Инструкция

Нарисуйте на листе бумаги вертикальную линию, верхняя точка которой совпадает с макушкой человека , а нижняя – со ступнями. Разделите эту линию на восемь частей – каждая из частей равна высоте головы человека .

Самое широкое место фигуры равно двум целым и одной трети ширины головы. Используя в качестве направляющих линий созданные вспомогательные метки, начинайте фигуру человека , учитывая все соотношения частей тела.

Талия всегда должна быть чуть шире головы, а локти находятся на одной линии с пупком. Нижний край коленей располагайте на расстоянии одной четверти фигуры от точки ступней, а плечи рисуйте на расстоянии одной шестой от точки макушки.

Располагайте пупок на фигуре ниже уровня талии, а локти располагайте чуть выше пупка. Все эти моменты делают женскую фигуру отличимой от . Попробуйте женскую и фигуру в разных ракурсах – спереди, сзади и сбоку. Это позволит получить наиболее адекватное представление о пропорциях и их сочетаниях.

Источники:

  • Пропорции головы человека

Рисование женского тела требует особого внимания и соблюдения пропорций. Не достаточно нарисовать красиво, важно это сделать правильно. Тем не менее, каким бы сложным не казался этот процесс, научиться вполне возможно, достаточно следовать инструкциям и получить некоторый опыт.

Вам понадобится

  • Карандаш, бумага, натурщица

Инструкция

При тела соблюдайте пропорциональность. В итоге его форма должна напоминать песочные часы. Придавайте плечам и бедрам округлость, а талии - элегантную утонченность. Все линии делайте плавными, естественными. Выпуклый изгиб тела до линии грудей и вогнутый изгиб в районе выполняйте диагонально. Рисуя бедра, сделайте их внутреннюю часть более плоской, чем внешнюю часть.

Отображайте плечи с плавным скатом. Линии рук делайте мягкими, рельефными, стараясь точно отобразить структуру мышц. Толщину руки меняйте на всем ее протяжении. Возле сужайте ее, а потом снова расширяйте.

Верхнюю часть ноги изображайте утолщенной и округлой, ближе к колену выполняйте сужение. Мускулы на голени и икры делайте выступающими.

Обратите внимание

Избегайте плоскостности изображения, его усредненности. Особое внимание уделяйте структурному отображению локтей и колен.

Полезный совет

Для упрощения процесса рисования рук и ног сначала составьте их скелетную схему из овалов, а потом обрисуйте ее контур, детализируйте все изгибы, ямочки. Для составления схемы используйте не цилиндры, а овалы. Это поможет четче, правильнее передать реальную форму бедер, голеней, предплечья. Рельеф мышц передавайте с помощью светотени.

Источники:

  • Рекомендации художника в 2019

Чтобы правдоподобно нарисовать женское тело , необходимо соблюдать пропорции и быть очень внимательным. Ведь нужно рисовать не просто красиво, но еще и правильно. И все же, каким бы этот процесс ни казался сложным, научиться рисовать женское тело вполне возможно. Главное – следовать инструкциям и предварительно немного потренироваться.

Вам понадобится

  • - простой карандаш;
  • - лист бумаги формата А4;
  • - ластик.

Инструкция

При изображении тела старайтесь соблюдать пропорциональность. Схематически оно должно напоминать своей формой песочные часы. Плечам и бедрам придайте округлость, талии же – элегантную утонченность. Старайтесь делать все линии плавными, мягкими и естественными. Вогнутый изгиб тела в области живота и выпуклый изгиб до линии груди выполняйте диагонально. При изображении бедер их внутреннюю часть делайте более плоской, чем часть внешнюю.

Плечи следует отображать с плавным скатом, а линии рук должны быть мягкими и рельефными. Старайтесь максимально точно изображать структуру мышц, но только не переусердствуйте. Все-таки вырисуете тело , а не . Меняйте толщину каждой руки на всем ее протяжении. Слегка сужайте ее к локтю, после чего опять расширяйте и снова сужайте к кисти.

Обратите внимание

Избегайте усредненности, плоскостности изображения, наоборот, старайтесь сделать его трехмерным, объемным. Уделяйте особое внимание структурному отображению колен и локтей.

Полезный совет

Чтобы упростить процесс изображения конечностей, рисуйте их сначала схематически, из овалов, после чего обрисовывайте контуры, детализируйте все изгибы и мышцы и уже после этого убирайте лишние линии при помощи стирательной резинки - ластика. А рельеф мышц можно выделить при помощи светотени, штриховкой.

Человек – один из самых интересных объектов для рисования, поэтому начинающему художнику непременно нужно научиться его изображать. Начинать работу стоит с изучения стандартных пропорций. Используя эти знания, вы сможете правдоподобно изобразить любого человека вне зависимости от особенностей его фигуры и лица.

Инструкция

Изучите теоретические основы вопроса. Существуют стандартные пропорции человеческого тела, которые изменяются в зависимости от фигуры конкретного человека . Чтобы построить стандартное человеческое тело, нарисуйте вертикальную ось. Разделите ее на 8 равных отрезков. На первом отрезке сверху нарисуйте голову, обозначьте ее в виде овала, а затем расширьте верхнюю половину черепа.

Отмерьте еще 4 отрезка вниз – на этом уровне расположена паховая область человека . Если подняться на треть отрезка выше, вы обнаружите уровень расположения кончиков пальцев. Учитывайте тот факт, что даже в расслабленном состоянии человеческая кисть немного согнута.

От нижней точки вертикальной оси поднимитесь на два отрезка и пометьте место расположения коленей. Определив пропорциональное соотношение всех частей тела, можно более четко проработать их форму.

Чтобы научиться рисовать фигуру в различных позах, попробуйте изменить набросок, состоящий только из линий. Сгибайте и разгибайте части тела, сохраняя их первоначальный размер.

При прорисовке согнутых частей тела нужно учитывать особенности работы различных мышц. Минимальные знания анатомии пригодятся вам, если вы хотите рисовать людей идеально правильно.

После того как очертания фигуры будут построены, нужно будет придать объекту объем. Для этого стоит учитывать особенности распределения света на поверхностях, различных по форме и фактуре. Также необходимо изучить особенности материала, которым вы работаете. Например, чтобы добиться естественного оттенка кожи в рисунке, акварель, пастель и масло нужно смешивать и накладывать по-разному.

На восприятие рисунка будет влиять не только то, как прорисовано тело, но и изображение одежды. Тщательно прорабатывайте все драпировки с учетом формы тела под тканью и мягкости или жесткости самой ткани – тогда изображение будет реалистичным.

В разговорной речи под плечом обычно имеют в виду расстояние от шеи до плечевого сустава. Однако более точное значение термина подразумевает участок руки от этого сустава до локтевого сгиба. Он окружен большим количеством мышц. Если вы хотите научиться реалистично изображать человека, изучите и зарисуйте эту часть тела.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - карандаш;
  • - ластик;
  • - акварель;
  • - палитра;
  • - кисти.

Инструкция

Нарисуйте оси, на которых будет построен рисунок. Отрезками можно условно изобразить кости руки, вокруг которых вам нужно нарисовать форму. С помощью визирования измерьте пропорциональное соотношение всех частей руки и туловища, зафиксируйте результаты на рисунке.

Приблизительными контурами обозначьте очертания левой руки. Толщина руки у основания плеча вдвое меньше длины плечевой кости. По направлению к локтю рука постепенно сужается.

Длину руки до локтя разделите пополам. Верхнюю половину занимает дельтовидная мышца. Она хорошо просматривается на фотографии. Нарисуйте ее форму, напоминающую треугольник. Верхнюю часть мышцы сделайте более выпуклой – она должна выступать за пределы плечевого сустава и как бы охватывать его.

Отступите от вершины треугольника примерно на четверть его длины. Здесь внахлест располагается двуглавая мышца плеча. Поскольку она не напряжена, рука в этом месте имеет плавную округлую форму. Так же выглядит и мышца на нижней стороне руки. Нарисуйте ее чуть более выпуклой у основания.

Чтобы передать объем объекта, заштрихуйте его или заполните красками. Более мягкие очертания и плавные переходы цвета получатся, если вы выберите акварель или акрил. Смешайте в палитре оттенки сепии, красного, желтого, кирпичного в таких пропорциях, чтобы получился цвет кожи. Сделайте несколько «порций» смешанных красок разной насыщенности. Сначала закрасьте самые светлые участки – возле локтя и вдоль левой стороны дельтовидной мышцы.

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.


Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.

Это урок научит вас основам построения пропорциональной стройной фигуры для fahion-эскизов . Он содержит базовые знания, которые послужат основой для других уроков, где изображены модели в различных позах. В основном, мы будем разбираться с самим туловищем и ногами. Я покажу вам, как нарисовать модельные фигуры высотой в 8, 9 и 10 голов. Если вы хотите узнать как нарисовать голову и лицо, посмотрите этот .

Прежде всего, модельный эскиз не является частью реализма. Конечно, модельные наброски похожи на обычных людей, поскольку в большинстве случаев они служат для показа одежды на реальных человеческих фигурах. Однако, пропорции эскизов далеки от реальных пропорций тела. Так что комментарий типа «Настоящие женщины не выглядят так», адресованный fahion-эскизу сравним с комментарием «Это нереальный мир», адресованный картинам Сальвадора Дали. Fashion-эскиз — это АБСТРАКЦИЯ.

Прежде чем развивать свой собственный стиль рисования fahion-иллюстраций , вы можете практиковаться, работая со «стандартными» пропорциями тела, которые используют большинство модных иллюстраторов. Итак, давайте приступим к работе!

Рисуем фигуру девушки для fashion-эскиза

Посмотрите на изображение ниже. У этих трех фигур разные пропорции и они производят разное впечатление. Первая фигура действительно вытянутая и выглядит неправдоподобно. Третий эскиз выглядит наиболее естественно. Тем не менее, все три фигуры построены одним и тем же способом.

Как правило, мы рисуем голову размером 2.5 Х 1.5 см. Я собираюсь использовать в данном примере эти цифры. Так, длина головы равна 2.5 см (на третьем примере 2.2 см). Во всех трех примерах длина туловища (от подбородка до линии бикини) эквивалентна высоте трех голов, то есть:

Длина головы х 3 + 1 см = длина туловища

2.5 х 3 + 1 = 8.5 см

  1. ГОЛОВА

  1. ШЕЯ И ПЛЕЧИ

Шаг 1. От подбородка отсчитайте 1 или 1,5 см и найдите шейный вырез, провал между шеей и ключицами. Нарисуйте две линии.

Шаг 2. Нарисуйте две вертикальные линии на шее (ширина зависит от типа фигуры – худая или спортивная) и две горизонтальные линии для плеч (ширина плеч = 4 см).

Шаг 3. Изогнутыми линиями обведите контуры тела.

  1. ГРУДЬ

Шаг 1. Определите подмышки. Там должно быть достаточно места, чтобы вместить небольшой круг между углом лопатки и впадиной подмышки.

Шаг 2. Отсчитайте 1 см вниз от шейного выреза. Начинаем рисовать нижний контур груди. Для меня он выглядит как палатка️⛺. Но это только один тип груди, конечно, и формы и размеры варьируются. Внешний контур выглядит как буква S.

  1. ТАЛИЯ И БЕДРА

По нашим расчетам длина туловища от подбородка до бедер равна 8,5 см. Ширина бедер равна ширине плеч.

Для того, чтобы нарисовать форму тела «песочные часы», проведите две пересекающиеся диагональные линии, соединяющие точки плеча с противоположной точкой бедра. Таким способом намечаем форму тела, как показано на изображении.

Ну, вернемся к изображению с тремя фигурами и головами. Как видите, длины ног для всех трех моделей равны 6, 5 и 4 головам соответственно. Все, что вам нужно сделать, это посчитать:

Длина головы х N = длина ног

Рисунок 1: 2,5 х 6 = 15 см

Рисунок 2: 2,5 х 5 = 12,5 см

Рисунок 3: 2,5 х 4 = 10 см

Если разделите эту длину на 2, то получите колени. В нашем случае это 15 см/2= 7,5 см.

Шаг 1. Вычислите 7,5 см вниз от промежности и найдите колени. Рисовать их нужно как два близко расположенных круга. Нарисуйте внутренний контур коленей, как показано ниже (зеленым цветом).

Шаг 2. По обе стороны промежности чуть выше нарисуйте два круга. Соедините их с коленями.

Шаг 3. Для того, чтобы прорисовать внутренние мышцы бедер нарисуйте один круг под промежностью и еще один круг выше колен (на рисунке отмечены как 3 и 3′).

Шаг 4. Нарисуйте контур бедер, как показано ниже.

Шаг 5. Чтобы найти щиколотку, отсчитайте 7,5 см вниз от точки колена. Вы можете обозначить их кружками поменьше. Расположение их должно быть немного ближе друг к другу, чем у коленей.

Шаг 6. Нарисуйте контур икр. Обратите внимание на форму мышц показанную выше.

  1. СТУПНИ

Под “длиной ноги”, мы имеем в виду общую длину от голеностопа до кончика большого пальца.

ДЛИНА ГОЛОВЫ = ДЛИНЕ СТОПЫ

2,5 см = 2,5 см

Шаг 1. Помните, что внутренняя кость на лодыжке расположена выше, чем внешняя.

Шаг 2. Нарисуйте внутренний контур стопы. Он сильнее выражен, чем внешний. В этом примере мы рисуем ноги на высоких каблуках. Длина 3/4 длины головы.

Шаг 3. Нарисуйте внешний контур стопы.

Шаг 4. В зависимости от формы носа обуви, дорисуйте ноги.

Используйте шаблон для fashion-эскизов

Вы можете скачать шаблон всех трех типов фигур и использовать его для своих проектов, а также в качестве основы в следующих уроках fahion-иллюстрации.

Видео-инструкция

Этот видео-урок посвящен отрисовке фигуры в 8 голов. Однако здесь я использую иной подход. Посмотрите, он может показаться вам более удобным.

Тело человека способно совершать самые разнообразные движения: передвигаться шагом, бегать, прыгать, производить какую-то работу.

При всех этих движениях происходят изменения внешней формы тела. Изменения формы происходят даже без каких-либо заметных движений фигуры. Живой человек не может долго оставаться без движения. Мышцы, находясь в статическом напряжении, устают гораздо сильнее, поэтому человек, оставаясь в какой-либо позе, постоянно ее слегка меняет.

В этом заключается сложность рисунка с фигуры натурщика по сравнению с рисунком гипсов. Здесь необходимо хорошо знать форму. Никакое тщательное механическое срисовывание не дает изображению настоящей пластической связи – изображение получается вялым, безжизненным.

Поэтому, прежде чем приступить к работе над рисунком живой обнаженной модели, необходимо изучить всё то, что образует формы живого организма и от чего зависят закономерность его движений и статика. Изучить не только снаружи, визуально, а изучить скелет, соединения костей между собой, мышцы тела.

Такое изучение дает знание того, что требуется изобразить. Тогда мы будем изображать то, что знаем, будем не копировать модель, а пользоваться ею.

Рисование фигуры лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения. Прежде чем начать рисунок фигуры, необходимо осмотреть ее с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика необходимо вжиться в эту позу, повторить ее собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести, площади опоры, движения фигуры и т.д.

В качестве иллюстрации можно ознакомиться с современным методом построения фигуры человека, который предлагает Р.П. Куриляк, преподающий пластическую анатомию в Санкт-Пе­тербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухи­ной (рис. 24-33).

Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, что составляет размер головы. Если мы рисуем фигуру с опорой на одну ногу, то наша вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой (вырезкой), лобковой костью (лонным сращением), внутренней лодыжкой (большеберцовой костью) и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъема до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

Дальнейший ход нашего размышления следующий: мы определяем направление плечевого и тазового поясов, их степень наклона в противоположные стороны; линия плечевого пояса пройдет через яремную ямку с наклоном в сторону, а линия тазового пояса пройдет через лонное сращение от большого вертела опорной ноги с наклоном в сторону свободной ноги.

Определяем ширину плечевого и тазового поясов, которая в дальнейшем слегка изменится и уточнится. А пока ширину тазового пояса по отношению к высоте всей фигуры определяем в одну шестую, ширину плечевого пояса – в одну пятую высоты всей фигуры.

Если соединить след от пятки опорной ноги с точкой большого вертела легкой линией, то получится почти осевая линия всего объема, правда, в дальнейшем претерпевающая большие изменения и дополнения. На плечевом поясе над опорной ногой край его соединяем с краем таза пояса над свободной ногой.

Весь ход нашего размышления с карандашом в руке происходит весьма бегло и быстро, слегка касаясь бумаги, не пережимая его и не черня.

Одна из главных задач для рисующего – это определить линию «большого движения». Она изображается дугообразной линией, идущей от яремной ямки по направлению к лобковой кости и дальше от лонного сращения в противоположном направлении дуги на пятку опорной ноги. Если голова наклонена в сторону опорной ноги, то дугообразную линию, идущую от лонного сращения до яремной ямки, можно продолжить на теменное возвышение головы.

Теперь пришло время наметить руки в том движении, в котором находится модель. Можно уже провести контур опорной ноги, охват больших объемов голени коленного сустава, показать пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на ее силуэт с выходом на коленный сустав и с охватом голени икроножной части.

Намечаем свободную ногу, ее осевую ступню, а также уточняем положение таза, его осевые, согласовываем нахождение коленной чашечки опорной ноги с коленным суставом свободной.

Свободную конечность определяем большими объемами по ее основным пластическим направлениям: от подвздошной кости (верхней ее ости) с выходом на внутреннюю часть свободной ноги, что почти совпадает с направлением портняжной мышцы; охватив контурно край бедра (эпифиз бедренной кости), продолжаем дугообразную линию на внешнюю сторону голени и далее на уровне голеностопного сустава выводим линию на внутренний мыщелок большеберцовой кости с овальным охватом в сечении всей голени на этом уровне.

С внутренней стороны свободной ноги от лобковой кости, контурно охватив бедро дугообразной линией, направляем ее, пере­секаясь с портняжной, и выходим на внешнюю сторону бедра, совпадая дугой с внешней мышцей бедра (квадрицепсом), и через край верхней коленной чашечки ведем дугообразную линию на внутренний край голени свободной ноги, подчеркивая икронож­ную мышцу. Теперь, если внимательно посмотреть на нашу схему, в ней явно прочтем S-образные, дугообразные, «змееобразные» линии в любопытном соотношении между длинными и короткими отрезками этой самой S-образной. Все соотношения будут соответствовать принципу золотого сечения, что, по сути, является принципом гармонии. В этом легко убедиться, если проделать по диагонали замер любой из S-образных линий наших объемов. Этот принцип состоит в том, что отношение общего к большей части должно непременно равняться отношению большей части к меньшей.

Прежде всего хочется предупредить, что если мы говорим о золотом сечении, о логике и прагматизме, то это лишь значит одно – подобные знаки и понимание должны присутствовать на уровне «забытого», то есть ненавязчивого, но сознательного рисования, которое является одним из основных способов овладения рисунком.

В рисунке уже четко просматривается контур всей фигуры: опорная нога как основной естественный стержень этой постановки приобретает четкость в силуэте и отдельными объемами, как-то: бедро, голень, стопа. Бедро, в частности, может быть проявлено ясностью четырехглавого мускула, голень – внешним характером передней большебедренной мышцы и длинной малоберцовой мышцы; внутренняя сторона голени прорисовывается прежде всего, трехглавыми мышцами икры. Следует также отметить, что в данном рисунке детально уже вырисовывается весь объем коленного сустава. Уже хорошо и ясно видна грудная клетка, намечается большая грудная мышца с правой стороны модели у плеча, широкая мышца спины вместе с частью лопатки, дающая четкий контур левой стороны модели. Поскольку левая рука относительно передней плоскости ближе всего для рисующего, то и внимание ей мы уделяем больше как в тоне, так и в прорисовке; особенность локтевого сустава – трехглавая мышца плеча. Более мягко в тоне, но довольно внимательно и с полным «уважением» мы относимся к правой стороне модели, и уже на этом этапе рисования мы уточняем (проявляем) плечо и предплечье, намечая и кисть. Особенно четко прорисовывается коленный сустав свободной ноги.

Следующий этап связан с уточнением пространственно-конст­руктивного восприятия фигуры на листе и уточнением фрагментов: стопа свободной ноги, контур бедра с внутренней стороны намеча­ются с учетом падающих теней. Словом, этот этап рисунка может быть на грани завершения. На нем мы решаем плановость, передние и боковые площадки строения как всей фигуры в целом, так и отдельных ее частей.

Завершение в любом деле – это условность, потому что завершать можно до бесконечности. И это верно, но в данном случае мы говорим о таком завершении, когда то, что мы рисовали, дает нам ясную картину предмета или человека.

На завершающем этапе следует помнить и о графической культуре, то есть о таком исполнении, при котором объект должен красиво читаться зрителем.

В конце наших рассуждений необходимо подчеркнуть, что обучение рисованию начинается с простейших подготовительных упражнений, с последовательного и постепенного зрительного овладения знаниями и навыками художественного мастерства в изобразительном искусстве. Надо всегда помнить, что перед рисующим поставлена задача показать трехмерный объем формы на двухмерной плоскости листа. И это можно сделать либо тоном – в полную силу соотнося свет и тень, – либо линией и тоном, не перегружая рисунок.

После знакомства с формами человеческого тела в рисунках стоящей фигуры можно перейти к рисованию натуры в действии. Только работая над фигурой человека в движении, находящейся в каком-либо ракурсе, мы глубже понимаем взаимосвязь между внешней формой и внутренним движением. Мы понимаем, как изменяется внешняя поза тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц. Большую помощь в таких рисунках окажет знание анатомии, хорошее понимание конструкции тела и знание основных пропорций фигуры, проще говоря, те знания, о которых мы говорили выше.

Для овладения рисунком фигуры в движении очень полезно делать небольшие зарисовки и наброски тела в том или ином положении, анализируя его с конструктивной точки зрения (рис. 34). В таких зарисовках большое внимание уделяется не столько внешнему анализу позы, сколько внутреннему движению конструктивно важных частей тела: позвоночного столба, грудной клетки, таза, плечевого пояса, конечности. Такой разбор позы упростит задачу изображения фигуры в ракурсе, поскольку даст нам представление о положении осей в пространстве. А еще замечательный педагог Чистяков считал, что для верного изображения формы необходимо начинать рисунок с нахождения внутренних осей, на которые следует наращивать форму. Чувствовать внутренние оси, точнее, направленность движения масс – совершенно необходимо в течение всей работы над рисунком, так как именно оси позволяют создавать на плоскости правильное решение объема. Без выявления внутренних осей и проверки по ним изображения рисуемая форма неизбежно теряет ту пластическую основу, отсутствие которой превращает любое построение в передачу внешней поверхности.

Очень полезно для проверки степени овладения изображением фигуры делать рисунки по памяти, а затем и по воображению.

Чтобы легче ориентироваться в таких рисунках, можно предложить ознакомиться с методом рисования человека как изображением сочетания простых геометрических тел. Еще художник Возро­ждения Дюрер предлагал смотреть на форму человеческого тела упрощеннее, сводя ее к целому ряду простейших геометрических тел. Эти отдельные тела, имеющие грубое сходство с частями человека, он предлагал изучать, рисуя их в таких движениях и ракурсах, какие только можно наблюдать в человеческом теле. Эту идею развивал и Ш. Холлоши (рис. 35). Он членил фигуру на ряд основных форм. Так, шея, трактуемая как цилиндр, поддерживала усеченную плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усеченной призмы и т.д. Все эти формы изображались по отношению к средней ли­нии фигуры, служившей в работе основой построения объема тела.

Рассмотрим такой подход к изображению на примере построения стоящей фигуры. Рисунок начинаем с композиции фигуры и определения ее общей формы. Очень обобщенно намечаем размер фигуры в листе и конструкцию позы (рис. 36). После этого определяем положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Намечаем на основе геометрических тел основные массы тела (рис. 37). По окончании такого анализа форм переходим к конкретизации деталей фигуры, строя их на основе геометрических форм (рис. 38).

С данного урока начинается наша программа обучения рисунку. В этом задании рассматривается тема рисования простых геометрических фигур .

Рисование геометрических фигур можно сравнить с изучением алфавита для того, кто осваивает иностранный язык. Геометрические формы – первая стадия построения объекта любой сложности. Это хорошо видно в компьютерном моделировании, где построение трехмерного космического корабля начинается с простого кубика. В рисунке все изображаемые предметы всегда состоят или делятся на простые геометрические формы. Для обучения рисунку это значит ровно одно: научившись правильно изображать геометрические фигуры, научитесь рисовать все остальное.

Построение геометрических фигур.

Начинать построение нужно с анализа модели, образно говоря, проникнуть вглубь конструкции на уровень вершин и линий. Это значит, представить геометрическую фигуру в виде каркаса, состоящего только из линий и вершин (место пересечения линий), путем воображаемого удаления плоскостей. Важным методологическим приемом является изображение невидимых, но существующих линий. Закрепление такого подхода с первых уроков станет полезным приемом для рисования более сложных моделей.

Далее, под руководством педагога наметить на листе расположение линий и вершин, легкими, скользящими движениями, без нажима на карандаш.
Положению рисунка на листе стоит уделить отдельное внимание по нескольким причинам:

  • Нахождение центральной оси листа поможет при дальнейшем построении как отправная точка для вертикальных линий конструкции.
  • Определение линии горизонта, для правильного изображения перспективы.
  • Учет светотеневой моделировки, собственные и падающие тени, чтобы они поместились в пространстве листа и уравновешивали друг друга.

После нанесения основных конструктивных линий следует детальная прорисовка видимых ребер предмета, в случае с объектами вращения (шар, конус) это внешние края формы.

За конструктивной частью следует штриховая моделировка. На мы подробно разбираем правила и технику нанесения штрихов на геометрические предметы.

Профессиональное обучение рисунку легко сравнить с уроками музыки, где сухие правила и точные схемы в конечном итоге приводят будущего композитора к творческим произведениям. Так и в рисунке законы построения форм, правила перспективы, схемы расположения теней помогают художнику создавать уникальные шедевры.

Отчего опытные художники могут быстро наносить сложные рисунки, не тратя много времени на разметку, построение? Потому что вначале крепко заучили правила и каноны, и теперь достаточно ясно представляют строение любой формы. Схематичный рисунок освобождает внимание автора от конструкции и сосредотачивает фокус на композиции, идее, образе своего творения. Существует мнение, что заученные схемы не дадут художнику полностью раскрыться.
Стоит посмотреть, с чего начинали такие креативные мастера как Пикассо и Дали, чтобы понять ошибочность данного суждения. Но лучшей проверкой станет обучение в нашей студии, где вы на практике убедитесь в плюсах академического подхода.

Ждем Вас в нашей художественной студии!