Российский музыкант, поэт, лидер рок-группы «Аквариум» , обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Борис Борисович Гребенщиков родился осенью 1953 года в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков вовсю посвящал себя музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали «Аквариум» . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получение диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что Борис Гребенщиков был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума» .

– Когда существует понятие «Аквариум», не существует ни единого человека. То есть Гребенщикова там тоже нет. Если группа играет, то играет вся вместе, на сцене нет ни единой личности как таковой. Там присутствует некая система, которая играет музыку и очень тащится, делая это. А отдельные люди могут быть до сцены и после сцены, лично я это так вижу.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и «Кино» стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е годы. Они собирали стадионы и эпатировали публику.

В 1980 году Бориса Гребенщикова даже исключили из комсомола, а группу официально запретили – причиной послужило выступление на Тбилисском рок-фестивале. Правда, вскоре запрет сняли.

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило своё существование «Кино» , «Аквариум» распался вслед за ним. В 1989 году Борис Гребенщиков записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд» .

– Когда был сыгран концерт в марте 91-го года, последний концерт старого «Аквариума» , то многие его участники – не скажу про себя – странным загадочным образом излечились от многих внутренних болезней, которые у них были. Чисто физических. Это стояло как мощная энергетическая преграда, как пробка, и поэтому, когда эту пробку совместными усилиями вышибли, и эта тень перестала висеть, то и люди вылечились, и у меня песни новые пошли.

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами.

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград и выпустила более пятидесяти альбомов.

В 2005 году Борис Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», через два года отыграл концерт на лондонской сцене Royal Albert Hall, а ещё через два года в Берлине сделал операцию – шунтирование сердца.

Известно, что Борис Гребенщиков увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык.

Он также составил список всех чудотворных икон в России:

– Православие меня интересует ничуть не меньше. Просто его я открыл для себя на 10 лет позже буддизма. У меня есть интерес ко всем небытовым проявлениям жизни. Буддизм, индуизм, православие, даоизм – всё, что выходит за рамки повседневного. Думаю, если не притворяться, экстремальные чудеса интересуют всех больше всего.

Борис Гребенщиков был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса , известная киноактриса, от второго – сын Глеб , который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил её детей Марка и Василису .

– Я иногда слышу от людей: дети – лучшее, что они сделали в своей жизни. Какая же это эволюция – родить себе подобного?.. По-моему, такая фраза сразу сводит человечество к нулю. Если человек не может сделать в жизни ничего, кроме как родить ребёнка, значит, от животного абсолютно ничем не отличается. По-моему, грядёт матриархат. А мужик должен тащить на себе эволюцию…

Дискография

  • День радости (2010)
  • Пушкинская, 10 (2009)
  • Лошадь белая (2008)
  • Беспечный русский бродяга (2006)
  • ZOOM ZOOM ZOOM (2005)
  • Без слов – лимитированное издание (2004)
  • Песни рыбака (2003)
  • Сестра Хаос (2002)
  • Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (2002)
  • Территория (2000)
  • Ψ (1999)
  • Песни Булата Окуджавы (1999)
  • Оракул Божественной Бутылки (1999)
  • БГ+Зомбияйц (1998)
  • Борис Гребенщиков и DeadУшки (БГ + Deadyшки) (1998)
  • Молитва и пост (internet-only album) (1998)
  • Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors») (1998)
  • Лилит (1997)
  • Гиперборея (1997)
  • Чубчик (1996)
  • Снежный лев (1996)
  • Навигатор (1995)
  • Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной) (1994)
  • Кострома mon amour (1994)
  • Песни Александра Вертинского (1994)
  • Пески Петербурга (1994)
  • Письма капитана Воронина (1993)
  • Любимые песни Рамзеса IV (1993)
  • Русский альбом (1992)
  • Феодализм (1989)
  • Равноденствие (1987)
  • Наша жизнь с точки зрения деревьев (1987)
  • Десять стрел (1986)
  • Дети Декабря (1985)
  • День Серебра (1984)
  • Ихтиология (1984)
  • Радио Африка (1983)
  • Табу (1982)
  • Акустика (1982)
  • Электричество (1981)
  • Треугольник (1981)
  • Синий альбом (1981)
  • Скоро кончится век (1980)
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Борис Гребенщиков

Наталья Мущинкина

Борис Гребенщиков уводил жен у своих музыкантов

Нынешней весной известная в прошлом американская певица . И рок-кумиры вдруг предстали совсем другими, чем пытались казаться долгие годы. Так, Борис Гребенщиков, этот небесный эльф, парящий в других мирах, на многих снимках — с ребенком на руках, вполне себе земной и доступный. О запутанных матримониальных связях, породнивших БГ сразу с несколькими музыкантами его группы «Аквариум», — в сегодняшнем расследовании.

В одном из интервью Борис Гребенщиков, говоря о том, что подвигло его стать музыкантом, честно признался: «Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать». Лидер «Аквариума» не был обделен вниманием дам. Что в былые времена, что сейчас — вокруг него всегда полно поклонниц, готовых последовать за ним хоть на край света. Но сам Гребенщиков почему-то предпочитал девушек из ближайшего окружения. Все три его супруги до того, как он официально узаконил с ними отношения, были спутницами его лучших друзей. Удивительный факт: уводя жен, он умудрился остаться в хороших отношениях с их экс-мужьями. Талант, не иначе.

Не плачь, Алиса

В первый раз Борис Гребенщиков женился в 1976 году. Его женой стала Наталья Козловская, которую БГ увел у басиста «Аквариума» Миши Файнштейна. Свадьбу отмечали широко — в ресторане «Астория», с присутствием большого количества гостей. И местных, питерских, и приезжих — вспоминают, что из Москвы прибыли музыканты дружественной группы «Машина времени». Подружились они именно благодаря Наталье. «Знакомство началось с того, что Макаревич пытался соблазнить мою жену и увести ее в свой номер, но ему пришлось забрать вместе с ней и меня. Там мы напились, моя жена осталась нетронутой», — рассказывал БГ в «Правдивой автобиографии «Аквариума» о своей первой встрече с лидером «Машины времени» на Таллинском фестивале рок-музыки в 76-м году.

Однако не прошло и двух лет, как отношения разладились. А когда у супругов родилась дочь Алиса, БГ и вовсе почти перестал появляться дома. Поэтому девочка, хоть и носила громкую фамилию отца, его почти не видела. К тому же ее мама вновь вышла замуж, и ее новый супруг, Дмитрий Овечкин, практикующий психотерапевт, и воспитал Алису. Именно отчим, а не родной отец, занимался образованием девочки. Подмечая, что ее интересует, аккуратно направлял в нужную сторону. Он и посоветовал Алисе попробовать себя в качестве актрисы.

Наталия Губернаторова

Ее дебют в фильме «Американка» Дмитрия Месхиева стал заметным. Хоть картину смотрели немногие, об исполнительнице главной роли (Алиса тогда училась только на втором курсе питерской Академии театрального искусства) написали почти все СМИ. И именно по причине громкой фамилии: откуда вдруг появилась дочь у рок-гуру? Занятно, но сама Алиса своей фамилии долго стеснялась. В начале своей актерской карьеры даже собиралась взять псевдоним — Алиса Эльмаа. И в паспортный стол заглядывала с вопросом, что для этого нужно сделать. Но однажды прочитала интервью Лизы Боярской, которая с гордостью рассказывала о своей семье, и задумалась: а почему, собственно, она должна стесняться, что ее отец — легендарный музыкант?

Сегодня Алиса Гребенщикова — самостоятельная творческая личность. На ее счету — более полусотни картин, работа в антрепризах, «Политеатре» Боякова и в «Практике».Со своим знаменитым отцом, которого она давно простила, Алиса видится не так часто, как хотелось бы. У каждого — насыщенная жизнь, к тому же живут они в разных городах. Однако они постоянно на связи.

Летом 2008 года Алиса сделала Бориса Гребенщикова дедом. Сына Алешу актриса воспитывает без мужа. Отношения с отцом ребенка — Сергеем Дондуряном, разладились как раз в тот момент, когда стало известно: вскоре они оба станут родителями. Когда во время очередного скандала Сергей бросил «уходи», Алиса молча собрала вещи и — пусть идти было некуда — покинула дом, где когда-то была счастлива. Сейчас свою личную жизнь актриса тщательно скрывает. Но, судя по всему, она не чувствует себя одинокой: вокруг нее много любящих людей.

Михаил Ковалев

Любовь на крыше

Можно сказать, что Алиса Гребенщикова в чем-то повторяет судьбу своей матери. Ведь и у Натальи Козловской с Борисом Гребенщиковым проблемы начались, когда стало известно о скором появлении на свет наследницы. После рождения Алисы супруги почти не жили вместе. Борис тогда предпочитал ночевать у своего друга, виолончелиста группы «Аквариум» Всеволода Гаккеля. Как выяснилось позже, бежал Гребенщиков на постой к Севе не только из-за скандалов дома, а еще и по другой причине.

…Всеволод Гаккель — «породистый брюнет с голубыми глазами» — тоже пользовался популярностью у женщин. Но был всецело предан музыке. Даже со своей супругой — красавицей Людмилой Шурыгиной — встречался лишь время от времени. Большую часть суток Сева посвящал репетициям с «Аквариумом», что не способствовало миру и гармонии в семье. Когда Севы не было дома, Людмила дралась с его мамой (в прямом смысле этого слова), а при появлении любимого выносила мозг ему.

В группе Люду по этой причине не жаловали. А лидер «Аквариума» и вовсе питал к ней плохо скрываемую неприязнь. Склочной супруге своего виолончелиста он даже посвятил такие строки: «Если б ты была сахар, клянусь, я вызвал бы дождь… Нам всем будет лучше, когда ты уйдешь».

Но как от любви до ненависти один шаг, так и в обратную сторону путь бывает очень коротким. Когда Гребенщиков из-за проблем в семье стал все чаще ночевать у Гаккеля, то в какой-то момент он вдруг обнаружил, что у жены его друга есть и достоинства… Их связь была тайной и порочной: Борис и Людмила (Бо и Лю, как они себя называли) выбирались ночью на крышу и, пока Всеволод мирно спал в комнате, предавались страсти. Муж, как это часто бывает, узнал обо всем чуть ли не последним. Но не только не проклял жену и друга, но и продолжил общаться с ними дальше. Как пошутила однажды Людмила, просто Сева всегда любил БГ больше, чем ее, поэтому просто отошел в сторону.

Вскоре на свет появилась новая ячейка общества. Вместе Людмила и Борис прожили девять лет — с 1980 по 1989 год. Как считают поклонники «Аквариума», это были «золотые» годы группы. Людмила занималась хозяйством, Борис — музыкой. У них родился сын Глеб, как две капли воды похожий на красавицу мать.

…А потом Людмила, счастливая жена и мать, случайно узнала, что у ее мужа романы на стороне. Именно так, во множественном числе. Подруги поведали ей, что у Гребенщикова не одна, а даже несколько связей, причем он их особо и не скрывает. «Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура. Может, он так идеи для творчества черпает? Не знаю», — рассказала Людмила в одном из интервью.

Узнав о существовании соперниц, Людмила даже выяснила имя одной из них. Ирина Титова, жена Александра Титова, басиста и друга Гребенщикова (позже она станет третьей женой рок-музыканта). Бороться за семью обманутая женщина не стала, подала на развод. А получив штамп о расторжении брака, впала в депрессию: мужа нет, работы нет (образования она так и не получила и все девять лет брака была лишь домохозяйкой). Смысла жизни тоже нет.

И Людмила стала пить. Много, часто, бездумно. Квартира превратилась в настоящий бомжатник. Даже сама хозяйка не знала, кто все эти люди, которых она находила после очередной попойки по разным углам.

Друзья и близкие пытались за нее бороться. Кодировали, возили по лучшим врачам. Но когда Людмила наконец приходила в себя, ей было еще страшней. Интерес к жизни она потеряла. Несколько раз она пыталась покончить с собой. К счастью, не получилось…

Третья попытка

Сегодня Людмила сожалеет о том, что провела свои лучшие годы в пьяном угаре. О том, что не удержала мужа. Но больше всего — что мало времени уделяла сыну, который родился в браке с Гребенщиковым. После развода родителей мальчик был предоставлен сам себе. У мамы он жил только в ее редкие дни выхода из запоя. Остальное время проводил то у отца или (что бывало чаще) у бабушки.

В итоге Глеб Гребенщиков сменил несколько школ, по словам его матери, имел проблемы с наркотиками и алкоголем. А когда после получения аттестата встал вопрос, куда направиться, знаменитому отцу пришлось подключать все свои связи. В итоге Глеб был принят в питерское представительство французского университетского колледжа, на заочное отделение. Но учиться он особо не стремился. Зато очень рано женился, подарив родителям внучку Алису.

Сегодня Глеб — известный в узких кругах диджей Gebe. К своим тридцати годам он пока не смог добиться и тысячной доли той популярности, которая есть у его отца. Прорвется ли?

Ну, а Борис Гребенщиков, женившись в третий раз, судя по всему, нашел тот идеал женщины, который так долго искал. С Ириной, бывшей женой его друга, басиста «Аквариума» Александра Титова, они вместе уже четверть века. Хотя недоброжелатели и пытаются время от времени развести эту пару, проверку временем этот брак прошел. В том числе и потому, что, как уверяет окружение музыканта, Ирина мудро закрывала глаза на увлечения мужа. А их было немало. По крайней мере одна из предполагаемых любовниц Гребенщикова — светская тусовщица Линда Йонненберг — даже выпустила скандальную книгу, повествующую о сексуальных утехах с культовым музыкантом. БГ там фигурировал под именем Красин, и, по уверениям Линды, с ним она даже практиковала секс втроем.

Этот тройственный союз продолжался полгода. Позже Линда и Борис, по словам девушки, встречались уже вдвоем. Линда также уверяет, что супруга Ирина знала о существовании соперниц. Но принимала это как данность — не делала вид, что ни о чем не догадывается, но при этом и лишних вопросов не задавала. Впрочем, никто из окружения БГ официально не подтвердил, что речь в книге действительно идет о Гребенщикове.

Владимир Чистяков

Дочернее предприятие

Когда Борис Борисыч женился на Ирине, у нее рос сын от брака с Титовым, Марк. Его Гребенщиков усыновил и воспитывал как родного. Позже у супругов родилась и общая дочь, которую назвали Василисой. В отличие от старших детей БГ она сполна получила родительской любви.

«Я считаю, что родители проделали отличную работу: они научили меня видеть красоту вокруг себя и относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Благодаря этому я абсолютно счастлива сегодня и хочу делать счастливыми других людей — поняла недавно, что это и есть моя цель в жизни», — рассказывает девушка о себе. Поначалу она тоже хотела стать актрисой — как старшая единокровная сестра Алиса. И даже играла Мочалку в «Вестсайдской истории» в Театре юношеского творчества в Аничковом дворце. Однако потом решила стать дизайнером. Это ее собственный выбор. После окончания «Мухи» она еще три года ездила по миру: пыталась понять, что же именно ее интересует в жизни. В Вене она учила немецкий язык и работала ассистентом дизайнера интерьеров. В Париже осваивала французский и подрабатывала ассистентом стилиста. А вернувшись в Питер — с новыми знаниями и опытом, — помогала известному английскому художнику-сценографу Изабеле Байвотер, которая ставила в Мариинском театре оперу «Фауст». Вообще послужной список Василисы, несмотря на юный возраст, впечатляет. Во время биеннале «Манифеста» она была в подмастерьях у Томаса Хиршхорна — строила вместе с другими помощниками его гигантские развалины. Для Вольфганга Тильманса брала интервью и делала фото для арт-проекта. В итоге девушку даже пригласили в один из столичных театров на должность художника-сценографа. Василиса предложению обрадовалась и… не раздумывая, от него отказалась: «Не хочу сидеть в Москве. Хочется жить, как хочется, ведь жизнь одна». Кажется, у Гребенщикова растет достойная смена!

Борис Гребенщиков (род. 27 ноября 1953 года, Ленинград) – российский рок-музыкант, автор песен и композитор, лидер группы «Аквариум». Считается одним из основателей русской рок-музыки. Автор повести «Лес» и рассказа «Иван и Данило». Увлекается живописью. Записал несколько сольных альбомов. Является автором и ведущим музыкальной программы «Аэростат», выходящей в эфир на волнах «Радио Россия».

Гребенщиков Борис Борисович – биография

Будущий рок-музыкант родился в семье инженера, директора опытного завода Балтийского пароходства Бориса Александровича и юрисконсульта Ленинградского дома моделей Людмилы Харитоновны. Детство Бориса прошло в Ленинграде, где он окончил школу №239 с физико-математическим уклоном. В раннем возрасте мальчик увлёкся музыкой и с помощью бабушки, показавшей ему первые аккорды, научился играть на гитаре.

По окончании школы Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет имени Жданова на факультет прикладной математики – процессов управления. Окончил учёбу в 1977 году, после чего поступил на работу в НИИ социологии. Параллельно трудовой деятельности Борис занимается музыкой и пишет песни для основанной в 1972 году группы «Аквариум». Музыкальная деятельность сопровождается концертами и сотрудничеством с экспериментальным студенческим театром ЛГУ.

В 1967 году Борис вступает в комсомол. Однако, в организации он числится лишь формально, но состоит в ней тринадцать лет. В марте 1980 года группа «Аквариум» выступает на рок-фестивале в Тбилиси, причём концерт заканчивается смешным по нынешним временам скандалом (музыкантов за нестандартное поведение на сцене обвиняют в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений). После выступления Гребенщикова исключают из комсомола, а также снимают с должности младшего научного сотрудника в НИИ.

Борис Гребенщиков – Аквариум

Исключение из комсомола и потеря официальной работы дают Борису возможность сосредоточиться на творчестве и заняться развитием группы «Аквариум», которую он основал вместе с Анатолием «Джорджем» Гуницким в 1972 году. До начала 80-х годов коллектив известен лишь в узких кругах. Стремительный взлёт популярности коллектива произошёл после выступления на фестивале в Тбилиси.

Борис Гребенщиков является автором подавляющего большинства песен из репертуара группы «Аквариум». Он же определяет звучание коллектива и фактически является его лицом. За десятилетия существования команды в ней играли десятки музыкантов, но название коллектива ассоциируется именно с БГ.

Творческую историю «Аквариума» принято делить на этапы. Первый из них продлился с 1971 по 1991 год. Борис посчитал, что пришло время перемен и распустил группу, но уже в 1992 году собрал её с новыми музыкантами. Очередной этап развития закончился в 1997 году. Следующий обновлённый состав группы появился в 1999 и закончился в 2015 году со смертью клавишника и аранжировщика Бориса Рубекина. Начало 2016 года ознаменовалось поиском звучания «версии 4.0».

Борис Гребенщиков – работа в Америке

В конце 80-х годов Борис Гребенщиков получает предложение о сотрудничестве от американской компании CBS. Контракт подразумевает запись нескольких альбомов с участием западных музыкантов и саундпродюсеров. Для этих пластинок БГ пишет песни на английском языке, а к записи материала приступает весной 1988 года.

В мае 1989 года выходит альбом «Radio Silence», продюсером которого выступил Дейв Стюарт. Процесс работы над диском снимается на камеру. Позже эти съёмки лягут в основу документального фильма « » («Long Way Home»), изданного на DVD московским издательством «Отделение Выход».

После выхода «Radio Silence» Борис приступил к работе над вторым англоязычным альбомом, однако довести дело до конца не удалось. По просьбе Гребенщикова компания CBS арендовала для него студию и квартиру в Лондоне, где и проходила работа над песнями. Музыкант хотел приобщить к записи Рея Купера и Джорджа Харрисона, но издатель настаивал на других кандидатурах. В 1990 году компания CBS была куплена фирмой Sony, что позволило БГ расторгнуть контракт, условия которого уже не удовлетворяли его в полной мере, и вернуться в Россию.

Черновые записи, сделанные в 1990-1991 годах в Лондоне, были опубликованы лишь в 1996 году. Пластинка получила символическое название «Radio London». Впрочем, большим успехом англоязычные альбома Гребенщикова не пользовались.

БГ-бэнд – Гребенщиков в начале 90-х

Параллельно деятельности «Аквариума» Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, а также принимал участие в различных музыкальных проектах. Как правило, сольная деятельность музыканта получала развитие в период распада очередной версии возглавляемого им коллектива. Наибольшую известность получил проект «БГ-Бэнд», существовавший в начале 90-х годов, основанный по возвращении Бориса Борисовича из Америки и Великобритании.

Творчество периода «БГ-бэнда» обычно называют «русским периодом» Гребенщикова. Сам он говорил, что эти песни навеяны творчеством , трагически погибшего в феврале 1988 года. В рамках проекта «БГ-бэнд» был записан «Русский Альбом», включённый также в официальную дискографию «Аквариума», а также издан концертный двойник «Письма капитана Воронина», основой для которого послужила запись концерта в Вятке.

Творчество Гребенщикова периода «БГ-бэнда» нашло отражение в документальном фильме Александра Липницкого « ». Эта картина отражает период работы над «Русским Альбомом», отголоски которого слышны и на пластинках «Аквариума» «Кострома Mon Amour» и «Навигатор». Фильм был выпущен на DVD компанией «Отделение Выход». В качестве дополнительных материалов к нему издатель добавил видео выступления в Гжели 1992 года.

Борис Гребенщиков – сольные альбомы

В 1994 году Борис Гребенщиков выпустил альбом романсов Александра Вертинского. В 1996 году, параллельно работе в «Аквариуме», музыкант записал пластинку народных песен «Чубчик». Позже он неоднократно говорил о желании сделать продолжение альбома, однако до сих пор идея так и не реализована. В 1999 году БГ записал альбом песен Булата Окуджавы.

В 1997 году, после роспуска очередного состава «Аквариума», Борис Гребенщиков записывает альбом «Лилит». В создании аранжировок ему помогают музыканты группы The Band. Следующий сольник БГ записывает при помощи музыкантов групп Jethro Tull, Oasis и других звёзд мировой музыки. Пластинка получает название «Соль» и выходит в 2014 году.

Слушать песни Бориса Гребенщикова

Дискография Бориса Гребенщикова

Подавляющее большинство альбомов БГ – это номерные пластинки «Аквариума». Здесь мы указываем лишь работы, позиционируемые музыкантом как сольные.

Борис Гребенщиков написал музыку к следующим фильмам:

  • Иванов (1981, короткометражка)
  • Искусство быть смирным (1987)
  • Асса (1988, реж. Сергей Соловьёв)
  • Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1990, реж. Сергей Соловьёв)
  • Золотой сон (1989, реж. Сергей Дебижев)
  • Город (1990, реж. Александр Бурцев)
  • Дык ёлы-палы, или Митьки в Европе (1990, реж. Алексей Учитель)
  • Дом под звёздным небом (1991, реж. Сергей Соловьёв)
  • Два капитана-2 (1992, реж. Сергей Дебижев)
  • Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер (1992, мультфильм)
  • Трава и вода (1992, реж. Виктор Тихомиров)
  • Урод (1993, реж. Роман Качанов)
  • Не идёт (1994, реж. Анатолий Васильев)
  • Нежный возраст (2000, реж. Сергей Соловьёв)
  • Связь (2006, реж. Авдотья Смирнова)
  • Золотое сечение (2009, реж. Сергей Дебижев)
  • Танец Дели (2012, реж. Иван Вырыпаев)
  • Иерей-сан. Исповедь самурая (2015, реж. Егор Баранов)

До восьмого класса Гребенщиков получал среднее образование в школе №421, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. После школы Борис поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики.

В последних классах школы он увлекся музыкой и организовал вместе со школьным другом Анатолием Гуницким коллектив, репетиции ребята проводили в актовом зале университета, где учился Гребенщиков.

Поначалу молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные песни, а со временем стали писать композиции и на русском языке. Дебютный альбом коллектива под названием "Искушение святого Аквариума" вышел в 1973 году. К 1974 году в состав группы "Аквариум" входят А. Романов и М. Файнштейн. В то же время на факультете прикладной математики организовали студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и музыканты коллектива Гребенщикова.

Со временем Борис познакомился с виолончелистом Всеволодом Гаккелем, который входит в состав группы, который окончательно и бесповоротно формировался как раз в то время. Коллектив существовал подпольно, так как музыка создаваемая ребятами не находила понимания и отклика у вышестоящих чинов СССР. Музыкантам приходилось самостоятельно записывать свои альбомы, такие как: "С той стороны зеркального стекла" (1976) и "Все братья - сестры" (1978).

Со временем, благодаря знакомствам, коллектив "Аквариум" получил возможность записываться полулегально на студиях и пластинок существенно повысилось. Концертная же деятельность группы в 70-х - 80-х годах ограничивалась "квартирниками" - акустическими концертами на квартире у кого-то из поклонников. В то время подобные мероприятия не только строго запрещалось проводить, но даже за его посещение могли арестовать. Основой репертуара подобных концертов того времени составляли песни альбома "Акустика", который распространился по всему СССР.

В 1977 году Гребенщиков основал первый советский рок-журнал "Рокси", просуществовавший до 1979 года. В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп "Весенние ритмы" в Тбилиси. После этого "Аквариум» получил настоящее всенародное призвание, что очень не понравилось властям, так как БГ спел совсем не те песни, которые были изначально анонсированы. По возвращению в Санкт-Петербург Гребенщиков потерял не только место для репетиций своей группы, но и работу. Также музыканта исключили из комсомола.

Борису ничего не оставалась, кроме как устроится работать сторожем. Но через некоторое время ему удалось стать членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься исключительно творческой деятельностью на законных основаниях. Сотрудничество с одной из самых ярких персон ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности "Аквариума".

Вскоре Гребенщиков впервые появился на телевидении в программе "Веселые ребята" группа "Аквариум" исполнила песню "Два тракториста". После этого коллектив неоднократно появлялся в популярной на то время программе "Музыкальный ринг" и других телепроектах советского телевидения.


К середине 80-х годов в Петербурге сформировался рок-клуб, где активно участие принимали музыканты из "Аквариума". Именно тогда группа впервые выходит из подполья и начинает активно гастролировать, собирая полные залы и стадионы. Один за другим выходят и пластинки, такие как: "Дети Декабря", "Десять стрел" и "Равноденствие".

Успеху группы способствует и кинематограф - песни Гребенщикова звучат в культовых фильмах "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", "Митьки в Европе" и "Город". Сам БГ снялся в картине "Два капитана-2". В 1986 году выходит первый сингл "Аквариума" в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - Radio Silence и Radio London.

В 1999 году группа выпускает альбом "?", а в 2002 - "Сестра Хаос", который были непохожими на привычное творчество коллектива, что приносит группе еще больше популярности. Весной 2013 года появились сообщения о прекращении существования "Аквариума", однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Личная жизнь

Трижды женат. Первой женой Гребенщикова стала Наталья Козловская, на которой он женился осенью 1976 года. Но в июне 1978 года они расстались, а развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси, из-за которого Гребенщикова уволили с работы и исключили из комсомола. От этого брака родилась дочь Алиса, ныне успешная актриса.

Второй женой музыканта в период с 1980 по 1989 год была Людмила Шурыгина, которая работала уборщицей в 222-й школе. От этого брака в 1985 году родился сын Глеб, ныне известный как диджей gebe. Третьей женой БГ в 1991 году стала бывшая жена Александра Титова, Ирина. Гребенщиков стал приемным отцом детей Ирины от первого брака - Марка, который сейчас играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, и Василисы, которая стала художником.

Группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.


Интересные факты

Написал несколько прозаических произведений: повесть "Лес" ("Роман, который так и не окончен"), рассказ "Иван и Данило" и "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно"

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов серьезно увлекался буддизмом, называя себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России

Изучает индийскую и китайскую философию. Перевел с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом "Бхагавад-гиты" на русский язык

В 2012 году по просьбе издательства "Розовый-жираф" Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, это: "Ветер в ивах" К. Грэм, "Книга джунглей" Р. Киплинг, "Хоббит, или Туда и обратно" Дж. Р. Р. Толкин, "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Алиса в Стране чудес" Л. Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролл, "Буратино" А. Н. Толстой, "Остров сокровищ" Р. Стивенсон, "Волшебник Земноморья" У. Ле Гуин, "Маленький принц" А. Сент-Экзюпери

В мире кино, музыкант отмечает фильмы "Шерлок Холмс" Гая Ричи, "Белое солнце пустыни» " Владимира Мотыля и "Остров" Павла Лунгина, а также популярные сериалы "Пуаро" и "Приключения Шерлока Холмса"

Большой поклонник группы The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Также он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах

Увлекается фотоискусством. Провел такие собственные фотовыставки, как: "Инфра Петербург" в 2004 и 2007 годах и "Внутренние свойства пейзажа" в 2013 году


Дискография

"Доисторические" альбомы БГ и "Аквариума"

1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)

1973 - Менуэт земледельцу

1974 - Притчи графа Диффузора

1976 - С той стороны зеркального стекла

1978 - Все братья - сестры (БГ + Майк)

"Исторические" альбомы БГ и "Аквариума"

Обозначаются также как "естественные" альбомы "Аквариума"

1980 - Скоро кончится век

1981 - Синий альбом

1981 - Треугольник

1981 - Электричество

1982 - Акустика

1982 - Табу

1983 - Радио Африка

1984 - Ихтиология

1984 - День Серебра

1985 - Дети Декабря

1986 - Десять стрел

1987 - Равноденствие

1989 - Феодализм

1989 - Radio Silence

1990 - Radio London

1992 - Русский альбом

1993 - Любимые песни Рамзеса IV

1993 - Письма капитана Воронина