Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство – особый путь познания мира человеком, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

Во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы;

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой - в процессе создания нового духовного богатства

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла авторов. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем непохоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

Возвращаясь к поставленному вопросу, перечислим основные функции искусства:

1. Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

2. Компенсаторная - восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

3. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

4. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

5. Воспитательная - через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам, учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум, наконец, способствует смягчению общественных нравов.

6. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

7. Прогностическая – дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, также как и религия, сопровождает человечество с далекой древности. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, имели свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждая последующая ступень исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях - этих кладовых красоты, выраженной в искусстве.

Конечно, все произведения очень разные по своим жанрам, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически и довольно условно различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям, последовательность появления и смены которых Вы изучали на уроках истории, когда говорили о культуре той или иной эпохи. Назовем некоторые из этих стилей – романский, готический («застывшая музыка Европы», в пер. «варварский»), барокко («странный причудливый» с характерной для него пышностью и вычурностью), рококо (декоративность, изящность форм), классицизм (переоценка античного культурного наследия, ясность, гармония, четкость, простота,), сентиментализм (мечтательность, меланхоличность, повышенная чувствительность), романтизм (вольность, индивидуализм, драматизм), реализм (стремление к наиболее точному отражению окружающего мира), модернизм (использование в начале ХХ века новых технологических решений и конструкций), постмодернизм, символизм (стремление к созданию символов, аллегорий), эклектика (смешение различных стилей). Естественно, данный список далеко не исчерпывает все многообразие исторического выражения человека в произведениях искусства.

Существует также и множество видов искусства - форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. Среди основных назовем литературу, театр, графику, живопись, скульптуру, хореографию, музыку, архитектуру, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т.п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые - компьютерную графику, дизайн, а некоторые зачисляют и рекламу.

Трудно говорить о классификациях видов культуры, но можно привести две из них, существующие в научном сообществе:

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура)

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка)

По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика – основаны на пластике человеческого тела)

2. Пространственные виды искусства, в которых художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве (архитектура, скульптура, живопись, графика).

3. Временные виды искусства – здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени (поэзия, музыка, драма, эстрада).

4. Технические или синтетические виды искусства, где образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства (видеографические – телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн).

Восприятие мира через искусство или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от “настоящей” жизни. Мир в таком понимании видится через желудок, а человек живет лишь для того, чтобы есть, когда все живые существа в природе едят, чтобы жить. Такой взгляд на искусство показывает примитивность выражающего его человека. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

В первую очередь, через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты - секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное - прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на Земле два человека, одинаково воспринимающих красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут противоположные мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ - заставляющее задуматься; романтик - вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша видит эталон в своей возлюбленной. В итоге определяющую роль играет личность человека и ее духовный мир, поэтому не следует искать общей для всех истины в этом споре.

Также произведения искусства вызывают в человеке чувство возвышенного. Под этим чувством в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в отличие от ветра). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека - все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого – доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей - современная идея, важная не только для области политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в следующих основных моментах: отражение интересов народа, изображение существенных сторон действительности, понятность языка, воспитание творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости, предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства, который трудно соотнести с вышеперечисленными - экранное, представляющее собой синтез компьютера с видеотехникой.

С первого дня осмысления феномена искусства в человеческом сообществе идет спор о его соотношении с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят на это, что такие искусственные меры только затягивают агонию перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда стоит помнить, что с очередным разрушенным памятником искусство от людей уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей выделим общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных моральных ценностей, что, по словам А.С.Пушкина “сокращает нам опыты быстротекущей жизни”; а также внушение определенных мыслей и чувств.

Российское государство оказывает искусству государственную поддержку, гарантируя свободу творчества. В Конституции РФ в статье 44 провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».


Наука

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека – без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука – сложное понятие. Также как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах. Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Во-вторых, сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако, человека, изучают и науки о природе, например, раздел биологии анатомия человека, и науки об обществе, например, история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку – математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания - эмпирический (главная задача - описание предметов и явлений, основная форма получаемого знания - научный факт) и теоретический (главная задача - объяснение изучаемых явлений, формы знания - законы, принципы, научные теории).

Нау­ка ока­зы­ва­ет влия­ние на все сто­ро­ны жиз­ни как об­ще­ст­ва в це­лом, так и от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Дос­ти­же­ния со­вре­мен­ной нау­ки пре­лом­ля­ют­ся тем или иным об­ра­зом во всех сфе­рах куль­ту­ры. Нау­ка обес­пе­чи­ва­ет бес­пре­це­дент­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс, соз­да­вая ус­ло­вия для по­вы­ше­ния уров­ня и ка­че­ст­ва жиз­ни. Она вы­сту­па­ет и как со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский фак­тор: го­су­дар­ст­во, об­ла­даю­щее раз­ви­той нау­кой и на ос­но­ве это­го соз­даю­щее пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­ва­ет се­бе и боль­ший вес в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­ст­ве.

Сам термин «наука» включает в себя несколько основных смыслов:

1. Систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т.п.);

2. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академии наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы – все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

4. Объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Рассмотрим критерии научности знаний:

1. Объективность . Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без всяческих посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя);

2. Рациональность . Т. е. постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки;

3. Нацеленность на восприятие сущности , первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность . Т.е. упорядоченность знания по определённым признакам. (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая преставляет единое целое);

5. Проверяемость (верифицируемость) . Научные знания должны быть подвержены проверке на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания. Это экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

6. Осознание метода , с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследовании объектов, тем отчетливей проявляется необходимость в создании системы особых методов;

7. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. В рамках обыденного познания такая подготовка осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида и включения его в различные сферы деятельности

Среди ее основных функций науки в обществе ученые выделяют:

Познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

Мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

Прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

Социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

Производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т.д.

Вместе с тем, ХХ век дал миру предупреждение – наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным – все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота. Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. ХХ век отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров. Важно, в этой связи, понимать каждому человеку науки, ученым, свою ответственность перед человечеством за последствия сделанных ими открытий.

Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.

Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства – художественное произведение, не только отражающее мысли и эмоции автора, но и способное вызывать эти переживания в зрителях. Черты искусства: образность, творческий характер, субъективное восприятие, чувственно-эмоциональное переживание.

Функции искусства: эстетическая (формирует эстетический вкус, понимание прекрасного), коммуникативная (как средство общения), воспитательная, познавательная.

История искусства. Первые следы первобытного искусства в виде наскальной живописи относят к эпохе палеолита (20–40 тыс. лет до н. э.). В античном мире искусство достигло высокого уровня (архитектура, скульптура, поэзия, театр). В нем преобладало мифологическое начало, т. е. основными прообразами были мифологические божества, прославлялись активные герои, демонстрировалось единство людей в обществе.

В средние века искусство развивалось в рамках теологии (религии), в это время строились монументальные храмы, получила распространение иконопись, фресковое искусство. Герой средневекового искусства смиренен и пассивен. В эпоху Возрождения (Новое время) мастера стремились вернуться к античным мотивам и канонам в архитектуре, живописи, скульптуре, поэзии, театре. Провозглашалась индивидуальность людей, приоритет личности над обществом. В современном искусстве, начиная с конца XIX в., появилось множество новых видов искусства (кино– и фотоискусство).

Виды искусства:

Архитектура (зодчество) – искусство, представляющее собой здания (градостроительная архитектура) и сопутствующие сооружения (садово-парковая архитектура);

Скульптура – искусство, произведения которого имеют трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов с помощью вырезания, высекания, лепки, литья и ковки;

Фрески – одна из техник стенной росписи (рисование по сырой штукатурке красками);

Живопись – изображения с помощью цвета (портреты, натюрморты, пейзажи, исторический и бытовой жанр);

Декоративно-прикладное искусство связано с бытовыми нуждами (например, изготовление посуды, мебели);

Литература – вид искусства, выражающийся в словесно-письменной форме (мифы, былины, поэзия, проза);

Музыка – отражение действительности в звуках (вокальная – пение и инструментальная – исполняющаяся на инструментах);

Театр (опера и балет) – вид искусства, выражающийся в сценическом действии актера перед зрителями;

Кино– и фотоискусство – искусство, воссоздающее с помощью съемки реальные или инсценированные действия на материальных носителях (фото-, кинопленках и др.).

Конспект урока можно использовать как урок, а также для подготовки к ЕГЭ по обществознанию либо как внеурочное мероприятие. Первый слайд выполнен в виде видеоролика как вводно-мотивационный этап урока. Практическая часть: миниисследовательская работа. Домашнее задание: выполнение проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Класс 12

Предмет Обществознание

Тема : « Искусство, его виды и формы»

Цель :

Образовательная : раскрыть и осмыслить содержание понятия «искусство», его формах и видах;

Развивающая : помочь обучающимся в осознании непреходящей ценности духовных открытий, выраженных в разных видах искусства;

Воспитательная : способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в искусстве, веротерпимости и готовности к диалогу с представителями разных культур, отрицательному отношению к культурной изоляции, желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.


Задачи

Раскрыть понятие «Искусство»;

Разъяснить его функции;

Рассказать о его видах и формах.

Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных ранее знаний с новой точки зрения.

Основные понятия и термины : искусство, предмет искусства, виды искусств, функции искусства.

Необходимое оборудование: Windows7, программа для чтения файлов формата VSP, DVD PAL

ХОД УРОКА

Организационный момент (отметка присутствующих).

Вводно-мотивационный: Презентация слайд 1(видеоролик, выполненный ulead VidioStudio); вопрос учителя: «О чем мы сейчас будем говорить?»

Определяем тему урока слайд 2:

«Искусство, его виды и формы»

Постановка целей и задач слайд 3:

Цель: осмыслить содержание понятия «искусство», его форм и видов.
Задачи для обучающихся:
- понять, что такое «искусство» как познавательная деятельность
- усвоить его функции
- систематизировать знания о его видах

Актуализация опорных знаний: Презентация слайд 4

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.

Слова учителя: Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли "искусством" и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошел в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности, знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную под прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов. (слайд 5)

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. (слайд 6)

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. (слайды 7 – 9)

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. (слайды 10 – 16)

Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет – жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - жанр, который посвящен изображе нию окружающих человека вещей;

в) пейзаж - жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр – жанр, который посвящен изображению повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - жанр, который посвя щен изображению животных;

е) исторический жанр – жанр, посвященный изображению исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещ аются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную, газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объект и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение па камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом, называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который, возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф. (слайд 17)

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

Практическая работа: предлагаю ребятам выполнить мини-исследовательскую работу: раздаю распечатанные изображения скульптур разных форм. Задание: определить какой вид скульптуры изображен на снимке.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно- прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека. (слайд 18)

  1. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором. (слайд 19)

  1. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной. (слайд 20)
  2. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. (слайд 21)
  3. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. (слайд 22)
  4. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. (слайд 23)
  5. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. (слайд 24)
  6. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. (слайд 25)
  7. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. (слайд 26)

Решаем главную задачу, предлагаю ребятам самим выделить функции искусства. В результате разговора определяем:

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. (слайд 27-29)

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановления в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция - выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы я потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Слова мои: Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего общества, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. (слайд 30)

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно- пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, с другими формами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Вывод: Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям. (слайд 31)

Рефлексия (обратная связь)

Определить вид искусства (раздаются распечатанные изображения)

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: Творческое задание составить рассказ и презентацию для демонстрации рассказа о основных стилях искусства: античное искусство, романский стиль, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм на примере различных видов искусства.

Учитель Бабина Л.Г.


Лекция:


Понятие и признаки искусства


Искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно помогает постичь суть красоты и гармонии. Что же такое искусство? Сформулируем определение:

Искусство – особая форма сознания и деятельности, отражающая окружающую действительность в художественных образах.

Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:

  • Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Как создаются произведения искусства? Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
  • Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
  • Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
  • Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи - цвет, музыки - звук.


Функции искусства


Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.
  • Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции : актриса Фаина Раневская рассказывала, как прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история» она «поняла всё о человеческом одиночестве».
  • Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции : Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.
  • Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции : каждый вечер Аля слушает и наслаждается Лунной сонатой Бетховена.
  • Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции : прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.
  • Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции : на выставке – инсталляции Юрий нашёл единомышленников.
  • Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции : в романе «20000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку "Наутилус", двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки.

Виды искусств


Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы:
  1. Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература, ораторское искусство.
  2. Пространственные, временные и пространственно - временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем (архитектура, скульптура, фото - искусство, живопись). Временные же не меняются со временем (литература, музыка). Пространственно - временные объединяют черты первых двух групп (театр, кино, хореография).
  3. Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим пространственные.

Связь искусства с другими институтами духовной сферы

Искусство тесно связано с другими институтами духовной сферы. Как и религия оно познаёт мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование. Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику. Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий и законов. Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство создаётся "раз и навсегда", тогда как наука никогда не будет "закрытой книгой", в которую больше нечего писать. Искусство субъективно, наука объективна.


В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества. Государство оказывает поддержку искусству. Одним из способов такой поддержки является проведение Министерством культуры РФ конкурса на присуждение грантов для реализации творческих проектов в различных видах искусства.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.