домбра инструмент, домбра
Не следует путать с Домрой. См. также статью Думбыра. Домбра на почтовой марке Казахстана

(каз. домбыра) - струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Домбра считается народным инструментом у казахов, ногайцев и других народов.

  • 1 История
  • 2 Легенды о происхождении домбры
  • 3 Домбыра - инструмент кюя
  • 4 Домбра в казахской культуре
  • 5 Конструкция
  • 6 Строй
  • 7 Литература
  • 8 Примечания
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки

История

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра.

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз, Дутар,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого казаха - домбриста по имени Кеты-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кеты-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан». Прекрасная музыка великого жырау Кеты-Буга донесла до кагана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие - след расплавленного свинца… Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней казахской реки Кара-Кенгир в Джезказганской области. «Аксак-кулан» (Хромой кулан) - одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбыра - инструмент кюя

Для казахов кюй - больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев-кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах-домбыра(дерево). При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента-домбыры.

Домбра в казахской культуре

(каз. домбыра) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра - самый популярный казахский музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре - Думрак, в узбекской культуре - Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре - Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре - Думбыра, в ногайской культуре приазовья - Домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре - Саз, в якутской - Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Конструкция

Длина домбры составляет 80-130 см. Лады могут быть навязными, врезными, или, как у узбекской домры, отсутствовать совсем.

  • Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента - тембр.
  • Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки - разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна.
  • Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Звучание открытых струн домбры образует её квартовый строй. Также он может быть и квинтовым. Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Соль , Ре (малой октавы).

Интервалы между струнами: g {ч.4}d (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 - чистая кварта).

Музыкальный диапазон домбры с 19-тью ладами на грифе составляет две полных октавы (часть малой октавы, первую и часть второй): от Ре малой октавы до Ре второй октавы.

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. - Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. - Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. - Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Примечания

  1. Музыкальное наследие
  2. Дух Великой Степи - Электродомбра помогла казахстанской группе достичь вершин рок-чарта в США
  3. 1 2 Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 179. - 672 с. - ISBN 5-85270-254-4.

См. также

  • Домра
  • Думбыра
  • Кобыз
  • Шертер

Ссылки

  • Казахская домбра
  • Легенда о происхождении верхнего порожка домбры
  • Сайт казахской государственной национальной библиотеки
  • Сайт проекта Асыл Мура
  • Ноты для домбры. Частная нотная библиотека

домбра, домбра адай курмангазы, домбра видео, домбра википедия, домбра инструмент, домбра картинки, домбра музыка, домбра ногайская песня, домбра оркестр, домбра фото

Домбра Информацию О

Джаз

Джаз мы всегда узнаем на слух. Прежде всего обращает на себя внимание состав музыкальных инструментов в джазе. Первенство здесь принадлежит духовым и ударным музыкальным инструментам.
Хрипловатый и страстный голос саксофона, резкие вскрики трубы, отчетливый ритмический узор ударных, – их звучание ни с чем не спутаешь. Но джаз – это не только коллектив музыкантов, оркестр. Джаз – это еще и музыка для исполнения в таком оркестре.
В этой музыке главенствует ритм.
Вот он начинает раскачивать звуки, и весь оркестр, а за ним и слушатели попадают в стихию этого завораживающего качания. Это один из основных стилей джазового исполнения – "суинг"... Словно утомленный тяжким трудом человек, покачиваясь, поет тоскливую безысходную песню. Такие песни были у американских негров-рабов. Это раскачивание и принесли в музыку джаза негритянские музыканты. Такую музыку позже назвали блюзом.
Но вдруг оркестр или ансамбль, подчиняясь толчкам скорого ритма, чуть ли не поднимает публику с мест. Ритм этот все время прерывается, словно музыканты захлебываются в скороговорке. И каждый из них старается доказать свою "правоту", когда ему предоставляют слово. А потом инструменты все вместе и в полный голос начинают играть каждый свое. Однако общую тему музыкального разговора они не забыли, по-своему говорят об одном и том же... Так музыканты импровизируют в манере, которая называется "диксиленд".
Народные песни и танцы американских негров и белого населения Америки породили искусство джаза. Джаз не захотел остаться только музыкальным сопровождением для модных танцев. Настоящий джаз стремится стать самостоятельной музыкой, которую, собираясь в больших залах, люди слушают с интересом и вниманием.
Всему миру известны имена знаменитого джазового трубача Луи Армстронга, пианиста и композитора Дюка Эллингтона и других замечательных артистов джаза.

Дискант

Если бас – это подножие, то дискант – вершина звучащей лестницы голосов. В старину, когда хоровое искусство было запрятано под церковные своды, роль высоких голосов поручали мальчишечьим голосам – дискантам. Так появились хоры, в которых поют только мальчики. У них голоса сильнее, чем у маленьких девочек, и потому дискантовые партии поручаются мальчикам.

Домра и домбра

Не путай их. Домра (на фото слева) – русский народный инструмент, трехструнный или четырехструнный, играют на ней с помощью пластиночки-медиатора. Домбра (на фото справа) – двухструнный народный казахский инструмент, на котором играют пальцами, бряцая, как на балалайке.

Духовой оркестр

Ты слышишь, приближается музыка? Да-да, ты стоишь, а музыка, оркестр, приближается к тебе. Вслушайся! Звучат духовые инструменты – это идет духовой оркестр.
Чаще всего его музыку можно услышать, когда маршируют воинские части. Или на гулянии в парке. Ведь у духовых инструментов (особенно у медных) очень громкий звук, разносящийся далеко-далеко...

— Примечательно, что в республике целый день в году решили обозначить днем музыкального инструмента, и этим инструментом стала домбра. Домбра — это символ музыкальной культуры от кочевников древности и до сегодняшнего дня, — начинает свой рассказ Юрий Петрович.


Инструменты, напоминающие домбру, существовали с незапамятных времен. Если верить камням с наскальными изображениями танцующих людей, выставленным в музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, наши предки играли на них более 4 тысяч лет назад. Тем не менее, первые достоверные сведения о домбре появляются лишь в XVI-XVII веках.


Предком домбры является древнетюркский музыкальный инструмент шертер. По форме он напоминает домбру, но имеет открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева, а на корпус натягивали кожаную деку.


Играли на шертере как щипком или ударом по струнам, так и с помощью смычка. От шертера произошли кобыз и домбра.


Традиционно мастера выдалбливали домбру из цельного куска дерева. В качестве материала использовали любые породы деревьев, которые росли в данной местности. Со временем, для улучшения акустических свойств инструмента, изменился метод его изготовления. Домбру начали делать из отдельных склеенных деталей, а в качестве сырья стали выбирать твердые породы древесины — сосну, лиственницу, ель.


Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей , — струны. Сейчас их делают из лески, но до начала XX века на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок.

— Леска звучит очень ярко и мощно, но жильные струны дают особый колорит, очень глубокий и мягкий звук. Лады — по-казахски их называют «перне» — тоже делали из жил. Благодаря этому звук традиционной домбры богат на обертоны и призвуки.


Богатый и глубокий звук

По словам Юрия Петровича Аравина, несмотря на простую конструкцию, домбра, как и другие казахские музыкальные инструменты, обладает мощным и богатым звуком.

— Хорошо понять, как звучат казахские музыкальные инструменты, можно на примере кобыза. Когда кобызист играет на кыл-кобызе, он не прижимает струны к грифу, а лишь слегка прикасается к ним. Благодаря этому создается масса обертонов. Струны кобыза делают из конских волос. Когда играет этот инструмент, фактически звучит хор из 46 отдельных волосков. То же можно сказать и о богатстве звучания домбры.


Опытные музыканты, исполняя кюй, могут отразить в своей музыке величие бескрайних просторов степи, топот сотен копыт или гул надвигающегося войска. Говоря о мощи домбрового звучания, Юрий Петрович вспомнил цитату знаменитого исследователя народной казахской музыки Александра Затаевича :

— Затаевич, великолепно проникший в особенности казахской музыки, говорил, что домбра производит впечатление не малого вблизи, а чего-то большого и даже грандиозного, но как бы издалека, наподобие боя хороших столовых часов. Очень удачное сравнение, ведь столовые часы могут звучать, как огромные колокола. Тот же поразительный эффект дает домбра. Сидишь рядом, слушаешь, а там звучит что-то огромное, издалека. Чтобы прочувствовать это, достаточно послушать кюй «Аксак кулан».


По мнению музыковеда, феномен домбры заключается в ее глубине и многообразии. Она может звучать, как целый оркестр, передавая широкую палитру звука. Такая музыка находит отклик в душе слушателей и вступает в резонанс с человеческой психикой. Длинный гриф, округлая форма, мягкие материалы и жильные струны — такая простая конструкция создает идеальную акустику.


Какой бывает домбра

Представляя себе домбру, большинство людей держат в голове инструмент строго определенной формы. Круглый каплевидный корпус, длинная шейка, две струны — такой изображают домбру везде, от обложки школьных учебников до документальных исторических фильмов. На самом деле существует множество разновидностей этого инструмента, которые изготовляли в различных регионах Казахстана. Известны аркинская, семипалатинская, жетысуйская домбра. Традиционно исследователи выделяют два основных вида домбры и школы игры на ней — западно-казахстанскую и восточно-казахстанскую.


Восточно-казахстанская домбра имеет плоскую заднюю деку, совкообразный корпус, короткую утолщенную шейку (гриф) с 8 ладами.

— Домбра в центральных и восточных регионах относилась к аркинской школе. Ее использовали в качестве аккомпанирующего инструмента для сопровождения пения. В этих регионах были очень богатые вокальные традиции. Певцам было удобнее прижимать плоскую домбру к телу. Она звучит не столь громко и не перебивает голос.


Западно-казахстанская домбра в современное время получила наиболее широкое распространение. Это классическая домбра каплевидной формы, с длинным тонким грифом и 15-16 ладами на нем. Такая домбра дает больший акустический диапазон.

— На западно-казахстанской домбре играли мощные динамичные кюи. Благодаря звуковым качествам она завоевала популярность у профессиональных музыкантов.


В коллекции музея имени Ыкыласа представлены уникальные домбры, принадлежавшие знаменитым акынам, кюйши, композиторам и поэтам. Среди них также можно встретить множество интересных видов этого музыкального инструмента. К примеру, на передней деке 160-летней домбры Махамбета Утемисова вырезаны три небольших отверстия вместо одного. Также примечательна копия знаменитой домбры Абая . По форме это типичная восточно-казахстанская домбра, но она имеет три струны.


— Трехструнная домбра Абая не должна вводить вас в замешательство. Дело в том, что казахи в этом регионе вступали в тесный культурный контакт с русским населением. Абаевская домбра переняла три струны от балалайки. Абай с уважением относился к русской культуре и заказал для себя именно такой инструмент.


В середине 30-х годов домбра, наряду с другими казахскими народными инструментами, приобрела оркестровое звучание. Ахмет Жубанов на базе музыкально-драматического техникума создал первый в республике оркестр народных инструментов. В техникуме открыли экспериментальную мас-терскую, чтобы усовершенствовать и унифицировать домбру и кобыз под оркестровый диапазон. К созданию новых вариантов домбры Жубанов привлек талантливых мастеров — братьев Бориса и Эммануила Романенко , Камбара Касымова , Махамбета Букейханова . Так появились домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас и другие инструменты, ставшие неотъемлемой частью национальных оркестров.


— Братья Романенко имели опыт работы с русскими музыкальными инструментами. В качестве образца для оркестра народных инструментов был взят знаменитый Русский оркестр В. В. Андреева. Так же, как в свое время под оркестровое звучание переделали балалайку, преобразилась домбра. К примеру, огромная домбра-контрабас звучит совсем по-другому в сравнении со стандартной домброй. Инструменты работы Романенко, Касымова и их последователей до сих пор ценятся среди музыковедов.


Мастерство кюйши

Казахская народная музыка, которую сочиняли и исполняли на домбре, это сложное, яркое и абстрактное искусство. Поэзия в нем неразрывно связана с музыкой. Произведения известных жырау, салов и акынов через музыку и устное творчество осмысливают вечные философские вопросы.

— Творчество кюйши и акынов затрагивает глубокие темы. Его нельзя воспринимать буквально. Если во время звучания кюя кажется, что слышишь топот конских копыт, то нужно понимать, что автор хотел передать не бег лошади, а впечатление от этого бега в своей душе. Казахское искусство очень содержательно и философично, оно носит в себе много смыслов.


Профессиональная школа устного и музыкального творчества достигла своего расцвета в казахской степи в XIX веке. Талантливые акыны и кюйши могли уделять сочинению и исполнению музыки всё свое время, не заботясь о других делах. Зачастую они сами изготавливали себе подходящий инструмент. В аулах исполнителям давали кров и пищу, дарили одежду и коней. Победители айтысов могли рассчитывать на хороший приз и дорогие подарки.

Хорошему исполнителю кюев и песен на домбре были рады в любом доме и юрте. Была очень развита традиция меценатства. В качестве гонорара победителю айтыса могли вручить слиток золота или серебра. Известно описание того, как мать Абая подарила золотое копытце Биржан-салу , восхитившись его исполнительским искусством.


В наше время до сих пор идут споры о том, кто был самым искусным сочинителем кюев для домбры. В советское время утвердился культ Курмангазы Сагырбайулы, однако Юрий Петрович считает, что у великого кюйши было много не менее талантливых современников и последователей.

— Кюи Курмангазы очень яркие, запоминающиеся и эксцентричные, но в кладовой казахской музыки есть и более сильные произведения. После революции его выделили среди других из-за бедняцкого происхождения, задвинув на второй план таких композиторов, как Даулеткерей. Вы только послушаете кюй «Жигер»! В нем заключена такая глубина и трагедийная сила... Нельзя сказать, кто был самым талантливым казахским композитором. Музыкальных произведений для домбры много, и каждый может найти для себя любимое.


Домбра в повседневной жизни казахов

Домбра играла важную роль в жизни не только профессиональных исполнителей и акынов, но и простых кочевников-скотоводов. Домбра была непременным атрибутом в каждой юрте и висела на почетном месте на кереге. Дети обучались музыке, играя на миниатюрной домбре — шинкилдеке. Взрослые знали мотивы известных песен и кюев и могли наиграть простейшие из них.


— Казахи от природы очень музыкальный и эстетичный народ. Долгие странствия по степи способствовали развитию созерцательности и музицирования. Нельзя также забывать, что музыка была средством общения. Никто никогда не играл на домбре просто так, с бухты-барахты. Вначале ты рассказывал, кто ты такой, от кого приехал, куда едешь и что видел. Музыку непременно сопровождало слово, она помогала восприятию слов. К примеру, чтобы сообщить близким о смерти родственника, часто приглашали кюйши, который играл естирту — извещение о смерти.


О большом значении домбры в жизни казахского общества говорит и множество легенд и мифов, где фигурирует этот музыкальный инструмент. Самая известная из них связана с временами монгольского нашествия:

— У Чингисхана был сын Жоши , который правил территорией современного Казахстана. У Жоши также был старший сын, который очень любил охотиться на куланов. Однажды во время охоты вожак стада куланов выбил царевича из седла, а стадо растоптало его. Никто не решался сообщить Жоши черную весть, ведь за это по обычаю вестника могли казнить. Тогда пригласили кюйши, который сыграл хану на домбре естирту, печальное известие. Через звуки домбры тот передал топот коней, страх куланов, смелость их вожака и голос души погибшего юноши. Когда он закончил играть, Жоши все понял и сказал: «Ты принес мне черную весть и достоин смерти». «Не я принес ее тебе, а моя домбра», — ответил кюйши. Тогда хан приказал залить в домбру горячий свинец. Эта легенда многое говорит о звукоизобразительных свойствах домбры и силе ее воздействия на людей.


У многих азиатских народов существуют струнные щипковые инструменты, аналогичные домбре и похожие на нее по внешнему виду, звучанию и манере игры. У узбеков и туркмен известен двухструнный инструмент каплевидной формы — дутар. У кыргызов есть трехструнный инструмент комуз. У монголов, бурят и хакасов также есть похожие на домбру музыкальные инструменты.


— Нельзя утверждать, что домбра — это уникальное и неповторимое изобретение казахов. У многих народов есть аналоги, но домбру можно назвать одним из потрясающих вариантов музыкального совершенства. Этот простой на первый взгляд инструмент способен выразить самые глубокие переживания человеческой души. В прошлом он был тесно связан с казахским народом, и я надеюсь, что так будет и в будущем.

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В конце прошлого века в Казахстане высоко в горах был обнаружен наскальный рисунок периода неолита с изображением четырёх танцующих человек и музыкального инструмента. Рисунок древнего художника изображал инструмент грушевидной формы сильно похожий на домбру (двухструнный народный музыкальный инструмент казахов и ногайцев). Оказывается, прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых – предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

По письменным памятникам домбра и родственные ей инструменты других народов на евразийском континенте хорошо известны с давних времен.

Так, к примеру, сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты схожие с домброй, более 2000 лет назад. А во время раскопок Хорезма (древний регион и государство с центром в низовьях реки Амударья, ныне территории Узбекистана и Туркменистана) были найдены терракотовые статуэтки, изображающие музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют сходство с домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

Также упоминание о домбре встречается в трудах известного путешественника Марко Поло: «этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя».

Легенды о происхождении домбры

Существует несколько легенд о происхождении домбры, вот самые интересные из них:

Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан» (Хромой кулан). Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие – след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области.

Еще одна легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет, да играет.
Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы, ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Современная история домбры

В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра!». Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту и это действительно так, ведь домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент, но инструменты подобные домбре есть и у других народов.


Современная история домбры. На фото — Ислам Сатыров

Так, в русской культуре есть схожий по форме инструмент — Домра, а известная русская балалайка, по одной из теорий, считается произошедшей именно от домбры. В таджикской культуре есть схожий инструмент – Думрак, в туркменской культуре – Дутар, Баш, Думбыра, в узбекской, башкирской и ногайской культуре – Думбыра, в азербайджанской и турецкой культуре – Саз, в якутской – Тансыр. Отличаются эти инструменты количеством (до 3 струн), а также материалом струн.

Современная домбра имеет грушевидный корпус и гриф с 19 ладами. Несмотря на то, что инструмент имеет всего две струны, музыкальный диапазон ее составляет две полных октавы (от Ре малой октавы до Ре второй октавы). Инструмент обычно имеет квартовый или квинтовый строй. Традиционно струны, использовавшиеся на домбре, были жильные, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески.


Домбра получила широкое распространение в качестве аккомпанирующего, сольного, а также основного инструмента в казахской и ногайской музыке. Инструмент в последнее время претерпел значительные изменения: появились оркестровые разновидности домбры, увеличилась громкость, расширился диапазон звучания – появились домбры высокого и низкого регистров. Инструмент из-за своего необычного тембра и яркой этнической выраженности часто используется в современной популярной музыке.

Уникальное творчество Ислама Сатырова

Одним из артистов активно использующем в своем творчестве домбру и другие национальные инструменты, о котором хотелось бы рассказать сегодня, является (Islam Satyrov). Получив музыкальное образование в Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, он, тем не менее, не забыл наветов своего отрочества, и как музыкант, живущий сегодня, создает абсолютно уникальный материал, продолжающий традиции ногайского народа, несущий в массы культуру и музыкальное наследие своей родины.

Недавно Ислам выпустил свой дебютный альбом.

В музыке этого талантливого человека, исполнившего от первой до последней все партии в альбоме, получившем название «Zaman», что в переводе на русский означает «время», тесно переплелись современные веяния с этническими мотивами.

Песни пластинки – это отражение того, с чем в течение жизни сталкивается каждый из нас — любовь, привязанность, родственные узы, национальная гордость. От первой до последней ноты запись была исполнена самим музыкантом с использованием редких акустических инструментов для придания новой жизни старинным мелодиям и ритмам своего народа.

Домбра

Также в своё время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки - потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз , Дутар ,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя . Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов . Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец . Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого казаха - домбриста по имени Кеты-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кеты-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан ». Прекрасная музыка великого жырау Кеты-Буга донесла до кагана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан , помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие - след расплавленного свинца… Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней казахской реки Кара-Кенгир в Джезказганской области . «Аксак-кулан» (Хромой кулан) - одна из прекрасных казахских легенд , воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец . Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра - инструмент кюя

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

  • Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента - тембр.
  • Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки - разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна .
  • Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Звучание открытых струн домбры образует её квартовый строй . Также он может быть и квинтовым . Последовательность тонов для домбры, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Соль , Ре (малой октавы).

Интервалы между струнами: g {ч.4}d (буквенная нотация по Гельмгольцу , ч.4 - чистая кварта).

Музыкальный диапазон домбры с 19-тью ладами на грифе составляет две полных октавы (часть малой октавы, первую и часть второй): от Ре малой октавы до Ре второй октавы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Домбра"

Примечания

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. - Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. - Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. - Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Ссылки

  • Сайт казахской государственной национальной библиотеки
  • Сайт проекта Асыл Мура
  • Электронная библиотека ""

Отрывок, характеризующий Домбра

– Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
– Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
– Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
– Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
Петя молча ходил по комнате.
– Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
– Молчи, Петя, какой ты дурак!…
– Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
– Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
– Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
– Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
– Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
– Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
– Ты напишешь ему? – спросила она.
Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.
– Ну ка, как вы из этого выйдете? – сказал он.
– Будем стараться, – отвечал Берг, дотрогиваясь до пешки и опять опуская руку.
В это время дверь отворилась.
– Вот он, наконец, – закричал Ростов. – И Берг тут! Ах ты, петизанфан, але куше дормир, [Дети, идите ложиться спать,] – закричал он, повторяя слова няньки, над которыми они смеивались когда то вместе с Борисом.
– Батюшки! как ты переменился! – Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него. С тем особенным чувством молодости, которая боится битых дорог, хочет, не подражая другим, по новому, по своему выражать свои чувства, только бы не так, как выражают это, часто притворно, старшие, Николай хотел что нибудь особенное сделать при свидании с другом: он хотел как нибудь ущипнуть, толкнуть Бориса, но только никак не поцеловаться, как это делали все. Борис же, напротив, спокойно и дружелюбно обнял и три раза поцеловал Ростова.
Они полгода не видались почти; и в том возрасте, когда молодые люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены, совершенно новые отражения тех обществ, в которых они сделали свои первые шаги жизни. Оба много переменились с своего последнего свидания и оба хотели поскорее выказать друг другу происшедшие в них перемены.
– Ах вы, полотеры проклятые! Чистенькие, свеженькие, точно с гулянья, не то, что мы грешные, армейщина, – говорил Ростов с новыми для Бориса баритонными звуками в голосе и армейскими ухватками, указывая на свои забрызганные грязью рейтузы.
Хозяйка немка высунулась из двери на громкий голос Ростова.
– Что, хорошенькая? – сказал он, подмигнув.
– Что ты так кричишь! Ты их напугаешь, – сказал Борис. – А я тебя не ждал нынче, – прибавил он. – Я вчера, только отдал тебе записку через одного знакомого адъютанта Кутузовского – Болконского. Я не думал, что он так скоро тебе доставит… Ну, что ты, как? Уже обстрелен? – спросил Борис.
Ростов, не отвечая, тряхнул по солдатскому Георгиевскому кресту, висевшему на снурках мундира, и, указывая на свою подвязанную руку, улыбаясь, взглянул на Берга.
– Как видишь, – сказал он.
– Вот как, да, да! – улыбаясь, сказал Борис, – а мы тоже славный поход сделали. Ведь ты знаешь, его высочество постоянно ехал при нашем полку, так что у нас были все удобства и все выгоды. В Польше что за приемы были, что за обеды, балы – я не могу тебе рассказать. И цесаревич очень милостив был ко всем нашим офицерам.