1. И.А. Гончаров «Обломов»

Главный герой романа Илья Обломов, начиная свою карьеру, совершает оплошность по службе и отправляет важную депешу вместо Астрахани в Архангельск. После чего внезапно заболевает, в медицинском свидетельстве, выданном доктором, засвидетельствовано: «Отолщение сердца с расширением левого желудочка оного», вызванное ежедневным «хождением в должность». Эта ошибка привела к последующему вечному лежанию на диване, от которого не спасают даже все попытки Штольца. Так ошибка на службе стала фатальной для Обломова.

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов, будучи молодым, крепким казаком, выбирает для любовных утех самую красивую в округе молодую казачку Аксинью. Дело обычное для казачьей станицы. Но проблема кроется в удивительном происхождении всего рода Мелеховых, в его генезисе. А Аксинья, никогда не знавшая любви, впервые поняла прелесть этого чувства. В станице казаки стеснялись смотреть в бесстыжие глаза Аксиньи. Но приказ отца жениться на Наталье становится фатальным для Григория. Всю жизнь будет он метаться между двумя женщинами, в итоге погубит обеих.

3. Е.И. Замятин «Мы»

Главный герой романа – Д-503 – винтик механизма Единого Государства. Он живёт в мире, где нет любви (её заменяют «розовыми талонами»). Встреча с I-330 поражает воображение героя. Он влюбляется. По закону он должен доложить хранителям о преступлении, в которое втягивает его девушка. Но он медлит и упускает время. Ошибка становится роковой для I-330.

4. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Володя Тенков оказывается в самое страшное время в годы великого перелома в самом центре битвы. С одной стороны это сытые представители номенклатуры партийного руководства, где пироги, борщи и вкусный квас. С другой – выброшенные на обочину жизни люди. Бывшие «кулаки» сегодня – «шкилетники» и «слоны», вызывающие жалость мальчика. Попытка им помочь становится ошибкой. Спасает ребёнка, болеющего милосердием, старая больная собака.

5. В. Быков «Сотников»

Главный герой повести – Сотников – пережил в жизни потрясение. Он, ослушавшись запрета отца, взял его именной пистолет, который внезапно выстрелил. Тяжело было мальчику признаться в этом отцу, но сделал он это не по собственной воле, а по требованию матери. Когда мальчик сказал отцу о своём преступлении, тот его простил, но спросил, сам ли он решил это сделать? На этот вопрос ребёнок не был готов ответить и малодушно сказал: «Да». Отрава лжи вечно жгла душу Сотникова, напоминая об ошибке детства. Этот проступок стал определяющим в жизни Сотникова.

В рассказе «Ионыч» (1898 г.) А.П.Чехов изобразил «обыкновенную» историю одного человека, постепенно утратившего духовное начало. Почему герой, который вначале произведения подавал большие надежды, в итоге превратился в толстого, мрачного, равнодушного обывателя? Почему он так бездарно потратил свою жизнь? Были ли предпосылки превращения раннего Старцева в Ионыча?

До Чехова эта проблема решалась однозначно. Во всем была виновата среда. М.Горький впервые почувствовал, что чеховские рассказы бесполезно разбирать по устоявшимся схемам. Он сравнивал произведения писателя с «дорогими, тонкими кружевами, требующими особого обращения». Писатель подошел к этому вопросу с другой стороны. Он показал, что сам человек виновен во всем, что происходит в его жизни.

Сюжет рассказа прост. Но в нем заключен глубокий подтекст. В небольшом рассказе, состоящем из пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава является определенным этапом его биографии. Действие происходит в обыкновенном провинциальном городке, вобравшем всю скуку и однообразие провинциальной жизни.

Молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев приехал в маленький уездный городок Дележ. Все жители советовали ему познакомиться с самой образованной семьей в городе – семьей Туркиных. Глава семейства Иван Петрович был душой компании, знал много анекдотов, постоянно повторял одно и то же слово «недурственно». Его жена Вера Иосифовна читала гостям свои заурядные романы, которые ничего общего не имели с жизнью.

Их дочь Катерина Ивановна, Котик, как называли ее родные, готовилась к поступлению в московскую консерваторию. Она долго, по четыре часа в день, упражнялась в игре на фортепиано. Причем ее игра напоминала падение с горы камней.

Старцеву было хорошо в их доме. Рядом рос тенистый сад, из соседних комнат доходил запах жареного лука. И эта семья считалась самой образованной в городе! Но наш герой как будто не замечает этого. Все полагали Дмитрия Ионыча истинным интеллигентом, называли его «паном» за то, что он чуждался обывателей.

Герой стал бывать у Туркиных чаще. Ходил пешком в город и напевал строчки из классического стихотворения Дельвига: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия» или романс на слова А.С.Пушкина «Твой голос для меня и ласковый и томный». Но уже здесь Чехов показывает, что его «интеллигентный» герой внутренне готов слиться с обывательской средой. Писатель "бросает" отдельные замечания: «своих лошадей у него еще не было», но они обязательно будут. Или, возвращаясь от Туркиных, Старцев повторил любимое слово Ивана Петровича «недурственно» и улыбнулся.

Катерина Ивановна привлекала героя своей грацией, свежестью, уверенностью. Он мог говорить с ней о литературе и искусстве. Старцев влюбился в Котика. Встречи героя с ней проходили в осеннем саду. В такой контрастности умирающей природы и зародившейся любви Дмитрия Ионыча мы чувствуем начало конца этой любви. Герой долго готовился к тому, чтобы сделать Котику предложение. У него не было даже фрака. Поэтому он обегал весь город в поисках костюма. Но Котик решила пошутить. Она назначила герою свидание ночью на кладбище. В душе героя нарастали сомнения: стоит ли ему солидному земскому доктору «таскаться по кладбищам»? Что скажут товарищи, когда узнают? В этих словах весь Старцев, целиком зависящий от общественного мнения.

Эпизод несостоявшегося свидания с Котиком играет ключевую роль в раскрытии образа Ионыча. Это кульминация рассказа. Старцев входит в эпизод с надеждой. «У всякого свои странности»,- подумал он. Далее следуют слова рассказчика: «и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его». Герой импульсивно принял решение остаться на кладбище. Он показан наедине с вечностью.

Старцев оценивает будущее предприятие с точки зрения обывателей. Чеховский герой не дотягивает до Героя. Автор дает ему шанс остаться наедине с самим собой, шанс сделать какие-то важные выводы. Особое настроение здесь создает пейзаж: «Старцева поразило то, что он видел теперь в первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случиться видеть: мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель».

Кладбище кажется не самым веселым местом на земле, но именно здесь Старцев был живым. Он провел на кладбище четыре часа, но всего за эти четыре часа он окончательно превратился в «Ионыча». Бывают в жизни человека минуты, когда он внутренне выбирает свою дорогу. По идее герой должен выйти из этого пространства обновленным. Но Старцев не послушал свое сердце, а доверился обывательскому «благоразумию».

Мотив сада играет важную роль в рассказе. Сад символизирует выход из парадоксального мира в мир ограниченных возможностей, будничных дел. Весь эпизод – романтическая картина со сниженным финалом. Садясь с наслаждением в коляску, Старцев подумал: «Ох, не надо бы толстеть!»

Это эпизод несостоявшегося свидания героя с самим собой. Котик неожиданно отказывает ему в предложении выйти замуж. Проходит четыре года. Катерина Ивановна осознала, что ошибкой были и отказ Старцеву, и поездка в Москву. Она утратила былую молодость, уверенность. Но больше всего за эти годы изменился Старцев. Он по-прежнему убежден в своей исключительности, в резком отличии от мещанской среды города.

Герой рассуждал о прогрессе человечества, об отмене смертной казни. Но образ жизни и внешность героя уже не соответствуют его высоким речам. Он спешно принимает больных, кричит на них, едет не на паре, а на тройке с бубенцами.

Старцев пополнел, раздобрел. Его раздражает безделье обывателей, а сам он играет в карты по три-четыре часа с наслаждением. Каждый день Ионыч считает разноцветные бумажки, «добытые практикой», от которых пахло «духами, уксусом, ладаном, ворванью». Все деньги он отвозил в «Общество взаимного кредита». Эта деталь говорит о равнодушии героя к тому, откуда именно стекаются деньги в его карман (из дворянских, купеческих домов или изб городской бедноты) и о невнимательности Старцева как врача.

Ионыч не замечает течения времени, изменений, происшедших в нем самом. Во время последнего свидания с ним Котик произносит слова, почти повторяющие речь героя несколько лет назад. Теперь Катерина Ивановна говорит с «увлечением», поэтизирует Старцева. Теперь уже ее чувство встречает сухость и эгоизм Ионыча.

В этой ситуации заложен драматический смысл. Произошло обеднение, обкрадывание себя человеком, не принявшим любовь, произошла утрата радости человеческого общения. Слабый огонек в душе героя затеплился и погас. Теперь Ионыч равнодушен ко всему, кроме денег. Он не замечает страданий людей. Покупая очередной дом, проходит через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые «глядят на него с изумлением и страхом».

От жадности герой занимает сразу две должности. Автор подчеркивает физическое и духовное ожирение героя: «голос у него изменился, стал тонким и резким», так как «горло заплыло жиром». Характер же закономерно превратился в тяжелый, раздражительный. Весь он напоминает языческого бога. Про Туркиных Старцев и не вспоминает.

Причина оскудения души Старцева в нем самом. В нем изначально были отрицательные качества, которые он позволил себе развить. Человек сам творит свою жизнь. Но как, в сущности, мала и незаметна черта, отделяющая человека от чудовища!

Хорошая тема для сочинения, особенно для молодого поколения. Молодежь и их родители, и более старшие опытные знакомые и друзья-родственники всегда находятся в негласном противостоянии. Молодые хотят идти вперед, пробовать, развиваться, получать эмоции и пускаться в авантюры. Готовы ли они ошибаться при всем этом - большой вопрос. Задумываются ли над вероятностью ошибок, над тем - как они будут их переживать или исправлять? Возможно самые ответственные - да, а вот в основной своей массе молодые люди уверены в своей правоте, и не думают о возможных ошибках.

Такая безрассудность как раз и настораживает их родителей и близких, которые лезут к ним с чем? С опытом. Чаще всего своим. На что молодые уверены, что "у меня так не будет". Но это закон жизни, и увы, такой бесценный и важный опыт - результат действий и ошибок. Иначе невозможно. Как говорят мудрые люди "Не ошибается тот, кто ни чего не делает". Притворись камнем, и не ошибешься. А жизнь? Ну что ж, жизнь пройдет мимо тебя, в этом удел камней.

Конечно, в литературе не мало произведений на эту тему. Это вам и "Отцы и дети", и Собачье сердце". Мне же вспомнилось не такое большое произведение а А.П. Чехова. "Ионыч". Сказать честно, меня оно заинтриговало в школе по той простой причине, что главный герой в произведении оказался моим...однофамильцем. Как то волнительно оказалось читать свою фамилию в книге. И отношение к главному герою было словно к человеку, как будто не чужому, вроде как он дальний родственник мне. Ну это уже мою подростковое восприятие было таким.

В чем же суть рассказа и каким боком сюда можно отнести темы "Опыт и ошибки". Да самым прямым. Если вспомнить рассказ, то про что он? Молодой врач оказывается в небольшом городке. Это конечно не предел его мечтаний, но сам врач молод, в нем есть тот самый какой то юношеский задор, какие то живые и настоящие эмоции. Он знакомится с одним местным семейством, чья дочка становится ему мила. Через весь рассказ следует череда событий, через год, через 2, еще через несколько лет мы видим нашего героя и те нерадостные изменения, что происходят с ним.

Возможно, побоявшись один раз ошибиться, показаться смешным, не отдаться чувствам, герой и делает главную ошибку своей жизни. Побоявшись что то сделать не так, подумав о том, что скажут другие, он постепенно теряет в себе то, что так ценно в молодости - стремление к движению и развитию. В определенном плане можно сказать, что Ионыч развивается, но это скорее не рост ввысь, а рост вширь, при чем порой в самом прямом смысле этого слова. Со временем молодой врач становится не особо приятной внешне персоной - грузным, толстым, заевшимся... без особых радостей в жизни.

Ну конечно, можно и обвинить Екатерину в том, что она не сразу разглядела в Старцеве человека, который ей оказался мил не сразу, а потом. И это уже некая другая ошибка, уже ее. Она погналась за журавлем в небе, опустив из рук синицу. Получается, что череда ошибок формирует жизнь обоих персонажей. И ведь что странно. Старцев предпочитает ни чего не делать (делает выводы скажем так из чужого опыта), и ошибается. Екатерина решает уехать и тоже ошибается. Жизнь, как череда ошибок, формирующих опыт, который направляет человека дальше. Проблема в том, что если вывод на основе ошибки сделан неправильно, то сформировавшийся опыт продолжит вести человека по ложному пути.

И напоследок хочется вспомнить еще одну строчку по теме Опыт и ошибки - "Если б молодость знала, если б старость могла". Одно неотделимо от другого, но нужно помнить, что важно отделять ошибки фатальные от тех, что под силу переосмыслить и исправить.

Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»).

В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С .

«Среда заела», — любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования. Так же сложилась судьба и еще одного героя — молодого и способного доктора с говорящей фамилией Старцев, который превратился в грузного Ионыча, брюзгливого, раздражительного, одинокого обывателя. Что же произошло с ним, и как одолела его среда?

Проблематика

В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошло изменение Ионыча. Он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности. В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает . Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Идея

Новым здесь является тонкий психологический анализ . Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило . Скука превращает Ионыча в банального обывателя: « Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.

Жанр . Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание. В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) — «нечто романообразное» (I, 215).

Герой

Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек . При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием. Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном — «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).

Контекст. Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40).Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, —поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова). Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость».

Деградация Ионыча
Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.

Четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева , четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Этапы жизни, возраст героя

События в жизни Старцева

Его внутренняя жизнь и духовные запросы

Среды. Город С. Внешний план

Внутренний план

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал».
НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку».
НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви»
«Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все... было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами... раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле».
НО: «Екатерина Ивановна волновалась»
«Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу . Житейские обстоятельства вовсе не ломали Старцева, напротив, это он с радостью поддался им. Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди. Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа.

Как написать итоговое сочинение Опыт и Ошибки в произведении Ионыч?

    В прозаичном рассказе А.П.Чехова Ионыч идет речь о девушке, которая мечтала стать талентливой успещной пианисткой. Вам следует начать сочинение с описания планов и мечт девушки с использованием цитат, характеризующих мировозрение героини. Затем опишите проблематику рассказа и обязательно включите цитаты кульминационного момента, когда к девушке посватался молодой человек, предложение которого она отвергла. В выводе подчеркните важность выбора, продиктованного разумом, но и опишите свои мысли почему стоит иногда прислушиваться к сердцу.

    Основное направление в данном сочинении - горький опыт, непоправимые ошибки, которые мы совершаем, цена этих ошибок. Тезис: Жизнь для нас - лучший учитель и ошибки наши в этом не исключение.

    Рассмотрим направление опыт и ошибки на примере произведения Антон Павловича Чехова Ионыч. Для этого вспомним краткое содержание произведения.

    Екатерина Ивановна порхала по жизни как мотылек. В юности всегда кажется, что перед тобой откроются все двери. Ты хороша собой, талантлива, все в твоем окружении любят тебя, поэтому тебя ждет только слава и успех.

    Дмитрий Ионыч смотрит на жизнь уже имея больше опыт, чем юная красавица. Она ему очень понравилась. Однако взаимных чувств не было. Ведь Екатерина считала, что семейная жизнь помешает ей сделать карьеру. Однако, только спустя годы она поняла, что ничего особенного из себя не представляет и женское счастье всегда надежнее и нужнее женщине, чем карьера.

    И осталась Екатерина - Котик, одна, совершив большую ошибку в своей жизни, отвергнув любящего ее человека.

    В данном сочинении по рассказу Чехова Ионыч могут быть следующие тезисы:

    иногда человек может совершить такие ошибки, которые разрушают жизнь других людей,

    люди могут совершать такие ошибки, о которых они будут жалеть всю оставшуюся жизнь.

    В рассказе Ионыч речь идет о молодой девушке Екатерине. Она молода, красива и талантлива. Однажды она знакомится с доктором Старцевым. он в нее влюбляется, но Екатерина не отвечает ему взаимностью, а даже наоборот, насмехается над Старцевым.

    Екатерине кажется, что замужество - не для нее, думает, что ее молодость и красота будут вечные. Но когда она осознает свою ошибку, становится уже поздно.

    В результате Екатерина остается одинокой и несчастной.

    Чтобы написать сочинение про Опыт и Ошибки в произведении Ионыч, нужно обратится к отношениям Дмитрия Ионыча и Кати.

    У Кати не было жизненного опыта, ее любили родители, баловали и она верила в то, что она станет мировой знаменитостью. Катерина все жила будущим, так как у нее не было опыта.

    Доктор Дмитрий Ионыч жил настоящим, так как в своей профессии он каждый день сталкивался с реальными проблемами и жизнью людей.

    Катерина поразила Ионыча и он захотел женится и создать семью.

    Но Катя так верила в себя, в свою мечту, что не захотела обычного доктора.

    О чем ему пару раз конкретно намекнула шутками насчет встречи на кладбище.

    Оказалось, что верила зря.

    Не было у нее такого таланта, чтобы стать звездой, да и красоты и и удачи такой чтобы выйти за князя, поэтому в результате она осталась одна.

    И Ионыч остался один.

    Вот так ошибка со временем показала результат, опыт или мудрость.

    Лучше синица в руке, чем журавль в небе и нужно оценивать себя реально.

    Главная героиня произведения - Екатерина Ивановна, или Котик, как ее еще называют дома, считает себя особенным человеком, которому уготована великая участь: она считает себя в будущем великой пианисткой, и старается все силы отдавать именно будущей карьере.

    Юную Екатерину замечает приехавший в гости доктор Дмитрий Ионыч, и у него возникают к ней чувства.

    Но сама Екатерина с насмешкой относится к Ионычу и его чувствам. Она насмехается над ним: то назначает встречу на кладбище, заранее зная, что сама туда не пойдет,то надменно отказывает в предложении руки и сердца, полагая, что никакая семья не заменит ей призрачного счастья известной артистки.

    Но дело сделано. на собственном опыте Екатерине пришлось убедиться в том, что она совсем не уникальна, она такая же, как все. Но неопытность и наивность, а также заоблачные мечты девушки в то время отвернули от нее человека, который мог составить ее счастье, а повернуть назад стало уже невозможно.

    В итоге необдуманные шаги привели к личной трагедии: оба жили несчастливо и одиноко.

    Подобная тема сочинения может вам попасться в качестве темы итогового сочинения и тут придется хоть немного вспомнить само произведение Чехова Ионыч.

    В сочинении нужно описать чувства Ионыча к Катерине, писать нужно о том как Ионыч пытался добиться Катерину, а она была к нему холодна. Но спустя несколько лет Катерина повзрослела и поняла свою ошибку.