Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
.

Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

Литература

  1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
    Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
  2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
  3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
  4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
    475 с.

Родина – это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина.

У одних – это большой город, у других – маленькая деревня, но все люди любят ее одинаково. Мы растем, взрослеем, но вот малую Родину мы никогда не забудем. Каждый человек должен любить свою малую Родину, знать ее историю, замечательных людей, которые здесь родились и выросли.

Для меня моей малой Родиной является небольшой поселок – Никитинский, где я живу вот уже 3 года, где проходит мое детство.

Наш поселок – это небольшой, уютный уголок, где есть немало прекрасного. Здесь созданы все условия для спокойной и беззаботной жизни, вдали от суеты и проблем города. Здесь люди могут отдохнуть и хорошо провести время.

А начиналось все так: огромное поле овса, березовые перелески, мягкое осеннее солнце, щедро заливающее своими лучами все вокруг, пение птиц – это все, что увидели и услышали первые жители и строители поселка.

Поселок Никитинский был основан в 1961 году, назван в честь инженера Никитина, который составил план строительства.

Началось строительство как деревянных домов, так и кирпичных зданий для различных учреждений: школы, детского сада, поликлиники, клуба, библиотеки.

Красива и разнообразна местная природа.

Поселок окружен небольшими березовыми рощами и лесами.

В полях зреет рожь и пшеница, а в лесах растут ягоды, грибы и разнообразные лекарственные растения.

Имеются два искусственных водоема, которые именуются местными жителями как пруды Никитинский и Тамбовский.

Наш поселок очень красив во все времена года.

Зимой он похож на сказочную страну. Весной особенно красив, когда начинают цвести: вишня, черемуха, яблоня и сирень. Летом поселок весь в зелени, а осенью все кругом в золотом уборе.

Местные жители любят свой поселок и стараются сделать его уютнее и красивее: садят деревья и цветы, строят детские площадки, принимают участие в субботниках, берегут и охраняют природу. На улицах всегда чисто убрано. Развитие поселка не стоит на месте, он постоянно преображается.

Люди здесь очень добрые, приветливые и отзывчивые, что является самым главным богатством поселка. Именно их трудом держится жизнь моей малой Родины.

Так же весело и задорно проходят праздники. Все жители поселка: и взрослые, и дети принимают участие в спортивных соревнованиях, веселых состязаниях, в викторинах. Везде слышны песни местных творческих коллективов.

В 2011 году поселку исполнилось 50 лет. Все жители дружно отмечали день рождение.

И пускай в моем поселке нет памятников архитектуры, нет красивых кирпичных зданий, но он мне дорог тем, что он стал моей малой Родиной.

Я люблю этот поселок за то, что он не похож ни на любой другой город.

Я хочу, чтобы он был самым чистым, цветущим, приветливым и уютным. Но для этого все мы должны любить и беречь не только себя, но и все, что нас окружает. И мы, подрастающее поколение, постараемся сделать все, чтобы наш поселок процветал и становился все лучше и лучше.

Когда я вырасту, я уеду из отсюда, но самые лучшие моменты моей жизни, связанные с поселком, навсегда останутся в моей памяти.

Я желаю своему поселку процветания и благополучия.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его – тема Родины....
  2. Картина художника Владимира Петровича Фельдмана «Родина» написана в пятидесятых годах прошлого века. Тогда еще были совсем свежими воспоминания о кровавой...

Родина – это часть меня Малая родина. У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным, родным. Моя малая родина – село Кулаево. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но моему сердцу дорога каждая мелочь.


Родина в моей душе. Родина не вокруг меня, она в моём сердце, в моих мыслях, душе и памяти. Она – часть меня, а я – часть её. Я люблю это место, в котором родился, эти тропинки, по которым гуляю со своими друзьями, людей, которые меня окружают. Слово «Родина» ассоциируется у меня с моими родителями и близкими, с моим домом, с берёзовой рощей, с маленькой Шемёлкой и большей Мёшей. Родина не вокруг меня, она в моём сердце, в моих мыслях, душе и памяти. Она – часть меня, а я – часть её. Я люблю это место, в котором родился, эти тропинки, по которым гуляю со своими друзьями, людей, которые меня окружают. Слово «Родина» ассоциируется у меня с моими родителями и близкими, с моим домом, с берёзовой рощей, с маленькой Шемёлкой и большей Мёшей. Я родился в России, в селе небольшом, Я родился в России, в селе небольшом, И ему отдано моё сердце! И ему отдано моё сердце!


Чувство Родины. Так много значит слово «Родина», что всего не охватишь и не объяснишь. У каждого из нас своя Родина, но чувство у всех одно – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма. Так много значит слово «Родина», что всего не охватишь и не объяснишь. У каждого из нас своя Родина, но чувство у всех одно – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма. Люди, которые уезжают жить за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным местам. Многие, даже зная, что им грозит смерть, возвращались назад. Ведь даже умирать легче в родном краю. Люди, которые уезжают жить за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным местам. Многие, даже зная, что им грозит смерть, возвращались назад. Ведь даже умирать легче в родном краю. Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.


Нет сторонки краше, чем Родина наша. У каждого человека есть своё любимое место в природе, куда он любит ходить и где любит мечтать. Моё самое любимое место – это река Мёша, небольшое местечко под названием Шум. В летние жаркие дни там шумно и весело, много народа. На берегу стоят плакучие ивы, которые низко склонили свои веточки. В тёплой воде сразу чувствуешь прилив сил. Волны ласкают тебя, как будто рады твоему приходу. Лето сменяет золотая осень, и тогда по воде плывут жёлтые кораблики, унося с собой воспоминания о жарком лете. Так летят месяцы за месяцами, и наступает белоснежная зима. Зимой на Шуме тоже весело, но я всё-таки жду с нетерпением лета. Я очень люблю родную природу, ведь я являюсь её маленькой частичкой. Мне нравятся все изменения, которые происходят в природе. Какую загадочную силу хранит природа в себе! Разве можно не любить природу своего края?


Будущее моего села В будущем я представляю своё село ещё красивее. Улицы будут чистые и зелёные. Везде будут расти цветы. Я хочу, чтобы в нашем селе был построен новый Дом культуры. Чтобы была музыкальная школа и большой спортивный зал с бассейном. В будущем будет построена детская площадка. В будущем я представляю своё село ещё красивее. Улицы будут чистые и зелёные. Везде будут расти цветы. Я хочу, чтобы в нашем селе был построен новый Дом культуры. Чтобы была музыкальная школа и большой спортивный зал с бассейном. В будущем будет построена детская площадка. Наше село будет специализироваться по производству животноводческой продукции. Будут построены маленькие заводы по выработке, например, сыров, сливочного масла, мясных консервов. Наше село будет специализироваться по производству животноводческой продукции. Будут построены маленькие заводы по выработке, например, сыров, сливочного масла, мясных консервов.

Классный час в 4 «А» классе

«Моя малая родина»

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места

2. Сообщение темы. Целевая установка.

Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем не обычный, т.к. на занятии у нас присутствуют гости.

Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия.

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?

3.Вступительное слово.

А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

В какой стране мы с вами живем?

Гражданином какой страны вы являетесь?

Как называется столица нашей Родины?

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной?

Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

(Слайд 3)

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

4. Основная часть:

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

Родина – это земля, государство, где человек рождается .

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

5. Проводится конкурс «Родня» .

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

( Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. (слайд 5)

6. (Игра составь пословицу)

Родина – мать, Родине служить.

Жить- , умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

(слайд 6)

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?

Что из истории своего края вы можете рассказать?

7. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»

Инструкция: выберите один или несколько ответов.

1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?

А.Знаю все о своих родителях

Б.Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

В.Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках

Г.Затрудняюсь ответить

Д.Владею информацией частично

2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?

А.Да

Б. Нет

В. Затрудняюсь ответить

3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?

А. Не знаю

Б. Знаю (укажите)_______________________________________________

4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?

А. Особенности речи

Б.Традиции праздников

В.Особенности местного костюма

Г.Легенды, сказки, предания

Д.Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.

Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну

Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание.

Дети проходят в класс, здороваются с учителем, садятся.

Дети смотрят на слайд

(Слайд. тема классного часа)

Один из учащихся читает название занятия:

Дети смотрят на слайд (Слайд: карта России РФ

Москва

Дети отвечают на вопросы.

Дети читают по слайду

Дети зачитывают значение слов со слайда

Дети складывают пословицу из разрезанных слов

(слайд дети зачитывают пословицы объясняют их значение)

Дети отвечают на вопросы.

(одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой) (Когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живём.)

дети отвечают на вопросы

дети отвечают на вопросы анкеты

Самоанализ классного часа « Моя малая родина»

классного руководителя 4»А» класса Пащенко С.Ю.

Данный классный час является реализаций программы "Нравственные корни!" по нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, из блока «Я - Отечество». Форма проведения беседа

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и

культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской

администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные

качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении внеклассного занятия. Использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», подростки рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

Дети были организованны, дисциплинированны и активны.

В ходе классного часа работала над развитием речи учащихся, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Классный час был эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать поставленные задачи. Завершая беседу, учащиеся согласились с мнением учителя в том, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый с чувством гордости может гордиться своей малой родиной.