не может быть воплощено. Поэтому уникальность каждого ребёнка, его опыт являются отправной точкой для творческого поиска. Самостоятельный выбор решения творческой задачи делает ребёнка смелым, искренним, у него развиваются фантазия и интеллект, дар наблюдателя; формируется терпение и вкус. Всё это обеспечивает путь к красоте. Пережитая красота движет ребёнком в поисках наиболее выразительных экспрессивных средств её воплощения. Неудачи в этом случае даже полезны.


На начальной стадии обучения дети с равным интересом выполняют все задания по рисунку, живописи и композиции. Их увлекают новые техники и приёмы; для них многое ново и необычно. Уровень умения, мышления и художественного воплощения в действительность совпадают. Отсюда увлечённость.
Композиция несёт в себе творческое начало и без активной работы в этой области нельзя говорить о воспитании художника. Поэтому она является основным предметом в начальной школе. Задача педагога - помочь ребёнку выразить своё отношение к окружающему его миру и передать задуманное.
Темы композиций начальной школы часто носят сказочно - фантастический характер. Тематическим урокам обычно предшествуют беседы с иллюстрациями. Причём рассказы, чтение, стихи, прослушивание музыки должны быть не продолжительными по времени, но эмоциональными. Иногда дети в этот момент должны представить себе то, что никогда не видели.
Литературные произведения, музыка и наглядности организуют мышление ребёнка, помогают найти самый простой и выразительный способ изображения. Благодаря этому со временем в работах детей появляются лаконизм и ритм.



Из опыта работы известно, что, слушая сказку, дети переживают происходящие в ней события, отражают поэтику волшебной атмосферы. Это выражается как в цвете, так и в линии, пластике, архитектонике и композиционном решении. Чаще же всего дети комбинируют выразительные средства. Умение "схватить" услышанное и увиденное и передать это цельно и непосредственно - одна из главных особенностей детского искусства. Задача педагога при этом не перегружать детей своим вниманием, представляя им возможность самовыражения.




Детские композиции могут быть весёлыми и мрачными, радостными и строгими, беспокойными и спокойными, величавыми и простыми. Это разнообразие зависит не только от темы и содержания, но и от тональности красок, комбинаций светлых и тёмных пятен и многих других моментов.



Детские работы наполнены энергией и чистыми эмоциями. Их творчество смелое и наивное.
Ритмичность - согласованность форм и цветов.
Композиция, как самое сильное средство выражения идеи, включает в себя все компоненты формы: цвет, ритм, рисунок, движение, определяет положение фигур и предметов в пространстве.
Метод ритмических упражнений делает самого художника окрылённым, а его руку гибкой, даёт импульс к дальнейшему творчеству - дети сосредотачиваются, настраиваются на дальнейшую работу, полную веселья и фантазии.




Симметрия - один из приёмов композиционного решения. Она больше используется в декоративном искусстве. Симметричные композиции создают состояние покоя, торжественной величавости.



В графике и живописи большое значение имеет равновесие. Распределение нагрузки справа и слева, сверху и снизу, что позволяет создать уравновешенную композицию.


Дети очень любят изображать птиц и зверей. Обращая их внимание на повадки, грацию, красоту и пластику животных мы воспитываем в них прежде всего доброго и милосердного человека.
Но каждый художник должен уметь нарисовать лошадь, корову, собаку, кошку. Они пригодятся в любом жанре. Только постоянное и целеустремлённое изучение животных с карандашом в руке принесёт свободу в рисовании, свободу в композиции.




Но надо помнить, что, приобретая знания и изучая природу и животных, ребёнок становится более уверенным в создании своей задумки, приобретает терпение и усидчивость, обретает свободу в рисовании, свободу в композиции. Со временем работы станут более проработанными, но и более "личностными".




Художественный образ детского произведения поможет создать целая система приёмов и средств выразительности, которую можно назвать его языком. Большое значение в этом играют: линия, силуэт, тональные градации и цветосочетания.





Детям нужно постоянно напоминать, что один и тот же мотив можно решить по-разному и они сами должны принимать участие в выборе нужной техники для решения той или иной задачи.
Большое значение играет работа учащихся в группе, где дети заражаются друг от друга идеями, где есть дух соперничества и возможность воздействия друг на друга.



На начальной ступени обучения используют технически более быстрые методы изображения, без тщательной проработки. Дети с удовольствием работают такими материалами, как пастель и цветные карандаши.




Создавая множество набросков, эскизов, упражнений дают детям возможность делать выбор.




Занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников, но важно освободить и полнее использовать такие источники детской энергии, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности. Ведь что бы создать что-то хорошее, надо уметь этим восхититься и удивиться. Преподавателя же должно двигать только стремление помочь и научить.
Рисуя, дети лучше запоминают видимые формы, воспроизводят свои представления об окружающей нас действительности, вырабатывают и укрепляют зрительную память. Рисунком можно рассказать, показать, объяснить то или иное явление, что делает его важным средством самовыражения. Значение материалов при этом очень велико. Широкие и тонкие линии, контур - это самые гибкое средство при рисовании, при размещении предметов в пространстве, при определении масштабов и т.д. Многообразие оттенков в тушёвке карандашом и др. материалами дают неповторимые качества фактуры.





Дети - фантазёры и мечтатели. Они всегда счастливы в творчестве.


Как иногда хочется творить! С помощью красок и кисти можно создать настоящий шедевр. Как это радостно и легко! Почувствовать себя художниками. Ведь на свете нет ни чего прекраснее чем творчество! Дети самые талантливые и самые интересные художники в мире.

Живопись в детском саду.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Наиболее доступны детям дошкольного возраста картины советских художников на темы, отражающие быт детей: Т. Яблонская. «Весна», М. Божий. «Таня, не моргай!», А. Дейнека. «Будущие летчики», И. Шевандронова. «В сельской библиотеке», A. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора». Доступны для восприятия детей некоторые пейзажи советских художников К. Юона, В. Бялыницкого-Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима» изображают русскую зиму с ее переливчатыми снегами, голубыми далями, тенистым кружевом ветвей. Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Для старших дошкольников доступны и некоторые произведения портретной живописи: И. Репин. «Стрекоза», В. Серов. «Мика Морозов», В. Тропинин. «Портрет сына художника». Богатые возможности для развития эстетического восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка, прежде всего своими выразительными средствами - цветом, формой. Доступны для восприятия натюрморты И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др. Таким образом, детей дошкольного возраста знакомят с разными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности. Предлагаем картотеку рассматривания картин в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. По теме: Изучаем живопись»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.