27/01/2011

Писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель Илья Григорьевич (Гиршевич) Эренбург родился 27 января (14 января по старому стилю) 1891 г. в Киеве. В 1895 г. семья переехала в Москву, где его отец некоторое время занимал должность директора Хамовнического пивоваренного завода.

Илья Эренбург учился в 1-й Московской гимназии, из шестого класса которой был исключен за революционную деятельность. За участие в работе революционной организации большевиков в январе 1908 г. он был арестован, а в августе того же года освобожден до суда под надзор полиции.

В декабре 1908 г. Эренбург эмигрировал в Париж, где продолжал революционную работу, затем отошел от политической жизни и занялся литературной деятельностью.

С этого момента Илья Эренбург большую часть времени жил на Западе.

Из Франции он вскоре после приезда был выслан за просоветскую пропаганду. Летом 1921 г., будучи в Бельгии, написал первое свое произведение в прозе - роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников..." (1922).

В 1921-1924 гг. Эренбург жил в основном в Берлине, где сотрудничал в журналах "Русская книга" и "Новая русская книга". До 1923 г. еще продолжал писать и публиковать стихи, затем полностью переключился на прозу.

После прихода в 1924 г. во Франции к власти "Левого блока" Эренбург получил разрешение жить во Франции, и с этого времени жил преимущественно в Париже.

В 1920-е гг. Илья Эренбург написал более двадцати книг, среди которых: сборник рассказов "Неправдоподобные истории" (1922), сборник новелл "Тринадцать трубок" (1923), романы "Трест Д. Е. История гибели Европы" (1923), "Жизнь и гибель Николая Курбова" (1923), "Рвач" (1924), "Любовь Жанны Ней" (1924), повести "Лето 1925 года" (1926), "В Проточном переулке" (1927) и др. В 1928 г. Эренбург написал роман "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца", опубликованный в СССР в 1989 г.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Эренбург издает книги "Белый уголь, или Слезы Вертера" (1928) и "Единый фронт" (1930).

В 1930-е гг. поездки в Испанию, Германию и другие страны Европы убеждают Илью Эренбурга в наступлении фашизма, он активно включается в жизнь советской страны.

В 1932 г. Эренбург стал парижским корреспондентом газеты "Известия", он посещает различные стройки первых пятилеток, результатом которых стал роман "День второй" (1933), после поездки в 1934 г. по северу страны Эренбург написал роман "Не переводя дыхания" (1935).

В период Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Эренбург большую часть времени находился в этой стране, в качестве корреспондента "Известий" в республиканской армии в Испании, где написал множество статей и очерков, а также роман "Что человеку надо" (1937).

Помимо журналистской работы он выполнял также ряд дипломатических поручений, представительствовал как советский писатель-антифашист на международных конгрессах в защиту культуры (1935, 1937).

В 1938 г., после пятнадцатилетнего перерыва, Эренбург вернулся к поэзии и продолжал писать стихи до конца жизни.

После захвата Франции немцами в 1940 г. Эренбург окончательно вернулся в СССР, где начал писать роман "Падение Парижа", первая часть которого вышла в начале 1941 года, полностью роман был опубликован в 1942 г. В том же году роман был удостоен Государственной (Сталинской) премии.

Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда". Его статьи публиковались не только в "Красной Звезде", но и в газетах "Правда", "Известия", дивизионных газетах, а также за рубежом. За 1941-1945 гг. в газетах было опубликовано около 3 тысяч его статей. Антифашистские статьи и памфлеты Эренбурга вошли в трехтомную книгу публицистики "Война" (1942-1944).

Одновременно Эренбург продолжал писать и публиковать стихи и поэмы. В дни войны возник замысел романа "Буря", который был завершен в 1947 г. и получил Государственную премию за 1948 г.

В 1955-1957 гг. Эренбург написал ряд литературно-критических эссе о французском искусстве под общим названием "Французские тетради". В 1956 г. он добился проведения в Москве первой выставки Пабло Пикассо.

В конце 1950-х гг. Эренбург начал работу над книгой мемуаров "Люди. Годы. Жизнь". Изданная в 1960-е гг., она включала шесть частей, лишь в 1990 г. мемуары были изданы полностью.

Илья Эренбург до конца жизни вел огромную общественную деятельность.

В 1942-1948 гг. был Членом Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), в 1943 г. возглавил литературную комиссию ЕАК по подготовке "Черной книги" о зверствах фашистов против евреев, однако книга была запрещена (позднее опубликована в Израиле).

В 1945 г. из-за конфликта с руководством ЕАК Эренбург вышел из состава комиссии.

В ноябре 1948 г. ЕАК был ликвидирован, а против его руководителей начался процесс, завершившийся лишь в 1952 г. Эренбург фигурировал в материалах дела, однако его арест не был санкционирован Сталиным.

В апреле 1949 г. Эренбург был одним из организаторов 1-го Всемирного конгресса сторонников мира, с 1950 года он был вице-президентом Всемирного Совета Мира.

Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР. Он был дважды лауреатом (1942, 1948) Государственной премии СССР и лауреатом Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1952).

В 1944 г. ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона.

Эренбург был женат дважды. Некоторое время он жил в гражданском браке с Екатериной Шмидт, у них родилась дочь Ирина (Ирина Эренбург, 1911-1997, писатель, переводчик).

Во второй раз он женился на художнице Любови Козинцевой (сестре режиссера Григория Козинцева ), с которой прожил до конца жизни.

Илья Эренбург скончался после продолжительной болезни 31 августа 1967 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Через год на могиле был поставлен памятник, на котором выбит профиль Эренбурга по рисунку его друга Пабло Пикассо.

  • Жанр:
  • "Я буду рассказывать об отдельных людях, о различных городах, перемежая и запомнившееся моими мыслителями о прошлом" - так определил И. Г. Эренбург (1891 - 1967) идею создания своих мемуаров, увидевших свет в начале 60-х годов. Знаменитые воспоминания «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга - одна из культовых книг середины ХХ века. Впервые опубликованная в 1960–1965 гг. на страницах «Нового мира», она сыграла исключительную роль в формировании поколения шестидесятых годов; именно из нее читатели впервые узнали о многих страницах нашей истории.вошли первые три книги воспоминаний, охватывающие события от конца XIX века до 1933 г., рассказы о встречах с Б.Савинковым и Л.Троцким, о молодых П.Пикассо и А.Модильяни, портреты М.Волошина, А.Белого, Б.Пастернака, А.Ремизова, повествование о трагических судьбах М.Цветаевой, В.Маяковского, О.Мандельштама, И.Бабеля. Комментарии к мемуарам позволяют лучше понять недоговоренности автора, его, вынужденные цензурой, намеки. Книга иллюстрирована многочисленными уникальными фотографиями.мемуаров И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь» вошли четвертая и пятая книги, посвященные 1933–1945 годам, а также комментарии, содержащие многие исторические документы и свидетельства, редкие фотографии. В четвертой книге Эренбург описал то, что видел лично: предвоенную Европу, войну в Испании, встречи с И. Ильфом и Е. Петровым, А. Жидом, Р. Фальком, Э. Хемингуэем и М. Кольцовым, процесс над Н. Бухариным, падение Парижа в 1940-м. Пятая книга целиком посвящена событиям Отечественной войны 1941–1945 гг., антифашистской работе Эренбурга. Рассказы о фронтовых поездках, встречах с военачальниками К. Рокоссовским, Л. Говоровым, И. Черняховским, генералом А. Власовым, дипломатами, иностранными журналистами, писателями и художниками, о создании запрещенной Сталиным «Черной книги» о Холокосте. Изданные на основных языках мира, воспоминания И. Эренбурга дают широчайшую панораму ХХ века. вошли шестая и седьмая книги мемуаров И.Эренбурга «Люди, годы, жизнь». Шестая книга рассказывает о событиях 1945–1953 гг. Послевоенная Москва, путешествие с К.Симоновым по Америке, Нюрнбергский процесс, убийство С.Михоэлса и борьба с «космополитами»; портреты А.Эйнштейна и Ф.Жолио-Кюри, А.Матисса и П.Элюара, А.Фадеева и Н.Хикмета. Книга кончается смертью Сталина, открывшей возможность спасительных перемен в стране. Седьмая книга посвящена эпохе хрущевской оттепели и надеждам, которые она породила. ХХ съезд, разоблачивший преступления Сталина, события в Венгрии, путешествия по Индии, Японии, Греции и Армении, портреты Е.Шварца, Р.Вайяна и М.Шагала. «После очень длинной жизни мне не хочется говорить того, чего я не думаю, а молчание в некоторых случаях хуже, чем прямая ложь», - писал Эренбург А.Т.Твардовскому, отстаивая свое понимание прожитого.
  • русский писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф

    Илья Эренбург

    Краткая биография

    Илья́ Григо́рьевич Эренбу́рг (26 января 1891, Киев - 31 августа 1967, Москва) - русский писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф. В 1908-1917 и 1921-1940 годах находился в эмиграции, с 1940 года жил в СССР.

    Илья Эренбург родился в Киеве в зажиточной еврейской семье, в которой он был четвёртым ребёнком и единственным сыном. Его отец - Герш Гершанович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург (1852-1921) - был инженером и купцом второй гильдии (впоследствии первой гильдии); мать - Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн, 1857-1918) - домохозяйкой. У него были старшие сёстры Маня (Мария, 1881-1940), Евгения (1883-1965) и Изабелла (1886-1965). Родители поженились в Киеве 9 июня 1877 года, потом жили в Харькове, где родились три дочери, и вернулись в Киев только перед рождением сына. Семья жила в квартире деда со стороны отца - купца второй гильдии Григория (Гершона) Ильича Эренбурга - в доме Натальи Искры по адресу улица Институтская № 22. В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Акционерного общества Хамовнического пиво-медоваренного завода. Семья жила на Остоженке, в доме Варваринского Общества в Савеловском переулке, квартира 81.

    С 1901 года вместе с Н. И. Бухариным учился в 1-й Московской гимназии, где уже с третьего класса учился плохо и в четвёртом был оставлен на второй год (оставил гимназию будучи учеником пятого класса в 1906 году).

    Революции. Эмиграции. Возвращения

    Когда закончится война?
    Рисунок Маревны, 1916, Париж.
    Слева направо - Ривера, Модильяни, Эренбург

    После событий 1905 года принимал участие в работе революционной организации социал-демократов, но в саму РСДРП не вступал. В 1907 году был избран в редколлегию печатного органа Социал-демократического союза учащихся средних учебных заведений Москвы. В январе 1908 года был арестован, полгода провёл в тюрьмах и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал во Францию, жил там более 8 лет. Постепенно отошёл от политической деятельности.

    В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов. Первое стихотворение «Я шёл к тебе» было напечатано в журнале «Северные зори» 8 января 1910 года, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я живу» (1911), «Одуванчики» (1912), «Будни» (1913), «Стихи о канунах» (1916), книгу переводов Ф. Вийона (1913), несколько номеров журналов «Гелиос» и «Вечера» (1914). В 1914-1917 годах был корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте.

    Летом 1917 года вернулся в Россию. Осенью 1918 года переехал в Киев, где квартировал у своего двоюродного брата - врача-дерматовенеролога местной Еврейской больницы Александра Григорьевича Лурье на улице Владимирской, 40. В августе 1919 года женился на племяннице доктора Лурье (своей двоюродной племяннице по матери) Любови Козинцевой. С декабря 1919 года по сентябрь 1920 года вместе с женой жил в Коктебеле у Максимилиана Волошина, затем из Феодосии баржей переправился в Тифлис, где выхлопотал для себя, жены и братьев Мандельштам советские паспорта, с которыми в октябре 1920 года они вместе в качестве дипкурьеров отправились поездом из Владикавказа в Москву. В конце октября 1920 года Эренбург был арестован ВЧК и освобождён благодаря вмешательству Н. И. Бухарина.

    Отрицательно восприняв победу большевиков (сборник стихов «Молитва о России», 1918; публицистика в газете «Киевская жизнь»), в марте 1921 года Эренбург снова уехал за границу. Будучи выслан из Франции, некоторое время провёл в Бельгии и в ноябре прибыл в Берлин. В 1921-1924 годах жил в Берлине, где выпустил около двух десятков книг, сотрудничал в «Новой русской книге», вместе с Л. М. Лисицким издавал конструктивистский журнал «Вещь». В 1922 году опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и России времён Первой мировой войны и революции, но главное - приведён свод удивительных по своей точности пророчеств. Леонид Жуховицкий писал по этому поводу:

    ...Меня до сих пор потрясают полностью сбывшиеся пророчества из «Хулио Хуренито». Случайно угадал? Но можно ли было случайно угадать и немецкий фашизм, и его итальянскую разновидность, и даже атомную бомбу, использованную американцами против японцев. Наверное, в молодом Эренбурге не было ничего от Нострадамуса, Ванги или Мессинга. Было другое - мощный ум и быстрая реакция, позволявшие улавливать основные черты целых народов и предвидеть их развитие в будущем. В былые века за подобный дар сжигали на костре или объявляли сумасшедшим, как Чаадаева .

    И. Г. Эренбург был пропагандистом авангардного искусства («А всё-таки она вертится», 1922). В 1922 году вышел его последний сборник стихов «Опустошающая любовь». В 1923 году написал сборник рассказов «Тринадцать трубок» и роман «Трест Д. Е.». Эренбург был близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью - с 1923 года работал корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа Советского Союза за границей. Много ездил по Европе (Германия - 1927, 1928, 1930, 1931; Турция, Греция - 1926; Испания - 1926; Польша - 1928; Чехословакия - 1927, 1928, 1931, 1934; Швеция, Норвегия - 1929; Дания - 1929, 1933; Англия - 1930; Швейцария - 1931; Румыния, Югославия, Италия - 1934). Летом и осенью 1932 года совершил поездку по СССР, был на строительстве магистрали Москва-Донбасс, в Кузнецке, Свердловске, Новосибирске, Томске, результатом чего стал роман «День второй» (1934), осуждённый критиками; в 1934 году выступил на Первом съезде советских писателей. 16-18 июля 1934 года с целью разыскать находящегося в ссылке Осипа Мандельштама посетил Воронеж.

    С 1931 года тон его публицистических и художественных произведений становится всё более просоветским, с верой в «светлое будущее нового человека». В 1933 году в издательстве «Изогиз» вышел фотоальбом Эренбурга «Мой Париж» в выполненном Элем Лисицким картонаже и суперобложке.

    После прихода Гитлера к власти становится крупнейшим мастером антинацистской пропаганды. Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). 24 декабря 1937 года приехал на две недели из Испании в Москву, 29 декабря выступил на писательском съезде в Тбилиси. В следующий приезд из Испании у него был отобран заграничный паспорт, который был восстановлен в апреле 1938 года после двух обращений Эренбурга к Сталину, и в начале мая он вернулся в Барселону. После поражения республиканцев вернулся в Париж. После немецкой оккупации Франции укрылся в Советском посольстве.

    Военный период творчества

    Мне рассказывали люди, заслуживающие полного доверия, что в одном из больших объединенных партизанских отрядов существовал следующий пункт рукописного приказа:
    «Газеты после прочтения употреблять на раскурку, за исключением статей Ильи Эренбурга».
    Это поистине самая короткая и самая радостная для писательского сердца рецензия, о которой я когда-либо слышал.

    К. Симонов

    Евг. Евтушенко.

    Крещатицкий парижанин

    Не люблю в Эренбурга – камней,
    хоть меня вы камнями побейте.
    Он, всех маршалов наших умней,
    нас привел в сорок пятом к победе.
    Танк назвали «Илья Эренбург».
    На броне эти буквы блистали.
    Танк форсировал Днепр или Буг,
    но в бинокль наблюдал за ним Сталин.
    Не пускали, газету прочтя,
    Эренбурга на самокрутки,
    и чернейшая зависть вождя
    чуть подымливала из трубки.

    Новые известия, 27.01.2006 г.

    В 1940 году вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных и исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.

    Потом <22 июня 1941> за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио. Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут.

    - «Люди, годы, жизнь», книга IV

    В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-1944). В 1942 году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте, которые совместно с писателем Василием Гроссманом были собраны в «Чёрную книгу».

    Илье Эренбургу и Константину Симонову принадлежит авторство лозунга «Убей немца!» (впервые прозвучавшего в стихотворении К. М. Симонова «Убей его!»), который широко использовался в плакатах и - в качестве заголовка - листовках с цитатами из статьи Эренбурга «Убей!» (опубликована 24 июля 1942 года). Для поддержания действенности лозунга в советских газетах того времени были созданы специальные рубрики (одно из типичных названий «Убил ли ты сегодня немца?»), в которых публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения. Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга, объявив его в январе 1945 года злейшим врагом Германии. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».

    Проповеди ненависти Ильи Эренбурга, которые уже принесли свои первые плоды на Востоке, план Моргентау, то есть план предполагаемой территориальной «кастрации» Германии и требование безоговорочной капитуляции пресекли всякие попытки немцев как-то договориться и придали сопротивлению очень острый и ожесточенный характер не только в Европе, но и во всем мире. Подавляющее большинство немцев не видело для себя иного выхода, кроме борьбы. Даже явные противники нацистского режима становились теперь отчаянными защитниками своей родины

    Вальтер Людде-Нейрат. Конец на немецкой земле

    В дни, когда Красная Армия перешла государственную границу Германии, в советских верхах действия на территории Германии трактовались как выполнение освободительной миссии Красной Армии - освободительницы Европы и собственно немецкого народа от нацизма. И потому после статьи Эренбурга «Хватит!», опубликованной в «Красной звезде» 11 апреля 1945 года, появилась ответная статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает»(газета «Правда»).

    Послевоенное творчество

    Могила Эренбурга на Новодевичьем кладбище Москвы

    После войны выпустил дилогию - романы «Буря» (1946-1947) и «Девятый вал» (1950). Один из лидеров Движения борцов за мир.

    В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain», о побеге шифровальщика ГРУ И. С. Гузенко и советском шпионаже. 21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.

    Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным: с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой - был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева.

    После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая была напечатана в майском номере журнала «Знамя» и дала название целой эпохе советской истории. В 1958 году вышли «Французские тетради» - эссе о французской литературе, живописи и переводы из Ж. Дю Белле. Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е - 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции. Эренбург познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева , О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель), так и молодых авторов (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко). Пропагандировал новое западное искусство (П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане, П. Пикассо).

    В марте 1966 года подписал письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.

    Скончался после длительной болезни от обширного инфаркта миокарда 31 августа 1967. Проститься с писателем пришло около 15 000 человек.

    Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

    Сочинения

    Собрание сочинений Ильи Эренбурга в пяти томах было издано в 1951-1954 годах издательством «Художественная литература».

    Следующее собрание, более полное, в девяти томах, было выпущено тем же издательством в 1962-1967 годах.

    В 1990-2000 годах издательством «Художественная литература» было издано юбилейное Собрание сочинений в восьми томах.

    Награды и премии

    • Сталинская премия первой степени (1942) - за роман «Падение Парижа» (1941)
    • Сталинская премия первой степени (1948) - за роман «Буря» (1947)
    • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1952) - первый из всего двух лауреатов-советских граждан
    • два ордена Ленина (30 апреля 1944, 1961)
    • орден Трудового Красного Знамени
    • орден Красной Звезды (1937)
    • орден Почётного Легиона
    • медали

    Членство в организациях

    • Вице-президент ВСМ с 1950 года.
    • Депутат ВС СССР с 1950 года от Даугавпилса, Латвийская СССР.

    Семья

    • Первая жена (1910-1913) - переводчица Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889-1977, во втором браке Сорокина).

    Он привёз с войны девочку Фаню, на глазах у которой в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер. Старшие же братья служили в польской армии. Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». И Фаня побежала.

    Эту девочку Эренбург привёз в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню. Поначалу всё было довольно сложно, поскольку девочка плохо говорила по-русски. Изъяснялась на какой-то чудовищной смеси языков. Но потом русским быстро овладела и даже стала отличницей.
    Ирина с Фаней жили в Лаврушинском; там же жил и поэт Степан Щипачёв с сыном Виктором. С Виктором Фаня познакомилась ещё в писательском пионерлагере; полудетский роман продолжился в Москве и завершился браком. Мама поступила на филфак в МГУ, но быстро поняла, что это не её, и, поступив в медицинский, стала врачом. Брак продлился недолго - три года. Но я всё-таки успела родиться.

    • Вторая жена (с 1919 года) - художница Любовь Михайловна Козинцева (1899-1970), сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры Экстер, Роберта Фалька, Александра Родченко. Приходилась И. Г. Эренбургу двоюродной племянницей.
    • Двоюродный брат - художник и журналист, участник Гражданской войны Илья Лазаревич Эренбург (1887-1920), сын харьковского зерноторговца Лазаря Гершовича (Григорьевича) Эренбурга, химика, выпускника Харьковского университета (1882); с двоюродным братом и его женой Марией Михайловной супруги Эренбург были дружны в период первой эмиграции в Париж.
    • Двоюродная сестра - коллекционер, художник и педагог Наталья Лазаревна Эренбург (в замужестве Эренбург-Маннати, фр. Nathalie Ehrenbourg-Mannati; 1884-1979).
    • Двоюродные брат и сестра (по матери) - врач-гинеколог Роза Григорьевна Лурье и врач-дерматовенеролог Александр Григорьевич Лурье (1868-1954), профессор и заведующий кафедрой дерматовенерологии Киевского института усовершенствования врачей (1919-1949).
    • Двоюродный брат - Георгий Борисович Эренбург (1902-1967), востоковед-синолог.

    Знаменитая фраза

    И. Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть ».

    Оценки современников

    Хороший писатель был, талантливый. Но имелось у него какое-то примирение, что ли, со сталинскими методами управления.

    Никита Хрущёв. Воспоминания: избранные фрагменты // Никита Хрущёв; сост. А. Шевеленко. - М.: Вагриус, 2007. - 512 с.; ил.

    Библиография

    Сталин - еженедельная газета 25-й смешанной интербригады. 22 апреля 1937. Передовица Эренбурга

    • 1910 - Стихи - Париж
    • 1911 - Я живу - СПб.: типография товарищества «Общественная польза»
    • 1912 - Одуванчики - Париж
    • 1913 - Будни: Стихи - Париж
    • 1914 - Детское - Париж: типография Рираховского
    • 1916 - Повесть о жизни некоей Наденьки и о вещих знамениях явленных ей - Париж
    • 1916 - Стихи о канунах - М.: типография А. А. Левенсона
    • 1917 - О жилете Семена Дрозда: Молитва - Париж
    • 1918 - Молитва о России - 2-е изд. «В смертный час»; Киев: «Летопись»
    • 1919 - Огонь - Гомель: «Века и дни»
    • 1919 - В звёздах - Киев; 2-е изд. Берлин: «Геликон», 1922
    • 1920 - Лик войны - София: «Российско-болгарское книгоиздательство», 1920; Берлин: «Геликон», 1923; М.: «Пучина», 1924; «ЗиФ», 1928
    • 1921 - Кануны - Берлин: «Мысль»
    • 1921 - Раздумия - Рига; 2-е изд. Пг.: «Неопалимая купина»
    • 1921 - Неправдоподобные истории - Берлин: «С. Эфрон»
    • 1922 - Зарубежные раздумья - Пг.: «Костры»
    • 1922 - О себе - Берлин: «Новая русская книга»
    • 1922 - Портреты русских поэтов. Берлин: «Аргонавты»; М.: «Первина», 1923; М.: «Наука», 2002
    • 1922 - Опустошающая любовь - Берлин: «Огоньки»
    • 1922 - Золотое сердце: Мистерия; Ветер: Трагедия - Берлин: «Геликон»
    • 1922 - Необычайные похождения Хулио Хуренито - Берлин: «Геликон»; М.: «ГИХЛ», 1923,1927
    • 1922 - А все-таки она вертится - Берлин: «Геликон»
    • 1922 - Шесть повестей о легких концах - Берлин: «Геликон»; М.: «Пучина», 1925
    • 1922 - Жизнь и гибель Николая Курбова - Берлин: «Геликон»; М.: «Новая Москва», 1923
    • 1923 - Тринадцать трубок - Берлин: «Геликон»; М.: «Новые вехи», 1924; М.-Л.: «Новелла»,1924
    • 1923 - Звериное тепло - Берлин: «Геликон»
    • 1923 - Трест «Д. Е.» История гибели Европы - Берлин: «Геликон»; Харьков: «Госиздат»
    • 1924 - Любовь Жанны Ней - М.: изд. журнала «Россия»; М.: «Новелла», 1925; М.: «ЗиФ», 1927; Рига, 1927
    • 1924 - Трубка - М.: «Красная Новь»
    • 1925 - Бубновый валет и компания - Л.-М.: «Петроград»
    • 1925 - Рвач - Париж: «Знание»; Одесса: «Светоч», 1927
    • 1926 - Лето 1925 года - М.: «Круг»
    • 1926 - Условные страдания завсегдатая кафе - Одесса: «Новая Жизнь»
    • 1926 - Три рассказа о трубках - Л.: «Прибой»
    • 1926 - Чёрная переправа - М.: «Гиз»
    • 1926 - Рассказы - М.: «Правда»
    • 1927 - В Проточном переулке - Париж: «Геликон»; М.: «Земля и Фабрика»; Рига: «Грамату драугс»
    • 1927 - Материализация фантастики - М.-Л.: «Кинопечать»
    • 1927–1929 - Собрание сочинений в 10-ти томах - «ЗиФ» (вышли всего 7 томов: 1–4 и 6–8)
    • 1928 - Белый уголь или Слёзы Вертера - Л.: «Прибой»
    • 1928 - Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца - Париж: «Геликон»; в России роман издан в 1990 году
    • 1928 - Рассказы - Л.: «Прибой»
    • 1928 - Трубка коммунара - Нижний Новгород
    • 1928 - Заговор равных - Берлин: «Петрополис»; Рига: «Грамату драугс», 1932
    • 1929 - 10 Л.С. Хроника нашего времени - Берлин: «Петрополис»; М.-Л.: ГИХЛ, 1931
    • 1930 - Виза времени - Берлин: «Петрополис»; 2-е доп. изд., М.- Л.: ГИХЛ, 1931; 3-е изд., Л., 1933
    • 1931 - Фабрика снов - Берлин: «Петрополис»
    • 1931 - Англия - М.: «Федерация»
    • 1931 - Единый фронт - Берлин: «Петрополис»
    • 1931 - Мы и они (совместно с О. Савичем) - Франция; Берлин: «Петрополис»
    • 1932 - Испания - М.: «Федерация»; 2-е доп. изд. 1935; Берлин: «Геликон», 1933
    • 1933 - День второй - М.: «Федерация» и одновременно «Советская литература»
    • 1933 - Хлеб наш насущный - М.: «Новые Вехи» и одновременно «Советская литература»
    • 1933 - Мой Париж - М.: «Изогиз»
    • 1933 - Москва слезам не верит - Париж: «Геликон»; М.: «Советская литература»
    • 1934 - Затянувшаяся развязка - М.: «Советский писатель»
    • 1934 - Гражданская война в Австрии - М.: «Советская литература»
    • 1935 - Не переводя дыхания - Архангельск: «Севкрайиздат»; М.: «Советский писатель»; 5-е изд., 1936
    • 1935 - Хроника наших дней - М.: «Советский писатель»
    • 1936 - Четыре трубки - М.: «Молодая гвардия»
    • 1936 - Границы ночи - М.: «Советский писатель»
    • 1936 - Книга для взрослых - М.: «Советский писатель»; М.: А/О «Книга и бизнес», 1992
    • 1937 - Вне перемирия - М.: «Гослитиздат»
    • 1937 - Что человеку надо - М.: «Гослитиздат»
    • 1938 - Испанский закал - М.: «Гослитиздат»
    • 1941 - Верность: (Испания. Париж): Стихи - М.: «Гослитиздат»
    • 1941 - Плененный Париж - М.: «Гослитиздат»
    • 1941 - Гангстеры - М.: «Гослитиздат»
    • 1941 - Бешеные волки - М.-Л.: «Военмориздат»
    • 1941 - Людоеды. Путь к Германии (в 2-х книгах) - М.: «Воениздат НКО»
    • 1942 - Падение Парижа - М.: «Гослитиздат»; Магадан: «Советская Колыма»
    • 1942 - Ожесточение - М.: «Правда»
    • 1942 - Огонь по врагу - Ташкент: «Гослитиздат»
    • 1942 - Кавказ - Ереван: «Армгиз»
    • 1942 - Ненависть - М.: "Воениздат"
    • 1942 - Солнцеворот - М.: «Правда»
    • 1942 - Заправилы фашистской Германии: Адольф Гитлер - Пенза: изд. газ. «Сталинское Знамя»
    • 1942 - За жизнь! - М.: «Советский писатель»
    • 1942 - Василиск - ОГИХЛ, Куйбышев; М.: «Гослитиздат»
    • 1942–1944 - Война (в 3-х томах) - М.: «ГИХЛ»
    • 1943 - Свобода - Поэмы, М.: «Гослитиздат»
    • 1943 - Немец - М.: «Воениздат НКО»
    • 1943 - Ленинграду - Л.: «Воениздат НКО»
    • 1943 - Падение дуче- М.: "Госполитиздат"
    • 1943 - «Новый порядок» в Курске - М.: «Правда»
    • 1943 - Стихи о войне - М.: «Советский писатель»
    • 1946 - Дерево: Стихи: 1938–1945 - М.: «Советский писатель»
    • 1946 - Дорогами Европы - М.: «Правда»
    • 1947 - Буря - Магадан: изд.«Советская Колыма» и М.: «Советский писатель»
    • 1947 - В Америке - М.: «Московский рабочий»
    • 1948 - Лев на площади - М.: «Искусство»
    • 1950 - Девятый вал - М.: «Советский писатель», 2-е изд. 1953
    • 1952–1954 - Собрание сочинений в 5-ти томах - М.: ГИХЛ
    • 1952 - За мир! - М.: «Советский писатель»
    • 1954 - Оттепель - в 1956 переиздана в двух частях М.: «Советский писатель»
    • 1956 - Совесть народов - М.: «Советский писатель»
    • 1958 - Французские тетради - М.: «Советский писатель»
    • 1959 - Стихи: 1938 - 1958 - М.: «Советский писатель»
    • 1960 - Индия, Греция, Япония - М.: «Советский писатель»; 2-е изд. М.: «Искусство»
    • 1960 - Перечитывая Чехова - М.: Гослитиздат
    • 1961–1967 - Люди, годы, жизнь - (книги 1–6); 3-е изд. (книги 1–7), 1990; 5-е изд. «Текст», 2005; 6-е изд. «АСТ», 2017
    • 1962–1967 - Собрание сочинений в 9-ти томах - М.: «Художественная литература»
    • 1969 - Тень деревьев - М.: «Прогресс»
    • 1974 - Летопись мужества. Публицистические статьи военных лет - М.: «Советский писатель»
    • 1990–2000 - Собрание сочинений в 8-ми томах (К 100-летию со дня рождения) - М.: «Худлит»
    • 1996 - В смертный час. Статьи 1918–1919 - СПб
    • 2004 - Дай оглянуться. Письма 1908–1930 - М.: «Аграф»
    • 2004 - На цоколе истории. Письма 1931–1967 - М.: «Аграф»
    • 2006 - Я слышу всё. Почта 1916–1967 - М.: «Аграф»


    Дата рождения: Место рождения: Место смерти: Награды и премии:

    Илья́ Григо́рьевич (Ги́ршевич ) Эренбу́рг (14 (27) января 1891, Киев - 31 августа 1967, Москва) - советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист и общественный деятель, вице-президент ВСМ, депутат ВС СССР с 1950 года, дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1942, 1948); лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1952).

    Биография

    Революция. Эмиграция. Возвращение на Родину

    В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антифашистскими статьями и произведениями. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-44). C 1942 вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте .

    Впрочем, после статьи «Хватит!» в «Правде» в апреле 1945 года появилась статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает».

    Вместе с Василием Гроссманом создал знаменитую Чёрную книгу о Xолокосте на территории СССР.

    Послевоенный период творчества

    После войны выпустил роман «Буря» (1946-1947; Сталинская премия первой степени; 1948).

    В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain» (режиссёр William Wellman, о побеге шифровальщика ГРУ Игоря Гузенко и советском шпионаже). 21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.

    Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным - с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой стороны был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Хрущёва и Брежнева. После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая дала название целой эпохе советской истории. В 1957 году вышли «Французские тетради» - эссе о французской литературе, живописи и переводы из Дю Белле. Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е - 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции.

    Скончался после длительной болезни 31 августа 1967. Проститься с писателем пришло около 15 000 человек.

    Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Сочинения

    Собрание сочинений Ильи Эренбургав 5 томах было издано в 1952 году Госиздательством художественной литературы.

    Следующее собрание,более полное, в девяти томах, было выпущено тем же издательством в 1962-1966 годах.

    Семья

    Первая супруга (1910-1913) - Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889-1977) (во втором браке Сорокина), переводчица.
    Их дочь - Ирина Ильинична Эренбург (1911-1997), переводчик французской литературы, была замужем за писателем Борисом Матвеевичем Лапиным (1905-1941).
    После трагической гибели мужа удочерила и вырастила девочку:

    Он привез с войны девочку Фаню, на глазах у которой в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер. Старшие же братья служили в польской армии. Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». И Фаня побежала.
    Эту девочку Эренбург привез в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню. Поначалу всё было довольно сложно, поскольку девочка плохо говорила по-русски. Изъяснялась на какой-то чудовищной смеси языков. Но потом русским быстро овладела и даже стала отличницей.
    Ирина с Фаней жили в Лаврушинском; там же жил и поэт Степан Щипачёв с сыном Виктором. С Виктором Фаня познакомилась еще в писательском пионерлагере; полудетский роман продолжился в Москве и завершился браком. Мама поступила на филфак в МГУ, но быстро поняла, что это не ее, и, поступив в медицинский, стала врачом. Брак продлился недолго – три года. Но я всё-таки успела родиться.

    Вторая супруга с 1919 - Любовь Михайловна Козинцева (1900-1970), художница, ученица Александры Экстер (Киев , 1921), в Москве во ВХУТЕМАСе у Роберта Фалька , Александра Родченко , родная сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева . С 1922 года участница выставок в Берлине , Париже , Праге , Амстердаме . Около 90 её живописных и графических работ хранятся в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина .

    Знаменитые слова

    И. Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть».

    "злостный космополит"

    В СССР началась кровопролитная борьба с космополитизмом. В струю "разоблачения" попал и Эренбург...
    Мне удалось проникнуть на "историческое" писательское собрание и сохранить стенограмму выступлений.
    Выступающие ораторы говорили злобно и беспринципно. Особенно лезли из кожи писатели "среднего" поколения: Софронов, Грибачев, Суров3 , В. Кожевников; критик Ермилов.
    На трибуне с напомаженными волосами Анатолий Суров:
    "Я предлагаю товарища Эренбурга исключить из Союза советских писателей за космополитизм в его произведениях".
    Николай Грибачев:
    "Товарищи, здесь очень много говорилось об Эренбурге, как о видном и чуть ли не выдающемся публицисте. Да, согласен, во время Отечественной войны он писал нужные, необходимые для фронта и тыла статьи. Но вот в своем многоплановом романе "Буря" он похоронил не только основного героя Сергея Влахова, но лишил жизни всех русских людей - положительных героев. Писатель умышленно отдал предпочтение француженке Мадо. Невольно напрашивается вывод: русские люди пусть умирают, а французы - наслаждаются жизнью? Я поддерживаю товарищей Сурова, Ермилова, Софронова, что гражданину Эренбургу, презирающему все русское, не может быть места в рядах "инженеров человеческих душ", как назвал нас гениальный вождь и мудрый учитель Иосиф Виссарионович Сталин".
    На трибуне еще один "инженер-душелюб", "людовед века" - Михаил Шолохов:
    "Эренбург - еврей! По духу ему чужд русский народ, ему абсолютно безразличны его чаяния и надежды. Он не любит и никогда не любил Россию. Тлетворный, погрязший в блевотине Запад ему ближе. Я считаю, что Эренбурга неоправданно хвалят за публицистику военных лет. Сорняки и лопухи в прямом смысле этого слова не нужны боевой, советской литературе..."
    Я наблюдал за И.Г. Эренбургом. Он спокойно сидел в дальнем углу зала. Его серые глаза были полузакрыты, казалось, что он дремлет. Председательствующий, тонкий виртуоз словесных баталий Алексей Сурков предоставляет для "покаяния" слово писателю.
    Илья Григорьевич неторопливо направился к сцене. Не спеша отпил глоток остывшего чая. Близорукими глазами оглядел зал, в котором находились его бывшие "сотоварищи". Разлохматив пепельно-седоватые волосы, слегка наклонившись, он тихо, но внятно, проговорил: "Вы только что с беззастенчивой резкостью, на которую способны злые и очень завистливые люди, осудили на смерть не только мой роман "Буря", но сделали попытку смешать с золой все мое творчество. Однажды в Севастополе ко мне подошел русский офицер. Он сказал: "Почему евреи такие хитроумные, вот, например, до войны Левитан рисовал пейзажи, за большие деньги продавал их в музеи и частным владельцам, а в дни войны вместо фронта устроился диктором на московское радио?" По стопам малокультурного офицера-шовиниста бредет малокультурный академик-начетчик. Бесспорно, каждый читатель имеет право принять ту или иную книгу, или же ее отвергнуть. Позвольте мне привести несколько читательских отзывов. Я говорю о них не для того, чтобы вымолить у вас прощение, а для того, чтобы научить вас не кидать в человеческие лица комья грязи. Вот строки из письма учительницы Николаевской из далекого Верхоянска: "На войне у меня погибли муж и три сына. Я осталась одна. Можете себе представить, как глубоко мое горе? Я прочитала ваш роман "Буря". Эта книга, дорогой Илья Григорьевич, мне очень помогла. Поверьте, я не в том возрасте, чтобы расточать комплименты. Спасибо вам за то, что вы пишете такие замечательные произведения". А вот строки из письма Александра Позднякова: "Я - инвалид первой группы. В родном Питере пережил блокаду. В 1944 попал в госпиталь. Там ампутировали ноги. Хожу на протезах. Сначала было трудно. Вернулся на Кировский завод, на котором начал работать еще подростком. Вашу "Бурю" читали вслух по вечерам, во время обеденных перерывов и перекуров. Некоторые страницы перечитывали по два раза. "Буря" - честный, правдивый роман. На заводе есть рабочие, которые дрались с фашизмом в рядах героического Французского Сопротивления. Вы написали то, что было, и за это вам наш низкий поклон". После многозначительной паузы Эренбург сказал: "Разрешите выступление закончить прочтением еще одного письма, самого дорогого из всех читательских отзывов, полученных мной за последние тридцать лет. Оно лаконично и займет у вас совсем немного времени".
    Наступила тишина. Смолкли самые ретивые. Фотокорреспонденты, нелегально проникшие в зал, приготовили камеры. На них перестали обращать внимание. В воздухе запахло сенсацией. Подавив ехидную улыбку, Эренбург, не спеша, начал читать:
    "Дорогой Илья Григорьевич! Только что прочитал Вашу чудесную "Бурю". Спасибо Вам за нее. С уважением И. Сталин".
    Что творилось в зале! Те самые писатели- "инженеры-людоведы", которые только что ругали Эренбурга последними словами и готовы были дружно проголосовать за его исключение, теперь без всякого стыда ему аплодировали. По своей натуре писатель был не из тех людей, которые позволяют наступать себе на пятки.
    На трибуне Алексей Сурков:
    "Товарищи! Подытоживая это важное и поучительное для всех нас совещание, я должен сказать со всей прямотой и откровенностью, что писатель и выдающийся журналист Илья Григорьевич Эренбург действительно написал замечательную книгу. Он всегда был на переднем крае наших фронтов в борьбе за социалистический реализм. Мы с вами обязаны осудить выступающих здесь ораторов. "Буря" Эренбурга - совесть времени, совесть нашего поколения, совесть и знамение эпохи..."
    За роман "Буря" Илья Эренбург получил Сталинскую премию первой степени. На всю жизнь писатель сохранил верность Сталину...

    Советская литература

    Илья Григорьевич Эренбург

    Биография

    Эренбург Илья Григорьевич (1891−1967) родился в еврейской семье (отец - инженер); детство провел в Киеве, учился в 1-й Московской гимназии, из 6-го класса был исключен за участие в революционном кружке. В 1908 был арестован, выпущен под залог и, не дожидаясь суда, сбежал во Францию.

    Разочаровавшись в идеях большевизма, переключился на литературные занятия. Дебютировал в 1910 выпущенной в Париже маленькой книжкой «Стихи» (по определению М. Волошина, сочинений «искусных, но безвкусных, с явным уклоном в сторону эстетического кощунства»), и затем почти каждый год издавал небольшими тиражами в Париже сборники за свой счет и отправлял их в Россию знакомым («Я живу», 1911; «Одуванчики», 1912; «Будни», 1913; «Детское», 1914).

    Первой «настоящей» книгой впоследствии считал «Стихи о канунах», 1916. На стихи обратили внимание В. Брюсов, Н. Гумилев, С. Городецкий, они вызвали много откликов в критике. А. Блок в 1918 в статье «Русские денди» упоминает уже о «моде на Эренбурга».

    В эти годы И. Эренбург переводил французскую и испанскую поэзию, вошел в круги художественной богемы Парижа (П. Пикассо, А. Модильяни, М. Шагал и др.). После Февральской революции вернулся в Россию, но октябрьский переворот встретил враждебно (сборник стихов «Молитва о России», 1918, где отразились тогдашние настроения писателя, был изъят из советских библиотек).

    Жил сначала в Москве, потом скитался по югу страны, пытался зарабатывать на жизнь публицистикой (писал статьи и доброжелательные по отношению к революции, и контрреволюционные).

    В 1921 выехал в «творческую командировку» в Берлин, сохраняя советский паспорт, и большая часть его самых значительных прозаическиих произведений была создана в годы «полуэмиграции» («Необыкновенные похождения Хулио Хуренито и его учеников…», роман «Рвач», мелодрама «Любовь Жанны Ней», исторический роман «Заговор равных», сборник рассказов «Тринадцать трубок» и многие другие).

    Книги И. Эренбурга издавались одновременно и за границей, и на родине. Долгое пребывание в Германии и Франции в таком исключительном положении привело к тому, что Эренбурга не считали до конца «своим» ни в эмигрантской среде, ни в советской России.

    В 1918-1923 продолжали выходить небольшие поэтические книжки Эренбурга, но интереса у критики и у читателей они не вызывали. К написанию стихов И. Эренбург вернулся в конце жизни (часть поэтического наследия публиковалась посмертно,), а современникам Эренбург был известен главным образом как яркий публицист, романист, автор мемуаров «Люди, годы, жизнь».

    Илья Григорьевич Эренбург родился 1891 года в семье инженера. Его детство прошло в Киеве, а уже во время учебы в первой Московской гимназии он был исключен из учеников в шестом классе, по причине посещения революционного кружка.

    В 1908 году, Илью Эренбурга арестовали, а через некоторое время выпустили под залог, но писатель не дожидаясь суда, вынужден был покинуть родину и бежать во Францию, в связи с политическим преследованием.

    За границей Эренбург полностью разочаровывается в большевицких идеях и начинает писать. Его первая книга под названием «Стихи» вышла в Париже 1910 года. Дебют оказался успешным, и уже вскоре мир увидели несколько сборников «Я живу» - 1911, «Одуванчики» - 1912, «Будни» - 1913, «Детское" - 1914. Поэт отправлял данные издания своим знакомым в Россию.

    Вышедшая в свет 1916 года книга И. Г. Эренбурга «Стихи о канунах» вызвала целый всплеск критики и отзывов. Александр Блок впоследствии написал в 1918 году, что появилась «мода на Эренбурга».

    В этот период писатель занялся переводами на русский испанской и французской поэзии, а также стал часто появляться в кругах парижской художественной богемы. Он общался с П. Пикассо, М. Шагалом, А. Модильяни.

    По исходу Февральской революции И.Эренбург возвращается в Москву, но в своем сборнике стихов «Молитва о России» вышедшем 1918 года негативно высказывается об октябрьском перевороте.

    Пробыл в России Эренбург И.Г. недолго, в 1921 году он уезжает в Берлин, в так званую «творческую командировку». Здесь выходят его самые значимые произведения: «Необыкновенные похождения Хулио Хуренито и его учеников…», мелодрама «Любовь Жанны Ней» и другие.

    Книги Эренбурга печатались как заграницей, так и в России.

    В последние годы жизни Илья Эренбург вернулся к написанию стихов, некоторые издания вышли в мир уже после его смерти.

    Современникам Эренбург И.Г. запомнился как публицист и романист. Умер в августе 1967 года.