Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ф.Г. ЛОРКИ

Выполнила:

Ахмаджанова Назокат

Введение

2. Творчество писателя

Заключение

Использованная литература

Введение

Федерико Гарсиа Лорка испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.

Сегодня поэзия и драматургия Лорки пользуются всенародным признанием не только у него на родине, и не только в странах испанского языка, но и во всём мире. «Если в глазах современников Гарсиа Лорка был лишь одним из блестящей плеяды испанских поэтов 20-30-х годов, то ныне творчество его заняло место в ряду наивысших достижений художественной культуры XX века», - весьма справедливо заметил Л. Осповат в своей вступительной статье к одному из сборников произведений Лорки.

Лорка известен и любим многими. Переводами его стихов занималось и занимается не одно поколение переводчиков: М. Цветаева, В. Андреев, А. Гелескул, О. Савич, В. Парнах, М. Самаев, А. Якобсон, В. Капустина, Г. Шмакова и многие-многие другие. Национальную, а в послеледствии и мировую славу Лорке принесли, прежде всего, его поэтические циклы «Cante Jondo» и «Romancero gitano», проникнутые андалузским фольклором, они являются настоящими шедеврами лирики. Основные поэтические сборники поэта: «Libro de poemas» (1921), «Canciones» (1927), «Romancero Gitano» (1928), «Poema del cante jondo» (1931), «Poeta en Nueva York» (1929-1930).

1. Биография Федерико Гарсиа Лорки

В школе впечатлительный мальчик учился не слишком успешно. В 1909 г. семья переехала в Гранаду. В 1910-х Федерико активно участвовал в жизни местного художественного сообщества.

В 1914 году Лорка начал изучать право, философию и литературу в университете Гранады. Гарсиа Лорка много путешествует по стране.

В 1918 г. у Лорки выходит первый поэтический сборник, Impresiones y paisajes («Впечатления и пейзажи»), принесший ему если не коммерческий успех, то хотя бы известность.

В 1919 г. Гарсиа Лорка приезжает в Мадрид. В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем, а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава». По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу El maleficio de la mariposa («Колдовство бабочки») и осуществляет её постановку (1919-1920). До 1928 года он учится в мадридском университете.

В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов.

У него выходят новые поэтические сборники, включая Romancero gitano («Цыганское романсеро», 1928). В этих стихах поэт, по его собственным словам, «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью».

Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк, в результате чего вскоре появляются новые произведения - книга стихов Poeta en Nueva York («Поэт в Нью-Йорке», 1931), пьесы El publico («Публика», 1931, 1936) и Asi que pasen cinco anos «Когда пройдет пять лет» (1931).

Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением Второй испанской республики.

В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра La Barraca («Балаган»). Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: Bodas de sangre («Кровавая свадьба»), Yerma («Йерма») и La casa de Bernarda Alba («Дом Бернарды Альбы»).

Летом 1936 года Гарсиа Лорка планировал съездить в Мексику, но принял решение вначале отправиться в родные края.

За три дня до военного мятежа, ставшего началом гражданской войны, Гарсиа Лорка, чьи симпатии к испанским левым и республиканской власти были общеизвестны, уезжает из Мадрида в Гранаду, хотя было очевидно, что там его ждет серьёзная опасность: на юге Испании были особенно сильны позиции правых. 16 августа 1936 г. франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме поэта Луиса Росалеса (чьи братья были фалангистами), и предположительно на следующий день поэта расстреливают по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоранивают в 2 км. от Фуэнте Гранде. После этого до смерти генерала Франко книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании. Вместе с тем следует отметить, что он поддерживал дружественные отношения с лидерами фаланги-ХОНС Хосе Антонио Примо де Риверой и Онесимо Редондо Ортега.

Существует версия о том, что поэт не был убит и просто пропал без вести. В 2008 году внучка учителя, расстрелянного вместе с Лоркой, потребовала эксгумацию тел общей могилы, в которой якобы покоился и Лорка (по закону о восстановлении исторической памяти).

Эксгумация этой и ещё 18 братских могил была проведена по приказу судьи Бальтасара Гарсона, действовавшего по собственной инициативе, что вызвало потерю им должности и уголовное обвинение в превышении полномочий. Никаких останков не обнаружили не только в могиле, но и во всём муниципальном округе, где, по официальной версии, развернулась трагедия. Более мифическая версия утверждает, что раненого поэта тайно переправили в Аргентину, но он уже не помнил своего имени и прошлого.

В 2015 году испанская сеть радиовещания Cadena SER 22 апреля опубликовала неизвестные ранее документы из архивов Главного полицейского управления Гранады, подтверждающие расстрел Федерико Гарсиа Лорки франкистами (а именно полицейский рапорт 1965 года, утверждавший о «неблагонадёжности» Лорки из-за его социалистических взглядов, принадлежности к масонам и подозрений в гомосексуальности).

Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки, на русский их переводили М. Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Н. Асеев, В. Парнах, А. Гелескул, Юнна Мориц, Н. Трауберг, Н. Малиновская, Б. Дубин, Н. Ванханен, К.М. Гусев и другие.

Многими признаётся, что Лорка в концовке стихотворения «История и круговорот трёх друзей» (1930, сборник «Поэт в Нью-Йорке») предчувствовал Гражданскую войну, собственную гибель и неизвестность места своего захоронения.

2. Творчество писателя

Лорка родился в небольшом селении Фуэнтевакерос, близ Гранады, в зажиточной семье. После окончания гимназии он по настоянию отца поступил в Гранадский университет, не проявляя, однако, никакого рвения к наукам. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1919 г. Лорка переезжает в столицу и целиком отдается творчеству. В марте 1920 г. мадридский театр Эслава ставит первую его пьесу "Злые чары бабочки" (El maleficio de la mariposa), которая не имела успеха.

Летом 1921 г. выходит из печати первый сборник стихов Лорки "Книга стихотворений" (Libro de poemas). К этому времени относится и начало работы над стихами, которые вошли в сборник "Песни" (Canciones, стихи 1921 - 1924 гг., опубликованы в 1927 г.), "Первые песни" (Primeras canciones, стихи 1922 г., напечатаны в 1935 г.). Самая ранняя из этих книг несет на себе еще очень явственный отпечаток ученичества, отголоски его увлечения поэзией Беккера, Хименеса, Мачадо.

Да и сам поэт в одном из стихотворений признавался, что на "тень его души" падает "туман книг и слов".

Правда, уже здесь можно обнаружить и интерес к народному творчеству. Но, как справедливо писал позднее Неруда, обращение Лорки и его друга Альберти к фольклору Испании поначалу "было лишь игрой в примитив, в которой они находили своеобразную прелесть, как после выровненных клумб и гладко подстриженных газонов нас тянет к буйной поросли весенних лугов. Но оба они пришли к сознательному преодолению примитива, и творчество их обрело черты подлинной, глубокой народности". Процесс преодоления "игры в примитив" у Лорки протекал необыкновенно легко и быстро в силу органически присущего поэту чувства кровного родства с народом.

Уже в "Песнях" ясно обнаружились некоторые специфические черты его поэзии, сохранявшиеся на протяжений всего его творчества.

Лорке как художнику менее всего присуща описательность. Поэт предпочитает эмоциональный намек, создающий лирическую атмосферу действия, а сами события предстают под едва уловимым покровом тайны. Каждое стихотворение - это огромный поэтический мир, но вместе с тем это и приглашение к творчеству, которое будит воображение читателя, позволяет ему поэтически досказывать недосказанное.

Испания в стихах Лорки возникает поэтически преображенной, это - Испания народной сказки и легенды. И вместе с тем сквозь эту дымку легенды всегда проступает подлинная Испания, скупые, но предельно выразительные детали каждый раз в стихах Лорки перебрасывают мостик между этими двумя сторонами родной поэту земли. Мир в поэзии Лорки предстает в своей поэтической цельности и гармонии. Человек и природа в нем настолько j неразрывно связаны, что природа оказывается очеловечен-I ной, а человек мыслится лишь как частичка космоса. Для Лорки это не только источник многих его образов, природа, ее естественные законы становятся важнейшим мерилом в нравственной оценке действительности: близостью к природе, соответствием ее законам измеряет поэт нравственную ценность и высшую справедливость происходящего.

Через всю поэзию Лорки проходят, в сущности говоря, несколько важнейших мотивов: судьба, чаще всего воспринимаемая с оттенком фатализма, смерть, любовь. Правда, в первых сборниках поэт как будто еще с боязнью касается темы судьбы и смерти, стремится укрыться от страшной неотвратимости смерти. Например, в миниатюрах "Охотник" (Cazador) и "Срубили три дерева" (Cortaron tres arboles) смерть изображается как результат агрессивного вторжения человека в природу, но еще нет ощущения ее неотвратимости и, главное, ее вечного незримого присутствия в мире.

В этих сборниках проявляются также и типично лор-ковские средства поэтической выразительности. Образный строй стихов Лорки часто поражает своей необычностью. Зрелое мастерство пришло к Лорке необычайно быстро. Ведь в те же годы, когда завершалась работа над "Песнями", молодой поэт трудился над "Поэмой о канте хондо" (Poema del cante jondo, стихи 1921-1924 гг., опубликованы в 1931 г.), одним из признанных шедевров его поэзии.

В лекции о кканте хондо, которую Лорка прочел перед участниками фестизаля, он так определял неповторимые черты этой поэзии: "Бесчисленные градации Страдания и Печали... Где бы они ни рождались, в сердце сьерры, или в апельсиновых садах Севильи, или на гармоническом побережье Средиземноморья, эти строфы имеют общее содержание: Любовь и Смерть... Но Любовь и Смерть, увиденные глазами Сибиллы...".

Отмечая далее "глубину и интимность" переживания, характерные для канте хондо, Лорка говорил, что Печаль, один из основных "персонажей" этих произведений, выступает в облике "женщины-смуглянки, охотящейся за птицами с сетями из ветра". Андалузская народная песня не знает полутонов: "Андалузец либо посылает вопль к небесам, либо целует красноватую пыль своих дорог". Действие канте хондо всегда развивается в беспросветной ночи, и только мрак и звезды оказываются свидетелями трагедий, которые происходят вокруг. "Все стихи канте хондо, - утверждал Лорка, - полны великолепного пантеизма" в них на равных действуют такие "персонажи", как воздух, земля, море, ветер, рыдание. И заключал: "Следует брать у народа только эти глубочайшие сущности, да одну-другую колоритные черточки, ни в коем случае не пытаясь точно имитировать его неповторимые модуляции,- ведь этим мы лишь замутим глубины песни". Созданная поэтом "Поэма о канте хондо" тем и осталась непревзойденной, что Лорка, воссоздал в ней самую суть поэтического мышления народа.

Лорка почти не прибегает даже к обычной форме канте хондо - четырехстишию сигирийи и петенеры, трехстишию солеа. Он пишет свободным, меняющимся соответственно лирическому настроению размером. Но с потрясающей силой раскрывается внутренний дух, смысл и характер андалузской песни. Первое стихотворение - "Балладилья о трех реках" (Baladilla de los tres rios) как бы очерчивает геогрзфшо этой песни: обе Андалузии - приморская и равнинная, разделенные горами и омываемые реками Гвадалквивиром, Дауро и Хенилем. Есть в этом стихотворении выразительный образ, смысл которого не сразу поймешь. "Река Гвадалквивир расстелилась бородой гранатового цвета". И далее: "Две реки Гранады: одна - слезы, кровь - другая". Первый образ может показаться слишком "книжным". Между тем он - результат точнейшего наблюдения: дело в том, что Гвадалквивир течет в ложе из красной глины, и с гор, действительно, кажется потоком крови или окровавленной бородой неведомого великана. У Дауро же дно каменистое, отсюда "одна - слезы, кровь - другая".

3. Пьеса "Донья Роста, девица или язык птиц"

Последней пьесой Федерико, поставленной при его жизни, стала «Донья Росита, девица, или Язык цветов». В ней говорится о времени, которое проходит, опустошая человеческую жизнь. Несмотря на несколько фривольный оттенок сюжета, в этом произведении эта тема достигает особой глубины. Ее премьера состоялась 12 декабря 1935 года в театре Principal Palace в Барселоне. Действие пьесы происходит в Гранаде в конце XIX века, во втором и третьем актах уже чувствуется влияние нового века.

Замысел пьесы возник еще в студенческие годы, когда ему в руки попала французская книга, пособие по ботанике, в которой рассказывалось о разных сортах роз. Особенно на поэта произвело впечатление описание розы-однодневки - Rosa mutabile, цветок которой распускается утром, в обед раскрывается полностью, а вечером вянет. Федерико увидел в этом цветке символ жизни человека: утром - расцвет, в полдень - зрелость, к вечеру - увядание и смерть. В своей пьесе Лорка описывает три возраста главной героини. В начале пьесы ей всего двадцать лет, во втором акте - уже тридцать пять, и сорок пять - в третьем. Самому Лорке в то время было 37 лет, и вполне возможно, что он чувствовал, как быстро утекает время, оставляя пустоту, отсутствие привязанностей, одиночество, а может и предчувствовал близкую смерть. Во всяком случае, ни в одной пьесе до этого Лорке не удавалось так драматически изобразить утечку времени. В первом акте пьеса полна музыки, радости и песен, взятых из андалузского фольклора. Действие происходит в зимнем саду, в котором полно разных цветов. Зритель погружается в «растительную поэзию». В центре пьесы - любовь Роситы к ее Кузену. Только у Роситы есть имя, остальные персонажи носят имена нарицательные: Комилица, Тетушка, Дядя, Племянник, на втором плане: Семейство Манола, Мать старых дев, Молодой Человек, Два Рабочих, Профессор экономики и даже Голос. Таким образом можно сразу выделить крупным планом главную героиню, Роситу, старую деву. Любовь в пьесе так и останется незавершенной, будет витать в воздухе, как запах той розы, чья жизнь длится только один день. Эта любовь, которой уже не будет, которая не может и не хочет осуществиться. Здесь высшее воплощение его излюбленной идеи - идеи «невозможной любви».

Сюжет пьесы довольно прост. В первом же акте Племянник говорит, что уезжает в Америку вслед за родителями. Он клянется вернуться к Росите, а Тетушка отвечает на его слова об отъезде: «Ты воткнешь в ее сердце стрелу с фиолетовой лентой». Здесь использован один из образов корриды: дротик, украшенный разноцветными ленточками, который бандерильеро втыкает в загривок быку. Образом «стрелы с фиолетовой лентой» уже сказано о будущем страдании: у него цвет страсти и боль смертельной раны.

В втором акте появляется карикатурный персонаж - профессор-педант. возможно, что его прототипом стал некий профессор, которого Лорка знал еще в Гранаде. Зная, что прошло уже пятнадцать лет после отъезда жениха Роситы, профессор начинает ухаживать за ней. Он дарит Росите странный подарок, полностью характеризующий его характер: «Это Эйфелева башня из перламутра, опирающаяся на двух голубок, несущих в клювах колесо индустриального прогресса». И добавляет: «Я хотел преподнести вам маленькую серебряную пушку, через жерло которой виден Нотр-Дам в Лурде, или пряжку для пояса в виде змеи с четырьмя стрекозами, но потом подумал, что Эйфелева башня - это подарок более изысканного вкуса». Чтобы еще добавить комизма, Лорка выводит на сцену возмущенную кормилицу: «Я была тут, за дверью... и поставила веник вверх ногами, ну чтобы выставить отсюда этого господина».

А Росита ждет письма из-за океана. Проходит время, Росита уже не выходит из дома, пора ее расцвета миновала, ее подруги давно обзавелись семьями, а она вынуждена увядать в четырех стенах. На нее показывают пальцами, как на брошенную, ей остается только мечтать о несбыточной любви... Но ведь, может, письмо придет? Она произносит ту фразу, которой одержим и сам Лорка: «Я не хочу видеть, как проходит время». Но оно проходит, проходит мимо нее... Она уже не помнит лицо своего возлюбленного, в ее сердце хранится только любовь, которая постепенно отбирает у Роситы все жизненные силы.

Наконец, приходит долгожданное письмо. Племянник сообщает, что приехать не может, но предлагает пожениться «по доверенности».

В то время такие церемонии проводили, особенно в случае, если девушка оставалась на родине, а юноша уезжал в Новый Свет.

Но брак по доверенности не был совершен...

Прошло еще десять лет. Жених взял в жены другую. для несчастной Роситы крах надежд - это крах всего мира. Умер дядюшка, дом приходит в негодность, Росите, Тетушке и Кормилице приходится покинуть родные стены. Кормилица грозится поехать в Америку, этот самый Тукуман и разыскать там подлого кузена, «чтобы саблей снести ему голову и заткнуть ее между камнями, а потом отрубить ему правую руку, которая писала фальшивые клятвы и лживые уверения в любви».

Появляется еще один персонаж, профессор риторики, неудачник и нытик, он пытается ухаживать за Роситой. Мрачная атмосфера сгущается еще более. Последние слова Роситы тонут в слезах, и в то же время они исполнены особой силы, навевая картины неизбывного одиночества и увядшего цвета жизни: «Все кончено... и все же, несмотря на все мои утраченные надежды, я ложусь спать и встаю с самым ужасным из сожалений - сожалением о том, что всякая надежда для меня мертва. Я хочу убежать, не хочу видеть, я хотела бы стать свободной и пустой... И все же надежда преследует меня, осаждает, грызет - как умирающий зверь, в последний раз сжимающий челюсти на моем горле».

Последняя реплика Роситы, сказанная под занавес, - это возврат к все тому же заключительному двустишию о rosa mutabile: В час, когда ночь на землю сойдет - поникнет она и тихо умрет.

Заключение

В заключении следует отметить, что творческий потенциал Лорки был огромен. Он занимался драматургией (и его пьесы стали мировой репертуарной классикой), театральной режиссурой (и он создал передовой для своей культурной ситуации театр). поэт драматург писатель

Он проявил себя как литературный критик и музыковед. Кроме того, он немного рисовал и музицировал - так, для себя. Но главной “специальностью” Лорки всегда оставалась лирическая поэзия.

Лорка был полон замыслов, хотел написать пьесу, направленную против войны, политическую трагедию, "несколько драм социального и гуманистического характера". Этим планам не суждено было осуществиться, жизнь Федерико Гарсиа Лорки трагически оборвалась: в ночь на 19 августа 1936 г. он был расстрелян фашистами. Но им не удалось убить память о великом испанском писателе, которому суждено бессмертие.

Использованная литература

1. Federico Garcia Lorca. Canciones. Poemas sueltos. Varia. - Madrid, 1981.

2. Федерико Гарсиа Лорка. Песня хочет стать светом. - С-Пб., «Азбука-классика», 2004.

3. Федерико Гарсиа Лорка. Об искусстве. - М., «Искусство», 1971.

4. Федерико Гарсиа Лорка. Избранное. - М., «Просвещение», 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Огляд драматичних творів Г. Лорки в перекладах українською мовою. Феномен іспанськості та андалузької культури в текстах, біблійна символіка та відгомін католіцизму. Інтермедіальне порівняння драматургії Лорки з творами М. Костомарова, М. Метерлінка.

    статья , добавлен 22.02.2018

    Особенности развития культуры в ХХ в., который стал новым "золотым веком" испанской литературы, когда после долгого застоя заново рождалась поэзия. Этапы творчества Лорки. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения "Возвращение с прогулки".

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности М.Ю. Лермонтова - выдающегося русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Факторы, повлиявшие на формирование личности поэта. Лечение на минеральных водах Кавказа, творчество в этот период.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Исследование стилистических особенностей монологической речи в пьесе американского драматурга Эдварда Олби "Что случилось в зоопарке". Монологи - главный инструмент драматургии писателя. Стилистические средства, присущие монологам главного персонажа.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2013

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2011

    Биография Юрия Карловича Олеши - русского советского писателя, поэта и драматурга, известного как автора сказки "Три Толстяка". Понятие термина "авангард". Анализ творчества писателя с целью выявления в нем черт авангарда на примере романа "Зависть".

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Биография и творческий путь Федора Сологуба - русского поэта, писателя, драматурга, публициста, одного из виднейших представителей символизма и одного из самых мрачных романтиков в русской литературе. Примирение умирающего поэта с тяжелой своей судьбой.

    творческая работа , добавлен 11.01.2015

    Жизнеописание великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: родители, годы учебы и первые произведения. Оценка литературного вклада А.С. Пушкина в систему создания современного русского языка. Прижизненные портреты поэта и трагедия его смерти.

    презентация , добавлен 16.12.2013

    Детские и юношеские годы народного поэта Татарстана Роберта Мугаллимовича Миннуллина. Мир творчества поэта. Стихи для взрослых. Тональность поэзии Миннуллина. Художественное осмысление образа детства. Основные ценностные установки творчества для детей.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина. Биография поэта, эмоциональный фон детских лет. Тема обреченной скоротечности бытия. Первые изданные стихи. Литературная группа имажинистов. Автобиография Есенина, версии его трагической смерти.

учителя русского языка и литературы

Алабушева И.В.,Фалькова С.С.

Литературная гостиная:

«Когда поет душа. Поэт, Художник. Музыкант»

Подготовка к празднику:

Оформление выставки картин Садовского Н.Н., оформление выставки поэтических сборников Садовского Н.Н

Надпись: Когда поёт душа.
Три страницы:

1. О Боже, дай душе не зачерстветь!
2. Что же есть красота?...
3. У русских песен крылья лебединые, до глубины открытая душа.

Стихотворение «Здравствуй, любимая, здравствуй!»

Здравствуй, любимая, здравствуй!

Вот я, пришел доложить…

Хочешь? Бери меня, властвуй!

Мне без тебя не прожить!

Хочешь? А впрочем, к чему я?

Словом не выплеснуть страсть.

Мне б за твоим поцелуем

В пропасть опять не упасть…

Ведущий:
Это к нам, юным, обращена неостывающая душа мастера…
(Видеоинтервью с Садовским Н.Н.)

Мы так нуждаемся сегодня в нужном слове, таком возвышенном, добром, участливом, чтобы не потерять себя в этом жестоком мире…
Не потерять себя, своё человеческое лицо, чтобы не застудить свою душу…
Наш сегодняшний разговор – это своеобразный поклон достойному, талантливому человеку земли Калачеевской.

В 2010 году Николаю Никитовичу Садовскому исполнилось шестьдесят три года. Это достаточно большой жизненный путь. Что удалось сделать, что ещё задумано, что надо обязательно осуществить? Ответить на эти вопросы нам помогли личные беседы, архив Н. Садовского, поэтические сборники, картины, газетные статьи, а также многие другие документы.

Заслуженный работник культуры РФ Николай Садовский – личность творческая. Он сочиняет стихи, музыку, песни (их более 300), на его литературном счету поэтические сборники «То, что зовут горизонтом», «Святая простота». Он многие годы руководил ансамблем «Родники России», лауреат областных конкурсов композиторов и поэтов, лауреат международного фестиваля – конкурса авторской духовной песни памяти святителя Митрофания Воронежского – «Ковчег». На досуге он пишет пейзажи родного края,натюрморты, портреты. Неоднократно принимал участие в республиканской выставке в Москве «Славные сыны Отечества». Портрет маршала Г.К. Жукова выставлялся в экспозиции на Поклонной горе, а портрет Патриарха Всея Руси Алексия II – в выставочном зале Народной галереи. Занесен как поэт и художник в Воронежскую историко – культурную энциклопедию в 2006 году. О поэзии он говорит: « Поэзия – не профессия, а состояние души».

Мой труд Дон Кихоту сродни…

В карманах пустых шарит ветер,

А сколько на сердце отметин,-

Лишь знают дороги одни.

Я сам творец судьбы и счастья,

Несу от первого причастья

Свой крест на согбенной спине.

Он дан мне свыше для того,

Чтоб путь не застил сумрак ночи,

Чтоб оболгать иль опорочить

Не смог я в жизни никого.

Стихотворение «Ангел мой, хранитель мой»

Ангел мой, хранитель мой,

Прости меня, побудь со мной,

Мой ум и сердце освяти,

Не оставляй меня в пути.

Во дни, во сне и наяву

Храни меня пока живу

От зла, напастей и страстей,

От черной зависти людей

И помоги держать язык,

Чтоб осуждать, грешить отвык,

И научи без лишних слов

Прощать обиды от врагов,

За них молиться и терпеть,

Чтоб веру крепкую иметь.

Трудно говорить о такой безмерности как поэт. С чего начать и чем закончить?
Никому не дано сказать о поэте больше, чем говорит он сам о себе в своих стихотворениях.
«Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь,» – сказала знаменитая Марина Цветаева.
Как и жизнь любого человека, жизнь Николая Никитовича, нашего земляка, нашего современника, наполнена самыми разными событиями, крупными и мелкими, счастливыми и не очень.

Николай Никитович родился в 1947 году в Таджикистане. Детство и юность прошли в с. Солонка Нехаевского района Волгоградской области. Его род был очень талантлив, все предки – песенники, гармонисты. Дед обладал прекрасным профессиональным голосом, отец был отменным гармонистом, сам делал гармошки, баяны и играл практически на всех инструментах. Песня и музыка были с Николаем с детства. Он мог часами сидеть и слушать отца, как тот играет на баяне. В свои неполные семь лет Николай неплохо играл на отцовском музыкальном инструменте. Эту детскую любовь к музыке, баяну он пронес и сохранил до сих пор.

Стихотворение «Детство»

Бывает час,

когда в уединенье

Припомнится, как давний,

сладкий сон,

Мое село, прадедушки «именье»,

Открытое ветрам со всех сторон.

И память мотыльком

туда стремится,

Стучится в материнское

И помнится, и помнится,

как снится,

И видится,

и видится – одно:

Отец по вечерам,

согласно моде,

Брал старенький баян

и извлекал

Из тайника души набор

И кто-нибудь из женщин

танцевал.

Ведь приходили к нам

на посиделки

Соседки удалые

в тесный круг,

И вышивали всякие

Под песни жизнерадостных

Дымила лампа, помню,

и мигала,

Заклеен был газетою

А за окном таинственно

Слепая ночь – с ней

месяц-поводырь.

Трещала в печке

рыжая солома,

На крыше выла вьюга

без конца,

И слышал я, как гулко

и надломно

Стучало сердце

сонного отца.

В 1983 году он переехал в Калач Воронежской области, который стал на долгие годы родным домом.

Стихотворение

«Калач! Ты – капелька России!»

В степи стоишь под небом синим,

Хлебами спелыми пропах,

С утра до вечера в делах.

А звездной ночью соловьи

Поют о вечности любви…

И жизнь прекрасна, многолика,

Цветет в картошке повилика,

В садах тенистых зреют вишни,

И, как всегда, есть третий лишний

Среди влюбленных молодых

И шумных свадеб озорных.

Да мало ль что еще творится

В уютном нашем городке:

Бледнеют лилии в реке,

По улицам поток стремится

Машин шикарных чередой,

Храм Вознесенский предо мной –

Посланник старины седой,

Ковчегом дивным выплывает

В житейском море и спасает

Всех, кто готов себя спасти

В делах на праведном пути.

Так и луна плывет, как пава,

А Млечный путь, как переправа

У вечности без берегов,

Для будней, праздников готов.

Калач, - ты капелька России,

Сияй, цвети под небом синим!

Вышедший из глубин народных, сильный духом, он обладает редким даром видения красоты родного края, любви и преданности всему русскому. Его добрые стихи берут за душу. Труд поэта воплотился в вышедших сборниках стихов «То, что зовут горизонтом», «Святая простота». Н.Садовский – победитель областного поэтического конкурса «Услышь меня, моя деревня».

По инициативе и поддержке Николая Никитовича вот уже пять лет при Центральной библиотеке работает музыкально – поэтический клуб «Орфей», объединивший представителей разных профессий и поколений.

Не ведет счет добрым делам своим Н. Н. Садовский, он просто совершает их по зову души. Как человек творческий талантливый, он вошел в Воронежскую историко-культурную энциклопедию.

Конечно, своё счастье Николай Никитович видит не только в работе, но и в своей семье, в жене, которая является его верным помощником и другом.

легче птичьего крыла?

Когда усталых плеч

они коснутся,

проще кажутся дела

И хочется

от счастья улыбнуться,

светлой нежности полны?

Как не хватает их

в часы разлуки,

Они подобны

шепоту волны,

Любимых женщин

трепетные руки.

Один человек. Одна судьба.
Всё вместил в себя этот замечательный человек, заглянул в каждый потаённый уголок Души, заставил задуматься и загрустить, и сострадать, и откликнуться желанием разобраться в себе, проверить себя на ценность человеческую, заставил взглянуть на мир добрыми глазами

Там, где любовь, там всегда взлёт чувств, благородство, там добро, желание стать лучше…
Только бы не оскудела душа…

Стихотворение «О чем болит моя душа?»

О чем болит моя душа?

О том, что время быстротечно,

О том, что праздно и беспечно

Его с друзьями тратил я.

О чем болит моя душа?

О том, что гибнет мой народ

В пучине пьянства и разврата,

Что брат обманывает брата,

За дозу маму продает.

О чем болит душа моя?

О том, что груди юных дев

Смолой табачной пропитались.

На крышу дома тихий аист

Слезу уронит, пролетев.

В каждом из нас заложена способность воспринимать прекрасное.
Но не каждому дан божественный дар - вглядываясь в малое- увидеть великое.

Стихотворение «Упала дождинка, неба слезинка…»

Упала дождинка, неба слезинка

На лист молодой: он задрожал,

А ветер шальной трепет поймал

И – прочь побежал…

– Несчастье случилось,

– Несчастье случилось!

– Дождинка упала,

дождинка разбилась!

Трава колыхнулась,

К земле наклонилась:

– Дождинка упала,

– Дождинка разбилась…

Земля прошептала:

– Беды не случилось.–

– Просто дождинка

ко мне возвратилась.
Ведущий:

Еще одно из увлечений Николая Никитовича – живопись. Автор работает в разных направлениях: портрет, пейзаж, натюрморт. Его изобразительный язык ясен, выразителен, поражает глубиной и достоверностью.

Стихотворение «Святая Русь, себя храни…»

Святая Русь, храни,

Крепи устои Православья!

С тобой продлятся наши дни

Во время смуты и бесправья.

Надеждой взоры окрылив,

Мы с верой смотрим в день грядущий.

Любви и радости прилив

В себе пусть чувствует всяк сущий.

Стихотворение «Распустилась сирень молодая…»

Распустилась сирень молодая,

Как сердечки, листочки на ней.

Вся природа как будто святая,

В ней на троне, как царь, соловей.

Поутру тают длинные тени,

Незаметно плывут на восток…

Тихий свет, словно ласковый гений,

Пробуждает дремавший листок.

Вновь свершилось вселенское чудо,

Исчезают ночные следы…

Новый день прирастает минутой,

Обретая земные черты.

Все земное – оно неземное,

Потому что, касаясь небес,

Дышит сад ароматом весною,

Дышит светом таинственный лес.

Картины Николая Никитовича неоднократно выставлялись на районных, областных и всероссийских выставках. Он стал инициатором создания Калачеевского союза художников и ремесленников.

Звучит музыка

Ты откуда русская зародилась музыка?

Может, в чистом поле?

Может, в небе чистом?

В радости иль в боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда боль в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

В 1983 году, когда Николай Никитович переехал в Калач, вышла статья под названием «Возродился хор»:

«За последний год работа в клубе сахарного завода

заметно оживилась. Сюда пришел опытный специалист – художественный руководитель Николай Садовский.

Вновь возродился хор…

Следует сказать также, что Николай Садовский и сам сочиняет музыку. Одна из его песен была отмечена на смотре народного творчества в Воронеже и представлена на смотре в Москве.

(Звучит песенное попурри)

Особой гордостью для поэта и композитора Н. Садовского является то, что его песни вошли в репертуар профессиональных коллективов - Павловского народного хора им. Мордасовой, государственного академического Воронежского русского народного хора, заслуженной артистки России Е. Молодцовой…

Попросим Н.Н. исполнить для нас самую любимую песню.

(Исполнение песни)

Дорогие друзья! Если после сегодняшней встречи ваши сердца преисполнились чувством гордости за нашу малую Родину, наш родной Калачеевский край, за талантливых людей, живущих на Калачеевской земле,

– значит встреча эта не прошла бесследно…
Низкий поклон всем тем, кто не оставил наши сердца равнодушными.
А всем нам, поэтам и читателям,
художникам и зрителям,
музыкантам и слушателям,
людям талантливым и не очень, хочется пожелать, чтобы душа наша пела всё чаще. И да не оскудеет земля талантами!

Дворец Кюлеборна. Эскиз Карла Шинкеля к опере «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. 1815-1816 годы Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin

В эпоху распространения всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то экстраординарным. Arzamas собрал произведения самых выдающихся из композиторов-любителей XVII-XX веков.

Генрих VIII Тюдор, король Англии (1491-1547)

Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава» , и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства. Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров. Вот одна из лучших песен короля:

Генрих VIII. «Досуг в хорошем обществе» Исполнение: The King’s Singers

Иван Грозный, государь, царь и великий князь всея Руси (1530-1584)

Неутомимая активность Ивана Грозного распространялась не только на войны и распри, но и на культурные реформы — новые стили зодчества, введение книгопечатания, богословские и церковные реформы. Особенно любил государь церковное пение и с собственной капеллой под руководством одного из первых русских композиторов Федора Крестьянина ежедневно принимал участие в богослужении. От Грозного-композитора осталась рукопись двух стихир под названием «Книга глаголема Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье». Одна посвящена московскому митрополиту Петру, жившему в XIII-XIV веках, вторая — Сретению иконы Владимирской Богоматери (см. «Патриотическая музыка»). Они написаны необычным поэтическим языком, связывающим тексты непосредственно с музыкальным содержанием (нетипичные для того времени распевы слогов), и по музыкальному содержанию могут быть поставлены в ряд с лучшими образцами этого жанра XVI века.

Иван IV Грозный. Полное собрание стихир Исполнение: мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко

Жан-Жак Руссо, писатель, философ, мыслитель (1712-1778)

Автор «Рассуждения о науках и искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших композиторов своего времени. Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году. За нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался. Пасторальный сюжет, блестящая и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы. Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин.

Жан-Жак Руссо. «Деревенский колдун». Ария «J"ai perdu tout mon bonheur» Исполнение: Габриела Бюрглер (сопрано); Cantus firmus consort & Kammerchor, дирижер Андреас Райце

Эрнст Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель (1776-1822)

Гофман так любил музыку, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью содействовал его укреплению. Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них, например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью, уцелела). Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый романтик — как юрист.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Увертюра к «Ундине» Исполнение: хор и симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Ян Куцир. 1960 год

Александр Грибоедов, русский драматург, поэт, дипломат (1795-1829)

Грибоедов был типичным дилетантом глинкинской поры (как Алябьев Александр Алябьев — автор романса «Соловей» на слова А. Дельвига. , Гурилев Александр Гурилев — автор романса «Однозвучно гремит колокольчик» на слова И. Макарова. , Варламов Александр Варламов — автор романса «Вдоль по улице метелица метет» на слова Д. Глебова. и другие). От автора бессмертного «Горя от ума» не осталось, однако, ни одного романса — самого популярного жанра эпохи (зато уже на его стихи сочинили свои романсы те же композиторы). Грибоедов больше любил инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. Естественно, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823-1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени: «То флейта слышится, то будто фортепьяно…»

Александр Грибоедов. Два вальса Исполнение: Филлип Сир

Лев Толстой, русский писатель, мыслитель (1828-1910)

Любовь Льва Николаевича к музыке была довольно избирательной и необычной, о чем мы все помним по его описаниям в «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате». В поздние годы жизни в Ясной Поляне Толстой часто окружал себя музыкантами, в частности в его круг входили композиторы Танеев и Гольденвейзер. Тогда-то и всплыл «грех юности» писателя — в 1848 году, в возрасте 20 лет, еще не создав ни одного литературного сочинения, Толстой уже написал вальс. (Правда, идущий всего минуту и, по некоторым данным, в соавторстве с кем-то из своих приятелей той поры.) Иногда Толстой играл этот вальс, но с большой неохотой; в какой-то момент Танеев и Гольденвейзер уговорили его это сделать, после чего тут же записали исполнение в соседней комнате. Шел 1906 год, Толстому было уже 78, но он сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Благодаря этой истории мы и сейчас можем послушать единственное музыкальное произведение Толстого — Вальс фа мажор.

Лев Толстой. Вальс фа мажор Исполнение: Леон Клейзер

Фридрих Ницше, немецкий философ (1844-1900)

Дебютировавший «Рождением трагедии из духа музыки», поклонник Вагнера, Ницше был страстно влюблен в музыку. Получив первые уроки от отца, к 17 годам он самоучкой начинает писать музыку и к моменту встречи с Вагнером в 1868 году является автором уже более 70 композиций. В основном это были короткие фортепианные пьесы: крупная форма ему плохо давалась. Было написано много песен, вокальных ансамблей, хоров и даже два духовных сочинения. Однако композиторская карьера Ницше продлилась недолго, менее чем 15 лет: музыканты вагнеровского круга, столь почитаемые им, окончательно убили в нем веру в силу собственного музыкального дарования. Только еще один раз, в 1882 году, он напишет «Гимн к жизни» на стихи, продиктованные ему Лу Саломе, роковой женщиной его судьбы. Это сочинение для хора и оркестра окажется самым исполняемым произведением Ницше.

Фридрих Ницше. «Гимн к жизни» Исполнение: Orchestra 1813, Orchestra e Coro del Conservatorio di Como

Для русского читателя небезынтересным будет романс Ницше на стихи Александра Сергеевича Пушкина.

Фридрих Ницше. «Заклинание» (пер. на нем. Теодора Опица) Исполнение: Лоретта Альтман (фортепиано), Валери Кинслоу (сопрано)

Василий Поленов, русский художник (1844-1927)

Поленов имел хорошее музыкальное образование и довольно высокие композиторские амбиции. Он интересовался европейскими новинками, в частности Вагнером, дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым и Полиной Виардо и постоянно занимался оперной сценографей, в том числе в Московской частной русской опере. Поленов писал романсы и песни, хоры, музыку к спектаклям и написал даже целую оперу «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова (который поставил ее в своем театре в 1894 году). Естественно, сценография принадлежала тоже самому Поленову, и она гораздо более известна любителям живописи, чем музыка. Многие сочинения Поленова не сохранились, а многие потребовали серьезной музыкальной редакции. Не так давно музыка Поленова вновь зазвучала — спустя век после забвения.

Василий Поленов. «Радуйтесь», фрагмент музыки к драме Аполлона Майкова «Два мира» Исполнение: Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор, дирижер Гарри Азатов

Михаил Кузмин, русский поэт (1872-1936)

Кузмин в юности всерьез хотел стать композитором и даже три года (с 1901‑го по 1904-й) занимался в Петербургской консерватории у самого Римского‑Корсакова. Его студенческие сочинения обнимали почти все академические жанры, но особенной популярностью пользовалась музыка к драматическим постановкам — «Балаганчику» Блока, например. Позже, когда Кузмин бросил консерваторию, он продолжал принимать живейшее участие в артистической жизни Петербурга как исполнитель и чаще всего пел песни на собственные слова со сцен кафе «Бродячая собака» или «Привал комедиантов». Здесь он был, как говорится, в струе: именно в эти годы в России появилось огромное количество авторов-исполнителей (например, Дмитрий Богемский, Владимир Сабинин и другие), часто исполнявших свои песенки интимно, вполголоса. Кульминацией этого стиля стало позже творчество Александра Вертинского, а песни Кузмина были забыты. Не осталось ни одной грамзаписи его пения — только чтение стихов. Некоторые его песни можно услышать .

Михаил Кузмин. «Александрийские песни. Первая тетрадь» (1905) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано) Михаил Кузмин. «Духовные стихи» (1901-1903) Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)​

Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин, актер, режиссер (1889-1977)

Как и некоторые другие композиторы американской сцены, например знаменитый Ирвинг Берлин, Чаплин был музыкально неграмотен. Существовал даже термин «насвистывающие композиторы» — они работали с секретарями. Однако музыка занимала в жизни великого комика колоссальную роль. Партитуры своих фильмов он всегда создавал сам, используя не только свой, но и чужой материал (французский фокстрот «Титина» в «Золотой лихорадке» редакции 1942 и 1956 года или танго «Продавщица фиалок» в «Огнях большого города»). К секретарям и аранжировщикам у него были высочайшие требования — работа над партитурой фильма превращалась для музыкальной группы подчас в настоящее мучение. Музыка, а не речь продолжала до конца жизни великого артиста оставаться главной эмоциональной опорой сюжета и игры. Чаплин надиктовывал свои музыкальные идеи, обычно играя на скрипке, хотя мог играть и на фортепиано. В 1950-е годы, живя в Швейцарии во время длительного перерыва после «Огней рампы», Чаплин заново переделал всю музыку к своим старым немым фильмам еще рубежа 1910-20-х годов. Последней партитурой Чаплина стала музыка к знаменитой мелодраме 1921 года «Малыш», вышедшей в новой музыкальной редакции в 1971 году.

Чарльз Чаплин. Вальс из кинофильма «Огни большого города» (1931) Исполнение: джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, запись 1937 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Борис Пастернак -

художник, музыкант, философ.

Подготовила учитель русского языка

и литературы Козина О.М.

Класс: 11

Вид урока: информационно - исследовательский

Тип урока : защита проекта

Цели:

образовательная : рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта, формировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры поэта;

развивающая : развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, развивать умение частично – поисковой познавательной деятельности, развивать коммуникативные качества;

воспитательная : воспитывать у учащихся толерантность, вдохновлять на развитие такого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать, формировать нравственную культуру учащихся.

Объект исследования – поэзия Пастернака.

Оборудование: портрет Б.Пастернака, книги, свеча, гитара, презентации, слайды.

Эпиграф : Я весь мир заставил плакать

Над красой земли своей.

Б.Пастернак.

Вступительное слово учителя:

Он награжден каким – то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил, - так писала о Борисе Пастернаке Анна Ахматова. Другая поэтесса Марина Цветаева скажет о нем: «Пастернак – большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет…»

Композитор Галич сочинил песню «Памяти Бориса Пастернака». Владимир Высоцкий исполнял песню на слова Пастернака «Гул затих».

Обратите внимание на портрет поэта, рассмотрите его внимательно. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая – то таинственная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.

Многие годы имя поэта оставалось под запретом, и вот вернулось, заговорило, засверкало. «Наследие Пастернака … завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью» (Лев Озеров). В 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта – Евгению Борисовичу Пастернаку.

Мы изучили творчество Пастернака, но наверняка у вас остались вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы.

Ученик: Познакомившись с творчеством Бориса Пастернака, мы узнали, что он имел незаурядные живописные и музыкальные способности, готовился стать философом. Он мог стать замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан – человечество приобрело поэта. Возник вопрос: почему Пастернак из всех увлечений выбрал поэзию? Второй вопрос: как живописные наклонности и музыкальные способности, знание философии отразились на творчестве Пастернака? Стараясь дать ответы на эти вопросы, мы провели исследовательскую работу «Особый почерк поэзии Пастернака» и создали проект, который назвали «Борис Пастернак – художник, музыкант, философ».

Учитель: О работе над проектом расскажет нам руководитель группы.

Ученица: Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как интерес к творчеству поэта не угасает, песни на его стихи звучат в кинофильмах. Немало пастернаковских формул, образов, изречений вошло в литературный обиход. У Пастернака по – своему учились и учатся многие писатели. Пастернаковские строчки берутся литераторами для заглавий романов, пьес. Людям всегда будет нужна его одухотворённая, чудесная и полная жизни поэзия. В учебнике литературы (Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый, А.Б.Воронин. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М, Мнемозина. 2010) эта тема раскрыта не совсем полно. Поэтому мы приняли решение создать проект. Разделившись на группы, мы обозначили темы, по которым необходимо было собрать материал. Составили план сбора информации и приступили к разработке действий.

Осуществив план действий, мы пришли к выводу, что у поэзии Пастернака особый стиль:

Живопись, музыка, философия, перестав быть главным делом жизни Пастернака, «вошли в состав» его творчества;

У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах, изображая окружающий мир;

Композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний и внутренний мир приводят к тому, что порой звучание, а не значение слов определяют отбор образов;

Сблизившись с философией, лирика Пастернака обрела глубину и силу.

Продуктом нашего проекта стал альбом «Поэтический стиль Бориса Пастернака», куда вошел собранный материал по теме, анализ стихотворений, рисунки, викторины. Этот альбом можно будет хранить в кабинете русского языка и литературы, читать, использовать на уроках. Собранный материал мы рекомендуем как учащимся общеобразовательных школ, так и учителям в качестве методического пособия.

Учитель: Пастернак писал: «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме». Послушаем отчёт 1 группы: «Живописные наклонности Пастернака».

Ученик: Борис Леонидович Пастернак родился в семье одного из первых русских художников – импрессионистов, графика, мастера жанровых композиций и книжной иллюстрации, академика, профессора Училища живописи. Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Л.О.Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Толстого «Воскресение». Сторонники графических работ с удовольствием рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины тоже принесли художнику известность. Наконец, работы, написанные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Леонида Пастернака как живописца. Перед вами известные картины Леонида Осиповича. (Рассматривание картин)

Когда Борису Пастернаку было 4 года, его семья переехала на квартиру в Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Это был едва ли не самый лучший вуз страны, в котором преподавали самые известные и талантливые художники того времени. Борис с детства рос в семье интеллигенции, среди талантливых, гениальных людей. На его мировосприятие огромное влияние оказывали художники, писатели, музыканты. Среди гостей семьи Пастернак были Лев Николаевич Толстой, художники В.Поленов, И.Левитан, В.Серов.

Борис с детства любил рисовать. На сохранившихся рисунках можно увидеть и дом, и вид холма на церковь, и мост через речку. И хотя ничего удивительного не было в том, что сын художника пробовал свои силы в рисовании, однако уверенная рука, меткий глаз и упорство, с которым мальчик, неоднократно повторяя рисунок, добивался все большего сходства с натурой, говорят о явных способностях рисовальщика.

«Мог стать художником, если бы работал», - таково было заключение отца - художника. Но в 13 лет Борис оставил живопись ради музыки. А уже через 10 лет он опубликует первое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Мир здесь представляется очень образно: чернила, слякоть, проталины, колеса, грачи, лужи, ветер. Все говорит о приближении весны, хотя используются черные краски. Думаю, что такое внимание к предметам у поэта от отца.

(Ученик читает стихотворение наизусть)

Учитель: Как живописные наклонности Пастернака проявились в его поэтическом творчестве?

Ученица : У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах. С первых шагов в поэзии Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Композитор Скрябин приметил «цветность» стихотворений Пастернака. Мы провели исследование. Взяли 15 стихотворений поэта из разных сборников и выяснили, какие цвета преобладают в поэзии Пастернака.

Сборник «Начальная пора». Стихотворения «Как бронзовой золой жаровень»: бронзовой золой, тополь обветшало – серый. «Все наденут сегодня пальто»: засеребрятся малины листы. «Сегодня с первым светом встанут»: сизый дождь, краской синей.

Сборник «Поверх барьеров». Стихотворение «Тучи, как волосы встали дыбом»: дымной, бледной Невой, черной рекой.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Стихотворение «Ты в ветре, веткой пробуждающем»: сиреневая ветвь, синих слез.

Сборник «Книга степи». Стихотворение «Наша гроза»: эмали луг, лазурь клевер бурен и багров, в бордовых брызгах роскошь розовей.

Сборник «Темы и вариации». Стихотворения «Клеветникам»: багровым папоротником, черных клавиатур. «В лесу»: жаром лиловатым, черное солнце, синий циферблат, терпкий янтарь.

Сборник «На ранних поездах». Стихотворения «Художник»: в желтом плисе, черный лежебок, земля в белом, красным воском, белокурая копна, в черном котике.

«Сосны»: густая синева, краснолесье, белой магией, черной магией. «Дрозды»: лиловый лес, седое облако.

Сборник «Стихотворения Юрия Живаго». Стихотворение «Март»: синих жил.

Сборник «Когда разгуляется». Стихотворения «Весна в лесу»: корою посерелою. «Когда разгуляется»: белой грудой, черной тенью, синева, зелень листьев. «Золотая осень»: позолота, обруч золотой, желтых клёнах, золоченых рамах, след янтарный, вишневый клей.

Вывод: В палитре Пастернака присутствуют разные краски: серая, серебряная, синяя, сиреневая, сизая, лиловая, багровая, бронзовая, бурая, розовая, вишнёвая, красная, белая, чёрная, жёлтая, янтарная, позолоченная. Чаще всего употребляется синий цвет и оттенки синего (в 15 стихотворениях 10 раз).

Пастернак создает словесные картины – пейзажи: он рисует осень, зиму, весну, лето. Мы провели исследование: какому времени года Пастернак отдает предпочтение в поэзии?

В сборнике «Начальная пора» преобладает зимний пейзаж: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Все наденут сегодня пальто», «Зима», «Зимняя ночь».

В сборнике «Поверх барьеров» - зима, весна, лето: «Зимнее небо», «Метель», «Ледоход», «Весна», «Июльская гроза».

В сборнике «Сестра моя – жизнь» в основном летние пейзажи: «Звезды летом», «Наша гроза», «Лето», «Гроза, моментальная навек», «Весенний дождь», «До всего этого была зима».

В сборнике «Темы и вариации» все времена года: «Зимнее утро», «Весна», «Сон в летнюю ночь», «Осень».

Сборник «Девятьсот пятый год»: «Москва в декабре», «Лето», «Весеннюю порою льда».

Сборник «На ранних поездах»: «Летний день», «Зазимки», «Иней», «Опять весна».

Сборник «Стихотворения Юрия Живаго»: «Март», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Бабье лето», «Осень», «Август», «Зимняя ночь».

Сборник «Когда разгуляется»: «Весна в лесу», «Июль», «По грибы», «Осенний лес», «Заморозки», «Золотая осень», «Первый снег», «Следы на снегу», «После вьюги», «После грозы», «Зимние праздники».

Вывод: В стихотворениях Пастернака преобладают зимние пейзажи. Можно предположить, что зима – любимое время года поэта. Тем более Пастернак писал Фрейденберг: «Какая непередаваемая красота жизнь зимой в лесу, в мороз, когда есть дрова. Глаза разбегаются, это совершенное ослепленье».

Читая стихотворения Пастернака, можно отметить особый строй художественных средств и приемов. Стихи изобилуют неожиданными сравнениями: садились, как голуби, облака; гул ворвался, как шомпол; дождь затяжной, как нужда; падает чайка, как ковшик; тоска, как оккупант; войдёшь, как будущность; твоё присутствуе, как город; где воздух синь, как узелок с бельём. Исследователи творчества поэта указывали на пастернаковскую метафористику. Метафоры у него неожиданные: булки фонарей, пышки крыш, плащи тополей, ширма лени, лагерь мрака, стекло стрекоз, болтовня ручейков. Можно сказать, что стихотворение «Давай ронять слова…» построено на метафорах. (Чтение стихотворения).

Учитель: Лев Озеров скажет о Пастернаке: «Его стихи полны шорохов, звона весенней капели, сияния синевы неба и синевы инея, раскатов грома, блеска радуги, влюбленного шепота, звучанья музыки. Поэтический мир Пастернака сливается с миром природы и души человеческой». Стихотворение «Золотая осень» - образец мастерства Пастернака.

Ученица: (Чтение и анализ стихотворения «Золотая осень»). К сожалению, сборники стихотворений Пастернака мало иллюстрированы. Мы решили создать иллюстрации к некоторым стихотворениям о природе (демонстрация картин).

Вывод по теме: Поэзия Пастернака живописна. Он мог стать художником, но став поэтом, сохранил в своем творчестве остроту художественного восприятия мира. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. При помощи метафор, сравнений, оживают сады, дороги, пространства. Эпитеты делают стихотворения необыкновенными, яркими, образными. Свою манеру написания Пастернак определил как стремление «поймать живое», «мгновенную рисующую движение живописность». Пастернак – пейзажист рисует все времена года. Особенно удаются ему зимние пейзажи. Чаще всего у Пастернака встречается синий цвет: это синева ледника, синий рассвет, синие слёзы, лазурь реки, сиреневая ветвь, пепел сиреневый, голубая прохлада.

Учитель: «Жизни вне музыки я себе не представлял. Музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось всё, что было самого суеверного и самоотверженного во мне...» - скажет Пастернак в «Охранной грамоте».

Как развивались музыкальные способности Пастернака? Послушаем отчёт

Ученица: Борис Пастернак был щедро одарён от природы. Мать поэта, Роза Кауфман – пианистка европейской известности, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. Занятия музыкой на шесть лет стали для сына пианистки главным делом жизни и как будто определили выбор профессии.

«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», - писал впоследствии поэт. Знакомство с музыкой Скрябина состоялось для Пастернака в 1903 году, когда семья Пастернаков и Скрябиных оказались соседями по даче. Летом он случайно услышал работу Скрябина над Третьей симфонией, а затем и лично познакомился с композитором. «Он играет – этого не описать…». Пастернак изучает творчество Скрябина, импровизирует, сочиняет и проходит цикл предметов музыкальной теории под руководством Глиера. Под влиянием Скрябина у Бориса Пастернака разгорелась страсть к импровизациям и сочинительству. Ему всё прощали ради музыки. Но Пастернак оставил музыку. Он оставил тогда, когда все кругом его поздравляли, так как понимал, что в этом деле он не может достичь наивысшего совершенства. «У меня не было абсолютного слуха, способного угадывать высоту любой произвольно взятой ноты, умения. Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».

Музыкантом, композитором Пастернак не стал, но музыкальное начало заложено почти во всех стихотворениях поэта. Недаром многие стихи положены на музыку. Мы провели опрос среди старшеклассников и выяснили, что самой популярной песней на стихи Пастернака является «Зимняя ночь». (Ученица читает стихотворение под музыку. Прослушивание песни).

Учитель: Какое влияние на творчество поэта оказала музыка?

Ученик: Став поэтом, Пастернак не отрёкся от музыкальных идеалов до конца жизни. В своих музыкальных пристрастиях поэт оставался верен музыке Шопена, Листа, Вагнера, Чайковского, Скрябина. Мы провели исследование и пришли к выводу, что в стихах Пастернака чаще всего присутствует Шопен («Баллада»: Позднее я узнал о мертвом Шопене, «Сон в летнюю ночь»: И сплошной поток шопеновских этюдов, «Музыка»: Свой сон дописывал Шопен, «Всё утро с девяти до двух»: Опять депешею Шопен к балладе страждущей отозван, «Опять Шопен, не ищет выгод…»). Но это не поклонение автору любимой музыки, это как бы обращение к знакомому, к собрату по профессии.

Любимая форма контакта Пастернака с музыкой – импровизации («Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот») и вариации («Оригинальная», «Подражательная», «Мчались звёзды. В море мчались мысы…» и другие).

Некоторые исследователи (например, Н.А.Фатеева) определяют основные созвучия и любимые музыкальные инструменты Пастернака: рояль, орган, колокол. Мы решили проверить, какой музыкальный инструмент чаще всего упоминается в стихотворениях поэта. Для исследования мы взяли 16 стихотворений из разных сборников.

Рояль (пианино) – в 15 стихотворениях – 4 раза: «Музыка», «Импровизация», «Заместительница», «Разрыв»; орган – 1 раз: «Весна»; колокол (благовест) – 2 раза: «Февраль. Достать чернил и плакать», «Сон».

Связь музыкального и стихотворного в лирике Пастернака отражает особый ритмический текст. Мы поинтересовались, каким стихотворным размером и какой рифмой чаще всего пользуется Пастернак, взяв для исследования 10 стихотворений.

Сборник «Начальная пора». Все – на – де – нут - се – год – ня - паль – то - анапест.

Сборник «Поверх барьеров». Нет – сил – ни – ка – ких – у – ве – чер – них – стри – жей – анапест.

Сборник «Сестра моя – жизнь». Так – пах – ла – пыль – так – пах – бурь – ян – ямб.

Да – вай – ро – нять – сло – ва – как – сад – ян – тарь – и – цед – ру – ямб.

Сборник «Темы и вариации». Во – да – рва – лась – из – труб – из – лу – но – чек – из – луж – ямб. Мча – лись – звёз – ды – вмо – ре – мы – лись – мы – са – хорей. Лу – га – му – ти – ло – жа – ром – ли – ло – ва – тым – ямб. По – те – ли – стёк – ла – две – ри –на - бал – кон – ямб.

Сборник «Второе рождение». Плат – ки – под – бо – ры – жут – кий – взгляд – ямб.

Ни – ко – го – не – бу – дет – вдо – ме - кро – ме – су – ме – рек – ноч – ных – ямб с пиррихием.

Вывод: В произведениях Пастернака преобладает стихотворный размер – ямб.

(В 10 стихотворениях ямб -7 раз, хорей – 1 раз, анапест – 2 раза).

Во всех стихотворениях, кроме одного, рифма перекрёстная.

Стихотворение «Никого не будет в доме» как раз отвечает всем предпочтениям поэта, поэтому оно музыкально, и его поют до сих пор (чтение стихотворения, прослушивание песни).

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время - штука вредная и неуловимая. Вечно сочится сквозь пальцы и утекает непонятно куда. Что делать, если всю жизнь хотел писать симфонии получше моцартовских, а у тебя на руках двое детей, жена, мама и еще плюс ко всему горящий проект?

Мы в сайт тоже крайне озабочены данной проблемой: хотим и себя в жизни реализовать, и косточкой не подавиться. Не опускать руки и вершить великие дела нам помогают примеры знаменитых людей, которым уж точно хватало 24 часа в сутках.

Леонардо да Винчи

Возглавит наш список знаменитый «универсальный человек». Напомним, что Леонардо - выдающийся художник эпохи Возрождения (все помнят Джоконду?), изобретатель (все его изобретения легли в основу построения современных подводных кораблей), ученый, а также писатель и музыкант. А еще он первым объяснил, почему небо синее: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». Успевал он все это благодаря собственно выработанной системе сна: спал он в сумме по 2 часа (отбой на 15 минут несколько раз в сутки), а во все остальное свободное время менял мир и себя к лучшему.

Антон Чехов

Гениальный брат своего брата (псевдоним был такой у него). Знаменитый мастер короткого рассказа, юморист и сатирик, величайший драматург и по совместительству врач. Сам он признавался: «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Постоянно разрываясь на распутье двух своих талантов, Чехов занимался врачебными делами до конца своей жизни. Даже собакам своим он дал имена по названию лекарственных препаратов: Бром и Хина. Но и «любовницу» уважал: за всю жизнь Чеховым создано более 300 произведений, среди которых и коротенькие рассказы, и внушительного размера драмы. А еще великий юморист любил марки коллекционировать. Вот человек был!

Владимир Набоков

Писатель и ученый-энтомолог, причем энтомолог-самоучка. В честь Владимира Владимировича названо более 20 родов бабочек, один из которых (вот милота!) зовется Nabokovia. Также Набоков отлично играл в шахматы. Им было составлено несколько сложных шахматных задач. Его любовь к этому интеллектуальному виду спорта была отражена в романе «Защита Лужина». Напомним, что Набоков в совершенстве владел английским языком. «Лолиту» в Америке любят так же, как и у нас.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Гете слыл не только великим писателем и поэтом, но еще и ученым: он сделал некоторые открытия в области теории света. К тому же он активно коллекционировал минералы - его коллекция насчитывает 18 000 экземпляров (понятно, откуда у Фауста такая тяга к алхимии). Автор знаменитой драмы был таким везучим или молодцом, что спал всего по 5 часов в сутки, а сил хватало на многие-многие свершения. Возможно, это оттого, что Гете придерживался строгих правил и был сторонником ведения здорового образа жизни: он совсем не употреблял спиртного и не терпел запаха табачного дыма. Потому он и прожил 82 года и успел столько всего создать.

Хью Джекман

Не только знаменитый актер, но и бродвейский артист, да еще какой! В течение одного сезона ему удалось получить все основные театральные премии. Всем известна и третья область деятельности Джекмана, в которой он достиг успеха, - семейная жизнь. Брак Хью и Деборры-Ли Фёрнесс длится вот уже 20 лет, и вместе они воспитывают двух детей. Да что уж там! Нашему Хью вообще все по силам: он умеет играть на пианино, гитаре, скрипке, а еще... вибрировать зрачками и даже жонглировать. Наверное, даже Росомахе такое не по силам.

Сальвадор Дали

Все говорят, что он сумасшедший, а вот о том, что был универсальным, молчат. Дали славится не только как живописец и скульптор, но и как режиссер ужаснейшего «Андалузского пса». Также Дали написал несколько «трудов»: «Тайную жизнь Сальвадора Дали, рассказанную им самим» и «Дневник одного гения». Ради своих психоделических шедевров скромный гений зачастую «извращался» по части сна. Поясним: Дали нанимал себе специального слугу, который, видя, что хозяин в полном изнеможении начинает засыпать, будил его, прождав несколько секунд. Взъерошенный Дали тут же хватался за бумагу и пытался набросать то, что видел в первые секунды поверхностной фазы сна.

Михаил Ломоносов

Русский ученый-естествоиспытатель, химик и физик, поэт, художник... все тут вряд ли перечислишь. Ломоносов не просто активный деятель - он почитается как реформатор. Именно он провел реформу стихосложения. Поэтому заучиванием ямбов и хореев, мы, как ни странно, обязаны выдающемуся химику. Кстати, быть умным не значит представлять собой объект издевательств. Во время учебы в Марбурге, например, Ломоносов в совершенстве овладел умением обращаться со шпагой. Местные задиры обходили стороной этого чересчур способного и умелого московита. Вот уж точно талантливый человек талантлив во всем!

Исаак Ньютон

Все должны знать, что он известен не только благодаря яблоку, упавшему на голову. Ньютон писал книги по теологии, где говорил об отрицании Святой Троицы, а также являлся председателем Королевского общества искусств. Не многим известно, что Ньютон также изобрел две ошеломительно гениальные вещи: средство для переноски кошек и дверцу для них же (куда же теперь мы без них?). В этом виновна его любовь к мохнатым и усатым друзьям. Ньютон предпочитал активную деятельность сну - на ночной отдых он отводил всего 4 часа в сутки.

Бенджамин Франклин

Все мы знаем его как дяденьку с доллара и политика, однако Франклин все равно что наш Ломоносов. Он был журналистом и изобретателем. Он изобрел, например, печь («пенсильванский камин»), а еще предсказывал погоду. Первый разработал детальную карту Гольфстрима. Основал Филадельфийскую академию, а также первую в Штатах публичную библиотеку. Также Франклин обладал музыкальным талантом. Все успевать дяде Бену помогало четкое следование режиму дня, в котором сну отводилось лишь 4 часа в сутки.

Александр Бородин

Человек, чей портрет висит и в классе музыки, и в классе химии. А вы знаете, что автор знаменитой оперы «Князь Игорь» был еще и химиком, и медиком? Называл он себя в шутку «воскресным музыкантом»: приходилось жертвовать выходными ради того, чтобы создать что-нибудь эдакое для мира музыки. Воспоминание о трудовых буднях Бородина оставила его жена: «Мог сидеть по десять часов подряд, мог совсем не спать, не обедать». Еще бы! Ведь, как известно, одним из девизов Бородина была такая супермотивирующая фраза: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе». Также Александр Порфирьевич был активным общественным деятелем - он являлся одним из инициаторов открытия Женских врачебных курсов.

Фли (Майкл Питер Бэлзари)

Неутомимый и дерзкий бас-гитарист группы Red Hot Chilli Peppers. Его прославил уникальный стиль игры на бас-гитаре, который окрестили как slapping and popping - шлепки и щипки. Удивительно, что Фли пошел обучаться музыке только в 2008 году (после 25 лет игры в составе группы) - он признался, что всегда играл на слух, а теории музыки не знал. Тем не менее Фли признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен. Как говорится, четверть века играй и век учись. А если вы думаете, что рок-музыканты только и делают, что целыми днями бунтуют, то Фли вам в опровержение: его фильмография насчитывает 25 картин, среди которых и мультфильмы. Кстати, он и есть тот чокнутый босс в фильме «Назад в будущее - 2».

Михаил Булгаков

В юные годы Булгаков работал земским врачом, и ему приходилось быть универсалом: и терапевтом, и гинекологом, и хирургом, и стоматологом. «Записки юного врача» своим появлением на свет обязаны именно тому периоду жизни молодого Булгакова. Совмещать врачевание и творчество было трудно, потому приходилось «отпахивать» смену, целый день лечить деревенский непритязательный народ, а потом еще и выкраивать время на писательство... Чем только не пожертвуешь ради искусства. Как-то в письме к маме он написал: «По ночам пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь». Также Булгаков - образчик правильного отношения к критике. Он коллекционировал критические статьи о своих работах, среди которых 298 отрицательных и 3 положительных отзыва критиков.

Ну как, все еще думаете, что вам не хватает времени?