ДАТА:

КЛАСС: 8

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о быте простых и знатных людей

ЗАДАЧИ:

    Познакомить учащихся с особенностями жизни простых и знатных людей; подчеркнуть разницу быта простых и знатных людей;

    Коррекция и развитие устной речи через описание жизни разных сословий XVI века;

    Воспитывать у учащихся уважение к людям труда.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Тулуп, тягло, слобода

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, презентация Microsoft Office PowerPoint ,

ТИП УРОКА :

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель :

Ребята, о чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о присоединении Сибири к Российскому государству.

Учитель :

Почему русским купцам было выгодно торговать с Сибирью?

Учащиеся :

Русским купцам было выгодно торговать с Сибирью потому, что сибирские земли были богаты пушным зверьем, шкурки которых стоили дорого.

Учитель :

Кто воевал с ханом Кучумом?

Учащиеся :

Хан Кучум воевал с отрядом Ермака Тимофеевича.

Учитель :

Чем закончился поход Ермака? (ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)

    Победой хана Кучума

    Кучум стал полновластным хозяином Сибири

Учащиеся :

Сибирская земля была включена в состав Российского государства

Учитель :

При каком царе Сибирские земли были присоединены к России?

Учащиеся :

Сибирские земли были присоединены к России при Иване IV Грозном.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В XVI веке в России проживали разные слои населения. Каждое сословие имело свои обычаи и традиции, свой уклад жизни. Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с жизнью людей разных сословий. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Тема урока: «БЫТ ПРОСТЫХ И ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

Сейчас мы с вами познакомимся с новыми словами, с которыми мы встретимся сегодня при изучении новой темы.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

СОСЛОВИЕ – ГРУППА ЛЮДЕЙ, КОТОРАЯ ОБЛАДАЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ

ТУЛУП – ЗИМНЯЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОДЕЖДА ИЗ ШКУР

СЛОБОДА – МЕСТО ПОСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ОДНОГО ВИДА ЗАНЯТИЯ

ТЯГЛО – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГ

Учитель :

В XVI веке население России делилось на сословия. Ребята, что такое сословие?

Учащиеся :

Сословие – это большая группа людей, обладавшими определёнными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае или законе и передаются по наследству.

Учитель :

Посмотрите на слайд и перечислите сословия, жившие в XVI веке.

Учащиеся :

В XVI веке в России жили такие сословия как – крестьяне, бояре, казаки, духовенство, дворяне, стрельцы, служилые люди, ремесленники.

Учитель :

Сейчас мы с вами будем знакомиться с жизнью каждого сословия.

Самым многочисленным сословием были крестьяне. Крестьяне – это сельские жители. Название «крестьяне» происходит от слова «христиане», т.е. верующие в Христа и его учение. Русские крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством простейшими ремёслами, но главным их делом оставалось землепашество. Крестьянин испокон веков был земледельцем, который пахал землю и сеял хлеб, пас скот, выращивал овощи, разводил домашнюю птицу, выращивал лён и хмель.

Жили крестьяне в деревнях. Слово «деревня» происходит от глагола «драть», т.е. расчищать участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Крестьяне, прежде всего, выбирали и расчищали плодородную землю и лишь после этого основывали небольшое поселение, обзаводились избами, дворами, хозяйственными постройками, домашней птицей и скотиной. Деревня обычно состояла из трёх-четырёх, реже пяти-шести жилых домов. В XVI - XVII веках появились деревни в десять-пятнадцать дворов; большее число дворов было весьма редким явлением. Наиболее крупным из крестьянских поселений было село. Сёла отличались от деревень тем, что основывались землевладельцами. Здесь находились господский двор и Церковь. Основными орудиями труда крестьян были соха (гораздо реже – плуг), серп и коса.

Выращивали крестьяне рожь и овёс, пшеницу, гречиху, ячмень и просо, горох и бобы; на огородах - репу (она считалась вторым хлебом), капусту, редьку, морковь, свёклу, лук, чеснок. В сёлах разводили сады, в которых росли яблони, сливы, вишни, малина, крыжовник, смородина. Развивалось пасечное пчеловодство.

Жили крестьяне в избах. Слово «изба» происходит от «истба», «истопка», т.е. отапливаемое помещение. Изба была небольшого размера, имела, как правило, тесовую крышу, деревянный пол, курную (без дымохода и трубы) печь. Топили «по-чёрному» – дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком, которые после топки задвигались доской. Рядом с избой на крестьянском дворе находились погреба, хлева, сарай, сенник. Сам двор был огорожен. За его пределами располагались амбары и баня. К двору прилегал огород. В крестьянской среде трудиться начинали в раннем возрасте. Семьи насчитывали от трёх-четырёх до семи-восьми человек. По обычаю совершеннолетие в крестьянских семьях наступало в 15 лет. Мальчиков с 7-8 лет приучали выполнять все мужские обязанности по хозяйству: ухаживать за скотом, пахать, косить, бороновать землю, ворошить и копнить сено, плотничать, заниматься несложными видами ремесла. Девочки в 10-12 лет уже делали все работы по дому. Непререкаемым авторитетом среди крестьян пользовались старики. Трудовой день у крестьян начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и осенью – задолго до рассвета. После обеда жизнь в деревнях, как и в городах, почти замирала: наступал послеобеденный сон. Большое место в быту русских людей занимала баня. В народе говорили: «коли бы ни бани, то все бы пропали». Основной пищей крестьян был хлеб, особенно ржаной и ячменный. Пшеничный хлеб был в деревне редкостью, его пекли и ели только состоятельные люди, в основном в городах. Довольно часто крестьяне ели пироги с различными начинками: с капустой, грибами, маком, кашей, сладкие с ягодами и мёдом. Весьма распространённой пищей были каши (ячменная, пшённая, овсяная, гораздо реже гречневая), а также овсяный и гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Мясо в деревне ели гораздо меньше, чем в городе; в пищу употребляли говядину, баранину, свинину, дикую и домашнюю птицу. Гораздо чаще мяса наши предки ели рыбу: солёную, вяленую, сушеную. Яйца и молочные продукты (сыр, творог, сметана, масло) не были редкостью на крестьянском столе. Много ели крестьяне грибов и ягод. Вместо сахара крестьяне использовали мёд. Самыми распространёнными напитками были квас, малиновый и клюквенный морс, брусничная вода и ячменное пиво.

Основной одеждой мужчин и женщин были рубахи из льняного или конопляного полотна либо из шерстяной ткани. Мужские рубахи доходили до колен, женские – до пят. Верхняя одежда крестьян состояла из кожухов – овчинных шуб. В основном крестьяне носили кожаную обувь. Лапти (плетённую из бересты или лыка обувь) надевали, как правило, на пашне, покосах, скотном дворе. Замужняя женщина (из любого сословия) обязана была скрывать волосы под убрусом – платком, закрывавшим голову и спадавшим на плечи поверх одежды. Обязательным элементом одежды мужчин и женщин были пояса – выйти на улицу неподпоясанным было нельзя.

Учитель :

Назвать основные занятия крестьян.

Учащиеся :

Крестьяне занимались животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

Учитель :

Рассказать о жизни крестьянина.

Учащиеся :

Крестьяне жили в деревнях, в избе. Изба была не большого размера, тёсовая крыша, деревянный пол. Топили по чёрному – дым выходил в дверь, а также в отверстия под потолком. Крестьяне начинали трудиться очень рано. Авторитетом среди крестьян пользовались старики. Трудовой день начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и осенью – задолго до рассвета.

Учитель :

Какую пищу ели крестьяне?

Учащиеся :

Основной пищей крестьян был хлеб, пироги с разными начинками, распространенной пищей были каши, кисели. Мясо в деревнях ели редко, чаще рыбу.

Учитель :

Как одевались крестьяне?

Учащиеся :

Основной одеждой мужчин и женщин были рубахи из льняного или конопляного полотна. Мужские рубахи доходили до колен, женские – до пят. Верхняя одежда крестьян состояла из овчинных шуб. В основном крестьяне носили кожаную одежду, лапти надевали, как правило, на пашню, покос, скотный двор.

ФИЗМИНУТКА

Учитель :

В городах около городских стен жили ремесленники и городские служилые люди. Эта часть города называлась посад . Живших здесь горожан называли посадскими людьми.

Ремесленники – это мастера – умельцы (кузнецы, сапожники, портные, гончары, столяры и др.). Ремесленники одной профессии селились вместе. Место, где жили ремесленники, называлось слободой . Ремесленники были свободными людьми. Они платили в государственную казну налог – тягло .

Стрельцы , казаки и пушкари назывались служилыми людьми.

Они служили царю, несли военную службу, защищали интересы российского государства.

Стрельцы – это постоянная русская пехота, которую начал создавать Иван Грозный в 1552 г. преимущественно из вольных людей. Жили стрельцы в особых слободах. За несение пожизненной наследственной службы они получали от царя земельные наделы, а из казны - жалованье и носили установленную для них военную форму одежды. Царское жалованье было невелико и часто задерживалось. Чтобы заработать себе на жизнь, стрельцы часто брались за ремёсла и торговлю, заводили хозяйство.

Учитель :

Какая часть города называлась посад

Учащиеся :

Посадом называлась та часть города, где жили ремесленники и городские служилые люди.

Учитель :

Кто такие ремесленники?

Учащиеся :

Ремесленники - это мастера – умельцы (кузнецы, сапожники, портные, гончары, столяры и др.).

Учитель :

Кого называли служилыми людьми?

Учащиеся :

Служилыми людьми называли стрельцов, казаков и пушкарей.

Учитель :

Казаки относились к служилым людям. Казачество – особое военное сословие. Никто точно не знает, откуда пошло само слово «казаки». Большинство учёных считают, что оно означает «вольный человек». Первое его появление в документах относится к 1444 году. Казаки, состоявшие на царской службе, несли сторожевую службу на границах Российского государства. Жили казаки по своим обычаям. Они занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, совершали набеги на соседей (татар и турок) и разбойничьи нападения на торговые караваны.

Учитель :

«Купцом» первоначально называли любого человека, совершавшего торговую сделку (дело), т.е. получавшего или продававшего тот или иной товар. Купцы, как и ремесленники, объединялись и селились вместе, смотря по тому, кто чем торговал. Жили купцы намного богаче, чем ремесленники и служилые люди. У них были большие красивые дома. В домах купцов было много дорогих вещей, золота и серебра. Купцы любили вкусно и сытно поесть. На них работали слуги.

Учитель :

Духовенство было уважаемым и привилегированным (имеющим особые права) сословием. Оно делилось на чёрное (монашество) и белое (священнослужители). Духовенство обладало огромными земельными владениями. Оно пользовалось на Руси исключительным уважением.

Учитель :

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворянство в России возникло в XII веке при дворах князей. С XIV века дворяне стали получать за службу землю: так появились помещики. Позднее им была разрешена покупка земли. При Иване Грозном началось возвышение дворянства. Царь опирался на дворян в своей борьбе с боярством.

Учитель :

Слово «бояре» не имеет окончательного определения в среде историков.

Общепринято считать, что бояре – это крупные землевладельцы, за ними стоят их собственные военные слуги. Титул боярина был наследственным, т.е. передавался от отца к сыну. Большинство бояр были служилыми людьми и находились на государственной службе.

Бояре являлись советниками государя (великого князя, позже – царя), наиболее приближёнными к нему людьми, с которыми он решал вопросы государственной Важности: начинать ли войну, заключать ли мир, строить ли новые города, вводить или отменять обязанности для своих подданных, кого казнить, а кого миловать. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «царь указал, а бояре приговорили».

Бояре постоянно находились при государе. Они служили при царском дворе, что считалось особенно почетным делом. Бояре сопровождали царя в его поездках и военных походах. Пировали вместе с государем. Вместе с царём ездили на соколиную охоту.

Бояре участвовали в войнах, которые вело российское государство. Бояре командовали полками.

Бояре управляли городами и территориями, были наместниками в различных областях страны, служили воеводами. На вверенной ему государем территории воевода обладал полной, неограниченной властью и нёс ответственность за свои действия только перед царём.

Одевались бояре в бархатные и шёлковые одежды. Одежда их была тяжёлая, поэтому они ходили медленно, важно, степенно. Ходить быстро, торопиться считалось неприличным.

Передвигались бояре верхом на породистых конях или в богато украшенных каретах.

Жили бояре в больших каменных домах – Хоромах. Боярские хоромы обычно строились в три этажа. Нижний этаж использовался для хозяйственных нужд.

Второй этаж занимала мужская половина дома, а третий - женская половина. Внутри Хоромы были богато украшены. Пол покрывали коврами. Стены обивали дорогими тканями. Мебель – лавки, сундуки - украшали резьбой, позолотой, бархатом. В каждой комнате обязательно висели иконы. Спали бояре на пуховых перинах, застеленных шёлковыми простынями, в изголовье клали подушки в нарядных наволочках, укрывались атласными одеялами, подбитыми дорогим мехом. Освещали комнаты восковыми свечами. Украшали хоромы зеркалами, драгоценной Золотой и серебряной посудой.

Пищу принимали бояре в просторной трапезной. Ели бояре дорогую и редкую еду: рис, сахар, восточные сладости, запечённую рыбу и птицу, вина, лимоны, изюм. Столы покрывались скатертями, расписанными золотом и серебром.

Ели бояре из серебряной посуды, пили из серебряных кубков.

В домах знатных и богатых людей драгоценные серебряные и позолоченные сосуды ставились в качестве украшения в поставцы, занимавшие середину парадной комнаты.

Учитель :

Кто относится к боярам?

Учащиеся :

К боярам относятся крупные землевладельцы.

Учитель :

Чем занимались бояре?

Учащиеся :

Бояре управляли городами и территориями, были наместниками в различных областях страны, служили воеводами

Учитель :

Как одевались бояре?

Учащиеся :

Одевались бояре в бархатные и шёлковые одежды. Одежда их была тяжёлая, поэтому они ходили медленно, важно, степенно

Учитель :

Как жили бояре?

Учащиеся :

Жили бояре в больших каменных домах – Хоромах. Боярские хоромы строились в три этажа. Нижний этаж использовался для хозяйственных нужд.

Второй этаж занимала мужская половина дома, а третий - женская половина. Внутри хоромы были богато украшены. Пол был покрыт коврами. Стены были обиты дорогими тканями. Мебель – лавки, сундуки - украшали резьбой, позолотой, бархатом. В каждой комнате обязательно висели иконы. Спали бояре на пуховых перинах, застеленных шёлковыми простынями, в изголовье клали подушки в нарядных наволочках, укрывались атласными одеялами, подбитыми дорогим мехом. Освещали комнаты восковыми свечами. Украшали хоромы зеркалами, драгоценной золотой и серебряной посудой.

Учитель :

Чем питались бояре?

Учащиеся :

Пищу принимали бояре в просторной трапезной. Ели бояре дорогую и редкую еду: рис, сахар, восточные сладости, запечённую рыбу и птицу, вина, лимоны, изюм.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте простых и знатных людей.

Учитель :

Сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили то, о чем мы говорили сегодня на уроке при помощи кроссворда.

    Как называется самое большое сословие

(КРЕСТЬЯНЕ)

    Человек с княжеского двора

( ДВОРЯНЕ )

    Как назывались мастера-умельцы?

(РЕМЕСЛЕННИКИ)

    Как называются крупные землевладельцы, за которыми стоят собственные военные слуги?

(БОЯРЕ)

    Особое, уважаемое и привилегированное сословие

(ДУХОВЕНСТВО)

    Кто служил царю, нёс военную службу, защищали интересы Российского государства? (СТРЕЛЬЦЫ, КАЗАКИ, ПУШКАРИ)

(СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ)

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

НИНА – ВЛАД – СЕРГЕЙ – ДИМА – КРИСТИНА

САША –

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА СТР. 43 - 49, ЧИТАТЬ,

II ГРУППА СТР. 43 - 49, ЧИТАТЬ,

III ГРУППА СТР. 43 - 46, ЧИТАТЬ,

Женщина рождена, чтобы жертвовать и заботиться о близких. Но есть необычные женщины, которые посвятили всю жизнь другим людям, ничего не прося взамен. Их истории вас просто потрясут!

1. Мать Тереза

«Добрые дела кратки, они произносятся легко и быстро, но эхо их вечно»

Невозможно без слез говорить о Матери Терезе. Эта женщина посвятила себя другим людям, прожила всю жизнь в бедности и ничего за это не просила.

Агнеса, так ее назвали при рождении, появилась на свет в Македонии. С ранних лет она интересовалась миссионерами. А в 18 лет навсегда простилась с родными и уехала в далекую Индию служить Богу и людям.

Индия начала 20 века была страной поражающих контрастов. К роскошным дворцам богачей ютились лачуги бедняков, на улицах гноились горы мусора, убогие рождались и умирали под палящим солнцем и в ужасных зловониях. Мать Тереза много лет учила детей бедняков. Но случай определил ее дальнейшую судьбу.

«Самое важное лекарство - это любовь и забота»

Однажды она увидела, как сын вывез на площадь города мать больную проказой. Он выбросил ее, поскольку больницы отказывались ее принимать. Все тело женщины было покрыто гнойниками, искусано крысами и муравьями, от плохого запаха резали глаза. Мать Тереза подошла к женщине и… убежала.

Она не смогла выдержать такое зрелище. Она плакала, молилась и просила у Господа сил, чтобы помочь несчастной. Мать Тереза вернулась. Помыла умирающую, утешила, и женщина отошла в иной мир со спокойствием и улыбкой.

Теперь монахиня знала, что ей надо делать. Она ушла из своего монастыря и стала жить в трущобах Калькутты, помогая бедным, чем могла. Со временем местные власти узнали о милосердной женщине и выделили ей помещение для нужд малоимущих.

Она организовала целый «город» для умирающих. Здесь с уважением относились ко всем людям, независимо то вероисповедания, пола, болезней.

Она - лауреат Нобелевской премии мира за 1979 год. Получать награду она приехала все в том же белом сари с голубой каймой и отказалась от банкета.

«Неважно кто и что говорит о вас - принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело»

За жизнь Матери Терезы ее деятельность не раз поддавалась острой критике. Зачем бороться со следствием бедности, а не с ее причиной? Зачем запрещать аборты, когда младенцев выбрасывают в мусор? Сколькими благотворительными суммами она оперировала и где отчеты ее финансовой деятельности?

Легко лежа на диване и уминая бутерброд, рассуждать о подвиге других. Но тот, кто никогда не мыл прокаженного, не вынимал младенца из кучи навоза, не спал на голой земле - не может понять силу ее жертвы. Ведь нет ни одного сведения тому, что мать Тереза за свою жизнь имела какие-нибудь материальные блага.

Она знала об этих обвинениях, улыбалась и работала дальше.

2. Виктория Сото

Она заслонила детей от Дьявола

Ей было всего двадцать семь. И она отдала жизнь, спасая детей...

Американская учительница Виктория Сото пришла на работу к любимым ученикам. Был обычный день. Но за минуту мир превратился в ад. Бывший ученик с психическими отклонениями ворвался в школу с оружием и начал палить по всех без разбору.

По словам выживших детей, учительница спрятала их в шкафах и сказала не выходить, что бы они не услышали. Когда Адам Лэнза ворвался в класс, мисс Сото сказала, что дети находятся в спортзале. Несколько ребят не выдержало напряжения и выбежало. Виктория стала на пути убийце и попыталась отвлечь его от учеников. Он убил ее тремя выстрелами в лицо и ушел. В тот день погибли шесть учителей и двадцать детей.

Благодаря Виктории Сото, выжило шестеро малышей. Шесть семей обошло самое страшное горе в мире - они не хоронили своих детей.

Отдала жизнь ради пиара?

Когда новость разошлась по всем новостным каналам и интернет-изданиям, много людей реагировало по-разному. Кто-то сочувствовал семьям, а кто-то называл Викторию «наседкой», которая не сделала ничего особенного, что правительство США «высасывает из пальца образ нового героя Америки - бедняжку учительницу», что так и надо врагам-американцам.

Мне нечего сказать этим морально ущербным людям. Пусть у них все будет хорошо, их дети будут в безопасности, а Всевышний рассудит, кто герой, а кто - слабак.

3. Флоренс Найтингейл

Призвание сильнее крови

Флоренс Найтингейл родилась в богатой аристократической семье в 19 веке, получила прекрасное образование. К ней сватались знатные аристократы, но она отказала всем.

Однажды она побывала в больнице для бедняков. Увиденное впечатлило ее на всю жизнь. Кучи грязного лохмотья, антисанитария, пьяные сиделки, зловонный запах... Госпиталь тех лет был тем местом, где не лечились, а умирали в страшных муках.

Она решила, чем хотела заниматься - стать сестрой милосердия. Аристократический мир вдруг отвернулся от нее. Никто больше не просил ее руки. Но Флоренс это мало беспокоило. Она изучила много книг о медицине и приобрела много необходимых навыков.

Ангел со светом в руках

Во время Крымской войны Флоренс и еще 38 медсестер отправились на фронт. Конечно, ей было нелегко, и это не только бытовые сложности. Никто не воспринимал в серьез женщин в медицинской отрасли. Раненные солдаты умирали в собственных экскрементах, по ним бегали крысы и вши, одежда прилипала к телу, а от запаха кружилась голова. Флоренс отдали самых безнадежных.

За короткий период она добилась увеличения количества палат, организовала кухни и прачечные, ввела принципы гигиены, даже заботилась о досуге больных. Она ночью обходила палаты своих пациентов, за что ее называли «леди с лампой». Благодаря Флоренс Найтингейл, смертность сократилась с 49% до 2%.

С войны она вернулась национальным героем. Всю оставшуюся жизнь она занималась реорганизацией медицинской системы, открытием школ для сестер.
Она так и не устроила личную жизнь, а перед смертью сожгла все личные дневники и записки, чтобы никто не мог знать о ее самых сокровенных мыслях.

Сегодня существует медаль имени Флоренс Найтингейл - это самая высшая награда для сестер милосердия.

4. Ирен Сендлер

Маленькая женщина с сердцем льва

Когда началась Вторая Мировая война, полячке Ирене Сендлер было 30 лет. Когда Ирена узнала о тех ужасах, которые происходят с людьми в Гетто, она не смогла стоять в стороне.

Немцы ужасно боялись болезней, которые распространялись в лагере, потому пропускали медицинских работников. Ирена купила фальшивые документы работника Управления здоровья и каждый день приходила в лагерь.

Трудно себе представить, что маленькая хрупкая женщина смогла спасти 2500 тысячи детей. Она проводила детей по канализациям и тоннелям, перебрасывала через огорожу, а самых маленьких выносила в чемодане для инструментов.

По доносу ее арестовали. Немцы ее долго пытали, переломали руки и ноги, но она не выдала своих помощников. До самой смерти она ходила на костылях.

Ирена никогда не афишировала своей деятельности, всегда подчеркивала, что действовала вместе с друзьями. Но до преклонного возраста дожила лишь она одна.

Позор премии Мира

До 2007 года об этой женщине никто не знал. Но тут ее номинировали на Нобелевскую премию Мира. Тем не менее, комиссия посчитала, что этот поступок не достоин награды, а премию присудили Альберту Гору за репортаж про глобальное потепление.

Разве 2500 тысяч спасенных детей не стоят того, чтобы быть благодарными и уважить эту героиню хоть в старости?

Ирена Сендлер умерла в возрасте 98 лет, всю жизнь прожив скромно. Она не считала себя героем и всегда винила себя за то, что не смогла спасти больше жизней.

Эти простые и скромные женщины показывают неимоверную силу духа. Они отказались от личного счастья, пожертвовали здоровьем и даже жизнью ради других, не ожидая похвал и наград.

Невозможно понять эпоху без обращения к условиям повседневной жизни. Историк И. Е. Забелин писал, что домашний быт человека "есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий истории".

Повседневная жизнь человека сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители.

Впрочем, не стоит преувеличивать негативного влияния жестокого воспитания. Как верно отмечено В. В. Долговым, превентивная жестокость была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе? Ответ один: запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лес с волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть и в своеобразных формах.

Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий.

"Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другим, не менее важным показателем взрослости было обзаведение собственным хозяйством. По мнению В. В. Колесова, “детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно”. Думается, что имущественный критерий был даже важнее, поскольку взрослость – это вообще самостоятельность, а оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Поэтому и в летописи случаи княжеских свадеб всегда отмечаются и описываются как весьма значимые события, но действующей политической фигурой князь становится только после того, как получает во владение волость...<...>

Все это привело к тому, что общество раннего русского Средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала правоспособности, не было четко определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Долгое время граница брачного возраста оставалась единственным институализированным рубежом, который существовал в официальной культуре".

Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине", поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин: их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.).

Отношение к слабому полу иллюстрирует хорошо известная в Средневековье притча: "Не птица в птицах сыч, ни в зверях зверь ёж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, [так] ни муж в мужах, кто жены слушает".

Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена, после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы.

Однако и для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравных браков и возрастных мезальянсов в средневековом обществе остро стояла проблема "злой жены". В законодательство даже была введена специальная статья: "Если жена мужа бьет, штраф 3 гривны" (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом наказывался случай, когда жена крадет у мужа имущество, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании погубить супруга и неоднократно подсылала к нему наемного убийцу, с ней разрешалось развестись.

Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов.

Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (у богатых). В домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали под лавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами.

Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек по данным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской.

Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх}" строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.

Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище: к избе (теплому жилому помещению) пристраивались сени и холодная клеть, служившая кладовой. У зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами, шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья, бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными. Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема), но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.

Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста, у богатых – из тонкого льняного полотна. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи. Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.

Знать одевалась богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что на плечах у него был корзно – плащ из дорогой ткани. Верхняя одежда украшалось вышивками, пушниной, золотом и драгоценными камнями у оплечья (выреза ворота), припола (полы одежды) и опястья (рукава у кистей рук). Платье шилось из дорогих тканей: аксамита (бархата), паволоки (шёлка). На ногах у князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярными являлись красный, синий, желтый цвета). Головные уборы были круглыми, мягкими, отороченными мехом. Зимние шубы делались из меха соболя, бобра, куницы.

Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась в основном деревянная, в богатых домах – железная, медная, серебряная.

Быт и нравы Древней Руси показывают нам средневековое общество, недавно принявшее христианство, с постепенно растущей социальной дифференциацией.

«Русь не без добрых людей!» Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. И нам есть на кого равняться.

Окольничий Федор Ртищев

Еще при жизни близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев получил прозвище «милостивого мужа». Ключевский писал, что Ртищев исполнял только часть заповеди Христа – любил ближнего, но не самого себя. Он был из той редкой породы людей, которые ставили интересы других выше собственных «хочу». Именно по инициативе «светлого человека» появились первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. Для Ртищева было обычным делом подобрать на улице пьяного и отвести в организованный им же временный приют – аналог современного вытрезвителя. Сколькие были спасены от смерти и не замерзли на улице, стоит только догадываться.

В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои.

Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» - уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.

Императрица Мария Федоровна

Вторая жена Павла I Мария Федоровна славилась отменным здоровьем и неутомимостью. Начиная утро с холодных обливаний, молитвы и крепкого кофе, весь оставшийся день императрица посвящала хлопотам о своих бесчисленных воспитанниках. Она умела убедить толстосумов пожертвовать деньги на строительство учебных заведений для благородных девиц в Москве и Петербурге, Симбирске и Харькове. При ее непосредственном участии была создана крупнейшая благотворительная организация - Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее до начала XX века.

Имея 9 собственных детей, она особенно трепетно заботилась об отказных младенцах: больных выхаживали в воспитательных домах, крепких и здоровых – в благонадежных крестьянских семьях.

Такой подход позволил значительно сократить детскую смертность. При всех масштабах деятельности Мария Федоровна обращала внимание и на необязательные для жизни мелочи. Так, в Обуховской психиатрической больнице Санкт-Петербурга каждый пациент получил собственный садик.

Князь Владимир Одоевский

Потомок Рюриковичей князь Владимир Одоевский был убежден, что посеянная им мысль непременно «взойдет завтра» или «через тысячу лет». Близкий друг Грибоедова и Пушкина, писатель и философ Одоевский являлся активным сторонником отмены крепостного права, хлопотал в ущерб собственным интересам за декабристов и их семьи, неустанно вмешивался в судьбы самых обездоленных. Он был готов броситься на помощь любому обратившемуся и в каждом видел «живую струну», которую можно заставить звучать на пользу дела.

Организованное им петербургское Общество посещения бедных помогало 15 тысячам нуждающихся семей.

Здесь работала женская мастерская, детская ночлежка со школой, больница, общежития для престарелых и семейных, социальный магазин.

Несмотря на происхождение и связи Одоевский не стремился занять важный пост, считая, что на «второстепенной должности» способен принести «действительную пользу». «Странный ученый» старался помочь юным изобретателям реализовать свои идеи. Главными чертами характера князя, по свидетельствам современников, были человечность и добродетель.

Принц Петр Ольденбургский

Врожденное чувство справедливости отличало внука Павла I от большинства сослуживцев. Он не просто нес службу в Преображенском полку во времена правления Николая I, но и обустроил по месту службы первую в истории страны школу, в которой обучались солдатские дети. Позднее этот успешный опыт был применен и в других полках.

В 1834 году принц стал свидетелем публичного наказания женщины, которую прогнали сквозь солдатский строй, после чего ходатайствовал об увольнении, заявив, что никогда не сможет выполнить подобные приказы.

Дальнейшую свою жизнь Петр Георгиевич посвятил благотворительности. Он являлся попечителем и почетным членом многих заведений и обществ, в том числе Киевского дома призрения бедных.

Сергей Скирмунт

Отставной подпоручик Сергей Скирмунт почти не известен широкой публике. Он не занимал высоких постов и не сумел прославиться добрыми поступками, зато смог построить социализм в отдельно взятом имении.

В 30 лет, когда Сергей Аполлонович мучительно размышлял над дальнейшей судьбой, на него свалились 2,5 миллиона рублей от скончавшегося дальнего родственника.

Наследство не было спущено на кутежи или проиграно в карты. Одна его часть стала основой для пожертвований Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений, основателем которого стал сам Скирмунт. На остальные деньги миллионер построил в усадьбе больницу, школу, а все его крестьяне смогли переехать в новые избы.

Анна Адлер

Вся жизнь этой удивительной женщины была посвящена просветительской и педагогической работе. Она была активным участником различных благотворительных обществ, помогала во время голода в Самарской и Уфимской губерниях, по ее инициативе была открыта первая народная читальня в Стерлитамакском уезде. Но основные ее усилия были направлены на изменение положения людей с ограниченными возможностями. На протяжении 45 лет она делала всё, чтобы незрячие получили возможность стать полноценными членами общества.

Она смогла найти средства и силы, чтобы открыть первую в России специализированную типографию, где в 1885 году вышел первый тираж «Сборника статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

Чтобы выпустить книгу с использованием шрифта Брайля она работала без выходных до позднего вечера, лично набирая и корректируя страницу за страницей.

Позже Анна Александровна перевела нотную систему, и слепые дети смогли обучаться игре на музыкальных инструментах. При ее активном содействии через несколько лет была выпущена первая группа незрячих студентов из Петербургской школы слепых, а через год – из Московской. Грамотность и профессиональная подготовка помогала выпускникам найти работу, что поменяло стереотипное представление об их недееспособности. Анна Адлер совсем чуть-чуть не дожила до открытия Первого съезда Всероссийского общества слепых.

Николай Пирогов

Вся жизнь прославленного русского хирурга – это череда гениальных открытий, практическое использование которых спасло не одну жизнь. Мужики считали его волшебником, который для своих «чудес» привлекает высшие силы. Он первым в мире стал использовать хирургию в полевых условиях, а решение применять анестезию избавило от мучений не только его пациентов, но и тех, кто лежал на столах его учеников позднее. Его же стараниями лубки были заменены на пропитанные крахмалом бинты.

Он первым стал использовать метод сортировки раненых на тяжелых и тех, кто дотянет до тыла. Это сократило смертность в разы. До Пирогова даже несерьезное ранение в руку или ногу могло закончиться ампутацией.

Он лично проводил операции и неустанно контролировал, чтобы солдаты были обеспечены всем необходимым: теплыми одеялами, едой, водой.

По легенде, именно Пирогов научил российских академиков проводить пластические операции, демонстрируя успешный опыт приживления нового носа на лице своего брадобрея, которому помог избавиться от уродства.

Будучи великолепным педагогом, о котором все ученики отзывались с теплотой и благодарностью, он считал, что главная задача воспитания – научить быть человеком.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Для того чтобы делать добро, не нужны какие-то особенные способности или грандиозные возможности. Все это дело рук самых обычных людей. А значит, так может каждый.

сайт предлагает вам узнать о самых светлых поступках со всего мира, совершенных в этом году. Давайте делать добро вместе!

Чемпион мира по боксу построил тысячу домов для бедных филиппинцев

Когда-то Мэнни Пакьяо был обычным филиппинским мальчиком из бедной семьи, но теперь он единственный в мире боксер, завоевавший мировое первенство в 8-ми весовых категориях. На первый же крупный гонорар он построил дома для жителей своего родного поселка Танго. Сегодня на его деньги возведена уже тысяча домов.

Сириец остался в покинутом Алеппо, чтобы заботиться о кошках

Ала Джалил (Alaa Jaleel) из Алеппо каждый день рисковал своей жизнью, чтобы обеспечить нуждающихся едой и кровом. А когда люди покинули город, он остался, чтобы заботиться об их домашних питомцах. У него больше ста кошек, в том числе и котенок, которого оставила ему, уезжая, одна маленькая девочка. «Я сказал, что буду заботиться о нем, пока она не вернется», - рассказывает Ала.

Учитель организовал «Джентльменский клуб» для мальчиков из неполных семей

Реймонд Нельсон (Raymond Nelson) - учитель в одной из школ Южной Каролины. Ему никак не удавалось справиться с хулиганами из своего класса. И тогда он купил пиджаки и галстуки и создал «Джентльменский клуб», где мальчики раз в неделю учатся тому, что обычно рассказывают своим сыновьям отцы: как завязывать галстуки, как обращаться к старшим и как быть обходительными с мамой, бабушкой или сестрой. Строгий дресс-код, придуманный Нельсоном, служит определенной цели, ведь человек, одетый в смокинг, драться не станет. «Я понимаю, они плохо ведут себя не потому, что они плохие, а потому, что им просто не хватает внимания и любви», - говорит учитель.

Датчанка спасла двухлетнего нигерийского мальчика, от которого отказались родители

Почти год прошел с момента, как датчанка Аня Ринггрен Ловен (Anja Ringgren Loven) нашла на улице истощенного двухлетнего малыша. Она назвала его Хоуп (Hope - надежда). Собственные родители выгнали мальчика из дома, посчитав «колдуном». Тогда ему было чуть больше года, и он выживал только благодаря подачкам прохожих. Аня забрала его в свой приют, который содержит вместе со своим мужем Дэвидом Эммануэлем Умемом. В нем живут 35 спасенных детей от года до 14 лет.

Когда Аня опубликовала фото с Хоупом в Фейсбуке, пользователи со всего мира начали перечислять ей деньги. Всего был собран $ 1 млн. В планах у Ани и ее мужа - большой детский дом и клиника для детей. А Хоуп сейчас совсем не напоминает «скелетик на ножках». Это веселый малыш, который, по словам приемной мамы, «вовсю наслаждается жизнью».

Бегунья пожертвовала будущей медалью, чтобы помочь получившей травму сопернице

На Олимпиаде, в забеге на 5 000 метров, новозеландская бегунья Никки Хамбли столкнулась с американкой Эбби Д’Агостино. Никки помогла своей сопернице подняться, и дальше они бежали вместе, поддерживая друг друга. Обе спортсменки не только прошли в финал, но и были награждены медалью Пьера де Кубертена за проявление благородства и истинного духа спорта во время Олимпийских игр.

Тысячи людей поддержали девушку, на день рождения которой никто не пришел

Никто из приглашенных не пришел на день рождения к 18-летней Халле Соренсон (Hallee Sorenson). Тогда ее двоюродная сестра Ребекка попросила пользователей сети поддержать Халле открыткой с парой теплых слов. И произошло удивительное - почтовое отделение в штате Мэн затопили письма и открытки. Всего девушка получила 10 тыс. открыток и подарков.

Школьники повторили выпускной для своего одноклассника, который попал в автокатастрофу

Скотт Данн (Scott Dunn) попал в тяжелую автомобильную аварию как раз накануне выпускного. Выйдя из комы, Скотт был ужасно расстроен тем, что пропустил такой важный день. Но как только молодой человек пошел на поправку, его родителям позвонил директор школы и сказал: «Мы хотим сделать кое-что особенное для вашего сына». Оказалось, что одноклассники Скотта подготовили для него личный выпускной. Повторились и праздник, и поздравительные речи, и наряды выпускников, но на этот раз был вручен только один диплом. Скотт был поражен до глубины души: «У меня нет слов. Невероятно осознавать, скольким людям, оказывается, есть до меня дело».

Бездомный таец получил жилье и работу в благодарность за свой честный поступок

44-летний бездомный таец по имени Варалоп (Waralop) нашел на станции метро кошелек. Несмотря на то что у него совсем не было денег, а в кошельке лежали 20 тыс. бат ($ 580) и кредитные карты, он не потратил их на свои нужды, а отнес находку в полицию. Хозяином кошелька оказался 30-летний владелец фабрики Ниити Понгкрайньос (Niity Pongkriangyos), который был поражен честностью бездомного. Он признался, что если бы сам оказался в таком положении, то вряд ли вернул бы кошелек. В благодарность Ниити предоставил Варалопу служебную квартиру и дал работу на своей фабрике. Теперь бывший бездомный зарабатывает 11 тыс. бат ($ 317) в месяц и больше не ночует в подземке.