Так возник авангардизм. Его основные черты:


В рамках авангардизма в первой половине XX века формируются: фовизм (живопись - Матисс, Дерен и др.); экспрессионизм (литература - Кафка; живопись - Марк; музыка - Шёнберг, Берг и др.); абстрактный экспрессионизм - Кандинский, Мондриан и др.; кубизм - Пикассо (с 1907 г.), Брак, Грис, Дюшан, Леже и др. В фовизме природа использовалась не в качестве объекта изображения, а для создания «диких» (фр. fauve - дикий) цветовых композиций. В экспрессионизме (фр. expression - выразительность) целью было выражение с помощью художественных средств различных человеческих эмоций (страха, отчаяния, безудержной радости и пр.); для этого использовалась деформация нормальных фигур в живописи, искажение языка в литературе, атональность в музыке. В кубизме (фр. cube - куб) как течении изобразительного искусства на первый план выступало конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что давало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр.

абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.Кандинский в книге «О духовном искусстве» (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед «застрявшую повозку человечества», создавая новую реальность.

Первое из них, обозначенное творчеством Кандинского, главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремится выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», неподвластные грубой предметности реальной действительности. Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П.Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (Малевич, Мондриан и др.). Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат. «высший, последний») Малевича, лучизм Ларионова, беспредметничество Мондриана. Выдающийся художник К.Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим «черным квадратом», который он считал не «пустым квадратом», а «восприимчивостью к абсолютной пустоте». В 1914 году появилась картина «Динамический супрематизм», давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта и широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России. Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

сюрреализм (фр. surrealism - сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе - Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи - Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино - Бергман, Хичкок и др. провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фотоискусство (Надара, Камерон и др.), «театр абсурда» (Ионеско, Бекет), кинематограф (Тарковский и др.).

реализма Джон Голсуорси (1867-1933) - знаменитая трилогия «Сага о Форсайтах»; немецкий писатель Томас Манн (1875- 1955), создавший хорошо известный роман «Доктор Фаустус»; французские писатели Ромен Роллан (1866- 1944) - автор романов «Кола Брюньон», «Очарованная душа», и Анатоль Франс (1844-1924) - создатель романа «Остров пингвинов»; американские писатели Уильям Фолкнер (1897-1962), создавший серию романов «Шум и ярость», «Деревушка» и др., и Эрнст Хемингуэй (1899- 1961) - автор романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», повести-притчи «Старик и море» и многие другие.

Поля Элюара (1895-1952) и Jlyu Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса Марселя Пруста (1871 - 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка Франца Кафки Райнера Мария Рильке

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения. Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875- 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905- 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882-1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913-1976).

Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма. На смену прежним художественным традициям пришло их решительное опровержение.
Модерни́зм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат.

modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве конца XIX - начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Так возник авангардизм. Его основные черты:

1 отход от культурных ценностей, принятых в эпоху Нового времени;
2 провозглашение независимости искусства от действительности;
3 создание новых, ни на что не похожих стилей.

В рамках авангардизма в первой половине XX века формируются: фовизм (живопись - Матисс, Дерен и др.); экспрессионизм (литература - Кафка; живопись - Марк; музыка - Шёнберг, Берг и др.); абстрактный экспрессионизм - Кандинский, Мондриан и др.; кубизм - Пикассо (с 1907 г.), Брак, Грис, Дюшан, Леже и др.

В фовизме природа использовалась не в качестве объекта изображения, а для создания «диких» (фр. fauve - дикий) цветовых композиций. В экспрессионизме (фр. expression - выразительность) целью было выражение с помощью художественных средств различных человеческих эмоций (страха, отчаяния, безудержной радости и пр.); для этого использовалась деформация нормальных фигур в живописи, искажение языка в литературе, атональность в музыке.

В кубизме (фр. cube - куб) как течении изобразительного искусства на первый план выступало конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что давало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи.

Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.Кандинский в книге «О духовном искусстве» (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед «застрявшую повозку человечества», создавая новую реальность.

В абстракционизме различаются два основных направления.

Первое из них, обозначенное творчеством Кандинского, главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремится выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», неподвластные грубой предметности реальной действительности.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П.Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (Малевич, Мондриан и др.). Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат.

«высший, последний») Малевича, лучизм Ларионова, беспредметничество Мондриана. Выдающийся художник К.Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим «черным квадратом», который он считал не «пустым квадратом», а «восприимчивостью к абсолютной пустоте».

В 1914 году появилась картина «Динамический супрематизм», давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера.

Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России.

Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом.

Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Футуризм в России (Крученых, Маяковский, Хлебников, Каменский, братья Бурлюки) характеризовался стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском «словотворчестве и словоновшестве».

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (фр.

surrealism - сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе - Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи - Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино - Бергман, Хичкок и др.

провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями.

Художественная культура XX века

Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

Художественная литература XX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям.

В духе реализма создавали свои произведения такие выдающиеся писатели начала века, как Джон Голсуорси (1867-1933) - знаменитая трилогия «Сага о Форсайтах»; немецкий писатель Томас Манн (1875- 1955), создавший хорошо известный роман «Доктор Фаустус»; французские писатели Ромен Роллан (1866- 1944) - автор романов «Кола Брюньон», «Очарованная душа», и Анатоль Франс (1844-1924) - создатель романа «Остров пингвинов»; американские писатели Уильям Фолкнер (1897-1962), создавший серию романов «Шум и ярость», «Деревушка» и др., и Эрнст Хемингуэй (1899- 1961) - автор романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», повести-притчи «Старик и море» и многие другие.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации.

Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895-1952) и Jlyu Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса (1882-1941), французского писателя Марселя Пруста (1871 - 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897-1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875-1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения.

Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875- 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905- 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882-1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913-1976).

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ XX века

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ

  • Ампир —
  • -Романский (X – XIII вв.)
  • -Готический (XIII – XVI вв.)
  • -Барокко (кон. XVI – сер. XVIII вв.) — основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки (кон. XVI – сер. XVIII вв.), которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию.
  • -Нарышкинское (московское) барокко – стилевое направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII вв., внешне сходное с западноевропейским барокко.

Характерен пышный белокаменный декор (церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь).

  • -Классицизм (XVII – XIX вв.) – стилевое направление в литературе и искусстве XVII — нач. XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился во Франции, отражая подъем абсолютизма. Он воплощал идеалы просвещенной нравственной монархии и гражданского служения. Позже, в XVIII в. Стал выражать гражданские идеалы Просвещения. Особенности русского классицизма: предпочтение национальной тематики, связь с традициями русского фольклора и с просветительством.
  • -Рококо (сер.

XVIII в.) — стилевое направление в европейском искусстве сер. XVIII в. Архитектуре рококо свойственна прихотливая, часто ассиметричная отделка интерьеров, обычно включавшая завиток в виде раковины (рокайль). Для изобразительного искусства в стиле рококо характерна грациозная трактовка образов, преобладание салонно-эротических и пасторальных сюжетов, театральность и манерность образов, камерность, декоративные эффекты.

  • -Романтизм (к.

XVIII — нач. XX вв.) – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре кон. XVII –нач. XIX вв. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности. Направлению присуще изображение сильных страстей, одухотворенности природы, повышенный интерес к творческой жизни личности, идеализация прошлого. Представители романтизма: В.А.

Жуковский (1783 -1852 гг.) – выдающийся русский поэт и переводчик, консервативный романтик, К.Ф.

Художественная культура 20 века.

Рылеев (1795 – 1826 гг.) — поэт – декабрист, ярчайший представитель активного гражданского романтизма.

  • -Реализм (XVIII вв.) – (от позднезднелат. Realis – вещественный, действительный) форма художественного сознания нового времени, а также стилевое направление и творческий метод в искусстве.

Он основывается на правдивом изображении наиболее характерных явлений жизни и подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Разновидностью его является критический реализм.

  • -Натурализм (последн. XIX в.)

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ XX века.

  • Модернизм – направления литературы и искусства кон. XIX — нач. XX вв. (кубизм, футуризм, неоклассицизм, неоромантизм) характеризующиеся разрывом с традициями реализма.
  • Символизм – направление в искусстве 1870 – 1910 гг., сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещи в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия, это и универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.
  • Импрессионизм –(фр.

Impression – впечатление) – направление в искусстве посл. трети XIX – нач. ХХ вв., отмеченное стремленем наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолетные впечатления художника. Это привело в живописи к поиску новых форм, композиций, цветосочетаний; в скульптуре – новых пластических объемов и динамики тела.

  • Постимпрессионизм – общее название течений в живописи кон.XIX – нач. XX в., которым присущ интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно – стилизующим формальным приемам.

Европейскими родоначальниками были Сезанн, Ван Гог, Гоген. Из русских черты постимпрессионизма присущи многим художникам «серебряного века» В.Борисову –Мусатову, М.Врубелю, Н. Рериху)

  • Сюрреализм
  • Абстракционизм- (беспредметное искусство) течение в искусстве, преимущественно в живописи, скульптуре и графике.

Связано с концепцией «искусства ради искусства». Возникло в ХХ веке в ходе расслоениения ряда течений (кубизма, футуризма и т.д.). Яркие представители В. Кандинский, К. Малевич

  • Футуризм –(лат. Futurum -будущее) авангардное направление в европейском искусстве 10-20 –х гг. ХХ вв., разновидность модернизма, культивировавшее урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города) и разрушавшее даже естественный язык («слова на свободе» или «заумь»).
  • Дадаизм

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Художественные направления в культуре XX века

Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма , ставшего специфическим путем художественного вырождения проблем этого столетия. Традиция была решительно отвергнута в пользу авангардизма.Его основные черты — отход от культурных ценностей XVIII — XIX веков, прежде всего от принципа реализма, провозглашение независимости искусства от действительности, создание новых, ни на что ни похожих стилей языка, содержания в изобразительном искусстве.

Одним из самых известных течений модернизма в первом десятилетии XX столетия стал фовизм (от фр.

fanve —дикий), представленный именам французских живописцев — А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью ярких пронзительных цветовых гамм.

Природа, пейзаж использовались ими не столько в качестве объектов изображения, сколько поводом для создания напряженных цветовых композиций.

На протяжении первой четверти XX века одним из самых модных и влиятельных художественных методов был экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) .

Опираясь на философский интуитивизм А. Бергсона и феноменологию Э. Гуссерля, поборники данного художественного направления (немецкие художники Ф. Марк, Э. Нольде, П. Клее, русский художник В. Кандинский, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг и др.) провозглашали целью искусства не изображение современной действительности, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека. Они стремились средствами изобразительного, музыкального, литературного искусства (Ф.

Кафка) передать напряженность человеческих эмоций, иррациональность возникающих у человека образов. Деформация нормальных фигур ради обостренной передачи человеческих страхов и страданий, нередко предстающих в виде скопища фантастических, кошмарных видений, становится стержневым направлениям их творчества. Окружающий мир изображается ими в бесконечном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному состоянию человека. Кричащие противоречия жизни Европы начала века, особенно остро проявившиеся в Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, а затем в Германии, породили в творчестве экспрессионистов яростный протест против войны и насилия, призыв к всемирному человеческому братству.

Одним из влиятельных художественных направлений в первой четверти XX века был кубизм (от фр.

cube — куб) — авангардистское течение в изобразительном искусстве, которое выдвинуло на первый план конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что дало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм — куб, конус, цилиндр.

По выражению автора термина "кубизм", Л. Восселя, в картинах данного направления господствует "множество кубиков". Годом возникновения этого направления считается 1907 год, когда выдающийся художник П. Пикассо выставил свою программную кубическую картину "Авиньонские девицы" — большое панно, на котором изображена сцена борделя. Женские фигуры на картине почти не объемны, плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме, лица написаны грубоватыми штрихами.

Наиболее известные представители кубизма П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Ф. Леже и др. своим творчеством демонстрировали отказ от воссоздания пространства посредством линейной перспективы, заменив его одновременным изображением предмета с нескольких разных точек зрения.

Если на первом этапе развития кубизма (1907 — 1913 гг.), получившем название " аналитический", все изображения дробятся на мелкие плоскости и кубики, что, по мнению авторов, позволяет глубже проникнуть в суть предметов и явлений, то на синтетической стадии все большее внимание уделяется цвету, картины становятся все более абстрактными, декоративными и обобщенными, а аскетические зеленоватые, коричневатые и серые тона уступают место более ярким и контрастным.

Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства, способствовал зарождению абстракционизма, футуризма, супрематизма.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм — творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.

Кандинский в книге "О духовном искусстве" (1910 г.), где он утверждал, что художник — пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед " застрявшую повозку человечества". Но сделать это можно, только создав " новую реальность", которая есть не что иное, как внутренняя субъективная реальность, исходящая из интеллекта и чувств художника.

Суть абстрактного искусства в том, считают его поборники (В. Кандинский, П. Мондриан, Ф. Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее.

В абстракционизме различаются два основных направления.

Первое из них, обозначенное творчеством В. Кандинского, Ф. Купки и др., главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремиться выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", неподвластные грубой предметности реальной действительности. Это в наиболее яркой форме воплощено в картине В. Кандинского " Эскиз 1 для композиции VII" (1913 г.), где буйство красных, оранжевых, желтых, голубовато-зеленоватых красок, перемежающихся черными полосами, над которыми возвышается красная фигура, напоминающая одновременно и лицо, и виолончель, должно, по замыслу художника, выразить сложную мелодию как бы звучащих чувств, эмоций, переживаний человека.

Оно получило название абстрактный экспрессионизм.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П. Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (К.

Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.) Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм ( от лат.

высший, последний) К. Малевича,лучизм М. Ларионова, беспредметничество П. Мондриана. Выдающийся художник К Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим "черным квадратом", который он считал не "пустым квадратом", а " восприимчивостью к абсолютной пустоте".

За черным последовали иные изображения квадратов—красные, даже белые на белом фоне. В 1914 году появилась картина " Динамический супрематизм", давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера. Супрематизм рассматривался К Малевичем как абсолютное преобладание в художественной деятельности "чистого" ощущения, освобожденного от какой-либо связи с предметной реальностью.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта, широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм — одно из авнгардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространенное преимущественно в Италии и России.

Его исходной точкой стало опубликование в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1910 г. итальянским поэтом Ф. Маринетти "Манифеста футуризма". Сущность этого течения — бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов. Они стремились вырезать "раковую опухоль" традиционной культуры скальпелем техницизма, урбанизма и новой науки.

Основное средство очищения мира от старой рухляди итальянские футуристы У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Их лозунг: "Война — единственная гигиена мира!". Некоторые из них после войны примкнули к фашистской партии итальянского диктатора Б. Муссолини. Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом.

В живописи и культуре для них характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображается наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Художественная культура 20 века

В результате на картине возникают " размытые" кадры с изображением лошади с двадцатью ногами, автомобиля — с множеством колес. Еще одной важной особенностью футуризма было стремление внести в изобразительное искусство шумы и звуки технизированного мира при помощи визуальных средств.

Дж. Балла, например, называет свою картину " Скорость автомобиля + свет + шум".

Футуризм в России существенно отличался от своего итальянского собрата. Его поборники А. Кручених, В.

Маяковский, В. Хлебников, В Каменский, браться Бурлюки характеризовались стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском "словотворчестве и словоновшестве", что отчетливо проявилось в зауми В. Хлебникова. Их отличало обостренное ощущение грядущего "мирового переворота", неизбежного "крушения старья" и возникновение " нового человечества". Они стремились поставить свое искусство на службу революции, но к 20 годам пришлись не по вкусу новым властям, подверглись резкой критике, а их группировки были распущены.

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века сталсюрреализм (от фр.

surrealism , букв. сверхреализм, надреализм), сложившийся в 20-х гг. Его основные представители — писатели А. Бретон, Г. Апполинер, П. Элюар, Ф. Супо, художники С. Дали, П. Блум, М. Эрнст, Х. Миро, драматурги А. Арто, Ж. Шеале, кинематографисты И. Бергман, А. Хичкок и др.) провозгласили источником искусства сферу подсознательного — инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом — замену логических связей свободными ассоциациями.

Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность. Самый знаменитый художник этого направления Сальвадор Дали называет свой подход к творчеству " параноидально-критическим методом", позволяющим образы, хорошо знакомые разуму, — людей, животные, здания, пейзажи— соединять в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, туловища женщин — в лошадей, а раскрытые женские губы — в розоватый диван.

В его знаменитой картине " Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании (1936 г.)" секс и ужас переплетаются воедино: мягкая женская плоть в центре контрастирует с грубыми мозолистыми руками, одна из которых сжимает грудь, а другая вдавливается в землю, как старый корень виноградной лозы, питающийся вареными бобами, символизирующими простых людей, которые становятся жертвами войны.

Потрясенный катастрофами XX века, С Дали потрясает зрителя фантастическими, мастерски выполненными композициями, в которых причудливо переплетены страхи Эдипова комплекса, персонифицированные в портретах В.

И. Ленина, вмонтированных в клавиатуру черного рояля ("Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле" (1931) и в фотографии фашистского диктатора на золоченной тарелке под мрачной тенью черного телефона, висящего на обрубленном дереве и испускающего из своей трубки гигантскую слезу (" Загадка Гитлера" (1939), с ужасами войны "Лицо войны" (1940-1941), где череп, глаза и рот мертвой головы наклонены над другими черепами.

Возникающие из подсознания чувственные сны, кошмары и параноидальные фантазии, превращающиеся в скрытую реальность, образуют плывущую, колышущуюся, наполненную динамизма картину, в центре которой часто оказывается образ плотно одетой, полураздетой и совершенно обнаженной Галы (урожденной русской Елены Делувиной-Дьяконовой) — обожаемой художником его жены, которую он описывал очень сексуальной и страстной.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фото-искусство (Ф.

Надара, Д. Камерон и др.), " театр абсурда" (Э. Ионеско, С. Бекет), кинематограф (А. Тарковский и др.).

Художественная литература XX века

Художественная литератураXX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения такие выдающиеся писатели начала века, как Джон Голсуорси (1867—1933), (знаменитая трилогия " Сага о Форсайтах"), немецкий писатель Томас Манн (1875-1955), создавший хорошо известный роман " Доктор Фаустус", французские писатели Ромен Роллан (1866-1944)— автор романов " Кола Брюньон", " Очарованная душа" и Анатоль Фроис (1844—1924) — создатель романа " Остров пингвинов", американские писатели Уильям Фолкнер (1897—1962), создавший серию романов "Шум и ярость", "Деревушка" и др.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации. Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895—1952) и Луи Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джеймса Джойса (1882-1941), французского писателя Марселя Пруста (1871-1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897-1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875-1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Особенности художественной культуры XX в. были определены новыми условиями ее формирования, среди которых в качестве ведущих факторов выступили революции, войны (особенно две мировые), научные открытия и технические достижения . Предпосылки художественной культуры этого времени начали складываться в конце XIX - начале XX вв. Поэтому искусство этого периода - искусство переломное, кризисное, выражающее наивысшую напряженность момента и обретающее новую почву для своего развития. На рубеже веков с появлением импрессионизма на Западе и деятельностью объединения «Мира искусства» в России художественная культура обретает новую функциональную заданность.

Если предшествующее искусство критического реализма свою задачу видело в обличении действительности, стремлении ее переконструировать, то искусство нереалистическое (а по существу, это почти все новое искусство XX в.) стремится стать средством интуитивного или, напротив, интеллектуального постижения действительности. Не пытаясь соперничать с такими только что появившимися способами запечатления реальности, как фотография и кино, и отказываясь от дублирования внешнего мира феноменов, художники пытаются создать новую реальность, новый мир, заключенный в рамки двухмерного пространства полотна.

Для искусства XX в. характерно в большей степени не приближение к действительности и ее критика (как это было характерно для критического реализма), а отстраненность от событий общественной жизни, не социологизм, а философия в красках, где художники отражали идеи космизма (работы А. Филонова) и показывали разрушение материи своими собственными средствами художественной выразительности (супрематизм К. Малевича).

Отсюда и проявляющаяся подчас неэмоциональность, холодность, рассудочность этого искусства, несущего не только художественную, но и философскую нагрузку . Именно эти его качества, а именно аполитичность, асоциальность и отсутствие четко выраженной ориентации на подражаниеприроде , т. е. беспредметность, позволяли обозначать его как элитарное , буржуазное, создаваемое для избранного меньшинства художником в «башне из слоновой кости». Принципы нового искусства допускают возможность искажения реальности, разъятия объемов на отдельные фрагменты-плоскости, что отличает, в частности, произведения кубистов . Иногда художники (как, к примеру, примитивист А. Руссо ) создают свой собственный, наивный мир, который как бы напоминает человеку о золотом веке.

В контексте этой собственной, беспредметной реальности эмоции вызываются определенными цветовыми сочетаниями, а также геометрическими конструкциями. Характерно, что многие художники начинали работать в рамках предметной реальности, но постепенно отказались от принципов реализма, сочтя их не соответствующими времени (этот путь проделали в своем творчестве К. Малевич и В. Кандинский).


Принцип отказа от реальности и традиционных методов ее воплощения в художественном произведении становится ведущим и в архитектуре, где модерн рубежа веков скоро уступает место конструктивизму с его опорой на современныетехнические достижения, интернациональному стилю , унифицирующему культурные различия в зодчестве, затем - органической архитектуре , как бы «вписанной» в природный контекст , ближе к концу века - деконструктивизму и постмодернизму .

Еще одной особенностью искусства XX в. является отсутствие общего единого стиля , позволившего бы расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Многие из них в истории искусства XX в. сосуществуют параллельно, существенно не влияя на эстетику друг друга. Так, фовизм , либо кубизм , не является следствием развития реализма рубежа веков, точно так же неореализм конца 40-х гг. не проистекает из абстракционизма . Художественная жизнь каждого из этих направлений также различна: некоторые из них, возникнув внезапно, без видимых предпосылок, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на всем протяжении века, претерпевая лишь несущественные видоизменения в различных исторических и социальных условиях, как, например, неоклассика .

Художественная культура XX века

(в дальнейшем - ХКДВ) Этим понятием условно обозначается вся совокупность искусств и художественно-около-и-пост-художественной деятельности XX в. Специфика ХКДВ в отличие от художественной культуры предшествующих периодов истории заключается в ее принципиальном переходном характере, выражающем суть глобального переходного процесса в культуре XX в. в целом, одной из главных частей которой и является художественная культура. Если под цивилизацией понимать всю совокупную деятельность (и ее результаты) человека как homo sapiens, наделенного свободной волей и постоянно совершенствующегося на путях рационально-научно-технических достижений, направленную на удовлетворение его материальных и духовных (в самом широком смысле этого слова) потребностей, то под Культурой (с большой буквы) имеется в виду та часть цивилизации, или сфера деятельности человека (социума), включая и ее результаты, которая направлена на удовлетворение только и исключительно духовных потребностей человека, инициируется и направляется объективно существующим Духом и, соответственно, ориентирована (осознанно или внесознательно) на позитивную, духовно преображающую жизнь. Культура (с большой буквы) вводится здесь исключительно для того, чтобы отделить ее от профессионально-обыденных смыслов этого термина (культура обработки почвы, культура производства, физкультура и т.п.). В отличие от Культуры в цивилизации отсутствуют духовные приоритеты. Более того, материальная сфера в цивилизационных процессах, как правило, стоит на первом плане, поэтому достижения цивилизации нередко используются или даже создаются во вред человеку и природе, в то время как феномены и процессы Культуры в принципе не могут быть таковыми. Центром Культуры, находящимся внутри/вне ее и инициирующим и ориентирующим ее на себя, является объективно бытийствующий Дух. Его производной, составляющей духовную основу Культуры в ней самой, предстает система исторически вырабатывавшихся и закреплявшихся традицией ценностей: религиозных, философских, нравственных, эстетических. В данном случае речь идет о средиземноморско-европейском типе (или западном, в широком смысле этого слова) Культуры, который в Новое время распространился на Америку, Австралию и другие континенты и в какой-то степени был определяющим в последние столетия человеческой истории, хотя и не единственным. XX век стал переломным веком в Культуре вследствие мощного скачка научно-технического прогресса (НТП) на последнем этапе техногенной цивилизации. Процесс глобальной модернизации Культуры начался несколько столетий тому, но в XX в. приобрел лавинообразный стремительно прогрессирующий характер. Главная суть его заключается в повсеместном утверждении («триумфе») материалистическо-сциентистско-технологического мировоззрения и, соответственно, - принципиально нового типа сознания, менталитета, мышления. В Культуре это привело к принципиальному отказу от ее центра - Духа и, соответственно, к девальвации ее традиционных ценностей - святости, истинного, доброго, прекрасного и всего многообразного и многоуровневого поля их производных. В результате развивавшаяся несколько тысячелетий Культура прекращает свое существование (в западном ареале она завершается христианской культурой) и сменяется ПОСТ-культурой (понятие, введенное В.В.Бычковым, см.: ПОСТ-) - специфическим переходным периодом к какому-то иному этапу в истории цивилизации. Художественная культура, как одна из главных составляющих Культуры, наиболее остро ощущающая и достаточно адекватно отражающая и выражающая суть происходящих в Культуре процессов на уровне художественно-эстетических ценностей, переживает в XX в. тот же самый процесс глобальной трансформации. ХКДВ - сложная и многоплановая система. Прежде всего, она складывается из двух исторически именно в нашем столетии наиболее активно сменяющих друг друга этапов (и процессов, явлений, одновременно) - «культурного» (принадлежащего еще Культуре и в дальнейшем обозначаемого термином Культура, хотя речь пойдет только о художественно-эстетических компонентах Культуры) и ПОСТ-культурного (обозначаемого в дальнейшем - ПОСТ-). ХКВД - система-процесс завершения Культуры и возникновения ПОСТ-. При этом оба эти явления присутствуют в нем на протяжении практически всего столетия в тесном переплетении, хотя наиболее активно (даже лавинообразно) артефакты, арте-акции и арте-проекты ПОСТ-стали распространяться и последовательно вытеснять феномены Культуры где-то с 60-х гг. При этом корни ПОСТ- уходят не только в начало столетия, но и значительно глубже, ибо суть ПОСТ- состоит не только в сознательном отказе от духовного Центра Культуры, но и, что, пожалуй, существеннее, - в реальном исчезновении этого Центра, в оставленности Духом этой сферы (или этого этапа) цивилизации, исчезновении Его энергетики. Материалистические, сциентистские, позитивистские тенденции начали проявляться в Культуре уже с XVI в., однако даже в среде материалистов возникали истинные художественно-эстетические ценности (вплоть до середины XX в.), не выходящие за рамки Культуры, ибо они создавались при участии Духа, инспирировались им. В ПОСТ- эта ситуация изменилась принципиально. Дух оставил (будем надеяться, что временно) сферу культуры на откуп человеку, утвердившемуся в целом с помощью НТП на атеистической (или шире - антидуховной) позиции, и она вступила в стадию ПОСТ-культуры. Пока ПОСТ- пользуется массой наработок Культуры для конструирования своих сооружений и отнюдь не признает их за нечто принципиально иное, чем феномены Культуры и произведения традиционного искусства (считает их одним из многих шагов на пути исторического движения искусства и культуры). Однако реально идет какая-то маскарадная игра и «плетение словес», или около-и-пост-культурной связи, вокруг пустого центра. Собственно же «культурная» компонента ХКДВ удивительно богата и многообразна, представляет собой многоцветную мозаику и может быть только условно классифицирована по ряду глобальных параметров. В отношении традиции можно выделить четыре основные составляющие ХКДВ: консервативное направление (см.: Консерватизм), продолжающее и догматизирующее практически без каких-либо качественных изменений традиции искусства прошлого столетия; авангард, бурно ищущий новых путей, форм, средств, способов художественного выражения, адекватных духу времени; модернизм, академизировавший принципиальные находки авангарда, и постмодернизм - своеобразную культурно-ПОСТ-культурную ностальгически-ироническую реакцию на Культуру. В отношении субъекта творчества-восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую. При этом народная культура находится практически в стадии музеефикации-консервации или превращается в сувенирный бизнес. Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры, так и к явлениям ПОСТ- и в последней трети XX в. имеют тенденции к сближению и перемешиванию. Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении (в основном под влиянием НТП) новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео-, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные взаимосоединения. В связи с принципиально новаторским в целом и необычным по своему составу, структуре, качеству характером ХКДВ В.В.Бычковым была разработана и активно применяется на практике особая система изучения и вербального описания феноменов ХКДВ, обозначенная им как ПОСТ-адеквации.

Лит.: КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998;

КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. М., 1999;

КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000;

KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics. Moscow, 1998.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .


Смотреть что такое "Художественная культура XX века" в других словарях:

    Одна из специализированных сфер культуры, функционально ре шающая задачи интеллект. чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Изучением Х.к. традиционно занимались… … Энциклопедия культурологии

    - ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… … Энциклопедия культурологии

    - (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии

    Сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в… … Википедия

    Культура коренных народов Италии и её государств предшественников, ведшие старинным обычаям и культурному быту. Содержание 1 История культуры Италии 1.1 Эпоха Италии … Википедия

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С… … Энциклопедический словарь

    Культура Возрождения в Англии - Культура Возрождения с её идейной основой философией и эстетикой гуманизма возникает прежде всего на итальянской почве. Неудивительно, что влияние Италии можно заметить у всех английских писателей эпохи Возрождения. Но гораздо заметнее, чем… … Всемирная история. Энциклопедия

    Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия

    Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия

    Содержание 1 Традиционная культура 1.1 Языковое наследие … Википедия

Книги

  • Русская художественная культура XIX века. Электронное учебное пособие для 8 класса (CD) , Рябцев Юрий Сергеевич. Настоящий диск представляет собой третью часть не имеющего аналогов электронного учебного пособия по русской художественной культуре. В нем рассказывается о живописи, архитектуре, скульптуре,…

Современная эпоха - новый качественный этап многообразного и противоречивого развития художественной культуры. Крупнейшие исторические события (революции, мировые войны), социальные процессы, интернациональные и интеграционные явления в экономической сфере, радикальные перемены в условиях жизни человечества в эпоху научно-технической революции (НТР), рост национально-освободительного движения - всё это определило духовную жизнь общества, сказалось в частности, на процессах мирового художественного развития. Искусство становится ареной борьбы идеологических систем. Создаются различные творческие не только национальные, но международные объединения, вырабатывающие общие эстетические программы.

Развитие искусства в XX веке проходит три стадии. Первый этап - с конца XIX века до начала Первой мировой войны, второй период - между двумя мировыми войнами (с 1918 по 1945 гг.). Он приносит многообразие направлений, художественных процессов в культуре. Этот период характеризует появление так называемой советской художественной культуры и связанного с ней метода - социалистического реализма. Третий этап наступает после разгрома фашизма, он ознаменован рождением мировой культурной системы.

Противоречивость художественного сознания, взаимодействие в нём классового и общечеловеческого, идеального и реального, рационального и иррационального, реакционного и революционного, личностного и коллективистского, гуманистического и антигуманного составляет основную тенденцию мирового художественного процесса.

Особенностью художественного развития стало противопоставление двух подходов к отражению действительности в искусстве: реалистического и антиреалистического, связанного с искусством модернизма.

Модернизм и его основные течения

Появление искусства модернизма было обусловлено кризисной ситуацией, сложившейся в социальной действительности. Никогда ещё общественная история не знала таких катастроф, потрясений.

Время революций и мировых военных конфликтов, остро переживавшихся в общественном сознании, получило своё выражение во всех течениях искусства, которые возникали и существовали в разных странах в разное время. Объединяет же художников-модернистов следующее: поиск новых форм и средств художественной выразительности; антиреалистический метод; стремление разрушить традиционный опыт художественного познания действительности; опора на материализацию иррациональных образов сознания как основы конструирования художественной культуры будущего. В результате, происходит Уничтожение образности изобразительного искусства, сведение его к игре различных комбинаций, объёмов, линий и пятен.

Вместе с отказом от предметности возникает отказ от идейно-эмоциональной содержательности искусства. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчёркнутому выражению своей индивидуальности. Многочисленные течения, связанные с отходом от реализма, обычно объединяются понятием «модернистические направления», они опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений. Художники сжигали мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые наглядно отразили бы дух современности.

Первым художественным течением в XX веке, начавшим последовательный отход от принципов реализма, был фовизм («дикие»). Фовисты выступили против методов и приёмов импрессионизма, против натуралистического правдоподобия, салонного искусства. Протест художников (Матисс, Руо, Марке, Дерен, Вламинк) выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм, в отрицании линейной перспективы, в цветовой экспрессии.

Следующим этапом в формировании авангардной живописи был кубизм , он зародился в 1907 году в Париже. Его основоположники: П. Пикассо, Ж. Брак, в их произведениях предметный мир аналитически разлагается на простейшие геометрические формы, образующие произвольные схемы, созданные «свободным» воображением художника. Отказ от передачи качественного своеобразия предметов и реальной жизни, их яркой характерности стал средством ухода в мир чистых форм, где действуют законы равновесия пластических объёмов, взаимоотношений цветовых пятен и линейного ритма.

Другим течением, противопоставившим себя реализму был футуризм («будущее»), в котором искажение и деформация образа реального мира носили характер субъективного произвола. Это направление отличалось стремлением к раздроблению и искажению реального мира, к растворению его форм в хаотической динамике ритмов. Наиболее яркое выражение футуризм нашёл в Италии в творчестве Балла, Карра.

Одним из модернистских направлений, стал экспрессионизм . Это течение возникло в 1905-1909 годах, наибольшее распространение получило на рубеже 20-30-х годов в Германии, Австрии и Бельгии. Действительность в произведениях экспрессионистов (Гросс, Дике, Кокоша) выступает в формах гротеска, кошмара, в хаосе деформированных, мятущихся образов - это экспрессивные композиции, резкие контрасты света и тени, судорожные ритмы. В их искусстве выразился ужас и отчаяние перед трагическими противоречиями современной жизни.

Одним из самых сложных направлений XX века был абстракционизм («беспредметное искусство»), он довёл до конца начатое кубистами и футуристами разрушение формы и содержания произведений искусства. Программа художников (Кандинский, Малевич, Мондриан, Поллок) провозглашала создание универсального образа мира посредством геометрических форм разного цвета, вертикальных и горизонтальных линий, различных цветовых комбинаций. Абстракционизм приходит к полному отказу от изображения предметного мира. Появляются бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами, исчезает образная основа, составляющая самую суть художественного творчества.

Другое модернистическое направление - сюрреализм («сверхъестественное»), где в изображении нет никакого порядка и разумного смысла - всё подчиняется случайности сновидения. Теория сюрреализма строилась во многом на философии интуитивизма, их картины аналогичные и необъяснимые произведения. Сюрреалисты ввели своё основное правило: «соединения несоединимого» и правило несоответствия, парадоксальности изображения (Дали., Миро, Эрнст, Таити). Показ реальности бессознательного, кошмарных сновидений, болезненных ассоциаций, воздействующих на зрителя, стал основной тенденцией их творчества.

Одним из сравнительно новых направлений XX века является поп-арт («народное, популярное»). Он возник в середине 1950-х годов, в Америке, как реакция на беспредметное искусство. Художники предложили изображать окружающие человека повседневные предметы и технические изделия, современную городскую среду в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю. Они заменяют понятие предмет понятием вещь, так как только вещь может быть общезначимой в жизни людей (Раушенберг, Лихтенштейн, Джонс). Отличительной особенностью этого направления стали сочетания различных предметов, бытовых вещей, представленных в виде коллажей. Типичным Для поп-арта стала серийность изображения, упрощение образа, характерное для искусства комикса и рекламы.

СПб.: 2008 - 464 с.

В книгу включены материалы, дающие целостное представление о развитии литературы и филологической мысли в ХХ в. в России, странах Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, Азии, Африки. Авторы уделяют внимание максимально широкому кругу направлений развития литературы этого времени, привлекая материалы, не включавшиеся ранее в книги и учебники по мировой художественной культуре.

Для учителей мировой художественной культуры, литературы, старшеклассников, студентов гуманитарных факультетов средних специальных и высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры.

Формат: pdf

Размер: 1 6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в XX в 16
«Век XX - век необычайный» 17
Литература в контексте мирового культурного процесса XX в 22
Искусство слова в теориях языка и культуры 22
«Открытие* мифа 23
Миф как особое состояние сознания 23
Порождение современного мифа (Р. Барт) 25
Феномен игры 28
Универсальная категория жизни 28
«Игра в бисер* (Г. Гессе) 30
Открытия филологов первой половины XX в 32
Ars poetica 32
Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание 34
Карнавал и смеховая культура 36
Доброта эстетического 37
Формальный метод 38
Филологические идеи Ю. Н. Тынянова 39
Развитие филологии во второй половине XX в 42
Структурализм 42
Наука о знаках 44
Теории Р. О. Якобсона 45
Семиотические школы 45
«Внутри мыслящих миров* (Ю. М. Лотман) 47
Жизненный путь ученого 47
Летние школы 48
Понятие «семиосфера* 49
«Всеядный* постмодернизм 51
Постмодернистская теория 51
Симулякр, ризома, «творящий Хаос* 54
Что такое «массовая литература*? 57
«Прошлое - будущему* (Д. С. Лихачев) 61
Судьба ученого 61
Культура как целостность 63
«Великая традиция* 65
Литература 67
Разрушение классического канона 68
Три кита 68
«Ожившее воспоминание* (М. Пруст) 69
«Все в сознании* 69
Поэтика художественного созерцания 70
«Модернизированный миф* (Дж Джойс) 72
Жизненный путь 72
Путешествие в душу героя 72
Современная «Одиссея* 74
«Голый среди одетых* (Ф. Кафка) 77
Данте XX века 77
Единственная и незаменимая 79
Грозный подземный гул 80
Декаданс: культ «сверхчеловека* 82
Эстетическая концепция 82
Певец «великой Италии* (Г. Д"Аннунцио) 82
Символизм: постижение мирового единства 85
Путь к познанию незримого 85
«Король поэтов* 86
«Магический пророк* 87
«Трагическая музыка* творчества Р.-М. Рильке 90
Преданность поэзии 90
Лирические циклы 92
Сюрреализм: «изгнание* логики 94
«Больше, чем действительность* (Г. Аполлинер) 94
Андре Бретон - теоретик сюрреализма 95
О дремлющих в душе чудовищах 96
«Сказать свою душу* стихами 97
«Гений боли* (А. Йожеф) 97
«Растворившийся в таинственном потоке* (Г. Сеферис) 98
«Светоч поэта - противоречие* (Ф. Гарсиа Лорка) 101
Дадаизм: художественное хулиганство 104
Вызывающая бессмыслица 104
Языковой хаос 104
Экспрессионизм: «сквозь границы невозможного...* 106
Искусство выражения 106
Мистическое откровение (Г. Мейринк) 107
Натурализм: «все - в Природе* 109
«Физиологический роман* (Э. Золя) 109
Пластичность словесного описания 110
Романтик от натурализма (Т. Драйзер) 112
Судьба романа в литературе XX в 114
«Вечный* жанр 114
«Интеллектуализация* прозы 116
Сопротивление Хаосу (Т. Уайлдер) 117
Красота гуманизма (Т. Манн) 120
Жизненный и творческий путь 120
Художник перед выбором («Доктор Фаустус*) 122
«Взгляд изнутри* (Р. Музиль) 124
Особенности художественного мира 124
«Человек без свойств* 124
Мифологизм и жанр романа (У. Голдинг) 126
«Между светом и тьмой...* 126
Разочарование в просветительском идеале 128
Творение мифологического мира (Р. Р. Толкин) 130
Пророческое предупреждение 130
Память - великая ценность культуры 131
Совсем не детская «детская литература* 133
В волшебном мире Муми-дола 133
Озорники Астрид Линдгрен 134
Великий медвежонок 137
Североамериканский эпос 139
Создатель «округа Йокнапатофа* (У. Фолкнер) 139
«Литературный плотник* 140
Энциклопедия американского образа жизни 142
О жизни «маленьких американцев* (О1 Генри) 142
Любовь к жизни (Дж Лондон) 144
Суть «конкретной нравственности* (Р. П. Уоррен) 147
«Потерянное поколение* 149
Ностальгия по цельности 149
Опыт прозрения (Э. М. Ремарк) 149
«И после войны нет мира* 151
Жизнь как приключенческий роман (Э. Хемингуэй) 153
Калейдоскоп поразительной судьбы 153
«Папа Хэм* 155
Текст как «айсберг* 156
Летописец «века джаза* (Ф. С. Фицджеральд) 158
Блеск «сладкой жизни* 158
Исповедь писателя 159
«Двойное зрение* (Я. Гашек) 160
«Простак* против милитаризма 160
«Кажимость* и сущность 161
«Продолжение следует...* 162
Духовное освоение «Великой Австралийской пустыни* 163
Художественный метод Патрика Уайта 163
Хроника дней и трудов 163
Экзистенциализм: философия существования 165
«Прорыв к Другому* 165
«Бунтующий человек* (А. Камю) 166
Ж.-П. Сартр и «сартризм* 168
Постмодернистские метаморфозы 170
Трагедия отчуждения (П. Зюскинд) 171
Нобелевская премия по литературе 172
Литература 174
Литература Латинской Америки 176
Поэзия и проза «таинственного континента* 176
Жажда социальной справедливости (Ж. Амаду) 178
Притча о жизни (П. Коэльо) 179
Великий библиотекарь 181
Жизненный путь Хорхе Луиса Борхеса 181
Лабиринты культуры 182
Загадки творчества Хулио Кортасара 184
Между реализмом и фантазией 184
Игры с читателем 184
Интеллектуальное пространство писателя 185
На грани реальности и мистики (К Кастанеда) 187
Тайна жизни и творчества 187
«Путь с сердцем* 188
«Состояние необычной реальности* 189
Духовное ученичество 190
Гений чилийской поэзии (Пабло Неруда) 193
«Костер одиночества* 193
«Местожительство - Земля* 194
Магический писатель (Габриэль Гарсия Маркес) 196
«Море исчезающих времен* 196
«Сто лет одиночества* 197
Литература 199
Литература в «постиндустриальном обществе» 200
«Человек информационный*, «человек потребляющий* 200
Вирус потребительства 201
«На обочине* (бит-культура) 203
«Поколение разбитых* 203
Побег от благополучия (У. Берроуз) 204
Тайнопись художника (Дж Сэлинджер) 206
Ненависть к пошлости 206
Влияние дзен-буддизма 206
«Антироман* 209
Декларация «асоциального* искусства 209
Спасительный комизм «черного юмора* 210
«Перевернутая утопия* 212
«Культуру рождают боль и мужество* 214
«Истина - жизнь* (А. де Сент-Экзюпери) 214
Поэты Варшавского восстания 215
Развенчание прогресса 219
Концепция «бессмысленности* (Г. Бёлль) 219
Язвительный критик повседневности (Г. Грасс) 220
«Счастье мимолетно и лживо...* (Ф. Саган) 223
Восстание против прагматизма (Р. Бах) 225
Превращение в «заводной апельсин* (Э. Бёрджесс) 227
«Путешествие в себя* (рок-поэзия 1960-70-х гг.) 229
«Популярный* жанр 232
«Обширное пространство детектива* 232
Алхимическое действо (П. Хёг) 233
«Иные миры* научной фантастики 234
Зоопарк на кончике пера 235
Стоит ли сегодня изучать литературу? 237
Литература 239
Часть 2. Русская литература в контексте культурных процессов XX в. . .240
«Серебряный век»> как уникальное явление русской культуры 241
Русский культурный ренессанс 241
Эпоха беспокойства и исканий 241
В поиске единства жизни 242
Влияние философских идей 243
«Русская идея* (Н. А. Бердяев) 244
«Симфоническая личность* (Л. П. Карсавин) 245
Поэтическая философия 246
«Философский пароход* 248
Многообразие художественных поисков 250
Литературные течения и школы 250
Модернизм: обновление художественной формы 250
Особенности русского декаданса 252
Неореализм: на стыке контрастных методов 253
Литература, рожденная кризисом 253
Новый тип повествования 254
«Ищу я сочетанья прекрасного и вечного* (И. А. Бунин) 256
«Вот этот небосклон вместить в созвучия...* 256
«Возврат в вечное* 256
Автобиография вымышленного героя 257
«Обостренное ощущение Всебытия* 258
Русский символизм 260
«Тень несозданных созданий...* 260
Философия Всеединства 260
Предсимволизм 261
Старшие символисты 263
«Новые поэты* 263
Поиски Бога 263
Мужской характер 265
«Отточенность стиха* 266
Младосимволизм 268
Продолжениетрадиций 268
Психологический символизм 269
«Симфония* слова (Андрей Белый) 271
Восхождение к душе читателя 271
Реалистический символизм 271
«Символы автобиографии* 272
Разрушение мифа о Петербурге 273
Теоретик символизма 274
Акмеизм 276
Возвращение к реальности 276
Овеществление переживаний 276
Реформатор символистской поэтики (Н. С. Гумилев) 278
Мечта о дальних странах 278
«Волшебница суровая* 279
«Я женщиною был тогда измучен...* 280
Чуткость кдвижению времени (О. Э. Мандельштам) 282
Поэзия истории 282
«Сумерки свободы* 282
Футуризм 284
Будущее против прошлого 284
Манифест как форма художественной рефлексии 285
Родина футуризма 286
Непримиримые разногласия 286
Кубофутуризм: всегда против 288
Математико-лингвистическая поэзия 289
Эгофутуризм: вечный круг 291
«Я, гений Игорь Северянин* 291
«Мезонин поэзии* 292
«Центрифуга*: «блеск сплетныхрук* 293
«Так начинают жить стихом* (Б. Л. Пастернак) 295
«Рассыпание мира* 295
«Зверь в загоне* 296
Имажинизм 297
«Образ, как нафталин* 297
Эксперименты с художественным образом 298
Последний имажинист 299
Новокрестьянские поэты 301
Миф о Руси-хранительнице 301
«Пришелец* из Олонца 302
«Последний Лель* 303
Познание мировой культуры (М. А. Волошин) 305
Земледелец строитель, художник, поэт 305
Вера в человека 306
«Моим стихам... настанет свой черед* (М. И. Цветаева) 307
Искусство при свете совести 307
Энергия чувств 308
«Имя благородное - как брань* 309
Безмерность и гармоничность 310
«Дар тайнослышанья тяжелый...* (В. Ф. Ходасевич) 312
Литературный потомок Пушкина по тютчевской линии 312
«И в них вся родина моя...* 313
В «силовом поле* Серебряного века 314
Разные судьбы 314
Сомневаясь в реальности 315
Абсурд как отражение жизни 316
«Во весь голос...* (наследники В. В. Маяковского) 318
Темы и вариации (В. Ф. Ходасевич и И. А. Бродский) 319
«Ахматовские сироты* 320
Литература 323
Феномен «русского литературного зарубежья» 326
«Россия вне России* 326
«Волны* русской эмиграции 328
«Удержать прошлое* 328
«Все именую вжизни Итакою...* 329
«Разброд и кривизна* 330
Непрерывное движение 331
На распутье 334
Освоение новой реальности 334
Пристрастный суд истории (Марк Ал данов) 335
На других берегах (В. В. Набоков) 338
«Дважды изгнанник* 338
Новизна поэтики 339
«Она впилась, эта тоска...* 340
Спасение в языке (Саша Соколов) 342
Искусство обращения со словом 342
Маятник между двумя реальностями 343
«Вернуться в Россию - стихами* 346
«Нас судьба ударила наотмашь...* 346
Поэты «третьей волны* эмиграции 348
«Ниоткуда слюбовью* (И. А. Бродский) 350
Космизм мироощущения 350
Наблюдатель и мыслитель 352
В «ситуации границы* (на пороге XXI в.) 354
Ощущая себя иммигрантами 354
«Словом воскреснем* (М. П. Шишкин) 354
Поле борьбы за выживание 356
Литература 357
Советская литература: между догмой и правдой 358
Становление литературы «пролетарского государства* 358
Новый тип культуры 358
Разнообразие в рамках идеологии 359
Утверждение соцреализма 360
«Тема особой важности* 361
Военная проза 363
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем...* 363
Переосмысление военной темы 364
Жизнь и судьба поколения 364
От «оттепели* к «застою* 366
Глоток свободы 366
Возвращение кзапретам 367
Линия раздела 369
«Удрученный ношей крестной* (А. И. Солженицын) 369
«Искал избитых правоту* (В. Т. Шаламов) 371
Поколение, теряющее свои корни 374
Уничтожение русского крестьянства 374
Традиция и современность 374
Нравственность и прогресс 375
Поколение разочарованных 377
Мир хаоса и хаос мира (Венедикт Ерофеев) 379
Абсурдистский миф 379
Игра с цитатами 380
Большая жизнь малого жанра 382
Прозаические миниатюры 382
История рассказа 382
Трагизм «маленького человека* (М. М. Зощенко) 384
Поглощенные бытом 384
«Эффект зеркала* 384
Интеллигент и революция (И. Э. Бабель) 386
Под именем Кирилла Лютова 386
«Работаю, как землекоп* 386
«Мир, видимый через человека* 387
Молчание большого мастера 388
«Рассказ-судьба* (В. М. Шукшин) 390
Неудачник, чистый душой и помыслами 390
Характер-притча 391
Норма и безумие (С. Д. Довлатов) 393
Изящество сверхкороткой формы 393
Абсурд, ставший нормой 394
Юмор как инструмент познания жизни 395
«Необходимость* романа 397
Обретения и утраты 397
Разрыв с классической формой 397
«Прямое чувство жизни* (А. П. Платонов) 399
«Сеять души в людях* 399
«Главный* вопрос 399
Вглядываясь в новый мир («Чевенгур*) 400
Призрачность усилий 402
«Судорога платоновской человечности* 403
Идеал и повседневность (Ю. В. Трифонов) 404
Мучительный поиск «своей* темы 404
«Нерв истории* 405
«Этот дом - гиря, заклинание, пытка...* 406
«Просто наша жизнь фантастична* (В. Н. Войнович) 407
Абсурдная реальность 407
Роман-анекдот 408
Современный Иван-дурак 408
«Литература Дома* (Фазиль Искандер) 410
Подлинность дерева жизни 410
Вместительные крылья любви 411
Между радостью постижения и печалью вывода 412
Отечественная поэзия второй половины XX в 414
Трудности осмысления 414
«Сороковые, роковые...* 414
Трудный путь к «правде сущей* (А. Т. Твардовский) 417
Сила таланта 417
Трагическая недосказанность 418
«С опрокинутым в небо лицом* (Н. А. Заболоцкий) 419
Мысль - Образ - Музыка 419
Позднее творчество 420
Поэзия «оттепельного* периода 422
Поэтический бум 422
Лианозовская школа 422
«Тихая моя родина...* (Н. М. Рубцов) 423
«Противостояние застою* 424
Диалог с классикой 426
«Земное чудо* (А. А. Тарковский) 426
Служенье памяти (Д. С. Самойлов) 427
«В этом мире беззащитном* (Б. А. Ахмадулина) 428
Авторская песня 430
Этот остров музыкальный (Б. Ш. Окуджава) 430
Песня беспокойства (В. С. Высоцкий) 431
Портрет трагической эпохи (А. А. Галич) 432
Время поисков 435
Поэзия «новой волны* 435
Вне групп и течений 436
Литература 438
Новейшие тенденции русской литературы на рубеже XX-XXI вв 443
Литература на историческом переломе 443
Переживая крах системы 443
В рамках диктата рынка 445
«Другая* проза 447
Эклектика и эксперименты 447
Исследования национального характера 448
Доверие к документу 450
Новые маски постмодернизма 452
Три волны русского постмодерна 452
За пределами литературы 453
Массовый книжный рынок 455
Тенденция снижения 455
Мемуарный жанр 456
«Женский взгляд* 458
«О несчастных и счастливых, о Добре и Зле...* 460
Высокая миссия 460
«Воля к смыслу* 461
Литература 463