Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, - один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях".
Внешний облик самого бала - это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, "царица Петербурга графиня Безухова", "танцор-адъютант, начавший бал", - все, "смешавшееся в одну блестящую процессию". Но это не просто обыкновенный петербургский бал - это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Она, побывав на этом балу, расстается со своим детством и переходит во взрослую жизнь. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся.
Князь Андрей сыграет немаловажную роль в судьбе Наташи. Бал - одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого - первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых.
В этом есть некая символичность: Наташа, отвергая Бо риса, одновременно с этим оставляет в прошлом свое детство. Эпизод бала следует рассматривать как переходный. Автор всячески подчеркивал еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово "девочка" и изображая ее с "благодарной детской улыбкой". Именно это состояние "более всего шло к ней", и именно такую Наташу, "с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке", полюбил князь Андрей.
Автор дает нам возможность сравнить главную героиню "с царицей Петербурга" - Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее "худыми руками и плечами", "неопределенной грудью", не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". Но "девочкой" Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает "на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя". "Выражение лица Наташи, готовое на -отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств" и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини.

Почему князь Андрей и Пьер друзья?

Всегда ли знакомые друг с другом люди могут стать друзьями? Это всегда свободный выбор, он не касается родителей и детей, которых, как все мы знаем, не выбирают. Поэтому другом может быть только тот, кому можно всегда и во всем полностью доверять, уважать и считаться с его мнением. Но не всегда друзья думают одинаково. Ведь не зря говорится в пословице о том, что недруг будет поддакивать, а настоящий друг - спорить. В основе дружбы князя Андрея ­ и Пьера Безухова , совершенно разных по характерам, имеющих различные индивидуальности, лежит­ бескорыстность и искренность. Они готовы друг друга поддерживать, помогать в сложных ситуациях. У них много разногласий, но есть одно общее - это стремление к полезной деятельности. Их общая цель - это полноценная и осмысленная жизнь. Как притягиваются две противоположности, так и эти два человека в целой толпе нашли друг друга. Они встретятся на одном из великосветских вечеров, проводимых среди множествагостей, блеска драгоценностей и дорогих нарядов, где царит фальшивая любезность, искусственные улыбки, и ведутся «чинные» разговоры.­ Два непохожих человека, среди всех остальных найдут друг друга, они не расстанутся до конца дней одного из них.

Странной кажется дружба этих двух мужчин, утонченного аристократа -­ Болконского и незаконного рожденного сына знатного вельможи - Пьера. Болконский в этом обществе свой, он принят всеми в этом обществе, со своими безупречными манерами. Образованностью и гибким умом. А­ Пьер, впервые появившись в этой гостиной, без соблюдения правил этикета начинает спор о Наполеоне . Ему здесь все ново и поэтому интересно: и разговоры и люди, которые их ведут. Они искренне обрадовались встрече. Будучи знакомыми еще с детства,­ они несколько лет не встречали друг друга. Им есть о чем поговорить, даже, несмотря на эти годы и разницу в их возрасте. Что же может объединить их теперь, чем они интересны друг для друга? Оба молодых человека находятся на перепутье, их мысли не карьера, а­ смысл жизни, и полезная, достойная человека, деятельность. Они оба знают, чего хотят, к чему нужно стремиться. Этого не знает ни наивный Пьер, ни князь Андрей. Жизнь Болконского, которую он ведет, ему самому не нравится, он считает её неудавшейся и постоянно ищет выход из этого положения. Он старается влиять на Пьера, убеждать его в том, что он сможет быть полезным на разном поприще, предупреждает его о дурном влиянии компании Курагина и Долохова .

Разговаривают эти два друга не только о своих личных проблемах, имя Наполеона, которое вызывает не только возмущение, но и страх, тогда было на устах у всего придворного общества. По-другому воспринимают его рузья. Так, Пьер, горячо защищающий, оправдывает его жестокость как необходимость для сохранения завоеваний французской революции. Князю Андрею привлекательна в Бонапарте­ его неординарность, как великого полководца, который благодаря своему таланту поднялся на самую вершину славы.­ Во многих вопросах друзья не соглашаются друг с другом, но право на собственное суждение и выбор они сохраняют за собой. Князь Болконский, как­­ более опытный, опасается за своего друга, за то негативное и развращающее влияние, которое может оказать среда, в которой оказался Пьер. Для Безухова его друг - образец всех совершенств, но он не слушает его советов, поэтому учится на своих собственных ошибках. Судьба не раз будет испытывать друзей, но они никогда не забывали друг о друге, в какой бы сложной ситуации они не находились. Борьба с самим собой происходит у каждого, они то побеждают в ней, то терпят поражение, но все равно её упорно продолжают, никогда не сдаются. В романе мы видим двух разных людей, которые все время поддерживали друг друга, становились лучше, где-то справедливее и чище душой. О такой дружбе и взаимовыручке можно только мечтать в наши дни.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.

На вопрос Почему Наташе Ростовой понравился Бодконский??? заданный автором Вровень лучший ответ это Юная графиня и тридцатилетний князь, успевший повоевать, овдоветь, имеющий
маленького сына, успешно управляющий своим имением, не желающий нигде служить.
Их первая встреча происходит в имении графа Ростова, Отрадном. Сначала князь
видит странно тоненькую девушку в желтом ситцевом платье, потом, оставшись
ночевать в Отрадненском доме Ростовых, слышит ее восторженный голос, говорящий
о красоте лунной ночи. Голос доносится откуда-то сверху, и князь Андрей, очарованный им, засыпает с ощущением «молодых желаний и надежд». Днем еще предстоит встреча князя с дубом, на котором распустилась молодая листва, и все вместе: весна, пробуждение природы, девочка, любящая лунную ночь, -
говорят князю о том, что «жизнь еще не кончена в тридцать один год». Вторая встреча - на балу у екатерининского вельможи в Петербурге, в новогоднюю ночь. Сборам семьи Ростовых на этот бал посвящена целая глава. Не случайно Наташа так суетится, готовясь к этому важному событию, ведь
ей предстоит встреча с блестящей молодежью Петербурга: «Пьер обещал быть на бале
и представить ей кавалеров». Что касается князя Андрея, то для него это выход в большой свет после долгого отсутствия. Вот он красивый, элегантный, в белом полковничьем мундире подходит к графине Ростовой и учтиво приглашает на танец. «…Едва он обнял этот тонкий, подвижный стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило
ему в голову». Это начало любви. И Наташа и Андрей потом долго будут вспоминать
этот миг. Знакомство, визиты князя Андрея, помолвка, о которой решено
не разглашать, встреча Ростовых с князем Болконским, оскорбившим невесту сына
своим поведением, разлука с женихом, потому что старый князь поставил условие:
свадьба должна была состояться через год.
Неудивительно, что подобное испытание не могла выдержать юная невеста князя Андрея. Не зря он предоставил ей свободу, несмотря на помолвку. Без любви жизнь кажется ей лишенной всякого смысла, а князь Андрей далеко. Блестящий кавалергард Анатоль Курагин говорит ей то, что хотят слышать ее уши и чему так распахнется ее душа. Учащено бьется сердце, кружится голова, и счастье кажется «так возможно, так близко» .
Но иллюзии скоро рассеиваются не только потому, что не удался побег с Анатолем.
Раскрывается подлый обман: князь Курагин давно женат, а история с графиней
Ростовой для него очередное приключение. Рушится мир в глазах Наташи, ее болезнь
после разлуки с князем Андреем очень сильна и продолжительна. А умному и дельному Болконскому почему-то не хватает нужной чуткости, чтобы понять и простить свою невесту. Понимание придет со временем к нему, но нужно сначала пройти войну, получить ранение и пройти очищение страданием. Когда Наташа во время последней встречи с раненым Андреем встает перед ним на колени и просит прощения, тот с удивлением смотрит на нее и спрашивает: За что? Преданно и заботливо ухаживает юная графиня Ростова за своим любимым человеком. Страдания князя становятся и ее страданиями. Здесь нет никакой жертвы и никакого мученичества. Истинная любовь способна все преодолеть, она готова
перенести все испытания. Смерть Андрея Болконского поневоле наводит на мысль
о чудовищном характере войск, которые убивают самых достойных. Любовь и смерть,
к сожалению, идут рядом, рука об руку - такова трагическая закономерность бытия,
классическая литература никогда не грешит против истины, какой бы горькой
она не была.

Мы все глядим в Наполеоны...
А. С. Пушкин

Действие романа «Война и мир» начинается летом 1805 года, когда слава Наполеона Бонапарта распространилась по всей Европе. В первых главах, на вечере у Анны Павловны Шерер, представители петербургского светского общества обсуждают события во Франции (расстрел герцога Энгиенского) и на чем свет стоит ругают «корсиканское чудовище». Однако среди гостей Анны Павловны находятся и поклонники французского императора — князь Андрей и Пьер. Их восхищают сила личности, деловая энергия и неизменный успех, который сопутствует Наполеону на протяжении его политической карьеры. И действительно, знакомясь с биографией Наполеона, есть чему удивляться.

Будущий французский император родился на Корсике в 1769 году и происходил из бедного, незнатного дворянского рода. Мальчик учился во Франции за казённый счёт (на оплату учёбы у многодетной семьи Бонапартов денег не было) сначала в военном училище в городе Бриенне, а потом в военной школе в Париже. В обоих заведениях Наполеон учился прекрасно, его военной специальностью была артиллерия. В 1789 году, когда свершилась Великая французская революция, он служил артиллерийским поручиком в провинциальном городке Оксонне. «Звёздный час» Наполеона пробил в 1793 году.

Сторонники свергнутого короля — роялисты города Тулона подняли восстание, перебили представителей новой, революционной, власти и призвали на помощь английский флот, который крейсировал в Средиземном море. Революционная армия окружила Тулон с суши и начала осаду. Наполеон, который к этому времени имел чин капитана, приехал в осадный лагерь к своему земляку — корсиканцу Саличетти — и между делом подсказал ему способ, как нейтрализовать английский флот и взять город. Саличетти добился, чтобы бойкого артиллерийского капитана назначили в осадную армию. Первый штурм Тулона в ноябре 1793 года был неудачным. Через полтора месяца, в середине декабря 1793 года, революционные войска начали второй штурм Тулона, но теперь военной операцией командовал сам артиллерийский капитан. После ожесточённого боя штурмующие были отброшены, но тут очень своевременно подоспел Наполеон с резервной колонной. Его вмешательство решило исход боя: Тулон сдался на милость победителей.

Для честолюбивых молодых людей XIX века Тулон стал символом резкого и стремительного счастливого взлёта судьбы. Раскольников в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» говорит Соне: «... что, если бы, например, на моём месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан..?» (5, IV). Толстой нашёл другие слова, точно определявшие идею Тулона: «...то был первый путь к славе» (1,2, XII).

Доклады о взятии Тулона были посланы в революционный Париж в Конвент. Все очевидцы штурма города сходились на том, что успех был достигнут прежде всего благодаря Наполеону: он удачно расположил пушки, умело направлял огонь батарей, лично возглавил штурмовую колонну. Через месяц, в середине января 1794 года, Наполеон получил награду за взятие Тулона — чин бригадного генерала. Ему было 24 года.

Потом в военной карьере Наполеона была Итальянская кампания (1796-1797), где он проявил себя не только как блестящий полководец, но и как замечательный организатор. Молодой генерал Бонапарт должен был вести войну и одновременно одевать, обувать, дисциплинировать расхлябанную армию. И он добился своей цели: навёл порядок в войсках, заслужил любовь и преданность солдат и офицеров, выиграл множество сражений и всю кампанию: Италия была полностью подчинена Французской республике, а с Австрией был заключён мир, очень выгодный для Франции.

В Итальянском походе Наполеон проявил личную храбрость, например на Аркольском мосту через реку Адидже, где сошлись французские и австрийские войска. Трижды французы брали мост и трижды отступали под ураганным огнём противника. Тогда Наполеон схватил знамя Французской республики и побежал по мосту навстречу австрийцам. Французские солдаты бросились за ним, несколько солдат и адъютантов возле него были убиты, а он не получил ни одной царапины, и мост был взят.

Потом в биографии Наполеона был Египетский поход (1798-1799). Из покорённого Египта французские войска через Суэцкий перешеек вторглись в Сирию и осадили город Яффу. Через два дня осады город был взят штурмом, все жители и пленные перебиты. Началась чума, так как хоронить трупы было некому. Наполеон спешно увёл свои войска из города и направился на восток к крепости Акр. Осада Акра была неудачной, через два месяца Наполеон решил возвратиться в Египет. Французская армия двигалась через пустыню, на лошадях везли раненых и больных, все здоровые, в том числе и главнокомандующий, шли пешком. Вернувшись в Каир, Наполеон из газет случайно узнал, что Австрия, Англия, Россия и Неаполитанское королевство заключили военный и политический союз против Франции. Суворов на севере Италии успешно отвоёвывает у французов крепость за крепостью и уже угрожает границам Франции. В Париже царит полная неразбериха.

Бонапарт приезжает в Париж и в результате сложной политической борьбы становится одним из трёх консулов, которым «Франция доверяет своё спасение». Будучи первым консулом, тридцатилетний генерал проводит активную внутреннюю политику: успешно борется с бандитизмом, подавляет гражданскую войну в Вандее, улучшает собираемость налогов, утверждает свободу совести, создаёт новую систему народного образования (она сохранилась до сих пор), руководит разработкой очень удачного свода гражданских законов — Кодекса Наполеона. Но главное, чем Наполеон мог упрочить свою власть в государстве, была победоносная война. В 1800 году он начал войну против Австрийской империи, выиграл несколько сражений (самое знаменитое — при Маренго) и заключил 9 февраля 1801 года выгодный для Франции Люневильский мир. В 1804 году, «руководствуясь высшими государственными интересами», он объявляет себя императором (но не королём!) Франции. К 1805 году начинает оформляться очередная — военно-политическая коалиция европейских государств (Австрии, Англии, России, Неаполитанского королевства, Пруссии) против наполеоновской Франции. К этому времени Толстой относит начало романа «Война и мир».

В гостиной Анны Павловны Пьер горячо защищает действия Наполеона: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати, — и только потому приобрёл власть» (1,1, IV). Князь Андрей более взвешенно относится к личности и поступкам французского императора: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но... но есть другие поступки, которые трудно оправдать» (там же). Однако именно князь Андрей в чине капитана (как и Наполеон до Тулона) поступает в армию и мечтает совершить подвиги, подобные наполеоновским.

Осенью 1805 года началась война Наполеона с третьей коалицией. В штабе Кутузова Болконский узнал о поражении австрийской армии под городом-крепостью Ульмом и увидел «несчастного Мака» (1,2, 111), австрийского генерала, взятого французами в плен, а потом отпущенного Наполеоном. В этот момент князем Андреем овладели противоречивые чувства: «...он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя» (1, 2,111). И герой Болконского, французский император, не опозорился: после взятия Ульма Наполеон сразу же двинул свои войска на Вену по правому берегу Дуная и захватил столицу Австрийской империи. Австрия была практически разгромлена, австрийский император перебрался в город Брюнне палевый берег Дуная. Единственный мост через Дунай хорошо охранялся и был заминирован австрийцами, но французы взяли мост без боя (!), легко и весело обманув противника. В романе (1, 2, XII) этот исторический анекдот князю Андрею рассказывает русский дипломат при австрийском дворе — Билибин. Теперь французы могли быстро и без потерь перейти по Таборскому мосту на левый берег Дуная, где находилась армия Кутузова.

Известие о взятии Таборского моста «было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею. Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадёжном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав в армию, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасёт армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана» (1,2, XII).

Стотысячная французская армия начала преследование сорокапятитысячной русской армии; русские спешно отступали, чтобы избежать окружения и позорной капитуляции. Отступая с основными силами на север Австрии, Кутузов выставлял «заградительные отряды», которые во что бы то ни стало должны были задерживать продвижение французской армии, то есть были обречены на полное истребление.

В первом заслоне — у деревни Шенграбен — участвовал князь Андрей. Французы начали артподготовку: «"Началось! Вот оно!" — думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинает приливать к его сердцу. "Но где же? Как выразится мой Тулон?" — думал он» (1,2, XVII). Болконский мужественно вёл себя в бою при Шенграбене: рядом с Багратионом шёл впереди русских батальонов в атаку, но настоящим героем боя стал не князь Андрей, даже не Багратион, а скромный, незаметный артиллерийский капитан Тушин: его батарея зажгла деревню Шенграбен и отбивала атаки французов. Когда Болконский осознал это, ему стало «грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся» (1,2, XXI).

И всё-таки князь Андрей совершает действительно красивый подвиг — на Аустерлицком поле: «"Вот оно!" — подумал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало. "Ура!" — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним» (1, 3, XVI). Он повторил героический поступок Наполеона на Аркольском мосту: со знаменем бросился навстречу отступающим в панике солдатам, некоторые из них опомнились, сплотились вокруг знамени, побежали вперёд. Однако этот подвиг не мог повлиять на ход великого сражения и при всеобщем паническом отступлении был замечен только одним человеком — Кутузовым.

Описывая подвиг Болконского, Толстой отмечает совсем негероические детали. Князь кричит «детско-пронзительным» голосом: «Ребята, вперёд!». Знамя оказывается очень тяжёлым, князь Андрей едва удерживает его; глядя вперёд, Болконский замечает случайную деталь боя, как русский артиллерист и французский солдат бессмысленно тянут друг у друга орудийный банник. В этот момент герой романа, в отличие от Наполеона на Аркольском мосту, был тяжело ранен.

Итак, князь Андрей получил свой Тулон, который так искал, но получил тогда, когда уже стал разочаровываться в своём кумире — Наполеоне. Сначала Болконский собственными глазами увидел и на личном опыте почувствовал бедствия войны, благодаря которой Наполеон приобрёл свою мировую славу.

Потом Болконский даже встретился со своим героем на Аустерлицком поле. Наполеон с гордым чувством победителя объезжал поле, на котором он только что выиграл сражение, совершенно разгромив русские и австрийские войска. Это был очередной военный триумф французского императора. Наполеон подъехал к умирающему князю Андрею, распростёртому на земле рядом с древком от знамени (знамя как важный военный трофей французские солдаты уже подобрали), и произнёс похвальные слова: «Вот прекрасная смерть!». Но эта похвала не обрадовала князя Андрея: «Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человечком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками» (1,3, XIX).

Отправляясь в 1805 году на войну, Болконский искал личной славы, но понимал славу как любовь к людям, стремление сделать для них что-нибудь полезное и важное, желание их похвалы. Постепенно Толстой развенчивает в душе своего героя глубоко индивидуалистическую по сути идею Наполеона (наполеонизм). Через семь лет накануне Бородинского сражения князь Андрей выскажется о французах, а на самом деле о Наполеоне, резко и определённо: «Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. (...) Надо их казнить» (3, 2, XXV). Теперь в воображении Болконского романтический ореол, окружавший прежде личность Наполеона, исчез, но осталась античеловеческая суть этого исторического деятеля, которую подчёркивает писатель Толстой: французский император сделал из войны средство для личного обогащения и основал свою личную власть и славу на несчастиях и смерти многих тысяч людей, французов и нефранцузов.