Образование

Мэй окончил школу Хэмптон-скул (англ. Hampton School ) и престижный факультет физики и математики лондонского Имперского колледжа . Брайан уже в основном подготовил диссертацию на соискание степени доктора философии по астрономическим исследованиям в инфракрасном диапазоне и имел две научных публикации по астрономии: в журнале Nature и ежемесячном вестнике Королевского астрономического общества , когда успех Queen заставил его прервать научную карьеру.

Музыкальная карьера

Начал играть на гитаре с семи лет. За неимением денег на мечту юного Мэя - Fender Stratocaster - знаменитую гитару Red Special они сконструировали вместе с отцом из цельной доски дуба, спиленной с камина XVIII века, деталей от старого мотоцикла и перламутровых пуговиц.

В 1964 году Мэй организовал студенческую группу 1984, вместе с которой в 1967 году он аккомпанировал Джими Хендриксу . Группа распалась в 1968 году, однако вскоре вместе с вокалистом и басистом 1984 Тимом Стаффелом решили собрать новый состав. На объявление о поиске ударника «в стиле Митча Митчелла/Джинджера Бейкера» откликнулся студент стоматологического факультета Империал-колледжа Роджер Тейлор . В этом же году Мэй сочинил первую собственную мелодию.

Чаще всего звучит в хитах Queen именно Red Special , однако иногда использовались и другие инструменты: Burns Double Six («Long Away »), Fender Telecaster («Crazy Little Thing Called Love »), Ibanez («Nothing But Blue») и Parker Fly («Mother Love»).

Свой дебютный полноформатный альбом Брайан начал готовить в 1991 году, незадолго до смерти Меркьюри. Выходу альбома предшествовал сингл «Driven by You». Песня была написана к рекламной акции «Ford» и имела в Британии очень большой успех. В поддержку «Back to the light» Брайан Мэй организовал глобальное мировое турне. По следам этих гастролей был выпущен концертник «Live at the Brixton Academy», на котором прозвучал как сольный материал, так и классика Queen.

После распада Queen Мэй занялся сольной карьерой. Ему удалось записать семь довольно удачных сольных альбомов. Также Мэй отметился тем, что написал музыку к видеоигре «Rise of the Robots».

Наше время

В данный момент Брайан продолжает музыкальную карьеру в группе Queen и ведёт научную деятельность в направлении теоретической физики и математики. В 2007 году он завершил работу над кандидатской диссертацией по астрофизике и сдал устный экзамен . 18 июня 2008 года по предложению сэра Патрика Мура в честь Мэя был назван астероид 52665 Brianmay .

В октябре 2010 года Брайан Мэй был удостоен награды Международного фонда защиты животных (IFAW ) за вклад в дело защиты животных. Церемония награждения прошла в Палате лордов .

В 2009 году награждён армянским орденом Почёта .

На гитаре играет шестипенсовой монеткой, которая вышла из обращения в начале 70-х годов, однако в 1993 Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию таких монет, чтобы он продолжал использовать их в качестве медиатора .

Песни Queen, написанные Брайаном Мэем

  • «Doing All Right» (со Стаффелом)
  • «The Night Comes Down»
  • «Son and Daughter»
  • «Procession»
  • «Father to Son»
  • «White Queen (As It Began)»
  • «Some Day One Day»
  • «Brighton Rock»
  • «Now I’m Here»
  • «Dear Friends»
  • «Stone Cold Crazy» (с Меркьюри, Тэйлором и Диконом)
  • «Sweet Lady»
  • «Good Company»
  • «God Save the Queen»
  • «Tie Your Mother Down»
  • «Long Away»
  • «White Man»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Dead on Time»
  • «Dreamer’s Ball»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Dragon Attack»
  • «Sail Away Sweet Sister»
  • «Save Me»
  • «Flash’s Theme»
  • «Flash to the Rescue»
  • «Battle Theme»
  • «The Wedding March»
  • «Marriage of Dale and Ming» (с Тэйлором)
  • «Crash Dive on Mingo City»
  • «Flash’s Theme Reprise (Victory Celebrations)»
  • «The Hero»
  • «Dancer»
  • «Put Out the Fire»
  • «Las Palabras De Amor (The Words of Love)»
  • «Tear It Up»
  • «Machines or Back to Humans» (с Тэйлором)
  • «Hammer to Fall»
  • «Is This the World We Created?» (с Меркьюри)
  • «I Go Crazy»
  • «Gimme the Prize (Kurgan’s Theme)»
  • «I Can’t Live With You»
  • «Bijou» (с Меркьюри)
  • «Lost Opportunity»
  • «Too Much Love Will Kill You» (с Фрэнком Маскером и Элизабет Лэмерс)
  • «Mother Love» (с Меркьюри)
  • «No-One But You (Only the Good Die Young)»

Брайан Мэй солирует в следующих песнях:

  • «Some Day One Day»
  • «She Makes Me (Stormtrooper in Stilettoes)»
  • «’39»
  • «Good Company»
  • «Long Away»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Flash» (куплет посередине)
  • «Sail Away Sweet Sister» (куплет перед гитарным соло поет Фредди)
  • «Who Wants to Live Forever» (первый куплет)
  • «I Want It All» (куплет перед гитарным соло)
  • «Lost Opportunity» (В-сторона сингла «I’m Going Slightly Mad»)
  • «Let Me Live» (последний куплет)
  • «Mother Love» (последний куплет)
  • «No-One But You» (первый и последний куплеты)

Полная дискография Брайана Мэя

  • 1. Star Fleet Project (31 октября 1983 года).
  • 2. Back to the Light (28 сентября 1992 года).
  • 3. Resurrection (31 января 1994 года только в Японии).
  • 4. Live at the Brixton Academy (7 февраля 1994 года).
  • 5. Another World (1 июня 1998 года).
  • 6. Red Special (7 октября 1998 года только в Японии).
  • 7. Furia (20 ноября 2000 года).

Альбомы с участием Брайана Мэя

  • 1. Pavarotti & Friends 1 (участвовал в концерте, записанном в 1993 году);
  • 2. Mission: Impossible II (2000);
  • 3. Zu & Co. - Live at the Royal Albert Hall (альбом вышел в декабре 2004 года только в Италии);
  • 4. Anthems (альбом Керри Эллис 2010 года, Мэй выступил в качестве продюсера);
  • 5. Tangerine Dream and Brian May. Starmus - Sonic Universe (2013);
  • 6. Cоло в композиции «The Devil» последнего альбома группы Motorhead "Bad Magic".

Напишите отзыв о статье "Мэй, Брайан"

Примечания

Ссылки

  • телеканалу «Москва-24 » (видео)

Отрывок, характеризующий Мэй, Брайан

Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.

Брайен Гарольд Мэй Родился 19 июля 1947 в Великобритании (Хамптон, Мидлсекс). Его музыкальное образование началось довольно рано. Когда Брайану исполнилось пять лет, родители записали мальчика в музыкальную школу по классу фортепьяно. Он с ненавистью относился к этим занятиям, так как проходили они по субботам, когда обычные дети могли спокойно поиграть. Отец Брайана сам был способным музыкантом и помимо фортепьяно владел умением игры на гавайской гитаре. Этому же он решил научить и своего сына, когда тому было шесть лет. Брайен очень нравилось учиться играть на гавайской гитаре, поэтому ему захотелось иметь свою собственную. Заветный инструмент он получил в подарок от родителей на свой седьмой день рождения. Гитара оказалась, к сожалению, чересчур большой и нуждалась в модификации. С помощью отца Брайану удалось подогнать инструмент под нудные размеры. Так мальчик любил электрический звук, то он еще смастерил и звукосниматель, состоящий из медного провода, обмотанного вокруг 3-ех маленьких магнитов.

Со временем интерес Брайена к музыке возрос, особенно после того, как он послушал пластинки Everly Brothers и buddy Holly. Время от времени он пытался подобрать аккорды их песен, переходя постепенно на самопальное соло. Постепенно он стал анализировать и разбирать песни, как головоломки, которые ему надо было решить. Несмотря на то, что мальчик терпеть не мог фортепьяно, занятия он посещал пока ему не исполнилось 9 лет и пока не прошел 4-ый уровень теории и не сдал практические экзамены. В этот момент Брайен решил прекратить уроки фортепьяно. Отныне, так как раньше его заставляли играть, он стал получать от инструмента толику удовольствия.

Брайен не бросал гитару, однако ощущал, что его инструмент был неадекватен музыке, которой он пробовал подражать. Денег, в тот период, было мало, поэтому Брайен был не в состоянии позволить себе новый Les Paul или Stratocaster, которые были у многих из его друзей. Однако тут на помощь пришли мастерские способности Брайана и его отца: в 1963 году они приняли решение самостоятельно построить гитару под индивидуальные потребности Брайена. Особые трудности вызвал подбор и поиск частей для гитары. Так гриф, например, Брайеном вручную вырезал из старой каминной полки красного дерева. Деку пришлось сделать частично из дуба и той древесины, которой могли найти. На лады пошла коробка из-под пуговиц. Проблемы вызвали самодельные звукосниматели, которые не могли дать нужный звук. Пришлось приобрести 3 штуки, прошедших ручную настройку. Вручную из стали был вырезан бридж, а система тремоло состояла из двух пружины от мотоцикла. Брайен с отцом создали настоящий шедевр - гитару, известную как Red Special.

В 1965 году Брайен окончил школу и вскоре приступил к изучению астрономии в лондонском Имперском Колледже. В то же время, Брайен активно выступал с группой под названием "1984", в репертуаре которой было все: от до Snake Dancer. Группа просуществовала до 1968. Тем не менее, вскоре Брайан вместе с Тимом Стэффелом, вокалистом и басистом «1984», приняли решение собрать новый состав. По объявление к ним пришел Роджер Тейлор. В том же году Мэй сочиняет первую свою мелодию. Позже к ним пришел Фредди Меркьюри, а группа была переименована в Queen.

За 30 лет музыкальной карьеры Брайан Мэй заслужил себе во всемирной истории рока почетное место. Брайана можно назвать одним из самых успешных продюсеров и поэтов своего поколения. В список песен, написанных Байаном в ходе, входят такие хиты как: "Fat Bottomed Girls", "We Will Rock You", "Tie Your Mother Down", "Who Wants to Live Forever" и "I Want It All". За музыкальные способности, его очень часто называют виртуозом. На сегодня 22 композиции, которые принадлежат перу Брайана Мэя, побывали в топ-20 мировых чартов.

Летом 1984 года компания "Guild Guitars" выпускает под названием "BHM1" копию самодельной гитары Брайана . Мей был непосредственно вовлечен в весь процесс производства. Однако, к сожалению, в 1985 у "Guild Guitars" и Брайана возникли разногласия в отношении дизайна инструмента, поэтому вскоре производство "BHM1" прекратилось.

В октябре 1991 Брайан становится организатором рок-части севильского фестиваля "Guitar Legends". Для выступлений он отобрал Нуно Беттенкурта, Джо Сатриани, Стив Вэя, Джо Уэлша и многих других. В апреле того же года рекламное агентство в Лондоне попросило Брайану написать для рекламы автомобилей Ford музыкальное сопровождение. "Driven By You" оказался настолько популярен, что 25 ноября он был выпущен сольным синглом Брайана. Эта композиция вошла в топ-10 британского чарта. Кроме того, за "Driven By You" Брайан получил награду "Ivor Novello" в категории "Лучшая музыка к рекламе". В сентябре 92-ого года выходит долгожданный альбом Брайана "BACK TO THE LIGHT". А на протяжении 1993 года в поддержку своего альбома Брайан дал серию выступлений по США и Европе, в том числе несколько концертов, которые были проведены The Brian May Band как группы поддержки для Guns’n’Roses. Вскоре Брайан вновь отправился со своей The Brian May Band в тур, а в 1994 году выходит видео- и аудиоверсия концертного альбома, который был записан во время выступления в "Brixton Academy".

Кроме того, Брайану прекрасно дается написание музыкальных сопровождений к фильмам. Queen стали первыми, кто написал soundtrack к полнометражному фильму. Это был фантастический "Flash Gordon". В 1986 году музыка пишется для культового фильма "Горец", а в 1996 году - оперы для фильма "Пиннокио" Стива Барона. Брайан не обошел своим вниманием и мир театры: он написал и исполнил музыку для "Макбета" компании "Red and Gold Theatre", который проходил в театре Риверсайд в Лондоне в 1987 году. Сольную карьеру Брайана ознаменовал выход двух весьма успешных альбомов: "Back To The Light" в 1991 году, в который вошли песни "Too Much Love Will Kill You" и "Driven By You", удостоенные наградами Ivor Novello, и "Another World" в 1998. На протяжении многих лет песни Брайана являются источником вдохновения для многих групп и исполнителей. Свои версии его песен записали Def Leppard, Ted Nugent, George Michael, Five, Elaine Paige, Shirley Bassey и Metallica.

Одно из последних музыкальных достижение Брайана - саундтрек к арт-фильму "Furia" (Франция). Кроме того, Брайан постоянно сотрудничает с молодыми артистами. Он также написал темы для ТВ-шоу "Fun At The Funeral Parlour"и "The Scretch". В последние годы Брайан выпустил под серией "The Best Air Guitar Album In The World" 3 сборника, куда вошли его любимые вещи разных групп. Кроме того, он участвовал в работе над объемным звучанием двух альбомов Queen - "The Game" и "A Night At The Opera". Очень часто Брайан и Роджер Тейлор вместе принимали участие в благотворительных концертах, которые направлены на решение различных глобальных проблем современности.

В ноябре 2002 года Хертфордширский университет присвоил ему почётную степень Doctor of Science. В качестве «профессора-любителя» принимал участие в программе BBC «Ночное небо» (Sky at night), которую ведёт его давний друг Патрик Мур. В соавторстве с ведущими программы выпустил книгу: «Большой взрыв! Полная история Вселенной». На русском языке издание вышло в 2007 году. 14 апреля 2008 года назначен ректором Ливерпульского университета имени Джона Мурса. В 2011 году Брайан Мэй принял участие в записи трека «You and I», который вошёл на альбом певицы Lady Gaga «Born This Way».

Усилители

Vox AC30/6TB Top Boost Combo / 2x12

Гитары

Home-Made "Red Special" Electric Guitar

Гитарные эффекты

Dunlop Original CryBaby Wah Pedal
Glen Fryer Treble Booster Brian May Model
Rocktron Midimate Foot Controller

Мэй - создатель многих хитов группы Queen, где чаще всего играл на легендарной гитаре "Red Special", сконструированной им самим и его отцом. Брайан попал на 26 место в список "100 величайших гитаристов всех времен" журнала "Rolling Stone".


Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947-го, в Хэмптоне, Лондоне (Hampton, London). Он учился в местной Хэмптонской школе и окончил факультет физики и математики Имперского колледжа. Свою первую группу, Nineteen Eighty-Four, Мэй назвал в честь одноименного романа Джорджа Оруэлла (George Orwell).

Следующий музыкальный коллектив, Smile, появился в 1968-м. Помимо Брайана, группу представлял Тим Стаффелл (Tim Staffell), а позднее Роджер Тэйлор (Roger Taylor), также участник Queen. Легендарная Queen сформировалась в 1970-м: с Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), пианистом и ведущим вокалистом; Мэем, гитаристом и вокалистом; Джоном Диконом (John Deacon), бас-гитаристом; и Роджером Тэйлором, ударником и вокалистом.



Брайан сочинил для Queen такие международные хиты, как "We Will Rock You", "Fat Bottomed Girls", "Who Wants To Live Forever", "I Want It All" и "The Show Must Go On", а также такие знаковые композиции, как "Save Me", "Hammer to Fall", "Brighton Rock", "The Prophet"s Song" и др. Как правило, большинство песен с альбомов Queen писал либо Меркьюри, либо Мэй.


После смерти Меркьюри в 1991-м Мэй добровольно пришел в клинику в Аризоне (Arizona). Он пояснят свое решение: "Я считал себя больным, полностью больным. Я был изнурен и разбит на куски. Я впал в глубокую депрессию. Меня поглотило чувство утраты". Намеренный справиться со своей болью, Брайан пытался самореализоваться, как только мог, в том числе закончил свой сольный альбом "Back to the Light" и отправился в промо-тур. Гитарист часто подмечал, что рассматривал творчество "единственной формой самостоятельной терапии".

В конце 1992-го была официально создана группа The Brian May Band, которая 23 февраля 1993-го в обновленном составе отправилась в мировое турне - как в качестве хедлайнера, так и выступая на разогреве Guns N "Roses. В декабре 1993-го Мэй вернулся в студию, где вместе с Роджером Тэйлором и Джоном Диконом работал над треками, вошедшими в "Made In Heaven", финальный студийный альбом Queen.


Мэй получил почетную степень доктора науки в ноябре 2002-го, от Хертфордширского университета. Музыкант принял участие в программе BBC "Ночное небо" ("Sky at night"), ведущим которой был давний друг Брайана, английский астроном Патрик Мур (Patrick Moore). Друзья в соавторстве с Крисом Линтоттом (Chris Lintott) выпустили книгу "Большой взрыв! Полная история Вселенной" ("Bang! – The Complete History of the Universe").

В 2007-м Брайан закончил работу над диссертацией по астрофизике и успешно сдал устный экзамен. 14 апреля 2008-го Мэй стал ректором Ливерпульского университета имени Джона Мурса (John Moores), где оставался до марта 2013-го. Музыкант удостоился армянского Ордена почёта в 2009-м, а в следующем году получил награду Международного фонда защиты животных (IFAW) за вклад в дело защиты животных.


18 апреля 2011-го Леди Гага (Lady Gaga) подтвердила, что Мэй сыграет на гитаре для ее трека "You and I" с альбома "Born This Way". В июне 2011-го Брайан выступил на Тенерифе (Tenerife) с немецким коллективом Tangerine Dream на фестивале "Стармус", организованном в честь 50-летия первого полета в космос Юрия Гагарина (Yuri Gagarin).


В августе 2012-го Queen выступила на церемонии закрытия Олимпийских игр в Лондоне. Мэй отыграл сольный фрагмент "Brighton Rock", прежде чем присоединился к Тэйлору и Джесси Джей (Jessie J) во время исполнения бессмертного хита "We Will Rock You".

Самым первым музыкальным инструментом, на котором научился играть Брайан, был банджолеле, который звучит в песне "Bring Back That Leroy Brown" группы Queen. Для композиции "Good Company" Мэй использовал укулеле, который прикупил на Гавайях (Hawaii). Музыкант также пользовался в записи треков другими струнными, такими, как арфа, и басовыми инструментами (для некоторых демок, сольных работ и альбомов проекта Queen + Paul Rodgers).

Хотя основным пианистом Queen оставался Фредди Меркьюри , Мэй иногда выполнял функции клавишника, в том числе для песен "Save Me", " Who Wants To Live Forever" и "Save Me". С 1979-го Брайан играл на синтезаторах, органе (треки "Let Me Live" и "Wedding March") и программируемых драм-машинах - как для Queen , так и для сторонних проектов, своих и чужих.

Мэй - прекрасный вокалист. От альбома "Queen II" до альбома "The Game" группы Queen, по крайней мере, для одной песни Брайан всегда был ведущим вокалистом. Он стал композитором вместе с Ли Холдриджем (Lee Holdridg) мини-оперы " Il Colosso" для фильма Стива Бэррона "Приключения Пиноккио" ("The Adventures of Pinocchio") 1996-го. Эта опера была исполнена Мэйем вместе с Джерри Хедли (Jerry Hadley) и Сиссель Ширшебо (Sissel Kyrkjebo).

С 1974-го по 1988-й Брайан был женат на Крисси Маллен. У пары родилось трое детей: Джеймс (более известный как Джимми), Луиза и Эмили Рут. Развод Брайана и Крисси был обнародован британскими бульварными газетами. СМИ утверждали, что музыкант крутил роман с актрисой Анитой Добсон (Anita Dobson), с которой встретился в 1986-м. Добсон и Мэй оформили отношения 18 ноября 2000-го.

Брайан заявил в одном из интервью, что страдал от тяжелой депрессии в конце 1980-х и начале 1990-х. Состояние было настолько серьезным, что гитарист Queen думал о решении проблем с помощью самоубийства. Душевное равновесие Мэя пошатнули проблемы в первом браке; тягостное ощущение того, что ему не удается должным образом исполнять обязанности отца и мужа; отсутствие гастрольной деятельности, а также смерть его отца Гарольда и болезнь и смерть Фредди Меркьюри .

На протяжение всей свое жизни Мэй собирает стереофотографии Викторианской эпохи.

В честь музыканта назван астероид 52665 Brianmay и стрекоза Heteragrion brianmayi.

Проведенный журналом "Guitar World" в 2012-м опрос читателей выдвинул Мэя на второе место в списке величайших гитаристов всех времен.

Брайан Мэй. 2005 год

Брайан Мэй - гитарист группы Queen

Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, Мидлсекс, Англия (другая версия -- Твикенхэм, но если это одно и тоже, тогда претензий нет). В возрасте пяти лет он начал учиться игре на фортепиано и на банджо (в другом источнике: в 6 лет он занялся гавайской гитарой (ukulele). Однако вскоре Брайан переключился на гитару, которая показалась ему более выразительным и "уступчивым" инструментом. На свой седьмой день рождения он получил в подарок акустическую классическую гитару и вскоре начал ее модернизировать, чтобы приспособить под себя и придать ей электрическое звучание. Он поставил на нее самодельные звукосниматели и играл через самодельный усилитель . В подростковые годы его перестал устраивать такой инструмент, он хотел настоящую электрогитару ...

Red Special - гитара Брайана

Отец и сын имели опыт работы по дереву и металлу, к тому же Мэй-старший был инженером в области электроники, а у Брайана была склонность к физике. Брайан решил, что если уж делать свою гитару, то она должна его полностью удовлетворять во всех отношениях. "Я начал с классической испанской гитары и стал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender . Ещё я знал, что хочу двадцать четыре лада -- никогда не мог понять, почему люди остановились на двадцати двух...". На изготовление гитары, получившей название Red Special, ушло два года -- два года экспериментов со звуком и формой.

Гитара Red Special

В доме Брайана поперек камина шла доска красного дерева. Этой доске было сто двадцать лет (в других источниках двести лет и старше), и она была испещрена маленькими дырочками от древесного жука. На эту доску Брайан засматривался еще ребенком, как бы прикидывая, на что она могла бы сгодиться.

Занимаясь музыкой, Брайан Мэй и не думал запускать свою учебу. Он поступил на факультет астрофизики в Имперский колледж, добился стипендии и блестяще завершил обучение. Получив диплом физика, он не остановился. Брайан начал специализироваться в области инфракрасного излучения в астрономии. Второй его страстью после музыки была астрономия, и он держал ее "про запас". Когда Брайана спросят, что бы он делал, если бы не встретил членов группы Queen , он скажет, что был бы ученым-астрономом.

Но его ждала другая судьба. Можно сказать, что Брайан и есть основатель группы Queen, хотя это название придумал Фредди Меркьюри. Брайана приглашали в другие группы, но он никогда не изменял своей "королеве". До Queen Мэй играл в группах 1984 и Smile, в которой участвовал еще один участник будущей Queen -- Роджер Тейлор (Roger Taylor).

Брайан Мэй, 1974

Несмотря на поток энергии, исходящей от него на сцене, в жизни Брайан Мэй чаще всего серьезный, немного сентиментальный и ранимый человек. Он не всегда ладил с экстравагантным вокалистом и красавчиком-ударником группы. Несколько раз существование группы было под угрозой. Но уважение друг к другу и любовь к музыке удерживали их вместе.

Когда после смерти Фредди Меркьюри в 1991 году Queen распалась, Брайан начал сольную карьеру. Правда, еще в 1983 году он записал альбом с другими знаменитыми музыкантами -- "Star Fleet Project". Новые работы -- альбом "Back To The Light" (1992), "Live At The Brixton Academy" (1994) и последний на данный момент альбом 1998 года "Another World". Этот альбом содержит в себе очень разный материал: от довольно тяжелой "Cyborg" до лирических баллад "Why Don"t We Try Again" и "Another World". Вскоре после выпуска альбома Брайан Мэй отправился в мировое турне, во время которого побывал наконец и в России: в ноябре 1998 года Брайан Мэй со своей группой выступает в Питере и Москве. "Мы хотели поехать в Россию в 80-х, когда Queen еще существовала, но нас не пускали. Там выступали уже и Элтон Джон, и Клифф Ричард, но мы для них были слишком дикой группой", -- говорит Брайан. В турне его сопровождали не менее знаменитые музыканты: Эрик Сингер (Kiss), Джеймс Мозес (Duran Duran), Нил Мюррей (Deep Purple , Black Sabbath , Whitesnake). На разогреве играл фолк-коллектив "Белый День", поразивший всех исполнением "Богемской Рапсодии" на балалайках и гармошках. Помимо песен с нового альбома Брайан исполнил и знаменитые вещи Queen. После концертов в интервью Брайан сказал, что был поражен теплотой приема русскими фанатами Queen -- впрочем, это не столь важно, ведь так говорят все...

Оказывается, Брайан Гарольд Мэй не только выдающийся музыкант. Он – ученый-астрофизик. Окончив физико-математический факультет лондонского Империал-колледжа, опубликовал несколько научных статей по астрономии. Более того - получил ученую степень доктора наук, защитив диссертацию по теме, касающейся астрономических исследований в инфракрасном диапазоне. Правда, удалось это Брайану только спустя 30 лет после ее написания – раньше не позволяла музыкальная карьера.

«Когда в начале 70-х музыка меня позвала, я не мог не откликнуться, - вспоминал в одном из интервью музыкант. – Словно шестое чувство дало подсказку, и интуиция не подвела. Ведь если бы тогда я не использовал такую возможность, эта дверь закрылась бы навсегда. Поэтому уверен: отказавшись от астрономии в пользу музыки, я сделал правильный выбор». Но и решение вернуться к науке и завершить написание диссертации, Мэй таким же верным. «Осуществив это, я испытал огромное облегчение, - делился он своими ощущениями. - Очень доволен, что сумел довести дело, начатое много лет назад, до конца».


Ректор Ливерпульского университета им. Джона Мурса Брайан Гарольд Мэй. Фото: Josh Parry/LJMU

В 2008 году за выдающиеся заслуги Мэя в астрофизике в его честь был назван астероид №52665 – Brianmay. В этом же году господин Мэй занял должность ректора Ливерпульского университета им. Джона Мурса и оставался на ней более 5 лет. По сей день он является астрономом-исследователем и продолжает вести научную деятельность в области математики и теоретической физики. В соавторстве выпустил книгу: «Большой взрыв! Полная история Вселенной». Кроме того, Брайан всю жизнь страстно увлечен исторической стереофотографией и собрал солидную коллекцию.

Гитара из перламутровых пуговиц

Первую детскую гитару Брайан Мэй получил в виде подарка на день рождения в 7 лет. К этому времени он уже умел вполне сносно играть на укулеле – по примеру отца. А в 16 лет у парня появилась настоящая акустическая гитара. На покупку приличного инструмента в семье денег не было, поэтому будущий музыкант вместе с отцом (Гарольд по профессии был инженером-электронщиком, а в быту – мастером на все руки), сконструировал его самостоятельно, вручную. Как вспоминал Мэй: «Из всякой дребедени, валявшейся в мастерской папы». То есть: из дубовой балки от камина XVIII века, деталей от старого шкафа, клапанов мотоцикла, лезвия ножа, а также перламутровых пуговиц. А из магнитов и проволоки, воткнутой в самодельную отцовскую радиолу были изготовлены звукосниматели. Работа продолжалась больше двух лет и обошлась будущему музыканту всего в 8 фунтов. Эта гитара, Red Special, и по сию пору остается основным инструментом Брайана Мэя и в хитах «Queen» звучит чаще всех остальных.


Фото: twitter.com

Рассчитаться Брайаном Меем

Еще одна «фишка» Мэя - вместо медиатора он всю жизнь использует шестипенсовую монету, которую держит между большим и согнутым указательным пальцами. Особенно любопытная деталь: в начале 1970-х такие монеты с зазубренными краями были из обращения изъяты, но в 1993 году Королевский Монетный Двор отчеканил специальную их партию: персонально Брайана Мэя с его изображением - в преддверии сольного тура знаменитого музыканта.


Именная монета Брайана Мэя

О высоком и вечном

В группе «Queen» Брайан Мэй выше всех участников: его рост - 188 сантиметров. Его новаторское, уникальное по исполнению мастерство гитариста, в сочетании с исключительным вокалом Фредди Меркьюри создало неповторимый стиль знаменитой рок-группы. При этом Мэй не только композитор и виртуоз гитары. Часто он выступал в качестве клавишника, играл на органе и синтезаторах, а также выступал, как ведущий вокалист. Кроме того, Брайан является поэтом, ставшим автором таких блистательных песен-хитов и баллад, как: «We Will Rock You», «The Show Must Go On», «Too Much Love Will Kill You», «Who Wants to Live Forever», «39», «Save Me», «Hammer To Fall…» и многих других.

А еще Мэй пишет музыкальное сопровождение к кинофильмам, сериалам и телепроектам. Его фильмография насчитывает их несколько десятков. К слову, «Queen» оказалась первой рок-группой, ставшей автором саундтрека к полнометражному кинофильму: это был фантастический приключенческий боевик 80-го года «Флеш Гордон» - о тотальном солнечном затмении. Удивительным образом эта картина переплелась с другим фильмом-фэнтези - культовым «Горцем», вышедшим на экраны шесть лет спустя и положившем начало множеству одноименных сиквелов. Инструментальные композиции к нему написал Майкл Кеймен, а песни опять же группа «Queen».


Группа Queen. Фото: East News

Режиссер Расселл Малкэхи обратился к музыкантам с просьбой написать саундтрек для его «Горца». Участники группы посмотрели 40-минутную версию картины, и на Брайана Мэя самое сильное впечатление произвела сцена, в которой главный герой, бессмертный Коннор Маклауд, держит на руках смертную женщину – свою умирающую жену. Уже по дороге домой композитор начал делать наброски будущего хита «Who Wants to Live Forever» («Кто хочет жить вечно»), который прозвучал не только в фильме - в том самом эпизоде, но в дальнейшем и в разных частях телесериала «Горец».

Вспоминая об этой поездке, Мэй рассказывал британским журналистам: «Я услышал эту композицию у себя в голове, и тогда, в машине, она была почти закончена. Мой менеджер, которому я спел ее, когда он приве з меня домой, был очень удивле н. Он спросил: «Откуда это взялось?», и я ответил: «Даже не знаю…» Примечательная деталь: название этой симфонической баллады было взято Брайаном как раз из фильма «Флэш Гордон». И еще один интересный момент: в «Горце» песню исполняет Фредди Меркьюри, а на пластинке первый куплет и несколько строк из третьего куплета поет Мэй.

Великая депрессия

В конце 1980-х годов, - после смерти отца, с которым Брайан был очень близок, и начавшейся процедуры развода с первой женой, - музыкант впал в глубокую депрессию. Однажды он откровенно признался в том, что в размышлениях доходил до самоубийства. Особо острый психический кризис наступил в 1991-м году, после смерти Фредди Меркьюри, последовавшей за его неизлечимой болезнью (СПИД). Понимая, что не в состоянии справиться со своим душевным состоянием самостоятельно, Мэй обратился в психиатрическую клинику. Поясняя впоследствии свой поступок, он сказал: «Я ощущал себя полностью больным - изнуренным и разорванным на кусочки… Я долго горевал. Был охвачен чувством невосполнимой утраты… У меня был полный упадок сил…»

Выходить из психологического тупика с помощью наркотиков, Брайан не пытался. В отличие от многих своих эмоционально необузданных коллег- рок-музыкантов, Мэй наркотиков не употреблял. «Даже травку не курил никогда, хотя от других вдохнул немало дыма», - рассказывал гитарист. И комментировал свою позицию так: «Я чувствовал, что попадать в наркотическую зависимость мне нельзя ни в коем случае. Это опасно, особенно в период депрессии, когда я потерял эмоциональный контроль над собой и над своей жизнью».


С Фредди Меркьюри. Фото: twitter.com

Мир, труд, Мэй!

Легендарный гитарист ведет весьма сдержанный образ жизни: он совсем не употребляет мясо, изредка ест рыбу. Из алкогольных напитков отдает предпочтение пиву Гиннесс и ликеру Бейлис. На курение – табу (в противовес отцу, который был заядлым курильщиком). В беспорядочных сексуальных связях не замечен. Не приемлет пляжный отдых. Активно занимается благотворительностью: оказывает помощь всевозможным фондам и делает немалые пожертвования на различные проекты, касающиеся глобальных проблем. Особенно яро защищает природу и животных, самоотверженно сражается за их права.

В одном из интервью Брайан объяснил свою позицию следующим образом: «В юности я не слишком верил «звездочкам», заявлявшим, что обожают животных и борются за их права. А теперь сам занимаюсь этим». Музыкант на самом деле ходит по инстанциям, собирает подписи, выбивает аудиенции у высокопоставленных чиновников. «Это забирает очень много нервов и сил, - признался как-то Мэй в одном из интервью. - Но зато, когда вечером возвращаюсь домой и ложусь на диван с баночкой пива, отдаю себе отчет в том, что день был прожит не напрасно. По сути, защищая права животных, я делаю то же самое, когда что-то создаю в музыке. И так же радуюсь успеху, если он случается – как бы высокопарно это ни звучало…»

Помимо этого, Мэй постоянно участвует в благотворительных концертах. Недавно, в компании других легендарных музыкантов: Пола Маккартни, Робби Уильямса, и других, - записал клип в поддержку людей, пострадавших от грандиозного пожара, развернувшегося 14 июня в Лондоне, в 27-этажном жилом доме. Все средства от продаж которого и трансляций в эфире направятся пострадавшим и семьям погибших.

Семейными узами Брайан связал себя дважды. В 1976 году он женился на Крисси Мулленс. Брак, продлившийся 8 лет, подарил музыканту троих детей: в 78-м родился сын Джимми (Джеймс), три года спустя на свет появилась дочь Луиза, а еще через пять лет – вторая дочка, Эмили Рут.


С женой Анитой Добсон и сыном Джимми. Фото: twitter.com


С дочерьми Эмили и Луизой. Фото: twitter.com

Много лет Мэй официально оставался холостяком, хотя уже с начала 90-х жил в гражданском браке с актрисой Анитой Добсон. А встречаться с ней – по сведениям бульварных СМИ, - начал намного раньше, еще оставаясь в браке. В 2000 году Анита стала законной женой Брайана и остается ею до сих пор.

С женой Анитой Добсон. Фото: Global Look Press

Из высказываний Брайана Мэя:

Не имею ни желания, ни потребности заниматься чем-либо ради денег. И слава мне больше не нужна – я ее достаточно повидал, пресытился ею и насмотрелся, что она может сделать с людьми. Спрашивается, почему же я занимаюсь таким количеством всяких дел? Только потому, что очень это люблю и просто не могу остановиться…»

Осознание того, что музыка «Queen» оказала влияние на жизнь людей всего мира, делает меня счастливым. Это для меня честь.

В жизни всегда нужно делать шаги, но не маленькие, а большие. Потому, что если движешься крошечными шажочками или, что совсем скверно, совсем никаких не делаешь, - ничего в жизни не изменится. Будешь топтаться на месте, не развиваясь, а годы спустя сожалеть о том, что потратил время зря. Это моя жизненная философия.

Музыка и искусство сближает людей лучше, чем что-либо другое.
- В рок-музыке, чтобы не отмереть, нельзя повторяться. Нужно смотреть вперед и быть открытым для всего нового. Только так можно чувствовать полноту жизни.