Последние изменения: Октябрь 31, 2018

Узнать, понять и прочувствовать Вечный город невозможно без посещения одной из самых крупных в мире коллекций произведений искусств, которая находится на территории государства Ватикан. Она была собрана на протяжении столетий поколениями понтификов и на сегодняшний день включает в себя собрание восточных древностей Ассирии и Египта, артефакты проживавших на территории современной Италии этрусков и предметы искусства периода греко-римской античности. Музеи Ватикана хранят в своих стенах ранние христианские реликвии III – XIV веков и художественные шедевры великих мастеров эпохи Ренессанса, а также этнографические, нумизматические и многие другие коллекции

Принято считать, что начало этому собранию положил папа Юлий II, когда 14 января 1506г., под небольшим слоем почвы в виноградниках на Эсквилинском холме, была обнаружена необычная мраморная статуя. Владелец участка – Феличе де Фредис – незамедлительно известил понтифика о находке, в которой архитектор Джулиано да Сангалло признал римскую копию знаменитой бронзовой древнегреческой скульптуры Лаокоона, изображавшую известный эпизод, описанный в «Энеиде». Являясь ценителем классического искусства, папа Юлий II выкупил статую, вероятно привезенную в Рим императором Тиберием.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья»


Он поместил ее на самом видном месте в разработанном архитектором Донато Браманте восьмиугольном дворике, специально предназначенном для размещения папской коллекции античной скульптуры в саду Бельведера. Уже через месяц найденный шедевр был выставлен на всеобщее обозрение. Демонстрация скульптуры для широкой общественности считается тем самым учредительным актом, положившим начало собранию мирового культурного наследия и созданию музеев Ватикана. На постоянной основе они были открыты для публики в 1771 г. по указу папы Климента XIV. В октябре 2006г. музей отметил свое 500-летие.

Это интересно!

Сенсационный случай произошел в мае 1938 г., когда Адольф Гитлер прибыл в Рим в качестве гостя короля Витторио Эмануэле III по приглашению Бенито Муссолини. Чтобы избежать встречи с лидером нацистской Германии, папа Пий XI был вынужден несколько дней провести в своей резиденции на вилле Кастель Гандольфо, находящейся в 20-ти километрах к югу от Рима. Перед этим он принял беспрецедентное решение – закрыть для посещения музей и Собор Святого Петра на время визита фюрера. Таким образом, нога немецкого лидера так и не ступила на территорию Ватикана.


20 декабря 2016г. папа Франциск был назначен директором ватиканских музеев, приняв эту должность 1 января 2017-го. Впервые за всю историю, заместителем руководителя стала женщина – итальянка Барбара Джатта, искусствовед с докторской степенью в области итальянской истории искусства.

Музеи Ватикана: коллекции и собрания

Музеи Ватикана – это целый комплекс, состоящий из нескольких дворцов и включающий в себя более десятка музеев, каждый из которых имеет множество залов, картинных галерей и коридоров, часовен и папских апартаментов. Охватить все это за одно посещение просто невозможно, но составить некоторое представление о крупнейшей в мире коллекции произведений искусств поможет приведенный ниже список.

Музей Пио – Клементино

Папское собрание классической скульптуры этого музея, основанного на коллекции Юлия II (1503-1513) из его восьмиугольного Двора статуй, было увеличено и дополнено во второй половине XVIII века папами Климентом XIV (1769-1774) и Пием VI (1775-1799). Многие шедевры по Толентинскому договору, заключенному 19 февраля 1797 г. между наполеоновской Францией и Папской областью, были вывезены в Париж. После Венского конгресса 1815 г., благодаря дипломату Антонио Канова, большинство произведений возвратилось в музеи Ватикана.

Зал Ротонда в музее Пио — Климентино

Музей Профано

Открытая папой Климентом XIII в 1761 году экспозиция расположена в четырех галереях, в которых можно увидеть камеи, мелкие изделия из бронзы, слоновой кости и горного хрусталя, изготовленные до начала XIX века.

Григорианский музей этрусков

Основанный по инициативе Папы Григория XVI и открытый 2 февраля 1837г. музей стал одним из первых, специально предназначенных для сбора и хранения этруских древностей. Коллекции Falcioni (1898), Benedetto Guglielmi (1935), Mario Astarita (1967), Giacinto Guglielmi (1987) позволяют проследить историю древней Этрурии, начиная с IX века до н.э. В 22 залах музея экспонируются изделия из бронзы, стекла, слоновой кости и керамики, обнаруженные при раскопках на территории Рима и Лацио.

Один из залов Музея этрусков

Египетский музей

Основанный в 1839г. папой Григорием XVI музей включает 9 залов, в которых представлен целый ряд статуй, архитектурных элементов, настенных украшений и мумий, привезенных из Древнего Египта римскими императорами с целью декорирования зданий, святилищ и собственных вилл.

Один из залов Египетского Музея

Григорианский музей Профано

Находящаяся в Апостольском дворце коллекция, открытая 16 мая 1844 г., представляет классическое искусство Древней Греции – оригиналы скульптур, погребальные урны, стелы и саркофаги, барельефы и архитектурные фрагменты. Кроме этого, здесь можно увидеть некоторые древнеримские копии, выполненные в имперские времена с греческих оригиналов. Большая часть собрания, ранее хранившаяся в Латеранском дворце в Риме, пополнила музеи Ватикана только в шестидесятые годы прошлого века.

Музей Пио Кристиано

Основанная в 1854 г. папой Пием VI коллекция музея объединяет многочисленные ранние христианские скульптуры и саркофаги III – V веков, взятые из разных церквей Рима и извлеченные из римских катакомб Папской Комиссией по Священной Археологии, учрежденной в 1852 году.

Музей Кьярамонти

Состоит из трех галерей, основанных папой Пием VII (Григорио Кьярамонти):

  • Galerria Chiaramonti, где находится почти тысяча античных скульптур, урн и саркофагов;
  • Galerria Braccio Nuovo, с оригиналом знаменитой статуи римского императора Цезаря Августа;
  • Galerria Lapidaria, являющаяся настоящей каменной библиотекой и содержащая более 3 тысяч «страниц», высеченных на плитах, фундаментах и надгробиях саркофагов.

Галерея Кьярамонти

Этнологический миссионерский музей

Он возник в 1926г. после закрытия Всемирной миссионерской выставки, организованной папой Пием XI по случаю Юбилейного 1925 года. Ее экспонаты, документировавшие миссионерскую деятельность Церкви во всем мире, после окончания выставки были переданы в дар Святому престолу. На их основе Папа решил создать музей в Латеранском дворце, часть собрания которого несколько позже переместили в музеи Ватикана. Среди многих прочих экспонатов, здесь находится обширная коллекция китайских монет и предметов, принадлежавших ранее Британской школе археологии в Иерусалиме.

Возможно Вас заинтересует:

Исторический музей Ватикана

Основанный в 1973г. по указу папы Павла VI, музей содержит уникальную коллекцию портретов всех понтификов, начиная с XVI века, а также памятные предметы и старинную религиозную атрибутику, связанную с ритуалами папства. На нижнем, подземном этаже собраны транспортные средства, использовавшиеся папами на протяжении многих веков.

Одна из карет понтификов


Папамобиль

Музей современного религиозного искусства

Был открыт в 1973г. папой Павлом VI в Апостольском дворце Ватикана. Коллекция, размещенная в 55 залах, объединяет более 800 работ современных мастеров скульптуры и живописи. Здесь размещены произведения Винсент ван Гога, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Марка Шагала и многих других.

Музей филателии и нумизматики

Его презентация состоялась 25 сентября 2007 года. Здесь представлена обширная коллекция филателии Папского государства, почтовые открытки и проштемпелеванные конверты, а также их предварительные эскизы и образцы. Нумизматический раздел содержит монеты, выпускавшиеся в Ватикане с 1929 по 2001 гг., монеты после 2001года, номинированные в евро, и юбилейные – приуроченные к каждому Святому году.

Светские здания Ватикана

Библиотека Ватикана

В основе коллекции библиотеки музеев Ватикана находится собственное собрание папы Николая V (1447 – 1455), насчитывавшее 350 рукописных изданий. В 1587 году по проекту архитектора Доменико Фонтана было построено новое здание библиотеки. Ее фонды значительно пополнились собраниями книг итальянского историка и библиографа Francesco Lepoldo Cicognara (1767 – 1834), князя , а также потомками и прочими именитыми меценатами. Сегодня коллекция насчитывает более 150 тыс. рукописных томов, более 70 тыс. карт и гравюр и 200 тыс. автографов. В целом здесь хранится более 2 миллионов изданий. Однако стоит заметить, что библиотека не является открытой для общественности и работать в ней могут только сотрудники музеев Ватикана.

Библиотека Ватикана

Пинакотека

Картинная галерея, изначально размещавшаяся в апартаментах Борджия, была перемещена в новое здание, построенное в 1932 г. по проекту Луки Бельтрами на территории Ватикана.

Здание Пинакотеки


В 18 залах в хронологическом порядке размещены гобелены XI – XIX веков и работы великих художников эпохи Возрождения и Барокко – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Федерико Барокси, Тициана и многих других.

Часовни Ватикана

Помещения культового предназначения, украшенные средневековыми фресками, сегодня являются величайшими художественными и культурными ценностями Ватикана. Музеи предоставляют возможность воочию увидеть шедевры великих мастеров и посетить следующие из них:

  • Сикстинскую капеллу – находится в Апостольском дворце. Ее стены были украшены в 1481г. фресками Пьетро Перуджино, Сандро Ботичелли, Козимо Росселини. Закончил работу в 1512 году великий Микеланджело Буонарроти, изменив оформление, сделанное предшествующей группой художников;
  • капеллу Урбана VIII Барберини – личную часовню Папы, расписанную в 1631 году Пьетро да Кортона золотыми фресками;
  • капеллу Николина – когда-то была частью квартиры папы Николая V. Она содержит одну из главных работ Беато Анджелико, сделанную им в период 1447 – 1448 гг.;
  • капеллу Сан Пьетро Мартир – украшена росписью Джорджо Вазари в 1570 г.

Фрески Сикстинской капеллы


Капелла Николина. Фреска работы Беато Анджелико «Святой Стефан получает диаконат и раздает милостыню» (1447-1449)



Визит в музеи Ватикана будет неполным без посещения комнат Рафаэля и лоджий, украшенных его гениальным мастерством, папских апартаментов и многочисленных залов с мозаичными полами. Помимо этого, комплекс музеев включает в себя несколько археологических раскопок, папских вилл и садов понтификов.

Станцы Рафаэля в Апостольском дворце Ватикана

Фреска Рафаэля «Афинская школа» (1511)

Экскурсия в музеи Ватикана занимает довольно продолжительное время и, в зависимости от проявленного интереса, может растянуться даже на несколько дней. Поэтому к ней стоит подготовиться должным образом, приняв к сведению некоторые советы:

  • не берите с собой большие рюкзаки или сумки, их придется оставить в камере хранения перед прохождением личного досмотра;
  • запрещено проносить с собой зонты, любые колюще-режущие предметы и оружие;
  • не берите с собой съестных припасов – это запрещено. Перекусить всегда можно в нескольких кафе Ватикана или приобрести еду и напитки в автоматах;
  • не одевайтесь во фривольном стиле, избегайте одежды выше колена или с глубоким вырезом. Плечи должны быть прикрыты;
  • не разрешается использование фотовспышки, а в помещении Сикстинской капеллы фотосъемка полностью запрещена;
  • чтобы избежать громадной очереди, рекомендуется покупать билеты заранее, через интернет.
  • если вы не располагаете временем, можно напрямую, следуя по указателям, добраться в заключительную точку экскурсионного маршрута – Сикстинскую капеллу. Однако перед этим необходимо обязательно увидеть Станцы Рафаэля, посетить Апартаменты Борджия, Пинакотеку и Галерею современного религиозного искусства;
  • так как в музеях Ватикана реставрационные работы проводятся на постоянной основе, не лишним будет убедиться на официальном сайте, что намеченный к осмотру зал будет открыт в данное время;
  • стоит помнить, что попасть в Сады Ватикана можно только в сопровождении работников комплекса по предварительной записи.

Галерея географических карт


Помимо общедоступных достопримечательностей Ватикана, за закрытыми дверями Музеев скрывается еще один, неизвестный многим посетителям секретный Ватикан. Узнать о нем и как в него попасть можно узнать из нашей следующей статьи.

Ну и напоследок… Хотелось бы пожелать всем воочию увидеть собранные в музеях Ватикана шедевры мирового искусства! И не забудьте отправить из почтового офиса, расположенного на выходе, друзьям или самому себе почтовую открытку, которая навсегда останется самым дорогим памятным сувениром.

Музеи Ватикана — коллекции и собрания, открытые для посещения


Когда-то это была лишь небольшая коллекция скульптур, но спустя столетия она превратилась в музейный комплекс с одной из богатейших коллекций предметов искусства на планете. Интерьеры дворцов, где хранятся произведения искусства, сами по себе являются шедеврами искусства. Музеи Ватикана были основаны в 18 столетии под патронатом Папы Клемента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). Они были среди первых, кто открыл великолепные сокровища для широкой публики, продвигая культуру в массы. Не удивительно, что первое здание комплекса - Музей Пия-Клемента был назван в честь двух понтификов.

Однако, происхождение коллекции уходит корнями на много столетий назад. Все началось в 1480 году с обнаружением Римской статуи Аполлона Бельведерского, которая является одной из главных достопримечательностей музеев Ватикана. В 1503 году Юлий II поставил эту статую в восьмиугольном внутреннем дворике Кортилле Октагоно. Спустя десятилетия последующие Папы постоянно пополняли коллекцию разнообразными работами. На сегодняшний день, большой архитектурный комплекс включает 13 музеев в двух Ватиканских Дворцах. Сами по себе, эти здания заслуживают посещения. Их комнаты и залы щедро декорированы мрамором и изысканными фресками.


Невозможно охватить всю эту красоту за одно посещение, так как весь экскурсионный маршрут по музеям Ватикана составляет 7 километров. Но вы можете сфокусироваться на нескольких выдающихся экспонатах, или определенных музеях. При этом стоит оставить немного сил и времени на Комнаты Рафаэля и Сикстинскую Капеллу, которые расположены в конце музейного комплекса. Чтобы контролировать огромные толпы посетителей, музей промаркировал разными цветами четыре экскурсионных маршрута длиной от одного часа до более 5 часов. Каждый из этих маршрутов заканчивается Сикстинской Капеллой. Гордостью Музеев Ватикана является коллекция древнегреческого и древнеримского искусства, распределенная по четырем музеям. Здесь находятся одни из самых известных статуй, включая Лаокоона и Аполлона Бельведерского.

Музей Пия-Клемента

Ядро музеев Ватикана составляет Музей Пия-Клемента, экспозиция которого состоит преимущественно из статуй, найденных в Риме и его окрестностях. Среди его достопримечательностей выделяется так называемый Апоксиомен - мраморная копия знаменитой бронзовой статуи Лиссипа, сделанная в 1м веке. Статуя была обнаружена в 1849 году в Трастевере. Она изображает спортсмена, стирающего пот со своего тела. Фиговый лист был добавлен позже, так как римляне и греки никогда не подвергали свои статуи цензуре.


Восьмиугольный внутренний дворик Кортиле Октагонале является старейшей частью музеев Ватикана и также демонстрирует несколько шедевров искусства. Среди них Аполлон Бельведерский - еще одна римская копия древнегреческой статуи Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой считается превосходством эстетичности. Но еще более известен Лаокоон - скульптурная группа, обнаруженная в 1506 году во время раскопок на Холме Эсквилин. Лаокоон был создан примерно в 30 году до нашей эры скульпторами с острова Родом, которые скопировали оригинальную скульптуру 2 столетия до нашей эры. Скульптура изображает троянского священника Лаокоона и двух его сыновей, ведущих борьбу со змеями. Согласно рассказу римского поэта Вергилия, Лаокоон предупреждал троянцев об опасности легендарного Троянского Коня, из-за чего богиня Афина послала двух змей, чтобы убить священника. Скульптурная группа ценится за очень реалистично переданные муки героев.


Зал Муз в музее Ватикана украшен фресками Аполлона с Музами, созданными в конце 18го столетия Томаззо Конка. В центре внимания здесь находится Торс Аполлона - статуя была обнаружена в Кампо де Фьори и подписана Аполлониусом из Афин, греческим скульптором первого столетия до нашей эры. К сожалению, ноги и руки статуи не сохранились, но торс являет собой отличную демонстрацию мужской анатомии. Именно этот торс вдохновил Микеланджело на создание фресок Сикстинской Капеллы. Зал Ротонда, или Круглая Комната в музее Пия-Клемента был построен по образу Пантеона. Его пол устлан удивительными римскими мозаиками с изображениями морских монстров и мифологических фигур. Пол был обнаружен на раскопках в Отриколи - небольшом городке в Умбрии. Отсюда же был доставлен Зевс Отриколи - копия греческого скульптора четвертого столетия до нашей эры. Посреди комнаты расположен большой порфировый бассейн, так называемая ванная Неро, обнаруженная в Золотом Доме Неро. В окружающих комнату нишах размещено множество скульптур и статуй, самой впечатляющей из которых является большая статуя Геркулеса 2 столетия до нашей эры, покрытая бронзой.

Среди других интересных комнат в музее Пия-Клемента можно отметить Галерею Статуй со Спящей Ариадной, которая служила вдохновением многим неоклассическим скульпторам. Зал Животных представляет превосходную серию статуй и мозаик животных, а Кабинет Масок получил такое название из-за своих фресок с масками, доставленных из Виллы Адриана в Тиволи. В греческой комнате находится саркофаг Елены, матери Императора Константина.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь его основателя Пия VII. Музей занимает часть трехсотметрового крыла, построенного в 1807 году по проекту Браманте. Здесь хранится впечатляющее количество статуй, включая ряд бюстов знаменитых римлян. Остальная часть галереи принадлежит Лапидарию с большой коллекцией эпиграфов. К сожалению, лапидарий закрыт и попасть сюда можно только по специальному разрешению. За Галереей Кьярамонти расположено Новое Крыло с прекрасными напольными римскими мозаиками. Здесь хранятся римские статуи, включая Августа из Прима-Порта, изображающего Римского Императора Августа. Статуя была обнаружена в 1863 году на Вилле Юлия Августа.


Еще одной выдающейся работой является колоссальная скульптура Нила. Она изображает речного бога Нила, лежащего на боку и опирающегося на сфинкса. У его ног лежит крокодил, а в руках Нил держит сноп пшеницы - символ плодородных земель долины реки Нил. Считается, что ползающие по Нилу 16 младенцев являются ссылкой на идеальную высоту шестнадцати локтевых костей, на которые река Нил должна была повыситься, чтобы гарантировать плодородную почву к сезону урожая.

Грегорианский музей светского искусства

Грегорианский музей светского искусства в Ватикане также посвящен греко-римским статуям. Музей был основан в 1884 году Григорием XVI и содержит коллекцию статуй, саркофагов, и надгробных статуй, большинство которых относятся ко времени Империи в 1-2 столетии. Среди самых известных работ музея Афина и Марсий - копия бронзовой оригинальной статуи, созданная в 5 столетии до нашей эры греческим скульптором Мироном. Здесь также есть мозаики атлетов из Терм Каракалл, и выставка фрагментов Пантеона.

Грегорианский Этрусский музей Ватикана

Грегорианский Этрусский музей Ватикана был основан Папой Григорием XVI в 1837 году. Это был один из самых важных музеев своего рода, несмотря на то, что сейчас его затмевает одноименный музей в Вилле Боргезе, основанный после объединения Италии. В Этрусском музее Ватикана представлена большая коллекция ваз, демонстрирующая влияние греческих техник на этрусков. Выдающимся образом является древняя амфора, украшенная фигурами Ахиллеса и Аякса. Еще одним интересным моментом коллекции является серия экспонатов, найденная в гробнице Реголини-Галасси в городе Черветере. Среди них деревянный трон и носилки седьмого столетия до нашей эры. Важнейшей статуей в Этрусском музее Ватикана является Марс из Тоди - бронзовая статуя пятого столетия до нашей эры.

Григорианский Египетский Музей Ватикана

Григорианский Египетский Музей Ватикана (музео грегориано егицио) также был основан Папой Римским Григорием XVI, который очень интересовался египетской культурой. Вся экспозиция демонстрируется в 8 комнатах, где собраны древние стелы с иероглифами, датирующиеся 2500 годом до нашей эры. Здесь Вы также сможете увидеть римские копии египетских статуй, созданные во втором столетии нашей эры. Не пропустите увлекательную выставку мумий 1000 года до н.э., найденных в некрополе Дейр эль-Бахри в Тебесе. Один зал египетского музея содержит реконструкцию Канопуса из Виллы Адриана в Тиволи, включая Святыню Сераписа и статуи египетских богов.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Пинакотека Ватикана) - относительно новый музей. Он был основа в конце 18го века Папой Пием VI и открыт в 1932 году. 16 комнат музея содержат множество картин, датирующихся периодом от 12 до 19 века. Большинство картин были созданы итальянскими мастерами, но есть в галерее и работы иностранных мастеров. Есть даже целая комната, посвященная творчеству австрийского художника Петера Венцеля. Среди выдающихся экспонатов Триптих Стефански, созданный Джотто в 1300 году для собора Св. Петра. Также стоит выделить фреску 15го столетия, изображающую процесс основания Библиотеки Ватикана. Творение Мелоццо да Форли демонстрирует, как первый библиотекарь преклонил колени перед Папой Римским Сикстом IV. В картинной галерее Ватикана есть комната, посвященная Рафаэлю. Здесь представлены гобелены фламандского художника Питера Ван Альста, а также наброски самого Рафаэля и его учеников. Гобелены были сделаны для покрытия стен Сикстинской капеллы. Среди экспонатов также несколько картин Рафаэля, включая "Коронацию Девственницы", которую он нарисовал в девятнадцать лет. Среди других шедевров галереи стоит выделить незаконченную картину Леонардо да Винчи "Сен Джером" (1480), "Мадонну Фрари" Тициана (1535) и некоторые работы Караваджо.

Музей Современного Религиозного Искусства

Музей Современного Религиозного Искусства (Collezione d"Arte Religiosa Moderna) охватывает пятьдесят пять комнат. Он был основан в 1973 волей Папы Павла VI и является самым большим музеем своего вида. Экспозиция включает работы многих самых важных современных художников мира, включая Дали, Кандинского, Матисса, Пикассо, Родена, Ван Гога и многих других.

Музей Пио-Кристиано

Музей Пио-Кристиано содержит набор скульптур, саркофагов и мозаик с Ранне-Христианской эры. Музей был создан в 1854 Пием IX. Самый известный объект здесь - статуя Хорошего Пастуха, созданная в третьем столетии.

Этнологический миссионерский музей Ватикана

Этнологический миссионерский музей Ватикана был основан Пием XI в 1926 году для демонстрации религиозных объектов 4 географических регионов - Азии, Океании, Африки и Америки. Многие из 100 тысяч экспонатов были добыты миссионерами на разных континентах. Музей был первоначально размещен в корпусе Латеранского Дворца, но в 1973 перемещен в настоящее помещение. Среди достопримечательностей статуя бога Кетцалькоатля из Мексики, маски из Сьерра-Леоне и деревянная скульптура божества Туматауэнга из Французской Полинезии.

Библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана была основана Папой Римским Николасом V в 1450 и на момент основания содержала 340 книг. Сегодня это одна из самых важных библиотек в мире, с более чем полумиллионом книг и 60,000 рукописей. Некоторые самые ценные экспонаты демонстрируются в Сикстинском Зале. Этот великолепный сводчатый зал был создан в 1588 Доменико Фонтана. Зал шириной в 15 метров достигает 80 метров в длину, с великолепными потолочными фресками и яркими стенами. Библиотека также содержит ряд музеев, включая Светский Музей и Священный Музей, где хранится множество древних христианских объектов из римских катакомб, а также средневековой стеклянной посуды из драгоценных материалов.

Исторический музей Ватикана

Исторический музей (Museo Storico) обеспечивает захватывающий взгляд на длинную и бурную историю Ватикана. Музей был основан в 1973 по требованию Папы Римского Павла VI. Он был первоначально расположен около ватиканской Пинакотеки, но в 1991 переместился в Латеранский Дворец, рядом с базиликой Святого Иоанна Латеранского. Музей содержит набор оружия, брони и универсального обмундирования Папских вооруженных сил, а также портреты Пап и так называемые папомобили. Обсуждаются планы переместить коллекцию обратно в Ватикан. Этот музей можно посетить только во время заранее забронированного группового тура. Другие коллекции Ватиканских музеев включают керамику 18-19го столетий и миниатюрные мозаики, которые были наиболее популярным итальянским сувениром в девятнадцатом веке. Обязательно посетите этот музей Ватикана, входящий в число величайших музеев мира.

Апостольский дворец в Риме

Одним из самых интересных моментов посещения Музеев Ватикана является шанс восхититься щедрым комплексом Апостольского дворца. Комплекс создавался в период между двенадцатыми и девятнадцатыми веками и служил главной резиденцией многих Пап Римских. Несколько комнат, включая Сикстинскую Капеллу, все еще используются папством. Сегодня Папа Римский - главным образом духовная фигура, но перед объединением Италии Папа Римский был также главой большой мирской области, и ватиканский комплекс отразил его важность в качестве главы государства. Папы Римские нанимали самых известных архитекторов и художников в мире, чтобы украсить свои дворцы. Эти художественные шедевры, в частности настенная живопись в частных папских квартирах, сами по себе заслуживают посещения.

Внутренние дворы Ватикана

Здания Музеев Ватикана включают два дворца. На севере расположен Дворец Бельведера, созданный в конце пятнадцатого века. С юга к Собору Святого Петра примыкает Апостольский Дворец, который служил основной резиденцией Римских Пап начиная с их возврата из Авиньона в 1377. Текущий дворец был создан в середине пятнадцатого века и заменял более старое здание времен пятого века. В начале шестнадцатого века Браманте соединил два дворца друг с другом конструкцией из двух длинных крыльев, формирующих большой внутренний двор Кортиле дель Бельведер. В 1585-1590 новое крыло для библиотеки разделило внутренний двор на две части. Более низкий внутренний двор все еще известен как Кортиле дель Бельведер, в то время как к верхнему внутреннему двору дали имя Кортиле делла Пинья. Добавление Нового Крыла (Браччио Нуово) в 1820 создало еще один, меньший внутренний двор в середине: Кортиле Библиотека.


Внутренний двор Библиотеки и внутренний двор Бельведера недоступны для туристов, но почти любой посетитель Музеев Ватикана может легко посетить красивый внутренний двор Пинья. Внутренний двор назвали в честь огромной бронзовой сосновой шишки, установленной Пирро Лигорио. Пинья - древний фонтан, который был обнаружен около Пантеона и вероятно принадлежал храму. Обрамляющие сосновую шишку бронзовые павлины являются копиями древних скульптур из Мавзолея Адриана в Тиволи. Оригиналы находятся теперь в Новом Крыле. Посреди внутреннего двора расположена современная бронзовая скульптура, названная "сфера в сфере". Это творение Арнальдо Помодоро было помещено сюда в 1990-х.

Галереи Ватикана

Два длинных крыла, которые соединяют Апостольский Дворец с Дворцом Бельведера составляют приблизительно триста метров длиной. Восточное крыло размещает вышеупомянутый Музей Кьярамонти с его древними скульптурами и Лапидарием. Западное крыло размещает еще три галереи. Сразу же за Дворцом Бельведера следует галерея Канделябров - комната восемьдесят метров длиной с греческими и римскими скульптурами. Эта комната приводит к галерее Картин (Дели Арацци) с гобеленами 5-17 веков. Заключительной и самой длинной галереей является Галерея Географических Карт. Стены этой галереи украшены тысячами карт, созданных Антони Данти в период между 1580 и 1583 годами. Ему помогал брат игнацио Данте, архитектор и космограф по образованию. Карты изображаю итальянские города, острова в Средиземном море и папские территории. Сопутствующие фрески изображают события, которые произошли в этих местах.

Комнаты Апостольского Дворца

Папы Римские эпохи Возрождения нанимали самых талантливых художников для щедрого украшения своих роскошных резиденций. Многие комнаты, включая Апартаменты Борджиа и Комнаты Рафаэля открыты для общественности и включены в маршрут Музеев Ватикана.

Апартаменты Борджиа

Квартиры Борджиа являются серией комнат, преобразованных в частные квартиры для Папы Римского Александра VI, Родриго де Борджиа. Папа Римский был покровителем искусств и призвал Пинтуриккио украсить свои апартаменты великолепными фресками. С 1492 по 1495 год Пинтуриккио и его ученики украсили шесть комнат Борджиа. Фрески изображают религиозные (мученичество святых и тайны веры) и средневековые темы (Тривиум и Квадривиум). Большинство комнат в настоящее время используется для демонстрации предметов современного религиозного искусства.

Часовня Николая V

Часовня Николая V часто пропускается посетителями на пути к Сикстинской капелле, но определенно заслуживает посещения. Часовня щедро украшена замечательными фресками Фра Анджелико, созданными в период между 1447 и 1449. Фрески изображают сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия.

Комнаты Рафаэля

Станцы Рафаэля появились благодаря Папе Римскому Юлию II, который предпочел дистанцироваться от Александра VI и отказался жить в квартирах, созданных для его предшественника. Он решил пригласить самых известных живописцев для украшения собственных апартаментов, расположенных над апартаментами Борджиа. Но понаблюдав за работой 25-летнего живописца и архитектора Рафаэлло Санти (Рафаэля), решил доверить эту работу ему. С 1508 Рафаэль продолжал работать над художественным оформлением квартир, часто отвлекаемый другой работой, включая строительство Собора Святого Петра. Рафаэль умер в 1520, прежде чем фрески папских квартир были завершены, но его ассистенты закончили работу по чертежам мастера. Фрески считаются абсолютными шедеврами ренессансного искусства.


Первая Комната Рафаэля - Зал Константина, который был завершен ассистентами Джулио Романо и Франческо Пенни уже после смерти Рафаэля. Он демонстрирует сцены из жизни римского императора Константина, сделавшего христианство официальной религией вместо язычества. "Битва у Мильвийского Моста" изображает сражение между Константином и Максенцием, во время которого превосходящая численностью армия Константина сокрушила армию противника.


Следующая комната - Станца д’Элиодоро, частично выполненная Рафаэлем между 1512 и 1514 годами. Тема комнаты - божественное вмешательство, защищающее церковь и святых. Комнату называют в честь одной из фресок "Изгнания Элиодоро", которая изображает сцену из библии. Фигуры слева изображают Папу Римского Юлия II, самого Рафаэля и его ученика Джулио Романо.


Станца делла Сеньятура названа в честь собираемого здесь особого комитета. Рафаэль начал с этой комнаты в 1508 году - это единственная станца, полностью завершенная самим мастером. Главная тематика - гармония между предметами старины и христианством. Наиболее известна здесь "Афинская Школа" - самая знаменитая фреска в Комнатах Рафаэля. Она изображает дебаты между Платоном и Аристотелем, двумя известными греческими философами. Многие другие знаменитости старины также изображены здесь, включая Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Рафаэль также изобразил на фресках многих современных персонажей. Среди них его друг Браманте, Папа Римский Юлий II, Леонардо Да Винчи и даже его конкурент Микеланджело, который в этот момент работал над потолком Сикстинской капеллы.


Последней из этих четырех комнат является Комната Пламени, названная в честь одной из фресок. Комната была украшена в 1514-1517 (главным образом ассистентами Рафаэля) во время понтификата Лео X. Он выбрал главной темой для комнаты повествование о жизни своих тезок Лео III и Лео IV. Самая важная фреска - Пожар в Борджо, нарисованный по эскизам Рафаэля. Она изображает Лео IV, гасящего пламя в форме креста. Картина проводит параллели со сценами из старины, напоминая о пожаре в городе Троя.

Лоджия Рафаэля

Комната Константина связана с Лоджией Рафаэля, еще одним шедевром художника. К сожалению, вход в Лоджию Рафаэля доступен только по специальному приглашению. Лоджия украшена 12 фресками с изображением библейских сцен.

Сикстинская Капелла

Самой известной достопримечательностью Музеев Ватикана, вне всяких сомнений, является Сикстинская Капелла. Она была построена в 15м столетии, как личная капелла Папы Сикста IV. В 1508 году Папа Юлий II попросил Микеланджело украсить потолок. Микеланджело не считал себя художником, но вынужден был принять предложение. Он решил украсить потолок Сикстинской капеллы девятью сценами из Ветхого Завета, самой известной из которых является "Сотворение Адама". Она изображает Бога, сошедшего с небес для вселения жизни в Адама. Стены Сикстинской Капеллы также полностью покрыты фресками, самой известной из которых является "Страшный Суд" Микеланджело на стене алтаря.

Лестница в музее Ватикана

Прежде чем попасть в музей Ватикана, у вас будет шанс восхититься красотой одной из самых знаменитых лестниц в мире. Она была спроектирована в 1932 году Джузеппе Момо и состоит из двух спиралей - одна из которых ведет вверх, а другая вниз. Красивая бронзовая лестница украшена папскими гербами.

Прежде чем рассказать о нашей экскурсии по музеям Ватикана, давайте познакомимся с интересными и необычными фактами о самом государстве Ватикан, которые я собрал по крупицам из разных источников интернета.

Карта Ватикана.

Ватикан - самое маленькое официально признанное государство в мире.

Протяженность государственной границы - 3,2 км. Все государство можно обойти за полчаса.

Со всех сторон Ватикан окружен средневековой каменной стеной, а перед собором Святого Петра границей является край площади (обозначен белыми камнями в мощении площади).

Независимое город-государство Ватикан было основано в 1929 году.

Это единственная страна, где государственным языком является латынь.

Ватикан назван в честь холма MonsVaticanus. В переводе с латинского Vacitinia означает место гаданий.

Население: 1100 постоянных жителей (на 2014 г.), из которых 95% это мужчины

В 2005 году в Ватикане было зарегистрировано 111 браков.

В 1983 году в Ватикане не зарегистрировано ни одного новорождённого.

Гражданство в Ватикане не наследуется и не может быть приобретено в силу рождения в государстве.

Среди 1100 жителей, только половина имеет ватиканское гражданство, в том числе 61 кардинал и все члены Швейцарской Гвардии.

Все ватиканские паспорта являются дипломатическими - к гражданам Ватикана во всех странах относятся как к дипломатам костела.

В Ватикане абсолютная грамотность, т.е. 100% населения - грамотные люди.

Тем не менее, грамотные люди в Ватикане официально признали, что Земля вращается вокруг Солнца, только в 1992 году. Это несмотря на то, что в 1969 году флаг Ватикана американский космические корабль Аполлон 11 возил на Луну.

Формально Ватикан является самым милитаризованным государством в мире. По данным 2005 года из 557 граждан на тот период 101 являлись военными на действительной военной службе, что составляет 18% населения, а это более чем в три раза перекрывает показатели второй по милитаризации страны мира - Северной Кореи (4,9%)

Ватикан имеет национальную сборную по футболу. Игроки сборной – швейцарские гвардейцы, члены Папского совета и хранители музеев. В футбольной лиге Ватикана играют команды «Гвардейцы», «Банк», «Телепочта», «Библиотека» и другие.

Ватикан ничего не производит и не продаёт, основные источники его дохода - это пожертвования католиков и туризм.

В Ватикане нет аэропортов, но есть одна вертолётная площадка - ватиканский гелипорт. Он был открыт в 1976 году и используется для связи Ватикана с международными римскими аэропортами Фьюмичино и Чампино и загородной папской резиденцией в Кастель-Гандольфо.

Имеется железнодорожная ветка длиной 850 метров и вокзал, построенный в 1932

Ватиканская библиотека – хранилище богатейшего собрания средневековых рукописей и манускриптов. Здесь находится старейший экземпляр Библии, выпущенный в 325 году.

В Ватикане жили и работали такие величайшие художники, как Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль, Бернини.

В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища архитектуры и искусства - Собор Святого Петра и знаменитые на весь мир ватиканские музеи.

По количеству произведений искусства на единицу площади (или на число жителей) Ватикан занимает с большим отрывом первое место в мире.

Подошло время подробней поговорить о музеях Ватикана и показать небольшую часть фотографий, которые мы сделали во время нашей экскурсии. К сожалению, никакие фотографии и самые высокохудожественные тексты, полные богатых метафор, сравнений и превосходных степеней, не смогут передать всю полноту ощущений и восторга от увиденного.

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана - это комплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами, начиная с XVI века, и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения. Музеи Ватикана огромны. 1400 залов и 20 двориков-музеев Ватикана хранят более 60 000 произведений искусства.

В 2013 году музеи Ватикана посетило 5,5 млн человек, что поставило их на пятое место среди самых посещаемых музеев мира.

Скульптурные портреты Микеланджело (слева) и Рафаэля (справа) над входом в музеи Ватикана. Дата основания 1506 год.

По ватиканскому ТВ показывают видеоролик с участием Папы Римского.

Пока гид оформляет билеты и раздает наушники, я обращаю внимание в фойе на суперсовременную панель производства Самсунг. Два года я работал на Самсунге, и внес посильный вклад в разработку таких моделей – пустячок, а приятно увидеть их в Ватикане

Наконец, все формальности соблюдены, и мы проходим во внутренний дворик ватиканских музеев.

Бельведерский дворец и бронзовый римский фонтан в форме шишки в нише Бельведера

Со всех сторон дворик окружают бесконечные галереи, в которых находятся музеи и дворцы Ватикана.

Перед библиотекой есть фонтан в виде шишки (I век н.э.). Шишка являлась символом источника жизни по античным понятиям, и в 1608 г. шишку установили перед библиотекой. Собственно, из-за нее двор получил название «Кортиле делла Пинья» (Дворик сосновой шишки)

В центре дворика стоит ставший уже знаменитым "Земной шар", символизирующий разрушение людьми нашей планеты, своего рода, израненная Земля. "Земной шар" приобретен Ватиканом в 1990 г.

Золотой шар во дворе Пинии, олицетворяющий Землю

В этом же дворике размещены репродукции работ Микеланджело из Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла была построена в конце 15 века по приказу папы Сикста IV, и в его честь получила свое название. Роспись стен осуществлялась самыми лучшими художниками того времени - Боттичелли, Пинтуриккьо и, конечно же, Микеланджело.

Изнутри купол капеллы расписан знаменитыми фресками Микеланджело

Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры и, тем более, фотографирование, то гиды перед тем, как провести экскурсию по капелле подробнейшим образом описывают здесь все то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая о всех персонажах фресок.

Центральной работой в капелле является “Страшный суд”.

“Страшный суд”. Фрагмент.

В центре, разумеется, Иисус и дева Мария. Окружают их святые и апостолы. Выше располагаются ангелы со всеми атрибутами и аксессуарами страстей христовых - терновый венец, крест, столб для бичевания.

Ознакомившись с тем, что нас ждет в Сикстинской капелле, мы идем во дворик Бельведер музея Пио-Клементино, в котором собраны самые значительные греческие и римские скульптуры из коллекций Ватикана.

Музей Пио-Клементино

Голова императора Августа

Скульптура «Голова императора Августа» – это часть мраморной статуи колоссальных размеров, сохранившаяся до наших дней. Она была создана неизвестным мастером в первом веке нашей эры.

Внутренний двор Бельведера


Восьмиугольный дворик Бельведерского дворца - сердце ватиканских музеев.

Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад, и в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи.

«Лаокоон и его сыновья». Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса - Агесандра, Полидора и Афинодора (50 год до н. э.)

Лаокоон - троянский жрец, который пытался спасти Трою вопреки воле богов,
предупреждая троянцев об опасности, исходящей от коня, внутри которого
сидели ахейские лазутчики. Боги, благоволившие грекам, наслали по морю
двух громадных змей, смертельно ужаливших Лаокоона и задушивших его сыновей.

История коллекции музеев Ватикана начинается именно с этой мраморной скульптуры «Лаокоон и его сыновья», найденной 14 января 1506 года в виноградниках Эсквилина. Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло и скульптора Микеланджело Буонарроти. Сангало подтвердил достоверность работы, а Микеланджело рекомендовал приобрести её у владельца. Юлий II установил её для публичного доступа в специальной нише в ватиканском Бельведере ровно через месяц после обнаружения.

Аполлон Бельведерский (римская копия 2 в. с бронзовой статуи) - одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года.

Аполлон, бог музыки и поэзии в античной мифологии, обычно изображался на горе Парнас в окружении Муз-богинь, вдохновлявших Человека в основных видах интеллектуальной деятельности. Но в то же время Аполлон - легендарный воин, лук и стрелы которого были воистину смертоносным оружием. Например, в гомеровской Илиаде он сражался на стороне троянцев против греков. Именно таким изображает эта статуя мифического бога Аполлона.

Ходим по кругу и рассматриваем статуи, саркофаги, алтари, купели, барельефы -замечательные работы античных мастеров.

Скульптура Венеры Счастливой (Venus Felix) сделанная в 170 г. Эта скульптура имеет портретное сходство с Фаустиной, младшей женой императора Марка Аврелия.

Древняя римская статуя «Река Тигр» и саркофаг 160-170 гг н. э.

Саркофаг. Очень похож на ванну, но принципиальное отличие в том, что внутренние стенки не полировались.

Ванна из розового гранита. Такими красивыми были ванны в Древнем Риме

Очередная ванна из черного гранита

Зал Животных

В зале Животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора, и алебастра.

Скульптура собаки

Нет возможности показать все скульптуры, хотя они этого заслуживают.

Следующий зал – это зал Муз.

Зал Муз.

В центре с шаром муза Урания. Она покровительствовала астрономии. Слева Клио, муза истории. Справа - муза комедии и поэзии Талия, дочь Зевса и Мнемозины.

Статуя Силена. Изначально он был изображен в процессе наливания вина, затем статуя подверглась частичной реконструкции.

Силен – бог виноделия, который, как считается, воспитал самого Диониса.

Шедевром этого зала является Бельведерский торс

Знаменитый Бельведерский торс, вдохновлявший Микеланджело при работе над обнаженными фигурами на плафоне Сикстинской капеллы. Найден в Термах Каракалы. Изначально скульптура, вероятно, изображала сидящего Геркулеса (1 в. до н. эры)

Зал Ротонда.

Зал Ротонда построен Микеланджело Симонетти в соответствии с идеалами классицизма.

В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев. На снимке Гера (Юнона), Геракл и Церера (Деметра)- богиня плодородия и земледелия


Купол Ротонды – один из самых известных сводов в мире, такой же, как в Пантеоне.

Юнона - покровительница браков.


Бюсты и скульптура римских императоров в зале Ротонда

Статуя Клавдия в образе Юпитера. Подразумевается, что как Юпитер правит Олимпом, так император управляет Империей! Эти слова относились к Клавдию, поэтому и изображен он в образе Юпитера.

Геркулес со шкурой немейского льва. Это единственная позолоченная античная статуя, дошедшая до наших дней

Бюст Юлии Пии (Домны)

Юлия Домна - супруга римского императора Септимия Севера, мать Каракаллы и Геты.

Зал Греческого Креста

Входим в зал Греческого Креста. Зал оформлен в египетском стиле, и имеет вид равноконечного греческого креста, поэтому так и называется.

В зале Греческого Креста находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350-360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. На снимке саркофаг Елены.

В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула. (О поездке в Тускул и наших впечатлениях я подробно рассказал в «Римских замках. Часть 2»)

Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала обеденный зал. В центре мозаичного круга помещено изображение богини Афины – воительницы. На ее груди прикреплен медальон с головой Горгоны. Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил. Вокруг богини изображены фазы Луны (III в.н.э.)

Два сфинкса с человеческим лицом

Галерея К анделябров

Далее наш маршрут проходит через галерею Канделябров с коллекциями подсвечников II века к станцам Рафаэля и главному шедевру Ватикана – Сикстинской капелле. Кроме канделябров, здесь вновь можно увидеть саркофаги, а также статуи, вазы, фрески с изображением нимф и сатиров.

По пути обращаем внимание на потолки и стены. Потолки и купола в Ватикане неимоверной красоты, и они богато расписаны лучшими итальянскими мастерами!

Не забываем смотреть под ноги, и любуемся по пути напольной мозаикой

Напольная мозаика

Часть картин на стенах выполнена в особой технике, создающей объем. Глаза с трудом верят, что все это нарисовано на плоскости.

Залы и галереи сменяют друг друга, как в калейдоскопе. По пути умудряюсь снимать, а из всего снятого в отчет войдут по 1-2 кадра.

Галерея Гобеленов

Эта галерея называется Арацци по названию французского города Арраса, где начиная с 14 века производились яркие безворсовые ковры с использованием золотой или серебряной нити. В основе коллекции лежат 27 великолепных гобеленов, относящихся по большей части к XVII веку. Их гармонично дополняют более поздние шедевры. Покажу лишь один 😥

Гобелен "Тайная вечеря" (Ultima Cena), сотканный по эскизам Леонардо да Винчи

Галерея Географических Карт

Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.


Галерея Географических Карт

На географических картах все горы и леса будто выпуклые, а моря – такие синие, что кажутся бесконечно глубокими. Здесь можно познакомиться с географическими картами ватиканских владений в Европе и некоторых других важных регионов в эпоху папы Григория XIII.

Потолок Галереи Карт.

Совершенно роскошный, ошеломляющий своим великолепием потолок исполнен в виде множества картин в золотых рамах. Мне он понравился даже больше, чем сами картыJ

Зал Собеского.

Painting `The Martyrdom of Saint Alexander of Bergamo` by Ponziano Loverini, in the Sobieski Room at the Vatican Museums

Картина польского художника Яна Матейко, изображающая победу польского короля Яна Собеского над турками в 1683 году у стен Вены. Полотно передано Ватикану в качестве дара польского народа.

Подходим к станцам Рафаэля. Здесь надо снимать все – и потолок, и стены, общий план и фрагменты.

Потолок работы Рафаэля

Вид из окна на стоянку машин служителей Ватикана

Станцы Рафаэля

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната».

Станцы Рафаэля - это четыре сравнительно небольших комнаты, расписанные в 1508-1517 годах 25-летним Рафаэлем вместе с учениками.

По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura )

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем, носит название Станца делла Сеньятура. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» - подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

«Афинская школа»

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа» (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона, находящихся в центре композиции.

Платон (в красном плаще) воздевает руку к небу - давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; Аристотель (в синем плаще) показывает на землю, словно возражая собеседнику - духовный мир неразрывно связан с миром земным.

Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена (лежит на ступенях лестницы), Пифагора в окружении учеников (внизу слева), Сократа (слева от Платона), Гераклита (сидящий в глубокой задумчивости почти в центре), Евклида (нагнувшийся, с циркулем в руках справа) и т.д. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте (спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто). Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия. Некоторые детали лучше рассмотреть на фрагментах фрески.

Евклид, нагнувшийся с циркулем в руках, и за ним крайний справа Рафаэль изобразил самого себя.

Микеланджело за столом, и левее Пифагор на первом плане в окружении учеников.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro )

«Изгнание Элиодора»

Фреска «Изгнание Элиодора », по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell ’Incendio di Borgo )

«Пожар в Борго»

Название третьей станцы Рафаэля (и последней из сработанных самим мастером) получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.

Ну, а дальше перед нами Сикстинская капелла. Она, действительно, производит сильное впечатление, как по масштабам, так и по величию замысла и исполнения росписи. В стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело, Сандро Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо. Это надо видеть!

В Сикстинском капелле снимать запрещено, можно только смотреть глазками, поэтому никаких дополнительных фото я не прикладываю, а продолжение экскурсии по Ватикану читайте в следующем рассказе, посвященном Собору Святого Петра

Апрель, 2016

Более подробно с музеями Ватикана и с наиболее интересными экспонатами в них можно познакомиться в книге:

ВАТИКАН

Что можно увидеть за один день в Ватикане, какие музеи осмотреть, на что обратить внимание и как лучше подготовится к такой экскурсии? Книга снабжена большим количеством фотографий, и может служить своеобразным путеводителем по музеям Ватикана, а также виртуальным гидом для тех, кто готовится к такой поездке.

Цена книги 100 рублей

Невероятным по своей культурной, исторической и художественной ценности собранием археологических и исторических артефактов, произведений религиозного и светского искусства обладает одна из самых миниатюрных стран-городов нашей планеты - Ватикан. Музей-государство - именно так можно назвать этот город, в огромном комплексе которого хранится большая часть сокровищ, накопленных Римской за многие столетия.

Немного истории

В XV веке по заказу Сикста IV на территории Ватикана была выстроена названная в его честь Ее постройкой руководил архитектор де Дольчи согласно проекту другого автора — Баччо Понтелли. Довольно скромное церковное строение внутри было украшено росписью таких художников эпохи Ренессанса, как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли, П. Перуджино и К. Росселли. Всемирно известная фреска «Страшный суд» работы великого Микеланджело украшает эту капеллу.

В начале XVI столетия в Ватикане появляется Torre dei Borgia (Башня Борджиа), считающаяся сегодня не только историческим, но и Примерно в это же время папа Юлий II начинает коллекционировать разнообразные изящные предметы и, в частности, копии скульптур античных мастеров. Для размещения этих экспонатов было выделено подходящее помещение — Восьмиугольный двор.

Ватикан приобрел статус с узаконенной папской властью только в первой четверти прошлого века, после того как был подписан Латеранский договор. Однако согласно этому документу ранее доступные только для католического духовенства и богатых и знатных людей экспозиции культурных, исторических и религиозных ценностей предписывалось открыть для просмотра всеми желающими.

Что можно увидеть?

Сегодня для посещения туристами открыто около 1/5 территории государства Ватикан. Музей лоджий Рафаэля, куда стремятся попасть некоторые путешественники, как таковой не существует. Это часть официальной папской приемной, куда простым путешественникам вход закрыт. Но и без этого в Ватикане есть на что посмотреть: порядка 19 музеев и более 1400 помещений (галерей, капелл, залов и часовен), открытых для посещения и осмотра. Общая протяженность всех предлагаемых экскурсионных маршрутов — около 7 километров.

Какие работают музеи?

Рассказывать подробно обо всех доступных для туристов музеях Ватикана не будем, лишь перечислим их:

  • Апартаменты Борджиа.
  • Этнологический миссионерский.
  • Исторический.
  • Кьярамонти.
  • Пия-Климента.
  • Пио-Кристиано.
  • Пинакотека.
  • Григорианский.
  • Египетский.
  • Этрусский.
  • Светского искусства.
  • географических карт;
  • канделябров;
  • гобеленов.
  • Николина;
  • Сикстинская.

Для того чтобы просто обойти, не особо рассматривая экспонаты, все музеи Ватикана (отзывы путешественников свидетельствуют об этом), потребуется не один день. Более трех часов обычному, не имеющему специальной подготовки туристу не выдержать. Поэтому лучше заранее продумать, что же вы хотите посмотреть в первую очередь, и уделить максимум времени какому-то одному или двум музеям.

Часы работы

Хотите поближе узнать Ватикан? Музей можете выбрать любой для лучшего знакомства с мини-страной. Все они начинают свою работу с 9 утра и открыты до 6 вечера. Вот только прийти к кассам лучше где-то к 8 утра, так как в разгар туристического сезона очередь из неорганизованных путешественников довольно велика, и простоять в ней можно несколько часов. Билетные кассы работают до 16 часов, а вот сами музеи придется покинуть не позднее половины шестого вечера, то есть за 30 минут до их закрытия. В отличие от наших музеев ватиканские работают в воскресенье только в том случае, если это последнее воскресенье месяца.

Если такие праздники, как Пасха, День и Павла (29 июня), католическое Рождество (25 декабря), День святого Стефана (26 декабря), и последнее воскресенье месяца совпали, то смело отправляйтесь в Ватикан, музей можно посетить любой и до 12:30 совершенно бесплатно.

Положительные отзывы о музеи Ватикана оставляют туристы, которым посчастливилось посетить их вечером, с 19 до 23 часов. Такая возможность есть с мая по октябрь, за исключением августа. В музеи вход будет закрыт в половине десятого вечера, а вот посетители, уже находящиеся внутри, смогут продолжить осмотр до 23:00.

Цена билетов

Чтобы попасть в музеи Ватикана, билеты нужно покупать в кассах. Во время туристического сезона очереди довольно большие, и, как уже упоминалось, провести в них можно несколько часов, если не повезет.

Единый билет на посещение Сикстинской капеллы и музеев Ватикана действует целый день с момента покупки и до закрытия музеев. Полный "взрослый" билет стоит 16 евро. Опытные путешественники рекомендуют бронировать билеты онлайн и получать ваучер на их покупку. Цена такой услуги - 4 евро, зато сэкономлены будут и время, и нервы. Для учащихся и студентов, предъявивших документы международного образца, подтверждающие их статус, билет обойдется в 4 евро, а всем остальным в возрасте от 6 до 18 лет — в 8 евро.

Как узнать обо всех достопримечательностях, которыми богат Ватикан? Музей посещать интереснее всего, взяв напрокат за 7 евро аудиогид с более чем 400 mp3-файлами.

Последние изменения: Сентябрь 20, 2018

Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий. Пинакотека Ватикана , история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII-XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах. В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.

Искусство средневековья и раннего Возрождения

В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.

Джотто. Триптих «Стефанески»

Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.

Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.

Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро

Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:

  • Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
  • Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
  • Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.

Возможно Вас заинтересует:

Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля

Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.

Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана

Алтарь Одди

В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».

Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.

Мадонна ди Фолиньо

Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.


Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.

Преображение

Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля , написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.



Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.

Вера, Милосердие и Надежда

Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.

Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана

Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана. Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.

Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века


Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г


Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг


Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»


Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г