Кто такие друиды?

Друиды были жрецами древних кельтов, которые были крупнейшим варварским народом Европы второй половины I тыс. до н. э. Кельты создали уникальную цивилизацию. Обработка металла у кельтов имела давнюю традицию и достигла весьма высокого уровня, отличаясь поистине виртуозным техническим совершенством.

Крупный английский археолог В. Коркоран, специально занимавшийся этим вопросом, полагал, что вообще технологический уровень латенских кельтов за немногими исключениями был равен, а в некоторых отношениях даже превосходил технологический уровень римлян. Гончарное ремесло кельтов, также весьма развитое, составило основу гончарного производства Западной и Средней Европы римского и последующего периодов. Большие города кельтов, имевшие мощные оборонительные укрепления и архитектурное оформление, уже приближавшееся к нормам классического градостроительства, были крупными центрами ремесла и торговли.



В период второго железного века (начиная приблизительно с 475 г. до н. э.) кельты захватили обширные территории: Галлию и Богемию, Англию и Ирландию, Северную Италию и Средний Дунай. Затем военная экспансия кельтов сменилась экономической и культурной экспансией в завоеванных странах. Таким образом кельты насытили новыми, прогрессивными «технологиями» первобытную цивилизацию, развивавшуюся на европейских территориях к северу от Альп. Исследователи кельтской истории отмечают, что кельты сыграли весьма важную роль в деле завершения процесса развития европейской первобытной культуры. А. Берр назвал их «факелоносцами» Европы. Без них она, может быть, превратилась бы в северо-западную провинциальную окраину античного мира. Кельты были своеобразными «двигателями прогресса» будущей Европы.


Движущей силой, которая вела этот удивительный народ к выполнению его высокой миссии, была могущественная корпорация друидов, наличие которой представляло самый поразительный аспект созданной кельтами культуры. Друиды были не просто хранителями и толкователями древней мудрости, как жрецы любого народа. Судя по сообщениям античных авторов, друиды были обладателями особого учения, по отношению к которому Цезарь употребляет слово disciplina . Оно указывает на упорядоченный характер друидического знания, на наличие известной доктрины. Друиды излагали это знание своим ученикам в дали от людей и их жилищ, в тишине и как бы в непосредственном общении с «сакральным», в глубине пещер и лесов. На это таинственное и торжественное обучение друидов намекает Лукан, говоря, что их жилищами являются сокровенные рощи и леса, куда они удаляются. Урок проходил в форме волнующего приобщения к истинам, единственным хранителем и толкователем которых был жрец, и которые он доверял по секрету своему ученику.


Цезарь сообщает, что было запрещено записывать стихи друидов. Он объясняет запрещение друидов записывать основные положения их учения следующим образом: «Мне кажется такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти». Это нежелание друидов профанировать их учение можно объяснить тем, что друидическое знание было уделом духовной аристократии. Поэтому жрецы запрещали что-либо записывать, чтобы учение не распространилось среди непосвященных.

В связи с этой скрытностью античные авторы не могли сказать чего-либо определенного о внутреннем содержании учения друидов. Тем не менее как в древности, так и в новое время создавались различные гипотезы на этот счет и античными писателями, и исследователями нового времени. Наиболее доступной стороной учения друидов была, видимо, та его часть, которую друиды излагали всей галльской знатной молодежи, а не только неофитам «ордена». Это была целая система прекрасного образования и воспитания. Молодые аристократы приобщались друидами к священным тайнам природы (в частности, у друидов были глубокие познания в астрономии и астрологии) и человеческой жизни. Они узнавали о своих обязанностях, из которых главная состояла в том, чтобы быть воином и уметь умирать (metu mortis neglecto). Хотя сами друиды были освобождены от военной службы, они тем не менее воспитывали молодежь воинственного народа, поскольку были «воинами знания».

Помимо этого знания, имевшего, прежде всего, практическое применение и определявшего важнейшую социальную функцию друидов как воспитателей кельтской молодежи, античные авторы приписывали друидам доктрину особого рода, возвышенную и глубокую. Правда, почти единственной чертой этой доктрины друидов, известной античным писателям, зато чрезвычайно поразившей их воображение, была вера друидов в бессмертие. Цезарь сообщает, что основной аспект учения друидов - это вера в бессмертие души. Друидическая вера в бессмертие души зафиксирована авторами, тексты которых принадлежат к двум большим группам источников по классификации, принятой в современной кельтологии.

Это тексты авторов, принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции, у истоков которой стоял философ-стоик Посидоний, бывший в то же время известным и разносторонним ученым, путешественником, историком, этнографом. К этой традиции принадлежат Диодор Сицилийский, Страбон, Цезарь, Лукан, Помпоний Мела, Аммиан Марцеллин и другие, помимо личных наблюдений и других источников, использовавшие материал Посидония. Ко второй большой группе античных источников по друидам и кельтам, называемой александрийской традицией ученых александрийской школы, начиная с I в. н. э. и далее. Это сочинения - Диона Хризостома и Ипполита, Диогена Лаэртского и Александра Полигистора. Их исследования пролагают путь работам ранних отцов церкви III в. н. э.: Клемента, Кирилла и Оригена.

Обе традиции не просто фиксируют наличие идеи о бессмертии души в учении друидов, но проводят аналогии между друидической верой в бессмертие и пифагорейским метемпсихозом. Это естественно, так как это была наиболее близкая параллель, которая в данном случае приходила в голову интеллектуалам классического мира. В посидониевской традиции, вообще достаточно сдержанной по отношению к кельтам и друидам, наиболее образно высказался на этот счет в I в. н. э. Валерий Максим: «Рассказывают, что они одалживают друг другу суммы, которые будут выплачены в другом мире, настолько они убеждены, что души людей бессмертны. Я бы назвал их безумными, если бы эти одетые в штаны варвары не верили в то же самое, во что верил грек Пифагор».

Александрийские источники гораздо более восторженны по отношению к друидам. По сообщению Ипполита (III в. до н. э.), «друиды у кельтов в высшей степени склоняются к пифагорейской философии, притом, что виновником такого образа мыслей у них явился Замолксис, раб Пифагора, фракиец по рождению, который после смерти Пифагора, придя туда, стал основателем подобной философии у них». Незадолго до того, как это было написано, Клемент Александрийский тоже высказался по поводу связи между друидами и Пифагором: «Пифагор был слушателем галатов и браминов. Таким образом, философия, наука весьма полезная, процветала в древности среди варваров, излучая свой свет на народы, и позже она пришла к эллинам. Первыми в ее рядах были пророки египтян и халдеи ассирийцев, друиды галатов и семанеи бактрийцев и философы кельтов, и маги персов». Таковы были гипотезы древности о том, что представляло собой учение друидов.

Ученых нового времени также весьма занимала и до сих пор занимает мысль о характере и сущности учения друидов. Они проводят исследования по разным направлениям. Прежде всего, проверена правомерность сравнения друидической веры в бессмертие с пифагорейст-вом. Рассмотрение всей совокупности имеющихся источников показывает, что такое сравнение не оправдано. В отличие от пифагорейцев представление о бессмертии кельтов не включало идеи реинкарнации. Они не верили и в переселение души в тела животных, но скорее верили в выживание души умершего в «ином» мире в форме, которая может быть узнана. Наиболее ясно эта концепция о «Другом Мире» друидов выражена и суммирована у Лукана: «И не тихих долин Эреба, и не глубин унылого царства Плутона ищут тени мертвых. То же самое дыхание одушевляет их члены в ином мире. Смерть - это середина долгой жизни». Кельты представляли себе «потустороннюю» жизнь более счастливым продолжением земной, происходящим где-то на удаленных оконечностях земли или на дальних островах за морем.

Кроме того, в вероучении друидов отсутствовала, насколько можно судить, идея правосудия. Они, кажется, не делали различия между добром и злом, и не похоже, чтобы у них было какое-нибудь представление об искупительном круге перерождения души, когда душа была бы заключена в цепь земных тел, что является существенной чертой пифагорейского учения. Однако, хотя между рассматриваемыми доктринами не было какой-нибудь действительной общности, допустимо думать, что мог быть какой-то глубинный слой изначальной концепции, общей и для друидизма, и для пифагорейства.

Другое направление современных исследований друидизма состоит з том, что анализируется античная традиция о друидах и кельтах в двух основных вариантах (и посидониевская, и александрийская группы источников) с тем, чтобы выяснить, насколько реальный исторический материал содержит каждая из них. Установлена основная особенность посидониевской традиции, которая состояла в том, что она содержит в большой степени эмпирический материал, представляющий информацию, полученную из первых рук: или от кельтов, или в результате собственных наблюдений авторов. По крайней мере, два крупных представителя этой группы (основоположник традиции Посидоний и Цезарь) входили в длительные контакты с кельтами.

О Посидоний известно, что он путешествовал по Галлии, лично наблюдал нравы и обычаи галлов, использовал массалиотские источники. Цезарь же пробыл в этой стране в общей сложности около десяти лет. Тексты александрийской традиции представляют антикварно-филологические работы, использующие информацию, полученную из вторых рук. По мнению исследователей, особенность александрийской традиции состоит в том, что она слишком идеализирует друидов.

Такая исследовательская позиция лишает друидов их роли в становлении первых философских систем наряду с магами, халдеями, пророками египтян, которую приписывали им александрийцы. Однако она вводит друидизм в круг проблем, игравших важную роль в философском и политическом теоретизировании, получившем весьма широкое распространение в период кризиса греческого полиса. Тогда была создана концепция культурной и экономической эволюции -человеческого рода, с которой и была тесно связана идея идеализации варваров. Создатели этой утопии (главным образом философы-стоики) пытались противопоставить тогдашнему упадку и разложению образ другого общества со счастливой, безмятежной, прекрасной жизнью.

В основе этого противопоставления лежало представление о счастливом «Золотом веке», которое развивалось в двух направлениях: с одной стороны «Золотой век» искали в прошлом - его связывали с блаженными первоначальными временами, с царством всеобщего благоденствия, существовавшем при Кроносе, а с другой стороны полагали, что в настоящее время его можно найти у тех варварских народов, которые еще не достигли уровня цивилизации, характерного для греков. Это второе направление обусловило появление концепции, идеализирующей варваров - «благородных дикарей», к числу которых относили и мифические народы (как, например, гиперборейцев), и реально существовавшие (например, скифов и
кельтов).

Идеализирующая варваров тенденция, так откровенно проявляющаяся в александрийской традиции, наоборот, в посидониевской при первом рассмотрении начисто отсутствует. Диодор, Страбон и Цезарь говорят о жестокости и бесчеловечности кельтов, иллюстрируя это положение рассказами о человеческих жертвоприношениях, а также указывают на такие недостатки кельтского характера, как легкомыслие, суетность, алчность. Однако не следует забывать, что поскольку Посидоний был одним из крупнейших философов-стоиков и к этому же философскому направлению принадлежали Диодор и Страбон, то естественно, что идеи стоиков должны были окрашивать их произведения.

И действительно, идеализация варваров проявляется, хотя и несколько своеобразно, и в посидониевской традиции. Так, образы германцев, которые, по Страбону (VII, 1, 2) были просто самыми дикими из кельтов, обрисованы явно идеализированно: первозданная чистота и целомудренность нравов германцев Цезаря и Тацита, который в своей «Германии» тоже использовал греческие источники, дают представление о том, что они еще во многом пребывают в блаженном состоянии «Золотого века».

Согласно воззрениям стоиков, германцы представляют «золотое» прошлое кельтов. А кельты Диодора и Страбона, галлы Цезаря живут в обществе более цивилизованном, разделенном на классы, обладающем могущественным жречеством. По теории стоиков о происхождении и культурном развитии рода человеческого в таком цивилизованном обществе должны были проявиться черты религиозного и политического вырождения по сравнению с предшествующим прекрасным, первобытным состоянием. Таким образом, та интенсивная по окраске картина жестокости и бесчеловечности кельтов, а также недостатков, свойственных их темпераменту, которая дана Диодором, Страбоном и Цезарем, является до некоторой степени иллюстрацией этого положения теории стоиков. Это не значит, что все факты выдуманы, просто акценты расставлены в соответствии с философскими воззрениями авторов.

Хотя, с одной стороны, идеи стоиков усилили враждебное кельтам настроение, пронизывающее кельтскую этнографию посидониевской традиции, однако, с другой стороны, эти же идеи определили черты идеализации, имеющиеся в одном из разделов этой этнографии. По теории стоиков, «Золотой век» еще не совсем покинул кельтов, хотя они уже до некоторой степени приобщились к цивилизации. Величайшие мудрецы, справедливейшие судьи - друиды были отмечены отблеском «Золотого века». Интересно, что в характеристике друидов и сдержанная, временами даже враждебная по отношению к кельтам посидониевская традиция, и панегирическая александрийская смыкаются. .

Рассмотренные выше направления современных исследований древних кельтов, пытающиеся представить учение друидов как простое верование, характерное для примитивных обществ, преимущественно критичны. Однако, среди современных исследователей существуют и другие подходы. Неординарной является точка зрения французского мыслителя Р. Генона, представителя традиционализма, противопоставлявшего «сакральное» и «профанное», циклический ход истории и «эволюционный», «линейный» путь ее развития. Согласно Генону, существует так называемая примордиальная традиция, которая представляет сверхвременной синтез всех знаний человеческого мира-цикла. Примордиальная традиция настоящего цикла пришла из гиперборейских регионов. Затем она разделилась на несколько вторичных потоков, соответствующих различным направлениям исторического движения. На Западе черты великой гиперборейской традиции отчетливее всего проступали в сакральных доктринах древних кельтов, которые хранили и проповедовали друиды. Такая точка зрения подтверждает роль друидов как величайших мудрецов и философов, усиленно приписываемую им авторами александрийской и посидониевской традиций.

Какова бы ни была реальная роль друидов в общем контексте античной интеллектуальной жизни, несомненно, что они составляли духовную элиту своего собственного кельтского мира. Такое положение друидов в кельтском социуме подкреплялось и определялось присущей корпорации друидов достаточно сложной структурной организацией, высоким социальным статусом друидов, их политическим могуществом.

О высоком положении друидов в обществе кельтов имеются сообщения античных авторов, принадлежавших как к посидониевской, так и к александрийской традициям. Так, Диодор Сицилийский говорит об общественном авторитете друидов, об их способности предотвращать собирающиеся начаться войны: «Не только в мирных домах, но и в войнах особенно повинуются им (друидам) и лирическим поэтам не только друзья, но и враги. Часто они выходят между войсками, выстроившимися в боевом порядке, грозящими мечами, ощетинившимися копьями, и усмиряют их, как будто укрощая каких-то диких зверей». Цезарь, наш главный источник по друидам, начинает свой рассказ о них сразу же с подчеркивания чрезвычайно высокого положения сословия друидов у галлов: «Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом. Вышеупомянутые два класса - это друиды и всадники».

Завершает этот ряд свидетельств, настаивающих на большой политической значимости друидов в кельтском обществе, высказывание Диона Хризостома, автора, относящегося уже к александрийской традиции. Его свидетельство особенно подчеркивает социально-политическое могущество друидов: «И без них не было позволено царям ни делать что-нибудь, ни принимать какие-нибудь решения, так что в действительности они управляли, цари же, сидевшие на золотых тронах и роскошно пировавшие в больших дворцах, становились помощниками и исполнителями воли их». По поводу свидетельства Диона Хризостома существует разногласие мнений. С. Пигготт считал, что «здесь златоустый оратор изобретает свой собственный золотой век». По мнению же Т. Кендрика, рассказ Диона Хризостома является риторической обработкой какого-то более раннего (чем время Диона Хризостома - ок. 100 г. н. э.) свидетельства о прежнем могуществе друидов. Действительно, если отбросить риторическую форму, то в рассказе Диона Хризостома мы получим положение дел, характерное для независимой Галлии доримского периода, когда в раздробленной, истощенной междоусобицами стране духовная элита, крепко сплоченная в единое сословие, была единственной реальной силой, стоявшей выше светской власти общин.

Следует подчеркнуть, что «орден» друидов не пополнялся по принципу наследственности, в него вступали добровольно, но по указанию богов. Таким образом друиды не были замкнутой наследственной кастой, какие встречаются
на Востоке. С другой стороны, они не образовывали касты, противоположной аристократическому сословию: друиды были посвященными, служившими культу, как всадники были аристократами, посвятившими себя оружию. Друиды пользовались особыми преимуществами, по сравнению со всеми другими галлами: не платили налогов и вообще были освобождены от военной службы и от всех других повинностей. Они принадлежали светской жизни, жили, так сказать, в «социуме»: могли жениться, владеть собственностью, передвигаться, заниматься дипломатической и судебной деятельностью.

В корпорации друидов, предоставлявшей такие большие возможности своим членам, была установлена стройная иерархия и твердая внутренняя дисциплина. Во главе организации стоял верховный друид. Он избирался самими друидами, а не назначался государственными властями. «Орден» друидов стоял совершенно независимо от всей гражданской власти. Фюстель де Куланж отмечал, что сословие друидов «помещалось, так сказать, вне галльских племен и как бы даже возвышалось над ними».

Иерархия в «ордене» не ограничивалась наличием верховного друида. Жрецы делились натри категории, различавшиеся по рангу и достоинству исполняемых обязанностей. Главенствующее положение в «ордене» занимали друиды, совершавшие самые торжественные из жертвоприношений и исполнявшие политические функции. Второстепенные жреческие функции и разного рода магические обряды совершали прорицатели. Третью категорию составляли поэты, которых все авторы единогласно называют бардами.

У друидов были и юридические функции. Во время ежегодных собраний друидов всей Галлии, которые происходили в области карнутов, они судили преступления всякого рода. Грозная санкция поддерживала авторитет друидов: им принадлежало право отлучения от культа тех, кто не повиновался их приговорам. Эта санкция вполне объясняет то высокое социальное положение, которое друиды занимали в Галлии. Обладая могуществом и правом отлучения от культа, стройной организацией и строгой дисциплиной, которая сплачивала их и выгодно выделяла на фоне разрозненных, недисциплинированных племен, составлявших Галлию, друиды имели реальную власть над гражданским населением.

В таком варианте для друидизма невозможно найти аналогии ни среди культовых организаций древнего мира, ни среди религиозных организаций нового времени. Единственную параллель, может быть, можно найти опять у Р. Генона. Он так определял традиционную цивилизацию: «Традиционной цивилизацией мы называем цивилизацию, основанную на принципах в прямом смысле этого слова, то есть такую, в которой духовный порядок господствует над всеми остальными, где все прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты являются лишь преходящим, второстепенным, не имеющим самостоятельного значения приложением чисто духовных идей». По Генону, в случае подлинно традиционной цивилизации высшей инстанцией является, таким образом, чисто духовная власть, в компетенции которой находится сохранение совокупного человеческого знания и его высших принципов. Ниже следуют уровни светской власти, применяющие принципы к конкретным социальным условиям. Еще ниже идут уровни хозяйственного устройства, складывающегося в ходе приложения этих же принципов к еще более конкретной сфере. Понятно, что в таком обществе самое высокое место должна занимать духовная элита, стоящая над общественными институтами. Заветной мечтой Генона было воссоздать эту духовную аристократию, сформировать «новую элиту», способную вывести современный западный мир из глубокого кризиса, в котором он находится. И кажется, что в случае с друидами теоретические построения Генона обрели историческую реальность.

Таким образом, античная литературная традиция о друидах уже давно и тщательно исследована, что позволило воссоздать достаточно ясную картину существования и функционирования «ордена» друидов, а также выстроить интересные гипотезы о характере и сущности друидизма и о его отношениях со сложной идеологической жизнью античного мира. Однако, кроме античной литературной традиции, существуют и другие группы источников по кельтскому друидизму. Так, для уточнения друидической веры в бессмертие души и кельтских представлений о Другом Мире используются археологические материалы.

Друиды жили в древней Британии и Франции, их деятельность была самой разнообразной. Как пишет Барри Канлифф в своей книге «Друиды: очень короткое введение», это были «философы, учителя, судьи, хранители народной мудрости о природе и человеческих традициях, а также посредники между людьми и богами». Он отмечает, что, как ни странно, древние тексты напрямую не называют их священниками.

Почти все, что мы знаем о друидах, ― это знание из вторых рук. Уцелевшие тексты, в которых они упоминаются, были написаны недоброжелателями, что создает проблемы для современных историков, пытающихся понять, кто они и как менялась их роль с течением времени. Действительно, завоевавший Галлию, является одним из основных источников информации о друидах. Например, из его сочинений мы знаем, что свои тексты друиды предпочитали не записывать, а заучивать наизусть.

Независимо от того, кем именно были друиды, ясно, что это некая почитаемая каста. Друидов можно найти в Британии и Галлии (современная Франция), а также в других частях Европы и, возможно, даже на Ближнем Востоке. Писатель Дио Златоуст, живший около 1900 лет назад, сравнивал друидов с волхвами и брахманами Индии. «Кельты почитали тех, кого они называют друидами, и они также поклонялись пророческому искусству и мудрости в целом», ― писал он. Также древние источники намекают на то, что друиды имели большую власть.

Когда появились друиды?

Когда начинается эпоха друидов, неизвестно. Канлифф, почетный профессор европейской археологии в Оксфордском университете отмечает, что самое раннее письменное упоминание появилось примерно 2400 лет назад. Но конечно друиды возникли гораздо раньше, и неизвестно насколько. Древняя друидическая традиция исчезла около 1200 лет назад, постепенно вытесненная . Существует движение возрождения современных друидов, однако Канлифф, наряду с другими учеными, осторожно указывает, что разрыв между исчезновением древних друидов и появлением этой современной группы исчисляется более чем тысячелетием.

Сегодня друидическая традиция часто ассоциируется со Стоунхенджем. Однако основная часть Стоунхенджа была построена 4000-5000 лет назад, тогда как самое раннее письменное упоминание друидов появилось примерно 2400 лет назад. И вновь мы сталкиваемся с пробелом во времени, а также остается открытым вопрос, существовали ли друиды тогда, когда был построен Стоунхендж, и если да, то в какой форме.

В одном отрывке Плиний Старший (который жил почти 2000 лет назад) рассказывает о значении омелы и шестого дня луны: сбор омелы сопровождался религиозными обрядами и проходил в шестой лунный день. Еще он говорит о важности животных: «[они] приводят туда двух белых быков, рога которых связаны впервые. Одетый в белое священник поднимается на дерево и срезает омелу золотым серпом. Она падает в белый плащ, который держат остальные. Затем они с молитвами приносят быков в жертву», ― пишет Плиний Старший. Также считалось, что питье, приготовленное из омелы, вылечит от бесплодия домашний скот и спасет от всех ядов.

Насколько широко распространена религия друидов?

Распространенность друидов в древнем мире ― тоже загадка. Они, несомненно, процветали на Британских островах и в Галлии. Юлий Цезарь утверждал, что религия друидов зародилась в Британии и оттуда перекочевала в Галлию; и теперь те, кто хочет изучить тему более глубоко, обычно едут в Британию.

Неизвестно, действительно ли родиной друидов является Британия. Есть сведения, что следы друидов зафиксированы намного дальше. Часто их ассоциируют с народностью, известной как кельты: их поселения были найдены на востоке, например, на территории современной Турции. Кроме того, кельтские наемники служили в Египте (во времена правления Клеопатры VII) и даже в Иудее.

Использовали ли друиды человеческие жертвы?

Сегодня часто говорят, что друиды практиковали человеческие жертвоприношения. Сведения эти, скорее всего, неточны. Древние источники указывают, что друиды существовали наряду с несколькими другими кастами, которые также выполняли функции духовенства. Идентичность и роль их менялись в зависимости от культуры и времени.

Человек по имени Диодор Сикулус, который жил более 2000 лет назад, писал, что, хотя друиды и присутствовали при человеческих жертвоприношениях, сам обряд совершала другая группа, называемая «ваты».

Насколько широко распространены человеческие жертвоприношения в культурах с друидской религией ― это еще одна загадка. Важно отметить, что большая часть сохранившихся письменных источников созданы римскими писателями, которые, возможно, были негативно настроены по отношению к друидам и тем сообществам, в которых они служили.

Например, в 60-м году друиды присоединились к восстанию против римлян на острове Мона (современный Англси) в Уэльсе. Корнелиус Тацит сообщает, что после того, как римляне разгромили повстанцев, они нашли много свидетельств человеческих жертвоприношений, которые, возможно, были преувеличены, чтобы выставить друидов в негативном свете.

«После у завоеванных был поставлен гарнизон, и их священные рощи для бесчеловечных суеверных обрядов были уничтожены. Они считали, что это действительно благочестие ― поливать жертвенные алтари кровью пленников и просить совета у их божеств через человеческие внутренности», ― писал Тацит.

Закат друидов

По мере распространения христианства по всей Европе друидическая религия постепенно исчезала. Канлифф отмечает, что в VIII веке друиды все еще существовали в Ирландии, но их оставалось крайне мало.

«Все, чем теперь занимались друиды, ― это создание любовных зелий и чтение заклинаний, не более», ― пишет Канлифф. «Настроение отражено в одном гимне VIII века, где поется о просьбе к Богу защитить от заклинаний женщин, кузнецов и друидов!»

Друиды как религия исчезли в средние века, но возродились в наше время, хотя прошло около тысячи лет после того, как вымерла их древняя культура.

Которые они передавали молодёжи изустно. Школы друидов существовали и у островных кельтов. Однако у ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов, а после введения христианства -V века быстро выродились в деревенских знахарей . Высказывались предположения, что институт друидов перешёл к кельтам от первобытного населения.

В новой западно-европейской литературе образ друида вводится и широко используется поэзией романтизма (и близких к нему течений) как мотив национальной экзотики и фантастики. Ср. «Барды ».

Есть мнение, что друиды получили свою сакральную функцию от женщин - друидесс. Считается, что в первобытных Европейских племенах именно женщины первыми установили священную связь с Предками как с великим божеством, и это стало зарождением религии в Европе. Далее цитата по «Великим посвящённым» Эдуарда Шюре (1914), глава «Человеческие Расы и Происхождение Религий»: «Первобытные прорицательницы белой расы образовали коллегию друидесс, под наблюдением старцев или друидов, „людей дуба“. Вначале они были благодетельным явлением. Своей интуицией, своим пророческим даром, своим энтузиазмом они дали сильный толчок той расе, которая в это время начинала свою многовековую борьбу с черными. Но быстрая порча и ужасающие излишества этих учреждений были неизбежны. Чувствуя себя духовными распорядительницами народов, друидессы захотели во что бы то ни стало подчинить их и в смысле земном. Когда они лишились вдохновения, они попробовали господствовать посредством страха. Они потребовали человеческих жертв и сделали их необходимыми элементами своего культа. В этом им помогали героические инстинкты их расы. Белые были храбры: их воины презирали смерть; при первом зове друидессы они шли добровольно и, чтобы отличиться бросались под ножи своих кровожадных жриц.» Затем Э. Шюре развивает мысль, что после революционных преобразований Рамы европейцы начали активно смешиваться с чёрной расой и образовалась арийская раса . По всему индоевропейскому континенту роль женщина осталась только как хранительницы домашнего очага и понятие «друидесса» постепенно стёрлось из языков.

Этимология названия

В классических текстах название «друид» встречается только во множественном числе: «druidai» в греческом, «druidae» и «druides» в латинском. Формы «drasidae» или «drysidae» являются либо ошибками переписчиков или результатом порчи манускрипта. Луканово «dryadae» явно получилось под влиянием греческого названия древесных нимф (латинское «дриады »). В древнеирландском есть слово «drui», являющееся единственным числом, множественная форма - «druid». Было много дискуссий о происхождении этого слова. Сегодня многие склоняются к точке зрения древних ученых, в частности Плиния , что оно связано с греческим наименованием дуба - «drus». Второй его слог рассматривается как происходящее от индоевропейского корня «wid», приравнимаемого к глаголу «знать». Взаимосвязь с подобным словом выглядит вполне логично для религии, святилища которой располагались в смешанных дубравах средней Европы.

Эта первая по времени этимология, основанная на греческом «drus», получила обширную поддержку в ученых кругах. Возникшая в связи с использованием дуба в галльском ритуале, она породила проблемы, которые долгое время лишь усугубляли колебания лингвистов. Плиний , разумеется, был вполне искренен, высказывая свое мнение, но он, как и все его современники, часто довольствовался народными или образованными по аналогии этимологиями. Если наименование друидов было принадлежностью специфически кельтского мира и может быть объяснено только исходя из кельтских языков, то составляющие его элементы - индоевропейского происхождения: галльская форма «druides» (в единственном числе «druis»), которую употребляет Цезарь на протяжении всего текста «Галльских войн», так же как и ирландское «drui», восходят к единому прототипу «dru-wid-es», «весьма ученые», содержащему тот же корень, что и латинский глагол «videre», «видеть», готский «witan», германский «wissen», «знать». Точно так же не составляет никакого труда обнаружить характерную для кельтского языка омонимичность слов, обозначающих «науку» и «лес» (галльское «vidu-»), в то время как нет никакой реальной возможности связать наименование «друидов» с названием «дуба» (галльское «dervo-»; ирланд. «daur»; валлийское «derw»; бретонское «derv»). Если даже дуб занимал определенное место в культовой практике друидов, было бы ошибкой сводить представление о друидах к культу дуба; напротив, их жреческие функции были весьма обширны.

Библиография

  • D’Arbois de Jubainville H., Introduction à l’étude de la littérature celtique, tt. I-X, 1883, 1901;
  • Его же, Les druides et les dieux celtiques à forme d’animaux, 1906;
  • Bonwiek I., Irish Druids, 1894;
  • Mac Culloch, The Religion of the Ancient Celts, 1911;
  • Sharp E. A. and Matthay L., ed. Lyra celtica, 1924.

Ссылки

  • Эдуард Шюре. Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий
  • Раскопки предполагаемого захоронения друида - заметка на «Мировой археологии »
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Друид" в других словарях:

    В культуре кельтов друид выполнял роль жреца. Само название друид происходит, по мнению исследователей, от друс, древнего названия дуба дерева, посвященного самим друидам. Помимо своей основной функции жреца, друиды были учителями, поэтами,… … Энциклопедия мифологии

    Друида, м. [фр. druide] (истор.). Жрец у древних кельтов. Существует несколько версий происхождения слова “друид”. Его возводят к греческому “дуб”, к кельтскому “вера”, к древне британскому “мудрец” Большой словарь иностранных слов. Издательство… … Словарь иностранных слов русского языка

Приблизительно в 1500—1000 гг. до н. э. на территории Центральной и Западной Европы, там, где сегодня располагаются Великобритания, Франция, Ирландия, Чехия и другие страны, властвовали кельты – близкие друг другу по языку и культуре племена.

Кельты (римляне называли их «галлами») считались одним из самых воинственных европейских народов. Перед началом боя они издавали громкие вопли и трубили в карниксы – духовые инструменты с раструбом в форме головы животного. Таким сильным и не слишком приятным шумом они устрашали противника перед битвой.

В наши дни литература и киноиндустрия несправедливо рисуют галлов вечно пьющим варварским племенем в рогатых шлемах. Современник кельтов Аристотель говорил о них, как о «мудром и искусном» народе.

Слова уважаемого древнегреческого философа подтверждаются археологическими находками, свидетельствующими о том, что у кельтов было отлично развито гончарное ремесло и обработка металла, ими также возводились мощные оборонительные сооружения и красивые архитектурные строения.

Многие исследователи считают, что именно кельты, завоевывая новые территории, принесли с собой в первобытную европейскую цивилизацию прогрессивные технологии.

Огромным влиянием у кельтских племен пользовались друиды – жрецы, в чьих руках были сосредоточены религия, образование и судебная власть. Друиды являлись одновременно священнослужителями, врачевателями и летописцами. Именно они были движущей силой, ведущей кельтский народ к выполнению его высокой миссии.

Почти все сведения о друидах черпаются нами в древних греко-римских сочинениях, в том числе в «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря, в которых он повествует о том, как им была завоевана Галлия.

В сочинениях полководца друиды описываются не только жрецами, но и политиками, учеными, хранителями преданий и поэм, которые они доверяли по секрету своим ученикам.

Пару тысячелетий назад в Европе насчитывалось несколько сотен друидических учебных заведений, самыми лучшими из которых считались Тара, Оксфорд, Айона и Англси.

Чаще всего неофитами ордена становилась способная молодежь из высших слоев общества. Друиды приобщали галльских аристократов к тайнам природы, давали им глубокие знания в области астрологии и астрономии, прививали чувство военного патриотизма. Несмотря на то что сами друиды не были военнообязанными, они умело воспитывали воинственный дух в молодежи.

Они тщательно охраняли свои знания, поэтому обучение проводилось ими только в устной форме, а сами уроки проходили вдали от людей: в пещерах, лесах и скалистых ущельях.

Цезарь в своих «Записках» выдвигает предположение, что основной причиной, по которой ученикам запрещалось вести записи, было нежелание друидов делать тайные знания общедоступными, чтобы не потерять свое влияние. Кроме того, так ученики развивали и укрепляли свою память.

Известно, что попасть в касту жрецов-друидов было совсем непросто: сначала кандидаты проходили испытание одиночеством в лесу, затем обучались не меньше 20 лет в священных кельтских дубравах.

К концу обучения каждый ученик должен был знать наизусть около 20 тысяч стихов. По университетским правилам, детям до 14 лет запрещено было общаться с родителями.

Единение с природой и возможность управлять ее силами – вот основные аспекты обучения будущих друидов. Могущественная каста кельтских жрецов также передавала своим ученикам знания в области колдовства и магии.

Многие обряды друидов были связаны с лесом. Народ верил, что в священных рощах проявлялись необыкновенные способности жрецов: там они перевоплощались в животных, становились невидимыми, предсказывали будущее, изменяли погоду.

Друиды относились к деревьям, как к одушевленным существам, сравнивая их с людьми. Особое место в их культовой практике занимал дуб : это дерево считалось носителем знаний и мудрости. Возможно, поэтому жрецы большую часть времени проводили в дубовых рощах.

Омела в обрядах

В друидических ритуалах почетное место отводилось омеле, которую они считали символом бессмертия, женской плодовитости и мужской силы.

Процесс сбора омелы был для друидов важным событием: сначала они долго выбирали подходящий кустарник, затем срезали его золотым серпом в определенное, астрономически вычисленное время – все это происходило при скоплении большого количества людей, прошедших очищение и исполнивших ритуальные танцы.

Чтобы растение не потеряло свою магическую силу, оно не должно было коснуться земли, поэтому друиды аккуратно подхватывали срезанную омелу белым платком. Процесс сбора омелы сопровождался закланием двух белых быков и хвалебной молитвой божествам.

Обряд жертвоприношения

Цезарь в своих сочинениях писал, что у галльских друидов были популярны жертвоприношения. По его словам, друиды могли рассчитывать на помощь своих богов только в том случае, если приносили в жертву человека. Жертва выбиралась из пленников, осужденных или даже ни в чем не повинных людей.

Древнегреческий историк и географ Страбон описывал друидический обряд человеческого жертвоприношения при проведении пророческого ритуала: обреченную на приношение жертву ударяли в спину мечом, а затем во время ее предсмертных судорог предсказывали будущее.

Но все же большинство исследователей считает, что кельты прибегали к человеческим жертвоприношениям только в особых случаях – когда их племенам угрожала опасность. Как раз таким случаем и было вторжение римлян на кельтскую территорию. Именно поэтому друиды в тот период часто приносили в жертву людей, пытаясь заручиться поддержкой своих богов в сражениях. Это подтверждается археологическими находками, относящимися к периоду завоевания римлянами Галлии.

К примеру, не так давно в торфяном болоте на северо-западе Англии было найдено хорошо сохранившееся тело молодого мужчины. Ученым удалось выяснить, что жертве сначала нанесли тяжелый удар по голове топором, затем перетянули петлей шею и перерезали ножом горло.

На теле мужчины была обнаружена пыльца омелы, поэтому исследователи связали это убийство с друидами, использующими растение при жертвоприношениях.

Считается, что убитый принадлежал к богатому сословию, об этом свидетельствует его аккуратная стрижка, маникюр и телосложение, присущее человеку, не занятому физическим трудом.

Принося в жертву человека из кельтской знати, друиды, скорее всего, рассчитывали на помощь богов в важнейших сражениях в период активного продвижения римских войск вглубь Британии. Так или иначе, жертвы эти были напрасны: в 60 году н. э. римляне захватили остров Мона – священную цитадель британских друидов – убив при этом всех защитников острова и уничтожив священные для друидов рощи.

Каннибализм древних друидов

Древнеримский писатель Плиний Старший в своих произведениях уверял, что друиды употребляли в пищу человеческую плоть. Этот факт подтверждается недавней шокирующей находкой археологов в пещере графства Глостершир на западе Англии.

Там были обнаружены кости приблизительно 150 человек, убитых, по мнению ученых, примерно в середине 1 века н. э. тяжелым острым оружием в жертвенных целях. Одна из найденных бедренных костей была расколота – археологи предполагают, что это было сделано для извлечения из нее костного мозга.

Традиции, дошедшие до наших дней

Удивительно, но некоторые современные праздники, а также выполняемые нами по привычке действия являются продолжением обрядов древних друидов. Например, праздник Самайн – день, когда над землей кружат сверхъестественные силы – считается предшественником отмечаемого в наши дни Хеллоуина.

Обычай целоваться под омелой в Рождество уходит своими корнями к празднованию друидами дня бога Юла. Пасхальные символы в культуре некоторых стран – крашеные яйца и «пасхальный кролик» – объясняются традиционными чествованиями богини Истары (ее тотемом, означающим плодородие, был кролик, яйца же служили символом новой жизни).

Традиция награждать золотыми и серебряными звездами наиболее сообразительных учеников тоже считается одним из дошедших до наших дней следов кельтской культуры. Даже привычка стучать по дереву, чтоб не спугнуть удачу, вполне возможно, является отголоском почитания друидами деревьев.

Современные друиды

Сегодня в Европе насчитывается несколько друидических организаций. В Ирландии действует открытый для вступления Орден друидов Уснеха, имеющий также представительство в РФ.

В Британии существует Орден бардов, оватов и друидов (сокращенно ОВОD). Согласно первой версии, своим происхождением сообщество обязано Древнему Ордену друидов, созданному в 1781 году Г. Херлом. По другим данным, организация OBOD уходит своими корнями к обществу, основанному Дж. Толандом в 1717 году.

В Англии также действует Британский орден друидов. В организацию, основанную в 1979 году Ф. Шаллкрассом и Э. Ресталл Орр, входит около 3 тыс. членов. Основатели сообщества убеждены: друидические традиции должны постоянно видоизменяться, учитывая особенности новых поколений.

В США и Канаде также присутствуют организации друидов. В Северной Америке, например, их движение началось с шутки: в 1963 году администрация Карлтонского колледжа в штате Миннесота потребовала, чтобы студенты обязательно посещали церковь, в ответ на это студенты придумали сообщество под названием «Преобразованные Друиды Северной Америки». Позже организация приняла более серьезный характер, превратившись в неоязыческую религию.

По неподтвержденным данным, в это общество сегодня входит около 5 млн. человек. Свои ритуалы с элементами спиритизма они осуществляют на алтарях из камней, до которых ранее не дотрагивался человек. Из этой организации вышло множество других, включая Arn Draiocht Fein (в переводе «наш собственный друидизм»), основанную А. Боневицом, и Henge Keltria.

На территории нашей страны, кстати, тоже действуют сообщества друидов. Правда, большинство из них похожи, скорее, на секты с дикими плясками вокруг костра в полуголом виде и непонятными денежными взносами.

Поэтому даже если вы очень горячо желаете поскорее ступить на путь просветления, овладеть колдовскими навыками, в общем, стать друидом, старайтесь все же сохранять бдительность при выборе организации, в ряды которой вы решите вступить.

«Мы - хранители баланса, сейчас и всегда, пока Малфурион спит. Не забывай этого.»

Друид-таурен

Друидами (англ. Druid) назвали себя те, кто получает силы из источников, связанных с природой и Изумрудным Сном . Первые друиды ночных эльфов считались хранителями всего мира, главным для которых было лечение и сохранность окружающей среды, однако позже друидизм получил развитие и среди других рас, которые смогли разными способами обрести связь с Изумрудным Сном и духами природы.

История

Друиды ночных эльфов следовали за мудростью Древних и Кенария , самым важным для них было равновесие природы, поддерживание хрупкого баланса между растениями, животными и климатом. Друиды черпали свои силы у дикой природы, используя их для обращения своего тела в животную форму и управления, например, погодой.

Тельдрассил

Известные представители

  • Кенарий - повелитель лесов, сын Элуны.
  • Малфурион Ярость Бури - верховный друид.
  • Бролл Медвежья Шкура - верховный друид ночных эльфов, друг Вариана Ринна.
  • Ремул - хранитель Лунной Поляны.
  • Хамуул Рунический Тотем - верховный друид тауренов.
  • Фэндрал Олений Шлем - бывший верховный друид ночных эльфов, который предал свой народ.
  • Зейтар - отец кентавров.
  • Зен"табра - лидер друидов из племени Черного Копья.

Катаклизм

Cataclysm к World of Warcraft.

Зен"табра - первый друид Чёрного Копья

Тролли Чёрного Копья

Источник информации в этой секции – дополнение Cataclysm к World of Warcraft.

Знахарям троллей удалось стать друидами, и они активно участвовали в свержении Залазана . Соглашение между духами природы и друидами Черного Копья заключается в том, что духи будут помогать в обучении новых друидов племени, пока на Островах Эха процветает жизнь.

Гилнеас

Источник информации в этой секции – дополнение Cataclysm к World of Warcraft.

Некоторые жители королевства с давних пор практиковали друидизм, хотя и не принимали облики, известные среди ночных эльфов. Известно, что своей магией они помогали фермерам в неурожайные годы.

После переселения жителей Гилнеасе в Дарнас эти друиды смогли познакомиться с друидизмом ночных эльфов и узнать о чем больше.

Кентавры

Источник информации в этой секции – руководства к настольным играм по вселенной Warcraft.

Как и все потомки Кенария , кентавры выделяют друидизм среди других верований. Однако, друиды кентавров не вписываются в обычные рамки учения. Вместо стремления к равновесию с природой эти друиды управляют ей, используя её для достижения собственных целей. Если растение или животное не подчиняется воле кентавра, оно должно быть порабощено или уничтожено. Целые недели друиды ночных эльфов или тауренов исцеляют урон, которые нанесли природе друиды кентавров.