Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя и с повестями, вошедшими в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", найти в них фольклорные элементы;
  • воспитание интереса к устному народному творчеству, как к духовной основе русского народа.
  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
  • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Оборудование: портрет писателя; выставка книг; сборник Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"; рисунки учащихся к уроку; компьютерный класс с установочной системой visual Basic для использования компьютерного теста, проектор, экран (компьютерная презентация).

"Напрасно думать, что литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов". (А.Н. Толстой о народном творчестве)

Ход урока

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Беседа по вопросам:

Ребята, в этом году мы отметили 200-летие со дня рождения какого выдающегося русского писателя?

Что вам известно об этом писателе?

Какие художественные произведения Н.В.Гоголя вы читали?

Какие кинофильмы вы видели, поставленные по мотивам его произведений? Поделитесь своими впечатлениями.

Слово учителя. Интерес к истории казачества впервые воплотился в творчестве писателя в цикле повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", в которых описана украинская народная жизнь и украинские народные характеры. В "Вечерах:" отражен народный взгляд на жизнь и намечены темы, которые получат развитие в "Тарасе Бульбе": тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Об этом пойдет у нас речь на следующем уроке. А сегодня у нас тема урока "Фольклорные мотивы в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".

Ребята, а как вы понимаете тему нашего урока? Что такое фольклор?

(Фольклор - устное народное творчество. Это сказки, поговорки, пословицы, былины и т.д.)

Уходят в далекое прошлое корни былин и сказаний, сказок, загадок, пословиц, русских народных песен, обрядов. Фольклор часто воспринимается нами как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. У каждого народа были свои песни, обряды, игры - свой фольклор. Интерес к устному народному творчеству в последние годы стал заметно расти. И сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Традиционная культура - духовная основа самосохранения народа. Поэтому тема нашего урока очень актуальна в современном образовательном процессе. Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.

Проверка домашнего задания.

Показ компьютерной презентации.

Выступление учеников о биографии писателя.

Рассказ о детстве и раннем увлечении фольклором.

Дружба с меценатом Д.П.Трощинским.

"Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

История создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки

2 слайд Н.В.Гоголь - детские годы и увлечение фольклором.

Н.В.Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий.

3 слайд Н.В. Гоголь и народное творчество.

Н.В.Гоголь с самого раннего детства питал страсть к народному творчеству. Он записывал духовные стихи, распевал их. Жизнь в провинциальной украинской глуши давала ему возможность непосредственно сталкиваться с носителями народных преданий, легенд и песен. Он прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства.

4 слайд В.А.Гоголь и творчество сына.

Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни: "Простак, или хитрость жены, перехитренная солдатом" и "Собака-овца". Эти комедии были насыщены образными народными поговорками, в текст были введены популярные народные песни. Исследователи творчества Гоголя отмечали, что Василий Афанасьевич Гоголь оказал огромное влияние на раннее творчество сына. Видел Гоголь в детские годы и кукольные театры с их представлениями, полными задорного украинского юмора.

5 слайд М.И Гоголь - мать будущего писателя.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

По словам Эмилии Ковриго, воспитанницы матери Гоголя, во время каникул будущий писатель любил часто беседовать с окрестными крестьянами на всевозможные темы, слушать их песни.

6 слайд Дружба с Д.П.Трощинским

Многочисленная родня, среди которой многие славились искусством распевать народные песни, наконец, дружественные отношения с просвещенным меценатом Д.П.Трощинским, имевшим собственную большую библиотеку и лично знакомым со многими деятелями литературы и этнографии, - все это оказало благотворное воздействие на будущего писателя.

7 слайд "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия".

Первым непосредственным результатом увлечения Гоголя этнографией было создание им в Нежине так называемой "Книги всякой всячины или подручной энциклопедии", куда он, начиная с 1826 года, в течение ряда лет заносил свои фольклорные находки: песни, пословицы и поговорки, характерные фразеологические обороты, описание деревенских обрядов, народные предания.

8 слайд Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Н.В.Гоголя.

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки".

9 слайд Н.В.Гоголь после окончания гимназии.

10,11 слайд История создания "Вечера на хуторе близ Диканьки".

После неудачи с "Ганцом Кюхельгартеном" он начинает беспокоить своих родных просьбами о присылке всевозможных фольклорных материалов, необходимых, как уверял Гоголь, ему для работы. Он просил своих близких прислать как можно больше колядок, приданий об Иване Купала, русалках, домовых, леших. Иногда даже просит собирать для себя старинные вещи: шапки, костюмы. Его записная книжка была исписана всевозможными колоритными народными словцами, оборотами, которые впоследствии появились на страницах его произведений.

19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем. В 1831 г. вышла первая книга "Вечеров".

Работа с классом.

Давайте вспомним, какие повести входят в сборник "Вечера на хуторе близ Диканька"?

Учащиеся называют, учитель показывает иллюстрацию к повести.

12 слайд Повести из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки"

"Ночь пред Рождеством"

13-20 слайд

"Страшная месть"

"Пропавшая грамота"

"Сорочинская ярмарка" "Майская ночь, или Утопленница"

О каких повестях мы умолчали? (" Вечера на хуторе близ Диканьки", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Вечер накануне Ивана Купала")

21 слайд Композиция "Вечеров:" (запись на доске)

Вопрос к классу. Сколько повестей входит в сборник? (10)

Работа с текстом. Исследовательская работа класса.

Найдите в повести "Ночь перед Рождеством элементы устного народного творчества? Работа в группах.

Темы выступлений.

1.Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя.

2. Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

3. Легенды в "Вечерах:".

4. Сказочные элементы в "Вечерах..".

22 слайд 1 тема исследования "Элементы песенного творчества в повестях Н.В.Гоголя".

Тезисы. Н.В.Гоголь использовал в повести "Страшная месть" старинные песни. Особенно хотелось отметить, что его привлекали исторические песни и думы.

Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек - Ганы в "Майской ночи ", Параски в "Сорочинской ярмарке ", Оксаны в "Ночи перед рождеством",- Гоголь широко пользуется народными песнями, из них выбирает те прекрасные душевные черты и краски, которыми наделены его героини, то мечтательно задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, смеющиеся и кокетливые, как Оксана. Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен.

Эта повесть была напечатана в 1831 году в сборнике "Вечера:" и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском. (Н.В.Гоголь сразу хотел погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде веселых и жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи).

С чего начинается глава? Какое время суток описывается? (Сумерки, вечер)

Как вы понимаете фразу? "Парубки и девушки стремились выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем"? Почему веселье неразлучно с уныньем? (Вот в этом первая тайна Гоголя. Его жизнерадостность, веселье не бывают абсолютными, они связаны с чем-то иным. А здесь разгадка простая: молодёжь поёт народные песни, а они всегда грустные.)

С кем мы встречаемся? С какими героями? (Левко и Ганна) Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят друг другу. Мы слышим признание в любви. Обратите внимание на то, что речь этих героев поэтична, в ней много образных выражений, которые встречаются в песнях. Речь напевна, у неё свой ритм, народно-песенный склад.)

Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя милая девушка, моя красавица, моя Галю).

Как она называет Левко, своего возлюбленного? (Левко, чернобровый казак, милый, чернобровый парубок).

А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему? (Нет конкретного описания внешности. Мало подробностей, много эпитетов, сравнений, фольклорных слов.)

Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах.

Какими словами можно охарактеризовать Ганну? (Гордая, восторженная, поэтичная. Она любуется природой, мечтательная: хочет быть птицей, верит в далёкую счастливую страну. У девушки высокая душа, она умеет искренне любить. Всё это отражает народные представления о женщине.)

Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок? (Похожи. Они добрые, весёлые, честные, предприимчивые, борются против зла.)

Но всё-таки эти герои необычны. Чем же? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица, мы можем их представить.)

Вы внимательно слушали наш рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки? (Собирал фольклор, в своих письмах просил мать описать быт, нравы людей.)

23-24 слайд 2 тема исследования "Пословицы и поговорки в "Вечерах.."

Вопрос к классу?

Дайте определение поговорки и пословицы? (поговорка- образное выражение, пословица-изречение со смыслом).

Тезисы выступления. Язык "Вечеров" изобилует народными пословицами и поговорками, меткими словечкам, искрится юмором, смехом. Очень часто Гоголь использует и поговорки, побасенки. В диалогах сатирических персонажей повестей "Вечеров" часто встречаются элементы "просторечия". Обращение к ним помогает углубить характеристику героев, придав речи национальный колорит.

26 слайд 3 тема исследования " Легенды в "Вечерах:"

Повторение пройденного материала.

Дайте определение былин? (эпические песни, старины, т.е. повествование о старинных событиях).

Вспомните былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие славные воины).

Откуда пришли к нам предания и что это такое? (Пришли предания из далекого прошлого, это рассказы, повествующие о ярких событиях истории и показывающие их с неожиданной стороны).

Словарная работа. Что означает слово "легенда" в переводе с латинского языка? (То, что следует читать). Это истории, в которых происходит что-то необыкновенное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле. Легенда объясняла те законы, по которым существует мир.

25-30 слайд 4 тема исследования "Сказочные элементы в "Вечерах.."

Вопросы к классу.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит сказка, т.е. ее композицию?

Чем отличается повесть от сказки? (Повесть - это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя, а сказка-вид устных повествований с фантастическим вымыслом).

Какие фантастические герои часто встречаются в сказках? (Черти, баба Яга).

Выступление исследовательской группы

Тезисы: Щедро вплетает фольклорные мотивы и в повесть "Ночь перед Рождеством"; народную легенду пересказывает Гоголь и в "Страшной мести".

У Гоголя фантастика народного творчества способствует созданию жизненных сатирических образов, является выражением глубокого сродства мировоззрения писателя с народом. Подобно тому как в народной поэзии, в сказках враждебные народу отрицательные явления показаны в виде злобной и вредящей людям "нечистой силы", Гоголь в своих повестях делает фантастических персонажей - чертей, ведьм - носителями злых и корыстных черт.

Подведение итогов урока. Обобщение материала.

Имя молодого писателя Николая Васильевича Гоголя стало широко известным в 1831-1832 годах после выхода в свет двух частей его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Восемь повестей, из которых состояли обе части, - совершенно новое явление в русской литературе.

Со страниц этих повестей веяло дыханием настоящей народной жизни. Они основаны на украинском народном творчестве - сказках, песнях, народных поверьях, а также личных впечатлениях писателя об Украине. Это произведение поразило читателя романтической яркостью и свежестью художественных красок, превосходными картинами украинской природы, удивительным знанием быта и нравов простых людей, замечательно тонким юмором.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь не пошел ни по пути натуралистического или грубо-комического изображения отрицательных черт крестьянской жизни, ни по пути ее сентиментальной идеализации. Гоголь поэтизировал сельскую жизнь и простого человека. Это произведение писателя теснейшим образом связано с поворотом русской литературы к народности. Народность проявилась не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта крестьянства, а и в правдивой обрисовке черт национального характера народа, в проникновении в сущность народного духа.

Герои «Ночи перед Рождеством» колядуют - поют под окнами накануне Рождества колядки - песни, прославляющие хозяев дома и желающие им здравия и доброй жизни, песни о Рождестве Христовом. Хозяева в ответ на песни обязаны угостить тех, кто поет, чем-то съестным или деньгами, кто чем богат.

Отразились в повести и народные верования - в черта и ведьм, которые строят козни и мешают добрым людям. Черт, для того чтобы отомстить кузнецу, украл с неба месяц, и над всем селом повисла непроглядная мгла. Но Вакуле удалось обмануть черта и заставить его выполнить его приказания, поэтому кузнецу удалось за один день достать для ненаглядной Оксаны черевички, в которых сама царица ходила. Как и всегда в народных сказках и поверьях, добро побеждает зло.

А о Солохе ходило великое множество различных слухов: что видели «у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала».

Утром после Рождества все селяне обязательно ходили на службу в церковь. У всех было праздничное настроение. Все были одеты в самые лучшие праздничные наряды: «пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках», «дворянки в желтых и зеленых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами», у молодых девушек «на головах была намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов».

Предмет изображения в повести «Ночь перед Рождеством» - повседневная народная жизнь с ее радостями и горестями, домашний быт, ярмарки, вечерницы, гулянье парубков и яснооких красавиц. Автор умело воссоздал облик народа, его наивные верования, полноту чувств, житейскую мудрость, чистоту народной души, поэтические представления.

Данная работа отражает необходимые требования ФГОС. В разработке представлена групповая проектная деятельность учащихся на уроке литературы. Урок знакомит учеников с особенностями рпазднования Рождества, представляет историю рождения Иисуса Христа. Также учащиеся получают возможности познакомиться с особенностями жизни украинцев в 19 веке и некоторыми украинскими словами. Урок практически ведут мами ребята, а учитель только направляет детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 5 класса по теме: «Фольклорные мотивы сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

(проектная деятельность учащихся)

Цель урока: представить ученикам фольклорные мотивы повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями празднования Рождества Христова, представить историю рождения Иисуса Христа;
  • Предоставить учащимся информацию о народных поверьях;
  • Познакомить учеников с лексикой украинского языка;
  • Развитие у учеников навыков театральной игры и выразительного чтения, вокального исполнения жанров народного фольклора;
  • Формирование у учеников навыков анализа эпизода, выявления средств художественной выразительности, навыков по определению проблемы, позиции автора в тексте;
  • Развитие навыков у учеников работы в группе;
  • Формирование коммуникативных компетенций учеников посредством вступления учащихся в диалог друг с другом, учителем, при реализации монологического высказывания.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии человеческой души, к идеалу;

Формирование нравственных представлений о добре и зле;

Метапредметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;

Использование на уроке литературы практических навыков учащихся, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и музыки: изготовление елочных украшений, вокальное исполнение колядок, создание рисунков.

Предметные:

Формировать умение отличать реальное от фантастического, знать основные особенности сказочной повести; владение литературоведческими терминами «положительный герой», «герой повествования», «поверье», «эпитет», «олицетворение».

Оборудование: мультимедийный проектор, м/м презентация к уроку «Реальное и фантастическое в сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», маски, рождественские костюмы, рисунки, минус детской песни «Зимняя сказка», таблицы с рефлексией, рисунки на тему «Рождение Иисуса Христа», доска.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Формулировка темы урока, психологическая установка.

На экране через проектор выведено изображение «Заснеженная деревня». Слайд 1.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, а сказочный. Даже погода за окном располагает к сказке: земля оделась в белую шубу, везде лежит снег. Самое время для сказок, тайн и необычных приключений. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны закончить его последнюю строчку. Эта строчка позволит вам узнать, о чем мы будем говорить и какова тема нашего занятия.

Учитель читает классу стихотворение под минус песни «Зимняя сказка»:

Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом занесло.

Снег на солнце серебрится,

Легкий свет над ним струится

И звучат слова:

«Здравствуй, праздник!

Светлый, ясный,

Благодатный и прекрасный….

Учитель: Закончите фразу!!!

Дети: Праздник Рождества!!!

Учитель: Молодцы! О чем пойдет речь на уроке?

Ответы детей.

Учитель: В каком произведении говорится о Рождестве?

Дети: В сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель: Верно, ребята. А какие сказочные герои нам встретились на страницах произведения?

Дети: Черт, ведьма Солоха, пузатый Пацюк.

Учитель: Правильно. Так какова тема нашего урока, раз мы с вами определили, что речь пойдет о Рождестве и сказочных героях?

Дети формулируют тему, которая записывается на доске учителем.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Новый год, Рождество… Волшебная пора. А вы когда-нибудь задумывались о том, откуда этот праздник к нам пришёл? Давайте узнаем об этом из представления раешного театра.

Остальные участники становятся друг за другом, по номерам иллюстраций. Демонстрируется представление «Рождение Иисуса».

У каждого участника иллюстрация с отрывком текста, участники с рисунками меняются с течением повествования. В этом и заключается смысл театра-райка.

История рождения Иисуса Христа.

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; ты родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Учитель: Занимательная история! Ребята, найдите в ней волшебные моменты.

Дети: Появление на небе новой звезды с рождением Иисуса, появление Ангела.

Учитель: А знаете ли вы, как празднуют Рождество?

Сообщение ученика 1 «Празднование Рождества».

Учитель: Найдите в сказочной повести «Ночь перед Рождеством» эпизоды, где говорится о праздновании Рождества.

Ученики зачитывают эпизоды.

Учитель: А что в праздновании Рождества вас, ребята, заинтересовало больше всего?

Дети: Колядки. Слайд 2.

Учитель: Давайте попробуем восстановить события и немного поколядовать.

Мини-проект 2 «Колядки. Обряд колядования. Рождественский костюм». 6 человек.

Учащиеся, наряженные в костюмы и маски (костюмы и маски изготавливаются дома, специально к уроку) выходят в центр класса, исполняют колядки.

Учитель: Что вы ощутили ребята при исполнении колядок? (Дети делятся впечатлениями).

Кто из героев повести был от колядок «без ума»? (Кузнец Вакула)

Понравились ли вам костюмы колядующих? Чем именно?

Сообщение ученика 2 «Рождественский русский костюм».

Физкультминутка:

Учитель: Ребята, настало время отдохнуть. Повторяйте за мной.

Ученики повторяют движения за учителем.

Как на санках на широких выезжала Коляда (высоко поднимаем ноги)

Как дровенках высоких прибывала к нам она (поднимаем вверх руки)

Коляда, Коляда (поворот головы вправо, влево) не сломай ворота (наклоны вправо-влево)

Отворяем сундучок, вынимаем пятачок (разводим руки в стороны)

Одаряем Коляду, к Рождеству, к Рождеству!!! (садимся на места).

Учитель: Какое же Рождество без наряженной елки? А чтобы наша елочка стала красивой, нам надо показать, насколько хорошо мы знаем сказочную повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы все дома создавали елочные игрушки с заданиями. Чтобы игрушка попала на елку, нам надо угадать героя или эпизод произведения.

Все ученики встают.

Мини-проект 3 «Укрась елочку к Рождеству».

Ученики читают выдержки из текста своим одноклассникам, а те должны угадать, о каком герое или событии идет речь. Если ответ верный игрушка отправляется на елку.

Учитель: Какой герой старался испортить праздник? По какой причине? (Черт) Слайд 3.

Что произошло с чертом в конце повествования? Как это событие связано с празднованием Рождества?

Сообщение ученика 3. О ведьме и черте.

Учитель: Какая проблема затрагивается в повести? Почему черт убегает и о ведьме больше не говорится ни слова? (Проблема борьбы добра со злом. Добро всегда обждает, в этом суть волшебства).

  1. Работа с текстом.

Учитель: Прочитайте эпизод «Описание рождественской ночи». С помощью каких средств изобразительной выразительности Н. В. Гоголь представляет читателю это сказочное и одновременно торжественное событие. Слайд 4.

Чтение эпизода от слов:«Последний день перед Рождеством прошел… и до слов: «Тут из одной хаты клубами повалил дым…»

Эпитеты: «добрые люди, величавый месяц, ясная ночь, скрыпучий снег»;

Олицетворения: месяц поднялся, звезды глянули, месяц заглядывал в окна украдкою;

Безличные глаголы и слова категории состояния: морозило , было весело колядовать;

Учитель:

Какую роль играет пейзаж? (подсказка к фантастическим событиям повести).

Какую роль играет олицетворение в пейзажной зарисовке? (Автор с помощью данного тропа указывает читателю, что природа – самостоятельный персонаж).

5. Словарная работа:

Учитель: Где происходит действие повести? (На Украине). Вы дома определяли значение украинских слов (украинизмов).

На доске записаны слова в столбик, учащиеся определяют их значение:

Парубок – парень

Черевики – женские туфли

Тату - отец

Шинок – питейное заведение

Магарыч – подарок, подношение

Оселедец – пучек волос на затылке у казака

Кавун – арбуз

Плахта – верхняя женская одежда

Люлька – трубка

Скрыня – сундук

Рушник – вышитое полотенце.

Учитель: Какую роль играют украинизмы в тексте?

  1. Вывод по уроку:

Учитель:

О чем мы говорили на занятии?

Какой момент в уроке запомнился больше всего?

О чем бы вы хотели еще узнать?

7. Рефлексия: таблицы с символами в начале урока кладутся ученикам на столы

Работал в полную силу:

Работал хорошо, но могу еще лучше

Бездельничал на уроке

Дети ставят знак «+» на нужном символе в таблице. 3-4 ученика объясняют свое решение.

8. Домашнее задание:

Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре.

Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной.

Какую роль выбрал бы для себя? Письменно ответь на вопрос.


Тема. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством» (закрепление знаний). Авторское отношение к изображаемым событиям.

Цель : развивать умение комплексно анализировать текст, глубоко проникать в содержание произведения, обучать умению давать анализ поступков героев, развивать умения учеников сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, умение работать в группах.
Оборудование: учебник, иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, К. Лавро, А. Кондырева.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; вид урока – урок-творческая лаборатория.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. Трудно найти человека, который бы не восторгался творчеством Гоголя. Сегодня мы раскроем мастерство писателя, которое сделало его творчество выдающимся явлением в русской литературе.

ІІ. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.
    Н.В. Гоголь получил известность после выхода в свет сборника, в котором была повесть «Ночь перед Рождеством». Что привлекло читателя в ней? Откуда Гоголь черпал знания народного быта и национальных особенностей?
  2. Этнографы:
    • Рассказывают о быте малороссийских селян, об украинском костюме, обстановке сельской хаты, зачитывают отрывки из текста (отделка стен, их роспись, печь, парадный угол в хате; иконы, украшенные рушниками, цветы, скамьи, мисники для посуды, сундук, хлебная полка; оберег от злодеяния нечистой силы).
    • Зачитывают описание Вакулы и Оксаны; представляют рисунки с украинскими национальными костюмами, рассказывают о них: у мужчин – сорочка короткая с прямоугольной горловиной, у женщин – длинная с цельнокройным рукавом; мужчины носили широкие шаровары, женщины носили юбку в виде двух прямоугольных кусков ткани – запасок, праздничная юбка называлась плахтой. Одежда украшалась вышивкой, аппликацией. Особое значение придавалось цвету, отдавали предпочтение красному цвету, лазурному, зеленому, желтому. Головные уборы у девушек – обручи, перевязки, венок из бумажных цветов ленты; замужние женщины носили намитку и очипок, которыми закрывали голову.
  3. Литературоведы:
    а) Раскрывают связь повести с произведениями устного народного творчества, когда герои из своего мира направляются в мир чужой, чтобы выполнить задание; выполнив задание, возвращаются в свой мир (Чтение текста или художественный пересказ) ; рассказывают, какие волшебные силы помогают Вакуле.
    б) Объясняют значение слова «колядки», рассказывают об особенностях их исполнения и о том, как вознаграждались исполнители.
  4. Фольклорная группа:
    Исполняет колядки, после исполнения колядок задают вопросы всему классу:
    • Какая лексика используется в повести чаще всего? Приведите примеры слов, характерных для этой лексики.
    • Что придает языку повести прелесть национального колорита?
    • Какие приемы использует автор для создания более яркого представления о своих героях?
  5. Составление таблицы.
    Итак, мы увидели, что в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь обращается к хорошо знакомому ему украинскому народному быту и фольклору.
    Фольклорные источники и историческая основа повести «Ночь перед Рождеством»
    Фольклорные источники Украинские былички, бывальщины и легенды.
    Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».
    Бывальщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
    Легенда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
    Фольклорные мотивы Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
    Историческая основа Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.
  6. Художники-портретисты:
    Образ литературного героя всегда понимается точнее, если автор дает его портрет. Учащиеся представляют главных героев в портретах, зачитывают или цитируют наизусть портрет Оксаны и Вакулы, им помогают артисты, которые исполняют сцену разговора Вакулы и Оксаны.
  7. Беседа с учащимися:
    • Что мы узнали об Оксане? Как характеризует ее монолог у зеркала?
    • Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них, по вашему мнению, главная? Почему?
    • Какое условие поставила она Вакуле, верила ли она, что он его выполнит?
    • Как Вакуле удалось заполучить черевички? (Чтение сцены у царицы). Как ведет себя кузнец? Почему царица не отказала ему в просьбе?
    • О какой черте характера Вакулы свидетельствует данный поступок?
    • Как вы думаете, будут ли счастливы наши герои? Как об этом говорит автор?
  8. Рассказ о героях повести.
    Литературоведы предлагают план:
    • Портрет героя.
    • Их черты характера и поступки.
    • Ваше отношение к Вакуле и Оксане.
    • Авторское отношение к событиям, изображенным в повести.
    Ребята из группы литературоведов дают образец ответа.

IІІ. Итог урока.

Метод «Микрофон»:
  • Мне нравятся герои повести и их поступки.
  • Я не могу согласиться с поступками некоторых героев.
  • Мне трудно понять, почему некоторые герои так поступают.

ІV. Домашнее задание.

  • Подготовить ответ по плану.
  • Индивидуальные задания:
    Задание первой группе (3-4 ученика). Найдите сказочные эпизоды в повести (выразительное чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
    Задание второй группе (3-4 ученика). Найдите реальные события, изображенные в повести (чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
    Группа «актеров» инсценирует 2 эпизода: посещение Солохи дьяком и Чубом и Вакула с казаками на приеме у Екатерины II.

1 вариант

Н. В. Гоголь родился в Украине в местечке Сорочинцы Полтавской губернии. Он рос среди простых, добрых и веселых людей, заслушивался народными сказками и легендами, смеялся над неистощимыми шутками деревенских балагуров, самозабвенно распевал в праздничные дни колядки и щедривки. А поскольку наделила этого веселого человека блестящим литературным талантом, он перенес на страницы своих произведений все, что было дорого его сердцу, искристый юмор, сочный и яркий язык, «обычаи и нравы малороссиян наших».

Вся Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» пропитана украинским фольклором. Люди, описанные в повести, не просто верят в водяных и русалок, ведьм и чертей - они живут рядом с ними.

Но первая ведьма на селе «великолепная», «дражайшая» Соло-ха - совсем не страшна. Она остроумна и обаятельна, хитра и «сметлива», «добрая хозяйка».

Односельчане догадывались о ее причастности к нечистой силе, но доказано это никем не было, а поэтому мало ли что могли говорить «старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее».

Веселый смех, а вовсе не ужас и трепет, вызывает фигура черта. Чего стоит одно его описание: «воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа... мерзость мерзостью...»

Это представитель нечисти, особенно разгулявшейся в последнюю ночь перед светлым Рождеством, он тщеславен и мстителен, глуповат и хвастлив, а в общем - мелок и ничтожен. Поделом ему досталось от кузнеца Вакулы, ведь «вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

Своей чудесной повестью Н. В. Гоголь утверждает, что никакая нечисть не страшна человеку, если он смел и весел, трудолюбив и щедр, если его сердце открыто любви, а душа - Богу.

2 вариант

Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» , потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность и фантастика. Рядом с простыми селянами сосуществуют персонажи украинского фольклора, обыденная жиз, нь переплетается с волшебством.

Мы становимся свидетелями того, как на страницах повести оживают народные предания и поверья, например, что в рождественскую ночь нечистая сила становится особенно активной и может произойти все что угодно.

Наиболее ярким представителем мелкой нечисти является черт, который пытается строить козни и всячески вредит добрым людям. Он крадет месяц, устраивает метель среди ясной зимней ночи, чтобы Чуб с кумом сбилисьс пути, пытается завладеть душой Вакулы в обмен на черевички для Оксаны. Но набожному и смекалистому кузнецу в итоге удается осмеять и наказать черта.

Великолепная Солоха оказывается ведьмой. Она летает верхом на метле по небу, прячет в рукав звезды, может превращаться в животных. Кто-то из жителей Диканьки видел у нее сзади хвост, кто-то узнал ее в образе черной кошки и свиньи.

Уважаемый знахарь Пацюк « приходится сродни черту ». Он не соблюдает пост и в вечер голодной кутьи ест вареники со сметаной, без труда видит нечистую силу. Ожившие персонажи украинского фольклора делают повесть веселее, интереснее, сказочнее, помогают автору передать богатство и самобытность народной мифологии.

Если домашнее задание на тему: » УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ н. В. гоголя «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.