Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает широта изображаемой жизни, многогранность, многогеройность, многопроблематичность произведения. И одной из этих проблем является проблема истинной любви и душевной красоты человека.

Я хочу посвятить свое сочинение Наташе Ростовой. Ведь душа Наташи - это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках. Честно говоря, выбранная мною тема и простая, и сложная. Простая потому, что Наташина бесконечная любовь к жизни, к окружающим ее людям, ее реалистичность и понятность каждому из нас, ее детские мечты, радости сами раскрывают эту тему. Но, с другой стороны, понятие «человеческая душа» до того обширно и включает в себя столько разного, что тема моего сочинения навсегда может остаться нераскрытой.

И все же я попытаюсь передать одухотворенность той Наташи, которую запомнил и полюбил.Наташа была самой любимой героиней Л. Толстого. Он - мастер изображения людских душ и характеров - воплотил в ней самые лучшие черты. Толстой, видимо, не считал свою героиню умной, расчетливой, приспособленной к жизни. Но ее простота, одухотворенность сердца побеждали ум и хорошие манеры. Несмотря на ее внешность, некрасивость в детстве и юности (много раз Толстой подчеркивает беспощадно, что Наташа далеко не всегда красива, ведь она не Элен), Наташа привлекала даже людей малознакомых, встретившихся по воле судьбы. А ведь это так важно - быть для людей отдушиной, чем-то вроде ангела-хранителя, не прилагая к этому особых усилий.

Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворенным голосом забывает все на свете. Он чувствует, что эта самая жизнь прекрасна, что все остальное - мелочи, не стоящие внимания, а самое главное, что «...вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы...» Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она -настоящее...»Наташа, конечно, помогала людям не только в трудных ситуациях. Она просто приносила им радость и счастье, давала возможность восхищаться собой и в то же время делала это бескорыстно. Вспоминается зажигательная русская пляска в Отрадном.

Или еще один эпизод. Опять Отрадное. Ночь. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Но Соня не понимает оживленного, восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такой божьей искры, которую воспел в любимой героине Толстой. Соня добра, мила, честна и приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет сквозь годы свою любовь к Николаю. Но такая девушка не интересна ни читателю, ни автору. «Пустоцвет», - скажет о ней Наташа, и в этом слове будет самая жестокая правда.

Соня слишком хороша и правильна, не в пример Наташе. Но, наверное, поэтому все, все, кто читает и любит роман, влюбляются в Наташу, а не в кого-нибудь другого, проникаются ее чувствами и душевными переживаниями.А теперь о самых интересных страницах романа. Наташа и любовь. Они неразделимы. Любовь- это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне... Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы.

И почему-то мне больше хочется сказать о ее любви к Андрею. Это самое прекрасное чувство в романе. Оно было подвергнуто многим жизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность.Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Но они были представлены друг другу. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих, соединились души.Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей...любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».

Теперь хочется задать вопрос себе. Почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожиданно влюбляется в Анатоля? По-моему, это довольно простой вопрос, и судить строго Наташу не хочется. У нее изменчивый характер. Она реальный человек, которому не чуждо все мирское. Ее сердцу присущи простота, открытость, влюбчивость, доверчивость. Наташа явилась загадкой для самой себя. Она порой не думала, что делала, а открывалась навстречу чувствам, распахивая обнаженную душу. Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи немного спустя. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни.

Немалую роль, мне кажется, в этом «возвращении» сыграл Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.

Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была прекрасна. Она смогла испытать любовь и ненависть, одухотворять окружающих и создать великолепную семью, найдя в ней душевное успокоение. Она очень любила свой семейный очаг и детей. И что же с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, дав возможность другим согреться у этого огня.

Наташа Ростова, по-моему, является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой, думаю, должна быть женщина-мать. И тогда дети унаследуют только самые прекрасные родительские качества души и сердца.В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого, именно такая должна быть женщина, по мнению писателя, и я думаю, что мало кто с ним не согласится.

Задачи и тесты по теме "Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого Война и мир"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир») (Вариант: Образы Элен, Наташи и княжны Марьи)

что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота - одна из важнейших категорий человеческого сознания. Без способности чувствовать прекрасое невозможна полноценная жизнь человека. Красота - вечное понятие, но в разные времена в различных уголках Земли в нее вкладывалось свое толкование. Несмотря на свою универсальность, красота - субъективная категория, так как каждый человек оценивает ее по-своему. В Древней Греции было принято преклоняться перед внешней красотой. Статуя Афродиты Книдской с ее совершенными формами олицетворяла для античного мира подлинную красоту. Философ Платон стал одним из первых, кто заговорил о том, что внешняя красота должна быть наполнена столь же прекрасным внутренним содержанием. Он создал свою знаменитую теорию о единстве любви, добра и красоты.

Взгляды Л. Н. Толстого на красоту во многом сходны с теорией Платона. Толстой не мыслит истинной красоты без духовного начала. В романе «Войа и мир» автор противопоставляет два типа красоты: красоту физическую и красоту души.

Наиболее характерными в этом отношении являются образы Элен, Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Элен отличается идеальной внешней красотой. На нее всегда обращают внимание окружающие. Толстой называет ее красоту «победительной» в глазах светкого общества. Элен великолепно сложена. Красавица сверкает «белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов». Сам Наполеон, заметив ее в театре, оценил ее внешность. Пьер Безухов - один из немногих, кто видит черствость, бездуховность и глупость своей жены. Сидя на вечерах у Элен, он испытывает чувство, которое «долен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот-вот обман его откроется». Опасения Пьера не напрасны. Для тех, кто восхищается внешним видом Элен, душа и ум не представляют ценности. Имея блистательную внешность и успех в свете, Елена Васильевна «могла говорить самые большие пошлости и глупости, и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала».

Видимо, даже само имя Элен несет смысловую нагрузку. Так, Пьер со страхом и грустью ощущает себя Парисом, которому отдана Елена. Здесь явно прослеживается связь с мифологической Еленой Прекрасной, чья внешняя красота принесла столько горя людям, став причиной кровавой Троянской войны. Такая параллель с Еленой показывает разрушительную силу красоты, не наполненной душевным содержанием.

Пьер дал точную характеристику своей жене: «... где вы - там разврат, зло...». Графиня Безухова принимает активное участие в судьбах главных героев романа. С ней связано разрушительное влияние на Наташу, когда она сводит ее с Анатолем. Пьер свой брак с Элен считает самой большой ошибкой. Элен в романе противопоставлены Наташа Ростова и Марья Болконская, хотя они не похожи друг на друга ни внешним обликом, ни манерой поведения.

Наташа Ростова совсем не так красива, как Элен. У нее большой рот, неправильные черты лица, она «некрасивая, но живая». И она не может не нравиться. Наташа привлекает своей стремительностью, живостью и непосредственностью, Импульсивная, жизнерадостная Наташа сумела подняться над пустотой светкого общества. Она особенно не задумывается над смыслом жизни, но этот смысл раскрывается в том, как она живет. В отличие от Элен, Наташа «одарена способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Она остро ощущает все фальшивое и ненатуральное. Вспомним, например, сцену посещения оперы, где, глядя на разодетых актеров, Наташа удивляется отсутствию правды.

Наташа притягивает к себе людей не равнодушной светской красотой, а своей живостью и непосредственностью, тем, что она всем несет радость. Борис, например, ясно видя, что ему не стоит жениться на Ростовой (у нее почти нет богатства), все же ездит к ней, пренебрегая вечерами у Элен. Андрей Болконский понимает, что любил в Наташе «душевную силу», искренность. Именно открытость души дает возможность Наташе так легко и свободно не только почувствовать, но и воссоздать в имении у дядюшки подлинно народную пляску. В этом эпизоде «графинечка», воспитанная француженкой, показывает свою истинно русскую душу и становится необычайно красивой.

Наташа не только чувствует человеческие радости, она откликается на горе и страдания людей. Она плачет, когда грустно Соне. Она глубоко взволнована судьбой раненых солдат. Чувство сопереживания - одно из важнейших в концепции красоты Толстого. Именно в Наташе автор воплощает лучшие женские черты. У нее нет совершенной внешности, как у Элен. Но главное в ней - это гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. Наташа не лишена недостатков, но вместе с автором мы принимаем ее такою, какая она есть.

В концепцию красоты Толстого также четко вписывается образ Марьи Болконской. Однако он во многом противопоставлен не только Элен, но и Наташе. Если Наташа Ростова покоряет своей непосредственностью, своим искрящимся чувством жизни, то обаяние княжны Марьи заключено в глубине ее нравственных стремлений, напряженности внутренней духовной работы, силе ее ума и стойкости ее характера. Марья не только не обладает античной красотой Элен, она так дурна собой, что женщинам не приходит в голову мысль опасаться соперничества с ней. Марья не уверена в себе. Она часто смущается. Даже любящий ее отец думает о ней: «Дурна, неловка». Нет у Марьи Болконской и Наташиной грациозности.

«Единственное, что было прекрасно в лице княжны, - это ее глаза. Они были большими и лучистыми. Казалось, что лучи света исходят из них». Именно в глазах воплощается внешнее проявление прекрасной души княжны. Они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость во всем лице, глаза делались привлекательнее красоты». Когда же глаза ее потухали, если она была смущена или обижена, то лицо ее опять становилось некрасивым и даже болезненным.

Глаза - важная деталь у Толстого. Он не раз отмечает, что у Наташи были сияющие глаза. Глаза Элен сияют лишь отраженным светом бриллиантов. В них нет свечения, идущего изнутри. Жюли, подруга Марьи Болконской, пишет в письме, что именно в спокойном и кротком взгляде чудесных глаз княжны она всегда черпала силы.

Княжна Марья мечтала о семье и детях, но это счастье было для нее маловероятным. Женихов привлекало ее богатство, а некрасивая внешность отталкивала, и ниому из них не была интересна ее душа. Она считала своим призванием «быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования». Глядя на мир своими необыкновенными глазами, Марья удивлялась, почему люди так близоруки, почему они делают зло друг другу.

Наташа и княжна Марья проявили истинный патриотизм во время Отечественной войны 1812 года. Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатством московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Довериться милости французкого генерала, врага своей родины, было для княжны Марьи равносильно предательству. В этом эпизоде она проявляет гордость, мужество, твердость.

Встреча с Николаем Ростовым преображает Марью. Богатство духовного мира княжны, открывшееся Николаю, производит на него огромное впечатление. Он сразу почувствовал силу и очарование ее незаурядной науры. «Николай был поражен той особенною, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней».

Духовная, истинная красота Наташи и Марьи противопоставлена в романе ложной внешней красоте Элен. Для Толстого не столь важно, как выглядит человек, главное - каков этот человек, что составляет смысл его жизни, насколько он требователен к себе. Если Элен олицетворяет в романе бездуховную, ничем не наполненную красивую оболочку, то Наташа и Марья воплощают в себе подлинную духовную красоту. Они способны подняться на высоту духовной любви к людям. Они красивы душой. А для Толстого это куда важнее внешнего светского лоска.

И еще одна черта роднит любимых героинь Толстого. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и писатель, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Элен же Толстой лишает семейного счастья. Более того, Элен умирает.

Наташа Ростова и Марья Болконская являются любимыми героинями не только Толстого, но и большинства читателей.

Проблема истинной любви в романе Л.Н. Толстого подана своеобразно и решается во всей системе образов.

Понятие истинной любви у автора никак не связано с понятием внешней красоты, напротив, истинная любовь, по Л.Н. Толстому, – скорее красота внутренняя. Так, уже с первых страниц герои делятся на внешне красивых и внешне не столь привлекательных: красив князь Андрей своей холодноватой и подчеркнуто отстраненной красотой, красива Лиза со своей короткой верхней губкой, великолепна и величественна Элен Курагина. Отдельно следует сказать о красоте Курагиных. Их главная черта – приятная внешность, но за ней у героев абсолютно ничего не стоит: они пусты, легкомысленны, чрезмерно беззаботны. Вспомните эпизод с подстроенным Элен поцелуем Наташи и Анатоля: для Курагиных это всего лишь развлечение, а для одумавшейся Наташи – боль, страдание и – впоследствии – утрата любимого. Красота Элен околдовывает Пьера, но чары быстро проходят, а за уже привычной внешностью не появляется ничего нового. Красота Курагиных – это расчет и полное равнодушие к другим людям; это скорее антикрасота. Истинная же красота, по Л.Н. Толстому, – красота иного уровня.

По-своему красивы и неуклюжий, полноватый Пьер, и Наташа Ростова со своей своеобразной внешностью. На фоне Курагиных или, например, Веры Ростовой они выглядят более серо и заурядно, но их внутренняя организация вызывает восхищение. Наташа самоотверженно заботится о раненых, после – преданно следует за своим мужем, полностью растворяясь в семье. Пьер мужественно защищает девушку в горящей Москве и самозабвенно пытается убить Наполеона. Эти герои преображаются в минуты воодушевления (пение Наташи), тяжелых раздумий, мыслей о трагических судьбах окружающих и целой страны (Пьер).

Энергия истинно красивых героев Л.Н. Толстого не может остаться незамеченной: не случайно импульсивный Денисов влюбляется в Наташу с первого взгляда.

Княжна Марья Болконская также внешне непривлекательна, но ее лучистые глаза, исполненные кротости, мягкости и доброты, делают ее симпатичной, милой. Марья прекрасна в беседах со своим обожаемым братом, прекрасна, когда надевает ему на шею образ, провожая на войну.

Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота – это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость; в противовес красоте-пустоте и красоте-злу Курагиных.

Изображая пожилых людей, Л.Н. Толстой придерживается той же тенденции. При всей своей вышколенности и аристократических манерах князь Василий Курагин производит отталкивающее впечатление, а Ростовы сохранили обаяние, радушие, искренность и простоту и в старости. Старый князь Николай Болконский пугает Лизу своим аристократическим обликом, но сына поражает живыми, лучистыми глазами, деятельной энергией и несравненным умом.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тема красоты и мира человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой утверждает, что у каждого человека есть свой мир и мировосприятие, а значит, и восприятие красоты. Писатель раскрывает внутренний мир своих героев, показывает их духовную красоту, которая проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств. Наташа Ростова, любимая героиня писателя, тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусство, природу. Именно в этой героине Толстой воплотил идеал женственности.
Впервые на страницах романа Наташа появляется тринадцатилетней девочкой. Мы видим ее «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой». Уже здесь в ней чувствуется полнота жизни, желание жить интересно. Толстой, подчеркивая некрасивость Наташи, утверждает, что дело не во внешней красоте. Он описывает богатство ее внутренней натуры. Наташа очень эмоциональна. Она способна восторгаться красотой ночи: «Ах, какая прелесть!» Наташа Ростова – чуткий, с тонкой интуицией, способный понять и прийти на помощь человек. Она живет не умом, а сердцем, и оно редко обманывает.
Толстой наделил свою героиню поэтичностью и талантливостью. Наташа обладает прекрасным голосом. И хотя взрослые часто говорили, что ее голос не обработан, но хорош, как только Наташа начинала петь, все слушали ее пение и восхищались им. Красота ее голоса помогла Николеньке, проигравшему почти все состояние Ростовых, забыть обо всем на время и наслаждаться ее прекрасным пением.
Одним из главных достоинств Наташи Ростовой являются чуткость и проницательность. Она умеет сострадать. Ведь именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. Наташа Ростова обладает тонкой интуицией, которая помогает ей понять человека. Всех в доме Наташа окружает любовью, заботой и добротой.
Наташа Ростова любит всех и всем желает добра. Толстой подчеркивает в ней близость к народу. Она любит народные песни, традиции, музыку. Наташа восхищается пением своего дядюшки и сама не замечает, как пускается в пляс. А во время чтения Манифеста ее душа переполняется чувством любви к Родине, Наташа готова ради нее на любые жертвы.
Наташа Ростова предстает в романе как воплощение любви. Любовь – сущность ее характера. Постоянно увлекаясь, Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Он становится ее женихом, но ему приходится уехать за границу. Долгое ожидание становится для Наташи невыносимым: «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет. Уже не будет того, что теперь есть во мне». Это нетерпеливое чувство ожидания, а также оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают Наташу к ошибке – к увлечению Анатолем. Раскаявшись и осознав свою вину перед князем Андреем, она говорит ему: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» Помирившись с ним, Наташа остается возле умирающего князя Андрея до конца его жизни. В эпилоге романа мы узнаем о замужестве Наташи. Из идеала девушки она превратилась в образец жены и матери. Только через любовь к Пьеру и создание семьи Наташа, наконец, обретает покой и счастье.
В своем произведении Толстой утверждает, что Наташа Ростова – вот истинный идеал красоты и гармонии. Холодная Элен, признанная красавица в свете, умирает, обрывая «гнусную породу» Курагиных, а истинная, духовная красота Наташи продолжается в ее детях. Это и есть торжество подлинной красоты, красоты единой и созидающей.

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого - произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. Среди вопросов, на которые он ищет ответы, немаловажны и такие: «Что есть красота человека? В чем она состоит?»

Главные герои романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская - каждый по-своему создает красоту своей души. У каждого из них своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения и поиски. Но наиболее ярко и целостно, на мой взгляд, внутренняя красота человека передается Толстым в образе княжны Марьи.

Общеизвестно, что Толстому очень важна была «мысль семейная». Он любил ее не только в «Анне Карениной», но и в «Войне и мире». Откуда берется в человеке внутренняя красота? Наверное, она - плод воспитания, результат всего уклада жизни семьи, в которой человек растет.

С княжной Марьей мы встречаемся первый раз в родовом имении Болконских - Лысых Горах. Жизнь ее нелегка. Матери у нее нет. У отца, величественного, гордого старика-вдовца, дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум». Главное условие деятельности для него - порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности». Старый князь теперь в опале, потому безвыездно живет в имении. Вместе с ним вынуждена жить затворницей, вдали от света, в уединении, в молитве его дочь. Жизнь княжны, как и жизнь отца, идет по строгому расписанию.

Представляя княжну, автор сразу обращает наше внимание на ее «теплый, кроткий взгляд», «большие, лучистые глаза», которые светятся добрым и робким светом. «Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Глаза ее прекрасны даже тогда, когда она плачет, гаснут они лишь от стыда. К этим лучистым, прекрасным глазам Толстой будет возвращаться на протяжении всего романа. Полагаю, потому, что глаза - зеркало человеческой души. Такими же лучистыми глаза порой бывают у князя Андрея. Видимо, это семейная, родовая черточка. Но у князя Андрея, вращающегося в наскучившем ему свете, глаза научились скрывать то, что есть истинного в его душе. Его взгляд куда чаще бывает скучающим, надменным, презрительным, брезгливым.

В сцене сватовства Анатоля Курагина к княжне Марье мы узнаем, что девушка некрасива. Здесь впервые из уст Анатоля прозвучит: «Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива?» Именно в этот момент княжну пытаются приукрасить, она сердится на окружающих, ей стыдно: «прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами». Старый князь в присутствии гостей резко скажет дочери: «Это ты для гостей так убралась, а?., впредь не смей переодеваться без моего спросу... ей уродовать себя нечего - и так дурна». А Анатоль подумает про нее: «Бедняга! Чертовски дурна!»

Впрочем, княжна некрасива для Анатоля, даже для собственного отца, но не для автора. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Для Толстого красота - категория прежде всего нравственная, это то, что идет от внутреннего мира человека, а он в княжне прекрасен.

Старый отец часто до боли жесток, бестактен по отношению к дочери. Она боится его, но тем не менее нежно любит старика и даже брату не признается, что ей нелегко подчиняться почти военной дисциплине отцовского дома. Она не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец не хочет, чтобы она «была похожа на наших глупых барынь». Он занимается ее образованием, следит за ее перепиской, чтобы много вздору не писала, за кругом ее чтения, лишая ее какой-либо свободы. Но она кротко сносит все его чудачества. Авторитет отца для нее непререкаем: «Все, сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению».

Так же нежно и преданно любит она брата. Когда тот уходит на войну, единственное, что остается сестре, - молиться за него и верить, что образок, который еще их дедушка сохранял на всех войнах, убережет и Андрея.

Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Княжна тонко чувствует человеческую природу. Она защищает Лизу перед Андреем: «Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне в ее положении. Это тяжело». И просит его не судить жену строго.

Отказывая Курагину, княжна заявляет, что ее желание - никогда не расставаться с отцом, искренне полагая при этом, что счастье в самопожертвовании. И это не просто теоретические рассуждения. Став крестной матерью Николеньки, она по-матерински за ним ухаживает, не спит ночами у постели больного мальчика. Не менее самоотверженно ходит она за больным отцом.

Толстой всегда беспристрастен к тем героям, которых любит. Рассказывая о Пьере Безухове, Андрее и Марье Болконских, он раскрывает их тайные чувства, настроения, мысли, говоря обо всем прямо и честно. Но критичнее всего, мне кажется, он относится к княжне Марье. Читая о постыдных ее мыслях, когда она денно и нощно находится у постели смертельно больного отца, понимаешь, что она - живая, а не святоша, что ей не чужды естественные для человека слабости. Вглядываясь в лицо больного отца, она думала: «Не лучше бы конец, совсем конец», «... она следила, часто желая найти признаки приближения к концу». Более того, в ней проснулись все дремавшие, забытые личные желания и надежды. Она задается вопросом, как после его смерти устроить свою жизнь. Княжна Марья ужасается тому, что творится в ее душе, мучается, стыдится, но не может перебороть себя несмотря на то, что ей так страшно потерять отца.

Смерть старого князя раскрепощает Марью, но вместе с тем в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Не зря старый князь ее воспитывал - его дочь стала сильной и деятельной женщиной. Самопожертвование - вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея.

А какова уродливо-прекрасная княжна Марья в послевоенной жизни? Встретив и полюбив Николая Ростова, она настолько преображается, что с этого момента и до конца романа Толстой уже ни разу не скажет, что княжна некрасива. Наоборот, все, что Толстой говорит теперь о внешности княжны Марьи, показывает, сколь она прекрасна: «Глаза осветились новым, лучистым светом»; «полным достоинства и грации движением она... протянула ему свою тонкую, нежную руку»; когда она молится, на лице ее появляется «трогательное выражение печали, мольбы и надежды». Оставшись один, Николай вспоминает «бледное, тонкое, печальное лицо», «лучистый взгляд», «тихие, грациозные движения» княжны Марьи. И мы видим, что любовь преображает человека, делает его прекрасным не только внутренне, но и внешне.

Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обрела семейной счастье, став графиней Ростовой.

Ее семья крепка, потому что основана на постоянной духовной работе графини, имеющей целью только «нравственное добро детей». Это удивляет и восхищает Николая. Во имя сохранения мира в семье она не спорит и не осуждает мужа даже тогда, когда не согласна с ним.

Роман «Война и мир» писался автором в переломную для России эпоху 60-х годов XIX века. В нем Толстой продолжает дискуссию того времени о роли женщины в обществе, о том, какой ей надлежит быть, /[умается, что княжна Марья для автора - идеал нравственно красивой женщины. Наверное, для того чтобы еще и еще раз подчеркнуть" важную для него мысль - человек красив внутренней красотой, которую он создает сам, своей духовной работой, - и создал Толстой образ княжны-дурнушки.