Английский писатель Даниэль Дефо родился в Сток-Ньюингтоне (недалеко от Лондона) вероятнее всего в сентябре 1660 года. Его отец - Джеймс Фо (Даниэль сменил свою фамилию с Фо на Дефо примерно в 1703 году) сначала занимался производством свечей, а затем стал мясником.

Рано пробудившаяся в Даниэле страсть к чтению, вызванная его ненасытной любознательностью, вызывала у его матери серьёзные опасения за будущность сына, но отцу давала надежду, что мальчик со временем может стать дельным купцом или духовным лицом. Мать с этим мнением не соглашалась, так как Даниэль увлекался чтением книг преимущественно исторического содержания, описаниями путешествий и фантастических приключений.

Когда Дефо исполнилось двенадцать лет, его отдали в школу, где он пробыл до шестнадцатилетнего возраста. Окончив школу, юноша по настоянию отца поступил в контору одного богатого торговца, обещавшего через несколько лет сделать Даниэля участником своего дела. Даниель добросовестно исполнял свои обязанности. Однако, не имея ни малейшей склонности к коммерческой деятельности, года через три он увлекся журналистикой и начал печатать свои статьи по вопросам, волновавшим общество, в одном из политических журналов.

Лет двадцати Даниель Дефо вступил в ряды армии герцога Монмаута, который восстал против своего дяди, Якова Стюарта, проводившего во время своего правления профранцузскую политику. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками. Даниелю Дефо пришлось скрываться от преследований.

Несмотря на то, что Даниэль родился в простой семье, ему удалось поступить в Сток-Ньюингтонскую семинарию. Затем он занялся коммерцией и с этой целью посещает Испанию, Францию, Германию и Италию. В 1683 году он открывает свой галантерейный магазин и годом позже женится на Мэри Таффли, которая впоследствии родила ему семерых детей. Примерно в то же время он начинает интересоваться политикой, принимает участие в восстании Монмута и способствует восшествию на престол Гийома Оранского.

С наступлением более благоприятных времен, то есть с вступлением на престол Вильгельма Оранского, Дефо вернулся к литературной деятельности. Когда народ начал роптать, что на престол посадили чужестранца, Даниель Дефо написал сатирическое стихотворение «Истинные англичане», в котором показал, что вся английская нация состоит из смеси различных племен, и поэтому нелепо смотреть неприязненно на безупречного во всех отношениях короля только потому, что он родился не в Англии, а в Голландии. Это стихотворение наделало много шума при дворе и в обществе. Вильгельм пожелал видеть автора и сделал ему довольно значительный денежный подарок.

В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, последняя из Стюартов, находившаяся под влиянием партии консерваторов. Дефо написал свою знаменитую сатирическую брошюру «Вернейшее средство отделаться от диссентеров». Диссентерами назвались в Англии протестантские сектанты. В этой брошюре автор советовал парламенту не стесняться с беспокоившими его новаторами и вешать их всех или ссылать на галеры. Сначала в парламенте не поняли истинного смысла сатиры и обрадовались, что Даниель Дефо направил свое перо против сектантов. Потом кто-то раскусил действительный смысл сатиры. Парламент признал его мятежником, приговорил его к денежному штрафу, к выставлению у позорного столба и к тюремному заключению. Но восторженный народ усыпал ему путь к позорному столбу цветами и устроил овацию. Во время своего пребывания в тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» и ухитрялся издавать журнал «Обозрение».

Через два года Дефо был освобожден из тюрьмы. По поручению министра Гарлея отправился в Шотландию с дипломатической миссией - подготовить почву для соединения Шотландии с Англией. Дефо оказался талантливым дипломатом и блестяще выполнил возложенную на него задачу.

По вступлении на английский престол Ганноверского дома, Даниель Дефо пишет еще одну ядовитую статью, за которую парламент присудил ему огромный штраф и заключение в тюрьму. Это наказание заставило его навсегда оставить политическую деятельность и посвятить себя исключительно беллетристике.

После освобождения из заключения Даниэль Дефо издает «Робинзона Крузо». Эта книга вышла в 1719 году. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. Но сюжет романа писатель взял из жизни. Жители Англии на рубеже 17-18 веков неоднократно могли слышать от моряков рассказы о людях, живших более или менее продолжительное время на различных необитаемых островах. Но ни одна история в этом роде не привлекла к себе столько внимания как история шотландского матроса Александра Селкирка, который жил на необитаемом острове в полном одиночестве четыре года и четыре месяца(1705-1709), пока его не подобрал проходивший мимо корабль. История Селкирка и послужила важнейшим источником для «Робинзона». Эта книга заслужила необыкновенную популярность не только в Англии, но и во всех странах цивилизованного мира. Весь роман проникнут просветительскими идеями - прославлением разума, оптимизмом и проповедью труда.

Ободренный громадным успехом «Робинзона», Даниэль Дефо написал еще множество других сочинений в том же духе: «Морской разбойник», «Полковник Джек», «Путешествие вокруг света», «Политическая история дьявола» и другие. Дефо написал более двухсот книг и брошюр, пользовавшихся успехом у современников. Но, несмотря на это, он, подобно другим талантам, жил и умер в нужде в Лондоне. Ранние биографы Дефо рассказывают, что надгробная плита, установленная на его могиле в 18 веке имела скромную, но многозначительную надпись: «Даниэль Дефо автор «Робинзона Крузо». Умер 24 апреля 1731 года на 70-м году от рождения».

Что касается литературного значения Дефо, то в этом отношении его смело можно считать предшественником Ричардсона и Филдинга и основателем той литературной школы, которая достигла в Англии своего наивысшего расцвета при Диккенсе и Теккерее.

В 1692 году вся коммерческая деятельность Дефо находится на грани банкротства. Он всеми силами пытается спасти свою торговлю, пускается с этой целью во всевозможные интриги и, наконец, ему удается получить аудиенцию у короля. В 1701 году он публикует сатирическую поэму «Настоящий англичанин». Эта поэма высмеивает народные предрассудки в отношении короля, который родился за границей. В 1792 году он печатает пасквиль под названием «Самый простой способ покончить с инакомыслящими», в котором он самого себя выводит в образе диссидента и требует любой ценой подавлять всякое инакомыслие. Особой популярности эта его работа не сыскала. Смерть Гийома Оранского ухудшила положение Дефо. Его сажают в тюрьму, где он находится с мая по ноябрь 1703 года, а затем определяют для него наказание - привязывают к позорному столбу.

Убежденный в том, что постыдное пребывание в тюрьме и так не сулит ему в будущем ничего хорошего, Даниэль Дефо начинает без зазрения совести использовать публицистику, принимая заказы на написание памфлетов. В 1704 году после публикации серии противоречивых брошюр он основывает газету «Обзор». Он то подвизается в качестве шпиона в Шотландии, состоя на жаловании у официального Лондона, который предпринимает усилия для дальнейшего объединения Англии и Шотландии, то участвует в двусмысленных делишках, связанных с воцарением Георга I. За ряд его статей против него выдвигаются обвинения в государственной измене, и власти вновь бросают его в тюрьму. В 1713 году он переименовывает свою газету: теперь она называется более звучно - «Меркатор». В 1715 году Дефо пишет и публикует книгу, которая называется «Семейный наставник». Эта книга полностью основана на пуританской морали и сопровождается многочисленными более или менее романтизированными биографиями известных людей.

Лишь к 60 годам у Даниэля Дефо обнаружился настоящий литературный талант. Его первый роман сразу же стал знаменит и назывался он - «Робинзон Крузо» (полное название романа звучит очень длинно и несовременно - «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим»). Книга была опубликована в 1719 году и имела огромный успех у публики - в те времена приключенческие книги были очень популярны. За «Робинзоном Крузо» последовали «Мемуары кавалера», «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона», «Молл Флэндерс», «Дневник чумного года», «История полковника Джека», «Счастливая куртизанка, или Роксана».

Но во всех этих романах проявляется характер писателя, который предпочитает легкую победу серьезному литературоведческому исследованию. В самом деле, Даниэль Дефо предлагает проекты романов своему издателю, а количество страниц он определяет исходя из того, сколько ему заплатили по контракту. Он никогда не упускает случая сделать себе рекламу. Так, написав биографию приговоренного к смерти, он желает передать ему экземпляр этой книги в тот самый день, когда смертный приговор приводят в исполнение. И он делает-таки это, вручив осужденному экземпляр со своим автографом перед изумленной толпой, пришедшей полюбоваться на казнь. Кроме указанных романов, из-под его пера вышли и другие книги: «Путешествие по Великобритании» (нечто вроде гида для туристов), «Политическая история Дьявола» (эссе по оккультизму) и «Идеальный английский негоциант».

Будучи человеком, чьи моральные устои были весьма двусмысленны, в своих книгах Даниэль Дефо представляет обретенное могущество английской буржуазии начала XVIII века. Он пишет свои произведения простым и реалистичным языком, хотя все они и изобилуют очевидными психологическими просчетами, встречающимися буквально во всех его романах. Сегодня Даниэль Дефо, равно как и Генри Филдинг, считается одним из основоположников современного жанра повествования и журналистики. дефо писатель крузо роман

Написанное в тюрьме стихотворение «Гимн позорному столбу» создало Дефо популярность как защитнику веротерпимости и свободы мысли. Позорная экзекуция неожиданно превратилась в триумф. Толпы народа приветствовали осужденного и бросали к его ногам цветы. Писал Дефо необыкновенно много и на самые разнообразные темы. Одновременно с изданием первой в Англии политической газеты «Обозрение французских дел» (1704-1713) он выпускал множество сочинений по истории, педагогике, статистике, экономике, географии, философии, медицине, религии и т. д. Особо следует отметить его «Беспристрастную историю жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии», книгу, отражающую заинтересованность англичан в развитии торговли с богатой и могущественной «Московией». До последних дней Дефо не прекращал литературной деятельности. Если собрать воедино все, что он успел написать за свою долгую жизнь, то из его сочинений составилась бы целая библиотека в 250-300 томов.

Жизнерадостное мироощущение, вера в безграничные силы и возможности человека - отличительная особенность его художественных произведений. Герои Дефо деловиты и энергичны, в минуту опасности не теряют самообладания, всегда находят выход из самого трудного и, казалось бы, безвыходного положения. Романы написаны простым, протокольно-четким, даже несколько суховатым языком. Повествование ведется от лица заглавного героя - купца Робинзона, авантюристки Молль Флендерс, пирата Сингльтона, уличного воришки «полковника» Джека и т. д. Каждый из них фигурирует на титульном листе в качестве автора записок. Поэтому романы Дефо воспринимались современниками как правдивые и поучительные рассказы бывалых людей о своей удивительной жизни и благодаря этому раскупались нарасхват.

Из всего, что написал Дефо, один роман создал ему мировую известность и прославил его в веках. Полное заглавие этого романа: «Жизнь и необычайные поразительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написана им самим» (1719).

Огромный успех романа побудил Дефо в том же 1719 году выпустить продолжение: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни и охватывающие изложение его путешествий по трем частям света, написанные им самим». Во втором томе Дефо заставил своего героя объехать чуть ли не весь свет: посетить вторично уже колонизованный остров, побывать на Мадагаскаре, в Индии, Китае и, наконец, совершить трудный и опасный переход через всю Сибирь - из Пекина в Архангельск - и вернуться на родину уже семидесятидвухлетним старцем. Особенно любопытны во втором томе главы, где описываются похождения Робинзона в Сибири, его жизнь в Тобольске и общение с политическими ссыльными. Что касается третьего тома романа, вышедшего под заглавием «Серьезные мысли, передуманные Робинзоном в течение его жизни» (1720), то он обманул ожидания читателей, так как оказался довольно бессвязным набором назидательных рассуждений на религиозные и коммерческие темы. Наиболее популярным остался навсегда первый том «Робинзона». «Робинзон Крузо» Дефо породил бесчисленное количество переводов, переделок и подражаний, так называемых робинзонад. В робинзонадах изображается полная превратностей трудовая жизнь одного человека или небольшой группы людей на необитаемом острове.

Литература XVIII века была заполнена десятками робинзонад, написанных под влиянием романа Дефо. В каждой стране и даже во многих провинциях и городах появились свои Робинзоны. Известны были, например, Робинзоны французский, датский, голландский, греческий, ирландский, силезский, берлинский, лейпцигский и т. д. Только в Германии до 1760 года насчитывалось около сорока робинзонад. Первый, кто обратил внимание на воспитательное значение книги Дефо и, можно сказать, приобщил ее к детской литературе, был французский просветитель Жан Жак Руссо. В своем педагогическом романе «Эмиль» (1762) он объявил «Робинзона Крузо» книгой, достойной в течение долгого времени составлять «всю библиотеку» подростка. В том же 1762 году, когда появился «Эмиль» Руссо, книга Дефо впервые была издана на русском языке в переводе Якова Трусова, взявшего за основу французский текст романа. Сравнение перевода с подлинником показало, что Трусов сильно сократил роман и пересказал своими словами целые главы, приспособив произведение к менее подготовленной аудитории, по всей вероятности для детей. Книга несколько раз переиздавалась и пользовалась большим успехом у маленьких читателей. Более полный перевод «Робинзона Крузо» был издан на русском языке в 1843 году А. Красовским. В 30-40-х годах XIX века продолжали появляться многочисленные переработки и пересказы «Робинзона» - русских и иностранных авторов, которые подверглись острой критике со стороны В.Г. Белинского. Он справедливо считал, что это произведение полезно детям не только богатейшим познавательным материалом, но и примером воли и мужества героя. Однако все лучшее, что есть в романе Дефо, исчезало при пересказе произведения.

В 1862 году «Робинзон Крузо» был напечатан в коротком пересказе Л. Н. Толстого, приспособленном для яснополянских школьников, едва только начавших осваивать грамоту. Переделка эта весьма произвольна, и сам Толстой впоследствии признал ее неудачной. Но попытка великого писателя использовать роман Дефо для пропаганды своих педагогических и нравственных идей заслуживает, конечно, внимания.

ДЕФО, Даниель (Defoe, Daniel - 1660 или 1661, Лондон - 26.04. 1731, там же) - английский писатель и публицист.

Дефо - основоположник европейского реалистического романа нового времени. Будучи первым звеном в истории просветительского романа XVIII века, он подготовил и социальный реалистический роман XIX в. Традиции Дефо продолжили Г. Філдінґ, Т. Д. Смоллет, Ч. Диккенс. Творчество Дефо составила целую эпоху в развитии английской прозы. Его главное произведение - роман «Робинзон Крузо» - получил мировое признание.

Дефо стал зачинателем таких раВНОвидностей жанра романа, как приключенческий, биографический, психологический, криминальный романы, роман воспитания и роман-путешествие. В его творчестве эти раВНОвидности предстают еще в недостаточно расчлененном виде, но именно Дефо с присущей ему широтой и удалью начал их разрабатывать, наметив важнейшие линии в развитии романному жанру.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая подвергается воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.

Важную роль Дефо сыграл и в развитии английской журналистики. Сын своего бурного и напряженного времени - эпохе становления буржуаВНОго общества, - Д. находился в центре политической, идейной и религиоВНОй борьбы. Его энергичная и многогранная натура сочетала черты дельца и политика, яркого публициста и талантливого писателя.

Д. родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, который жил в Лондоне. К отцовскую фамилию Фо долю «Где» присоединил сам Даниэль в 1703 г., когда он уже стал известным как автор памфлетов и мог рассчитывать на свои силы в литературной деятельности. Семья Дефо была пуританской и разделяла взгляды дисинтерів (противников господствующей англиканской церкви). Даниэль учился в пуританской духовной академии, но религиозным проповедником он не стал. Его влекло жизнь со всеми ее превратностями, риском в коммерции, бурной предприимчивостью в самых раВНОобразных сферах. Несколько раз он вынужден был объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции. Однако интерес Дефо не ограничивались предпринимательством, его бурная энергия проявлялась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в возглавленном герцогом Монмаутом восстании против короля Якова II, который пытался восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Д. вынужден был долго скрываться, чтобы избежать суровой кары. Революцию 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо постоянно размышлял над способами лучшей организации жизни общества, выступал с различными проектами совершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он и писал в своих трактатах и памфлетах. Его беспокоили просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования, проблема сословных привилегий и судьба обделенных природой людей - слепых, глухих, умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и занимался вопросами этики коммерсанта, выступал против англиканской церкви, отрицая ее догматы. Народ благосклонно относился к произведениям Дефо, а самого автора неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму.

Начало литературной деятельности Дефо приходится на 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» («An Essau upon Projects»).

Дефо выступил здесь с предложением об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; он писал о создании академии, которая могла бы заниматься вопросами норм литературного языка, говорил о необходимости женского образования. Через год появился памфлет «Ходатайство бедняка» («A Poor man"s Plea», 1698), где говорится о несправедливости законов, карающих бедняков и защищают богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в нее маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (The True-born Englishman. A Satyr», 1701), где утверждается право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не избранными предками, а благородными поступками и деяниями. Дефо осуждает и высмеивает аристократическую спесь дворян. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III (голландца по происхождению), которому сторонники правящих в 1688 г. Стюартов упрекали за то, что, не будучи «чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо считает, что само понятие «чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации - это история смешения разных народов. Обращаясь к генеалогии, он доказывает неправомерность притязаний британской знати называться «чистокровными англичанами». Сатира Дефо была популярной среди народа.

После смерти Вильгельма III (1702) английская церковь сняла новую волну преследований дисинтерів. В этой обстановке Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с дисинтерами». («The Shortest Way with the Dissenters», 1702). В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с дисинтерами, автор, по сути, выступил их приверженцем. Раскрытие сути авторского замысла повлекло преследование Дефо. Его присудили к заключению и стояния у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни среди людей распространился «Гимн позорному столбу» («A Hymn to the Pillory», 1703), Дефо написал в Ньюгейтській тюрьмы. «Гимн» создан в форме народной песни, и того дня, когда Дефо стоял у позорного столба, толпа, сошелся на площадь, пел эту песню, приветствуя ее автора.

Тематика памфлетов и трактатов Дефо раВНОобразна: он писал о событиях и фактах общественно-политической и повседневной жизни англичан, дает советы дельцам и коммерсантам, делится собственным опытом ведения раВНОобразных дел и одновременно фантазирует, придумывает, привлекая внимание необычностью, сенсационностью «новостей». Но о явно вымышленные события он пишет так же деловито, как и о явлениях вполне достоверные и реальные. О появлении призрака он сообщает с использованием таких будничных подробностей, все кажется вполне привычным, а о путешествии на Луну пишет так, как будто лично принимал в ней участие. Творческое воображение писателя подкрепляет смелость его мысли. Реальность и вымысел сливаются воедино и подаются как жизненный факт.

Дефо освободили из тюрьмы, когда он дал согласие стать тайным агентом правительства. Жизненный опыт убедил его в лицемерии политиков, и теперь он уже не делал разницы между тори и вігами, служа и тем, и другим.

Нескрываемое выражение демократических симпатий изменилось стойкой умеренностью взглядов. В период с 1704 по 1713 гг. Дефо регулярно выступал со статьями на страницах газеты «Ревью» («The Review»), обращаясь к самым разным проблемам: коммерция, мораль, образование, политика. Он сделал существенный вклад в развитие журналистики и становление жанра эссе. Однако в историю мировой литературы он вошел как романист, и прежде всего как создатель знаменитого «Робинзона Крузо».

Дефо было пятьдесят девять лет, когда появилась первая часть романа о Робинзоне Крузо. Его полное название - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, морехода иВНОрка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж погиб, с переводом его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» («The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe...», 1719). Создавая эту книжку, Дефо не думал продолжать ее. Однако успех первой части побудил его написать вторую, а вслед за ней и третью: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» («The Батьки Adventures of Robinson», 1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира»(1720). Мировое признание получила первая часть, которая осталась жить в веках. После «Робинзона Крузо» Дефо написал: приключенческие романы «Молль Флендерс» (The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flandres», 1722), «Роксана» («Lady Roxana», 1724), «Полковник Джек»(«Colonel Jacque», 1722); морской роман «Капитан Сінґлтон» («Captain Single-ton», 1720); исторические романы «Дневник чумного года» («A. Journal of the Plague Year», 1722) и «Мемуары кавалера» («Memoirs of a Cavalier», 1720). Все эти жанровые модификации представлены в творчестве Дефо на ранней стадии их развития.

С присущей ему склонностью к мистификации Дефо издал свой первый роман за мемуары самого Робинзона, тем самым репрезентувавши своего героя читателям как личность вполне реальную.

Именно так сначала Робинзона и воспринимали современники. Впрочем, для этого были определенные основания, поскольку толчком, а во многом и основой для создания романа стал очерк «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем говорилось о реальный случай: матрос Селькирк поссорился с капитаном корабля и его высадили на острове Хуан Фернандес, где тот провел в полном одиночестве четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кременеву ружье, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок, носильний костюм и постель, несколько книг духовного содержания, книги про навигацию и некоторые математические приборы. Сначала Селькирк удался в отчаяние и тяжело переживал одиночество, но со временем, обжившись на острове, он окреп духом и жизнь «стало для него настолько удивительно приятным, что никакие минуты не считал он за груз». Он ел мясо черепах, казатину; когда одежда его иВНОсилась, он одевался в одежду из козьих шкур. Он молился Богу, вполне смирился со своей судьбой, и «жизнь для него стало таким же радостным, как раньше было печальным». Возвращение на большую землю не сделало Селькирка счастливее. Очерк заканчивается поучительным выводом: «Счастливый тот, кто ограничивает свои желания лишь естественными потребностями; у того же, кто підохочує свои прихоти, потребности растут вместе с богатством».

Представленный в очерке Стила факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, что привлекала не только интересной фабулой, но и философским смыслом. История Робинзона перерастает в аллегорическое изображение человеческой жизни как такового. В определенном смысле герой Дефо близок каждому. И очевидно, именно поэтому, заканчивая свой роман, и сам Дефо приходит к мысли о том, что все, изображенное в его книге, он пережил лично. Об этом он рассказывает в заключительной части «Робинзона Крузо», сопоставляя свою жизнь с судьбой Робинзона: «Приключения Робинзона Крузо - схема истинного жизни двадцати восьми лет, проведенных в наиболее блукацьких, одиноких и печальных обстоятельствах, которые когда-либо выпадали человеку. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь - в постоянных бурях, в борьбе с наихудшим видом дикарей и каннибалов... Я потерпел всяческих насилий и пригноблень, несправедливых упреков, человеческого пренебрежения, нападения дьяволов, небесных кар и земной вражды; изведай бесчисленные превратности фортуны, побывал в рабстве хуже, чем турецкое, спасся с помощью такого же удачного плана, как тот, что изображен в истории Ксурі.., попадал в море бедствий, снова вирятовувався и снова погибал... Одно слово, нет в воображаемой истории ни одного обстоятельства, которое не было бы законным намеком на настоящую историю». Роман Дефо - это история человеческой личности. Просветительская концепция человека, вера в его возможности, обращение к теме труда, увлекательность и простота рассказа, удивительная сила воздействия всей атмосферы произведения - все это привлекает к нему людей разных эпох, раВНОго возраста и разных интересов.

Рассказ в романе ведется от имени Робинзона. Его простота и бесхитростность, доверчивость тона создают иллюзию абсолютной достоверности того, что происходит. Классически простой зачин произведения: «Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье...» В этом стиле рассказ продлится до самого конца. Сила воздействия романа - в правдоподобности.

Робинзон воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Впервые в литературе развивается тема творческого труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью работает над изготовлением предметов домашнего обихода, выдалбливает лодка, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая множество трудностей, он осваивает различные ремесла. В мельчайших подробностях описано изготовление каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Дефо побуждает читателя наблюдать с неослабным вниманием за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона. Во всем проявляется деловитость и здравый смысл героя. Его религиоВНОсть и набожность сочетается с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, не расстается с Библией, но всегда и во всем руководствуется интересами выгоды. Он «с полной безсторонністю, словно кредитор», все сопоставляет и оценивает, а в своем дневнике, который ведет с присущей ему аккуратностью, он уделяет специальное внимание подведению «баланса» позитивных и негативных сторон своего положения:

«...словно кредитор и должник, я разделил страницу пополам и написал слева «плохо», а справа «хорошо», и вот что у меня получилось: Плохо

Меня забросило на ужасный, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды освободиться.

Я изолирован от всего человечества; я отшельник, изгнанный из человеческого общества.

Но я остался жив, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте...»

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикуні, которого он спас от смерти, Робинзон хочет видеть своего преданного слугу. Недаром первое слово, которое он учит его проиВНОсить, - «господин». Робинзону необходим послушный помощник, ему приятно от «смиренной благодарности», «безграничной преданности и покорности» Пятницы. Но, узнав его ближе, Робинзон понимает, что Пятница ни в чем не уступает ему.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, передает своеобразие каждого времени года, его замечательные описания моря. И навсегда в памяти остается портрет Робинзона, вдягнутого в камзол и штаны до колен, высокую меховую шапку и со сделанной из козьей кожи зонтиком над головой; навсегда сохраняется в душе пережитое вместе с Робинзоном чувство страха и надежды, когда на прибрежном песке он увидел след ноги человека.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и за художественными достоинствами уступают первой. В них говорится о жизни и делах Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговые путешествия в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колоний поселенцев на том острове, где когда-то он жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать много препятствий, однако теперь это уже не столько приключения, сколько деловые авантюры, торговые сделки и спекуляции, да и сам Робинзон изображен как ловкий предприниматель и делец. Третья часть романа содержит дидактические размышления о жизни Робинзона.

«Робинзон Крузо «повлиял на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы отразились в творчестве писателей и мыслителей многих поколений. Они нашли отклик в «Кандіді» Вольтера, в трудах о воспитании Же. Ж. Руссо, в «Фаусте» И. В. Гете. Известно, как восхищался романом Дефо юный Л. Толстой. Существует много подражаний и переделок романа Дефо. Самые раВНОобразные «Новые Робинзоны» стали появляться во многих странах сразу после публикации «Робинзона Крузо» Дефо в Англии, в частности и на украинском языке - Бы. Гринченко (1891), А. Павецького (1900), В. Отамановского (1917), Г. Орловны (1927) и др. Т. Шевченко вспомнил это произведение в автобиографической повести «Художник» и создал рисунок «Робинзон Крузо» (1856). «Робинзонада» быстро разрасталась, а сам термин утвердился и распространился в литературоведении он означает произведения, в которых описываются жизнь и приключения человека, оказавшегося вне общества; вне литературным контекстом термин «робинзонада» используется во многих случаях, связанных с ситуацией - человек в единоборстве с природой, во взаимоотношениях с природой.

За свою жизнь Дефо написал более трехсот пятидесяти произведений самых разных жанров. Помимо знаменитого «Робинзона Крузо», в историю литературы вошли романы «Молль Флендерс», «Полковник Джек», «Роксана», а также некоторые другие произведения, которые стали прообразом исторического романа нового времени («Дневник чумного года», «Мемуары кавалера» и др.). Традиции европейского плутовского романа связан роман Дефо «Радости и тяготы знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтській тюрьме и в течение шести десятков лет своей раВНОобраВНОм жизни (не считая детского возраста) была двенадцать раз содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать раз воровкой, восемь лет сосланной в Вирджинию, но в конце концов разбогатела, стала честную жизнь и умерла в раскаянии. Написано по ее собственными заметками». События этого романа происходят в Англии. Героиня - дочь каторжанина, которая родилась в тюрьме и воспитывалась в приюте. Она знает жизнь трущоб и ежедневную борьбу за существование. Молль Флендерс умная, энергичная, красивая, но жизненные обстоятельства вынуждают ее стать воровкой и авантюристкой. В «Робінзоні Крузо» Дефо рассказал историю борьбы человека с природой. В «Молль Флендерс» он рассказал о судьбе одинокой женщины в обществе. На путь греха ее толкают нищета, голод, жестокость людей. Молль хотела бы другой судьбы, она пытается побороть свою собственную «жестокость и бесчеловечность», но ей это не удается. «Нищета... - настоящий яд добродетели».

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или биографий. В них передана история жизни героя и становление его личности. Дефо раскрывает влияние условий и обстоятельств жизни на формирование человека. Его герои сталкиваются с жестоким и бездушным миром. Обычно, это люди без прочных общественных связей, - сироты, подкидыши, пираты, вынуждены действовать согласно жестоких законов и общественных установок. Каждый борется в одиночку, рассчитывая на свои собственные силы, изобретательность и ловкость. Люди не гнушаются никакими средствами ради достижения благополучия. «Истинно благородный» полковник Джек, который в детстве был беспризорным бродяжкою и воришкой, потерпев всевозможных жизненных невзгод, становится работорговцем. Принятая при дворе очаровательная Роксана имеет за плечами темное прошлое: ради карьеры она становится негласной сообщницей убийства собственной дочери.

В историю литературы Дефо вошел как автор «Робинзона Крузо», как создатель просветительского реалистического романа. Он писал для широких кругов читателей. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с величайшими произведениями мировой литературы.

Биография

Родился в семье мясоторговца пресвитерианца , готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу , стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции , где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках.

Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой - тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист , памфлетист и издатель , он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство .

Публицистика

Литературную деятельность Дефо начал политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик -публицист . Писал на разные политические темы. В одном из своих произведений - «Опыт проектов» - он предлагает усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры -менялы. «Английский банк », один из центров мирового финансового капитала в настоящее время, лишь открылся в то время.

Особенно широкую популярность Дефо приобрёл со времени появления его памфлета «Истинный англичанин». Восемьдесят тысяч экземпляров было продано полулегально на улицах Лондона в течение нескольких дней. Появление этого памфлета было обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III . Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию , доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов , а новые - от французских лакеев , парикмахеров и гувернёров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов . После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошелся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами. Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал . Он испробовал профессии торговца, моряка , журналиста , шпиона , политического деятеля, а в возрасте 59 лет стал писателем.

Буржуазия вела борьбу с аристократией на всех фронтах, в частности и в области религии . И Дефо выступил с ехидным памфлетом под названием «Кратчайший способ расправы с диссидентами ». Аристократы и фанатики из духовенства эту сатиру приняли всерьёз, и совет расправиться с диссидентами виселицей сочли откровением, равным Библии . Но когда выяснилось, что Дефо довёл доводы сторонников господствующей церкви до абсурда и тем окончательно их дискредитировал, церковь и аристократия сочли себя скандализованным, добились ареста Дефо и суда над ним, которым он и был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу .

Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осуждённым. Но буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». В нём он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.

«Робинзон Крузо»

Первое издание

К художественному творчеству Дефо обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего «Робинзона Крузо». Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Дефо. В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но «Робинзон Крузо», читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается ещё «Капитан Сингльтон».

«Робинзон Крузо» - ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра , первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века . Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке , обусловлено развитием английского торгового капитализма.

Некоторые «Путешествия» писались в форме дневника , другие - в форме отчёта или докладной записки, третьи имели повествовательную форму, но выдержанностью изложения не отличались. «Дневник» прерывался повествованием, в повествования включался дневник, в зависимости от требований точности передачи. Если требовалась особенная точность передачи разговора с каким-нибудь лицом, разговор записывался в форме драматического диалога; если требовалась точная передача последовательности ряда событий, они записывались в форме дневника с подразделением на часы и минуты; если требовалось описать что-либо менее детально, прибегали к повествованию.

Но всегда в такого рода произведениях господствовала максимальная точность. Однако документальный жанр путешествий ещё до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путём накопления элементов вымысла. Но Дефо использует стиль «Путешествий». Его особенности, имевшие определённое практическое значение, в «Робинзоне Крузо» становятся литературным приёмом: язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы .

В «Путешествиях» нельзя встретить, например, «бесконечное море», а лишь точное указание долготы и широты в градусах и минутах; солнце не восходит в каком-нибудь «абрикосовом тумане», а в 6 ч. 37 м; ветер не «ласкает» паруса, не «легкокрылый», а дует с северо-востока; они не сравниваются например по белизне и упругости с грудями молодых женщин, а описываются, как в учебниках мореходных школ. Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено этой манерой письма. Дефо тоже прерывает повествовательную форму драматическим диалогом (разговор Крузо с Пятницей и матросом Аткинсом), Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги, где в дебет записывается благо, в кредит - зло, а в остатке получается все же солидный актив .

В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку - 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи. Крузо терпит много неудач.

Буржуа не закрывал глаза на то, что в мире борьбы не все идёт гладко. В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора. В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире чисто буржуазной справедливости.

Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла. Но «Робинзон Крузо» никогда не пользовался широкой популярностью в среде аристократии. Дети аристократии не воспитывались на этой книге. Зато «Крузо», с его идеей перерождения человека в труде, всегда был любимой книгой буржуазии, и на этом «Erziehungsroman’е» построены целые системы воспитания. Ещё Жан Жак Руссо в своём «Эмиле» рекомендует «Робинзона Крузо» как единственное произведение, на котором должно воспитываться юношество.

Буржуазные писатели охотно подражали «Робинзону Крузо». Из громадной литературы «Робинзонад» можно отметить «Нового Робинзона» Кампе (), в котором развит элемент индивидуализма : Робинзон очутился на острове без всяких запасов и инструментов и должен был все начинать голыми руками. «Швейцарский Робинзон» Висса заострён в сторону коллективизма : Робинзон очутился на острове с четырьмя сыновьями, разными по характеру и индивидуальным наклонностям. В первом «Робинзоне» ставится проблема развития производительных сил, во втором - развития общественных форм, разумеется с точки зрения буржуазии.

Во всей остальной массе переделок центром служит жизнь Робинзона на острове, рассматриваемая с разных точек зрения. Другой характер «Робинзонада» приняла у так называемых продолжателей Дефо. Наиболее видные - Т. Смоллетт и Ф. Марриет . У них резко проявился уклон в сторону морской романтики и проповеди великодержавного британского империализма , обусловленной последующим этапом развития английской буржуазии, её укреплением в колониях, достижением мирового могущества.

Влияние романа Дефо на европейскую литературу не исчерпывается порождённой им «Робинзонадой». Оно и шире и глубже. Дефо своим произведением ввёл чрезвычайно популярный впоследствии мотив опрощения, одиночества человека на лоне природы, благотворности общения с ней для его нравственного совершенствования. Этот мотив был развит Руссо и многократно варьировался его последователями (Бернарден де Сен Пьер и др.).

Многим обязана «Робинзону» и техника западно-европейского романа. Искусство изображения характеров у Дефо, его изобретательность, выразившаяся в использовании новых ситуаций, - все это было большим достижением. Своими философскими и т. п. отступлениями, искусно переплетавшимися с основным изложением, Дефо поднял значение романа среди читателей, превратил его из книги для занятного времяпрепровождения в источник важных идей, в двигатель духовного развития. Этот приём был широко использован в XVIII веке .

Характерно, что современник Дефо - Свифт - стал известен в России с середины XVIII века , а произведения Байрона и В. Скотта читались почти одновременно в Англии и России. Но зато со времени появления в России не только читателя-аристократа «Робинзон» не перестает переводиться и издаваться в разном объёме.

См. также

Библиография

  • The True Relation of the Apparition of one Mrs. Veal, ;
  • Robinson Crusoe, ;
  • Captain Singleton, ;
  • Moll Flanders, ;
  • Colonel Jack, ;
  • Journal of the Plague Year, ;
  • A Tour through Great Britain, - ;
  • A New Voyage round the World, ;
  • The Complete English Tradesman (апология наживы), - ;
  • The Political History of the Devil, ;
  • System of Magic, ;
  • Essay on the Reality of Apparitions, . Изд. Д.: Scott, ; Hazlitt, 1840; Bohn, - - ; Aitken, 16 vv, ;
  • G. H. Moynadier, 16 vv. ;
  • Boston, Constable’s sumptuous reprints, - ;
  • «Abbey Classics» series. Переводы и издания в России: Робинзон Крузо, в двух частях, перев. с франц., СПб., ;
  • Робинзон Крузо, в двух тт. 200 рисунков Гранвилля, гравированных на камне и отпечатанных в два тона, новый перев. с франц., М., ;
  • Робинзон Крузо, перев. П. Кончаловского, М., ;
  • перев. М. Шишмаревой и З. Журавской, СПб., ;
  • перев. Л. Мурахиной, изд. Сытина, М., , изд. 4-е, и мн. др.
  • Радости и горе знаменитой Молл Флэндерс, перев. П. Кончаловского, «Русское богатство», ЇЇ 1-4, отд. изд., М., , со ст. В. Лесевича, Г. Геттнера, Тэна, П. С. Когана, В. М. Фриче;
  • Всеобщ. история литературы, под ред. Корша и Кирпичникова;
  • Каменский А. Даниель Дефо, его жизнь и деятельность, СПб., (в биографич. серии Павленкова);
  • Залшупин А., Англ. публицист XVII в., «Наблюдатель», , Ї 6;
  • Лесевич В., Даниель Дефо как человек, писатель и общественный деятель, «Русск. богатство», , ЇЇ 5, 7, 8;
  • Его же, По поводу «Молл Флэндерс» Д. Дефо, «Русск. богатство», , Ї 1;
  • Алферов А. и др., «Десять чтений по литературе», М., , изд. 2-е, М., . Биографии Д. (англ.): Chambers, ; Lee, ; Morley H., ; Wright, ; Whitten, 1900.
  • Lamb, Hazlitt, Forster, Leslie Stephen, Minto, Masefield, W. P. Trent (Cambridge History of English Literature). На франц. яз.: Dottin, 3 vv., . На немец. яз.: Horten F., Studien über die Sprache Defoe’s, Bonn, ;
  • Schmidt R., Der Volkswille als realer Faktor des Verfassungslebens und D. Defoe, ;
  • Dibelius, Der englische Roman. На англ. яз.: Secord A. W., Studies in the narrative method of Defoe, . Разыскания в области текста - Lannert G. L., . Об источниках «Робинзона Крузо»: Nicholson W., ; Lucius L. Hubbard, ;
  • Lloyd’s Catalogue of edition of Robinson Crusoe and other books by and ref. to Defoe, L., .

О нём

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .


Даниэль Дефо считается классиком мировой литературы. Он известен, прежде всего, своим произведением «Робинзон Крузо» . Но мало кто знает, что писатель публиковал политические памфлеты на злобу дня, занимался вынужденным шпионажем, и однажды даже был привязан к позорному столбу. О необычных жизненных перипетиях писателя – далее в обзоре.




Знаменитый автор приключений о Робинзоне Крузо родился примерно в 1660 году в семье мясника Джеймса Фо. Родители прилагали все усилия, чтобы их сын выучился и стал пастором, но политика и коммерция занимали ум юноши гораздо сильнее, нежели богослужение. После окончания учебы Даниэль устраивается помощником коммерсанта и колесит по Европе.

Спустя некоторое время, чтобы сделать свою фамилию более благозвучной и скрыть простое происхождение, Даниэль добавляет к ней приставку «Де». Он самостоятельно занимается бизнесом, но прогорает.



В то же время писатель начинает анонимно издавать сатирические памфлеты на злобу дня. Имя Дефо стало известно в 1701 году после публикации памфлета «Чистопородный англичанин». Писатель высмеял надменных аристократов и выступил в защиту короля Вильгельма Оранского (голландца по происхождению). Через год вышел памфлет, который наделал еще больше шума, чем предыдущий – «Простейший способ разделаться с раскольниками». Правительство настигло Даниэля Дефо, и в наказание с него взяли денежный штраф, дали семь лет условно и привязали к позорному столбу на площади, где каждый мог над ним потешаться.



После расправы Даниэль Дефо был опустошен морально и материально. Он не мог содержать жену и несколько детей. В 1703 году к нему обратился Роберт Гарлей (в будущем видный государственный деятель) с предложением «решить все проблемы». Писателя помиловали, выплатили за него штраф и пособие для семьи. В обмен на это Даниэль Дефо должен был освещать политику королевства в печати в выгодном для правительства свете. Плюс ко всему писатель собирал «нужные» сведения в Шотландии, или попросту шпионил.



Работая тайным агентом, Даниэль Дефо продолжал свою литературную деятельность. В 1719 году увидел свет роман «Робинзон Крузо», который вписал имя автора в историю мировой классической литературы. В основе произведения лежит реальная история моряка, прожившего на острове несколько лет после кораблекрушения. Своего героя писатель «поселил» на острове на 28 лет и дополнил его образ своими душевными переживаниями. Роман имел грандиозный успех.
После этого автор написал еще два продолжения о приключениях Робинзона Крузо, но эти произведения публика приняла гораздо спокойнее.



Пребывая в глубокой старости, Даниэль Дефо снова оказался в долгах. Пытаясь избавиться от кредиторов, он переписал свое имущество на сына. Тот, в свою очередь, выбросил старика на улицу, и ему пришлось доживать свой век в нищете и одиночестве.

Но бессмертный роман "Робинзон Крузо" до сих пор будоражит умы не только подростков, но и людей в возрасте. Брендон Гримшоу, англичанин из Йоркшира, после прочтения романа Муаен в Индийском океане и с тех пор посвятил себя природе!


Имя: Даниэль Дефо (Daniel Defoe)

Возраст: 70 лет

Место рождения: Лондон

Место смерти: Лондон

Деятельность: Английский писатель

Семейное положение: холост

Даниель Дефо - биография

Современники редко называли его писателем, чаще -негодяем, или, как презрительно бросил другой гений, Джонатан Свифт: «Запамятовал я его имя».

Энергичный, предприимчивый, смелый, с лицом некрасивым, но выразительным и сильным. Среднего роста, худой, смуглый, с крючковатым носом и выдающимся («бараньим», как писали враги)подбородком. Вдобавок в углу рта у него расположилось большое родимое пятно («как раздавленный таракан»).

Судьба Даниеля Дефо, автора всем известного «Робинзона Крузо» и не только его, не была гладкой: «Тринадцать раз становился богат и снова беден», - писал он о себе. Большая семья, большие долги, множество врагов, зависимость от покровителей. И - жизнь, полная загадок.

Детство, семья

Родился Даниель Дефо около 1660 года недалеко от Лондона в местечке Криплгейт. Его отец, лондонский мясник Джеймс Фо, был потомком фламандских протестантов, бежавших в Англию от испанцев. Он отправил сына в частную протестантскую семинарию. Но в 19 лет юноша решил, что его стезя - не проповедь, а практическая деятельность.

Даниель стал работать на оптового торговца галантереей. Вел дела в Англии, Испании, Португалии и Франции.Тогда же впервые вышел в море. Юный Даниель мучился от морской болезни -так же, как впоследствии его Робинзин: «Голова у меня закружилась, ноги задрожали, меня затошнило, я чуть не упал. Всякий раз, когда на корабль налетала большая волна, мне казалось, что мы сию минуту утонем. Всякий раз, когда корабль падал с высокого гребня волны, я был уверен, что ему уже никогда не подняться...»

В этом путешествии Даниелю грозила опасность и пострашнее: алжирский капер преследовал его корабль. И если бы не появление судна береговой охраны, мир, скорее всего, лишился бы романов Дефо. Но и после того, как военные моряки отогнали пиратов, опасность не миновала. Стоило властям найти на борту груз контрабандного вина - и Даниель, да и весь экипаж, поплатились бы за это. Пришлось выкатить бочку и напоить спасителей.

Дальнейшая судьба Дефо тоже была связана с виноторговлей - ею занимался его тесть, с дочерью которого, Мэри Тафли, Даниель проживет до своей смерти и которая родит ему 8 детей. А пока брак принес ему огромное приданое в 3700 фунтов, которые он вложил в дело. Казалось, негоциант пошел в гору. Но тут в его биографии появляется тайна.

Даниель Дефо и политика

На это намекает история его участия в восстании имевшего виды на трон герцога Монмута. Власти выступление подавили и начали против причастных к нему жестокий террор. Даниеля видели среди восставших - верхом и при оружии. Этого было вполне достаточно, чтобы отправить его на виселицу. Но он был амнистирован. Чудо! Или... он уже тогда выполнял тайные поручения правительства.

В 1688 году переворот все же произошел: голландский принц Вильгельм Оранский стал королем. И в его армии был вновь замечен Даниель Дефо... По словам писателя, он стал одним из ближайших советников нового короля. Можно было бы выдвинуть версию, что он был двойным агентом, работавшим и на свергнутого Якова, и на дом Оранских.

Но вскоре его настигла деловая катастрофа, заставляющая заподозрить, что от слишком осведомленного человека хотят попросту избавиться. Хотя, на первый взгляд, бизнесмен банально прогорел: занялся производством кирпичей, заняв крупные суммы, а кредиторы неожиданно стали требовать деньги обратно. Итог -банкротство. Никто из влиятельных покровителей за него не заступился. Правда, тогда в долговую тюрьму Дефо не посадили. Уже хорошо - на свободе он, по крайней мере, не даст погибнуть в нищете своей к тому времени уже многодетной семье. Но с этого момента его жизнь стала еще более загадочной.

Даниель Дефо - мастер вранья

Лондонский издатель Джон Дантон придумал газету, состоящую из ответов на вопросы читателей. «Афинский Меркурий» был популярен в самых широких кругах. Вопросы были актуальные, например: «Можно ли королеву называть "мада"?», «Восстанут ли чернокожие из мертвых в день Страшного суда?» Работая там, Дефо изобрел метод, который сам называл «правдоподобное вранье». Он уделял в тексте самое пристальное внимание мелким деталям, создавая безупречно реалистичную картину. А вот сколько правды в его публицистике и прозе - установить сложно.

Также он основал жанры экономической, криминальной и политической публицистики. И первым стал делать настоящие интервью. Однако один Бог знает, насколько они были подлинными. Поговаривали, что Дефо приходил к интервьюируемым с уже написанным текстом и убеждал тех подтвердить подлинность своих слов. Проделывал и более сомнительные вещи. К примеру, писал под разными псевдонимами статьи за и против короля, вигов, тори, католиков, англикан, пуритан и даже... самого себя.

Два памфлета Дефо -сатира в стихах «Чистопородный англичанин» и «Простейший способ разделаться с диссидентами» - взорвали общество. В первом развенчивался миф о чистоте английской крови. Второй притворно обличал пуритан, а на самом деле высмеивал их противников. Эти памфлеты читали все. Но тут совсем некстати умер покровитель Дефо король Вильгельм III, и дерзкий памфлетист остался без защиты. Он скрывался, был пойман и приговорен к тюрьме, большому штрафу и позорному столбу.


Три длинных, жарких июльских дня 1703 года провел Дефо на улицах Лондона с зажатыми в колодки головой и руками. От грязного пота невыносимо щипало глаза, страшно ныло все тело, особенно руки и шея.

В осужденных разрешалось швырять все, что угодно, и бывало, их забивали до смерти. Однако в Дефо полетели не только камни и грязь, но и... цветы. Среди горожан оказалось немало его почитателей.

Вызволил его Роберт Харли, будущий госсекретарь и лорд-казначей. За это писатель стал информационным оружием властей. На их деньги он начал издавать газету «Обозрение», продолжив то, что делал в «Афинском Меркурии»: задавал от имени читателей вопросы, и сам писал на них пространные ответы. Подспудно формируя желательное для властей общественное мнение.

Впрочем, госсекретарь давал ему и более опасные поручения. Есть письмо, написанное Дефо к Харли еще из тюрьмы. Это развернутый меморандум по организации разведывательной и контрразведывательной службы. Но в шпионаже Дефо был не только теоретиком. Одна из известных его миссий -поездка в Шотландию.

Он должен был подготовить почву для окончательного объединения ее с Англией. Дефо исколесил всю страну под видом торговца, рыбака, священника, ученого, пользовался оперативными псевдонимами. Задание выполнил блестяще. Были и миссии на континенте. «Во время моих инспекционных поездок за пределы Англии я всей грудью вдыхаю аромат шпионажа», - писал он. Похоже, это ему нравилось...

Даниель Дефо - книги

Но когда Дефо успевал столь плодотворно писать?.. Биографы сравнивают время, затраченное им на поездки, и объем написанного в то же время и отказываются верить, что это делал один человек. Но именно тогда были созданы его самые выдающиеся произведения, в том числе и «Робинзон Крузо». Всего Дефо написал более 500 книг, журналов и памфлетов на самую разную тематику.

Даниель Дефо еще несколько раз сидел в тюрьме, так и не смог полностью расплатиться с долгами. Годам к 60 отошел от шпионских дел. Продолжал скрываться от кредиторов, а может, и от более грозных врагов...

Последний год его жизни был ужасен. Постоянные угрозы и преследования доконали старика -он тронулся рассудком. Ушел из дома, назвался чужим именем, часто переезжал с места на место, пытаясь замести следы. Лишь в 1731 году Дефо вернулся в Лондон. Поселился в самом отдаленном районе города, где вскоре и умер в одиночестве. О его смерти не знали даже близкие - похоронами занималась квартирная хозяйка.