Все без исключения произведения Булгакова в буквальном смысле завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Повесть Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Повесть написана удивительным языком, полным едкого сарказма, по вместе с тем она воспринимается как глубокое, философское произведение.
Булгаков делает героев повести символами эпохи. Профессор Преображенский - настоящий российский интеллигент, представитель уходящей категории общества. Вместе с ним уходит многое, что было важным и нужным для людей. Высказывания профессора могут показаться смешными. Но юмор отнюдь не умаляет их актуальности. «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении... Пусть: раз социальная революция - не нужно топить»; «почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»; «Почему убрали ковер с парадной лестницы?» «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
С точки зрения шариковых, которые по сути своей являются символом новой эпохи, эстетика быта совершенно не нужна. Вместе с этим «новые люди» готовы отказаться от всего, что создавалось веками. Стремление построить новую жизнь воспринимается ими как необходимость полностью уничтожить то, что было сделано ранее. В уста профессора Преображенского Булгаков вкладывает множество метких замечаний.
«Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?... Разруха не в клозетах, а в головах».
Меткие и очень точные замечания высказывают многие персонажи повести. В том числе и бездомный пес еще до превращения в человека, который отличается редкостной наблюдательностью и умом. Реальная жизнь послереволюционной России предстает перед нами во всем своем пугающем правдоподобии. Мрачные картины встают перед нами с самого начала повести. Вьюга как символ печали; запущенные пустые улицы как символ нищеты, убогости. В самом начале повести мы смотрим на обстановку глазами бездомной дворняги. Ничто не радует наш взгляд. Вот пробегает мимо девушка-машинистка, которая зарабатывает сущие копейки «по девятому разряду четыре с половиной червонца».
Для создания объективной картины не может быть незначительных деталей. Образ машинистки также неслучаен. Молодая девушка выглядит столь несчастной, замерзшей, полуголодной, что мы начинаем понимать, как несправедлива и уродлива действительность. А как много говорит фраза: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует».
Булгаков в своей повести ставит очень серьезные вопросы - он заставляет задуматься о нравственности людей, с которыми мы сталкиваемся на страницах произведения. Повсюду царит воровство. Никто не заботится о соблюдении порядка, страна приходит в упадок, общество деградирует.
И на фоне этой деградации появляется новый человек, Шариков. То, что в повести Булгакова этот новый человек еще совсем недавно был бродячим псом, очень символично. Особенно важно, что будучи собакой, Шариков отличался большей порядочностью и вызывал искреннее сострадание и симпатию. Став человеком, он вызывает только отвращение.
Новый человек, который в повести представлен Полиграфом Полиграфычем Шариковым, полностью соответствует требованиям «новой жизни», является «продуктом» своей эпохи. Он бездуховен, необразован, неблагодарен, туп, агрессивен. Он чувствует себя настоящим хозяином жизни, не обращая внимания на кого бы то ни было.
Заслуживает пристального внимания и донос на профессора Преображенского. Это свидетельствует о полном отсутствии у Шарикова каких бы то ни было человеческих качеств. Отличительными чертами этого персонажа являются подлость, зависть, ненависть ко всему и всем вокруг.
Хозяин жизни, а именно таковым стал чувствовать себя «новый человек» после революции, очень силен. Он не останавливается ни перед чем, не думает о морали и нравственности. Фантастический эксперимент в повести - это отражение реального, огромного социального эксперимента - революции. Персонаж повести Шариков не смог стать человеком, перед нами всего лишь Существо, отдаленно на него похожее.
Рядом с «шариковыми» оказываются те, кто слабее и уязвимее. И общение с «новыми людьми» приносит исключительно страдания. Невозможно представить себе что-то более чудовищное, чем общество, в котором всем распоряжаются «ша-риковы», эти бессердечные и злобные создания. В повести профессор Преображенский находит «управу» на Шарикова, он просто превращает его обратно в собаку. Но социальный эксперимент - революция - не имеет обратного хода. И именно поэтому повесть оставляет ощущение некоторой недосказанности. Писатель ставит проблему, предоставляя возможность читателям думать о ней. Поэтому даже сегодня, по прошествии значительного периода времени, мы можем задуматься об обществе «шариковых», отголоски которого ощущаем до сих пор.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанный, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел в печати ни одной своей строчки.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни - с МЬсквой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же перспективы его развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.

Шариков во что бы то на стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«-...Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, - негодует профессор.

- «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете», - вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он неодинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера - местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Цолиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих - характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения...

Последний аккорд шариковской деятельности- донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствовала. Из-за того что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулась нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдью легче управлять. У нее все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому, повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!

М. А. Булгаков – один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть “Собачье сердце”.

Произведение было написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой критикой реалий советской действительности 20-х годов.

Название повести “Собачье сердце” может быть истолковано по-разному. Первое, самое очевидное, – автор просто выбрал такое название исходя из описанных в произведении событий (герой живет с сердцем собаки). Также можно трактовать слово “собачье” и в переносном смысле, то есть “очень плохое” (например, “собачья жизнь”, “собачья работа”). Учитывая это значение, можно сделать вывод, что у Шарикова “собачье” сердце. Из доброго и симпатичного пса он превратился в злобного, корыстного и хамоватого недочеловека.

Тема произведения – это невероятный эксперимент, который заканчивается превращением собаки в человека, а также последствия, к которым это привело. Используя гротеск, автор вводит в обычную городскую действительность элементы фантастики. Действие повести начинается с того, что профессор Ф. Ф. Преображенский ре-шается провести эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Причем, со временем, он все больше и больше напоминает своего “донора” – вора и пьяницу Клима Чугункина. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются привить Шарикову хорошие манеры и воспитать его, но все их усилия оказываются напрасными. Их подопечный получает документы и требует прописку, постоянно приходит пьяным, пристает к прислуге; он начинает работать в отделе по отлову бродячих котов, приводит домой женщину и пишет на профессора до-нос. Шариков буквально рушит жизнь профессора, а также губит его веру в возможность перевоспитания.

Автор ставит перед читателем сразу несколько проблем. Это и вопрос вмешательства в законы природы – профессор Преображенский движим самыми благими намерениями, но результат оказывается прямо противоположным. Он вынужден бороться с непредвиденными последствиями своего эксперимента. Также автор затрагивает вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа в послереволюционное время. В ироничных тонах Булгаков описывает глупые бюрократические проволочки и бескультурье. Осуждает безграмотность, невежество и глупость.

В произведении часто используется прием контраста – профессор Преображенский и его окружение противопоставляются агрессивно-настроенному и абсурдному миру, раскрытому через образы Швондера и других членов домкома. Также автор часто использует гротеск и иронию, подчеркивая недостатки и бессмысленность происходящего.

Финал повести поучителен. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Единственным выход стало возвращения Шарика в исходное положение.

(3 оценок, среднее: 3.67 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Повесть “Собачье сердце” была крайне негативно принята критиками после ее написания, и лишь спустя несколько десятков лет она увидела мир....
  2. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления...
  3. Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917...
  4. Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое...

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа села Бичевая Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

УМК. Литература.9 класс 2 (ступень)

Урок (второй по теме) литературы в 9 классе по повести «Собачье сердце». На первом уроке ученики знакомились с биографией писателя, историей создания повести и её судьбой, анализировали ключевые эпизоды. Составляли характеристики персонажей. Выявляли авторскую позицию к проблемам, обозначенным в повести.

Литература:

1. УМК Литература

2. Приложение к журналу «Первое сентября». Литература

3. «Собачье сердце»

5. «Словарь терминов»

Разные точки зрения создают условия для активной дискуссии, в ходе которой ученики учатся излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы. А также выслушивать другую точку зрения, принимать её или оспаривать. Проблема переустройства мира – основная проблема второго урока (для рассмотрения этой проблемы с разных позиций на урок приглашён иерей прихода Сретенье Господне отец Максим).

Тема урока : Нравственная проблематика повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

· Осмысление содержания повести «Собачье сердце»

· Расширение и углубление представления учащихся о М.Булгакове как о мастере художественного слова.

· Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Задачи урока:

· Приобщить учеников к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

· Способствовать развитию умений формулировать проблематику произведения, аргументировать свою точку зрения.

· Побудить ребят к размышлению о нравственности.

Методические приёмы:

· Создание проблемной ситуации.

· Работа с текстом.

· Беседа по содержанию повести.

· Анализ ключевых эпизодов.

Оборудование:

Портретписателя, тексты повести, словарь литературоведческих терминов,

Фильм по повести «Собачье сердце».

Эпиграф:

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои

поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа.

Слова:

· Нравственность

· Гуманизм

· Сострадание

· Человеколюбие

Ход урока:

· Организационный момент.

· Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Сегодня состоится серьезный разговор на нравственную проблематику.

· Слово учителя.

· Проблема переустройства мира существовала во все времена. Люди мечтали о жизни без насилия и зла, воин и ненависти. Но мир был всегда несовершенен. Люди погрязли в грехах: предавали ближнего своего, убивали, доносили, из зависти и гордости не замечали чужих страданий, перестали уважать старших. Можно ли было спасти человечество от гибели? В чём его спасение?

· В чём видят спасение человечества представители православной церкви? Слово предоставляется Отцу Максиму.

· Вопрос: «Сущность восхождения Иисуса Христа на плаху». Не была ли напрасной его жертва?

· Учитель.

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия Христа. Стало ли общество лучше? И идея переустройства мира вновь овладевает умами отдельных личностей. В художественной литературе эта идея тот час нашла отклик. Среди писателей наметились разногласия: одни признавали революционное преобразование общества, т.е. смену строя насильственным путём, «загнать человечество в счастье» Другие приветствовали эволюционный путь развития общества, т.е. через духовное и нравственное воспитание.

Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - это попытка писателя показать, как отразится на обществе насильственное вмешательство в законы природы. Можно ли создать нравственное общество революционным путём? Максим Горький в 1918 году в статье «Несвоевременные мысли» называл В.Ульянова – Ленина великим экспериментатором над народом, сравнивая его с химиком, проводящим опыты.

Герой Булгакова не случайно носит фамилию Преображенский, это пластический хирург , занимающийся преобразованием внешности человека. И вот он решается на ещё один научный эксперимент.

· Создание проблемной ситуации:

Учитель ставит перед учениками следующие задачи (класс делится на микрогруппы, обсуждение, работа со словарём, высказывание своего мнения.)

· 1группа: выявить цель эксперимента профессора Преображенского.

· 2группа: что необходимо для воспитания нравственного человека?

· 3группа: в каких условиях находился «гомосапиенс» Шариков? Были ли созданы все условия для его нравственного развития?

· 4 группа: каков результат этого эксперимента? Почему он провалился?

После дискуссии, выступления групп слово предоставляется Отцу Максиму, который даёт ответ на проблемные вопросы урока:

· Что является основой нравственного воспитания?

· По каким законам должен жить человек?

· Можно ли насильственно создать идеальное общество и нравственную личность?

Итог урока. Слово учителя.

Мы не случайно сегодня говорили о нравственности. Вы на пороге взрослой жизни, вам не раз придётся принимать решения самим, без чьей – либо подсказки, делать выбор. От того, какими жизненными принципами вы будете руководствоваться, зависит ваша судьба, судьба ваших близких людей, судьба страны.

Повесть Булгакова, написанная в начале прошлого века, актуальна и в наши дни и служит предупреждением будущим поколениям. Булгаков предупреждает нас: «Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени». Автор повести считает, что новое общество должно придерживаться гуманистических принципов во взаимоотношении людей, которые основаны на уважении к своей культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности, нравственности остаётся нерешённой.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем «шариковы» исчезнут из нашей жизни. Но так хочется верить, что это время настанет.

Отметки за урок:

Рефлексия: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

Домашнее задание: Написать эссе на тему (по выбору)

1. «Какие чувства вызывает Шариков-человек?»

2. «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?»

3. «Нравственное общество – это утопия или реальность?»

Приложение к уроку

Ожидаемые ответы микрогрупп (краткий комментарий по вопросам заданий)

· Цель эксперимента профессора Преображенского?

Профессор задумывает улучшить человеческую породу, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

· Что необходимо для нравственного воспитания человека?

Необходимы любовь, внимание, уважение, доброта и забота о младших и стариках, гуманное отношение к миру, честность и искренность во взаимоотношениях, взаимопонимание и взаимопомощь , умение сострадать, слышать и прощать..

· Были ли созданы условия для нравственного воспитания Шарикова?

Преображенский, будучи человеком интеллигентным, верит в силу искусства и добра. Он окружает Шарикова заботой и вниманием, пытается внушить ему правила поведения в обществе, приучить к культуре поведения. И он, и Борменталь не могут понять, почему невежество и грубость с приходом новой власти стали повсеместны, и стараются искоренить пагубные привычки донора в своём детище.

· Каков результат эксперимента?

Эксперимент провалился! Шариков, он же Полиграф Полиграфыч унаследовал самые худшие качества своих доноров: агрессивность , необразованность, бездуховность, грубость и хамство. Жизнь обитателей квартиры превратилась в сущий ад: брань, окурки на полу, зловоние. Уверенность Шарикова в своей правоте и безнаказанности находят поддержку в лице Швондера, председателя домкома , идейного наставника Шарикова. Шариков быстро усвоил главное правило хозяев жизни: грабь награбленное, дели всё поровну, уничтожай; из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от себе подобных, не признавая родства. Ему так и не смогли ни Преображенский, ни Борменталь, ни Зиночка привить такие понятия, как совесть, мораль, стыд, уважение к женщине. Подлость, ненависть, злоба –вот портрет нового человека. Благие намерения Преображенского обернулись трагедией, чуть не стоившей создателю жизни. Он успевает исправить свою ошибку, вернув Шарикова к прежнему своему состоянию.

· Почему эксперимент профессора Преображенского провалился?

Потому что нельзя насильственным путём создать идеальное общество. «Нельзя железной рекой загнать человечество в счастье». Там, где зло, насилие, не может быть речи о нравственной личности, о нравственном обществе».

М.Булгаков повестью «Собачье сердце» предупреждал о тех разрушительных преобразованиях, которые последуют после революции 1917 года. Результат её - тоталитарный режим, просуществовавший в нашей стране не одно десятилетие; укоренившаяся и повсеместная шариковщина, проявляющаяся в грубости и равнодушии чиновников по отношению к своему народу. И сегодня мы испытываем на себе результаты неудавшегося эксперимента по превращению в счастливую нацию. Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки близких, матери отказываются от своих детей, чиновники, глухие к нуждам народа, заботятся только о своём благосостоянии.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанный, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел в печати ни одной своей строчки.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни - с МЬсквой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же перспективы его развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.

Шариков во что бы то на стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«-...Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, - негодует профессор.

- «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете», - вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он неодинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера - местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Цолиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих - характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения...

Последний аккорд шариковской деятельности- донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствовала. Из-за того что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулась нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдью легче управлять. У нее все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому, повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет! ..