Главной героиней романа «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина. Девушка выросла в окружении многовековых дубрав, на лоне широких полей и привольных лугов. Любовь к окружающему миру жила в Татьяне с детства. Отношение героини к природе помогает понять ее сущность.

Автор характеризует Татьяну как нежную мечтательницу. Она с детства любила зиму. В эту пору года девушке особенно ярко мечталось. В юном возрасте Ларина не стремилась проводить время со сверстниками. Ей больше нравилось читать и слушать сказки, окунаясь в мир фольклора длинными зимними ночами. Неудивительно, что она придавала большое значение гаданиям, обрядам, приметам, поверьям. И даже вещий сон Татьяны, который подробно описывается в романе, наполнен яркими фольклорными красками – девушка в лесу повстречалась с медведем – частым героем русских сказок.

На формирование личности Лариной во многом повлияла та обстановка, в которой она росла и воспитывалась. Самым близким человеком для нее стала крепостная няня, ей героиня и открыла душу в трудную минуту. После свадьбы и переезда в Петербург Татьяна оказалась вынуждена окунуться в мир лицемерия и лжи. Тем не менее, она не изменила себе, оставшись тем же образцом чести и благородства. Образ Лариной в романе «Евгений Онегин» олицетворил авторские идеалы и национальный русский дух. Больше всего в этой героине поражает гармоничное сочетание лучших простонародных и дворянских качеств.

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.


Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».


Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» - говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, - безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность. Герою не интересны страдания и переживания других людей.


Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро. Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.


Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул». Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда. Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.


Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая. И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего». Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.


В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.


Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему даёт благонравие.
Д.И.Фонвизин

Евгений Онегин и Пётр Гринёв - главные герои романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные («лишний человек» в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.

«Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» - реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы «Евгения Онегина» (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф.Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф.Энгельс Письмо к М.Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему несовершенному миру. Он живёт своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои «южных» поэм Пушкина: русский пленник в поэме «Кавказский пленник», Алеко в поэме «Цыганы». Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намёками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.

Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринёва, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.

Гринёв и Онегин жили в разное время: первый - в годы царствования Екатерины Второй, другой - в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.

«Капитанская дочка» представляет собой «семейственные записки», первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я.Б.Княжнина «Хвастун»: «Да кто его отец?». Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринёва - будущего автора мемуаров - внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля - фонвизинского Митрофана Простакова. Гринёв жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей - Савельичем (Митрофан - крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринёв выучился под его надзором грамоте и мог «очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» (I). Позже отец нанял для своего сына учителя - француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринёв вроде бы ничего не знал и не умел, «жил недорослем, гоняя голубей» (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял «изрядные» стихи, которые хвалил А.П.Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.

Онегин воспитывался гувернёрами-иностранцами, его французский учитель использовал «новейшие педагогические методы»: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил... (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы всё, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно... (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьёзным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.

Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то «отлично-благородно» (1, III). О нравственном воспитании ребёнка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живёт «для роскоши, для неги модной» (1, XXIII), для «чувств изнеженных» (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в «науке страсти нежной» (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринёв был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринёв-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина - служба государству. Младший Гринёв по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо «чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы» (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринёв - серьёзным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.

Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошёл мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно «взбесил» (5, XXXI) молодого поэта на балу, довёл дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался «лишним человеком» при всём своём уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил «без цели, без трудов До двадцати шести годов» (8, XII).

Гринёв получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачёвым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своём войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринёв не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.

Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьёзной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринёв, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.

Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.

Урок литературы в 9 классе

Тема: «В чём загадка личности Онегина?»

Цель: Организовать деятельность обучающихся (совместную и самостоятельную), направленную на анализ личности главного героя романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Задачи.

1. Личностные:

Формировать навыки сотрудничества в разных учебных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить решение спорных вопросов.

2. Метапредметные:

Познавательные: Формировать умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников, учитывая детали поставленной задачи.

Регулятивные: Формировать умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты.

Коммуникативные: Формировать умение проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Предметные:

Формировать умение анализировать текст с точки зрения заданного вопроса; развивать умение связно излагать свои мысли, применяя уже известный материал; воспитывать уважительное отношение к слову через знакомство с русской классической литературой.

Оборудование урока:

Презентация;

Отрывки из критической литературы;

Карточки для работы у доски.

1. Вступительное слово учителя.

Прежде, чем начать разговор о главном герое романа, давайте подумаем, н а основе чего формируется мнения о человеке? (внешность, привычки, взаимоотношения с окружающими)

Действительно, мы назвали основные понятия, которые влияют на отношение к человеку, помогают сформировать представление о его внутренних качествах.

Пушкин охарактеризовал своего героя так: « Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого».

О ком же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ученики отвечают, что разговор будет об Онегине) Сегодня на уроке мы попытаемся сформировать свое отношение к главному герою романа в стихах А. С. Пушкина.

2. Групповая работа.

Нужно подобрать такие цитаты, которые могли бы точно охарактеризовали Онегина.

1 группа: детство Онегина (соотносят цитаты с характеристикой Онегина, качества прикрепляют на магнитную доску)

1) «Родился на брегах Невы» (типичный представитель светского общества Петербурга)

2)«Служив отлично - благородно,

Долгами жил его отец» (не знал семейных ценностей)

3) «Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил» (получил традиционное для того времени воспитание)

4) « Monsieurl"Abb , француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой» (вседозволенность и избалованность ребёнка)

2 группа: внешность, привычки Онегина, кабинет

    Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет (следит за модой)

    Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал. (владеет всеми нормами светского общества)

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать

3) В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

3 группа: отношения в свете

    Свет решил, (свет принял Онегина)

Что он умен и очень мил.

    Как рано мог он лицемерить (лицемер)

    Как он умел казаться новым

    Как рано мог уж он тревожить

Сердца кокеток записных!

    Как он язвительно злословил!

6)Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле

7) Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

К Talon (4) помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

8) Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру,

9) У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Делаем вывод о характере Онегина и его отношении к светскому обществу:

воспитан французом-гувернером,

    не знал семейного воспитания,

    следовал последней моде,

    был принят обществом,

    умел лицемерить,

    следовал типичному для дворянина распорядку дня

- Какое впечатление у вас складывается от первого знакомства? (отрицательный герой)

Можно ли однозначно вынести приговор герою? Возможно, что замысел Пушкина был гораздо глубже? Чтобы разобраться в этом, обратимся к текстам критических статей, и отрывкам из произведения, посвященных Онегину.

3. 1 группа: Н. В. Гоголь «Русский скиталец»

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом.

Я делю деятельность нашего великого поэта на три периода. Говорю теперь не как литературный критик: касаясь творческой деятельности Пушкина, я хочу лишь разъяснить мою мысль о пророческом для нас значении его и что я в этом слове разумею. Замечу, однако же, мимоходом, что периоды деятельности Пушкина не имеют, кажется мне, твердых между собою границ. Начало «Онегина», например, принадлежит, по-моему, еще к первому периоду деятельности поэта, а кончается «Онегин» во втором периоде, когда Пушкин нашел уже свои идеалы в родной земле, восприял и возлюбил их всецело своею любящею и прозорливою душой. Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей Русской земле, поселившийся. Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут. Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится, - конечно, пока дело только в теории. Это все тот же русский человек, только в разное время явившийся.

Человек этот, повторяю, зародился как раз в начале второго столетия после великой петровской реформы, в нашем интеллигентном обществе, оторванном от народа, от народной силы.

2 группа: В. Г. Белинский «Эгоист поневоле»

«Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре!»

«Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям»

«Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова «эгоист», - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин – «страдающий эгоист». Эгоисты бывают двух родов. Эгоисты первого разряда - люди без всяких заносчивых или мечтательных притязаний; они не понимают, как может человек любить кого-нибудь, кроме самого себя, и потому они нисколько не стараются скрывать своей пламенной любви к собственным их особам; если их дела идут плохо, они худощавы, бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники; если их дела идут хорошо, они толсты, жирны, румяны, веселы, добры, выгодами делиться ни с кем не станут, но угощать готовы не только полезных, даже и вовсе бесполезных им людей. Это эгоисты по натуре или по причине дурного воспитания. Эгоисты второго разряда почти никогда не бывают толсты и румяны; по большей части, это народ больной и всегда скучающий.

Бросаясь всюду, везде ища то счастия, то рассеяния, они нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, Пак обольщения юности оставляют их. Эти люди часто доходят до страсти к добрым действиям, до самоотвержения в пользу ближних; но беда в том, что они и в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы им искать только добра. - Если подобные люди живут в обществе, представляющем полную возможность для каждого из его членов стремиться своею деятельностию к осуществлению идеала истины и блага, - о них без запинки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые элементы, сделали их эгоистами. Но наш Онегин не принадлежит ни к тому, ни к другому разряду эгоистов. Его можно назвать _эгоистом поневоле_; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum" {Рок. - Ред.}. Благая, благотворная, полезная деятельность!»

3 группа: А) Найти в словаре значение слова ХАНДРА

Б) Проследить по тексту, как происходит разочарование главного героя в обществе, в светской жизни, в женщинах.

Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Разочарование в жизни, в людях, в себе свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем».

Онегин – «добрый малый», но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельн ость и пошлость жизни душат его ; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность.

Вывод: первое впечатление обманчиво. Перед нами неоднозначная, загадочная личность, которая на первый взгляд, очень проста, но на самом деле она содержит в себе много противоречий.

Какова была цель его жизни? (покорить свет)

Он ее достиг? ( да)

Почему же он не счастлив, почему возникает чувство хандры? (Онегин потерял интерес в жизни, потерял способность чувствовать, цель оказалась ложной, не приносящей удовлетворения).

4. Кто же виноват, что Онегин стал таким?

В.Г. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Никакие обстоятельства жизни не спасут и не защитят человека от влияния общества, нигде не скрыться, никуда не уйти ему от него. Самое усилие развиться самостоятельно, вне влияния общества, сообщает человеку какую-то странность, придает ему что-то уродливое, в чем опять видна печать общества же» (Ребята делают вывод, что виновато общество)

Выделите основные черты эпохи первой половины 19 века (самостоятельно на основе прошлых уроков)

    историческая ситуация

    культура, быт.

    литературная ситуация

Вывод: раскол общества, уход от национальных корней, все противоречия эпохи накладывают отпечаток и на человека.

5 . Как вы думаете, актуальны ли для XXI века, упомянутые нами проблемы?

Мозговой штурм. (кадры, иллюстрирующие современную молодежь с положительной и отрицательной стороны)

Какое впечатление у вас складывается о современном поколении? (Составляют сравнительную характеристику двух эпох (таблица)

1 группа : отношение к духовным ценностям

2 группа : особенности культуры (ориентация на Запад)

3 группа : изменения к лучшему

Как вы считаете, актуально ли сегодня изучение этого произведения? (Сегодня мы живем в век противоречий, оторванности от национальных корней, но, так или иначе, всегда будут те, кто постарается вести нас вперед)

6. Рефлексия. Сформулируйте ответ на вопрос «В чем загадка личности Онегина ?» (учащиеся зачитывают свои работы)

7 Итоги урока.

Сегодня мы только начали свое знакомство с главным героем романа Пушкина « Евгений Онегин» и составили первое впечатление о нем. Перед нами герой – носитель массового дворянского сознания того времени. Уже в первой главе романа мы видим его не как простого обывателя, а как человека, ищущего пусть пока и не знающего чего. Именно в таком состоянии он и приезжает в деревню к семье Лариных.

8. Выставление оценок.

Домашнее задание: Прочитать вторую главу, найти характеристику героев. Что испытывает герой, сменив обстановку?

Ответ оставил Гость

Из рассказа о прошлом Онегина, сразу же прикрепляемого к точно определенной общественной среде, - столичному («родился на брегах Невы») дворянско-светскому обществу, читатель узнает, как постепенно складывался характер героя: узнает о беспорядочной семейной обстановке и быте родительского дома мальчика Евгения, об его уродливом воспитании на иностранный лад, его возмужалости, суетном и бесплодном светском существовании. Читатель видит, что никаких «несчастий» с Онегиным не происходит. Наоборот, «забав и роскоши дитя» , он проводит время
«среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений» .
Словом, в обстоятельствах его жизни не было решительно ничего романтически исключительного; напротив, они были сугубо типичными для людей данного общественного круга. Типические обстоятельства сложили и типический характер.

Онегин владел французским языком, умел хорошо танцевать, знал светские манеры. Подчеркивая типичность такого воспитания и образования, Пушкин с иронией замечает:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.. .

Автор описывает Евгения очень остроумным, элегантным человеком, но больше всего уделяет внимание главным его качествам - уму, образованности. Также в романе говорится, что Онегин был “ученый малый, но педант”. Мнения его никогда не совпадали с мнениями высшего света. Поэт изображает типичное времяпрепровождение этого молодого человека: театр, бал до утра.

В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился - и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.