«Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы», - так поет Борис Гребенщиков в песне «День Радости». Певец-интеллектуал, основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум», духовный практик и философ, избравший для себя в качестве псевдонима христианское сокращение Б-г, праздновал вчера День Рождения, а мы вспоминаем его творчество, полюбившиеся не одному поколению тех, кого рожали под звуки маршей.

Борис Гребенщиков - певец, музыкант, философ.

БГ – музыкант культовый. Поклонники знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, его творчество многослойно и многогранно. Писать, как БГ, – не сложно, на первый взгляд, а вот чувствовать и жить, как он, - задача не из простых.

«Аквариум» был основан Борисом Гребенщиковым и поэтом Анатолием Гуницким в 1972 году (по версии Гуницкого, название группе дали по аналогии с названием пивного бара "Аквариум", Гребенщиков же эту версию отвергает, говоря, что знаковое слово промелькнуло среди десятка других вариантов случайно), и первые годы группа существовала полуподвально, о концертах и выступлениях можно было только мечтать. Дебютный акустический альбом был записан в 1978 году, а, спустя два года, «Аквариум» попадает в список запрещенных групп (по сути, БГ стал первым советским панком), Гребенщикова исключают из комсомола и увольняют с работы. Словом, музыканты проживают типичную для советского времени историю.


Борис Гребенщиков в молодости

Далее были годы подпольной работы, запрещенных концертов, квартирников. В 1988 году группе удается выехать в Монреаль, где музыканты выступают на конференции против ядерной войны. Их песни приходятся по душе публике, но участники группы не получают гонорара, организаторы компенсируют траты на проезд, хотя и этого по тогдашним меркам было достаточно. В следующем году в Америке Гребенщикову удается издать первый англоязычный альбом.


Борис Гребенщиков в молодости

Состав группы «Аквариум» неоднократно менялся, к студийной работе привлекались различные музыканты. БГ – экспериментатор в вопросах формы и содержания. Помимо коллективных и сольных музыкальных проектов, он занят литературой, съемками в кино и игрой в театре, организацией персональных фотовыставок. Особое место в его жизни занимают духовные практики и переводы буддистских книг. Кстати, о переводах. В советские годы Гребенщиков прославился тем, что сделал первый перевод бессмертной саги Толкина «Властелин колец».


Борис Гребенщиков в звукозаписывающей студии Аквариума, 2001

Сегодня в копилке «Аквариума» - десятки прекрасных песен, некоторые из которых были написаны под впечатлением от реальных событий, происходивших в жизни музыканта. Так, песня «Этот город в огне» появилась в 1987 году. Музыкант сочинил ее в поезде, когда во время гастролей по СССР увидел, как за окном полыхали нефтяные вышки, словно факелы.


Борис Гребенщиков и Виктор Цой. БГ стал первым продюсером группы Кино

Интересны и версии создания песни «212-85-06». Так, по одной из них, этот номер действительно принадлежал БГ. Правда, сам музыкант говорит, что придумал его произвольно, поскольку цифры хорошо ложились в ритм. Песня стремительно набрала популярность, а вот квартиру, в которую был проведен этот номер, поклонники осаждали звонками. По номеру постоянно кто-то пытался дозвониться, и через полгода телефон попросту вынуждены были отключить.


Борис Гребенщиков с сыном Глебом у кафе Сайгон. (Ленинград, 1980-е).

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Борис Борисович Гребенщиков (также известен под псевдонимом БГ) — русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Борис Гребенщиков — лауреат Царскосельской художественной премии (2002) и премии «Триумф» (1997).

Ранние годы и образование Бориса Гребенщикова

Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926−1975) — инженер, был директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929−2009), работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей. Бабушка и мать Бориса Гребенщикова — блокадницы. «Моя мама школьницей перенесла блокаду. Бабушка растила ее одна, чтобы выжить, работала в трех местах. Понятно, что за чудовищное, голодное было время, но мама и его считала счастливым», — вспоминал Гребенщиков.

Борис Гребенщиков сначала учился до 8-го класса в ленинградской престижной школе № 421, но затем перешел в физико-математическую школу № 239, которую окончил в 1971 году. Борис Гребенщиков в этом же году поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет прикладной математики, где и получил высшее образование. Гребенщиков окончил ЛГУ в 1977 году.

Гребенщиков с детства проявлял музыкальные способности. Заниматься игрой на гитаре Борис Гребенщиков начал еще в школе, в 1968 году. Также Борис сочинял песни на свои же стихи. Как сообщается в биографии Гребенщикова на сайте РИА «Новости», первой заученной песней Бориса стала битловская Ticket to Ride. Свои собственные песни Борис Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

Музыкальная карьера Бориса Гребенщикова

Летом 1972 года Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1974 году, этот диск открывает так называемую «доисторическую» дискографию Гребенщикова и «Аквариума». Как говорится в биографии Бориса Гребенщикова в Википедии, запись, считавшаяся утерянной, благодаря виртуальному сообществу «Планета „Аквариум“» была найдена в конце 1997 года.

До середины 80-х годов музыканты жили полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на непродолжительные гастроли в другие города.

Получив образование в университете, и после его окончания, работая в НИИ социологии младшим научным сотрудником, Борис Гребенщиков продолжал писать песни, выступал с концертами. Также его группа сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета.

С юности Борис Гребенщиков увлекался творчеством Боба Дилана , подражал ему в своих ранних выступлениях, вполне сознательно хотел быть похожим на знаменитого американского барда. «Важно, что Б.Г. откровенно работал под Дилана и других американских бунтарей 1960-х. А все американские бунтари 1960-х были насквозь антибуржуазные, антикоммерческие и выступали за преодоление рыночных отношений между людьми на всех уровнях», — писал о Гребенщикове Алексей Цветков .

В 70-е вышли несколько «доисторических» альбомов БГ, к которым относится и знаменитая запись «Все братья сестры», сделанная с Майком Науменко . Первым официальным диском «Аквариума», который был записан в настоящей студии звукозаписи Андреем Тропилло и появился в магнитиздате в 1981 году, стал «Синий альбом». Песни «Железнодорожная вода», «Герои рок-н-ролла» («Молодая шпана»), «Электрический пёс», «Плоскость» с этого альбома стали хитами Гребенщикова.

В дальнейшем магнитоальбомы «Аквариума» записывались и выходили ударными темпами, по нескольку в год. В 1981 после «Синего альбома» вышли «Треугольник» и «Электричество» (с песнями «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз», «Мой друг музыкант», «Вавилон» и другими в скором будущем легендарными произведениями русского рока). В 1982 вышли «Акустика» и «Табу», в 1983 — «Радио Африка», в 1984 — «Ихтиология». «Держаться корней», «Моей звезде», «10 стрел», «25 к 10», «Рок-н-ролл мёртв» — хиты Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» покоряли любителей музыки СССР.

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых — начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя — и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

После того, как в начале 80-х группа успешно выступила на рок-фестивале в Тбилиси Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за тунеядство. Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении — в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполнила под фонограмму песню «Два тракториста». После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Затем был создан Ленинградский рок-клуб, как вполне легальная площадка. Творчество Гребенщикова успешно развивалось. Вышедший в 1984 году «День Серебра» — пятый «естественный» альбом группы «Аквариум» — считается вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов, такого мнения придерживается и сам Борис Гребенщиков. В этот альбом вошли такие знамениты песни, как «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо». В 1986 вышел последний подпольный альбом «Аквариума» «Дети Декабря».

В биографии Бориса Гребенщикова на сайте «Узнай все» сообщается, что в 1986 году вышел первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома — «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков познакомился со многими известными представителями западной рок-сцены. В то же время покорить западных слушателей БГ не удалось.

В 1988 на фирме «Мелодия» вышел официальный альбом группы «Равноденствие» с песнями «Партизаны полной луны», «Аделаида», «Золото на голубом» и другими.

Во второй половине 80-х музыка и песни Бориса Гребенщикова активно использовались в кино, особенно ярко это проявилось в фильмах Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Гребенщиков и сам снялся в картине Сергея Курехина «Два капитана-2». В культовом фильме «Асса» БГ был во всеуслышание «обожествлен», герой фильма сообщал, что от «Гребенщикова сияние исходит».

В биографии Бориса Гребенщикова говорится, что 4 марта 1991 года была прекращена деятельность «Аквариума». Некоторое время группа Бориса Гребенщикова называлась «БГ», в 1992 году был собран новый состав «Аквариума» («Аквариум 2.0»).

В 90-е группа Бориса Гребенщикова выпустила новые популярные альбомы: «Библиотека Вавилона», «Любимые песни Рамзеса IV», «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея». Параллельно Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, в частности, с песнями Александра Вертинского и Булата Окуджавы .

В 1997 Борис Гребенщиков стал лауреатом премии «Триумф». В том же году завершилась биография «Аквариума 2.0». Затем Борис Гребенщиков записал в США с группой The Band альбом «Лилит».

Дискография «Аквариума 3.0» началась в 1999 году с «Ψ» («Пси») — четырнадцатого «естественного» альбома группы «Аквариум». «Маша и медведь», «Стоп, машина!», «Сын плотника», почти все песни альбома стали хитами. Вскоре вышли новые альбомы: «Территория», «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга». Было много новых песен, концертов по России, СНГ и миру.

В 2003 году 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова был отпразднован большим концертом в Кремле. В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя , духовного наставника Гребенщикова.

В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одними из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.

22-й альбом «Аквариум +», вышедший в 2013 году, по классификации самого Гребенщикова подвел черту «Аквариума 3.0».

В 2014 вышел новый сольный альбом «Соль», который критики называли «лучшим за 40 с лишним лет». Затем в рамках «Аквариума 4.0» вышли альбомы «Песни нелюбимых» и «Двери травы», а в 2018 году вышел новый сольный диск «Время N». Этот альбом, выпущенный в цифровом виде 16 февраля 2018 года, по словам Бориса Гребенщикова, стал тематическим продолжением его диска «Соль».

В 2015 году Борису Гребенщикову удалось менее чем за сутки собрать сумму в 1 миллион 300 тысяч рублей на запись нового альбома.

В последние годы Гребенщиков часто играл на улицах в различных городах России и Украины. В Омске Гребенщиков сыграл в подземном переходе, чтобы собрать журналистам деньги «на молоко за вредность».

Карьера Бориса Гребенщикова в других ипостасях

В биографии Бориса Гребенщикова немало места занимает литература. В 1977 году он основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».

В 2005 году Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего и с тех пор ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Тексты к выпускам радиопрограммы вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».

В 2007 году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Борис Гребенщиков говорит в интервью, что не интересуется политикой, но знаком со многими политиками. В 2005 году он выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым , замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. Также Борис Гребенщиков встречался с председателем СК РФ Александром Бастрыкиным .

В ходе встречи Александр Бастрыкин рассказал Борису Гребенщикову о созданных в Следственном комитете консультативном совете по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об общественном координационном совете по оказанию помощи детям юго-востока Украины. Со слов музыканта, он проводит концерты, сборы от которых перечисляет на лечение тяжелобольных детей. При этом Гребенщиков, как и Следственный комитет, осуществляет пожертвования детям, проходящим лечение в клинике Доктора Лизы.

Председатель СК РФ и рок-музыкант договорились о сотрудничестве в сфере благотворительности. При этом Гребенщиков не исключил своего участия в совместных со Следственным комитетом адресных благотворительных акциях.

Награды Бориса Гребенщикова

Борис Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), является лауреатом премии «Триумф» (1998), Царскосельской художественной премии (2002), премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого (2004). В 2009 году Гребенщиков получил премию «Степной волк» за одну из книг из серии «Аэростат». В 2012 году музыкант стал обладателем премии журнала «Русский пионер» в номинации «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www».

Здоровье Бориса Гребенщикова

В 2006 году Борису Гребенщикову была сделана операция по коррекции зрения. В январе 2009 года в Берлине музыканту сделали операцию по шунтированию.

По данным источника телеканала «Санкт-Петербург», причиной обращения к медикам стала болезнь сердца. В пользу этой версии говорит тот факт, что девять лет назад музыканту делали операцию по шунтированию. Однако позже представители Гребенщикова сообщили на его странице «ВКонтакте», что информация о проблемах с сердцем — ложь.

Весной 2018 года Борис Гребенщиков был экстренно госпитализирован в реанимацию одной из клиник Санкт-Петербурга с воспалением легких. Лидер российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на болезнь, не изменил дату запланированного в Санкт-Петербурге концерта, сообщалось в новостях.

Впрочем, позже группа «Аквариум» перенесла несколько ранее запланированных концертов. Как сообщалось на официальном сайте музыкального коллектива, на такой шаг пришлось пойти из-за болезни бессменного лидера группы Бориса Гребенщикова.

«Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы», - так поет Борис Гребенщиков в песне «День Радости». Певец-интеллектуал, основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» , духовный практик и философ, избравший для себя в качестве псевдонима христианское сокращение Б-г, празднует сегодня День Рождения, а мы вспоминаем его творчество, полюбившиеся не одному поколению тех, кого рожали под звуки маршей.




БГ – музыкант культовый. Поклонники знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, его творчество многослойно и многогранно. Писать, как БГ, – не сложно, на первый взгляд, а вот чувствовать и жить, как он, - задача не из простых.



«Аквариум» был основан Борисом Гребенщиковым и поэтом Анатолием Гуницким в 1972 году (по версии Гуницкого, название группе дали по аналогии с названием пивного бара "Аквариум", Гребенщиков же эту версию отвергает, говоря, что знаковое слово промелькнуло среди десятка других вариантов случайно), и первые годы группа существовала полуподвально, о концертах и выступлениях можно было только мечтать. Дебютный акустический альбом был записан в 1978 году, а, спустя два года, «Аквариум» попадает в список запрещенных групп (по сути, БГ стал первым советским панком), Гребенщикова исключают из комсомола и увольняют с работы. Словом, музыканты проживают типичную для советского времени историю.



Далее были годы подпольной работы, запрещенных концертов, квартирников. В 1988 году группе удается выехать в Монреаль, где музыканты выступают на конференции против ядерной войны. Их песни приходятся по душе публике, но участники группы не получают гонорара, организаторы компенсируют траты на проезд, хотя и этого по тогдашним меркам было достаточно. В следующем году в Америке Гребенщикову удается издать первый англоязычный альбом.



Состав группы «Аквариум» неоднократно менялся, к студийной работе привлекались различные музыканты. БГ – экспериментатор в вопросах формы и содержания. Помимо коллективных и сольных музыкальных проектов, он занят литературой, съемками в кино и игрой в театре, организацией персональных фотовыставок. Особое место в его жизни занимают духовные практики и переводы буддистских книг. Кстати, о переводах. В советские годы Гребенщиков прославился тем, что сделал первый перевод бессмертной саги Толкина «Властелин колец».



Сегодня в копилке «Аквариума» - десятки прекрасных песен, некоторые из которых были написаны под впечатлением от реальных событий, происходивших в жизни музыканта. Так, песня «Этот город в огне» появилась в 1987 году. Музыкант сочинил ее в поезде, когда во время гастролей по СССР увидел, как за окном полыхали нефтяные вышки, словно факелы.



Интересны и версии создания песни «212-85-06». Так, по одной из них, этот номер действительно принадлежал БГ. Правда, сам музыкант говорит, что придумал его произвольно, поскольку цифры хорошо ложились в ритм. Песня стремительно набрала популярность, а вот квартиру, в которую был проведен этот номер, поклонники осаждали звонками. По номеру постоянно кто-то пытался дозвониться, и через полгода телефон попросту вынуждены были отключить.



А вот история создания песни - это отдельная загадка, о которой исследователи спорят уже давно.

Борис Гребенщиков

Наталья Мущинкина

Борис Гребенщиков уводил жен у своих музыкантов

Нынешней весной известная в прошлом американская певица . И рок-кумиры вдруг предстали совсем другими, чем пытались казаться долгие годы. Так, Борис Гребенщиков, этот небесный эльф, парящий в других мирах, на многих снимках — с ребенком на руках, вполне себе земной и доступный. О запутанных матримониальных связях, породнивших БГ сразу с несколькими музыкантами его группы «Аквариум», — в сегодняшнем расследовании.

В одном из интервью Борис Гребенщиков, говоря о том, что подвигло его стать музыкантом, честно признался: «Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать». Лидер «Аквариума» не был обделен вниманием дам. Что в былые времена, что сейчас — вокруг него всегда полно поклонниц, готовых последовать за ним хоть на край света. Но сам Гребенщиков почему-то предпочитал девушек из ближайшего окружения. Все три его супруги до того, как он официально узаконил с ними отношения, были спутницами его лучших друзей. Удивительный факт: уводя жен, он умудрился остаться в хороших отношениях с их экс-мужьями. Талант, не иначе.

Не плачь, Алиса

В первый раз Борис Гребенщиков женился в 1976 году. Его женой стала Наталья Козловская, которую БГ увел у басиста «Аквариума» Миши Файнштейна. Свадьбу отмечали широко — в ресторане «Астория», с присутствием большого количества гостей. И местных, питерских, и приезжих — вспоминают, что из Москвы прибыли музыканты дружественной группы «Машина времени». Подружились они именно благодаря Наталье. «Знакомство началось с того, что Макаревич пытался соблазнить мою жену и увести ее в свой номер, но ему пришлось забрать вместе с ней и меня. Там мы напились, моя жена осталась нетронутой», — рассказывал БГ в «Правдивой автобиографии «Аквариума» о своей первой встрече с лидером «Машины времени» на Таллинском фестивале рок-музыки в 76-м году.

Однако не прошло и двух лет, как отношения разладились. А когда у супругов родилась дочь Алиса, БГ и вовсе почти перестал появляться дома. Поэтому девочка, хоть и носила громкую фамилию отца, его почти не видела. К тому же ее мама вновь вышла замуж, и ее новый супруг, Дмитрий Овечкин, практикующий психотерапевт, и воспитал Алису. Именно отчим, а не родной отец, занимался образованием девочки. Подмечая, что ее интересует, аккуратно направлял в нужную сторону. Он и посоветовал Алисе попробовать себя в качестве актрисы.

Наталия Губернаторова

Ее дебют в фильме «Американка» Дмитрия Месхиева стал заметным. Хоть картину смотрели немногие, об исполнительнице главной роли (Алиса тогда училась только на втором курсе питерской Академии театрального искусства) написали почти все СМИ. И именно по причине громкой фамилии: откуда вдруг появилась дочь у рок-гуру? Занятно, но сама Алиса своей фамилии долго стеснялась. В начале своей актерской карьеры даже собиралась взять псевдоним — Алиса Эльмаа. И в паспортный стол заглядывала с вопросом, что для этого нужно сделать. Но однажды прочитала интервью Лизы Боярской, которая с гордостью рассказывала о своей семье, и задумалась: а почему, собственно, она должна стесняться, что ее отец — легендарный музыкант?

Сегодня Алиса Гребенщикова — самостоятельная творческая личность. На ее счету — более полусотни картин, работа в антрепризах, «Политеатре» Боякова и в «Практике».Со своим знаменитым отцом, которого она давно простила, Алиса видится не так часто, как хотелось бы. У каждого — насыщенная жизнь, к тому же живут они в разных городах. Однако они постоянно на связи.

Летом 2008 года Алиса сделала Бориса Гребенщикова дедом. Сына Алешу актриса воспитывает без мужа. Отношения с отцом ребенка — Сергеем Дондуряном, разладились как раз в тот момент, когда стало известно: вскоре они оба станут родителями. Когда во время очередного скандала Сергей бросил «уходи», Алиса молча собрала вещи и — пусть идти было некуда — покинула дом, где когда-то была счастлива. Сейчас свою личную жизнь актриса тщательно скрывает. Но, судя по всему, она не чувствует себя одинокой: вокруг нее много любящих людей.

Михаил Ковалев

Любовь на крыше

Можно сказать, что Алиса Гребенщикова в чем-то повторяет судьбу своей матери. Ведь и у Натальи Козловской с Борисом Гребенщиковым проблемы начались, когда стало известно о скором появлении на свет наследницы. После рождения Алисы супруги почти не жили вместе. Борис тогда предпочитал ночевать у своего друга, виолончелиста группы «Аквариум» Всеволода Гаккеля. Как выяснилось позже, бежал Гребенщиков на постой к Севе не только из-за скандалов дома, а еще и по другой причине.

…Всеволод Гаккель — «породистый брюнет с голубыми глазами» — тоже пользовался популярностью у женщин. Но был всецело предан музыке. Даже со своей супругой — красавицей Людмилой Шурыгиной — встречался лишь время от времени. Большую часть суток Сева посвящал репетициям с «Аквариумом», что не способствовало миру и гармонии в семье. Когда Севы не было дома, Людмила дралась с его мамой (в прямом смысле этого слова), а при появлении любимого выносила мозг ему.

В группе Люду по этой причине не жаловали. А лидер «Аквариума» и вовсе питал к ней плохо скрываемую неприязнь. Склочной супруге своего виолончелиста он даже посвятил такие строки: «Если б ты была сахар, клянусь, я вызвал бы дождь… Нам всем будет лучше, когда ты уйдешь».

Но как от любви до ненависти один шаг, так и в обратную сторону путь бывает очень коротким. Когда Гребенщиков из-за проблем в семье стал все чаще ночевать у Гаккеля, то в какой-то момент он вдруг обнаружил, что у жены его друга есть и достоинства… Их связь была тайной и порочной: Борис и Людмила (Бо и Лю, как они себя называли) выбирались ночью на крышу и, пока Всеволод мирно спал в комнате, предавались страсти. Муж, как это часто бывает, узнал обо всем чуть ли не последним. Но не только не проклял жену и друга, но и продолжил общаться с ними дальше. Как пошутила однажды Людмила, просто Сева всегда любил БГ больше, чем ее, поэтому просто отошел в сторону.

Вскоре на свет появилась новая ячейка общества. Вместе Людмила и Борис прожили девять лет — с 1980 по 1989 год. Как считают поклонники «Аквариума», это были «золотые» годы группы. Людмила занималась хозяйством, Борис — музыкой. У них родился сын Глеб, как две капли воды похожий на красавицу мать.

…А потом Людмила, счастливая жена и мать, случайно узнала, что у ее мужа романы на стороне. Именно так, во множественном числе. Подруги поведали ей, что у Гребенщикова не одна, а даже несколько связей, причем он их особо и не скрывает. «Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура. Может, он так идеи для творчества черпает? Не знаю», — рассказала Людмила в одном из интервью.

Узнав о существовании соперниц, Людмила даже выяснила имя одной из них. Ирина Титова, жена Александра Титова, басиста и друга Гребенщикова (позже она станет третьей женой рок-музыканта). Бороться за семью обманутая женщина не стала, подала на развод. А получив штамп о расторжении брака, впала в депрессию: мужа нет, работы нет (образования она так и не получила и все девять лет брака была лишь домохозяйкой). Смысла жизни тоже нет.

И Людмила стала пить. Много, часто, бездумно. Квартира превратилась в настоящий бомжатник. Даже сама хозяйка не знала, кто все эти люди, которых она находила после очередной попойки по разным углам.

Друзья и близкие пытались за нее бороться. Кодировали, возили по лучшим врачам. Но когда Людмила наконец приходила в себя, ей было еще страшней. Интерес к жизни она потеряла. Несколько раз она пыталась покончить с собой. К счастью, не получилось…

Третья попытка

Сегодня Людмила сожалеет о том, что провела свои лучшие годы в пьяном угаре. О том, что не удержала мужа. Но больше всего — что мало времени уделяла сыну, который родился в браке с Гребенщиковым. После развода родителей мальчик был предоставлен сам себе. У мамы он жил только в ее редкие дни выхода из запоя. Остальное время проводил то у отца или (что бывало чаще) у бабушки.

В итоге Глеб Гребенщиков сменил несколько школ, по словам его матери, имел проблемы с наркотиками и алкоголем. А когда после получения аттестата встал вопрос, куда направиться, знаменитому отцу пришлось подключать все свои связи. В итоге Глеб был принят в питерское представительство французского университетского колледжа, на заочное отделение. Но учиться он особо не стремился. Зато очень рано женился, подарив родителям внучку Алису.

Сегодня Глеб — известный в узких кругах диджей Gebe. К своим тридцати годам он пока не смог добиться и тысячной доли той популярности, которая есть у его отца. Прорвется ли?

Ну, а Борис Гребенщиков, женившись в третий раз, судя по всему, нашел тот идеал женщины, который так долго искал. С Ириной, бывшей женой его друга, басиста «Аквариума» Александра Титова, они вместе уже четверть века. Хотя недоброжелатели и пытаются время от времени развести эту пару, проверку временем этот брак прошел. В том числе и потому, что, как уверяет окружение музыканта, Ирина мудро закрывала глаза на увлечения мужа. А их было немало. По крайней мере одна из предполагаемых любовниц Гребенщикова — светская тусовщица Линда Йонненберг — даже выпустила скандальную книгу, повествующую о сексуальных утехах с культовым музыкантом. БГ там фигурировал под именем Красин, и, по уверениям Линды, с ним она даже практиковала секс втроем.

Этот тройственный союз продолжался полгода. Позже Линда и Борис, по словам девушки, встречались уже вдвоем. Линда также уверяет, что супруга Ирина знала о существовании соперниц. Но принимала это как данность — не делала вид, что ни о чем не догадывается, но при этом и лишних вопросов не задавала. Впрочем, никто из окружения БГ официально не подтвердил, что речь в книге действительно идет о Гребенщикове.

Владимир Чистяков

Дочернее предприятие

Когда Борис Борисыч женился на Ирине, у нее рос сын от брака с Титовым, Марк. Его Гребенщиков усыновил и воспитывал как родного. Позже у супругов родилась и общая дочь, которую назвали Василисой. В отличие от старших детей БГ она сполна получила родительской любви.

«Я считаю, что родители проделали отличную работу: они научили меня видеть красоту вокруг себя и относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Благодаря этому я абсолютно счастлива сегодня и хочу делать счастливыми других людей — поняла недавно, что это и есть моя цель в жизни», — рассказывает девушка о себе. Поначалу она тоже хотела стать актрисой — как старшая единокровная сестра Алиса. И даже играла Мочалку в «Вестсайдской истории» в Театре юношеского творчества в Аничковом дворце. Однако потом решила стать дизайнером. Это ее собственный выбор. После окончания «Мухи» она еще три года ездила по миру: пыталась понять, что же именно ее интересует в жизни. В Вене она учила немецкий язык и работала ассистентом дизайнера интерьеров. В Париже осваивала французский и подрабатывала ассистентом стилиста. А вернувшись в Питер — с новыми знаниями и опытом, — помогала известному английскому художнику-сценографу Изабеле Байвотер, которая ставила в Мариинском театре оперу «Фауст». Вообще послужной список Василисы, несмотря на юный возраст, впечатляет. Во время биеннале «Манифеста» она была в подмастерьях у Томаса Хиршхорна — строила вместе с другими помощниками его гигантские развалины. Для Вольфганга Тильманса брала интервью и делала фото для арт-проекта. В итоге девушку даже пригласили в один из столичных театров на должность художника-сценографа. Василиса предложению обрадовалась и… не раздумывая, от него отказалась: «Не хочу сидеть в Москве. Хочется жить, как хочется, ведь жизнь одна». Кажется, у Гребенщикова растет достойная смена!