В поселке Бугач Красноярского края.
Семья часто переезжала с места на место, поэтому до девятого класса Вячеслав учился в разных сибирских городах. Среднюю школу и художественную школу он окончил в Свердловске (ныне Екатеринбург).

Рисунки Бутусова стали частью концертного видеоряда группы "Ю-Питер" , он открыл виртуальную галерею художественных работ, в Екатеринбурге состоялась его персональная выставка.

В кино Вячеслав Бутусов сыграл самого себя в фильме Алексея Балабанова "Брат" (1997).

Он написал музыку кинофильмам "Брат" (1997), "Жмурки" (2005), "Игла-Ремикс" (2010).

В 1989 году Вячеслав Бутусов был награжден премией Ленинского комсомола; деньги, полученные за премию, отдал на благотворительность.

Бутусов — лауреат премии "МУЗ-ТВ-2005" (за вклад в развитие отечественной рок-музыки). В 2007 году он был удостоен Царскосельской художественной премии.

В 2011 году за большие заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность Вячеслав Бутусов был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Бутусов женат вторым браком на Анжелике Эстоевой. У него четверо детей — дочери Анна (от первого брака, 1980 года рождения), Ксения (1991 года рождения), Софья (1999 года рождения) и сын Даниил (2005 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В силу специфики отцовской профессии семья часто переезжала с места на место. До девятого класса Слава Бутусов жил и учился в разных сибирских городах — Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске. В девятом классе впервые приехал в Свердловск.

В это время он уже увлекался музыкой — “слушал все подряд, что перепадало... в основном радио, и “Юность”, и “Голос”... В седьмом классе отец купил мне магнитофон... какую ерунду я только не писал! Но больше остальных нравился “Led Zeppelin”.

В 1978 году Слава поступает в Свердловский архитектурный институт и осенью знакомится с другим первокурсником - Димой Умецким. У Славы оказался хороший голос, у Димы — хороший английский и много дефицитных пластинок. Они играли, что знали и что могли подобрать. Предпочтение отдавали “Лед Зеппелин”, “Криденс Уотер Ривайвал”, из отечественного рока — Константину Никольскому и “Воскресенью”, “Машине времени”. Свои песни были написаны ближе к выпуску, когда в 1983 году при помощи Александра Пантыкина появился первый эпический и беспомощный альбом “Переезд”. Тогда же, в феврале 1983 года состоялось знакомство с Ильёй Кормильцевым, однако рождение тандема “Бутусов — Кормильцев” происходит только в 1985 году при записи альбома “Невидимка”.

Несмотря на всепоглощающее увлечение музыкой, институт был закончен. Началась работа по специальности — архитектором в проектном институте. Вячеслав Бутусов проектировал свердловское метро (“что сказалось на больной внешности интерьера некоторых станций”, — комментирует он).

Жизнь дальше пошла бы совсем беспросветная и рутинная — каждое утро на работу, вечером с работы, — если бы не свободное время, которое Умецкий и Бутусов проводили в Свердловском рок-клубе. Весной 1985 года записывается альбом “Невидимка”, в августе 1986 года — “Разлука”, которой было суждено вскоре прогреметь на всю страну. После “Разлуки” стало ясно: в музыку нельзя больше “бежать”, ее надо делать профессией. Дима Умецкий вспоминал спустя несколько лет, что выбор пути в 1986 году был совсем нелегким: “Конечно, было страшно. Слово “рок” по-прежнему считается нецензурным, у обоих уже детки, и им хочется кушать. Но деваться было некуда.” Итак, заявления об уходе с работы по собственному желанию были написаны, выбор сделан, жребий брошен.

А уже в 1987 году начинается бум вокруг “Разлуки”, и вскоре “наутилусомания” охватывает всю страну. После двух лет беспрерывного гастрольного марафона (1987-1988), 10 ноября Вячеслав Бутусов официально “распускает” группу, решив возобновить сотрудничество с Умецким, покинувшим “Nautilus Pompilius” в феврале 1988 года. В течение 1989 года идет работа над проектом фильма “Человек без имени”, записывается саундтрек, после чего “отцы-основатели” “Нау” во второй раз прекращают сотрудничество. Всё это время Бутусов живёт между Москвой и Ленинградом.

В течение 1990 года Вячеслав Бутусов собирает новый состав “Наутилуса”, начинает гастрольную деятельность. Выходит новый альбом “Родившийся в эту ночь”. В 1991 году Бутусов женится во второй раз на очаровательной ленинградке Анжелике Эстоевой и переезжает в северную столицу. У него появляется вторая дочь — Ксения, родившаяся 31 июля 1991 года — в один день со своей старшей сестрой Анной с интервалом в 11 лет.

В “петербуржский” период Бутусовым создаются песни, вошедшие в альбомы “Чужая Земля” (1992), “Титаник” (1994) и “Крылья” (1995), которые и определяют современный музыкальный облик группы.


Вячеслав Бутусов живёт в Санкт-Петербурге на окраине, что, по его утверждению, очень облегчает жизнь и творчество: случайные люди редко добираются до его далекого района. Большую часть года проводит на гастролях. В последнее время всё чаще вспоминает о своей “гражданской профессии”: рисует, когда есть настроение или хороший повод (как, например, издание книги стихов Кормильцева с бутусовскими иллюстрациями), говорит, что “неплохо было бы заняться мультипликацией или стать руководителем музыкального коллектива из очень маленьких детей”.



Вячеслав Бутусов и его дом, где живет любовь


Нам очень повезло, что мы застали Вячеслава Бутусова дома. До отъезда в тур со своей группой «Ю-Питер», легендарный музыкант пригласил HELLO! в свой дом в Пушкине и познакомил с женой Анжеликой и тремя детьми.

«Именно любовь преображает человека, раскрывает его лучшие качества и делает его свободным»

Для поколения конца 80-х – начала 90-х Вячеслав Бутусов больше, чем просто исполнитель. Он посланник «новой волны», бросивший вызов всему старому и заурядному, надоевшему и ущербному, символ пьянящей свободы, атмосфера которой царила на концертах «Наутилус Помпилиус». Настоящий герой рок-н-ролла и сам был свободен от любых стереотипов и правил. Но жизнь в постоянном угаре, с привкусом портвейна не могла продолжаться долго – время изменилось, изменились люди. «Наутилуса» уже нет, но 8 лет существует группа «Ю-Питер», исполняющая помимо новых песен незабвенные хиты «Нау».

Песни «Наутилуса Помпилиуса» у нас в крови, недаром герой культового балабановского «Брата» живет ими, как дышит. Сего дня Бутусову достаточно просто выйти на сцену и молчать – «Скованные одной цепью», «Одинокая птица, ты летаешь высоко», – эти простые и ассоциативные тексты станут проигрываться в голове сами собой. Для огромного количества людей Вячеслав Бутусов – тот, кто когда-то давно прошептал на ухо: «Я хочу быть с то бой», и спросил: «Где твои крылья, которые нравились мне?».

За 25 лет Вячеслав Бутусов мало изменился внешне, но совершенно переменился внутренне. Остается только догадываться, что пришлось пережить ему и его близким, но пройдя огонь, воду и медные трубы, рокер обратился к религии. Примечательно, что теперь его жизнь более регламентирована – с некоторых пор музыкант и отец большого семейства ведет православный образ жизни. Правда, склонность к отшельничеству у Бутусова была всегда. Его дом в пригороде Петербурга похож на театральную декорацию – красивый и хрупкий мир, в который пускают только близких друзей. Ангелы и эльфы, мечники и маги, лошади и женщины-кошки на фоне песочных, бежевых, цвета слоновой кости и кофе с молоком стен. Обитатели этого дома сами похожи на сказочных героев, сошедших с гобеленов эпохи классицизма. Изысканное оформление дома – полностью заслуга Анжелики. «Ощущение нашего светлого, теплого, уютного дома я всегда носила с собой. А когда пришло время воплощений, я зашла в пустое помещение и просто «выдохнула» его. Близким понравилось, дом сразу стал любимым», – говорит она. Удаленный от центра Северной столицы Пушкин (Царское Село) как место жительства был выбран только отчасти из-за уединенного образа жизни этой семьи: «Здесь много зелени, относительная тишина, храмы, дух поэтической истории. А затвор мой теперь весь в голове», – говорит Бутусов. Все его большое и очень красивое семейство выглядит спокойным и счастливым тем самым «тихим счастьем», о котором писал Толстой. О больших переменах в духовном мире, переоценке ценностей Бутусов говорит легко и просто. Может, потому что в его истории большую роль сыграл пример коллеги-музыканта. Значит, и его опыт будет кому-то нужен.

– Еще 10 лет назад в личном интервью Константин Кинчев сказал: «Рок-музыкант или приходит в церковь, или вырождается, третьего не дано». Его позиция сильно на вас повлияла?

– Я всегда с большим уважением относился к Константину, поэтому внимательно наблюдал за теми метаморфозами, которые в нем происходили, когда он обратился к религии. Я был по-настоящему впечатлен его практическим опытом, но поначалу растерялся и приуныл – это обычно бывает с людьми, которые внушили себе, что их поезд давно ушел. Но постепенно я осознал, что другого пути не вижу и надо начинать жить по-божески – даже не для себя, а прежде всего для родных и близких. Сначала я двигался вслепую, словно наощупь, но в результате возникло то душевное прозрение, когда человеку открываются чудесные явления. Их суть невозможно было не заметить.

– А можно поподробнее?

– Я понял, что именно любовь преображает человека, раскрывает в нем его лучшие качества, делает его свободным. И человек обретает способность радоваться по-настоящему.

– Вы по гороскопу Весы. Этот знак стремится к гармонии и уравновешенности. Можно ли сказать, что ваш нынешний образ жизни является компенсацией за бурно проведенные 80-е?

– Смело можно так сказать. Я сполна накочевряжился, поэтому теперь стремлюсь к смирению и раскаянию.

– В последнее время вы говорите, что рассматриваете концертную деятельность как форму послушания, эта работа для вас – настоящее испытание. Почему вы не смените род деятельности? Ведь быть рок-звездой для глубоко религиозного человека действительно непросто.

– Последние несколько лет мне часто задают такой вопрос. И я начал задумываться об этом. Конечно, очень хотелось бы в силу своих возможностей заниматься чем-нибудь поспокойнее: рисовать, писать или просто работать в студии. Но мне пока не под силу изменить обстоятельства. Всему свое время.

– Кстати о времени – популярность альбомов «Князь тишины» и «Титаник» более чем понятна, но прошло уже более 20 лет, и эти песни звучат более мощно и актуально, чем многие современные композиции. У нас нет достойной альтернативы или, по сути, ничего не изменилось?

– Чем качественнее материал, тем долговечнее костюм. Мы, конечно, много напортачили, чего греха таить. Мы и глумились, и ехидничали, но в целом стремились к добросовестности. А по сути, действительно ничего не изменилось и не изменится никогда. Борьба человека с самим собой – это вечная история.

– Среди ваших знаменитых песен есть посвящения кому-то из близких?

– По большому счету я давно уже пишу две нескончаемых песни, одна из них радостная, а другая – скорбная. Чаще всего я черпаю настроение из того, что происходит в непосредственной близости. То есть в семье. Поэтому каждую из своих песен я посвящаю кому-то из близких – иногда открыто, иногда инкогнито.

– У вас большой стаж семейной жизни. Вас никогда не пугала такая перспектива? Казалось, в ваших песнях часто звучал скепсис: «…это знала Ева, это знал Адам. Колеса любви едут прямо по нам» или «…никто и никогда не вспомнит самого главного у безмятежной и медленной реки».

– Не то чтобы меня пугала перспектива семейной жизни… Просто долгое время я пребывал в состоянии абсолютной безответственности, свойственной молодости. Я пытался убедить себя, что плыть по течению можно еще долго, пока однажды не услышал угрожающий шум водопада. (Улыбается.) По натуре своей я скептик и воюю с этим давно – с помощью самоиронии. Тем не менее, как только мы познакомились с Анжеликой, я, не церемонясь, заявил, что «у нас будет много детей». И сам расценил это сначала как свойственную мне браваду – вот, дескать, с языка сорвалось. Только потом я принял эти слова, как посланные свыше.

– Вы как-то упоминали, что Анжелика раньше не была вашей поклонницей и даже не узнала вас в лицо. При каких обстоятельствах вы познакомились?

– Нас познакомил общий приятель Михаил, впоследствии ставший крестным нашей первой дочери Ксении. Встреча с Анжеликой произошла на улице, и я ужасно смущался фингала под глазом, которого не могли скрыть даже черные очки. Анжелику это обстоятельство ничуть не смутило, а даже развеселило. Я не мог не оценить такого великодушия.

– Анжелика, могли бы вы рассказать свою версию знакомства с Вячеславом? Сыграл ли свою роль в этой истории его магический голос?

Анжелика. Удивительно, но факт – все началось с голоса. Окончив школу с углубленным изучением китайского языка, я оказалась не в Китае, как мне хотелось, а в Германии, в Западном Берлине. Месяц я жила у своих друзей, талантливых художников. Когда ребята уезжали ночевать к родителям, я спала с включенным ночником, потому что с детства боялась темноты. К моему удивлению, среди пластинок, которые были в доме, я обнаружила одну, близкую и родную – Nautilus Pompilius. Так, на протяжении месяца Славин голос добросовестно убаюкивал меня почти каждую ночь. С ним я засыпала и просыпалась… Вернувшись домой в Петербург, одним летним утром я отправилась на работу на «Ленфильм». Подходя к киностудии, я услышала очень знакомый, почти родной голос и увидела Славу. Улыбнулась в душе и подумала: «Надо же, материализовался…»

– Вячеслав не раз говорил, что ему повезло с женой. Вот цитата из одного интервью: «У меня был период, когда я мог днями лежать на диване и ничего не делать. Я бы убил такого человека, но Анжелика как-то вытерпела». Как же вам удается жить в мире и согласии, когда рядом такой характер?

Анжелика. Рядом со мной замечательный человек, но в нашей жизни был период, когда Слава особенно нуждался в помощи. И кто, как не я, должен был помочь ему? Когда любишь человека, точно знаешь, каков он на самом деле, ведь только любящий взор видит то, что незаметно обычному взгляду. Я помогала побороть ему то лживое и искусственное, что искажает человека. Слава не только смог справиться со своими пороками, но помог и мне понять очень многое и изменить в себе. Вместе мы справились, поверили друг в друга. Это было его возвращение к себе настоящему. Один замечательный человек, митрополит Антоний Сурожский , о браке сказал так: «Благодаря взаимной вере и любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Когда они относятся друг к другу, как к святыне, все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто, превосходящее Землю и возносящее в вечность». Мы вместе уже 20 лет. Или всего 20 лет… У нас трое детей, и все они рождены в любви, а наши отношения свежи, полны трогательного ожидания. Слава – мой самый родной, близкий человек. Есть аристократы по крови, а он аристократ по духу.

– Поздравляю с круглой датой. Как в вашей семье принято отмечать праздники?

Анжелика. Мы любим проводить праздники в кругу семьи. Но очень ценим общение с хорошими людьми, поэтому в нашем доме случайных гостей не бывает – это близкие друзья, родственные души. Очень любим путешествовать всей семьей, недавно открыли для себя чудесное место – отель Chateau Mcely под Прагой. Там мы встречали прошлый Новый год. Незабываемые впечатления: звездное небо, чистый воздух, лес, пение птиц…

– Неужели, находясь вместе, вы всегда пребываете в состоянии благостного умиротворения? Едва ли найдется семья, в которой распределение обязанностей не вызывает споров…

Вячеслав. Мои родители были трудягами. У нас не было никакой иерархии или дискриминации, я с детства видел, что семья – это целостный, универсальный организм. Мы с Анжеликой все семейные задачи стараемся решать совместно. Женская интуиция плюс мужская логика – это мощная сила. Сегодня ты голова, а завтра – пятка левой ноги, и в этом нет ничего обидного. Быть солдатом – ничуть не меньшее призвание, чем быть генералом.

– В вашей семье принято воспитывать детей в строгости?

Анжелика. В нашей семье принято любить детей. А строгость должна быть обоснованной и выражаться в достойной форме. Наш мир обделен материнской любовью, поэтому он такой черствый и больной. Сердце матери должно быть наполнено любовью, заботой о детях – ведь если мать порочна, то хрупкий детский мир рушится. Царь Соломон говорил: «Ходите чистыми путями, и жизнь ваша будет чистой». Когда я смотрю в глаза своих детей и мужа, я вижу в них присутствие Бога. Кроткий, добрый человек – вот вершина воспитания.

– Вячеслав, вы давно папа дочерей, но лишь недавно стали отцом сына. Наверное, очень ждали мальчика. Каково вам в этой роли?

Вячеслав. Когда родился Даниил, у меня начался новый удивительный этап, я даже не предполагал, что жизнь может приобрести новый смысл. Даниил меня очень воодушевил своим появлением – глядя на него, я испытываю вдохновение. Дети вообще способствуют творчеству – так, 10 лет назад, играя с дочками, у меня появились идеи, которые я частично воплотил в альбоме «Овалы», а также в концертной программе «Бибигония», где принимали участие детские коллективы.

– В вашей семье все люди творческие: старшая дочь Анна работает гримером на телевидении, средняя, Ксения, учится на театральном факультете, а Софья рисует. После выхода сборника «Виргостан» оказалось, что вы еще и пишете философские притчи. Не думали создать что-то общими усилиями?

Вячеслав. К вышеперечисленному добавлю, что Анжелика – историк-искусствовед, а Даниил – замечательный постановщик. В такой компании я бы с удовольствием снял мультфильм о спасении человечества от собственного невежества.

http://www.pravmir.ru


Бутусов Вячеслав Геннадьевич (р.1961) – российский рок-музыкант, лидер и вокалист групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», писатель.

Детство

Слава появился на свет 15 октября 1961 года в пригороде Красноярска – посёлке Бугач. В те годы в Сибири шло грандиозное строительство, и родители Бутусова по комсомольской путёвке отправились туда возводить гидроэлектростанцию, где и произошла их встреча.

На фоне этой гигантской стройки прошло детство Вячеслава. Эти годы он называет красивыми, помнит большой дом барачного типа, посередине двора огромное дерево. Сейчас, когда он пересматривает свои детские фото, музыкант испытывает чувство какой-то беспредельности. Бараки, где они проживали, грязь вокруг и нищета, а лица у всех светятся счастьем.

Бутусов прожил уже больше полувека, но, по его словам, регулярно возвращается в счастливые моменты детства, для него это как короткий отпуск. Только в эти мгновения можно ощущать состояние абсолютной радости и божественного прикосновения.

Нельзя сказать, что Слава был чересчур обласкан, отец с ним никогда не сюсюкался. Но зато у папы такая душеспасительная способность, что сын и в детстве, и уже будучи взрослым, мог снять рядом с ним с себя все доспехи и выдохнуть.

Мальчишкой он мечтал стать индейцем. Для осуществления мечты у него всё было – стрелы и лук, брюки с бахромой, перо для волос, мокасины, томагавк и фотография югославского киноактёра Гойко Митича, который всё время играл в кинофильмах индейцев.

Среди его спортивных детских увлечений главное место занимал хоккей, этот вид спорта очень нравился Вячеславу, и с мальчишками зимой он частенько гонял шайбу. Но мама отвела и записала его в художественную школу. Мальчик воспринял это как должное и особо не сопротивлялся. Он стал заниматься рисованием, и был счастлив от этого, потому что открыл для себя совсем иной мир.

Школьные годы

Вячеслава воспитывали законопослушным ребёнком, так что в школьные годы никакого бунтарского духа он не проявлял. Из-за отцовской профессии семье часто приходилось переезжать из одного города в другой, поэтому Бутусов сменил несколько школ, пока получал среднее образование – в Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске. Для детской психики эти переезды были не слишком полезны, каждый раз мальчику приходилось вливаться в новый коллектив, привыкать к сменившейся обстановке. Но, с другой стороны, это способствовало расширению его кругозора, что стимулировало фантазию.

Ребёнком он рос увлекающимся, и если школьный преподаватель был интересен ему как личность, то и его предмет Слава учил хорошо. Но вот что плохо ему давалось, это заучивание наизусть стихов по литературе. И тогда он начал сочинять сам. С учительницей у юного Бутусова была договорённость, она разрешила ему не учить стихи из школьной программы наизусть в обмен на то, что на уроке Слава будет читать лирику собственного сочинения. Так появились первые, написанные Вячеславом тексты.

Когда Бутусов учился в девятом классе, семья очередной раз переехала, теперь в Свердловск (сейчас это город Екатеринбург). Здесь он окончил школу и получил аттестат. К этому времени Вячеслав уже начал потихоньку увлекаться музыкой, слушал радиостанции «Юность» и «Голос». Его главным пристрастием была группа «Led Zeppelin», записи которой он стал слушать, когда в седьмом классе ему купили магнитофон. А когда в старших классах родители подарили Славе гитару, он понемногу стал сочинять свою музыку и даже сколотил школьную группу «BIGVIRUS».

Развитию музыкальных способностей у Вячеслава способствовало также то, что мама работала в филармонии. У парня была возможность регулярно бывать на концертах популярных советских исполнителей того времени. Первыми отечественными исполнителями рока, которых Бутусов услышал вживую, была группа Александра Градского «Скоморохи». Он до сих пор помнит, какой шок они вызвали у публики, выйдя на сцену с взъерошенными волосами и в помятой одежде.

Институт

Для продолжения дальнейшей учёбы Слава выбрал Свердловский архитектурный институт. Студенческая жизнь началась с поездки на осеннюю уборку картофельного урожая. Каждый трудодень молодёжи заканчивался вечерними сборами у костра, где по очереди играли на гитаре. Вячеслав наигрывал мелодии группы «The Rolling Stones», вот только слов он не знал, поэтому бормотал под нос что-то не совсем вразумительное. Тем не менее ребята слушали его, открыв рты.

Уже в 1979 году, на первом курсе, произошло знакомство Вячеслава с сокурсником Дмитрием Умецким. Ребят объединило увлечение музыкой, они стали неоднократно собираться и вместе играть по вечерам. Оказалось, что у Вячеслава хороший голос, а Дмитрий почти в совершенстве владеет английским языком и имеет целую коллекцию зарубежных пластинок. Парни играли то, что знали и что у них получалось подбирать. Из отечественных групп предпочитали «Машину времени», Константина Нильского и «Воскресенье», из зарубежных ‒ «Led Zeppelin».

Пять студенческих лет, сама атмосфера в творческом ВУЗе стали для Бутусова эйфорией, каким-то блаженством. Институтская аура питала его, он ориентировался в ней, легко жил и дышал. Несмотря на то, что уже после первого курса Бутусов был женат и имел ребёнка, его хватало на всё – на семью и учёбу. При этом он обязательно выкраивал время на творчество, всегда ходил на репетиции с ребятами.

Ближе к получению диплома Бутусов и Умецкий уже стали писать свои песни, что привело в 1983 году к записи любительского альбома «Переезд». В этом же году произошло знаковое знакомство Вячеслава и Дмитрия с поэтом Ильёй Кормильцевым.

Сразу после получения диплома Вячеслав устроился на работу в проектный институт архитектором. Вместе с коллегами он занимался разработкой свердловского метрополитена. А по вечерам они продолжили с Дмитрием репетиции в городском рок-клубе. И тут в голову Бутусову пришла идея о создании своей рок-группы. Для начала нужно было купить хорошую гитару. На её приобретение жена Вячеслава заложила все свои золотые украшения в ломбарде.

«Наутилус Помпилиус»

В 1985 году Бутусов, Умецкий и Кормильцев записали свой первый профессиональный альбом, который назывался «Невидимка». А в следующем 1986 году это же трио записало пластинку с названием «Разлука», с выходом которой началось триумфальное шествие по просторам СССР роковой группы «Наутилус Помпилиус».

Их официальной датой создания считается 1982-1983 годы, когда Бутусов и Умецкий работали над своим первым альбомом «Переезд». С этого времени неоднократно менялся и состав группы, и их музыкальный стиль.

А после того, как пластинка «Разлука» в буквальном смысле слова разлетелась по огромному Советскому Союзу, группа не просто прогремела на всю страну, она накрыла её «наутилусоманией». Теперь музыканты поняли, что заниматься творчеством между делом нельзя, здесь нужен профессиональный подход. Очень тяжело было принять такое решение, но Бутусов всё-таки уволился с работы. С того дня всю свою дальнейшую жизнь он посвятил музыке. Точно также поступил и Дмитрий Умецкий.

У обоих музыкантов в семьях подрастали дети, нужен был стабильный заработок, так началась череда бесконечных гастролей по стране. На сцене они были абсолютно новыми – в квазивоенной форме, с выразительной, но скупой пластикой. Они бросали вызов серым, ущербным и заурядным будням. Среди своих поклонников музыканты распыляли атмосферу пьянящей свободы.

Вряд ли найдётся человек из поколения конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века, которые бы не слышали или сами не напевали «наутилусовские» композиции:

  • «Гороховые зёрна» (хлоп-хлоп);
  • «Доктор твоего тела»;
  • «Я хочу быть с тобой»;
  • «Скованные одной цепью»;
  • «Казанова»;
  • «Шар цвета хаки»;
  • «Князь тишины»;
  • «Апостол Андрей»;
  • «Одинокая птица».

Успех был оглушительным, а в России как раз начиналось рождение шоу-бизнеса, что привело к разногласиям в коллективе. Состав менялся лихорадочно, начались ссоры. Всё это привело к тому, что в 1988 году из группы ушёл Умецкий. Вячеслав предпринял попытку примирения, они даже начали работу над альбомом «Человек без имени», но разногласия продолжились, и в 1989 году было объявлено о распаде группы.

В этом же году Бутусову, Умецкому и Кормильцеву присудили Премию Ленинского комсомола. Кормильцев по идейным соображениям от неё категорически отказался, так как в своё время комсомольская организация доставила рок-музыкантам много неприятных моментов, и получать теперь от неё награду было недопустимо. Бутусов на вручение премии не явился, а перечислил её частично в Советский фонд Мира, а вторую часть свердловскому детскому дому. Умецкий за премией пришёл и деньги забрал.

После этого Вячеслав перебрался в северную столицу Ленинград и сформировал новый состав группы. Поклонники прежнего «Наутилуса Помпилиуса» восприняли это скептически, и первые выступления были провальными. Но вскоре вышли новые альбомы «Наугад» (1990) и «Чужая земля» (1992), тем самым Вячеслав доказал, что новый коллектив творчески состоялся. Новые композиции стали не меньшими хитами, чем песни «Наутилуса Помпилиуса» конца 80-х годов:

  • «Гудбай, Америка»;
  • «На берегу Безымянной реки»;
  • «Прогулки по воде»;
  • «Лабрадор, Гибралтар»;
  • «Чёрные птицы».

В 1996 году группа записала последний альбом «Яблокитай». В июне 1997 года в государственном концертном зале «Россия» состоялся концерт с символическим названием «Последнее плавание», после чего они отправились в прощальный тур по стране и прекратили существование.

«Ю-Питер»

В 2001 году Вячеслав Бутусов и гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян основали новую рок-группу «Ю-Питер». Они исполняли песни групп «Кино», «Наутилиус Помпилиус», а также новый авторский материал.

Группа выпустила несколько альбомов, лучшими хитами стали композиции «Песня идущего домой» и «Девушка по городу», получившая в 2004 году награду «Золотой граммофон».

«Ю-Питер» просуществовал пятнадцать лет, осенью 2016 года отметил свой юбилей большим концертом в Москве. Потом состоялся длительный сибирско-уральский тур, на последнем концерте в Челябинске было объявлено о прекращении музыкальной деятельности коллектива.

Личная жизнь

Свою первую супругу Марину Добровольскую Вячеслав повстречал на первом курсе института. Они вместе первокурсниками поехали в колхоз. Марина любила вечерами слушать, как поёт Бутусов под гитару. Вернувшись из колхоза, они начали встречаться, а в скором времени жить вместе.

Вскоре в семье Марины случилось горе: хулиганы на улице напали на её папу и ударили по голове, возможно, это было связано с его профессиональной деятельностью, так как он работал судьёй. Вячеслав всё это время, пока отец Марины лежал в больнице, был рядом с ней и с её мамой, поддерживал, а потом решал организационные вопросы по похоронам. Через месяц после того, как похоронили папу, Марина поняла, что беременна. В январе 1980 года они с Вячеславом поженились, его родители помогли организовать шикарную свадьбу.

А летом у них родилась дочь. Сначала Бутусов в шутку предлагал назвать девочку Олимпиадой, так как она родилась как раз в разгар Летних Олимпийских игр в Москве. Но потом решили дать дочке имя Анна, а между собой ласково называли Бутусик-маленький.

Однако этим отношениям не суждено было стать долгими. Через тринадцать лет совместного проживания Марина и Вячеслав развелись.

Переехав в Ленинград, Бутусов познакомился со своей второй женой Анжеликой Эстоевой. Они поженились в 1990 году. Этот брак оказался счастливым, супруги уже отметили серебряную свадьбу. Анжелика подарила Вячеславу троих детей:

  • в 1991 году дочь Ксению;
  • в 1999 году дочь Софью;
  • в 2005 году сына Даниила.

Сейчас уже Вячеслав Бутусов – счастливый дедушка. Его дочь Ксения вышла замуж и в конце 2013 года порадовала родителей чудесной внучкой с интересным именем Дивна.

Вячеслав проживает не в самом Санкт-Петербурге, а в его пригороде – Пушкине. Ведёт жизнь спокойного, уравновешенного и мудрого человека. Взялся за перо, написал книги: «Виргостан», «Антидепрессант. Со-Искания», «Архия».

Редким этим летом погожим днем мы с командой взяли курс в сторону Царского Села, где уже много лет живет со своей семьей - женой Анжеликой, дочерьми Ксенией и Софьей, сыном Даниилом и внучкой Дивной музыкант Вячеслав Бутусов. Загородная жизнь определяет сознание: помимо альбомов для группы «Ю-Питер» Слава написал здесь три книги. По мотивам последней - «Архия» - он к своему 55-летнему юбилею в октябре готовит премьеру концерта-спектакля «Пробужденная радость» в Академической капелле. Название взято у новеллы, состоящей из притч, а отобранные композиции на тему пробуждения высокого чувства любви исполнит сам автор в сопровождении фортепиано и хора капеллы. Еще один юбилей - двадцать пять лет совместной жизни - интересует нас ничуть не меньше, ведь четверть века в рок-н-ролльной среде равно вечность. На ум приходят заграничные пары-неразлучники из шоу-бизнеса: Стинг и Труди Стайлер, Боно и Элисон Хьюсон, даже Осборны. А из русских, кроме Бутусовых, никого и не вспомнить. Они ведут образ жизни, приличествующий воцерковленной семье: прихожане Знаменской церкви даже детей обучали в православной общеобразовательной школе своих соседей Шостаковичей.

Для съемки мы осадили павловскую крепость «БИП», ныне камерный отель, где в номерах стоят кушетки из карельской березы XVIII века, а в ресторане суп из чечевицы с олениной подают в антикварной тарелке. В замке, за неимением своей дачи, семья часто и с удовольствием собирает в гостиной друзей и соседей «имен не громких, но людей замечательных» на долгие чаепития и разговоры. У нас все готово, и мы ждем героев. Облазив с фотографом Валентином Блохом все окрестные лопухи в поисках идеальной локации, мы меланхолично потираем покусанные неведомыми насекомыми ноги, стилист Юля Журавлева развешивает кутюрные наряды по всему номеру так, что официант, вплывающий с десятой чашкой кофе, чуть не роняет серебряный поднос: количество вещей тянет на уверенный универмаг. Ровно за неделю до этого в Тронном зале Екатерининского дворца в рамках проекта «Ассоциации» модельер Леонид Алексеев показал долгожданную коллекцию «Царские дочки» с использованием традиционных техник вологодского, вятского и елецкого кружева, бисерного шитья и ростовской финифти, посвященную семье последнего императора. «Все сошлось!» - подумали мы, рассматривая мудборд истории - фотографии последних Романовых, - и вынесли из студии модельера даже соломенные канотье.

Надо признаться, мы немного волнуемся: я обычно близка к обмороку, когда вижу красивых архитекторов, а Журавлева - рок-звезд. Сейчас нас ожидает полный комплект: рок-звезда, по образованию градостроитель и, что уж тут скрывать, кумир нашей молодости. На площадку Слава приезжает в жемчужном костюме-тройке Brunello Cucinelli, а Анжелика - в бежевом комплекте этой же мануфактуры. Выглядят потрясающе - и очень, очень буржуазно. Надо сказать, что с модой на ты оказываются все члены семьи - так, четыре года назад Слава выводил Ксению (между прочим, в кутюре) на бал дебютанток в Москве. У Анжелики тихий голос, в нем нет металлических нот, но мы не успеваем моргнуть - и вся компания оказывается одета так, как задумала именно она, а многие наши предложения очень мягко, но отвергнуты: как слишком броские отметены драгоценные вышивки и яркие принты. Прошли ревизию благородный бежевый, белые кружева, жемчуг и винтажные броши Chanel. Сразу становится понятно, кто рулевой этого ковчега. Я понимаю, что это самый глупый вопрос на свете, но меня несет неведомая сила и я произношу: «А как же вы познакомились?» Анжелика смеется (и спасибо ей за это). «Эту историю я уже рассказываю как житейскую сказку - она невероятно длинная. Мне было лет семнадцать, когда я впервые на месяц поехала за границу, в Берлин, к своим друзьям-художникам - тогда в моей компании кого только не было: живописцы, йоги, музыканты. На выходные они уезжали навестить родителей, а я боялась оставаться одна в незнакомом доме и включала повсюду свет и музыку. Из коллекции пластинок я выбрала „Наутилус Помпилиус“ и Шаде. Каждый день я засыпала и просыпалась под Славин голос - и привыкла к нему как к родному. Когда вернулась в Петербург, то пошла работать на „Ленфильм“ помощником режиссера - и у входа немедленно столкнулась со Славой, который что-то обсуждал со своим директором. Все, что я тогда успела подумать: „Надо же! Материализовался!“»


Метафизика, как стало ясно, играла огромную роль в их отношениях. Оставшись без родителей в раннем детстве, Анжелика мечтала о крепкой и спокойной семье: «Я никогда не знала, что такое покой и беспечность. До сих пор продолжаю искать метафорических маму с папой и, встречая новых людей, подсознательно делю их на хороших и плохих родителей.

Я благодарю Бога за то, что не озлобилась, ведь многие дети в моем положении стали воспринимать мир как бесконечно недружелюбный, так и не избавившись от травмы. Я же абсолютно доверяла вселенной, верила, что хотя жизнь в момент и похожа на страшную сказку, я все равно встречу родственные души. Как претерпевший человек, я могу сразу понять, кто передо мной, такое автоматическое глубокое сканирование. Когда мы встретились, я увидела редчайшего аристократа духа: очень печального и одинокого. Мне сразу стало удивительно спокойно и радостно, такие отеческие и светлые флюиды от него исходили. Я могла говорить или молчать, не принимать никакие позы, все было предельно комфортно, а ведь мне было всего семнадцать лет. У меня возникло ощущение, что наши души притянулись и склеились, как в Писании: „И прилепится человек к жене своей; и будут одна плоть“. Так и мы за эти годы стали одним целым». На этом месте я опасливо интересуюсь, а не бывает ли скучно? Не надоедают ли порой такие «судьбы скрещенья»? И нет, не надоедают: «Человек, которого любишь всей душой, тебе интересен всегда. Иногда знакомые говорят, что им в жизни не хватает адреналина. Мне это совершенно не нужно, я предпочитаю ритуалы, ежедневно видеть любимых, читать вместе по вечерам».

В это время фотограф и стилист ловят по крепости остальных членов семьи, и наконец все собираются вместе. У нас перехватывает дух - так благородно смотрится семья на фоне расписанного пасторальными сценами камина. И сцена эта точь-в-точь совпадает с нашим царским мудбордом. Анжелика рассказывает, что она уже в который раз перечитывает письма - духовные наставления императрицы Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы, которые оказались невероятно созвучными и современными образу ее жизни. За великих страстотерпцев семья молится в пушкинской Знаменской церкви, в которую Николай II собственноручно передал икону преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе. Слава роняет: «Есть семьи, которые живут более правильным и полноценным укладом, чем мы, - и это меня очень радует. От них, пронесших и укрепивших отношения, исходит такая энергетика, которую каждый человек подсознательно ищет. Нужно найти для себя образец, потому что у любого пути должен быть вектор». И всей нашей группе кажется, что материализация этого образца происходит на наших глазах. Мы расспрашиваем, кто чем увлекается. У Ксении актерское образование, но все свое время она уделяет своему главному проекту - дочери Дивне. Софья поступает в Академию имени Штиглица, чтобы осваивать, как и мама в свое время, профессию искусствоведа. А еще она превосходно рисует. Десятилетний Даниил - фанат биологии - и помимо разведения многоножек-кивсяков он собирается путешествовать, изучать фауну и иметь собственную программу как британский телеведущий-натуралист Дэвид Аттенборо. Параллельно ему бы хотелось освоить орган, кунг-фу и разобраться со своими страхами - боязнью зеркал и грязи, в чем ему помогает ежедневная молитва. Похоже, будущее Бутусовых в надежных мужских руках.


Человеку творческому сложно воспитать даже себя: только начнешь, как муза прилетит, а если не прилетит, еще хуже. И часто детям в богемных семьях внимания достается немного, потому что инфантилизм взрослых требует его львиную долю. Перед нами же идеально воспитанные дети, образованные, артистичные - полная идиллия. «Творчество - мощнейшая энергия, - соглашается Анжелика - Такой глубокий и мистический человек, как мой муж, настолько правдолюбив и искренен, что можно обжечься об эту искру. Таким редким аристократам духа и нужна мощная духовная опора, иначе невозможно быть убедительным. Он волнуется не о житейском, а о том, чтобы понять смысл жизни и донести его до других, утешать и делать мир лучше. Борис Гребенщиков правильно сказал: они - чудотворцы. С воцерковлением его перестало разрывать на части, он смог себе все объяснить и обрел гармонию - всем от этого стало хорошо. Стереотип, что рокер и в пятьдесят должен скакать в старой косухе с банкой пива и сигаретой. Человек либо развивается, либо деградирует, других вариантов нет. Понятно, что многое им переосмыслено. В период катарсиса Слава даже менял тексты известных всем песен двадцатилетней давности. Ведь важно, какие мы в настоящий момент, а не то, какими мы были в прошлом». Слава вступает: «Самое ценное, что мне открылось, - ясность, простота и доступность законов жизни. Я продирался через буреломы, а нашел элементарные ответы. В нашем подсознании все они заложены, но проявить их - настоящая духовная работа. Без нее мы живем в суррогатном измененном состоянии: столько мусора в наших головах, что мы многое воспринимаем искаженно, через кривые зеркала. Я рассматриваю свой путь как самоотверженность, в том смысле, что я от многих вещей отказался. Сейчас кажется, что все далось легко, ничего страшного в этом не было. Но если думать об этом заранее, то дорога показалась бы мне невозможной. Меняться в течение нескольких лет представляется немыслимым. К сожалению, многие моменты быстро не выкорчевать - и масштаб вначале пугает. Миллион раз прочесть молитву, чтобы стяжать дух святой, - это же вечность. Я просто вверился в руки Господа. Я точно не сделаю лучше, чем задумал Господь. Неожиданно самые сложные ситуации, над которыми я бился полдня, неделю, год, разрешаются самым благоприятным образом и в одно мгновение. Это труд - все время находиться в определенном ровном состоянии. Для этого существуют простые практики - молитвенные. Что это дает? Мир становится объемным. Ты радуешься всему, больше видишь, больше замечаешь». Анжелика продолжает: «Слава очень мудрый человек. Вера помогла ему увидеть глубины, которые в нем и так были. Такой ключ открывает все правильные и нужные двери. Я крестилась в восемнадцать лет, а муж - в тридцать. Поразительно, что это был один и тот же священник. Было трудно - мы проходили все этапы, в том числе косые взгляды и умение от них абстрагироваться, решать другие задачи. Мы пережили тернистые десять лет, боролись с пороками. Ведь свобода - мистическое понятие, которое означает вовсе не разрешение делать что угодно, а свободу от греха, когда душе легко и радостно. Для нас это стержень, который помогает устоять и уцелеть в этом мире. Нам важно созерцать, видеть природу, видеть красоту: одним деревом можно любоваться часами, а изучить его - жизни не хватит».

текст: Ксения Гощицкая
фото: Валентин Блох
продюсер : Ксения Гощицкая
ассистенты фотографа: Александр Огурцов, Анна Шкляева
Стиль: Юлия Журавлева
ассистенты стилиста: Олеся куприна, Адель Дуйсалиева
визаж: Ника Баева
прически: Ольга Васильева

Благодарим отель и ресторан «Замок „БИП“» и холдинг Gutsait Group за помощь в организации съемок

Магазины: Brunello Cucinelli: Brunello Cucinelli; Leonid Alexeev: Leonid Alexeev; Swarovski: Swarovski; ДЛТ: Armani Junior, Gianvito Rossi, Isabel Marant, Chloe, Burberry, Oscar de la Renta

Вячеслав Бутусов - известный рок-музыкант и вокалист легендарной группы «Наутилус Помпилиус». Также он основатель группы «Ю-Питер». Биография Вячеслава Бутусова будет рассмотрена в нашей статье.

Детство

Биография Вячеслава Бутусова рассказывает, что родился он в Красноярском крае, в небольшом поселке Бугач, 15 октября 1961 года. С самого детства он интересовался музыкой. В четвертом классе уговорил родителей купить ему первую гитару, которую в то время было очень сложно достать. Однако родители, несмотря на сложности, хотели помочь в развитии таланта у своего ребенка и сделали все возможное, чтобы найти для него гитару. Но они и подумать не могли, что этот инструмент станет основой для его знаменитого будущего.

В последних классах Вячеслав Бутосов, биография которого рассматривается в статье, очень хотел уехать в родной Красноярск, но родители его не отпускали, однако музыкант, не послушав их, собрал все справки в школе и уехал. Вскоре он вернулся оттуда, так как разочаровался в своих друзьях, которые начали выпивать и курить. У него были совсем другие интересы и цели, которые он не смог бы там реализовать.

До девятого класса его семье из-за работы отца часто приходилось переезжать в разные города Сибири. Школу будущий музыкант окончил в Сургуте.

Вячеслав Бутусов: биография, юность

Переселившись в Свердловск (в настоящее время Екатеринбург), Вячеслав поступил в институт архитектуры. Певцу легко давалась учеба, он мог с запросто выполнить любое задание, он замечательно чертил и рисовал. В процессе обучения Бутусов был задействован в проектировании свердловской станции метро.

В институте музыкант подружился с Дмитрием Умецким (участником «Наутилус Помпилиус»). Они оба с самого детства увлекались музыкой, и в институте зачастую играли вместе. Там же Вячеслав познакомился с ныне известным поэтом и музыкантом Ильей Кормильцевым. С ними он и начал свою музыкальную карьеру и выпустил первый профессиональный альбом.

В институте Бутусов встречает свою первую любовь, на которой вскоре женится.

Музыкальная карьера

Биография Вячеслава Бутусова поведала нам, что в 1983 году будущая звезда записывает вместе с Умецким первый альбом под названием «Переезд», однако он не набрал большую популярность. Спустя два года после знакомства с Кормильцевым они выпускают второй альбом «Невидимка», который уже в отличие от «Переезда» был сделан на профессиональном уровне.

Вместе с музыкант создал еще одну группу параллельно с «Наутилусом Помпилиусом» - «Стэп». Они выпустили в 1985 году альбом «Мост», который в 1999 году был заново выпущен как сольный альбом Бутусова.

В 1986 году Вячеслав, Дмитрий и Илья записывают еще одну пластинку, получившую название «Разлука», которая сделала их группу известной. О «Наутилус Помпилиус» стали писать в местных газетах и журналах, а с прилавков разлетались кассеты с их творчеством. Они продолжали свою деятельность еще десять лет.

В 1997 году Вячеслав Бутусов, биография, личная жизнь которого представлена вашему вниманию в статье, начал самостоятельную музыкальную деятельность. В этом же году совместно с бывшим гитаристом группы «Кино» записал еще один альбом «Незаконнорожденный». Через год, в 1998-м, вышла его сольная пластинка, получившая название «Овалы». Тогда же он записал песню для фильма «Брат-2», где еще снялся в эпизодической роли.

В 1999 году сотрудничал с Борисом Гребенщиковым и принял участие в создании проекта «Террариум».

В 2000 году Бутусов совместно с «Dead-ушками» выпустил пластинку «Элизобарра-торр», которая сочетала в себе стили рока и электронной музыки. Через год музыкант вместе с группой «Кино» записал альбом под названием «Звездный падл». Позже собрал группу «Ю-Питер», состоявшую из гитариста «Кино», бывших участников «Аквариума» и "Пойманных муравьедов". Первый сингл группа выпустила в 2001 году, а в 2003-м - полноценный альбом. В 2004-м группа выпустила еще один альбом, который назвали «Биографика»

В июне 2008-го «Ю-Питер» выпускает альбом «Богомол», а в 2010-м - «Цветы и тернии».

Свой последний, пятый по счету, альбом группа выпустила в феврале 2015-го. Его название - «Гудгора».

Карьера писателя

Биография Вячеслава Бутусова насыщенная и интересная. Он попробовал себя и в роли писателя. В 2007-м вышла его трилогия. Первая - «Верика», это житейская сказка, далее «Состояния», так называемый сопроводитель по житейским состояниям, и последний житейский роман - «Виргостан». Книги были выпущены небольшим тиражом, однако набрали большую популярность. Через пару месяцев музыкант совместно с Николаем Якимчуком написал еще одну книгу, названную «Антидепрессант. Со-Искания». Через четыре года была написана еще одна книга «Архия».

Награды

Свою первую награду Бутусов получил в 1989 году, это была премия Ленинского комсомола за творчество «Наутилус Помпилиус».

В 2004-м победил в "Золотом граммофоне", благодаря песне, популярной по сей день «Девушка по городу».

В 2005 году певца наградили премией "Муз-ТВ" за большой вклад в российскую рок-музыку.

В 2007-м за творческий вклад Вячеслав получает Царскосельскую художественную премию.

Фильмы

В 1987 году снялся в короткометражке «Раньше было другое время», в это же время ему предложили небольшую роль в фантастическом фильме Владимира Хотиненко под названием «Зеркало для героя».

Через год, в 1988-м, Бутусов появился в роли камео в документальном фильме «Рок из России» и в картине «Серп и гитара».

В 1989-м Вячеслав сыграл в одном эпизоде в короткометражке «Настя и Егор», и получил роль пассажира в «Спальном вагоне».

В 1997 году музыканту предложили роль в популярной картине «Брат», к которой он написал саундтрек. В 2000 году он написал музыку для второй части фильма.

В 2002 году создал треки к фильму «Война». Также в 2005-м написал песню к фильму «Жмурки», а в 2010-м к «Игле Remix».

В 2008-м Бутусов снялся в фильме «День нефти». Во всех фильмах актер играл самого себя.

Вячеслав Бутусов: биография, семья, личная жизнь

Впервые Бутусов женился на последних курсах архитектурного института, его супругой стала однокурсница Марина Добровольская. Вскоре, в 1980 году, у них появилась дочка Аня. Но практически весь брак супруги жили порознь, она - в родном городе Екатеринбурге, а он - в Питере, это и стало причиной их развода.

Семья, личная жижнь которого интересны всем его поклонникам, в Санкт-Петербурге встретился со своей второй женой - искусствоведом Анжеликой Эстоевой. Когда они познакомились, ей было восемнадцать лет. Анжелика и Вячеслав случайно столкнулись на улице, она его узнала только по голосу. Тогда молодая девушка практически с первого взгляда влюбилась в музыканта. До сих пор они живут вместе и счастливы в браке. У супругов трое детей. В 1991 году у них родилась дочь Ксения, которая совсем недавно подарила родителям внука. Через 8 лет у Бутусова и Анжелики на свет появилась София, а в 2005-м родился мальчик Даниил.