Капитан Миронов - один из персонажей легендарной повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Он играет немаловажную роль в произведении. Что же, попробуем разобраться, что на самом деле представляет собой этот герой, каково его место в произведении и образцом чего именно он является.

Внешний вид капитана

В «Капитанской дочке» капитан Миронов играет не последнюю роль. Он - образец той русской смелости и силы духа, которые были свойственны военнослужащим белой армии. Даже внешний вид капитана характеризовал мужчину как абсолютно русского человека.

Капитан Миронов в «Капитанской дочке» - мужчина в годах. Дослужившись до звания капитана крепости, он провел очень долгие годы на службе. Автор специально не называет возраста Миронова - он называет его просто «стариком», предоставляя читателю самому решать о возрасте капитана. Несмотря на это, капитан выглядит очень хорошо: он крепок и высок, спину держит прямо.

Капитан Миронов происходил из дворян. Однако семья его никогда не отличалась богатствами. Даже живя в крепости, семья Мироновых бедна - на службе у них всего одна крестьянка, помогающая женщинам справляться с хозяйством.

Важно также сказать, что капитан - человек очень простой. Он не образован, однако, он мудр благодаря своему житейскому опыту. Кроме того, в силу своей опытности в бою, Миронов был отличным стратегом, что говорит о нем, как о человеке, много повидавшем и пережившем.

Мягкосердечие капитана

Несмотря на свою внешнюю «суровость», у Миронова был очень мягкий характер, что не раз ему мешало в руководстве солдатами. Кроме того, капитан был крайне нерешительным человеком, что так же было не очень хорошей чертой характера офицера. При всем этом, Миронов не был увлечен своей работой, он не ценил свой пост слишком высоко. Это говорит о том, что он не был зазнавшимся человеком.

Несмотря на все недостатки в характере Миронова, окружающие люди его любят, ценят и почитают. Общественность относиться с уважением к старику, и он также отвечает им добрым отношением.

Общая характеристика

Капитан Миронов - мужчина, который всю свою жизнь посвятил военному искусству. Будучи немолодым человеком, он был очень уважаем в крепости, в которой служил. Кроме того, важно сказать, что капитан всю свою жизнь отдал службе царю, хотя остается загадкой то, как и почему Миронов так и остался на долгие годы обычным комендантом в крепости. Вероятно, здесь сыграли роль определенные качества и черты характера. Капитан Миронов был всегда верен власти, однако, он не умел льстить, высказывал свое мнение, всегда говорил лишь то, что думает. Возможно, именно это и сыграло роль в его карьере. Главным достоинством капитана Миронова было то, что он был совершенно неспособен совершать подлости, был предельно честен и жил, согласно принципам и правилам совести.

Смелость

Несмотря на все сложности, капитан был очень смелым. Он догадывался о том, что войско Пугачева ворвется в крепость, однако, к такому военному положению никто не относился всерьез. Это связано с тем, что Миронов, как и большинство других солдат, надеялся, что Пугачева остановят в других крепостях, которые были сильнее и многочисленнее. Однако, когда вражеское войско ворвалось на их территорию, капитан Миронов не только не испугался, но и ринулся в бой, говоря о том, что умирать - обычное дело для любого служивого человека. Это говорит о храбрости и самопожертвовании капитана, которыми он был способен руководствоваться в экстремальных ситуациях.

Семья капитана Миронова

Близкие люди всегда были для коменданта поддержкой. Семья капитана Миронова состояла из двух самых близких его людей - жены и дочери.

Жена Миронова была женщиной умной и рассудительной. Она не раз помогала мужу в принятии различных решений. Поскольку ее советы всегда были дельными, Миронов прислушивался к мнению женщины. Кроме того, жена капитана была матерью и всем остальным солдатам, которые служили при крепости. Ей удавалось решить любые споры, помирить солдат, выслушать и натолкнуть на правильный путь. Женщина, обладающая мудростью, отлично разбиралась и в военном деле. Несмотря на это, Миронов старался не впутывать жену в свои дела - очень часто он выпроваживал ее, чтобы устроить срочное совещание и переговорить с другими военнослужащими.

Следует сказать и то, как сильно любили друг друга супруги. Когда в крепость ворвался Пугачев со своим войском, Миронов прямо сообщил о том, что не признает власти донского казака, за что был казнен на глазах у всех жителей крепости. В это время жена Миронова кричала и билась, называя Пугачева извергом. Буквально через несколько минут казнили и отчаявшуюся женщину.

Смерть капитана

Смерть Миронова становится трудным моментом для всех жителей крепости. Все окружающие осознают, что его смерть не должна стать причиной поражения, однако, потеряв столь доброго человека, народ впадает в безудержное уныние. Однако смерть Миронова не стала напрасной - он погиб, оставаясь верным власти царя, которой он подчинялся всю свою жизнь.

Дочь капитана

Дочка капитана Миронова была простой и воспитанной девушкой, скромной и кроткой. Ее простота покоряла многие сердца, в том числе и завистливого и подлого Швабрина. Мужчина очень долго просил руки молодой девушки, просил ее выйти за него замуж, но, постоянно получая отказ, в конце концов, озлобился на нее. Однако девушка не хотела разозлить или унизить Швабрина - она всего лишь хотела провести жизнь с тем человеком, который любил бы ее и уважал, а она могла бы отвечать взаимностью на эти чувства.

Капитанская дочка много помогала матери по дому, никогда не была привередлива, свято почитала и отца, и мать. Кроме того, она никогда не ставила людям их слабостей в упрек.

Влюбившись в главного героя, она самоотверженно боролась за свою любовь. Несмотря на то, что девушка имела тихий и покорный характер, внутри нее был стержень, который не раз помогал ей преодолевать жизненные трудности. Это отчетливо видно в последних главах произведения, в которых девушка отправляется к царице, чтобы та пощадила ее возлюбленного. Лишь благодаря чистоте ее сердца, императрица пощадила главного героя, тем самым позволив девушке не потерять и сберечь свою любовь.

Авг 10 2010

«Старинные люди, мой батюшка». В этих словах, приведённых Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе, в которой мы знакомимся с семьёй Мироновых, дана краткая, но выразительная характеристика стариков Мироновых. «Старинные люди», Мироновы вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был необразованный и простой, но самый честный и добрый». Василиса Егоровна изумляется богатству Гринёва, не такому уж большому (300 душ), и говорит о своей дочери как о бесприданнице. «Девка Палашка» - вот всё их состояние.

Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в отношении к дуэли как «смертоубийству», в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Она проявляется и в особенностях их речи. Правда, Иван Кузьмич не речист, зато словоохотливая Василиса Егоровна говорит сочным языком народа, вставляя в свою речь народные пословицы и поговорки: «Стерпится - слюбится», «Не ты первый, не ты последний», «На грех мастера нет» и т. п. А её последние слова звучат как народное причитание: «Свет ты мой Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие…»

В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, которое представлено в повести Швабриным. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. Иван Кузьмин первым выходит против Пугачёва и,

«изнемогая от раны, собрав последние силы, твердым голосом» отказывается признать в Пугачёве государя, обрекая тем самым себя на виселицу. Василиса Егоровна наотрез отказалась выехать в Оренбург, категорически заявив мужу: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобой, искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать».

Но крепостническая действительность с её нравами, указывает Пушкин, калечит и таких честных и добрых люден, какими являются старики Мироновы. Капитан , вышедший из народа, гибнет за чуждый народу строй; он, добрый, беззлобный человек, фактически становится противником народа. Об этом говорит допрос комендантом башкирца. Спокойно и твёрдо Миронов даёт приказание приготовить орудие пытки и встречает пленного словами: «Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах».

Так изображается Пушкиным жизни капитана , офицера царской армии, вышедшего из народа.

Вредное влияние крепостнической действительности в известной степени сказывается и на Василисе Егоровне. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла так точно, как и.своим домком». Отводя квартиру Гринёву, она и здесь творит «суд и расправу» над жителями. «Отведи Петра Андреича,- приказывает она уряднику,- к Семёну Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». А Ивану Игнатьичу приказывает разобрать ссору Прохорова с Устнньей и «обоих наказать».

Очень полно раскрывается в повести «капитанской дочки» - Маши Мироновой. Это простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной наружностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Её речь показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так, он такой насмешник… он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх».

Она скромна, у неё твёрдые нравственные устои: несмотря на любовь к Гринёву, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия»,- говорит она Гринёву. В её отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета. Любит она Гринёва глубоко и бескорыстно.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении . К главам, в которых наиболее полно раскрывается образ Маши Мироновой (V, XII), Пушкин берёт в качестве эпиграфов цитаты из народных песен, подчёркивая этим высокие душевные качества Маши и сё близость к народу.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Семья Мироновых в повести «Капитанская дочка» . Литературные сочинения!
  1. Место Мироновых в повести. («Капитанская дочка» — произведение историческое, но роль в нем вымышленных героев очень велика. Они помогают обрисовать эпоху: раскрыть особенности человеческих отношений, морали, быта, показать не как было, а как бывало в описываемое время. Без Мироновых невозможно было бы правильно понять психологию людей той эпохи, причины и мотивы их поведения, особенности русского национального характера.)
  2. Простые люди — героические личности.
    1. Жизнь семьи Мироновых в Белогорской крепости. (Мироновы живут мирной, простой, монотонной жизнью. Они скромны, гостеприимны, преданы друг другу, совершенно не воинственны.)
    2. Капитан Миронов как офицер и семьянин. (Капитан Миронов — старый служака, преданный воинской присяге, необразованный, нерассуждающий, честно выполняющий свой долг. Он уважает и ценит свою жену, позволяет ей руководить семьей, считается с ее мнением, посвящает и в свои служебные дела. Дочь Маша — его любимица.)
    3. Василиса Егоровна, ее роль в семье и в руководстве гарнизоном крепости. (Василиса Егоровна обладает более сильным характером, чем ее муж. Она не просто живет интересами капитана, а по сути именно она управляет и семьей, и крепостью, относится к гарнизону как к своей семье, награждает и наказывает людей по своему разумению, она справедлива и добра. Василиса Егоровна хорошо разбирается в людях: сразу определяет их суть — это показывает ее отношение к Швабрину и Гриневу.)
    4. Какой предстает Маша Миронова при первых встречах с ней. (Маша вначале кажется простоватой, даже ограниченной. Такой ее рисует Швабрин. Но это не так. У девушки сильный характер, собственные взгляды и убеждения. Об этом говорит ее отношение к Швабрину. Маша хорошо разбирается в людях, умеет любить, во всем придерживается народных обычаев.)
    5. Как проявили себя члены семьи Мироновых во время и после захвата крепости пугачевцами? (При известии о начале восстания Мироновы проявили лучшие свои качества. Распоряжения, которые отдавал капитан, были разумны и целесообразны. Василиса Егоровна во всем ему помогала. Было сделано все возможное для обороны крепости, но Мироновы понимали, что не может гарнизон, состоящий из инвалидов, отстоять ее, и готовились к худшему. Маша впервые ослушалась родителей и отказалась покинуть крепость.

      Во время наступления пугачевцев и их атаки на Крепость Мироновы и большинство солдат проявили себя как героические личности, до последней минуты оставались верны присяге и погибли, не изменив ей. Машу спасла случайность. Но спасла ли?..)

    6. Маша в плену. Можно ли назвать ее поведение героическим? (Оказавшись в плену, да еще во власти Швабрина, Маша проявила мужество, выдержку и бесстрашие. Несмотря на угрозу разоблачения и гибели, она не соглашается стать женой Швабрина, сохраняет верность своему жениху. Утратив всех близких, девушка не сдается, не изменяет своим убеждениям. Робкая Маша показана здесь как героиня, достойная своих родителей.) Материал с сайта
    7. Решение Маши ехать в столицу, чтобы спасти своего жениха. (Маша не мирится с тем, что считает несправедливым. Она уверена в честности своего жениха, поэтому покидает гостеприимный дом Гриневых и едет в столицу, чтобы спасти своего жениха. Здесь проявляются ее твердость, сила духа, независимость, верность. По воле случая ее замысел удался.)
  3. Отношение писателя к семье Мироновых. (Автор с большой симпатией относится к Мироновым и вызывает такое же чувство у читателей. Писатель далеко не во всем согласен со своими героями: на них, на их взглядах и поведении лежит печать времени. Но он восхищается их высокими моральными качествами, верностью долгу, хотя и не скрывает их ограниченности. Один из эпиграфов прекрасно раскрывает авторское отношение к Мироновым: «Старинные люди, мой батюшка...»)

Другого общества в крепости не было, но я

другого и не желал.

А. Пушкин. Капитанская дочка

Разве муж и жена не един дух

и едина плоть?

А. Пушкин. Капитанская дочка

Множество образов и всевозможных характеров про-плывают перед нашими глазами во время чтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Все они наиболее полно раскрываются во время событий, связанных с крес-тьянской войной под предводительством Емельяна Пуга-чева. Но наиболее яркими и запоминающимися все же остаются образы семьи капитана Миронова — комендан-та Белогорской крепости.

Семья коменданта невелика: сам комендант Иван Кузь-мич Миронов, его жена Василиса Егоровна и молодая дочь Марья Ивановна. Все это люди простые и милые, сделав-шие жизнь Гринева в крепости «приятною».

Иван Кузьмич «был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». В офицеры он вышел «из солдатских детей», поэтому простодушен и даже иногда забавен. Жизнь в далекой крепости достаточно однообраз-на, поэтому единственное развлечение Миронова — обуче-ние строевой науке «солдатушек», т. е. стариков-инвали-дов. Это учение вызывает у нас улыбку, поскольку сам капитан зачастую выходил к солдатам «в колпаке и в китайском халате», а храбрые бойцы все никак не могли запомнить, «которая сторона правая, которая левая».

Жена коменданта — Василиса Егоровна — не зря но-сит это древнее русское имя. Эта деловитая, строгая и ум-ная женщина управляла не только своим беспечным му-жем, но «и на дела службы смотрела, как на свои хозяй-ские». Василиса Егоровна — добрая и полноправная хо-зяйка крепости. Действиями мужа она руководит часто незаметно для него самого и всегда очень мудро. Она все замечает, в курсе всех событий. В любви Василисы Егоров-ны к мужу много материнского, и все их отношения про-никнуты духом взаимной нежности и уважения, что не мешает им периодически подшучивать друг над другом.

Образ Марьи Ивановны — один из центральных в по-вести. Вначале перед нами предстает «девушка лет осьм-надцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волоса-ми, гладко зачесанными за уши». Она кажется робкой и несмелой, даже мать называет ее «трусихой». Семья Маши небогата, и девушка переживает, когда мать говорит о ее «приданом»: «частый гребень, да веник, да алтын денег».

Однако со временем мы ближе знакомимся с Марьей Ивановной и узнаем ее как девушку «благоразумную и чувствительную». В своей жизни она руководствуется высокими моральными принципами, поэтому гордость и благородство не позволяют ей выйти замуж за любимого человека без согласия его родителей. И это невзирая на то, что ее родители с радостью приняли в семью Петра Гринева, а он сам — очень выгодная для девушки партия. Отказавшись от личного счастья, Маша не собирается поступаться своими принципами даже в тяжелую для нее минуту.

Образы семьи Мироновых, сложившиеся в нашем представлении в процессе чтения повести, внезапно предстают перед нами по-новому, как только в крепости узнают о приближении боевых действий, связанных с крестьянской войной. Василиса Егоровна без колебаний отказывается от предложения покинуть мужа во время нападения мя-тежника Пугачева и спрятаться в Оренбурге. Храбрая жен-щина и верная жена, она говорит: «Нечего мне под ста-рость лет расставаться с тобою да искать одинокой моги-лы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать». Так мы видим, что она реально осознает всю опасность сложившегося положения.

Иван Кузьмич, даже видя, малочисленность и явную небоеспособность защитников крепости, защищает Белогорскую крепость до последнего, не собираясь сдаваться на милость пугачевцам. Развитое чувство чести и долга не позволяют Миронову признать власть бунтовщика. Изне-могая от полученных ран, комендант находит в себе силы и твердо отвечает Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец». Смело и с достоинством встречает капитан свою смерть. Недолго осталось жить и Василисе Егоровне. Единственное, чего она хочет перед смертью, — это уви-деться с мужем. Увидев его повешенным, Василиса Егоров-на рвет последнюю ниточку, связывающую ее с жизнью. Но перед смертью от удара саблей она успевает назвать Пугачева «беглым каторжником». Материал с сайта

Марья Ивановна остается сиротой, в одиночестве, среди врагов. Сломлен ли ее дух? Презирая Швабрина, перебе-жавшего на сторону бунтовщиков, Маша Миронова реши-тельно отвергает его предложение вступить с ним в брак. Она предпочитает умереть, чем связать свою жизнь с этим подлым человеком. С честью хранит Маша в своем сердце глубокое чувство любви к Петру Гриневу, опасаясь лишь насилия со стороны Швабрина. Так в минуту грозной опас-ности внешне слабая, робкая и застенчивая девушка де-монстрирует силу и стойкость своего характера, оказыва-ясь достойной дочерью своих родителей.

В конце повести, когда все, казалось бы, должно было окончиться благополучно, Гринева арестовывают как из-менника за поддержание связей с Пугачевым. Даже отец Петра «лишился обыкновенной свой твердости», не в силах вынести этого позора, в отчаянии от сознания того, что его сын посмел изменить присяге. Маша, убежденная в невиновности своего любимого, ищет способ спасти его от несправедливого позора и от ссылки. Она находит в себе силы и смелость ехать в Петербург и просить у императрицы защиты от несправедливого решения суда. Случай на ее стороне, и дочери доблестного капитана удается спасти своего любимого и восстановить его права и справедливость.

В образе семьи капитана Миронова А. С. Пушкин показал людей, которые свой долг и сохранение чести ценили превыше всего на свете. Смелые и самоотвержен-ные характеры возвышают их над жизненными невзго-дами и позволяют говорить о них как о подлинно ве-ликих людях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика ивана кузьмича (капитанская дочь)
  • кто такой капитан миронов из капитанской дочки
  • семья капитана миронова повести капитанская дочка
  • семья капитана миронова(краткая характеристика)
  • каким предстает перед гриневым капитан миронов

Капитана Миронова мы видим в первый раз на площади в эпизоде воинского учения. В строю — «человек двадцать стареньких инвалидов». Ими командует комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате». Отметим комическое впечатление, которое производит колпак и халат на командире в момент воинского учения. Дальнейшие сообщения о том, как организована служба в крепости, развивают это первое впечатление примитивности, убогости ее организации. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат … ». А они всё не могут понять, где лево, а где право. В рассказе слышится скрытая ирония, хотя и добродушная. Из единственной пушки, когда понадобилось привести ее в готовность, Иван Игнатьевич вытаскивает мусор и камушки. Укрепления состоят из бревенчатого забора. Виноват ли капитан Миронов в такой организации службы и обороны? Едва ли его можно винить, — это скорее следует отнести за счет общей организации дела обороны правительством. Что может сделать капитан Миронов с гарнизоном, состоящим из старых инвалидов, и с вооружением из одной пушки?

Постарайтесь понять подтекст описания крепости и организации обороны ее: автор видит и понимает неизмеримо больше рассказчика. Отбор деталей таков, что читатель подводится к мысли об отсталости всей системы, всей постановки дела защиты окраин государства. Виновато в этом правительство Екатерины II. Речь капитана Миронова совершенно отвечает его простому происхождению и добродушному характеру: «А слышь ты, Василиса Егоровна … я был занят службой: солдатушек учил». Народные обороты свойственны ему. Иногда в речи его появляются слова из военно-служебного лексикона: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле» и т. д. Но при всем добродушии капитана Миронова суровая военная служба в условиях того времени, привычка повиноваться, не рассуждая, наложили на него свою печать. В сцене допроса башкирца, схваченного с воззванием Пугачева, проявляется жестокость коменданта. Его ничуть не взволновала страшная внешность башкирца, в результате бессмысленной, бесчеловечной казни лишенного носа и ушей. Он совершенно хладнокровно отдает приказание о пытке.

Подстать коменданту и помощник — поручик Иван Игнатьевич. В рассказе о его поведении в мирной жизни комически переданы эпизоды, в которых выясняется, как он выполняет свои служебные обязанности. Он держит нитки на распяленных пальцах, когда Василиса Егоровна разматывает клубок, нанизывает по ее же «препоручению» на нитку грибы для сушения, торжественно приводит арестованных в момент дуэли Швабрина и Гринева, чистит пушку от мусора и камешков. Для Ивана Игнатьевича все эти дела в равной степени важны. В речи его, как и в речи коменданта, присутствуют выражения военнослужебные и есть архаический оттенок: «В фортеции умышляется злое действие, противное казенному интересу». В отличие от речи коменданта, Иван Игнатьевич в обращении своем с мало еще знакомыми людьми любит обороты, долженствующие свидетельствовать об известной воспитанности: «Смею спросить … вы в каком полку изволили служить? А смею спросить … зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон? Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки … ». Иван Игнатьевич такой же добрый, но ограниченный немудреный армейский служака, как и комендант. Введение его в роман подчеркивает типичность образов старых армейских служак, изображенных в «Капитанской дочке».

Василиса Егоровна — женщина добрая и сердечная, любит мужа и дочь, приветливо встречает молодого Гринева и ласково обходится с ним. В крепости она чувствует себя полной хозяйкой и распоряжается за коменданта: отдает приказание уряднику определить Гринева на квартиру, мудро распоряжается о том, как надо разобрать дело капрала Прохорова, подравшегося с Устиньей Негулиной в бане за шайку горячей воды, отбирает у арестованных офицеров шпаги и приказывает девушке Палаше убрать их в чулан, а на замечание Швабрина, что это дело не ее, а коменданта, возражает: «Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?» Отношения ее и коменданта напоминают нам отношения четы Простаковых, но Простаковы симпатии не вызывают, а Мироновы симпатичны, так как в основе их отношений и их характеров — доброта, искренность и глубокая привязанность друг к другу. Она без всякого стеснения рассуждает в присутствии молодых людей о бедности Маши: « .. .Девка на выданьи, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог), с чем в баню сходить». Приведенные слова дают представление и о своеобразии речи комендантши: это сочная, образная, сверкающая народными присловиями и оборотами речь. В тоне повествователя, когда он рассказывает о Василисе Егоровне, мы чувствуем добродушную иронию. Но мужественное поведение жены коменданта после падения крепости, ее трагическая гибель вызывают у читателя чувство уважения и жалости к ней.

О простоте и непритязательности «старинных людей» говорит и описание комнаты в доме коменданта. Гринев является к коменданту по приезде в крепость. Уже в передней ему встретился «старый инвалид», который «сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». Далее — описание комнаты: «чистенькая, убранная по-старинному. Шкаф с посудой, офицерский диплом за стеклом и в раме на стене (очевидно, гордость семьи, глава которой из «солдатских детей» вышел в офицеры), лубочные картины». Интересно сочетание сюжетов картин: взятие Очакова, выбор невесты, погребение кота. Автор подбором деталей подчеркивает не только материальную убогость обстановки, но и очевидную непритязательность культурных запросов хозяев.

Обратим внимание на пейзаж, предваряющий встречу Гринева с Мироновым: он как бы подчеркивает простоту и бедность жизни, в условиях которой придется служить Гриневу. «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором … » и т. д. В самой крепости «улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию» покрыты соломою … »

Безыскусственность, простота, невысокий уровень культуры, ограниченность, можно даже сказать сильнее — бедность умственных интересов отмечается и в супругах Мироновых, и в Иване Игнатьевиче.Могут ли такие поистине простые люди быть настоящими героями? Пушкин отвечает на этот вопрос дальнейшим ходом событий. В том-то и заключается подлинный реализм, настоящий и глубокий поворот в литературе к обыкновенным простым людям, что в романе Пушкина им отведена роль героев, простых, но мужественных и честных. Героизм Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича раскрывается и в поведении их в момент штурма крепости и особенно в сцене суда над ними Пугачева. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: — Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Так же отвечает Пугачеву и Иван Игнатьевич. Василиса Егоровна, отказавшаяся покинуть мужа в страшных обстоятельствах, разделяет его участь. Писателю, а вместе с ним и нам жалко этих честных, простых и мужественных людей. Но «изувеченный башкирец», очутившийся верхом на перекладине виселицы и так охотно помогающий свершению казни, напоминает нам о том, что казнь понятна и неизбежна: простые и по существу близкие народу «присяжные силою обстоятельств вынуждены были служить не восставшему народу, а его врагам. В то же время, если взять значение образов офицеров Белогорской крепости (в том числе и Гринева) шире, в аспекте военно-историческом, то следует сказать, что в них возникают перед читателем фигуры типичных скромных офицеров русской армии прошлого, незаметных героев, которые «решительно сделали нашу военную историю XVIII века». Капитан Миронов предвосхищает образы Максима Максимовича из «Героя нашего временит Лермонтова и капитана Тушина из «Войны и мира» Толстого.