Этот пост будет интересен тем, кто неравнодушен к истории России.
Всяческих русофобов прошу не беспокоить себя его прочтением.

В течение многих столетий в России не было скульптурных памятников. Великие имена и великие события, как правило, увековечивались с помошью построек храмов. Отношение к скульптуре изменилось в петровские времена. И в результате в XVIII веке по европейскому образцу в новой столице были установлены памятники ее основателю. Это конная статуя императора работы Бартоломео Карло Растрелли , долгое время незаслуженно простоявшая в забвении у Троицкого моста и установленная у входа в Михайловский замок только Павлом I, и знаменитый "Медный всадник" скульптора Этьена Мориса Фальконе , возведенный Екатериной II.

В 1801 году на Марсовом поле был открыт памятник великому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову работы Михаила Ивановича Козловского . Несмотря на то, что Суворов изображен на памятнике аллегорически - в виде бога войны Марса, все же стоит отметить, что это был первый в России памятник некоронованной особе, к тому же выполненный русским скульптором. Интересно и то, что несмотря на очень сложные, часто доходящие до взаимной вражды, отношения между полководцем и императором Павлом, именно государь принял решение об установке памятника Суворову, причем еще при жизни фельдмаршала, что являлось беспрецедентным случаем.

Интерес к скульптурным монументам в начале XIX века проявила и старая столица: москвичи явно не хотели отставать в этом от петербуржцев. Так, первым в Москве стал памятник героям 1612 года - гражданину Минину и князю Пожарскому.

История создания этого знаменитого монумента оказалась весьма длинной. Началась она вовсе не в Москве, а в Санкт-Петербурге, когда в 1802 году ученикам Императорской академии художеств в качестве темы для работы предложили эпоху Смутного времени. Через год эту идею подхватило Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, образованное выпускниками гимназии при Академии наук. В частности, с инициативой возвести памятник руководителям Второго народного ополчения выступил писатель, поэт и переводчик Василий Васильевич Попугаев (1779 - 1816) - один из наиболее деятельных членов этого общества.

Интересно, что В. В. Попугаев тогда предложил создать монумент не только Минину и Пожарскому, но и другим героям Смутного времени, и прежде всего патриарху Гермогену , который был заключен под стражу и умер от голода в оккупированном поляками Кремле, однако не перешел на сторону интервентов и поддерживал движение за освобождение Москвы.
Ещё раз идея увековечить память о Гермогене в Москве возникнет в 1913 году, когда патриарх был причислен к лику святых. Об этом было официально объявлено во время празднования 300-летия династии Романовых, но вскоре началась Первая мировая война, затем революция... И лишь в 2013 году в Александровском саду был установлен памятник Гермогену, созданный по проекту скульптора Салавата Щербакова:

Однако, вернемся к Минину и Пожарскому.
В 1804 году Иван Петрович Мартос (1754 - 1835) , один из известнейших в то время скульпторов России, по своей инициативе выполнил модель монумента героям 1612 года и представил ее на суд публики, оценившей его работу весьма благосклонно.
И. П. Мартос сформулировал идею будущего двухфигурного памятника героям ополчения так: "Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского - в знак их единомыслия - и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели".

Портрет И. П. Мартоса кисти Пьетро де Росси (1813 г.):


Однако после создания модели обсуждения идеи установки памятника почему-то прекратились. Новый толчок ей был дан в 1808 году, когда жители Нижнего Новгорода объявили подписку, объявив желание установить памятник Минину и Пожарскому в своем городе, ведь именно здесь с призыва Кузьмы Минина в 1611 году началось формирование Второго народного ополчения.
С одобрения Александра I был объявлен конкурс, в котором несмотря на то, что конкуренцию Мартосу составили многие знаменитые в России скульпторы, победу одержал именно его проект. Но из-за финансовых проблем работа над памятником снова остановилась. А в 1811 году, когда по подписке, организованной нижегородцами было собрано 15 тысяч рублей, предполагаемым местом для установки памятника по проекту Мартоса оказался уже не Нижний Новгород, а Москва, так как основные события, явившие подвиг Минина и Пожарского, разворачивались именно в Первопрестольной.

Никаких сомнений в том, что нижегородцы были обижены этим решением, нет. Но и Нижний Новгород не остался без памятника своим героям: в 1828 году в Нижегородском кремле был возведен обелиск в честь Минина и Пожарского, спроектированный Авраамом Мельниковым, зятем Мартоса. А уже в наши дни скульптор Зураб Церетели выполнил для Нижнего Новгорода немного уменьшенную копию московского памятника (без указания года создания в надписи на пьедестале). Этот памятник был открыт 4 ноября 2005 года, тогда же площадь, на которой его установили, была переименована в площадь Народного единства.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде:

В 1812 году работа над памятником Минину и Пожарскому была снова прервана в связи с наполеоновским нашествием. После победоносного завершения Отечественной войны создание монумента героям 1612 года обрело новое значение, став данью памяти всем защитникам Отечества. Работы возобновились.

По предложению Мартоса местом для установки памятника оказалась уже не Тверская застава, как предполагалось вначале (позднее здесь будет сооружен другой памятник победе в Отечественной войне - Триумфальная арка), а Красная площадь. Тем самым монумент превращался во всероссийский символ патриотизма.

Памятник был отлит в мастерской Академии художеств в Петербурге в 1816 году. Но после отливки его нужно было доставить в Москву. Железных дорог тогда еще не существовало, а везти на лошадях такой массивный груз было очень сложно, если вообще возможно. Однако выход был найден: фигуры и постамент отправили в Москву по воде, через недавно построенную Мариинскую водную систему , соединившую Балтику с бассейном Волги, на судах, сконструированных специально для этого случая.

Новоладожский канал Мариинской системы
(фотография С. М. Прокудина-Горского 1909 года):

Проплыв через Рыбинск, затем по Волге до Нижнего Новгорода, где его встречал буквально весь город, а далее по Оке и Москве-реке, 2 сентября 1817 года памятник прибыл в Москву.

Открытие памятника Минину и Пожарскому назначили на 20 февраля 1818 года. В Москву съехались многочисленные гости, и в первую очередь императорская фамилия во главе с самим Александром I и императрицей Елизаветой Алексеевной, вдовствующей императицей Марией Федоровной и братьями царя Константином, Николаем и Михаилом. Торжественная церемония состоялась при огромном стечении народа. На церемонии была исполнена оратория композитора Степана Дегтярева "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы", а затем по площади прошли сводны гвардейские полки, прибывшие из Петербурга.

Гравюра XIX века:


Новый памятник установили в самом центре Красной площади , напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов - таким образом сформировалась гармоничная композиция.
Выбор этого места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому, рукой указывает на Кремль, где находятся иноземные захватчики. В движениях Минина, его жестах, мече, который он подает князю, читается призыв возглавить народное ополчение и изгнать поляков из Москвы. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного и готовится встать.

Литография по оригиналу Ф. Бенуа (1850-е гг.):


Любопытно, что Мартос облачил героев в древнеримские одежды, но в то же время добавил русские порты - это и дань моде на все античное, существовавшей тогда в архитектуре и скульптуре, и указание на эпоху, когда разворачивались изображаемые события.

Два горельефа на постаменте представляют ключевые эпизоды истории освобождения России от интервентов в 1612 году: на лицевой стороне - сцена сбора пожертвований на Второе ополчение, на задней стороне - наступление русского войска и разгром поляков:

На этом горельефе И. П. Мартос изобразил себя,
отдающего Отечеству двух сыновей (в левой части горельефа).
Один из сыновей скульптора погиб в 1813 году в Италии
от рук наполеоновских солдат.

Князь Дмитрий Пожарский изгоняет поляков из Москвы:

В том же 1818 году была выпущена книга "Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве". В ней содержится внушительный список людей, давших средства на возведение памятника. Перечисление открывается именем императора Александра I, пожертвовавшего 20 тысяч рублей, после следуют представители всех сословий от дворян до крестьян со всех уголков России. Размер пожертвований от 5 тысяч рублей до 50 копеек. Это была живая иллюстрация, утверждающая народный статус памятника Минину и Пожарскому.

В начале ХХ века Красная площадь уже выглядела иначе, чем в момент открытия памятника: появилось новое здание Верхних торговых рядов (ныне - ГУМ), на месте небольшого Земского приказа вырос огромный Исторический музей, по площади был пущен трамвай. Но несмотря на это, памятник Минину и Пожарскому сохранял свое изначальное местоположение.

Фотография 1914 года:


К 1930-м годам ситуация изменилась: теперь во время парадов здесь проходили огромные толпы народа, а монумент оказывался у них на пути. В связи с этим появились предложения памятник Минину и Пожарскому снести и переплавить в новый монумент, более соответсвующий духу эпохи и коммунистической идеологии. К счастью, эти планы не были осуществлены. Однако оставить памятник в центре Красной площади большевистские власти не могли. Это объяснялось одним немаловажным моментом: памятник приобрел не вполне "удобный" подтекст , ведь по замыслу Мартоса Минин указывал на Кремль, в котором засели захватчики. А теперь он еще и указывал на Мавзолей Ленина! Новые интерпретации относительно расположения монумента, распространявшиеся в виде слухов и частушек среди москвичей, властям понравиться никак не могли. Например, такие:

"Смотри-ка, князь, какая мразь
У стен Кремлевских улеглась...".

По воспроминаниям Лазаря Кагановича , бывшего в то время первым секретарем МГК ВКП(б), решение о новом месте для памятника Минину и Пожарскому принял лично Сталин . Архитектор Иван Жолтовский рассказывал, что сам Каганович, высказавший предложение избавиться от храма Василия Блаженного, мешающего, по его мнению, демонстрациям трудящихся и проезду военной техники на парадах, был одернут именно Сталиным, приказавшим собор "поставить на место" , - разговор происходил у макета Кремля и Красной площади.

Видимо тогда же вождь озаботился и судьбой монумента героям 1612 года. Из протокола Моссовета от 3 августа 1931 года: "слушали об ассигновании средств на перенесение памятника" и постановили предоставить в распоряжение коменданта Кремля 30 тыс. рублей "из фонда непредвиденных расходов Горисполкома Моссовета". В том же году памятник и "переехал" с середины площади к храму Василия Блаженного, где находится по сей день. Теперь Минин как будто указывает Пожарскому на их прежнее месторасположение.

Через 10 лет после перемещения памятника он сыграл немаловажную роль во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года , когда наша страна в очередной раз оказалась в ситуации близкой к гибельной: силы объединенной Европы осадили Москву, хотя в отличие от событий начала XVII и XIX веков, им взять древнюю столицу России так и не удалось.

Иногда приходится слышать предложения о необходимости возвращения памятника Минину и Пожарскому на его историческое место - в центр Красной площади .
Я считаю это совершенно нецелесообразным по трём причинам , не имеющим никакого отношения к политике, если кто-то подумал о моей политической предвзятости.
Во-первых , памятник не имел серьезной реставрации вплоть до начала XXI века. Реставрационные работы, проведенные в 2010 - 2011 годах, показали, что монумент находится в опасном положении: металл его корпуса истончился настолько, что в нем образовались дыры, а металлические прутья каркаса памятника сильно проржавели. Эти работы позволили укрепить памятник, но его любое перемещение грозит полным его разрушением.
Во-вторых , нынешнее местоположение момумента стало уже давно привычным, и он составляет единый ансамбль с Покровским собором, перед которым стоит.
В-третьих , Красная площадь в ее нынешнем виде является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и менять что-либо на ней нельзя (и это, по моему мнению, совершенно правильно!).

В завершение поста привожу иллюстрации тех петербургских памятников, о которых речь шла в его начале:

Первый памятник Петру I работы Б. К. Растрелли, работа над которым шла с 1716 по 1747 г.,
но установлен на своем нынешнем месте - у Михайловского замка он был лишь в 1800 году:

"Медный всадник" на Сенатской площади работы скульптора Э. М. Фальконе
является первым монументом в России. Он был создан в 1768 - 1770 годах,
но установлен только в 1782 году:

Памятник генералиссимусу Суворову, работы М. И. Козловского
был сначала установлен на Марсовом поле, но в 1818 году перенесен
в то место, где находится сейчас, на площадь, названную именем
великого полководца:


При работе над постом были использованы материалы статьи Никиты Брусиловского "Гражданин и князь", опубликованной в журнале "Историк" (№11, 2015 г.).

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Первые памятники Ленину

Монументы вождю мирового пролетариата устанавливались ещё при его жизни, а смерть Ильича положила начало "народной" лениниане, давшей множество интересных и необычных памятников.

27 января 1924 года, в день похорон Ленина, газеты напечатали Постановление II Съезда советов Союза ССР о памятниках вождю. Кроме общих слов о вечной жизни Ильича в умах и сердцах современников и грядущих поколений и героической борьбе трудящихся за победу социализма во всех странах, постановление предписывало Президиуму ЦИК СССР разработать и утвердить проекты памятников Ленину в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте и установить сроки их сооружения.

Этот документ дал старт официальной монументальной лениниане, разродившейся за последующие 60 с лишним лет тысячами и тысячами каменно-бронзовых Ильичей.

Ногинск, Московская область

Памятник установлен 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина.

Первым памятником Ленину принято считать монумент, открытый 22 января перед входом на Глуховскую мануфактуру в подмосковном Богородске (Ногинске) - о его первенстве часто упоминается в краеведческих справочниках, об этом же говорит и установленная рядом табличка.

В ноябре 1923 года делегация рабочих мануфактуры, захватив с собой 18 саженцев вишневых деревьев, отправилась в Горки навестить больного вождя. Вернувшись, рабочие решили соорудить монумент Ленина и поставить рядом с комбинатом. Работу поручили местному мастеру Ф.П.Кузнецову. Через месяц форма для статуи была готова, и отливать ее из железобетона решили на месте, в сквере. Недалеко от проходной была расчищена площадка, на которой из кирпичей, цемента и досок соорудили постамент.

Открыть памятник предполагалось сначала перед новым 1924 годом, а потом 9-го января, в годовщину Кровавого воскресенья. Но закончить работу к этим датам не успели, и открытие было перенесено на воскресенье 22 января. В день открытия пришло известие о кончине Ленина. Чуть позже «Правда» писала, что «намереваясь открыть статую, глуховцы открыли первый памятник Ленину». Возможно, именно эта фраза - абсолютно верная стилистически - стала основой для создания легенды о памятнике в Ногинске. На самом же деле первым был не он…

Еще в 1918 году московский скульптор Г.Д.Алексеев сделал ряд натурных зарисовок Ленина в его кабинете. Он одним из первых среди художников получил разрешение лепить Ильича с натуры и провел в ленинском кабинете несколько сеансов. Итогом стали два бюста - 1919-го и 1923-го годов. О бюсте 1919 года сохранилась запись: «В настоящее время подготовлен скульптором Г.Д.Алексеевым бюст В.И.Ленина. Бюст делался с натуры, размером более натуральной величины. Изготовлен из гипса с имитацией под бронзу».

Но даже эти работы не стали первыми ленинскими скульптурными изображениями. Еще в дни празднования первой годовщины новой власти - 7 ноября 1918 года - в городе Коротояке Воронежской губернии на городской площади был установлен памятник В.И.Ленину, выполненный под руководством учительницы рисования коротоякской школы Анны Ивановны Казарцевой. Вскоре она же изготовила и бюст Карла Маркса.


Коротояк (Воронежская область)

На фото - существующий сегодня памятник. Оригинальный памятник, вероятно, отличался от него по форме и размерам. Фотографий оригинального монумента не найдено.

В эти же дни, в ноябре 1918 года, в «Известиях» был помещен рассказ о посещении Смольного, в котором были такие строки: «Останавливает внимание посетителей поставленный при входе на второй этаж тонкой художественной работы бюст вождя нашей Революции тов. Ленина».

Ленин в этой скульптуре показан молодым, периода 1890-ых годов. Скульптор и точная дата установки этого памятника остались неизвестны. Возможно, этот памятник и стал самым-самым первым.


Орёл (1920 год)

На фото - бюст, созданный по проекту Г.Д.Алексеева, ставшему основным для тиражирования на первом этапе скульптурной ленинианы.

В 1919 году счёт установленным памятникам уже превышает пару десятков - начинается тиражирование бюста, созданного Алексеевым и другими скульпторами. В октябре 1919 года открыты памятники-бюсты Ленину в Тверской губернии: на Почтовой площади (ныне Советской; скульптор Лавров) в Твери и в Осташкове на проспекте Ленина (скульптор Г.Д.Алексеев). 7 ноября 1919 года установлен памятник в Белом (ныне Тверская область) работы того же Алексеева, а 4 июля 1920 года - памятник в Вышнем Волочке . Годом позже открыты памятники в Калязине , во Ржеве и в Орле . Затем аналогичный бюст появился в Уфе, Александрове, Череповце, Меленках .

В 1920 году, в связи с 50-тилетим со дня рождения В.И.Ленина, скульптурный памятник вождю появился в Казани . Он был установлен в сквере, названном именем Ленина, и смонтирован в духе пластических композиций того времени: из бюста и деревянного постамента.

Первый памятник Ленину в Москве появился также при его жизни. Правда, всего лишь в виде стелы. После покушения Фанни Каплан, на месте ранения вождя - на Павловской улице - рабочие поставили деревянный обелиск, а 7 ноября 1922 года заменили его гранитной стелой с надписью «Пусть знают угнетенные всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». Тогда же Моссовет принял решение увековечить Ленина в бронзе, но памятник был поставлен в сквере у завода Михельсона только в 1925 году. Теперь на этом месте возвышается «канонический» монумент, созданный в 1967 году.

Смерть Ленина дала толчок целому движению по сооружению памятников. Несмотря на то, что практически вскоре после смерти - в марте 1924 года - появляется указание Комиссии по увековечиванию памяти В.И.Ленина о недопустимости проникновения в печать неприемлемых ленинских изображений, на первых порах контроль за сооружением памятников практически не ведется. Благодаря этому в 1924-1925 годах появилось множество замечательных «народных» памятников.


Куртатинское ущелье (Северная Осетия)

Памятный камень в честь Ленина, установленный в январе 1924 года.

В январе 1924 года в селе Нижние Такермени Мензелинского уезда деревенская беднота и бывшие фронтовики установили на вершине большой горы белый камень, а гору постановили назвать именем Ленина. 7 ноября 1925 года памятник Ленину открывается в Елабуге . На каменном основании, выложенном разноцветными плитами в форме звезды, установлен высокий бутовый камень, на котором возвышался бюст Ильича работы С.Д.Меркурова. Аналогичный бюст работы того же автора установлен на центральной городской площади в Тетюшах . 1 мая 1924 в д. Страшевичи Новоторжского уезда был открыт памятник-бюст, вырезанный из дерева крестьянином А.Н.Жуковым.

В 1924 году, вскоре после смерти В. И. Ленина, горцы Куртатинского ущелья поставили непритязательный гранитный памятник. «Горцы никому тогда неведомого Куртатинского ущелья, веками прозябавшие в невежестве и нищете и сбросившие наконец тяжкое ярмо со своих плеч, одними из первых в стране почтили память вождя революции» , - рассказывал позже путеводитель по этим местам.


СЛЕВА - Киров, открыт 7 ноября 1924 года.
В ЦЕНТРЕ - Вытегра, открыт в 1924 году.
СПРАВА - Можайск, открыт 7 ноября 1924 года.

27 января 1924 года в Златоусте был сооружен деревянный обелиск пирамидальной формы, установленный у входа в школу 2-ой ступени. Обелиск был обтянут черным крепом и увит хвойными гирляндами. Над овальным портретом Ленина на передней стенке находилась надпись: «Вечная слава вождю Ленину. 1924». Ниже портрета: «В твердой воле живых поколений вечно жив и бессмертен Ленин». Позднее, 7 ноября 1924 года, на городской площади напротив рабочего клуба был установлен новый памятник. Его постамент составляли три блока мрамора, установленные на пятиступенчатом стилобате. На постаменте был установлен чугунный бюст. Здесь памятник простоял до 1926 года, затем его переместили в сквер у здания железнодорожной конторы Позднее бюст был заменен тиражированной статуей Ленина.

Чуть позже рассматриваемого периода, в мае 1926 года, в Златоусте был установлен другой примечательный монумент. Местный горисполком заказал проект памятника в Академии Художеств в Ленинграде, откуда свои варианты памятника прислали архитекторы Ю.В.Щуко, В.М.Тейтель и архитектор-художник В.А.Волошинов, проект которого и был принят. Новый памятник располагался на площади III Интернационала, напротив здания рабочего клуба. Небольшая статуя В.И.Ленина была установлена на постаменте в виде стилизованной наковальни, который опирался на трехступенчатый стилобат, имевший форму пятиконечной звезды. За бронзовой скульптурой поднимался высокий, квадратный в сечении, пилон со срезанным наискось верхом. Пилон (и некоторые другие части памятника) был изготовлен из дерева, раскрашенного под мрамор, хотя по проекту предполагалось изготовить памятник из полированного мрамора. В настоящее время этот памятник по-прежнему находится в саду напротив здания краеведческого музея, однако скульптура установлена на другом постаменте, имеющем простую кубическую форму.


Златоуст

Памятник установлен в 1926 году.


В конце 1960-ых годов в газете «Советская культура» была напечатана заметка о том, что в госархиве Украинской ССР пионеры разыскали фотоснимок, запечатлевший открытие скульптурного бюста Ленина в Житомире 7 ноября 1922 года. Поместив фотографию, газета снабдила ее следующим текстом: «Всмотритесь в этот снимок, читатель. Перед Вами -- первая в нашей стране монументальная скульптура основателя Коммунистической партии и Советского государства».

Житомирский бюст был открыт в честь 5-ой годовщины революции возле Дворца Труда, где находился губернский совет профсоюзов. Бюст был выполнен из бронзы, для получения которой бойцы отряда Н.Щорса отдали гильзы и старое оружие.

Но и на Украине повторилась российская история - монумент, официально провозглашенный первым, таковым не являлся.

Ещё весной 1919 года киевская газета «Бiльшовик» писала: «Будут поставлены 8 бюстов вождей пролетариата: на Софиевской площади – Ленина и Троцкого, на Думской пл. – Карла Маркса, на б.т.н. (бывшей, так называемой) Царской площади – Тараса Шевченка, на Печерске – Свердлова; на Театральной площ.– Карла Либкнехта; на Б. Васильковской ул. - Энгельса, и на Подоле, на Александровской пл. - бюст Розы Люксембург».

Но простояли эти бюсты (ленинский был выполнен скульптором Ф.П.Балавенским, соавтором памятника княгине Ольге) недолго. Взявшие 31 августа город деникинцы и петлюровцы уничтожили все революционное творчество. Позже тот же «Бiльшовик» писал: «...Уничтожены памятники Ленину и Шевченко. Революционные памятники рубили шашками».

В начале 1920-ых годов, после образования УССР, скульптуры и бюсты Владимира Ильича - это можно проследить по сообщениям местной прессы - были установлены в Киеве, Днепропетровске, Чернигове, Сумах.

Тогда же появляется первый памятник в Харькове работы местного автора Кратко. Он состоял из машинных деталей, в силу чего судьба его оказалась весьма короткой и потому печальной. Харьковская газета «Коммунист» писала: «Памятник В.И.Ленину представлял собой сумбурную композицию из зубчаток, болтов и других частей машин. Нет ничего удивительного, что он вызвал возмущение трудящихся, не желавших мириться с извращением образа любимого вождя, и был снят на следующий день после открытия».

Другой прижизненный памятник Ленину на Украине был установлен в 1922 году в Луганске . Бюст создал модельщик паровозостроительного завода И.П.Борунов. Во время войны он был отправлен на переплавку в Италию, где его выкрали и спрятали до конца войны местные партизаны. В 1945 году он был обнаружен в Римской национальной галерее. В 100-летнюю годовщину со дня рождения Ленина было принято решение передать памятник жителям города Кавриаго. В свое время трудящиеся города приняли резолюцию в поддержку «русских советистов» и избрали Ленина почётным мэром Кавриаго.


Кавриаго, Италия

Памятник в центре города. Установлена копия монумента 1922 года, оригинал выставлен в местном музее.


После смерти Ленина количество возводимых монументов возрастет многократно. В 1969 году газеты рассказали об уникальном памятнике, установленном в Кременчуге : «Это было в январе 1924-го… Жители непрерывным потоком, с утра до вечера, шли к Днепру, чтобы посмотреть на памятник В.И.Ленину, который появился на льду возле острова Фантазия. На постаменте, мастерски вырубленном из льдины, четко вырисовывались слова: «Спи спокойно, дорогой Ильич, заветы мы выполним». Этот монумент был создан рабочими-грузчиками Кременчугского речного порта. Достали снимки Ленина в разных возрастах, нашелся и художник-самоучка. Принесли из союза бюст и лозунги. Памятник готов. Но он временен - скоро наступит весна. Грузчики решают увековечить память об Ильиче коллективным вступлением в партию».

В мае 1924 года на территории Одесского судоремонтного завода был установлен памятник, созданный мастером литейного цеха Федотовым. Бюст Ленина помещен на постамент-земной шар, установленный на символические фабричные трубы (на фото слева ).

Во время войны памятник был разрушен и восстановлен вновь лишь в 1970 году, к 100-летию Ленина. Монумент сохранился по сей день, в 2013 году он перенесён к зданию заводоуправления судоверфи Одесского порта.

Памятники "первой волны" скульптурной ленинианы:
СЛЕВА - Нижний Тагил, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВВЕРХУ - Елабуга, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВНИЗУ - Сталинград (Волгоград), открыт в 1925 году, уничтожен во время войны.

Первый (или - не исключено, что история повторится в очередной раз - один из первых) памятник Ленину в Белоруссии появился ещё в 1922 году в посёлке Краснополье. Сделан бюст был из дерева и долго не сохранился.

В день смерти Ленина, в январе 1924 года, пограничники Житковичского погранотряда в Гомельской области собрались в красном уголке и, выслушав рассказ командира заставы Ковалева о революционном пути вождя, решили соорудить монумент Ильичу. По разработанному проекту предполагалось установить небольшой бюст на постамент необычной формы -- ступенчатый куб, по всем сторонам которого шли ряды светлых окон. Пограничники считали, что памятник такому человеку как Ленин должен быть радостным, светлым. «Светлые окна -- это свет ленинских идей, которые озаряют трудящимся всего мира путь к новой жизни».

В 1924 году появляются первые памятники и в Минске . Первой стала скульптура для Коммунистического университета в Минске, выполненная А.Граубе. Граубе также создал скульптуру «Ленин на трибуне», которая была установлена в минском клубе имени Маркса.

Проект, созданный студентами Витебского художественного техникума под руководством педагога М.Керзина, задумывался как «монумент целой исторической эпохи, связанной с преобразованием мира после Октября. На сложном многогранном постаменте был установлен шар - символ Земли, - образ, довольно часто использовавшийся в первых памятниках Ленину. На шаре должна была располагаться фигура Ильича, обращающегося с речью к рабочим мира. У основания памятника -- трибуна. Общая высота монумента - 18 метров. Однако, памятник не был создан.


"Ленин на трибуне", почтовая марка Почты СССР

В феврале 1924 года 2 съезд Советов Туркестанской республики (теперь - территория Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана) принял решение воздвигнуть памятники Ленину в шести городах республики.

Впервые о памятнике Ленину на Советском Востоке написала «Туркестанская правда» от 8 июня 1924 года, которая сообщила, что ученики ташкентской школы имени Пржевальского под руководством своих преподавателей сооружают памятник-бюст Ленина. Он был установлен во дворе школы на высокой усеченной пирамиде. Поскольку памятник был изготовлен из недолговечных материалов, долго он не простоял.

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.

Посвящён нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.


С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде - городе, где было собрано ополчение.


Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает основным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника.


К 1808 году массовый энтузиазм по поводу установки памятника Минину и Пожарскому постепенно стихает. И тогда нижегородцы опять поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан». 2 мая 1808 года даётся указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются скульпторы Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В ноябре 1808 скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о начале сбора средств. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам». Рисунок значительно отличается от первого проекта и по своей композиции почти совпадает с окончательным решением памятника.


К 1811 собранная сумма оказалась достаточной для начала работы. К этому же времени было решено установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.


Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи, в том числе и о технологиях, применяемых при его изготовлении.


Отлитый памятник отправился 21 мая 1817 года из Санкт-Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путём со специальным визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника. Доставка завершилась 6 сентября. До февраля 1818 года шли работы по установке, и наконец 4 марта (20 февраля) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Степена Дегтярёва «Минин и Пожарский».


Первоначально памятник Минину и Пожарскому находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

В 2010-2011 годах планируется капитальная реставрация памятника. При переносе памятника была нарушена система стока воды, в результате за прошедшие 78 лет монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущем сохранении памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.


Текст надписи критиковал А. С. Пушкин: Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Все это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского.

Сегодня, 4 марта 2018 года, исполняется 200 лет со дня открытия первого скульптурного памятника в Москве – памятника Минину и Пожарскому. , поэтому расскажем о старых памятниках, поставленных в Москве до революции, которые можно видеть и сейчас.

Прогуляться по Москве и посмотреть памятники —>

Точное количество памятников в Москве не сможет назвать ни один даже самый дотошный москвовед. Другое дело Информационный центр правительства Москвы, который в 2008 году насчитал их аж 988 штук. Конечно, с тех пор их значительно прибавилось. Монументальные и крохотные, украшающие столицу и портящие ее внешний вид, посвященные значительным событиям и отдельным историческим личностям. Описать все это многообразие невозможно, поэтому в связи с юбилеем первого памятника предполагаю сделать несколько тематических подборок.

ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ

Долгое время в России скульптурных памятников не было. Исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей. Так, известный всем Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – памятник взятию Казани. При этом каждая из церквей, входящих в этот ансамбль освящена в честь тех святых, в чей день произошли победные сражения в этом походе. Казанский собор на Красной площади – памятник победы над поляками. Несуществующий ныне храм Честных Вериг апостола Петра в Петроверигском переулке был выстроен в честь венчания на царство Ивана Грозного, Симеона Столпника на Николоямской улице – Бориса Годунова и так далее.

Помимо храмов, начиная с эпохи правления Петра Первого выдающиеся события отмечались также триумфальными воротами и арками. Первый скульптурный памятник в Москве появился только в начале XIX века, в 1818 году.

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения, а после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение, стал символом победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская семья, дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля (4 марта) 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.


Литография Дациаро по оригиналу Ф.Бенуа. Верхние Торговые Ряды в середине 1850х-1850х гг.

Памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Выбор места был не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики.

Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя горельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков.

Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». Отмечу, что на лицевом горельефе слева изображен сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Кстати, сыновья скульптора позировали ему при создании фигур Минина и Пожарского.

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь планами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли. Официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Неофициально - слишком уж сурово смотрел гражданин Минин, правой рукой указывая на мавзолей Ленина, а левой - вручая меч князю Пожарскому, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник был передвинут с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил.

В 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

Пожалуй, самый известный памятник Москвы - памятник Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. Он был задуман в честь восьмидесятилетнего юбилея поэта, но открыт годом позже, 6 июня 1880 г., в день, когда Пушкину исполнился бы 81 год. В отличие от многих известных литераторов и живописцев, Пушкин при жизни ни разу не позировал для создания своих скульптур. Изначально монумент стоял на противоположной стороне Тверской улицы, спиной к Тверскому бульвару, и смотрел на Страстной монастырь.



В советское время монастырь снесли. В 1950 году памятник был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст.

В 1880 г. царская цензура не пропустила строфу «Что в мой жестокий век восславил я свободу» и до 1937 года, на памятнике красовалась другая цитата в переделке Жуковского:

И долго буду тмъ народу я любезенъ ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ.

В 1936 году, к столетию со дня смерти Пушкина, двустишия были заменены на полные четверостишия, восстановлен пушкинский текст, а орфография заменена на современную.

ПАМЯТНИК ПИРОГОВУ

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов определенный период жизни сотрудничал с не менее талантливым хирургом Николаем Васильевичем Склифосовским, который считал Пирогова своим наставником и учителем. Желая увековечить память старшего товарища, именно Склифосовский учредил Общество русских врачей, инициировал проведение «Пироговских съездов» и поддержал инициативу по созданию в Москве памятника Пирогову. Однако давать согласие на установку монумента городские власти побоялись, так как в то время памятники возводили в честь царских особ и полководцев, но никак не ученых. Николай Васильевич отправился лично на прием к императору, и высочайшее дозволение было получено. Средства из казны на памятник не выделили, и их пришлось собирать через специально созданный комитет.

Скульптору Владимиру Шервуду еще при жизни великого хирурга довелось лепить его скульптурный портрет, поэтому памятник получился фотографически точным. Поставлен памятник на Большой Пироговской улице перед зданием терапевтической клиники I Московского медицинского института имени Сеченова. Николай Иванович Пирогов изображен в застегнутом сюртуке, сидящим в кресле; в левой руке он держит череп, а в правой - металлический зонд, которым в те времена искали в теле раненого осколки и шрапнель (другие объяснения назначения этого предмета ошибочны). 3 (12) августа 1897 года памятник в Москве был торжественно открыт. К сожалению, скульптор не успел насладиться успехом своего творения - он скончался 9 (21) июля. С четырех сторон постамента — медные доски с выдержками из сочинений ученого и хирурга.

Памятник Пирогову занимает уникальное место среди других московских памятников. Хоть он поставлен до революции, его никогда не пытались уничтожить и даже никуда не переносили!

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ

26 апреля 1909 года, к столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара Москвы был открыт памятник писателю. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Такая трактовка не всем пришлась по вкусу и вызвала разные мнения в обществе.

Советской власти грустный поэт в центре Москвы не понравился. В 1951 году памятник Андреева отправили «в ссылку» в Донской монастырь, а на его месте поставили бодрого писателя в духе соцреализма. На постаменте первого памятника была простая и лаконичная надпись: «Гоголь». На новом памятнике изобразили дарственную: «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза».

Однако времена в очередной раз изменились, началась хрущевская «оттепель». В 1959 старого Гоголя забрали из монастыря, и, так как его место уже было занято, поставили неподалеку, во двор бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни. Стихи Льва Озерова:

Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

Дворы пустынны в декабре.

Весёлый Гоголь — на бульваре,

Печальный Гоголь — во дворе.

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Многие отмечали, что эти барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя.




После 1959 года время от времени обсуждался вопрос о возвращении памятника на первоначальное место. В 1993 году Оргкомитет по проведению празднования 500-летия Арбата, отмечавшегося в том году (в его состав входил Юрий Лужков), выступил с инициативой в рамках торжественных мероприятий перенести скульптуру работы Андреева на историческое место. Предложение поддержал президент Российского фонда культуры академик Д. С. Лихачёв; оно было одобрено Моссоветом и вынесено на обсуждение Верховного Совета РФ. Но конфликт в октябре 1993 года, закончившийся разгоном Верховного совета, помешал осуществлению замысла.

ПАМЯТНИК ФЁДОРОВУ

В 1870 году Императорское Археологическое общество Москвы открыло сбор средств на установление памятника первопечатнику Ивану Федорову. Деньги на памятник жители Москвы копили 39 лет! Наконец 7 сентября 1909 года недалеко от Никольской улицы Москвы, где в старину находился Печатный двор, торжественно открыли памятник работы скульптора Сергея Волнухина.

Как выглядел Иван Федоров в реальной жизни, никто не знал. Поэтому скульптор изобразил собирательный портрет русского мастера. Левой рукой он поддерживает печатную доску, а в правой держит отпечатанный лист. И этот памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году. Сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».


Вот и всё. Некоторые думают, что Москву до революции украшали многочисленные памятники царям и полководцам, снесенные при советской власти. На самом деле их было всего три:

1898. Памятник Александру II в Кремле, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник Александру III у Храма Христа Спасителя, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник полководцу Скобелеву на Скобелевской площади, скульптор П.Самонов.

Так что за сто лет, с 1818 по 1917, в Москве было поставлено всего восемь скульптурных памятников , из которых до нас дошло пять.

Речь в рассказе идет именно о скульптурных памятниках. Здесь не рассматриваются, например, памятник-часовня героям Плевны у Ильинских ворот () и тому подобные сооружения.

До революции в городе устанавливались еще бюсты, их расчет также не берём. Хотя среди них были весьма колоритные, о которых мало кто знает. Например, в 1897 г. на Божедомке (ныне улица Дурова) в саду богадельни Общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам были установлены на средства немецкой диаспоры памятники-бюсты Вильгельму I и Отто фон Бисмарку. Естественно, с началом Первой мировой войны они были убраны.

Публикация подготовлена: Василий П. Современные фото сделаны автором.