ТРАВЕСТИ


ТРАВЕСТИ (от итал. travestire - «переодевать») - вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.
Раньше всего Т. возникает в Италии. Ранними образцами итальянской Т. можно считать Orlando riffato - ирои-комическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой Orlando Innamorato Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшуюся Т., нашедшую, наконец, свой основной объект - образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой средневековьем и гуманистами «Энеиды». Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.
Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в свое время «Eneide travestie» Скаррона (см.) (1648-1653). Так как Скаррон прервал свое изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен d’Assoucy со своим «Ravissement de Proserpine». Был и еще целый ряд подобных попыток во французской литературе, но мало удачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера, попытка, сделанная Монброном (1758).
Начало немецкой Т., в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas».Erstes Marlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779-1783), были еще очень слабыми. Более удачный образец Т. дал лишь А. Блумауэр (1784-1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за ее пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона - обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».
На английской почве Скаррону подражал в своем травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником Т. в Англии является «Hudibras» Бётлера (1669) - злая сатира на пуритан. Из других Т. можно назвать Т. 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».
В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них - «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская Т. - «Энеида» И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энаіда навыварат»; другой образец Т. - «Тарас на Парнасе»).
В новейшей европейской литературе жанр Т. развития не получил и в значительной мере является образцом пережиточной жанровой формы. Особняком стоят музыкальные Т. Оффенбаха - «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду». Библиография:

I. «Ирои-комическая поэма», редакция и примечания Б. Томашевского, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1933 (перепечатаны с некоторыми сокращениями «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова, «Окончание Виргилиевой Енейды, вывороченной наизнанку» Александра Котельницкого, «Ясон, похититель златого руна во вкусе нового Енея» И. Наумова, «Похищение Прозерпины» Е. Люценко и А. Котельницкого); Котляревский И., Енеіда, Под редакцией и со вступ. статьей У. Айзенштока, вид. «Книгоспілка», Киiв, 1927; Карский Е., Белорусская Энеида наизнанку, в сб.: Пошана, сборник Харьковского историко-филологического общества, т. XVIII, Харьков, 1909 (лучшее издание текста сохранившихся отрывков белорусской «Энеиды» со сводкой вариантов); Дзяржынскі Ул., Выпісы з беларускае літаратуры XIX і XX ст., Менск, 1926, изд. 2-е (текст белорусской «Энеиды» и «Тараса на Парнасе»).

II. Стешенко И. П., Поэзия И. П. Котляревского (к 100-летнему юбилею его «Энеиды»). 1 - И. П. Котляревский и Осипов. 2 - Котляревский в свете критики, Киев, 1898 (оттиск из «Киевской старины», 1898, июль - октябрь); Его же, Енеіда Котляревського і Котельницького в порівнянніі з иншими текстами, в сб. «Записки украінського наукового товариства в Киiві», книга IX, Киiв, 1912; Дашкевич Н., Малорусская и другие бурлескные (шутливые) Энеиды, Киев, 1898 (оттиск из «Киевской старины», 1898, сентябрь); Карский Е., Белоруссы, т. III, Очерки словесности белорусского племени, 3 (Художественная литература на народном языке), II., 1922 (стр. 9-22 - Белорусская Энеида наизнанку, стр. 79-82 - «Тарас на Парнасе»).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Многие люди задаются вопросом "Что такое травести?" из-за недостаточной информированности в этой сфере. Также зачастую происходит путаница, связанная с похожим звучанием слов "травести" и "трансвестизм". Первое связано с театральной деятельностью, а последнее часто наблюдается у людей с (т. е. когда человек не может принять свой половой статус). Примером этого может послужить недавний фильм, номинант на "Оскар" — "Девушка из Дании".

Определение термина

Итак, давайте разберемся более подробно с понятием травести. Определение термина говорит о том, что это вид театрального амплуа. Оно заключается в том, что актер играет роль противоположного пола, переодевшись в соответствующую одежду. Однако это понятие в первую очередь связывают с тем случаем, когда взрослый артист играет роль ребенка (мальчика или девочки).

Данное амплуа зародилось главным образом потому, что довольно сложно требовать от ребенка-актера точного исполнения всех указаний режиссера. К тому же дети быстро взрослеют, а спектакли, как мы знаем, могут идти на сцене театра годами и даже десятилетиями. Во имя избежания постоянного ввода новых актеров детей придумали такой способ игры. Ведь актриса или актер могут выступать в одной роли довольно продолжительное время.

Надеемся, теперь стало понятно, что такое травести.

Из истории

С момента появления театра и вплоть до шестнадцатого века женщинам запрещалось выходить на подмостки. Однако женские роли никто не отменял, поэтому их приходилось играть переодетым мужчинам. Чаще это были молодые люди (юноши) или кастраты (из-за их тонкого голоса).

Данные традиции в европейском понимании уже давно стали дикостью. Однако в некоторых национальных театрах их придерживались очень долго.

Так, в традиционном до сих пор не играют женщины. Актеры-мужчины там лишены каких-то возрастных ограничений. Некоторые японцы перенесли свои образы и на экраны в кинематограф. Например, Юкинодзё исполнял в одном фильме роль сына и его матери.

Чтобы понять, что такое травести в Японии, достаточно посмотреть их экранизации таких произведений, как "Ромео и Джульетта", "Леди Макбет", где все женские партии исполнены мужчинами.

Типы амплуа

В различные годы травести несколько меняло свой облик. В драматическом театре под этим понятием могли подразумевать роли девушек-актрис, которым в ходе действия нужно было переодеться в мужскую одежду (например, ради могут послужить:


Также может показаться интересным, что такое травести в опере. Там, разумеется, никто не играет в переодевания. Этот термин используют относительно половой принадлежности партий. Так, например, если оперная певица исполняет музыкальную партию юноши, ее называют травести.

Например, партия пастуха Леля в "Снегурочке" была исполнена оперной певицей Анной Бичуриной (1882 год), партию Зибеля в "Фаусте" в свое время исполняли Елена Грибова, Маргрета Элкинз, Мишель Коман.

Русские артисты

В российском кинематографе довольно часто мы видим актера в амплуа травести, но даже не задумывается об этом. Кто не помнить сказочную Бабу-Ягу? Ее роль на протяжении всей своей жизни играл гениальнейший Георгий Миллер. А в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя"? Все это примеры травести.

На советском театральном и кинематографическом небосклоне были свои травести-дивы. Например, Янина Жеймо, которая всю жизнь играла девочек-подростков из-за своего хрупкого телосложения. Самой ее известной работой стала роль Золушки. На момент съемок актрисе было почти сорок лет.

Вот еще примеры актеров, пробовавших себя в этом амплуа:

  • которая исполнила роль Маленького принца;
  • Лариса Голубкина. В своем кинодебюте в фильме "Гусарская баллада" исполнила роль Шурочки Азаровой, переодетой в корнета;
  • Лия Ахеджакова. Начинала карьеру в театре с этого амплуа.

Травести широко представлено и на эстраде. Стоит вспомнить лишь Верку Сердючку, Новых русских бабок.

Зарубежные артисты

За рубежом актриса-травести — это большая редкость. В основном это амплуа находится во владении актеров-мужчин. Но можно в качестве примера привести работу в фильме "Дуэль Гамлета", где она сыграла главного героя.

В Голливуде наиболее значимые роли в этом амплуа достались Майклу Джею Фоксу, который в трилогии "Назад в будущее" сыграл свой персонаж (Марти Макфлай) в разных возрастах, а также его сына и дочь.

А несравненный Дастин Хоффман воплотил на телеэкране образ Майкла Дорси, вынужденного переодеваться женщиной по имени Дороти Майклс, чтобы побыть со своими детьми, с которыми он разлучился после развода с супругой.

Из недавних киноработ можно выделить работу в "Девушке из Дании". За свое перевоплощение актер был номинирован на "Оскар".

Сущ., кол-во синонимов: 3 актриса 24 амплуа 23 пародия 13 Словарь синонимов русского языка

  • травести - ТРАВЕСТИ (спец.). 1. нескл., ср. Театральная роль мальчика или юноши, исполняемая актрисой, а также амплуа актрисы, исполняющей роли подростков или роли, требующие переодевания в мужской костюм. 2. нескл., ж. Актриса, исполняющая такие роли. 3. неизм. Относящийся к такой роли. Роль т. Толковый словарь Ожегова
  • Травести - (франц. travesti, от travestir - переодевать) сценическое Амплуа. В драматическом театре - актриса, исполняющая роли мальчиков, девочек, подростков, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм; в опере - певица (меццо-сопрано, контральто), выступающая в партиях юношей. Большая советская энциклопедия
  • ТРАВЕСТИ - ТРАВЕСТИ (от фр. travestir - переодевать) - англ. travesty; нем. Travestie. Изменение человеком своей роли путем переодевания и усвоения черт поведения представителей противоположного пола. Различают следующие виды Т.: игровой (театральный), ритуальный, сексуальный. Социологический словарь
  • травести - ТРАВЕСТИ неизм.; ср. и ж. [франц. travesti - переодетый]. Театр. 1. ж. Роль мальчика или юноши, исполняемая актрисой, переодетой в мужской костюм. Играть т. Роль т. // Актриса, играющая такие роли. Талантливая т. Опереточная т. 2. ср. Толковый словарь Кузнецова
  • травести - орф. травести, неизм. и нескл., с. (амплуа), ж. (актриса) Орфографический словарь Лопатина
  • ТРАВЕСТИ - ТРАВЕСТИ (франц. travesti, от travestir - переодевать) - сценическое амплуа; актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм. Большой энциклопедический словарь
  • травести - нескл., ср. 1. театр. Одно из театральных амплуа - роль мальчика, подростка, девочки, исполняемая переодетой актрисой, а также роль, требующая переодевания актрисы в мужской костюм. Играть травести. Малый академический словарь
  • травести - ТРАВЕСТ’И, нескл., ср. (·франц. travesti, ·букв. переодетый). 1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преим. Роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). Играть травести. Толковый словарь Ушакова
  • травести - Травести Грамматический словарь Зализняка
  • травести - Нескл., ср. [фр. travesti, букв. переодетый]. 1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преимущ. роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). 2. Переделка серьезного поэтического произведения на комический лад (лит.). Большой словарь иностранных слов
  • Травести - (Travestie, от итал. traverstire, переодевать) - род юмористической (иногда и сатирической) поэзии, в которой поэтический сюжет серьезного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • ТРАВЕСТИ

    ТРАВЕСТИ

    1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преим. Роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). Играть травести. В этой пьесе есть одно травести.

    || в знач. неизм. прил. С переодеванием в костюм другого пола (о роли, ее исполнении; театр.). Роль травести. Паж травести.

    2. Переделка серьезного поэтического произведения на комический лад (лит.). "Энеида" Виргилия породила много травести (напр. Скаррона, Котляревского).


    Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "ТРАВЕСТИ" в других словарях:

      травести - нескл., ср. travesti < travestir переодевать. 1. Одно из театральных амплуа, мужская или детская роль, исполняемая переодетой женщиной. БАС 1. Я видел ее, старухой сильно за шестьдесят лет, в travesti, в мужской роли из пьесы Сарду. Бобор.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - [фр. travesti Словарь иностранных слов русского языка

      - (от итал. travestire «переодевать») вид комической поэзии, сформировавшийся в эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм Т. строится на том, что серьезное содержание выражается несоответствующими ему образами и… … Литературная энциклопедия

      Неизм.; ср. и ж. [франц. travesti переодетый]. Театр. 1. ж. Роль мальчика или юноши, исполняемая актрисой, переодетой в мужской костюм. Играть т. Роль т. // Актриса, играющая такие роли. Талантливая т. Опереточная т. 2. ср. Театральное амплуа… … Энциклопедический словарь

      - (от итал. travestire переодевать). Травести театральное амплуа, актёр или актриса, исполняющие роль противоположного пола и/или ребенка Травести род юмористической (иногда и сатирической) поэзии. Травести российский… … Википедия

      I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      I нескл. ж. 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков или девочек), а также роли, которые требуют переодевания в костюм лица другого пола. 2. Актриса, выступающая в таком амплуа. II нескл. м. Мужчина транссексуал. III нескл. ср.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Книги

    • Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пастораль-ная симфония (Германия , Ульянов В. Ред.-сост.. Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пастораль-ная симфония (Германия…
    • Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пажеский корпус (Австрия, Франция , Ульянов В. Ред.-сост.. Библиотека контратенора (меццо-сопрано). Мировые оперные травести. Пажеский корпус (Австрия, Франция…