Архитектура .

В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Новые типы зданий промышленных предприятий и государственных учреждений, вокзалов, магазинов, рынков, больниц, банков, мостов, театров , выставочных залов требовали новых архитектурных решений. Зодчие стали искать их в прошлом, используя мотивы и закономерности архитектурных стилей готики, ренессанса, барокко и пр. Это привело к господству эклектики (от греческого слова «эклегейн» - выбирать, избирать). Так, М. Месмахер создает здание Архива Государственного совета в Петербурге в духе архитектуры эпохи Возрождения. Мотивы эпохи Возрождения использует также и А. И. Кракау в здании Балтийского вокзала и особняке барона Штиглица на Английской набережной Невы.

Распространенным становится «неорусский» (или «псевдорусский») стиль. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники, по меткому замечанию современника, - «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания - Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев).

Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в. - это доходные многоэтажные и многоквартирные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль, затрачивая на их сооружение минимальные средства. Сооружение таких домов не требовало и значительных творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры XX в.

Музыка.

Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Его символом становится творчество «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся композиторов: Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперу Римского-Корса- кова «Псковитянка», музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др.

Вторая половина XIX в. подарила миру гений Петра Ильича Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку.

В 80-х и 90-х гг. постепенно расцветает творчество нового поколения композиторов - С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получают известность и совсем молодые композиторы - С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин.

Беспримерный взлет композиторского творчества сопровождается подъемом исполнительского искусства. Ма- риинский оперный театр в Петербурге украшали такие певцы, как В. Р. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. В Московском Большом театре пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов.

Музыка, как и иные области художественной культуры , выполняла во второй половине XIX в. многие просветительские задачи. Использование народных песенных мотивов, обращение к народным сюжетам предполагали приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс населения. В самом начале 60-х гг. на этом поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн.

Работа Музыкального общества была поставлена столь серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах. В числе исполнителей хора Московского отделения выступали любители-певцы из самых различных слоев московского общества.

В 1866 г. при Музыкальном обществе была создана консерватория (в Петербурге консерватория была открыта в 1862 г.). Директором консерватории стал Н. Г. Рубинштейн, он вел в ней также класс фортепьянной игры. Возникло нотное издательство.

Театр .

Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах.

В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия.

История русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.). Он выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодежи, они пользовались огромным успехом.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил сам А. Н. Островский. Большим успехом пользовался Александринский театр в Петербурге.

В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям - Садовских, Самойловых, Васильевых. Пров Михайлович Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского.

В 70-х гг. взошла звезда Марии Николаевны Ермоловой. После первой же ее роли все поняли, что появилось совершенно исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила в Малом театре роль Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Так началась в ее творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства героинь. Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). Эта пьеса благодаря игре М. Н. Ермоловой получила такое современное звучание, что ее постановка была запрещена после нескольких спектаклей.

Художественные промыслы.

Появление крупной промышленности и современного транспорта и соответствующие перемены в жизни общества повлекли за собой постепенное исчезновение массового ручного производства традиционных предметов русского быта. В то же время вторая половина XIX в. с ее выставками, ярмарками стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам. Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, ковроделие, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и т. д. В то время в России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.

В слободе Дымково близ Вятки, где женщины с давних пор были заняты изготовлением глиняных свистулек в виде коней, всадников, птиц, сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками. И хотя в конце XIX в. фабричные гипсовые статуэтки все более теснили эти игрушки, дымковские «барыни», «няньки», «водоноски» с пышными воротниками и оборками, яркими юбками пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.

Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком на белом фоне и полные народного юмора фигурки-статуэтки, выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских.

Заслуга в том, что эти прекрасные народные промыслы не были поглощены промышленным производством, принадлежит людям, для которых возрождение русских народных традиций стало делом всей жизни. Показательной в этом плане является судьба знаменитой хохломской росписи на дереве. Легенда гласит, что появление этого уникального промысла связано с церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец, который, прячась от преследователей, ушел в дремучие заволжские леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию, собрал он местных деревенских мужиков, передал им свои секреты, отдал краски и кисти и скрылся.

В конце XIX в. в искусстве Хохломы наступает период упадка: мелкому кустарному производству трудно было конкурировать с фабричным. Но усилиями Нижегородского губернского земства промысел был спасен. Была организована широкая продажа произведений народных мастеров в городских магазинах; по заказам земства с народными мастерами стали работать специально приглашенные художники.

Конец XIX в. характеризовался всеобщим возрождением интереса к народной жизни, народной художественной культуре, фольклору. Никогда ранее народное искусство не оказывало такого влияния на искусство профессиональное. В России того времени повсеместно создаются общества, кружки, объединяющие увлеченных традициями русского искусства просвещенных людей - меценатов, художников, литераторов. Итогом их деятельности стало не только сохранение старинных народных промыслов, но и появление новых.

Так, в конце XIX в. в мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России, - деревянные куклы-матрешки. Источником вдохновения для создателей русской матрешки - художника С. В. Малютина и мастера товарного дела В. Звездочкина - стали традиции богородской деревянной игрушки. Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность. В 1900 г. русская матрешка была показана на Парижской всемирной выставке, и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран. Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок.

XIX век стал временем расцвета и такого знаменитого подмосковного промысла, как производство платков и шалей в городке Павловский Посад, хотя первые платки здесь были изготовлены еще в XVIII в.

Мастера мстерской и палехской иконописи, пытаясь выжить в условиях нашествия фабричных икон, перешли на изготовление предметов быта с росписью лаковой миниатюрой. Это позволило сохранить тончайшие технические навыки и уникальные живописные народные традиции.

В художественной культуре второй половины XIX в. отчетливо прослеживается несколько направлений. Культура становится все более демократичной и все более критической по отношению к существующим порядкам. Она превращается в своеобразную общественную трибуну, пытается донести до власти самые болезненные проблемы, существующие в стране, предлагает свои пути переустройства жизни.
Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становятся народное творчество и традиции. В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.

Культура России во второй половине XIX в. - многогранная среда, в которой можно отдельно выделить музыку, театр и народное творчество. Российская музыка того времени представляла собой народные музыкальные традиции, использование тем былин, легенд, сказок, положенных на музыку, адаптированных под российского слушателя. Среди композиторов того времени можно выделить П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и других. Российский театр того времени представлял собой вид искусства, с помощью которого можно было выразить любые идеи, причем эмоционально это окрасить. Известным драматургом второй половины XIX в. был А.Н. Островский, а одной из знаменитых актрис - М.Н. Ермолова. Не угасла в это время искра русского народного творчества. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.А. Римский-Корсаков - российский композитор ()

Рис. 3. А.П. Бородин - российский композитор ()

Рис. 4. М.А. Балакирев - российский композитор ()

Рис. 5. Ц.А. Кюи - российский композитор ()

Указанное время - это взгляд творческой российской интеллигенции на самих себя, попытка уйти от западного влияния и найти нечто свое, самобытное. Это подлинно русское находит свое выражение в народном эпосе, национальных былинах, народном творчестве. Все это творчески обрабатывалось российскими композиторами и музыкантами и представлялось слушателям в адаптированном для них виде.

Российские композиторы создали такие прекрасные оперы, как «Борис Годунов» (рис. 6) и «Хованщина» Мусоргского. Это были настоящие классические произведения с использованием русских музыкальных инструментов и образцов музыкального творчества.

Говоря о русском музыкальном искусстве второй половины XIX в., невозможно обойти стороной деятельность замечательного композитора П.И. Чайковского (рис. 7). Это был настоящий гений русской музыки - ему было подвластно в этой сфере практически все. Чайковский является автором таких знаменитых музыкальных произведений, как балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (рис. 8).

Рис. 6. Кадр из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского ()

Рис. 7. П.И. Чайковский - российский композитор, музыкант-виртуоз ()

Рис. 8. Кадр из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского ()

Особенное место в русской культуре второй половины XIX в. занимал национальный театр. На тот момент он являлся одним из самых важных видов искусства. Театр в то время - это возможность легально высказать идею и придать ей некое эмоциональное состояние.

Свыше ста городов России имели во второй половине XIX в. собственные актерские труппы и театры. Несмотря на разность квалификации актеров и режиссеров различных театров в разных городах, возможностей и постановок произведений, театральная жизнь бурлила в Российской империи.

Главными театрами России были московские театры, а из них ведущим был Малый театр, в котором главным драматургом и постановщиком был А.Н. Островский (рис. 9). Он написал около полусотни пьес для Малого театра, лично работал с труппой, лично принимал участие в постановке. Ведущей темой Островского в его театральных произведениях была борьба с насилием. По его мнению, никакие формы насилия над человеческой личностью не были приемлемы; только избавление от насилия над людьми - это путь спасения человечества. Среди самых известных произведений А.Н. Островского можно выделить пьесы «Гроза» (рис. 10), «Свои люди - сочтемся», «Бедность - не порок».

Рис. 9. А.Н. Островский - российский драматург ()

Рис. 10. Кадр из пьесы «Гроза» А.Н. Островского ()

Очень специфичной была тогдашняя актерская среда в русских театрах. Дело в том, что большинство русских актерских фамилий были «династичными» - актерское мастерство передавалось из поколения в поколение. Самые известные актерские семьи второй половины XIX в. - это Самойловы, Васильевы. Отношение к актерам того времени было двойственным. С одной стороны, это были очень популярные и уважаемые люди, так как они несли искусство в широкие массы, но, с другой стороны, высшие слои общества воспринимали актеров как лицедеев, так как у дворян были свежи воспоминания о них как о крепостных крестьянах.

Тем не менее в России рождались актерские таланты мировой величины. К таким людям можно отнести М.Н. Ермолову (рис. 11) - потрясающую русскую актрису, которая с детства стала популярной и с годами становилась все талантливее, а ее актерские данные раскрывались все ярче.

Рис. 11. М.Н. Ермолова - российская актриса ()

Народны промыслы во второй половине XIX в. продолжали существовать. Несмотря на бурное развитие России в XIX в. - промышленный переворот, развитие науки и техники, искусства - народные промыслы, такие как хохлома (рис. 12), мстера (рис. 13), гжель (рис. 14), не исчезли.

  • История русского искусства в 22 томах. Том 16. Искусство 1860-1870-х годов.
  • История русского искусства в 22 томах. Том 17. Искусство 1880-1890-х годов.
  • Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  • Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  • Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века: книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1976.
    1. Детская школа искусств №12 ().
    2. Biofile.ru ().
    3. Historyrusedu.ru ().
    4. Nashfilm.ru ().

    Домашнее задание

    1. Расскажите о музыке второй половины XIX в. Какие направления вы можете в ней выделить? Перечислите основных российских композиторов того времени.
    2. Что представлял собой российский театр второй половины XIX в.? В чем была его специфика?
    3. Почему в российском обществе, несмотря на его бурное развитие, сохранилось русское народное творчество?

    MASARYKOVA UNIVERZITA

    Filosofická fakulta

    BAKALÁŘSKÁ PRÁCE

    Brno 2007 Antonín Lampiga

    MASARYKOVA UNIVERZITA

    Filosofická fakulta

    Ústav slavistiky

    Antonín Lampiga

    “Русские народные приметы и поверья”

    Bakalářská diplomová práce

    Vedoucí práce: PhDr. Taťána Juříčková, Ph.D.

    Prohlašuji, že jsem předkládanou práci zpracoval samostatně a k práci jsem použil

    literaturu, jejíž přehled uvádím v samostatném soupisu.

    Rád bych touto cestou poděkoval PhDr. Taťáně Juříčkové, Ph.D. za její cenné rady a připomínky a za laskavé a trpělivé vedení této práce.

    Введение................................................................................... . ... 7

    1 . Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века........................................................... . .. 9

    2 . Воззрение славян на природу …………. ........................... 18

    2.1. Жанры устного народного творчества славян.......................................... 23

    2.1.1. Загадка....................................................................................................... 23

    2.1.2. Пословицы, поговорки, присловья, прибаутки................................ 25

    2.1.3. Заговоры................................................................................................... 26

    2.1.4. Народные лирические песни................................................................. 27

    2.1.5. Народные сказки..................................................................................... 28

    3. Русские народные приметы и поверья. …………… ...... . 31

    3. 1. Беременность. Роды. Дети..................................………… .......................... 32

    3. 2. Предсвадебные поверья и приметы………………………… .....… .... ...... 37

    3. 3. О женихах, невестах, тили-тили тесто…………………………… .... ....... 39

    3. 4. Поверья о жилище…………………………………………… ............… ..... 42

    3. 5. Соль рассыпалась – к ссоре ли?................................................................ .. 47

    3. 6. Поверья о животных...................................................................................... 53

    3. 7. Поверья о растениях...................................................................................... 58

    3. 8. Пустой бутылке на столе не место.............................................................. 61

    3. 9. Подошвы чешутся – к дороге....................................................................... 65

    3. 10. Приметы о человеке, привычках и манерах.......................................... 69

    3. 11. Заклинания и заговоры............................................................................... 71

    3. 12. О смерти и похоронах.................................................................................. 73

    4. Заключение …………………………… ...... ………… ...... .... 76

    5. Resumé ............................. ....................................................... 78

    6. Список использованной литературы.............................. . 79

    Художественная литература

    Интернетные источники

    Введение

    Приметы относятся к старейшему жанру фольклора и представляют собой сокровищницу многовекового человеческого опыта и знания. Само слово “примета” – это производное от глагола “примечать”, то есть улавливать зачастую неясную скрытую и даже тайную связь между явлениями и событиями как человеческой жизни, так и жизни растений животных и всего космоса в целом. Возникшие еще в глубокие дохристианские времена, приметы вобрали в себя многочисленные мифологические и магические понятия о мире и человеке. Согласно представлению древних, любой заурядный предмет наделялся необыкновенными свойствами и вел наряду с обычной и необычную жизнь.

    Это нашло свое отражение и в приметах. По определенному “поведению” простых вещей (ложка упала, дверь заскрипела, посуда бьется и пр.) можно было предугадывать те или иные события (приход гостя, покойника встретить, дальнюю дорогу, болезнь и т.д.), предсказывать погоду и даже судьбу (замужество, смерть, рождение ребенка и т.п.). Причем все предметы, животные, растения и пр. делились на чистые и нечистые, на несущие человеку благо и несущие человеку зло, что отчасти отразилось и в приметах. Некоторые предметы и явления могут быть хорошими или плохими в зависимости от ситуаций и действий человека. Другие предметы несут чисто информативную функцию, предсказывая будущие события.

    Данная дипломная работа посвещена теме русских народных примет и поверий . Основной целью нашей работы является:

    1. Привести наиболее ярких представителей фольклорной школы 19 века.

    2. Показать, как разнообразно русское устное народное творчество.

    3. Ознакомиться с наиболее известными поверьями русского народа на работах Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н., попытаться их классифицировать и объяснить их значение.

    Эта бакалаврская работа состоит из трех основных глав. В первой главе мы объясняем значение слова фольклор, а также показываем его развитие в „золотом“ 19 веке и приводим наболее известных представителей. Вторая глава занимается характеристикой устного народного творчесва и его отдельных жанров. Центральной главой данной работы является третья глава, которая представляет собой попытку анализа и классификации русских поверий и суеверий. Источником послужили исследования Кульматова В.А., Кульматова Т.В и Афанасьева А.Н.

    1 . Устное народное творчество и его наиболее известные представители в 19 веке.

    Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций. Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом .

    В буквальном переводе Folklore означает: народная мудрость, народное знание.

    Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются

    и другие термины: немецкий – Volkskunde, в более узком значении слова – Volksdichtung; французский – Traditions populaires. В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

    Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее – доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, – Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, – все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни»

    Фольклор – поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. Зарождение фольклористики тесно связано с романтизмом. Главную роль в научной разработке фольклора в эпоху романтизма играли братья Вильгельм и Яков Гриммы (особенно Яков). Сходные явления в Фольклоре европейских народов Яков Гримм и все его последователи объясняли унаследованием общего поэтического богатства от единого «праиндоевропейского» предка. Гримм и его последователи главное внимание обращали на остатки религиозных представлений.

    Интерес к мифам особенно возрастает, когда последователями Гримма выступают санскритологи (А. Кун, М. Мюллер), пытавшиеся найти истоки европейского фольклора в ведийских гимнах и заклинаниях; отсюда и сама школа Гримма получила в истории науки название школы «мифологической ». Взгляды Гримма на природу устной поэзии и на историю ее развития с древнейших времен изложены им в книге “Немецкая мифология“ .

    Взгляды Гримма в дальнейшем были развиты в середине XIX в. в трудах его последователей – немецких ученых Куна, Шварца, Маннгардта, английского ученого Мюллер, Фридрих Макс 1823 -1900 (немецкий ориенталист, работы которого пробудили повышенный интерес к языкознанию, изучению мифологии и религии. Под редакцией Мюллера выходили на протяжении 25 лет „Священые книги Востока“ . Ему принадлежит перевод на английский язык „Ригведы“ . К его работам принято возводить начало деятельности «мифологической школы» в фольклористике. Также является невольным творцом популярной, начиная со второй половины XIX века, «арийской теории». Я вновь и вновь заявляю, что если я говорю "арийцы", то не имею в виду ни кровь, ни кости, ни волосы, ни череп. Я подразумеваю только тех, кто говорит на арийском языке. Понятие «ариец» в языкознании, настаивал Мюллер, совершенно неприменимо к происхождению. Оно означает язык и ничего кроме языка.“ ) , французского – Адольф а Пикте 1799-1875 (швейцарский филолог, иследователь индоевропейских языков. Одним из первых доказал принадлежность кельтских языков к индоевропейской семье) и русских ученых Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева и О.Ф. Миллера. В России, как и в Германии, «мифологическая школа» тоже была первым этапом в развитии научной фольклористики.

    В России первыми подлинно учеными фольклористами были Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев .

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    2. Мифологическая школа

    4. Историческая школа

    5. Фольклористика в XIX веке

    Список литературы

    1. Академические школы (научные направления) в фольклористике

    Школы (направления) объединяют исследователей, чьи труды основаны на общей научной концепции, близки по своей проблематике и методологии. Названия «школа» и «направление» (иногда «теория») -- условные, закрепившиеся за той или иной группой исследователей.

    Академические школы во многом были связаны с западноевропейской наукой, применяли ее методы к русскому и ко всему славянскому материалу.

    2. Мифологическая школа

    фольклористика школа русский

    Мифологическая теория возникла в Западной Европе в начале ХIХ в., в период расцвета романтизма. Ее основоположники, немецкие ученые братья В. и Я. Гримм испытали влияние романтической эстетики, в которой содержался тезис о «национальном духе» каждого народа. Источником искусства признавалась мифология. Братья Гримм поставили целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора языка древних германцев. Ученые впервые указали на то, что корни национальной культуры связаны с древними народными верованиями -- язычеством. Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840-50-х гг. Ее основоположником был Ф.И. Буслаев. Вслед за братьями Гримм Буслаев установил связь фольклора, языка и мифологии, выделил принцип коллективной природы художественного творчества народа.

    Мифологический анализ он применил к славянскому материалу. Труды Буслаева развивали идею о том, что народное сознание проявилось в двух важнейших формах: языке и мифе. Миф -- форма народной мысли и народного сознания. Буслаева как мифолога характеризует капитальный труд «Исторические очерки русской народной словесности и искусства». Позже ученый оценил положительные стороны других направлений в фольклористике и проявил себя в них.

    Братья Гримм и Буслаев были основоположниками мифологической теории. «Младшие мифологи» (школа сравнительной мифологии) расширили сферу исследования мифов, привлекли фольклор и язык других индоевропейских народов, усовершенствовали метод, в основе которого лежало сравнительное изучение этносов. В Европе, а затем и в России мифологическая школа получила ряд разновидностей. Метеорологическая (или «грозовая») теория связывала происхождение мифов с атмосферными явлениями; солярная теория видела в основе мифов первобытные представления о небе и солнце -- и проч. При этом всех мифологов объединяло убеждение, что древней религией была религия природы, обожествление ее сил.

    В России школа сравнительной мифологии имела многих последователей. Солярно-метеорологическая концепция была разработана О.Ф. Миллером. Тщательно подобрав огромный материал, автор попытался выделить в русском эпосе разные по древности слои, отделить исторические и бытовые элементы от мифологических.

    Наиболее известным представителем русской школы младших мифологов был А.Н. Афанасьев. Его «Поэтические воззрения…» до сих пор остаются ценной справочной книгой по славянской мифологии. В вопросе о сущности мифов А.Н. Афанасьев был последователем прежде всего «метеорологической» теории, согласно которой в основе большинства мифов лежит обожествление грозы, грома, молнии, ветра, туч.

    Идеи мифологической школы на протяжении всех последующих лет использовали многие направления филологии. Яркая вспышка интереса к мифу была в 50-60-х гг. XX в., когда в Западной Европе и Америке оформилась неомифологическая теория. Она основывалась на этнологических трудах конца XIX - первой половины XX в., связанных с разработкой антропологической концепции. Самым значительным было исследование английского ученого Д. Фрэзера -- 12-томная книга «Золотая ветвь». На огромном материале Фрэзер показал мифологическую общность примитивных культур и попытался доказать, что в основе образного мышления современного цивилизованного человека лежат те же мифы.

    Наиболее важный источник неомифологической теории -- учение об архетипах швейцарского психиатра К. Юнга. Юнг выступил с идеей интуитивного постижения человеком опыта древних. Содержание этого опыта составляют общечеловеческие первообразы (архетипы). Большинство сюжетов и образов фольклора и литературы восходят к символически переосмысленным архетипам, к мотивам древнейших мифов, которые «хранятся» у каждого человека в области бессознательного. К. Юнг исследовал проявление фольклорных и мифологических мотивов в психике.

    Главная цель мифологической школы состояла в реконструкции мифологии и древнего фольклора. Эта проблема остается актуальной. Миф всегда будет привлекать к себе исследователей. В современных трудах по мифологии различают два основных течения: этимологическое (занимающееся лингвистической реконструкцией мифа) и аналогическое (основанное на сравнении мифов, сходных по содержанию).

    Мифологическая школа сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретических проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы.

    3. Школа заимствования (миграционная)

    В 50-70-х гг. XIX в. возникло другое научное направление -- теория заимствования (теория миграций; теория бродячих сюжетов). Ее сторонники указали на удивительное сходство многих фольклорных произведений у народов Запада и Востока (в том числе неродственных), которое объяснили прямым или косвенным заимствованием, распространением из одного или нескольких очагов.

    Представители школы заимствования поставили вопрос о культурно-исторических связях между народами, привлекли обширный разноязычный материал. Этому способствовало исследование европейцами стран Ближнего Востока, а в России -- развитие тюркологии и монголоведения.

    Теория заимствования оказала особенно сильное влияние на изучение сказок. Ее основоположник -- немецкий востоковед Т.Бенфей -- в 1859 г. издал сборник индийских сказок и притч «Панчатантра» («Пятикнижие»). В большом предисловии Бенфей отметил близкое сходство сказочных сюжетов в мировом фольклоре и на примере судьбы сборника «Панчатантра» раскрыл картину культурного влияния Востока на европейский Запад.

    Независимо от Бенфея формированию школы заимствования в России положила начало работа А.Н. Пыпина «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских». Пыпин впервые конкретно показал обширные связи русской словесной культуры, преимущественно письменной, с Востоком и Западом. Его интересовало взаимодействие искусства с духовной жизнью общества в целом, свой метод исследователь называл «общественно-историческим».

    Непосредственное влияние концепция Т. Бенфея оказала на обширную статью критика В.В. Стасова под названием «Происхождение русских былин». Она была написана с публицистическим задором. Стасов доказывал, что сюжеты русских былин и даже образы богатырей заимствованы, пришли с Востока. Автор поставил под сомнение степень самобытности русской национальной культуры в целом. Это ему было необходимо как либералу-западнику в борьбе со славянофилами.

    Возникла острая дискуссия, в которую включились многие ученые: Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, П.А. Бессонов, В.Ф. Миллер, А.Н. Веселовский. В выступлении Стасова проявились все уязвимые места новой теории. Обнаружилось, что «в чистом виде» она существовать не может, ибо должна учитывать национальный и конкретно-исторический контекст.

    Именно в этом направлении разрабатывал теорию миграций крупный русский филолог А.Н. Веселовский. Он подчеркивал, что условием заимствования является типологический универсализм мирового культурного развития. Веселовский обогатил миграционную теорию. Он сформулировал положение о так называемых «встречных течениях», которые возникают по причине сходства «основ» литературных или фольклорных произведений разных этносов.

    Теория заимствования нашла в России многих последователей (Г.Н. Потанин, А.И. Кирпичников, М.Г. Халанский, отчасти Ф.И. Буслаев, В.Ф. Миллер и др.).

    В западноевропейской науке эта теория иногда получала формалистическое развитие. Таковым является историко-географический метод, который был разработан финскими учеными Ю. Кроном, К. Кроном и А. Аарне. К исследованию фольклорных произведений прилагались хронологические диаграммы и географические карты с обозначенными на них путями миграций этих произведений. В русской фольклористике этот метод не был воспринят, однако международное применение (в том числе в России) обрела каталогизация сказочных сюжетов, разработанная финской школой. По ее принципам был составлен русский, а затем восточнославянский указатель. «Указатель сказочных типов» составил А. Аарне (опубликован в 1910 г.). В основу систематизации Аарне положил сказки европейских народов. В «Указателе» они делятся на следующие группы:

    I. Сказки о животных.

    II. Собственно сказки, куда входят:

    А. Волшебные сказки,

    В. Легендарные сказки,

    С. Новеллистические сказки,

    D. Сказки о глупом черте (великане).

    Внутри этих групп сказки объединяются в гнезда, по тематическому принципу. Каждая сказка (как целостный рассказ, а в ряде случаев -- характерный эпизод) имеет порядковый номер. При этом оставлены пропуски для внесения новых сюжетов.

    В 1928 г. американский фольклорист С. Томпсон совместно с Аарне на основе предыдущего создал многонациональный сводный «Указатель сказочных сюжетов», который неоднократно переиздавался с дополнениями и уточнениями; в мировую фольклористику он вошел как указатель Аарне-Томпсона (сокращенно: AT). В 1929 г. Н.П. Андреев перевел указатель Аарне на русский язык с приспособлением к русским материалам (дополнения были сделаны по русским фольклорным сборникам). В 1979 г. вышел в свет подготовленный авторским коллективом «Сравнительный указатель сюжетов» восточнославянских сказок (сокращенно: СУС). Он основывается на международных принципах указателя Аарне-Томпсона.

    4. Историческая школа

    Фольклор неотделим от истории. Произведения фольклора всесторонне обусловлены породившим их временем. Некоторые фольклорные жанры отражают исторические представления самого народа. Связь русского фольклора, главным образом былин, с национальной историей, сохранение в фольклоре народной исторической памяти исследовала историческая школа.

    Историческая школа была одной из наиболее влиятельных в фольклористике конца XIX - начала XX в. Это собственно русское научное направление, предпосылки которого обнаружились довольно рано. Еще К.Ф. Калайдович в 1818 г. в предисловии к сборнику Кирши Данилова сопоставлял героев фольклорных произведений с летописными.

    В дальнейшем опыты исторического исследования фольклора предпринимали Н.И. Костомаров, Н.П. Дашкевич.

    Принципы исторической школы окончательно оформились в середине 90-х гг. XIX в. в обобщающем труде В.Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности».

    В. Ф. Миллер считал, что исследователь былины должен ответить на четыре основных вопроса: где, когда, в связи с какими историческими событиями она была создана и на какие поэтические источники опирались ее создатели. Отвечая на эти вопросы, последователи исторической школы собрали и систематизировали огромный материал. Они изучили памятники фольклора и древнерусской письменности, осуществили ряд экспедиций на Русский Север, издали ценные сборники былин и исторических песен (например, ученики В.Ф. Миллера А.В. Марков, А.Д. Григорьев). Из летописей ученые извлекли многочисленные параллели. Были установлены прототипы былинных имен (Владимир, Добрыня, Алеша, Ставр, Тугарин...), названий (Киев, Новгород, Чернигов...), а также реальные события, легшие в основу сюжетных ситуаций былин. Была создана «историческая география» русского эпоса.

    В XX в. историческая школа более других подвергалась резкой и часто несправедливой критике. Главным ее недостатком объявлялось неверное решение вопроса о социальной среде, в которой слагались былины.

    Несмотря ни на что, традиции исторической школы в русской фольклористике XX в. развивались.

    В Западной Европе до конца XIX в. господствовала теория заимствования. Но уже в 60-е гг. в Англии возникло новое направление -- теория самозарождения сюжетов (или антропологическая теория). Ее основателями были Э. Тайлор и А. Ланг. В России эта теория не имела прямых последователей, однако она оказала воздействие на А.Н. Веселовского, А.А. Потебню, Е.В. Аничкова и некоторых других ученых.

    Сходные явления в мифологии и фольклоре разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) эта теория объясняла общностью психических законов и закономерностей духовного творчества всего человечества. Представители этой теории обращали внимание и на сходство условий быта разных народов. Теория самозарождения сюжетов ввела в науку большое количество фактов; ее последователи стремились к объективности выводов. Именно они разработали учение об анимизме, тотемизме, магии -- этими понятиями активно пользуются современные фольклористы. Теория самозарождения сюжетов прокладывала путь современным представлениям о фольклорной типологии (универсальной повторяемости).

    Типологическое сходство проявляется в фольклоре разных народов в специфическом типе культуры (устность, коллективность, традиционность, вариативность и проч.). Наряду с этим типология заявляет о себе в сходстве устно-поэтических жанров, в близком или тождественном содержании конкретных сюжетов, мотивов, образов, в аналогичных приемах фольклорного стиля. Типологически сходны формы и способы бытования произведений. Типология объясняет те поразительные факты сходств и совпадений, которые нельзя объяснить ни заимствованием, ни генетическим родством народов.

    Почти одновременное развитие в русской филологии второй половины XIX в. трех теорий (мифологической, заимствования и исторической) означало окончательное самовыражение фольклористики как науки, свидетельствовало о поисках ею собственного предмета и метода. Нельзя полностью согласиться с мнением, что теории сменяли одна другую, что каждая новая рождалась из отрицания предыдущей. Сейчас становится понятно, что это было не так. Разнообразие подходов говорило о попытках переживающей свое становление фольклористики охватить весь предмет как сложную систему многих жанров.

    5. Фольклористика в XIX веке

    В 1930-х годах географический и исторический подходы стали сменяться типологическими, как в СССР так и в мире. Главным предметом внимания фольклористики становится сказка, и именно на сказочном материале рождается так называемый палеонтологический метод, ярчайшим представителем которого стал В.Я. Пропп. Им был написан ряд работ, выявляющих структуру (в терминологии Проппа -- морфологию) сказок, на основе которой уже делались выводы о генезисе этого жанра. К 1950-м годах в советской фольклористике преобладали два направления: неоисторическая школа, ставшая возрождением принципов разгромленной исторической школы, а также школа историко-типологического подхода, сложившаяся благодаря палеонтологическим исследованиям фольклора. Основной темой, дискутировавшейся между представителями этих направлений был историзм былин, который исследователи исторической школы определяли как прямая взаимосвязь исторических событий с сюжетом эпоса, а исследователи историко-типологического направления -- как выражения чаяний эпохи, без связи с конкретными сообщениями исторических источников. Возрождённую историческую школу возглавлял Б.А. Рыбаков, в духе её воззрений писал работы С.Н. Азбелев. К историко-типологической школе, помимо самого В.Я. Проппа, относились А.П. Скафтымов, Б.Н. Путилов. В 1970-х исследования в русле этих направлений продолжились, однако кардинально новых идей и открытий они не принесли. К настоящему времени развитие эпосоведения в России продолжается в русле установившихся в середине XX века тенденций. Внимание актуальных исследований фольклористики смещается к выяснению современных творческих процессов в народе, и связанной с ними теме аутентичности, к изысканиям в области городского фольклора, проблемам персонального нарратива (прозаический нарратив, касающийся личного опыта; он обычно рассказывается от первого лица, и его содержание не является традиционным) и устной истории, современного фольклора (в том числе интернет-фольклора), «антифольклора» и «постфольклора» (концепция Н.И. Толстого, С.Ю. Неклюдова).

    Список литературы

    Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. - Л., 1982.

    Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., 2001.

    Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. - М., 1981.

    Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л., 1978.

    Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. - М., 1997.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Период расцвета духовной культуры в конце ХIX - начале ХХ в. Появление новых направлений и художественных группировок. Особенности и отличия абстракционизма, авангарда, импрессионизма, кубизма, кубофутуризма, лучизма, модерна, символизма и супрематизма.

      презентация , добавлен 12.05.2015

      Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

      реферат , добавлен 26.09.2008

      Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.

      презентация , добавлен 05.12.2010

      Место литературы XIX века в системе духовной культуры. Зарождение романтизма. Проблема крестьянских движений. Творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского. Развитие театра в России. Достижения академического классицизма. Русская архитектура начала XIX века.

      реферат , добавлен 09.04.2012

      Эпоха возникновения классицизма как литературного направления в период царствования во Франции Людовика XIV. Возникновение классицизма в России. Золотой век Екатерины II. Примеры классицизма в живописи. Русская живопись эпохи расцвета классицизма.

      презентация , добавлен 24.11.2013

      Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы. Музыкальный гений – В.А. Моцарт.

      реферат , добавлен 24.11.2008

      Время взлета общественного самосознания и общественной мысли, расцвета искусства. Живопись русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова. Преобладание реалистического направления, историческая, пейзажная, бытовая живопись.

      статья , добавлен 31.10.2009

      Возникновение романтизма - идейного и художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв. Характерные черты романтизма (культ природы, чувств и естественного в человеке), его проявления в живописи.

      презентация , добавлен 21.11.2013

      Система ценностей и процесс их созидания. Отражение культурных преобразований, происшедших в Европе в конце XVIII века. Творчество великих реалистов. Создатели романского стиля. Драматичность живописных образов. Искусство романтизма во Франции.

      курсовая работа , добавлен 09.04.2011

      Русская культура конца IX - начала XX века на примере творчества И. И. Левитана. Демократический реализм в русской живописи. Выставки передвижников. Влияние дружбы Чехова с Левитаном на их творчество. Психологизм творчества.