За что самые популярные исполнители советской эстрады попадали в опалу

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?

Долгое время Владимир Высоцкий не мог выпустить пластинку со своими песнями. Его популярность переоценить было просто невозможно, но уже готовые, записанные песни не выпускали. При личной встрече Фурцева, попав под невероятное обаяние исполнителя, дала ему номер телефона своей приёмной. А после велела секретарю всегда говорить Высоцкому о занятости министра.

Причина неприязненного отношения к талантливому певцу крылась в его песнях. Ей они казались попросту кощунственными. «На Канатчиковой даче», «Диалог у телевизора» - она воспринимала эти песни, как вызов лично ей. Позже, когда встал вопрос о выездах Владимира Высоцкого за границу, она сопротивлялась до последнего. Вмешательства самых влиятельных покровителей знаменитого барда она пресекала на корню, настоятельно советуя им не лезть не в своё дело.

Когда Тамара Миансарова победила на конкурсе песни в Сопоте в 1963 году, Екатерина Фурцева лично послала ей поздравление, а встречать певице у трапа самолёта отправила летчика-космонавта Германа Титова и уже известного в то время Иосифа Кобзона. Казалось, что Тамара Миансарова попала в число любимчиков министра культуры. Но все изменилось в один миг. Точнее, в одну ночь.

Она уже была победителем конкурса эстрадной песни «Дружба» среди исполнителей социалистических стран, когда Тамару Миансарову вместе с другими знаменитостями пригласили на празднование на встречу нового года в Кремле. Улыбчивая, обаятельная и очень светлая Миансарова была в центре внимания. Самые известные люди страны обращали на неё внимание, Юрий Гагарин с удовольствием с ней танцевал, Хрущёв лично пожелал ей успехов. А Екатерина Фурцева внимательно наблюдала за успехом молодой певицы.

А вскоре Миансарову обвинили в отсутствии патриотизма, исполнении чуждых советской идеологии песен. И запретила ей исполнять самые известные песни из её репертуара. А подчиненные министра культуры почувствовали изменившееся отношение к пвице и попросту перестали приглашать её для участия в концертах и на телевидение. Причиной для опалы послужили всего лишь молодость и красота исполнительницы. Фурцева не простила Тамаре Миансаровой её бешенного успеха в новогоднюю ночь.

К тому моменту, как Екатерина Фурцева стала министром культуры, Клавдия Шульженко давно была звездой первой величины. И всегда сохраняла свою творческую независимость. Причиной возникших неприязненных отношений между министром культуры и певицей стала попытка Фурцевой вмешаться в репертуар Шульженко. Екатерина Алексеевна попыталась пригласить Клавдию Шульженко на разговор, во время которого хотела обсудить с исполнительницей её репертуар. На что Клавдия Ивановна в присутствии других людей ответила: «Екатерина Алексеевна, со своим репертуаром я справлюсь сама!» В тот момент Фурцева вынуждена была проглотить обиду, а позже смогла отомстить звезде. На всех концертах, когда пела Клавдия Ивановна, она просто поднималась и демонстративно выходила из зала, возвращаясь, когда стихали аплодисменты.

Фурцева стала коллекционировать все факты и случаи, касавшиеся певицы. Когда же Шульженко позволила себе отменить концерт из-за попавшей под машину любимой собаки, в центральной газете вышел разгромный фельетон, высмеивающий и порицающий поведение королевы песни.

Когда же Шульженко обратилась с просьбой о выделении ей жилья, дело передали на рассмотрение Фурцевой. Та даже ордер подписала, выполняя устное указание руководства. Но Клавдия Ивановна позволила себе прийти на приём к министру в брюках. За что и была наказана. Сначала долгим ожиданием в приемной, а после слов певицы о дурном воспитании Фурцевой, отказом в предоставлении жилья.

Популярный певец, чьи концерты проходили неизменно при аншлаге, пел о любви в своей самобытной манере. Его пластинки расходились многотысячными тиражами, что и стало причиной начала его краха.

Екатерина Фурцева посетила Апрелевский завод грампалстинок. И во время её экскурсии по предприятию оказалось, что все цеха печатают пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Раздраженная министр культуры приказала тут же размагнить запись певца, а пластинку снять с производства. А вскоре отменили 19 из 20 запланированных концертов певца в Театре эстрады. Радио и телевидение для него тоже закрылись при непосредственном участии Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР при Министерстве культуры.

Именно тогда исполнитель стал искать утешение в спиртном. А позже к алкоголю добавились таблетки. Жизнь его катилась под откос: он разошелся с женой, работал сторожем. В 1991 году он вернулся на эстраду. Успех был столь же ошеломительным, как до его опалы. Но прожил он после этого всего 6 лет.

Многие видели в поступках министра культуры СССР Екатерины Фурцевой политические мотивы, но на самом деле очень часто она руководствовалась лишь собственной неприязнью к тому или иному исполнителю. Но нельзя судить о её личности однозначно. Она была сложным человеком и свято верила в идеалы, предложенные ей временем. Министр культуры стремилась доступными ей способами ускорить наступление светлого будущего.

В своё время песни в исполнении Аиды Ведищевой Екатерина Фурцева назвала пошлыми. А ведь песни в её исполнении пел весь Советский Союз. Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром. Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке.

К ажется, что раннюю биографию Николая Губенко можно восстановить по одному из самых трагических и пронзительных его фильмов - «Подранки» , хотя автор и говорит, что картина автобиографична только наполовину.

Как и герои этого фильма, он рано остался без родителей, долго не верил в гибель отца и до 16 лет ждал его возвращения; как и они, тепло относился к преподавателям школы-интерната, в которой воспитывался.

Николай Губенко появился на свет во время бомбежки в катакомбах Одессы. Шел первый год войны. Его отец погиб на фронте, так и не увидев новорожденного сына, а мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признается, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.

Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков, готовивший разведчиков, журналистов, переводчиков или дипломатов. Однако институт в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать себе новую профессию. Так он стал актером. Сначала поработал в Одесском театре юного зрителя, а затем уехал учиться в Москву. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой .

«Юноша из провинции, достаточно невоспитанный, дурно одетый, с одесским блатным акцентом, не знающий в должной степени литературы (за исключением школьной программы), встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству».

На втором курсе молодой актер был утвержден на роль в фильме «Застава Ильича» . Гонорар для нищего студента оказался баснословным - 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал - и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере. Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.

Одну из важнейших театральных ролей в своей жизни актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий , актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.

Николай Губенко (справа) и Владимир Высоцкий

В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко - «Настасья и Фомка». Через три года автор снял и первую полнометражную драму - «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин . Работая над своими картинами, Губенко действует по принципу Николая Гоголя : писать (снимать) только о том, что видел, что очень хорошо знает. Вот и получилось, что для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня, а материал для драмы «Запретная зона» готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон окружающих его людей.

«У меня дома - километры фонограмм разговоров с людьми о жизни. Все диалоги не могут лечь в основу сценария, но живость человеческой речи всегда была почерпнута оттуда».

Режиссуру Николаю Губенко пришлось осваивать не только в кино. В конце восьмидесятых он становится главным режиссером Театра на Таганке , а после возвращения туда Любимова и раскола труппы Губенко занимает пост руководителя театра «Содружество актеров Таганки» .

В этот же период Николай Николаевич вступает на самую, пожалуй, ответственную должность в своей жизни: с ноября 1989 года по август 1991 года он был министром культуры СССР. И хотя Губенко шутит, что при повторном назначении тут же подал бы в отставку - слишком уж сильно повлиял этот пост на его творческие планы, - он до сих пор активно занимается политикой, с 2009 года являясь заместителем председателя Московской городской думы.

Фурцева Екатерина Алексеевна - это, пожалуй, единственная женщина в нашей стране, которая во 2-й половине 20-го в. смогла взойти на вершину власти. Девушка, родившаяся в Высшем Волочке, несколько лет подряд была "хозяйкой" Москвы, а после занимала места на партийном Олимпе, входя в состав секретариата и президиума правящего ЦК КПСС. Четырнадцать лет Екатерина Фурцева была главой Министерства культуры СССР.

Чем объяснить столь невероятную карьеру обычной девушки? Ее незаурядными личными качествами, случаем, удачей или симпатией вождей? Конечно, все это, без сомнения, присутствовало в ее жизни. Но тем не менее Фурцева Екатерина Алексеевна упорно пробивала свой путь в обществе, не поощрявшем стремительную карьеру женщины. И в этом плане наша героиня является исключением.

Карьера ткачихи

07.12.1910 г. в который находился в то время в Тверской губернии, и родилась Фурцева Екатерина. Биография ее была довольно непростой. Отец Екатерины, Алексей Гаврилович, был обычным рабочим-металлистом. В период Первой мировой войны его призвали в царскую армию, где он и погиб в самых первых боях. Несмотря на то что дальнейшая судьба Екатерины Фурцевой сложилась, на первый взгляд, весьма удачно, она, получив в раннем детстве психологическую травму от потери отца, постоянно боялась быть брошенной, оставленной и отвергнутой. Эта женщина очень сильно зависела от друзей и родных, любимых мужчин и подруг. Ей было страшно представить то, что она может остаться одна.

Мать Екатерины Фурцевой, Матрена Николаевна, замуж больше не вышла. Она одна поднимала на ноги дочь и сына. Матрена Николаевна была неграмотной женщиной. Однако в своем городе она пользовалась большим авторитетом.

Способность к самостоятельному принятию решений и внутреннюю силу унаследовала от матери Фурцева Екатерина. Биография ее в дальнейшем сложилась именно так благодаря твердому характеру, который, можно сказать, передался женщине по наследству. Однако, несмотря на это, Екатерина Алексеевна тщательно скрывала чувство своей беспомощности, которое сопровождало ее всю оставшуюся жизнь.

После окончания семилетки девушка поступила в фабрично-заводскую школу, где получила профессию ткачихи. Трудовая биография Фурцевой Екатерины началась с работы у станка. Впоследствии за будущим министром культуры закрепится обидная для нее кличка «ткачиха». Высшие политические деятели при каждом удобном случае будут высокомерно-презрительно вспоминать ее начало трудовой деятельности. Хотя ничего предосудительного в этом нет. И жизненная необходимость в том, что девушке пришлось рано приступить к труду, вызывает не только уважение, но и сочувствие.

Однако совсем недолго стояла за станком Фурцева Екатерина. Биография ее резко изменилась после вступления в комсомол.

Екатерина была спортивной и хорошо развитой девушкой, что полностью соответствовало ожиданиям эпохи. Это был период, когда Екатерина буквально разрывалась между желанием встретить в своей жизни настоящего мужчину и ни в чем не уступить сильному полу.

На протяжении шестнадцати месяцев она работала секретарем райкома комсомола в поселке Коренево (нынешняя Курская область). После этого Фурцева получила новое назначение, и больше в эти края не возвращалась. Краеведы уверяют в том, что личная жизнь Екатерины Фурцевой в этот период в дальнейшем тщательно скрывалась будущим министром культуры. Это касается того факта, что 25.08.1931 г. девушка вышла замуж за местного плотника. Однако спустя три месяца этот брак распался. Имя первого супруга Фурцевой краеведы держат в тайне.

Личное счастье

Фурцева была очень перспективным работником. Именно поэтому в 1931 г. ее перевели на должность секретаря горкома комсомола в г. Феодосию. Здесь, в Коктебеле, пришло ее большое увлечение планерным спортом. И девушка добилась рекомендации от обкома партии для прохождения обучения на Высших академических курсах Аэрофлота. После этого Фурцева попала в Саратов, где стала помощником у начальника политотдела по вопросам комсомола в авиационном техникуме.

Именно здесь Екатерина встретила свою первую большую любовь. Ее избранником стал летчик Петр Иванович Битков. В тридцатые годы прошлого столетия пилоты пользовались особым успехом у женщин благодаря окружающему их романтическому ореолу. А Петр Битков был интересным и видным мужчиной. Он полностью соответствовал представлению Екатерины о надежном спутнике жизни, который бы смог стать для нее настоящей защитой и опорой и дать ей то, чего девушка была лишена ранее. Молодые люди поженились.

В 1936 г. Петр Битков был переведен на работу в политуправление гражданской авиации. В связи с этим молодая семья переехала в Москву. В столице Фурцева стала работать инструктором в отделе студенческой молодежи ЦК комсомола. Она успешно справлялась с возложенными на нее обязанностями. И это, несмотря на то что у нее самой высшего образования не было и в студенческой жизни она никогда участия не принимала.

В 1937 г. Фурцева была направлена на учебу в Институт тонкой химической технологии им. Ломоносова. Однако студенткой Екатерина Алексеевна была неважной. Ведь сразу после поступления она стала активно заниматься общественной работой, заняв должность секретаря партийного комитета института. Конечно, диплом о высшем образовании она получила. Выдали ей его в 1941 г., накануне войны. Именно поэтому начать трудиться по полученной специальности Екатерине Алексеевне не удалось.

Распад семьи

Начало войны с фашистской Германией стало для женщины трагичным вдвойне. Муж Екатерины Фурцевой отправился на фронт, а затем объявил, что уходит из семьи. Вместе они больше не жили, хотя именно в это время у них появился на свет долгожданный ребенок.

Екатерина Алексеевна всегда мечтала иметь детей. Однако забеременеть она смогла только после одиннадцати лет супружеской жизни. Как и многие исторические факты о Екатерине Фурцевой, касающиеся ее биографии, рождение ребенка обросло мифами и слухами. Ходили, например, разговоры о том, что отцом девочки был вовсе не Петр Битков. Именно поэтому оскорбленный муж и оставил семью. Однако имеют место и другие версии. Петр Иванович, будучи молодым и видным мужчиной, встретил на фронте другую женщину. Он влюбился в нее и завел новую семью. Стоит сказать, что такой вариант развития событий более похож на правду. Ведь от Светланы Битков никогда не отказывался. Напротив, дочь Екатерины Фурцевой тепло отзывалась о нем. Она говорила о том, что до конца своей жизни Петр Иванович не терял к ней отцовских чувств.

Рождение дочери

Неудавшаяся личная жизнь Екатерины Фурцевой оставила в ее душе глубокий шрам. Забыть своего мужа женщина не могла. Оставшись одна и боясь неопределенности и одиночества, Фурцева готова была в какой-то момент отказаться от ребенка. Но ее всячески поддерживала мать, которая стала для нее в эти трудные времена настоящей опорой.

Еще во время беременности Фурцева была эвакуирована в Куйбышев (нынешняя Самара). В этом городе находились основные иностранные посольства и наркоматы. Роды прошли успешно. Екатерина Алексеевна записала дочку на свою фамилию. Однако в Куйбышеве Фурцева прожила недолго. Ее, партийного работника, вызвали в Москву.

Памятные годы

Несмотря на трудный военный 1942 г., он для Екатерины Фурцевой стал весьма знаменательным. Кроме рождения дочери, она получила новое назначение. На растущего и весьма перспективного молодого работника обратил внимание Петр Владимирович Богуславский, занимавший пост первого секретаря Фрунзенского райкома партии. Он и предложил Екатерине Алексеевне войти в состав его аппарата. С этого и началась весьма успешная партийная карьера женщины, которая через некоторое время привела ее на самую вершину власти. И вполне вероятно, что бурное начало партийной карьеры помогло Фурцевой пережить личную драму.

С Петром Владимировичем Богуславским у Екатерины Алексеевны сложились особые отношения. Первый секретарь райкома высоко оценил ее не только деловые, но и женские качества. Молодая Фурцева была хороша собой. Многих мужчин привлекала ее яркость, стройная фигура и бурный темперамент. Какие сложились личные отношения Петра Владимировича и Екатерины Алексеевны, доподлинно неизвестно. Такими историями не делятся даже с самыми близкими людьми.

Пост первого секретаря

Основные правила достижения успеха в роли партийного работника были усвоены Екатериной Алексеевной довольно быстро. Вскоре Фурцева сменила Петра Владимировича на его посту. Она стала хозяйкой целого столичного района. Для того чтобы доказать право называться первым секретарем райкома, Фурцева усвоила многие манеры и привычки мужчин-руководителей. Ей пришлось научиться не смущаться от непристойных шуточек и не робеть в мужском коллективе. Кроме того, она могла в случае необходимости послать человека по матушке и прилично выпить.

Однако Фурцева никогда не забывала о том, что она весьма привлекательная женщина. И это давало ей иные средства воздействия на мужчин.

Екатерина Алексеевна отличалась требовательностью, собранностью и замечательной работоспособностью. Кроме того, она всегда выполняла свои обещания. Высоко ценился и ее талант организовывать массовые мероприятия. И не важно, какую они имели направленность. Речь могла идти о «чистке» районного аппарата от людей, приехавших в Москву из Северной столицы, что требовалось в разгар «ленинградского дела», или об обеспечении мрачного «дела врачей». Екатерина Алексеевна всегда успешно опережала своих коллег-секретарей.

Продвижение по карьерной лестнице

Крупные перемены в биографии Фурцевой произошли в тот период, когда Сталин выдвинул на пост руководителя Москвы Хрущева. Одним из секретарей горкома Никита Сергеевич захотел назначить женщину. Выбор пал на деловую и энергичную Фурцеву.

Конечно, карьера женщины в партийном аппарате продвигалась «со скрипом». Существовало мнение о том, что с возложенными на плечи такого работника обязанностями могут справиться только мужчины. Сам Сталин во время своей беседы с руководителем нефтяной промышленности СССР Н. К. Байбаковым выразил мнение о том, что наркому прежде всего нужны бычьи нервы, а также оптимизм. Однако первого Екатерине Фурцевой явно не хватало, так как она была чересчур эмоциональным человеком.

Во главе Москвы

Спустя год после смерти Сталина, 26.05.1954 г., Фурцева была назначена первым секретарем столичного комитета партии. До этого момента столь крупную партийную организацию не возглавляла ни одна женщина. Таким образом, Екатерина Алексеевна вошла в роль полноправной "хозяйки" большого города.

Никаких личных отношений между Фурцевой и Хрущевым не было. Глава государства хранил верность жене, и с дамами у него были только деловые отношения. Кроме того, спрашивал со всех Хрущев одинаково, не делая никому исключений.

Замужество

Конечно, замечательную карьеру сделала Екатерина Фурцева. Семья ей, тем не менее, все же была необходима. Женщина не покидала надежды на встречу с сильным и уверенным в себе мужчиной. И наконец она нашла личное счастье. Работая в партийном аппарате столицы, Екатерина Алексеевна влюбилась в Николая Павловича Фирюбина - своего коллегу-секретаря. Он был старше нее на два года и состоял в законном браке.

Роман Фирюбина и Фурцевой стал в столице предметом пересудов. Это было время, когда разводы обществом не поощрялись, а женщине была отведена роль самоотверженной матери и жены. Понятие «любовница» вызывало негативные эмоции. Именно поэтому не торопился уходить из своей семьи. Тем не менее через некоторое время они все же стали жить вместе. Стоит сказать о том, что нового члена семьи падчерица и теща встретили крайне недоброжелательно. Это была ревность Матрены Николаевны и Светланы, которые не хотели ни с кем делить близкого им человека.

Назначение мужа

Большая политика не позволила Фурцевой наслаждаться семейным счастьем. В январе 1954 г. Николая Фирюбина назначили послом в Чехословакии. Человека на этой должности, как правило, сопровождает жена, которая участвует в работе представительства. На ее плечи возлагается обязанность в организации приемов и налаживании дружеских отношений с дипломатами из других государств. Однако жертвовать своей карьерой Екатерина Алексеевна не стала. Ей было мало чувствовать себя просто женой, и с мужем в Прагу она не уехала. ЦК партии принял во внимание эту ситуацию и разрешил Фирюбину находиться в Чехословакии одному.

Конечно, длительные разлуки не приносят пользу браку. Фурцева не хотела, чтобы Фирюбин покидал страну надолго, однако отказаться от назначения послом было невозможно.

Вершина власти

Особую роль в жизни Фурцевой сыграл Его решением Екатерина Алексеевна была поднята на вершину власти. По рекомендации Хрущева она была назначена секретарем ЦК и вошла в список кандидатов в члены президиума. Новая должность была весьма весомой в стране. Без согласия секретариата ЦК не могло ничего предпринять ни одно ведомство или министерство.

Никита Сергеевич считал Екатерину Алексеевну «своим человеком». Это позволило ей 29.06.1957 г. стать членом президиума Назначение это было весьма громкое. Стоит сказать о том, что подобного в истории СССР не случалось еще никогда, а следующая женщина заняла подобный пост лишь при Горбачеве.

Хрущев сделал Фурцевой ценный подарок. Он вернул на родину ее мужа, назначив его заместителем министра иностранных дел.

Вскрытие вен

На вершине власти Екатерина Алексеевна Фурцева пребывала всего три года. 04.05.1960 г. Хрущев неожиданно для всех убрал из списка секретариата несколько человек. Среди них была и Екатерина Алексеевна.

Что же послужило причиной изменения списков высшего эшелона государственной власти? Полагают, что это дело рук чекистов. Они вели записи вольных разговоров секретарей ЦК в комнатах отдыха. Никакой крамолы в их речах не было. Однако они позволяли себе критически подходить к поведению Никиты Сергеевича. Однако есть и другое объяснение данному факту. В характере Хрущева было поднять понравившегося ему человека до головокружительных высот, а затем, разочаровавшись в нем, с легкостью расстаться с недавним любимцем и начать продвигать кого-нибудь другого.

Еще немногим более года Фурцева продолжала оставаться представителем высшего эшелона власти. Однако 21-й съезд в состав президиума ее уже не включил. Данный факт стал для Екатерины Алексеевны страшным ударом. И женщина даже попыталась покончить с собой.

В тот же день, когда она побывала на заседании 21-го съезда, Фурцева пришла домой, легла в ванну и вскрыла себе вены. Однако в тот момент умирать она вовсе и не собиралась. Этот факт подтверждается тем, что Екатерина Алексеевна не отменила встречу со своей подругой. Именно на нее Фурцева и возложила роль ангела-спасителя. Подруга сделала все возможное. Екатерину Алексеевну спасли. Однако этот «крик души» не вызвал никакой реакции у Хрущева. Уже на следующий день после случившегося он пояснил на расширенном заседании ЦК, что не стоит на эту попытку ухода из жизни даже обращать внимания. Эти слова были переданы Фурцевой. И она замкнулась в себе и стала много пить. Этот факт подтвердили подруги Екатерины Фурцевой, одной из которых была Людмила Зыкина.

Пост министра

Через месяц пришло сообщение о новом назначении Фурцевой. Министр культуры СССР тут же получила прозвище, которое стало достоянием всей страны, - Екатерина Великая. В ее команду входили десятки тысяч работников мира искусства, занимающих должности в Москве и Подмосковье. И еще своей «армией» она считала 3-4 миллиона рядовых культоргов по всей территории Советского Союза, ученых-музейщиков, служащих киностудий, театров и т. д.

Министр культуры Фурцева была практически единственным человеком из руководства СССР, который был искренне заинтересован в культурном обмене между странами. По ее инициативе наши мастера ездили на заграничные гастроли, а Советский Союз посещали иностранные артисты, певцы и музыканты. Привозили в нашу страну и выставки лучших мировых музеев.

Министр культуры СССР имел немалую власть. Однако каждое принятое решение могло нести в себе опасность для карьеры. Этому способствовала та идеологическая ситуация, которая сложилась в стране. Она сопровождалась атмосферой запретов и ставила крест на том, что казалось кому-то неким отступлением от генеральной линии партии. В интересах Фурцевой было, скорее, не дать добро, чем разрешить. Ведь за удачно поставленный спектакль или снятый фильм похвалы доставались артистам и режиссеру. За допущенные «ошибки» отвечать нужно было именно ей.

Однако Фурцева шла порой наперекор цензуре и брала всю ответственность на себя. Помимо существующих партийных установок она часто руководствовалась личными антипатиями и симпатиями.

Смерть матери

Кончина Матрены Николаевны в 1972 г. стала настоящей трагедией для Фурцевой. Она во многом зависела от матери и нуждалась в ее одобрении. Подруги Екатерины Фурцевой прекрасно знали, что на душе у нее очень неспокойно. Она жаловалась им на то, что никому не нужна и что ее никто не понимает. Насколько эти упреки были справедливы? Муж Екатерины Алексеевны, Николай Павлович, ничего о своих отношениях с женой не рассказывал.

Окончание карьеры

Будучи на посту министра культуры, Фурцева решила заняться строительством собственной дачи. При этом она попросила помощи в подведомственных ей учреждениях. Но кто-то из посвященных в этот вопрос написал на министра донос. В нем говорилось о том, что Фурцева, нарушив партийную и государственную этику, купила у Большого театра по льготным ценам строительные материалы. Екатерине Алексеевне пришлось сдать дачу государству. Взамен она получила компенсацию в 25 тыс. рублей. Тем не менее руководство страны решило отправить Фурцеву на пенсию. Но в разговоре со своей подругой она выразила твердое намерение умереть, будучи министром. Так оно и случилось.

Как умерла Екатерина Фурцева? Это произошло в тот день, когда ей стало известно о назначении пенсии и о том, что Николай Павлович уходит к другой женщине. Такого двойного удара Екатерина Алексеевна выдержать не смогла. Ведь впереди ее ожидала тоскливая жизнь одинокой пенсионерки. Это оказалось для нее самым страшным.

Официально смерть Екатерины Фурцевой произошла от острой сердечной недостаточности. Случилось это 24.10.1974 г. Однако вскоре Москва наполнилась слухами, что вторая попытка суицида ей все же удалась. По неофициальным данным, Фурцева отравилась цианистым калием.

На похоронах Екатерины Алексеевны присутствовал ее первый муж - Петр Иванович Битков. Тогда же он сказал дочери Светлане о том, что всю жизнь любил только ее мать. Кстати, он совсем ненадолго пережил свою первую жену.

Фирюбин же сошелся с Клеопатрой Гоголевой, вдовой бывшего партийного секретаря московского обкома.

Где похоронена Фурцева Екатерина Алексеевна? На Новодевичьем кладбище в Москве. Ее могила находится в 14-м ряду на 3-м участке. Рядом с ней покоится и ее дочь Светлана, которая умерла в 2005 г. На этом захоронении установили семейный памятник. Его авторами являются архитектор М. О. Барщ и скульптор П. Е. Кербель. Этот мемориал представляет собой четыре вертикальные стелы, выполненные из светлого мрамора. Одна из его боковых граней имеет форму арфы. В верхней части мемориала находится рельефное изображение, на котором - сама Екатерина Фурцева. Годы жизни покойных не указаны. На памятнике выгравированы лишь имена.

Возглавляли девять человек. Дольше всех на этом посту находился Владимир Мединский - 2 тыс. 188 дней, самый короткий срок пребывания - 62 дня - был у Александра Шкурко, и. о. министра культуры в 1991-1992 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях министерства с 1990 г.

Юрий Соломин (род. 1935), в 1957 г. окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина в Москве . Сразу после завершения учебы поступил в труппу Государственного академического Малого театра, в котором служит вплоть до настоящего времени. С 1980 г. начал работать как театральный режиссер, с 1988 г. - художественный руководитель Малого театра, в том же году получил звание народного артиста СССР. 8 сентября 1990 г. был назначен министром культуры РСФСР. Он занимал этот пост в первом и втором правительствах Ивана Силаева . В годы его работы руководителям театров впервые было разрешено свободно распоряжаться средствами, как заработанными самостоятельно, так и выделенными учредителями. Кроме того, Соломин выступал против слияния министерства культуры и агентства по туризму. 15 ноября 1991 г. Совет министров РСФСР был распущен, полномочия министров прекращены указом президента РСФСР Бориса Ельцина от 5 декабря 1991 г. Юрий Соломин в состав нового кабинета не вошел и вернулся к творческой деятельности.

Александр Шкурко (1991-1992)

Александр Шкурко (род. 1937), окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова , с 1964 г. работал научным сотрудником, с 1976 г. - заместителем директора в Государственном историческом музее. В 1981-1992 гг. был заместителем министра культуры РСФСР. В период с 5 декабря 1991 г. по 5 февраля 1992 г. исполнял обязанности главы ведомства. С 1992 по 2010 г. Александр Шкурко был директором Государственного исторического музея. В настоящее время является его президентом.

Евгений Сидоров (род. 1938), выпускник юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1974 г. окончил аспирантуру на кафедре теории литературы и литературной критики Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС . Кандидат филологических наук (1974). В 1960-1962 гг. работал в Московском горкоме ВЛКСМ, затем заведовал отделами в газете «Московский комсомолец» , "Литературной газете" , журнале «Юность». В 1974-1978 гг. занимал должность заместителя заведующего кафедрой литературы АОН при ЦК КПСС, позднее был первым проректором, в 1987-1992 гг. - ректором Литературного института им. А. М. Горького. 5 февраля 1992 г. назначен на пост министра культуры РФ (в марте - сентябре 1992 г. - министерство культуры и туризма). Сидоров возглавлял ведомство в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина . После отставки 28 августа 1997 г. был постоянным представителем РФ при ЮНЕСКО (1998-2002), послом по особым поручениям МИД РФ (2002-2004). Профессор Литературного института.

Наталья Дементьева (род. 1945), окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работала старшим консультантом Ленинградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, была старшим хранителем филиала Шлисельбургской крепости «Орешек», Музея истории Ленинграда . В 1979-1987 гг. - начальник областной инспекции охраны памятников Леноблисполкома. С 1987 г. - директор Государственного музея истории Ленинграда (с 1991 г. - Санкт-Петербурга). С 28 августа 1997 г. по 30 августа 1998 г. была министром культуры РФ в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко . С сентября 1998 г. по июнь 2004 г. занимала должность первого заместителя министра культуры РФ. С 2004 г. - сенатор от Республики Марий Эл.

Владимир Егоров (род. 1947), историк, выпускник Казанского госуниверситета, доктор философских наук (1988; тема диссертации - «Преемственность поколений в условиях социализма: проблемы теории и практики»). В 1974-1985 гг. занимал руководящие должности в аппарате ЦК ВЛКСМ, затем возглавлял отдел культуры в аппарате ЦК КПСС, в 1990-1991 г. был помощником президента СССР Михаила Горбачева . В 1996-1998 гг. - директор Российской государственной библиотеки. 30 сентября 1998 г. Владимир Егоров был назначен на пост главы Минкультуры РФ, руководил ведомством в правительствах Евгения Примакова , Сергея Степашина и Владимира Путина . Покинул пост 8 февраля 2000 г. В 2000-2010 гг. был ректором Российской академии госслужбы при президенте РФ (ныне - РАНХиГС). Заведующий кафедрой ЮНЕСКО Института государственной службы РАНХиГС.

Михаил Швыдкой (род. 1948), окончил театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. В 1973-1990 гг. работал в редакции журнала «Театр». C 1993 по 1997 г. занимал пост заместителя министра культуры РФ. С 1997 г. - главный редактор и заместитель председателя, с мая 1998 г. - председатель ВГТРК . С 8 февраля 2000 г. Михаил Швыдкой был назначен министром культуры РФ, занимал этот пост до 9 марта 2004 г. Деятельность на посту министра совмещал с работой телеведущего программы «Культурная революция» на канале «Культура». Был сторонником передачи Германии т. н. трофейных ценностей, в частности, Бременской коллекции графики. После отставки в 2004-2008 гг. руководил Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура). C 2008 г. занимает пост специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям МИД РФ. С 2011 г. - художественный руководитель Театра мюзикла.

Александр Соколов (род. 1949), выпускник Московской консерватории, доктор искусствоведения (1992). В 1979 г. начал преподавать в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, был секретарем партийного бюро, доцентом кафедры теории музыки, проректором по научной работе. С 2001 г. занимал должность ректора Московской консерватории. 9 марта 2004 г. был назначен министром культуры и массовых коммуникаций РФ, занимал пост до 12 мая 2008 г. Выступал в поддержку приватизации памятников культуры, против безвозмездной реституции (возврата) культурных ценностей Германии и ее бывшим союзникам во Второй мировой войне. После отставки с поста министра вернулся в Московскую консерваторию, которую возглавляет вплоть до настоящего времени.

Ватикане и представитель РФ при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству.

Владимир Мединский (2012 - н. в.)

Владимир Мединский (род. 1970), в 1992 г. окончил факультет международной журналистики МГИМО МИД России. Доктор политических (1999) и исторических (2011) наук. В 1992 г. вместе с несколькими однокурсниками организовал PR-агентство «Корпорация „Я“, оставался одним из его соучредителей и руководителей до 1998 г. Затем был советником по связям с общественностью главы Федеральной службы налоговой полиции Георгия Бооса , руководителем управления центрального избирательного штаба блока „Отечество - Вся Россия“. В 2002-2004 гг. - руководитель исполкома Московского регионального отделения партии „Единая Россия“ . С 2003 по 2011 г. - депутат Госдумы РФ IV и V созывов, член фракции единороссов, с ноября 2011 г. - председатель думского комитета по культуре. 21 мая 2012 г. был назначен министром культуры РФ в правительстве

Екатерина Алексеевна Фурцева имеет огромный список регалий и званий: советский государственный и партийный деятель, Первый секретарь Московского городского комитета КПСС, член Президиума ЦК КПСС, Секретарь ЦК КПСС, министр культуры СССР. Награждена четырьмя орденами Ленина, орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «Знак Почета».

Но этот впечатляющий перечень не передает и сотой доли неординарности и многогранности ее натуры, сотканной не просто из противоречий – из контрастов.

Судите сами. Родилась в 1910 году в Вышнем Волочке, в семье рабочего – и поднялась до вершин советской номенклатуры. Была красивой, любящей, победительно-женственной – и при этом очень жестким чиновником. Сделала головокружительную карьеру – и знала так мало личного счастья. И отзываются о Фурцевой очень по-разному, и в этих высказываниях нет полутонов. Одни говорят о ней с теплотой и любовью, другие не могут простить разбитые судьбы, закрытые выставки, спектакли, так и не увидевшие свет.

Так какой же она была, Екатерина Алексеевна Фурцева, прозванная «Екатериной III»?

Биография: внешнее

Родилась Екатерина Фурцева, как уже было сказано, в семье рабочего в Вышнем Волочке. В 1924 году вступила в ВЛКСМ, после школы два года работала на прядильно-ткацкой фабрике (ехидное прозвище «ткачиха» было дано ей не случайно). С 1930 года на комсомольской, затем на партийной работе, окончила Московский институт тонкой химической технологии им. М. Ломоносова, участник обороны Москвы. Депутат Верховного Совета, с 1954 года – Первый Секретарь Московского горкома КПСС, с 1956 года -- член ЦК КПСС, с 1957 – член Президиума ЦК КПСС, с 1960 по 1974 год – министр культуры СССР. Екатерине Фурцевой не раз случалось оказаться в ситуациях, требующих немалого личного мужества. Например, участие в обороне Москвы. Молодая женщина была контужена во время бомбежки, но трудилась вместе со всеми, не жалея сил. В 1957 году семь членов Президиума ЦК КПСС, позднее объявленные «антипартийной группой», делают попытку сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Их поддержало большинство членов Президиума. Фурцева оказалась в числе тех, кто не побоялся выступить в защиту Хрущева.

То, что скрыто

Самый первый ее брак продлился всего три месяца. В 1931 году, в бытность свою секретарем Кореневского райкома комсомола в Курской области, Екатерина Фурцева вышла замуж за плотника из Коренево. Имя его, раскопавшие этот факт, кореневские краеведы не разглашают.

Согласно официальной биографии, Фурцева была замужем дважды.

Первым (точнее, вторым) ее мужем стал летчик Петр Иванович Битков, за которого она вышла замуж в 1935 году. Тогда летчики были очень в моде, и совсем неудивительно, что молодая Екатерина Фурцева увлеклась видным, мужественным Битковым. Однако, брак не принес ей счастья. В 1941 году, уйдя на фронт, он, как это часто бывало с офицерами на войне, увлекся другой, и не вернулся к Екатерине, несмотря на то, что у них была дочь.

В 1956 году она вновь вышла замуж. Ее избранником стал Николай Павлович Фирюбин. В это время Екатерина Фурцева работала в московском партийном аппарате, у ее подчиненного Фирюбина была семья, и роман по этой причине носил несколько скандальный характер. Разводы и вторичные браки людей, занимающих видное положение, совсем не поощрялись. Однако, свадьба все же состоялась. Впрочем, счастье длилось недолго. Вскоре Фирюбина назначили послом в Чехословакию. Сопровождать супруга в качестве «жены посла» Фурцева не пожелала, у нее успешно развивалась собственная карьера. Но, несмотря на все сложности, брак сохранился. Современники говорили, что Николай Павлович имел склонность помыкать женой и вел себя с ней подчас чересчур резко, компенсируя, вероятно, тот факт, что занимал более низкое служебное положение, чем она.

В любом случае, о том, что он вряд ли был ей настоящей опорой, говорит тот факт, что в 1960 году она вскрыла себе вены. Причиной стало решение Хрущова вывести ее из состава Президиума ЦК. Проблемы и неудачи на службе переносятся легче, если человек имеет надежный тыл, семью, где его любят и понимают. Фурцева, по всей вероятности, такой тихой гавани не имела.

Екатерина III: чем запомнилась?

Семейные дела и личные переживания были надежно скрыты от посторонних глаз. На людях Екатерина Фурцева всегда появлялась подтянутой, ухоженной, красивой и спокойной.

Принято говорить о том, что в советское время чиновники и партийный аппарат душили искусство и творческих людей, убивая все мало-мальски незаурядное и яркое. Во многом верно. Однако, вот лишь несколько фактов о деятельности Фурцевой на посту министра культуры.

Это по ее инициативе в Москву привезли «Джоконду», французских импрессионистов, состоялись гастроли Ла Скала, был учрежден Театр на Таганке. Благодаря поддержке Фурцевой в 1967 году в «Современнике» показали пьесу Михаила Шатрова «Большевики». Театр «Современник» благодаря ей получил здание на Маяковке. В столице открылся Театр эстрады, а еще -- книжный магазин «Москва» на Тверской, прошла выставка работ Марка Шагала. В СССР начались недели французского и итальянского кино, проходили гастроли советских театров за рубежом.

И в то же время -- при Фурцевой происходил разгон выставки художников-абстракционистов, она запретила выступать на отечественных сценах М. Ростроповичу, по ее прихоти Ролану Быкову запретили играть Пушкина – выстраданную, великолепно выстроенную и прочувствованную им роль.

О ней с благодарностью и любовью отзывались Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Олег Ефремов, Павел Луспекаев.

Ролан Быков, Лев Дуров, Галина Вишневская, напротив, не жалели резких и горьких слов, вспоминая о ней.

… Она скоропостижно скончалась в ночь с 24 на 25 октября 1974 года. Официально, она умерла от «острой сердечной недостаточности». Однако, все знавшие ее, уверяли, что Фурцева покончила с собой.