ПРОЕКТ

«ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ»

Симонова О.А.

Воспитатель МДОУ № 72

от ребёнка в душе взрослого?

Широко раскрытые на мир глаза.

Непосредственность.

Горячую на всё отзывчивость.

Чистоту помыслов.

Мечту. Доверчивость.

В. Бианки.

Скачать Конспект:

Цель: расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателя — натуралиста В. Бианки.

Задачи: — познакомить с жизнью и творчеством писателя;

Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные выводы в процессе получения знаний о животном мире;

— воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту

родной природы;

— учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В. Бианки; к месту употреблять в речи

поговорки, загадки, звукоподражания;

— расширить представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.

Вид проекта: среднесрочный, познавательно-информационный.

Участники проекта: дошкольники 6-7 лет, их родители, педагоги ДОУ.

Материал и оборудование: книги В. Бианки, картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео, аудиозаписи о природе. Материалы для театрализованной и конструктивной деятельности.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

Анкетирование родителей.(Выявить что читают родители детям дома.)

Круглый стол с участием родителей и детей.

-«Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.

Оформление информационного уголка для родителей «Диалог с природой». (Размещение консультаций и рекомендаций по теме.)

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий.

Основной этап.

Работа с родителями.

Подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов для оформления «Лесной газеты». (Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности. Расширить сферу сотрудничества педагогов, родителей и детей.)

Выпуск «Лесной газеты». (Развивать совместное творчество педагогов, родителей и детей.)

-«Книга кроссвордов» о животных. (Побуждать родителей к участию в мероприятиях детского сада.)

Выставка поделок из природного материала «Загадки природы».

Конкурс родителей «Птичья столовая». (Изготовление кормушек.)

Работа с детьми.

Экскурсия в городскую библиотеку. (Продолжить знакомить с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления о библиотеке. Формировать бережное отношение к книге.)

Чтение произведений В. Бианки о птицах: «Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры», «Чьи это ноги?», «Лесные домишки». (Дать научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.)

Целевая прогулка в парк.(Рассказать о жизни птиц. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.)

Занятие «О тех, кто летает».(На примере произведений В. Бианки расширить представление о птицах, их повадках и жизни рядом с людьми.)

Лепка «Птицы». (Учить передавать характерные особенности внешнего вида и движений птиц.)

Театрализованное представление «Птичий хоровод».(Развивать навыки публичных выступлений, умение говорить убедительно и аргументированно.)

Чтение произведений В. Бианки о животных: «Купание медвежат», «Приключение Муравьишки», «Теремок», «Хвосты», «Лис и мышонок».(Учить понимать идею произведения, выделять средства художественной выразительности.)

Вечер загадок «Угадай, кто это?».(Развивать логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность. Способствовать расширению кругозора.)

Аппликация по произведению В. Бианки «Купание медвежат».(Учить передавать образ животного.)

Конструирование из природного материала по произведению В. Бианки «Лесные домишки». (Развивать воображение, навыки работы с различными материалами.)

Конкурс рисунков по произведениям В. Бианки.(Учит передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, изобразительные навыки.)

Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов В. Бианки.(Развивать творческую активность, фантазию, воображение.)

Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц» и «Звуки леса».(Учить узнавать птиц по голосам.)

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих игр.(Закреплять образные обороты речи, знакомые детям по произведениям В. Бианки.)

Литературный турнир «Умники и умницы». (Выявить знания произведений В. Бианки. Развивать память, слуховое внимание. Активизировать речь.)

Оснащение предметно-развивающей среды:

Оформление книжного уголка произведениями В. Бианки.

Изготовление «Настенной книги»-таблицы, схемы, экологические цепочки.

Картотека загадок, пословиц, поговорок, народных примет по теме.

Выставка совместных работ детей и родителей.

Создание альбома «Мы -художники иллюстраторы.(Рисунки детей по произведениям В. Бианки.)

Завершающий этап.

Презентация результатов проекта в форме экологического праздника «В гостях у природы».

Обобщение материалов проекта.

Представление проекта педагогам ДОУ.

Конспект игры по творчеству Виталия Бианки

Литературная интеллектуальная игра по произведениям Виталия Бианки

Толстикова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель, ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию литературную игру для учащихся начальной школы. Материал может быть интересен преподавателям 2-4 классов для проведения мероприятий по творчеству В.Бианки.
Цель: закрепление знаний по произведениям Виталия Бианки
Задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к животным,
формировать потребность в чтении,
формировать навыки работы в команде,
развивать мышление, внимание, память.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок В. Бианки, слушание рассказов в аудиозаписи, просмотр диафильмов по творчеству писателя, рисование по произведениям. Можно порекомендовать прочитать именно те произведения, которые использованы в мероприятии.
Оформление: портрет писателя, рисунки детей, выставка книг.

Ход игры.

Для игры дети делятся на команды не более 5 человек.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие, на котором мы ещё раз встретимся с героями произведений Виталия Бианки. На уроках вы познакомились не только с биографией писателя, но и с некоторыми его произведениями. Много интересных книг этого автора вы брали в библиотеке. Также мы просмотрели диафильмы по его рассказам и сказкам. О чём писал свои книги Виталий Бианки?
Дети: О природе. Про животных.
Педагог: Виталий Бианки очень любил природу и всех её обитателей. Чему учат нас книги этого автора?
Дети: Бережно относиться к природе, помогать животным, заботиться о них.


Педагог: Ребята, я уверена, что после знакомства с творчеством Виталия Бианки и его героями вы стали добрее, научились ценить природу и всегда придёте на помощь нуждающемуся в ней животному. А сегодня вам представится возможность показать свои знания по творчеству этого писателя, приняв участие в литературной игре, которая будет проходить в виде конкурса между командами. Я желаю Вам удачи, и помните, что только дружная команда сможет добиться успеха!

Педагог: Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Здесь спрятались все насекомые, которые помогли муравьишке добраться до дома. Рядом карточки с изображениями этих насекомых. Вам надо найти в сетке кроссворда названия всех насекомых, а карточки расположить в таком порядке, в каком эти насекомые встретились и помогли муравью.


Ответы:

Педагог: Вместе встретились герои двух сказок Виталия Бианки. Помоги каждому герою найти свою сказку. Что это за сказки? Кто является героем обеих сказок? Положите эту карточку между двумя группами карточек.
Карточки: белка, дятел, корова, куница, лисица, медведь, муха, оленуха, пчёлы, рак, рыба, скворец, слизняк, сыч
Ответ:

Педагог: Сейчас мы вместе с щенком из рассказа Бианки «Первая охота» отправимся погулять. Я вам буду говорить утверждения. Если вы согласны со мной – хлопайте над головой, если нет – приседайте, обняв колени.
Верите ли вы, что щенок гонял по двору кур и гусей? (Нет, только уток, от гусей он убегал)
Верите ли вы. Что удод хотел его удивить? (Да)
Верите ли вы, что вертишейка хотела его напугать? (Да)
Верите ли вы, что выпь хотела над ним пошутить? (Нет, она хотела его обмануть)
Верите ли вы, что гусеницы, бабочки и кузнечики хотели от него спрятаться? (Да)
Верите ли вы, что жук-бомбандир хотел его укусить? (Нет, он хотел его прогнать)

Педагог: Ребята, перед вами ребусы, в которых зашифрованы названия птиц. Вам надо их расшифровать и вспомнить названия рассказа Виталия Бианки, из которого они к нам прилетели.
Ответ: ласточка, голубь, зуёк, сокол, иволга, пеночка, чёмга – «Лесные домишки»

Педагог: Ребята, перед вами африканский кроссворд. Вам надо вычеркнуть одинаковые буквы в каждой строчке и в каждом столбце. Из оставшихся букв вы прочитаете кличку собаки, которой будет посвящён наш следующий конкурс.
Ответ

Педагог: в этом конкурсе каждый игрок будет самостоятельно защищать свою команду. Вы по очереди подходите к столикам с сигнальными карточками от 1 до 4. Я вам зачитаю вопрос и 4 варианта ответа. Вы должны поднять номер карточки с правильным ответом.
Где у Латки находилось пятно, как заплатка?
1. На глазу
2. На носу
3. На груди
4. На лбу
Какой породы была Латка?
1. Немецкой
2. Испанской
3. Русской
4. Она была беспородной
Что Латка принесла Тане вместо потерянного полуботиночка?
1. Тапки
2. Голенище
3. Палку
4. Тряпку
Сколько утят принесла Латка из камышей?
1. 1
2. 5
3. 6
4. Это были гусята
Какого животного боялась Таня с мальчишками встретить в лесу?
1. Волка
2. Медведя
3. Соседских собак
4. Никого не боялисьПедагог: После знакомства с рассказом «Мышонок Пик», детям было задано написать сочинение с кратким содержанием рассказа. Ученик был очень невнимательным и сдал учителю такое сочинение:
Пик построил себе кладовую для запасов пищи, но тут его чуть не догнала лиса. Пик убежал от неё и встретился с лягушонком, но тут же попался в мышеловку. Мышонок вырвался из неё и очутился на необитаемом острове, где рыболов-cкопа опрокинул кораблик, в котором плыл Пик. Мышонок от горя впал в спячку и сорокопут-жулан больно ударил его клювом в спину. Тогда Пик отправился в путешествие на кораблике и подружился с детьми. Но тут его схватила когтями ушастая лесная сова, а слизняк вымазал жилище мышонка противной слизью. Только шёрстка-невидимка спасла Пику жизнь. Мыши не приняли Пика в свою семью, и козы съели все запасы Пика, к тому же на Пика накинулось шмелиное войско.
Педагог: Вам надо исправить это сочинение, и расставь карточки с приключениями мышонка в правильной последовательности. Для выполнения этого задания вы можете воспользоваться книгой. Тут вам очень поможет умение работать в команде.


Ответ:
1. Отправился в путешествие на кораблике.
2. Рыболов-cкопа опрокинул кораблик, в котором плыл Пик.
3. Пик встретился с лягушонком.
4. Шёрстка-невидимка спасла Пику жизнь.
5. Сорокопут-жулан больно ударил Пика клювом в спину.
6. На Пика накинулось шмелиное войско.
7. Пик очутился на необитаемом острове.
8. Слизняк вымазал жилище мышонка противной слизью.
9. Пик построил себе кладовую для запасов пищи.
10. Пик впал в спячку.
11. Козы съели все запасы Пика.
12. Пика схватила когтями ушастая лесная сова.
13. Мышонка чуть не догнала лиса.
14. Мыши не приняли Пика в свою семью.
15. Пик попался в мышеловку.
16. Пик подружился с детьми.
Педагог: Ребята, на этом наш конкурс закончился. Но на этом, я думаю, не закончится ваше знакомство с творчеством Виталия Бианки. Читайте его рассказы, и вы узнаете ещё много нового и интересного о природе и её обитателях.
Подведение итогов.

Комитет образования администрации

Балаковского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Сказка»

г. Балаково Саратовской области

Проект «Наш любимый писатель В.Бианки»

Хлебникова Ольга Сергеевна воспитатель старшей группы №5 МАДОУ д/с №11 «Сказка» г.Балаково Саратовской области

январь 2016

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Сроки – проект краткосрочный 1 месяц, в старшей группе.

Цель проекта :

Продолжить работу по ознакомлению детей с литературой, с творчеством русских писателей. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о литературе, о творчестве различных писателей, о книгах.

2. Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края.

3. Способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности.

4. Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Активизировать знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.

Планирование и организация деятельности

№ п/п

Мероприятия

Цели

Сроки проведения

  1. Подготовительный этап.

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям В.Бианки

1 неделя

Подбор наглядно-дидактического пособия, демонстрационного материала для занятий

Создать условия для демонстрации произведений

1 неделя

Создание пальчикового театра «Лесной колобок – колючий бок»

Создать условия для театрализованной игры

1 неделя

Создание аудиобиблиотеки произведений В.Бианки

Пополнить аудиобиблиотеку группы

1 неделя

2. Основной этап

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В.Бианки

2 неделя

Изучение биографии писателя

Развивать у детей интерес к писателю как к личности

2 неделя

Оформление книжного уголка

Создать условия для реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

2 неделя.

Составление картотеки загадок о животных и птицах.

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей.

2 неделя.

Беседа по произведениям писателя

2 неделя

Чтение произведений «Лис и мышонок», «Теремок», «Лесной колобок – колючий бок», «Синичкин календарь»

Побуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

2 недели.

Целевая прогулка в библиотеку

Обобщить представления у детей о творчестве В.Биаки

2 неделя

Целевая прогулка «Кормушка для птиц»

Прививать любовь к птицам

2 неделя

Построение кормушек для птиц совместно с родителями

Прививать желание заботиться о птицах

2 неделя.

Аппликация «Веселые медвежата»

3 неделя

Коллективная аппликация «Птицы на кормушке»

Формировать навык коллективной работы

3неделя

Лепка «Медвежата»

Формировать умение передавать характерные особенности героев

3 неделя

Лепка «Птицы»

3 неделя

Пальчиковый театр «Колобок – колючий бок»

Формировать умение у детей эмоционально воспринимать образное содержание рассказа.

  1. неделя

3.Заключительный этап

Развлечение по произведениям В.Бианки

Вызвать эмоциональный интерес.

4 неделя

Обработка и оформление материалов проекта

4 неделя

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1894- 1959)
Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому разносторонние знания - вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.
Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, д.Н. Мамин - Сибиряк, американский писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно - познавательной книги для детей М. Ильин, К.Г. Паустовский, В. Житков, а учениками и последователями - признанные ныне детские писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.


«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... - от этой силы. Благословенна она и во мне и в других - в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», - записывал он в своем дневнике.
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое - Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц.
Сколько часов терпеливых провел я
В легких шалашках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, - птиц наблюдая,
Птицам невидимый, -
писал он. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии». На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.
В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала война и мобилизация в армию. После Октябрьской революции жил несколько лет на Алтае - работал учителем в школе, многое делал для местного краеведческого музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же будущий писатель впервые проявил свои литературные способности, опубликован небольшие заметки и стихи о природе. В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя литературному труду.
С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством С.Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные домишки»,
«Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения,
принесшие писателю известность.
С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое - в 1928 г.), постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые произведения. Большой творческий
успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни.
Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н.И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.) Перед нами не скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском пути» и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко усваиваемый ребенком.
Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив... человеческую жизнь в зависимость от знания следов», - писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.
Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.
В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».
Произведения Бианки - прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.

Беседы по произведениям

1. Тема: В. Бианки «Первая охота»

Цель: Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

  1. Чтение сказки «Первая охота».
  2. Беседа и обсуждение.

Вопросы:

Какие звери попадались Щенку на охоте?

С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

Почему Щенок не узнал Выпь? Где она спряталась? (в камышах)

Почему Щенок не увидел Удота? Как выглядит Удот? На что он похож? (на пестрый лоскут)

Куда спряталась Вертишейка? Почему испугался Щенок?

Каких птиц вы еще знаете?

Ребята, хотите нарисовать птиц, которых встретил Щенок?

3. Рисунок по теме. Обсуждение работ.

4. Физкультминутка.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою, Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой.

5. Викторина

Загадки про птиц

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это … (снегири).

И в лесу, заметьте дети,

Есть лесные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши: прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? …(соловей)

Верещунья, белобока,

Изовут ее … (сорока).

Не царь, а в короне, не всадник,

А со шпорами (петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?.. (цапля)

2. Тема: В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: Изучить, где живут птицы, воспитывать интерес к природе, наблюдательность, развивать память, речь, мышление.

Ход занятия

  1. Введение в тему.

–Ребята, угадайте загадку: без рук, без топоренка построена избенка? (гнездо)

– Ребята, а где живут птицы? Все ли птицы живут в гнездах? Давайте узнаем это из рассказа Виталия Бианки.

  1. Чтение рассказа «Лесные домишки».
  2. Обсуждение. Вопросы:

Расскажите как потерялась Ласточка-береговушка?

С кем познакомилась Береговушка на пути к дому?

Где живет Зуек? (в камнях)

Какой домик у лесного голубя Вытютня? Понравился ли его домик Береговушке? Почему?

Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу? (осы)

На что похож домик иволги? (на плетеную корзиночку)

Почему домик Иволги не понравился Береговушке? (качается)

Где жила Пеночка? (в шалашике в траве?) Почему не осталась у ней Береговушка?

Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке)

Кто еще живет в домиках на дереве? (белки)

Нашла ли Береговушка свой домик?

Где находился домик Ласточки-Береговушки?

Ребята, чей домик вам больше всего понравился?

Чей домик вам показался самым удивительным?

Хотите нарисовать птичек и их домики?

4. Нарисуйте Береговушку и ее домик или любой другой домик понравившейся птички.

5. Чтение разучивание стихотворения В. Бардадыма «Ласточка»

Ласточка

Спой мне ласточка, - прошу,

А она в ответ:

Спешу! –

Клювом глины зачерпнула

И под крышу упорхнула

Целый день забот полна –

Домик строила она.

Дни прошли. Опять прошу,

А она в ответ:

Спешу!

Считаны минутки!

У меня малютки.

Мошек ловлю,

Крошек кормлю. –

В гости дождик зачастил.

Старый тополь загрустил.

Спой мне ласточка, прошу,

А она в ответ:

Спешу!

Собираю в путь семью,

Возвращусь весной - спою.

3. Тема В. Бианки «Мастера без топора»

Цель: Продолжать знакомить детей с птичьими домиками, развивать память, мышление.

Ход занятия .

1. Ребята на прошлом занятии мы узнали много интересного про птичьи домики, кто помнит, где живут птицы?

А где жила Ласточка – Береговушка? Как вы думаете, почему ее так звали?

2. - Кто хочет рассказать стихотворение про ласточку? (чтение стихотворения)

3. Чтение Рассказа В. Бианки «Мастера без топора».

4. Беседа по вопросам.

Ребята, что нового вы узнали про птичьи домики?

Вьет ли гнездо Козодой?

Из чего делает гнездышко Ремез – синичка? (из пуха)

Из чего домик у Ласточки-Касаточки? (из глины)

Опишите домик Дрозда. (снаружи зеленым мхом украшено, внутри – как чашечка, гладкое).

Какое гнездо у орла?

5. Ребята, отгадайте загадку:

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу (дятел)

Какой домик у дятла?

Ребята, кто хочет нарисовать дятла?

6. Выполнение аппликаций по теме. Обсуждение работ.

7. Разучивание скороговорок:

Дятел лечит древний дуб,

Добрый детел дубу люб.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

8. Физкультминутка

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

9. Переход к игре

Игра «летает не летает». Педагог называет птиц, дети машут руками, если птица летает:

Сова, аист, воробей, пингвин, ласточка, синица, страус и т.п.

4. Тема: В. Бианки «Чей нос лучше»

Цель: в продолжении темы «Знакомство со строением птицы» можно прочитать рассказ «Чей нос лучше».

Оборудование: изображения птиц, встречающихся в рассказе.

  1. Ребята, отгадайте, у человека ногти, а у птицы – (когти), у человека - нос, а у птицы - (клюв).
  2. Чтение рассказа.
  3. Беседа. Вопросы:

Как называется нос у птицы? У всех ли птиц клювы одинаковые?

Чей клюв вам показался самым удивительным?

Какой клюв у Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.

Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (расщелкивать орешки, шишки). Покажите Дубоноса.

Какой клюв у Клеста-Крестоноса?

Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить» произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена).

Для чего Бекасу-Долгоносу длинный и прямой клюв? (козявок из тины доставать)

Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху) Зачем ему такой клюв? (в воде живность поддевать).

Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит? (чтоб червяков и букашек из травы доставать)

Какой нос у Широконоса? (толстый как лопата)

В чем особенность клюва у Козодоя-Сетконоса? (клюв и сетка и глотка)

Какой клюв у Пеликана?

Что делает своим клювом Дятел?

Что стало с Мухоловом?

Ребята, кто кочет разукрасить понравившуюся птицу?

4. Разукрашивание птиц карандашами.

5. Закрепление материала.

Педагог рассматривает готовые работы и спрашивает: «Что это за хорошая птичка получилась у тебя, Петя?».

Ребята, как вы понимаете пословицу:

Красна птица пером, а человек умом?

7. Физкультминутка

Белые лебеди,

Лебеди летели

Инна воду сели.

Сели посдели,

Снова полетели.

  1. Переход к игре «Лиса и птицы». Правила: Выбирается лиса, остальные дети - птицы.

Считалка

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем.

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять…

Загадки о животных

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

* * *

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

* * *

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

* * *

Посреди двора

Стоит копна:

Спереди вилы,

Сзади - метла. (Корова)

* * *

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

* * *

С бородой родится,

Да никто этому не дивится. (Козёл)

* * *

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)

* * *

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)

* * *

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

На спинке - щетинка. (Свинья)

* * *

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

* * *

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

* * *

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его? (Сурок).

* * *

На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

* * *

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

* * *

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

* * *

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины. (Бобры)

* * *

То рыжая, то серая,

А по названью белая. (Белка)

* * *

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

* * *

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

* * *

Все движутся вперёд,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад. (Рак)

* * *

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

* * *

Вьётся верёвка,

На конце головка. (Змея)

* * *

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (У улитки)

* * *

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги. (Черепаха)

* * *

Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто? (Черепаха)

* * *

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

* * *

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень)

* * *

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

* * *

В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт. (Лиса)

* * *

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

Как зовут её? (Лиса).

* * *

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

* * *

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы -

Уши больше головы? (Заяц)

* * *

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (Ёж)

* * *

Смотри: лежит под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да вдруг побежала. (Ёж)

* * *

Ёжик вырос в десять раз,

Получился... (дикобраз).

* * *

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

* * *

Что за коняшки -

На всех тельняшки? (Зебры)

* * *

Я очень забавна,

Скачу я и бегаю,

А в фильме цветном

Я всегда чёрно-белая. (Зебра)

* * *

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

* * *

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

* * *

Через море-океан

Плывёт чудо-великан,

Прячет длинный ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

Загадки о птицах

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

* * *

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка,

Раньше всех встаёт,

* * *

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

* * *

Явился в жёлтой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

* * *

У матери двадцать деток,

Все детки - однолетки. (Курица с цыплятами)

* * *

Когда плывёт - прекрасен,

Когда шипит - опасен. (Гусь)

* * *

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит лёгкие перинки. (Гусь)

* * *

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (Скворец)

* * *

И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

* * *

Чёрный жилет, красный берет,

Нос - как топор, хвост - как упор. (Дятел)

* * *

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

* * *

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

* * *

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

* * *

Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

* * *

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

* * *

В болоте плачет,

А из болота не идёт. (Кулик)

* * *

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

* * *

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

* * *

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

* * *

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей).

* * *

Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

* * *

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

* * *

Глазищи круглы,

Когтищи остры,

Носище кривой -

Разбойник лесной. (Филин)

* * *

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли -

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

* * *

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

* * *

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)

* * *

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок)

* * *

Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду -

Чужим их сбуду. (Кукушка)

* * *

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

* * *

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

* * *

Скажи ты мне,

Какой чудак

И днём и ночью

Носит фрак. (Пингвин)

Пословицы про животных

Корова черна, да молоко у неё белое.

У коровы молоко на языке.

Корми корову сытнее, молоко у неё будет белее.

У хорошей доярки корова маслом доится.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Хорошо накормишь - плохой конь будет хорошим скакуном.

Веди за скотиной уход, будешь иметь доход.

Будут на ферме корма - не страшна зима.

На капустнике козёл не караульщик.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Кошки грызутся - мышкам раздолье.

Две кошки в одном мешке дружбу не заведут.

Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.

Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Лиса всё хвостом прикроет.

Близ норы лиса на промысел не ходит.

Старую лисицу не травят молодыми собаками.

Лиса и во сне кур считает.

Назначили лису воеводой в лесу: пера много, а птицы нет.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостиком заметает.

Каждая лиса свой хвост нахваливает.

Волк остаётся волком, даже если он не съел твоей овцы.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Прикинулся бы волк козой, да хвостик не такой.

Не сменит волк натуру, пока не снимут шкуру.

Волка ноги кормят.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Если верблюда не заставишь лечь, его не навьючишь.

Лев уже и львёнком грозен.

Из пасти льва добычу не вытащишь.

Бойся тигра, а не его следов.

Досуговое мероприятие по произведениям В.В.Бианки.

Задачи: Закрепить знания детей о произведениях В.В.Бианки. Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок, используя различные изобразительные техники. Воспитывать любовь к книге.

Предварительная работа: Просмотр мультфильмов “Приключения Муравьишки”, “Сова”, “Оранжевое горлышко”, прослушивание аудиозаписи сказок В.Бианки“Анюткина-утка”, “Аришка-трусишка”, чтение сказок “Колобок - колючий бок”, “Приключения Муравьишки”, “Кукушонок”, “Лис и мышонок”, “Теремок”.

Материалы: Портрет В.В.Бианки, книги, костюмы, иллюстрации животных.

Воспитатель: Наша сегодняшняя встреча посвящена известному писателю Виталию Валентиновичу Бианки. В.В.Бианки известный детский писатель, открывший мир леса для многих юных читателей. Любовь к природе Виталию Валентиновичу привил с детства отец, известный ученый орнитолог, директор Зоологического музея. Бианки часто называл своего отца главным “учителем леса”. Отец рано начал брать его с собой в лес. Учил узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. Бианки написал большое количество детских сказок и рассказов о повседневной жизни животного мира. Порой придавая героям человеческие черты, но не преувеличивая и не добавляя сказочных моментов. Многие рассказы это заметки из жизни Виталия Валентиновича. Вся его жизнь была связана с лесом, с природой.

Бианки много путешествовал. В молодости участвовал в научных экспедициях по Уралу, Волге, Алтаю и Казахстану. Был хорошим футболистом. Его ставили в сборную города Петербурга. Он бил с обеих ног, славился резким рывком и точной прострельной передачей. Великолепно подавал угловые, хлестким, резаным ударом прямо на ворота.

Перед смертью много болел. Но до последнего был верен лесу и своему маленькому читателю.

А сейчас посмотрим сказку Бианки “Колобок – колючий бок”, которую подготовили вам ребята.

Жили-были старик со старухой - те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок - и наткнись на что-то колючее. Старуха: "Ой!" - а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

Катится Колобок по дорожке, - навстречу ему Волк:

Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, Волк, подавно уйду!

Волк рассердился - хвать его лапой! Колючки в лапу впились, - Волку, ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, - только его Волк и видел!

Катится Колобок, - навстречу ему Медведь:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я лесной колобок - колючий бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, - губы наколол, - ой, больно! А Колобок опять покатился, - только Медведь его и видел.

Катится Колобок, - навстречу ему Лиса:

Колобок, Колобок, куда катишься?

Качусь по дорожке.

Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я лесной колобок - колючий бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

ВЕсь колючками оброс,

Я кругом нехорош;

Как меня ты возьмешь?

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От Медведя ушел,

От тебя, Лисы, не хитро уйти!

И только было покатился по дорожке, - лиса его тихонечко, одними коготками, толк в канаву! Колобок - плюх! - в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, - поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж.

Звучит фонограмма “Звуки природы”

Повсюду: в лесу на полянке, в реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки, у них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде, всегда удивлённо смотреть.

Послушайте о великом писателе ВИТАЛИИ ВАЛЕНТИНОВИЧЕ БИАНКИ (читается биография)

Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир.

Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка – нянька не спускал глаз с озорников, а медведица – мать развалилась на пригорке и дремала.

А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы, - сейчас кинутся друг на друга...Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, - так и остались...

Вот высоко в воздухе застыл без движения орел. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное...

Стекло. Все звери и птицы за стеклом!

Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?

Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец – русский ученый естествоиспытатель.

В доме напротив родился в 1894 году мальчик – будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.

С природой его познакомил отец. Он брал с собой сына на охоту и прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя по следу, и самое главное – научил записывать свои наблюдения.

К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы оживить всех этих зверей и птиц.

Таким словом и стало художественное слово рассказчика – писателя.

Первая книжка В.В.Бианки для детей – “Лесные домишки” - вышла в 1923 году. За три с половиной десятилетия работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей. Юным читателям хорошо известны его сборники: “Сказки”, “Лесная газета”, “По следам”, “Где раки зимуют”, “Рассказы об охоте” и многие другие.

На многих языках народов нашей Родины издавались его произведения. Его книги переведены также на многие иностранные языки.

Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с ружьем, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед вами картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами.

Бианки ведет юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, плывет по озерам Урала, бродит по тайге, тундре, степи...

Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.

Писатель раскрывает своему юному читателю глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.

Много загадок природы уже раскрыто нашими учеными. Еще больше надо изучить, разгадать, понять.

И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.

Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям.

На нашем празднике посвященному творчеству В.В.Бианки мы вместе с вами узнаем, как художественное слово помогло вам ближе познакомиться с окружающим нас миром. Поэтому мы решили назвать наш праздник словами самого писателя В.В. Бианки: “Растения и животные, леса и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами своими голосами”

Дети читают стихотворение Н.Саконской.

Солнца луч блеснул в листве и прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг, оживился лес и луг.
Вот зашевелились птицы- им давно уже не спится.
Перышки свои встряхнули, в небо с веточек вспорхнули.
Здесь, на опушке, стрекозы – подружки
Знакомых позвали на бал. В траве под сурдинку
Скрипач – невидимка старинные вальсы играл.
Букашки с былинкой танцуют в обнимку,
Осу подхватил мотылек, поет им комарик,
И синий фонарик зажжет в темноте светлячок.

Предлагаем вашему вниманию литературный аукцион.

Детям предлагается назвать как можно больше произведений В.Бианки. Родители дополняют.

Проверим ваши знания произведений В.Бианки. Угадай, кто это?

По описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как называется рассказ или сказка.

  1. “Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат”. (Паук – сенокосец. “Как муравьишка домой спешил”.)
  2. “Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит – скользит по воде, как по льду.” (Водомерка – клоп. “Как муравьишка домой спешил”.)
  3. “На листке сидит, шелковую нитку на себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны”. (Гусеница. “Как муравьишка домой спешил”.)
  4. “Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сома под камень. (Ящерица. “Первая охота”.)
  5. “Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!”. (Жук – бомбардир. “Первая охота”.)
  6. “Надули пузыри за ушами, высунули голову из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения”. (Лягушки. “Кто чем поет?”)
  7. “Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще, трещотка трещит деревянная, да и только.” (Аист. “Кто чем поет?”)
  8. “Сунула в озеро клюв, набрала полный воды, да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: “Трумб – бу – бу – бумм”! – словно бык проревел (Выпь. “Кто чем поет?”)
  9. “Хвостом упёрся, назад откинулся, замахнулся головой – как задолбит носом по суку. Точь в точь барабанная дробь.” (Дятел. “Кто чем поет?”)
  10. “Залетел под облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся к земле носом и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как с высоты брошенная дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. Как будто в небе барашек заблеял.” (Бекас. “Кто чем поет?”)
  11. “Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута”. (Летучая мышь. “Чьи это ноги”.)
  12. “Скрипочка у не на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях зазубринка, а на ножках зацепочки. Трет она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет”. (Саранча. “Кто чем поет?”).
  13. “В еловой леске дом. Один пол, да и тот, как решето, весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые яйца лежат.” (Лесной голубь витютень. “Лесные домишки”)
  14. А чей домик висит на берёзовой ветке, крошечный и лёгкий? Похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. (Осиный. “Лесные домишки”)
  15. А у кого домик высоко над землёй подвешен среди листьев и ветвей? Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок, и тонкой берёзовой кожурки. (У Иволги. “Лесные домишки”)
  16. Чей домик в траве как шалашик из сухой травы и мха? Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких пёрышек. (Пеночка. “Лесные домишки”)

Немного разомнёмся. Ритмопластика под песню: “В траве сидел кузнечик”.

Детям предлагается исполнить подготовленный танец.

А теперь проверим умеете ли вы отгадывать загадки. Загадки о птицах.

Загадки загадываются поочерёдно детям и родителям.

Детям.

Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет? (Воробей.)

Кто зимой средь хвойных веток в феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом, птичку ту зовут... (Клестом.)

Кто в лесу у нас гадает, про судьбу и жизнь все знает?
Прокукует - подсчитаешь - сколько жить тебе, узнаешь! -
Птичка, серая подружка, а зовут ее... (Кукушка.)

Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач.)

Сидит он на болоте и плачет днем и ночью,
Другим же плакать не велит. Как птицу ту зовут? (Кулик.)

Родителям.

Высоко он вьется, чуть дрожа, замрет,
Тихо покачается, вкось крылом махнет.
Песня льется, оборвется – с высоты спадает нить:
Время птице возвратиться и в гнездо стрелой скользить (Жаворонок)

Звали птицу и “дремлюгой”, и “чурилой – ночником”.
И шарахались с испугу, кто с ним вовсе не знаком,
А на вид не так уж страшен; на крылах узорный крап,
Под кору стволов окрашен, оперен до самых лап.
Головастый, черноусый, кошелем разинет клюв,
А глаза круглы, как бусы, смотрят в звезды не моргнув. (Козодой.)

Хохол свой развернет, жука найдет поклонится,
За стрекозой погонится: У- ду, У –ду, что надо, то найду. (Удод.)

В дупле у пестрой... птенцы покручивают шейкой,
Язык высовывают клейкий, на всех шипят сердитой змейкой. (Вертишейка.)

Предлагаем вам посетить книжную галерею

Детям предлагается подобрать иллюстрации к книгам, к которым они были нарисованы.

Интеллектуальная игра “Угадай-ка” Выберите правильный вариант ответа.

Произведение “Как Муравьишка домой спешил”

Дунул ветерок и полетел Муравьишка.

На чем отправился в долгий путь Муравьишка?

А) На листе берёзы. Б) На паутине. В) На сухой травинке.

Кто помог Муравьишке в самый последний момент добраться до дома?

А) Паук-сенокосец. Б) Гусеница листовертка. В) Жучок-блошачок.

Произведение “Теремок”

В каком старом-престаром дереве жили разные животные по очереди?

А) Липа. Б) Дуб. В) Тополь.

Рассказ “Чей нос лучше?”

Кто является главным героем этого рассказа?

А) Клёст-крестонос. Б) Мухолов-тонконос. В) Дятел-долбонос

У какой птицы нос похож на долото?

А) У дятла Б) У тукана В) У цапли

Рассказ “Первая охота”

Кто подумал, что удивит щенка, героя рассказа “Первая охота”?

А) Улитка Б) Удод В) Утка

Как напугала Вертишейка Щенка в рассказе “Первая охота”?

А) Притворилась змеей Б) Клюнула Щенка в носВ) Громко закричала

Рассказ “Мышонок Пик”

Кого первым встретил мышонок Пик ночью после кораблекрушения?

А) Лису Б) Лягушат В) Белку

Почему мышонок осмелился и решил вылезти из-за сундука днём?

А) Захотел есть Б) Стало скучно В) Услышал игру мальчика на дудочке

Сколько недель было отроду Пику, когда он стал мореплавателем?

А) Две недели Б) Три неделиВ) Два месяца

Рассказ “Кто чем поет?”

Чем поет Бекас?

А) Крыльями Б) Хвостом В) Хохолком на голове

Рассказ “Хвосты”

Для чего муха решила завести себе хвост

А) Чтобы летать было удобнее Б) Для красоты В) Чтобы птиц отпугивать

У кого хвост-руль?

А) У рыбы Б) У рака В) У дятла

У кого хвост-весло?

А) У рыбы Б) У ракаВ) У дятла

У кого хвост-подпорка?

А) У рыбы Б) У рака В) У дятла

Игра “Подбери хвост или клюв”

Игра оформлена по подобию игр “Собери картинку из частей” Детям предлагается подобрать хвосты для животных, а родителям – клюв для птиц из произведений В. Бианки.

Пословицы и поговорки

Родителям и детям предлагается вспомнить пословицы и поговорки связанные с птицами.

Пора немного размяться. Мы предлагаем вам сыграть в подвижную игру “Кошка и скворцы”

Один ребенок “кошка”, остальные дети- “скворцы”. Родители по 3-4 человека берутся за руки и образуют кружки - “скворечники”. В каждом размещается по 4 “скворца”. “Кошка” находится в стороне. Пoд легкую веселую музыку “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”. В одном скворечнике могут находиться только 4 “скворца”.

Предлагаем вам посетить нашу художественную галерею. Здесь вы увидите работы своих детей.

Детям и родителям предлагается рассмотреть и обсудить выставку детских рисунков и работ выполненных совместно с родителями. Каждый ребёнок представляет свою работу.

Ребята сегодня ваши родители приготовили для вас стихотворение. Давайте послушаем их. Родители читают стихотворение Н. Старшинова “Давайте сохраним.”

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке, и клюкву на болоте.

О, как природа мать терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку – в небесах в таежных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

И под конец нашего мероприятия мы предлагаем вам всем вместе исполнить песню.

Дети исполняют песню. “Без друзей нам никак нельзя.”М. Дубравин – В. Суслов.

На этом наш литературный праздник закрывается. До свидания друзья, до новых встреч.

Список использованных источников.

  1. Бианки В.В. Лесные домишки/ Рис. А.Шангелдян. - М.: Стрекоза, 2000.
  2. Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. - М.: Капля, 1998.
  3. Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. - М.: РОСМЭН, 1996.
  4. Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. - М.: Стрекоза, 1999.
  5. Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-Запад, 1993
  6. Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. - Л.: Дет.лит., 1990.
  7. Волчок. Н.Саконской с иллюстрациями В.Лосина М.: ДЕТГИЗ, 1955 г

Интернет-ресурсы.

Предварительная работа

  1. Прочитать с детьми сказки и рассказы В. Бианки: “Как муравьишка домой спешил”, “Теремок”, “Чей нос лучше”, “Хвосты”, “Кто чем поет?”, “Первая охота”, “Чьи это ноги?”, “Лесные домишки”, “Мастера без топора”, “Лесная газета”.
  2. Провести с детьми и рекомендовать родителям сделать дома с детьми работы: рисунки, поделки для выставки по произведениям В. Бианки.
  3. Оформить выставку работ выполненных детьми и родителями.
  4. Разучить с детьми песни и стихотворения необходимые для праздника.
  5. Подготовить выставку книг В.Бианки.
  6. Оформление зала: портрет В. Бианки, фотографии В. Бианки, иллюстрации к произведениям В. Бианки, выставка детских работ и работ, выполненных вместе с родителями. Плакат с названием праздника: “РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ, ЛЕСА И ГОРЫ, И МОРЯ, ВЕТРА, ДОЖДИ, ЗОРИ – ВЕСЬ МИР ВОКРУГ НАС ГОВОРИТ С НАМИ ВСЕМИ СВОИМИ ГОЛОСАМИ”. В.В. БИАНКИ
  7. Познакомить детей с пословицами и поговорками по тематике произведений В. Бианки.
  8. Музыкальное сопровождение. “Звуки природы”, “В траве сидел кузнечик”, В. Шаинский – Н. Носов, “Без друзей нам никак нельзя”, М. Дубравин. – В. Суслов.
  9. Приглашение для родителей на праздник.

Приглашение для родителей на праздник

“Мир вокруг нас он не всегда солнечный и добрый, и чтобы жить в мире с этим миром, надо научиться лучше понимать его... а понимание приходит через Познание...” В.Бианки.

Давайте поможем нашим детям заполнить одну из страниц в Книге познания, прочитав с детства знакомые и любимые страницы рассказов о природе замечательного детского писателя Виталия Бианки.

Приходите к нам на праздник, послушайте, как ваши дети делятся впечатлениями, помогите им правильно осознать прочитанное....

А может...

Вы узнаете здесь что-то новое для себя!!!

Пословицы и поговорки

Был коршун, да выпорхнул. Воробей под кровлю, а сова на ловлю. Ворон ворону глаз не выклюет. Всякая птичка свои песенки поет. Красна птица пером, а человек умом. Курица по зернышку клюет, да сыта живет. Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел. Наряд соколий, а походка воронья. Одна ласточка весны не делает. Пуганая ворона и куста боится. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведешь. Яйца курицу не учат.

Галина Некрасова

Аннотация :

Дидактическое пособие представляет собой картонную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка :

Дидактическое пособие «Лэпбук » предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала : анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий : технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель : развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр

Задачи :

1. Закрепить представления детей о творчестве писателя

2. Развивать у детей мышление, речь, воображение, память

3. Развивать у детей интерес к художественной литературе.

4. Развивать у детей желание выполнять совместные игровые задания

Публикации по теме:

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками,.

В рамках проекта "Пейте, дети, молоко" мы с детьми старшей группы решили показать малышам сказку В. Бианки "Сова" Сначала мы выучили слова,.

Сегодня я хочу вам рассказать о проектной деятельности в нашей группе. В мае в нашей группе был подготовлен и реализован проект "Носит.

КВН «Лесные тропинки В. Бианки» КВН «Лесные тропинки В. Бианки». Воспитатели: Постникова Л. В., Курбатова Е. Н. Цели, задачи: познакомить детей с жизнью и.

Не так давно узнала о лэпбуке. Побродив по интернету, поняла, что лэпбук - это замечательное средство обучения, особая форма организации.

Проект «Знакомство с творчеством В. Бианки» Актуальность проекта: Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным.

Вид занятия: комплексное Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие.