Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Борис Гребенщиков: биография, интересные факты» — о главных этапах жизни известного рок-музыканта, композитора и поэта. Для вас интересное видео.

Биография Бориса Гребенщикова

Его биография начинается в городе Ленинграде. Боря родился 27 ноября 1953 года. Его можно назвать основоположником русской рок-музыки.

Он рос в советской семье интеллигентов. Мама работала в НИИ в отделе социологических исследований. Отец, по профессии инженер, занимался научными исследованиями, впоследствии был назначен директором завода в Балтийском пароходстве.

Все детство будущего музыканта прошло в легендарном городе на Неве. Учился он в престижной городской школе № 421. После 8 класса перешел в школу с математическим уклоном. Еще в школьные годы парень увлекся музыкой, это увлечение стало

Окончив школу, молодой человек поступает в университет Ленинграда, выбрав факультет прикладной математики. Он продолжает заниматься любимым хобби — музыкой.

Совместно с Анатолием Гуницким, который был его друг со школьных лет, создал музыкальную группу под названием «Аквариум». Всё свободное время посвящает любимому делу. Песни ребята писали в основном дома, а гастроли проводили совсем редко.

Начало творческого пути

В 1977 Борис окончил университет и поступил на работу в НИИ. Попутно с работой он продолжает писать песни, и иногда организовывать концерты. Несмотря на то, что СССР была закрытой страной от многих влияний, в том числе и музыкальных, все-таки пластинки с записями зарубежных исполнителей появлялись и здесь.

У Бориса они были в числе из первых. Благодаря отличному знанию английского языка, он хорошо знал смысл всех новых песен. Песни западных исполнителей были его ориентиром в мире музыки. В 1973 году его команда выпускает свой первый альбом -«Искушение святого Аквариума».

Музыка, исполняемая группой, не имела аналогов в музыкальной сфере того времени. Особенно это касалось такого направления как рок. Это было совершенно новое направление в музыке. Переворот взглядов и устоявшихся стереотипов.

В 1978 году выпустили совместно с Марком Науменко и Михаилом Файнштейном альбом «Все братья-сестры». А спустя 2 года, группа выступала на рок-фестивале, проходившем в Тбилиси.

За что позже Гребенщикова исключили из комсомола. Кроме того, его еще и лишили должности, на тот момент он был младшим научным сотрудником. А существование его группы было под угрозой. Формально группа «Аквариум» считалась запрещенной.

В 1981 «Аквариумом» был выпущен первый настоящий альбом, получивший название «Синий альбом». «Аквариум» в официальном порядке приняли в рок-клуб города Ленинград.

С этого времени группа принимает самое активное участие в проходящих рок-фестивалях. Спустя год, Борис становится продюсером группы «Кино», работая над выпуском первого альбома «45».

  • 1987 — в СССР появилась в продаже первая пластинка легендарной группы «Аквариум».
  • 1991 — группа прекратила свое существование. А год спустя, Борис набирает новый состав группы.
  • 2003 — Гребенщиков награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2005 — работа на радио. Почти час в эфире Борис ведет авторскую программу под названием «Аэростат».

Борис Гребенщиков издал несколько книг, его музыка звучит во многих фильмах и спектаклях. Он увлекается фотографией (было организовано несколько его фотовыставок). Талантливый человек!

Личная жизнь

Первый раз музыкант женился в 1976 на Наталье Козловской. Брак продлился 4 года. В браке родилась дочь Алиса, которая впоследствии стала актрисой

Второй брак был гражданским, с Людмилой Шурыгиной. Семейные отношения продлились 9 лет. В браке родился сын Глеб. Впоследствии стал известным диджеем.

Третий брак был заключен с Ириной Титовой. В браке появились дочь Василиса, также супруги воспитывали и сына Марка от первого брака Ирины. Сейчас Марк стал музыкантом, Василиса художником.

Музыкант с 2006 года перенес две операции, одна по коррекции зрения, вторая по шунтированию сердца. Но продолжает и дальше активно заниматься делом всей своей жизни – музыкой. Его рост 1,76 м, знак зодиака — Стрелец.

Борис Гребенщиков и Далай-лама XIV

Гребенщиков верующий человек, но не является приверженцем какой-либо определенной религии. Одно время он заинтересовался Изучал китайскую и индийскую философию. Это нашло отражение в его музыкальном альбоме «Прибежище». Здорово получилось!

Борис Гребенщиков: биография (видео)

Советский и российский рок-музыкант, лидер легендарной группы "Аквариум" Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец, Борис Александрович, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать, Людмила Харитоновна, работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1971 году Гребенщиков поступил в Ленинградский государственный университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), на факультет прикладной математики и процессов управления. Во время учебы в ЛГУ он в июле 1972 года вместе со своим школьным приятелем Анатолием Гуницким основал группу "Аквариум".


В 1973 году состоялся сценический дебют Гребенщикова — он выступил на фестивале в Юкках, где под акустическую гитару исполнил песни Кэта Стивенса.

В начале 1974 года, во время студенческих каникул, был записан первый альбом группы "Аквариум" под названием "Искушение Святого Аквариума". В течение последующих двух лет коллектив активно выступал и записывал свои песни.

В 1976 году Гребенщиков окончил университет, поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) младшим научным сотрудником. Он продолжал писать песни, выступал с концертами и сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ. Основал самиздатовский журнал "Рокси".

В 1978 году вышел магнитоальбом Бориса Гребенщикова и Майка Науменко "Все братья — сестры". В 1980 году "Аквариум" выступил на рок-фестивале в Тбилиси, после чего популярность группы и ее лидера значительно выросла. Однако именно после этого концерта "Аквариум" был запрещен, а Гребенщикова исключили из комсомола и уволили с работы.

В 1981 году группа стала членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

С 1982 года началась активная концертная деятельность коллектива, поездки в Москву, Архангельск, другие города. В этом же году Гребенщиков принял участие в продюсировании первого альбома группы "Кино" "45".

В конце 1980-х годов, после начала перестройки, "Аквариум" получил возможность давать большое количество концертов, выпускать альбомы. В 1987 году фирма грамзаписи "Мелодия" впервые выпустила альбом "Аквариума" "Равноденствие" в виде виниловой пластинки — он был раскуплен всего за несколько часов.

© Фото: предоставлено Александром Липницким


© Фото: предоставлено Александром Липницким

В начале 1990-х годов группа "Аквариум" на некоторое время прекратила свою деятельность. В это время Гребенщиков возглавил другую группу — "БГ-Бэнд". В 1993 году "Аквариум" воссоединился в обновленном составе, коллектив много выступал в странах СНГ и за рубежом.

В это время появились альбомы "Аквариума" "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

22 мая 2005 года Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего: на Радио России стала еженедельно выходить его авторская музыкальная программа "Аэростат" .

В 2007 году состоялся концерт группы "Аквариум" в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя, духовного наставника Гребенщикова. В том же году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города "Инфра Петербург".

© Фото: из архива группы "Аквариум" Группа "Аквариум"


В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате.

На счету Бориса Гребенщикова более 30 альбомов, выпущенных в составе "Аквариума", сольные пластинки и участие в проектах друзей-музыкантов. Музыка Гребенщикова звучит в таких фильмах, как "Асса" (1987), "Город" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), "Азазель" (2002) и многих других.

Музыкант нередко участвует в благотворительных концертах в помощь хосписам премии журнала "Русский пионер" в номинации "Стихи XXI века. Поэзия эпохи www".

Гребенщиков женат третьим браком. В 1978 году он женился в первый раз на Наталье Козловской, которая работала инженером-экономистом. У них родилась дочь Алиса, впоследствии ставшая актрисой театра и кино. Брак продлился несколько лет. С 1980 года по 1989 год музыкант состоял в браке с Людмилой Гребенщиковой (Шурыгиной), в этом браке родился сын Глеб. Затем его супругой стала Ирина Гребенщикова (Титова). У них родилась дочь Василиса, двоих сыновей Ирины от предыдущего брака Гребенщиков усыновил.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

До восьмого класса Гребенщиков получал среднее образование в школе №421, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. После школы Борис поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики.

В последних классах школы он увлекся музыкой и организовал вместе со школьным другом Анатолием Гуницким коллектив, репетиции ребята проводили в актовом зале университета, где учился Гребенщиков.

Поначалу молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные песни, а со временем стали писать композиции и на русском языке. Дебютный альбом коллектива под названием "Искушение святого Аквариума" вышел в 1973 году. К 1974 году в состав группы "Аквариум" входят А. Романов и М. Файнштейн. В то же время на факультете прикладной математики организовали студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и музыканты коллектива Гребенщикова.

Со временем Борис познакомился с виолончелистом Всеволодом Гаккелем, который входит в состав группы, который окончательно и бесповоротно формировался как раз в то время. Коллектив существовал подпольно, так как музыка создаваемая ребятами не находила понимания и отклика у вышестоящих чинов СССР. Музыкантам приходилось самостоятельно записывать свои альбомы, такие как: "С той стороны зеркального стекла" (1976) и "Все братья - сестры" (1978).

Со временем, благодаря знакомствам, коллектив "Аквариум" получил возможность записываться полулегально на студиях и пластинок существенно повысилось. Концертная же деятельность группы в 70-х - 80-х годах ограничивалась "квартирниками" - акустическими концертами на квартире у кого-то из поклонников. В то время подобные мероприятия не только строго запрещалось проводить, но даже за его посещение могли арестовать. Основой репертуара подобных концертов того времени составляли песни альбома "Акустика", который распространился по всему СССР.

В 1977 году Гребенщиков основал первый советский рок-журнал "Рокси", просуществовавший до 1979 года. В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп "Весенние ритмы" в Тбилиси. После этого "Аквариум» получил настоящее всенародное призвание, что очень не понравилось властям, так как БГ спел совсем не те песни, которые были изначально анонсированы. По возвращению в Санкт-Петербург Гребенщиков потерял не только место для репетиций своей группы, но и работу. Также музыканта исключили из комсомола.

Борису ничего не оставалась, кроме как устроится работать сторожем. Но через некоторое время ему удалось стать членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься исключительно творческой деятельностью на законных основаниях. Сотрудничество с одной из самых ярких персон ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности "Аквариума".

Вскоре Гребенщиков впервые появился на телевидении в программе "Веселые ребята" группа "Аквариум" исполнила песню "Два тракториста". После этого коллектив неоднократно появлялся в популярной на то время программе "Музыкальный ринг" и других телепроектах советского телевидения.


К середине 80-х годов в Петербурге сформировался рок-клуб, где активно участие принимали музыканты из "Аквариума". Именно тогда группа впервые выходит из подполья и начинает активно гастролировать, собирая полные залы и стадионы. Один за другим выходят и пластинки, такие как: "Дети Декабря", "Десять стрел" и "Равноденствие".

Успеху группы способствует и кинематограф - песни Гребенщикова звучат в культовых фильмах "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", "Митьки в Европе" и "Город". Сам БГ снялся в картине "Два капитана-2". В 1986 году выходит первый сингл "Аквариума" в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - Radio Silence и Radio London.

В 1999 году группа выпускает альбом "?", а в 2002 - "Сестра Хаос", который были непохожими на привычное творчество коллектива, что приносит группе еще больше популярности. Весной 2013 года появились сообщения о прекращении существования "Аквариума", однако вскоре эти заявления были опровергнуты.

Личная жизнь

Трижды женат. Первой женой Гребенщикова стала Наталья Козловская, на которой он женился осенью 1976 года. Но в июне 1978 года они расстались, а развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси, из-за которого Гребенщикова уволили с работы и исключили из комсомола. От этого брака родилась дочь Алиса, ныне успешная актриса.

Второй женой музыканта в период с 1980 по 1989 год была Людмила Шурыгина, которая работала уборщицей в 222-й школе. От этого брака в 1985 году родился сын Глеб, ныне известный как диджей gebe. Третьей женой БГ в 1991 году стала бывшая жена Александра Титова, Ирина. Гребенщиков стал приемным отцом детей Ирины от первого брака - Марка, который сейчас играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, и Василисы, которая стала художником.

Группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.


Интересные факты

Написал несколько прозаических произведений: повесть "Лес" ("Роман, который так и не окончен"), рассказ "Иван и Данило" и "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно"

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов серьезно увлекался буддизмом, называя себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России

Изучает индийскую и китайскую философию. Перевел с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом "Бхагавад-гиты" на русский язык

В 2012 году по просьбе издательства "Розовый-жираф" Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, это: "Ветер в ивах" К. Грэм, "Книга джунглей" Р. Киплинг, "Хоббит, или Туда и обратно" Дж. Р. Р. Толкин, "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкин, "Алиса в Стране чудес" Л. Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье" Л. Кэрролл, "Буратино" А. Н. Толстой, "Остров сокровищ" Р. Стивенсон, "Волшебник Земноморья" У. Ле Гуин, "Маленький принц" А. Сент-Экзюпери

В мире кино, музыкант отмечает фильмы "Шерлок Холмс" Гая Ричи, "Белое солнце пустыни» " Владимира Мотыля и "Остров" Павла Лунгина, а также популярные сериалы "Пуаро" и "Приключения Шерлока Холмса"

Большой поклонник группы The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Также он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах

Увлекается фотоискусством. Провел такие собственные фотовыставки, как: "Инфра Петербург" в 2004 и 2007 годах и "Внутренние свойства пейзажа" в 2013 году


Дискография

"Доисторические" альбомы БГ и "Аквариума"

1973 - Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)

1973 - Менуэт земледельцу

1974 - Притчи графа Диффузора

1976 - С той стороны зеркального стекла

1978 - Все братья - сестры (БГ + Майк)

"Исторические" альбомы БГ и "Аквариума"

Обозначаются также как "естественные" альбомы "Аквариума"

1980 - Скоро кончится век

1981 - Синий альбом

1981 - Треугольник

1981 - Электричество

1982 - Акустика

1982 - Табу

1983 - Радио Африка

1984 - Ихтиология

1984 - День Серебра

1985 - Дети Декабря

1986 - Десять стрел

1987 - Равноденствие

1989 - Феодализм

1989 - Radio Silence

1990 - Radio London

1992 - Русский альбом

1993 - Любимые песни Рамзеса IV

1993 - Письма капитана Воронина

- (р. 27 ноября 1953, Ленинград), российский рок (см. РОК МУЗЫКА) музыкант, поэт и автор песен. Одна из самых значимых личностей в отечественной рок музыке. Не имеет формального музыкального образования. В 1972 вместе с барабанщиком Анатолием… … Энциклопедический словарь

Гребенщиков, Борис Борисович - Певец, композитор, поэт; родился 27 ноября 1953 г.; окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета; после окончания Университета под влиянием творчества "Битлз" увлекся рок… … Большая биографическая энциклопедия

ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович - (р. 27 ноября 1953), российский композитор, актер. Окончил математический факультет Ленинградского университета (1974). С 1972 лидер рок группы «Аквариум». Пишет музыку к театральным спектаклям («Самоубийца» Н.Эрдмана в Псковском ТЮЗе),… … Энциклопедия кино

Гребенщиков Борис Борисович

Гребенщиков Борис Борисович - (р. 1953), рок музыкант, певец. Создатель и руководитель рок группы «Аквариум» (1972, Ленинград). Записал 25 альбомов (на 1996). Гастролирует, в том числе за рубежом … Большой Энциклопедический словарь

Борис Борисович Гребенщиков - Борис Гребенщиков БГ (2008) Дата рождения 27 ноября 1953 (55 лет) Место рождения Ленинград … Википедия

Гребенщиков, Борис - Борис Гребенщиков БГ (2008) Дата рождения 27 ноября 1953 (55 лет) Место рождения Ленинград … Википедия

Гребенщиков Борис - Борис Гребенщиков БГ (2008) Дата рождения 27 ноября 1953 (55 лет) Место рождения Ленинград … Википедия

Гребенщиков, Борис - Певец, музыкант, лидер рок группы Аквариум Певец, поэт и музыкант, создатель и лидер рок группы Аквариум с 1972 года. Один из отцов основателей советской и российской рок музыки. Борис Борисович Гребенщиков (часто его называют просто БГ ,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Гребенщиков - Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 Г … Википедия

Книги

  • , Гребенщиков Борис Борисович. "Многие рвутся к звездам, но лишь единицам удается оторваться от земли, преодолеть силы земного притяжения и выйти в открытый космос. Как говорится, много званых, номало избранных. Именно о… Купить за 617 руб
  • Серебро Господа моего , Гребенщиков, Борис Борисович. Из поэтических строк Бориса Гребенщикова складывается картина духовного поиска удивительного "беспечного русского бродяги", поэта, независимо от существующих общепринятых норм не желающего… Купить за 338 руб
  • , Гребенщиков Борис Борисович. Мало кто из рок-музыкантов не только достиг самых вершин славы, но и столь досконально изучил все, что касается творчества его предшественников и коллег. С 2005 года Борис Гребенщиков ведет…