Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА: Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки » 1

Илья Муромец Алёша Попович Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? Добрыня Никитич Бодныяр Киничти Шалёа Почивоп Ияль Румоцем 2

В. Васнецов. Богатыри 1881-1898, холст, масло,295,3x446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3

О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы - защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. 4

В мире русских былин

«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли...» Л.Н. Толстой

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

В. М. Васнецов. «Боян»

Происхождение слова «богатырь » Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям относятся Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

«Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца - это чувство справедливости и сознание своего долга - стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он - герой общенародный, общерусский. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».

Исцеление Ильи Муромца; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и разбойники; Илья Муромец на Соколе-корабле; Илья Муромец и Святогор; Илья Муромец и Сокольник; Илья Муромец и Калин-царь; Илья Муромец и Идолище; Илья Муромец и сын.

былина «Ильины три поездочки » 17

Словарная работа Кремневенькие - Булатная броня- Убранство- Смета- Палица- Сажень- из кремния. стальная и узорчатая. украшение, внешняя отделка. несметное, несчитанное богатство. тяжёлая дубинка с утолщённым концом. 2,134метра (3аршина) 18

Словарная работа Облатынивать - Заподваливать - Не простофильтесь - Башлыки - Вороновые- Амбары- обращать в католическую веру. запирать в подвал. не поддавайтесь на обман. тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. чёрные. сараи для хранения урожая, припасов, товаров. 19

Физминутка 20 Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце- руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!

Беседа 21 -Чем похожа былина на сказку? Чем отличается? -Похожа ли былина на стихотворение? Чем? -Можно ли назвать поступки Ильи Муромца подвигами? Почему так думаете?

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»

В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри" 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки 23

В. Васнецов. Витязь на распутье Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея 24

Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог. 25

Итог урока. Рефлексия 26 Назовите отличительные черты былин. отсутствие рифмы н апевность ритмичность п овествование о подвигах гиперболы- преувеличения п овторы …


здил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.

Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет - тому богатым быть, а кто прямо поедет - тому женатым быть».

Призадумался Илья Муромец:

На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет - там станет улица, отмахнется - переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй - и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

Одно красное солнце на белом свете - один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку - убит не был!"

Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых... Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:

Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил - женатым не бывал».

Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом - свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил - богат не бывал».

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

Конспект урока «Литературное чтение»

4 класс

Тема: «Былина "Ильины три поездочки"».

По учебнику Л. Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

"Литературное чтение" I часть УМК "Перспектива"

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель: познакомить обучающихся с былиной "Ильины Три поездочки".

Задачи :

Образовательные: формировать умение определять мотивы поступков литературного персонажа, видеть за поступками внутренние переживания.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, развивать связную речь при подготовке к творческому пересказу, расширять и обогащать читательский опыт обучающихся, способствовать созданию условий для развития речи, развития мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Предметные : прочитают былину "Ильины три поездочки" в прозаическом варианте и отрывок былины в поэтическом; определят сходства и отличия поэтического и прозаического варианта былины; с помощью педагога определят мотивы поступка героя; подготовят творческий пересказ отрывка из былины.

Метапредметные :

    регулятивные : формулируют и удерживают цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывают свое предположение.

    познавательные : строят речевые высказывания; находят ответы на вопросы в тексте.

    коммуникативные : высказывают свои мысли в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; вступают в беседу; развивают умение слушать и понимать речь других.

Личностные: будут испытывать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ; будут сопереживать герою былины, будут проявлять эмоциональную отзывчивость.

Оборудование :

    для учителя: учебник "Литературное чтение" I часть, презентация, аудиозапись;

    для обучающихся: свитки с отрывком из былины.

Звучат гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Слушают учителя

Эмоциональный настрой на урок

Постановка учебной задачи

Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?

Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент.

А как называют музыканта, играющего на гуслях?

С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей чарующей игрой, покоряющей сердца и души всех, кто её слышал.

Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента - гусли.

Что же такое былина?

Кто являются главными героями былин?

Каких богатырей вы знаете?

- Слайд. Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".

В центре картины изображён Илья Муромец. Добрыня решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину. Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.

Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки" в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Слайд.

Играли гусли.

Гусляр.

Гусли сопровождали исполнение былин.

Былина - особый вид древних русских народных песен исторического содержания.

Богатыри.

Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.

Повторение ранее изученного, прогнозирование деятельности, формулировка задач урока

Подготовка к первичному восприятию

О каком богатыре эта былина?

Что вы знаете про Илью Муромца?

- "Ильины три поездочки" - былина о Илье Муромце.

Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную Родину.

Приемы: прогнозирование содержания текста по заголовку; беседа

Первичное восприятие и анализ

Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд.

Что вы видите на картине?

Васнецов постарался сделать сюжет правдоподобным. Художник хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

У вас на партах лежат свитки. Откройте их. Прочитаем былину и найдем слова которые наиболее подходят к данной картине. Читает учитель.

Все ли слова в этом отрывке вам понятны?

ЗАСТАВА - это место въезда в город или выезда из него, в старину охраняемое стражей.

Слайд. РОССТАНЬ это перекресток или разветвление дорог.

ДОЗОР - наряд, назначаемый для охраны государственной границы на определенном направлении или для охраны определенных участков местности.

В какой форме написана былина?

Это часть былины ее начало. Какие строчки наиболее подходят к картине Васнецова "Витязь на распутье?

- Давайте немного отдохнем. Все стали.

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Сейчас мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки", но уже в другой форме.

Давайте послушаем начало былины в исполнении мастера художественного слова. Найдите общие и отличительные черты в этих двух вариантах.

Все ли слова вам понятны? Слайд.

Са́жень , - старорусская единица измерения расстояния. 3 сажени = 6,4 м

Пядь - древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. 3 пяди = 53,34 см

Слайд. Брод - неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их.

В какой же форме написана былина?

Итак, что же общего в прослушанных отрывках?

А в чем же отличия?

Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец?

Давайте узнаем. Учитель читает следующий абзац.

Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

О каких чертах характера это говорит?

Сейчас самостоятельно прочитайте следующую часть былины до слов: " Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"".

Назовите действующих лиц.

Все ли слова вам понятны?

Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

Попона - для лошадей, закрывающее спину, .

Справились ли ребята с задачей?

Почему атаман рассердился на Илью Муромца?

Давайте продолжим чтение, самостоятельно прочитайте следующую часть до слов: " А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал". Приготовьтесь к чтению по ролям.

Назовите героев былины этой части.

Ребята справились с заданием?

Ребята, как вы думаете, станет Илья Муромец богатым? Почему?

Давайте проверим.

Прослушивание аудиозаписи.

Что такое полушечка? Посмотрите у себя в словарике.

Ну что, ребята, стал Илья Муромец богатым?

А мог бы он все себе оставить? Почему не оставил?

Репродукцию картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье"

Ответы детей

Застава, росстань, дозор.

В поэтической, в стихотворной форме.

Наезжал на белый камень Илья.

Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Четко-ясно повысечена:

"Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть"

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!"

Во глубоком раздумье Илья.

Слушают аудиозапись (до слов "Призадумался Илья Муромец")

Сажень, пядь, брод.

В прозаической форме.

Главный герой - Илья Муромец, который подъехал к камню.

В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.

Высказывают свое предположение.

Слушают.

Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет. Да и жениться ему поздно.

Смелый, решительный, не ищет никаких лазеек и обходных путей.

Нет. Не понятны слова: седло черкасское, попона.

Чтение по ролям.

Потому что он сначала сказал, что у него нечего взять, а потом оказалось, что у него и конь самый лучший, и седло черкасское.

Самостоятельно читают отрывок былины.

Чтение по ролям.

Дети высказывают свое мнение о результате чтения по ролям.

Нет, не станет Илья богатым. На третьей дороге опять что-то случится.

Слушают аудиозапись.

Полушечка - самая мелкая монета, полденьги.

Нет, он отдал все деньги на строительство церквей и нуждающимся людям. Илья Муромец честный, справедливый.

Приемы: рассмотрение репродукции картины вопрос, направленный на восприятие; чтение учителем; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова; комбинированное чтение.

Умение находить в тексте ответ на заданный вопрос; умение высказывать отношение к героям; выражать свои эмоции

Вторичный синтез

Почему былина называется "Ильины три поездочки"?

Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?

У вас на партах лежат листочки. Работая в парах, выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу.

Карточка.

Храбрый, трусливый, черствый, обидчивый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, боязливый, смелый, жадный, щедрый, грубый, бескромпомиссный.

Илья Муромец стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

- Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях 1 января отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в
двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей
Киевской Руси.

Потому что в былине Илья Муромец отправляется в путь 3 раза.

Ответы детей.

Работая в парах подчеркивают слова: храбрый, вежливый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, смелый, щедры.

Приемы: характеристика героя.

Умение работать в парах; умение слушать

Информация о Д/з

Дома перечитайте былину "Ильины три поездочки" и подготовить пересказ одной из частей от лица Ильи Муромца.

(Записывают домашнее задание в дневник)

Итог урока, рефлексия

С каким жанром работали сегодня на уроке?

Что особенно вам запомнилось?
- Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок?

Посмотрите на доску. Продолжите одно из предложений.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Жанр былина.

Былина "Ильины три поездочки», учит быть мужественным, справедливым, не боится трудностей, а с честью и достоинством проходить все испытания, которые посылает судьба.

Умение делать вывод; умение слушать

Тема: Былины. "Ильины три поездочки".
Цели урока:
Познакомить с содержанием былины “Ильины три поездочки”и правилами исполнения былины;
Совершенствовать навык слушания и выразительного, осознанного, грамотного чтения: учить осознанию читаемого через создание образов и установление ассоциаций с содержанием изученных произведений. Познакомить с героической личностью, символом российской мощи, ее защитником, уроженцем земли Нижегородской - Ильей Муромцем, его необычным детством.
Развивать образное мышление, познавательный интерес к истории родного края на основе эмоционального восприятия прочитанного, формировать культуру выражения чувств, развивать воображение и представления об особенностях уклада крестьянской жизни в условиях патриархальной России, произвольное внимание к народному слову.
Воспитывать интерес к родному мелодичному и выразительному языку, героической истории нашей малой родины, чувство гордости за славных и отважных ее сынов; желание продолжать традиции и ментальность предков по отстаиванию независимости Родины.
Способствовать формированию универсальных учебных действий;
Способствовать использованию Интернет-ресурсов;
Оборудование:
учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс;
репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”;
сборники с былинами;
карточки для самооценки;
историческая карта “Древняя Русь”.

Ход урока:
1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
(Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция
Личностные: действия смыслообразования)

На экране – гусляр. Слышны гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания(Коммуникативные: участие в обсуждении. Познавательные: умение структурировать знания; моделировать)
У: Вам было задано домашнее задание, выразительное чтение текста летописи « И вспомнил Олег коня своего» и нарисовать рисунок к тексту летописи.
Сейчас один из вас выходит к доске, показывает рисунок, а все остальные находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку.
У: Составим синквейн:
Олег.
Отважный, мужественный.
Правит, сражается, побеждает.
Достоин быть примером для подражанья.
Воин.

3. Подготовка к восприятию. (Познавательные: поиск информации, смысловое чтение.)
У: Прочитайте поговорку.
(Поговорка написана на доске.)
Славна земля богатырями русскими.
- Определите, какое слово главное. (Богатыри).
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о богатырях)
- Верно.
-Послушайте стихотворение:
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулася
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
- О какой Руси говорится в стихотворении?
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на ее защиту. В стихах, песнях, былинах прославляли любимую Родину.

У: А что такое былина?
(Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях.)
У: Кто такие богатыри?
(Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью.)
(Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”)
У: Демонстрация картины Васнецова «Три богатыря» под звуки гуслей.
Кого вы видите на картине?
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец)
- Как звать богатыря в центре картины?
Выберите два однокоренных слова из данных:
(Слова даны на карточках на доске)

Муромец хмурый Мурманск Муром замурованный

Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом?
- Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк.
Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков
(На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром).
Вот каких сынов рождала нижегородская земля!
И, как вы догадываетесь, сегодня мы будем читать об Илье Муромце... Расшифруйте слова:

Ы Л
Б н
А и

У: Какие былины вы знаете?
У: О каких отличительных чертах былины вы знаете?
(Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.)

У: Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать и любить родную землю).

4. Изучение нового материала. (Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли.)
1) Знакомство с темой и постановка целей
У: Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”.
У: Скажите какие цели мы поставим на данном уроке?
(Узнать о ком и о чем рассказывает эта былина.
Какие три битвы были у богатыря. Кого защищал богатырь.)
У: Послушайте былину.
(Прослушивание аудиозаписи: Былины «Ильины три поездочки».)
У: Понравилась былина? Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)
О ком повествует былина?
Какой отрывок вам показался самым интересным? Почему?
2) Словарная работа
У: Все ли слова и выражения были понятны вам?
Как вы понимаете значение этих слов?
(Словарная работа – слова на экране)(Регулятивные: соотнесение с прогнозированием
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез.)
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня;
БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;
СИЕ – это;
ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;
ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;
ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;
САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)
МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;
ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;
АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;
ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;
ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;
СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;
ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;
РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;
ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;
ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;
НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.
У: Подтвердились ли ваши предположения?
(сравнение, сопоставление)

ФИЗМИНУТКА
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

3) Чтение текста.
У: Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
- Так о ком говорится в былине?
(О богатыре Илье Муромце.)
У: Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь».
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
(Дети читают статью)

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь

Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз.
(Чтение былины учащимися)
4) Беседа по содержанию былины с выборочным чтением.(Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей.)
У: Для чего собрались славно-русские богатыри?
– Куда досталось ехать Илье Муромцу?
– Сколько надписей было на камне?
– Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит?
(Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей.)
У: В былине показан враг, с чем он сравнивается?
– Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы – -еньк-, -оньк-, -ичек-, -ечек-?
(Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца.)
У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
(Обратить в свою веру, взять в плен…)
У: Как вы поняли, кто находился в плену?(Русский народ.)
У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали?
(Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение.)
У: Что ждало его в случае отказа?
(Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой.)
У: Каково значение трех поездок Ильи Муромца для русского государства?
– Как последние три строчки помогают понять характер героя?
– Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
– Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
- Почему былина называется «Три поездочки»?
-Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?
- Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

5. Закрепление изученного материала.(Познавательные: моделирование.Регулятивные: контроль)
а. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
б. Характеристика героя.
Выборочное чтение.
- Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
- Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
Обобщение образа Ильи.
- Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.
(Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

Работа с интерактивной доской:
Установи соответствие:
(3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары

6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.(Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.)
У: Почему Илья Муромец испробовать все три дороги?
– Чем закончилась поездка богатыря?
- Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.

Составление синквейна:
Богатырь
Сильный, мудрый
Ехал, сражался, победил
Славна богатырями земля русская
Герой

У: Домашнее задание:(Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.)

1) Перечитать былину “Ильины три поездочки” и ответить на вопросы.
2) Используя дополнительную литературе и Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одном из русских богатырей.
Обучающиеся получают от учителя карточки:
1. Литература
1. Ухов П.Д. Былины. – М., 1987;
2. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.,1987;
2. Интернет-ресурсы
1. http://wikipedia.org/wiki/ru
2. http://litheroy.blogspot.com/
3. http://www/youryoga.org/article/dictionary/slav-ar-veda2htm
4. http://www.oprichnina.chat.ru/opr
5. http://www.rusinst.ru/articlctext.asp

У: Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу. Продемонстрируйте свои оценки.

(Самооценка на карточках)
Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый)
Я УВЕРЕН – МОГУ ЛУЧШЕ! – О (желтый)
Я ПОСТАРАЮСЬ! – О (красный)
Спасибо за урок!

Былина рассказывает читателю о трех поездках русского богатыря.

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

Богатырь решил съездить по всем трем дорогам, чтобы испытать судьбу, узнав какой она будет для него.

Первая поездка "Прямо поехать, убитому быть" привела Илью к логову разбойников.

Разбойники грабили и убивали честный люд и хотели то же самое с Ильей Муромцем сделать.

Но не тут-то было.

Богатырь уничтожил всех разбойников и очистил дорогу для людей.

После поездки Илья сделал новую надпись на камне:

"Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, порасчистил широкую!"

Вторая поездка " Влево ехать, женатому быть" закончилась встречей с невестой-красавицей.

Эта девушка хитростью и лукавством заманивала царевичей и королевичей в ловушку, чтоб погубить их.

Но богатырь раскусил коварство девушки и саму ее в ловушку отправил, а после и казнил за злодейства.

После этого путешествия Илья Муромец начертал на камне следующее: " Прямо ездил - женатым не бывал".

В третью поездку "Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть" Илья Муромец поехал после того, как поднял камень и увидел огромное богатство под ним.

Богатырь взял эти сокровища и отвез их в Киев.

Там построил на эти деньги три церкви, а оставшиеся потратил на помощь вдовам и сиротам.

Себе он ничего не оставил.

И поэтому написал он новую надпись на камне " Влево ездил - богат не бывал".

3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

Своими тремя поездками Илья Муромец оказал помощь Русскому государству.

В первой поездке он очистил важную дорогу от разбойников, чтобы люди смогли путешествовать по своим делам и развивать торговлю.

Во второй поездке богатырь избавил царевичей и королевичей от погибели в ловушке красавицы-королевны.

В третьей поездке он нашел сокровища и построил в Киеве три церкви и помог нуждающимся вдовам и сиротам.

4. Перечитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

В последних строчках былины рассказывается, что об Илье Муромце пошла честь и слава по всей земле.

Поэтому можно сказать, что герой славный, честный, справедливый, щедрый и сильный человек.

Именно таких людей прославляет народ.

5. Найди строки с описанием внешнего вида героя. Запиши их в "Рабочую тетрадь".

6. Расскажи об Илье Муромце по опорным словам.

Рассказ об Илье Муромце

Илья Муромец - известный для всех русский богатырь.

Его можно встретить, как в былинах, так и мультфильмах.

Посмотрев на него, мы видим щедрого, доброго, сильного, мужественного и справедливого человека.

В былинах мы читали, что с детства Илья болел, он не мог владеть руками и ногами, но благодаря старцам исцелился.

По совету старцев Илья сдвигает "неподвижный камень" и получает в дар коня.

После исцеления Илья поступает на службу к князю, чтобы защищать свою родину.

Служит он справедливо и бескорыстно, защищая честь своего народа и русского государства.

7. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.

1. Как Илья Муромец ездил за смертью.

2. Как Илья Муромец ездил за женой.

3. Как Илья Муромец богатство нашел.

Все части текста находятся в связи между собой, потому что каждая поездка заканчивалась возвращением к камню.

8. Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

Как-то собрались мы с богатырями земли русской на походный совет.

И решили ехать в разные стороны на великий богатырский дозор.

Мне досталось Западное направление.

Возле росстани я увидел белый камень и надписи на нем интересные:

"Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Всё судьбой сие предписано!».

Решил я судьбу свою испытать и узнать, куда же дороги эти ведут.

Поехал я прямо и увидел тучу разбойников жестоких.

Они людей грабили и убивали.

Решил я расчистить дорогу от этих нелюдей.

Сразился с ними и победил нечисть, очистив дорогу для людей.

После победы вернулся я к камню и решил влево поехать за женой-красавицей.

Но красавица-королевна оказалось злой и коварной.

Погубила она до меня много людей. Я же ловушку заподозрил и саму королевну в нее упек, а людей освободил.

После испытания я вернулся к камню и решил поднять его.

А там погреб с сокровищами несметными.

Поднял я все сокровища на свет Божий и решил их людям раздать, да три церкви в Киеве построить.

Так и сделал. Себе ничего не оставил. Зачем богатырю сокровища?

Пусть людям послужат.

Потом сел на своего коня Бурушку и поехал дальше великий богатырский дозор нести, защищать землю русскую от всякой нечисти.