Серебряный переулок. Его имя - от мастеров серебряного дела, работавших некогда на государевом Монетном дворе.

  • 1-й Малый Николопесковский переулок переименовали в 1960 году в улицу Федотовой.
  • 2-й Малый Николопесковский переулок назвали Средним Николопесковским, а Большой в 1924 году назвали улицей Вахтангова. В этом переулке находится один из первых музеев, открытых уже при Советской власти - Музей-квартира композитора А.Н. Скрябина. Музей принял первых посетителей в 1922 году - через семь лет после смерти композитора. Отпевали Скрябина в церкви Николая Угодника на Песках (от этого и название переулка - Николопесковский).

Рядом, в Чистом переулке, жил друг Скрябина - замечательный композитор С.И. Танеев. В 1960 году соседний с Чистым переулком Малый Власьевский назвали улицей Танеевых - в честь Сергея Ивановича и его брате Владимира Ивановича, общественного деятеля, демократа.

В самом конце переулка сохранился дом №15, в котором жил Михаил Орлов - одна из самых трагических фигур движения декабристов. В первые советские годы в этом особняке находился театр-студия имени Федора Ивановича Шаляпина. В предреволюционные годы здесь жила старшая дочь А.С. Пушкина Мария Александровна Гартунг.

Спасопесковский переулок. Переулок этот не обычный: он приводит нас на небольшую уютную площадку. В центре площадки - сквер. Он был устроен одним из местных домовладельцев ещё в 1871 году и назван Пушкинским. Посредине площадки - церковь начала XVIII века - Спаса Преображения. Эта церковь хорошо знакома каждому, она изображена на картине Василия Поленова “Московский дворик”.

Дом №10 в переулке принадлежал когда-то Н.А. Второву, сколотившему миллионы на ситцах. Купив этот особняк в 1913 году, он в том же году его перестроил. Ныне этот особняк - резиденция посла США - знаменитый “Спасо”.

В этом же переулке находится дом начала прошлого века, который в 1820 году принадлежал поручице А. Щепочкиной. Здесь же в 1821-1822 годах жил Пётр Андреевич Вяземский.

Карманицкий переулок. Здесь, как и на всём Арбате и в его окрестностях, жило немало представителей московской интеллигенции: географ А.А. Крубер (пещеры Крубера в Крыму и на Кавказе, хребет на Камчатке), художник буйных красок и неуёмной фантазии Павел Кузнецов. С 1760 года переулок назывался Большим Толстовским - по дому асессора Петра Андреевича Толстого, но в 1922 году в пору массовых переименований, чтобы не путать с улицей Льва Толстого, вернули название, которое он имел в XVII веке.

Последний предреволюционный путеводитель “По Москве” писал: “В стороне от шумной жизни столицы лежат две небольших площади, сохранившие старинный облик и овеянные духом уходящей Москвы. Это Спасопесковская площадь и Собачья площадка, обе близ Арбата”.

Собачья площадка, это было одно из московских чудес. Одни краеведы говорят, что произошло это название от располагавшегося поблизости царского Псового двора, другие, что это маленький фонтан, украшенный собачьими головками, дал такое название. Была площадка удивительно уютной, какой-то домашней. Здесь жил купец Мазурин, потомственный почётный гражданин, известный в Москве благотворитель. В доме №6, в феврале 1897 года жила Мария Александровна Ульянова и Елизаровы. В 1912 году, после свадьбы, на Собачьей площадке поселилась Марина Цветаева. Здесь бывал Пушкин. В декабре 1826 года он поселился у своего друга С.А. Соболевского. Одним из интереснейших мест Собачьей площадки, был Музей дворянского быта, открытый в 20-х годах, в доме Хомякова.

Большой Афанасьевский переулок. Название переулку дала церковь Афанасия и Кирилла, построена в 1515 году по повелению Великого князя Василия Иоановича, мастером Алевизом Фрязиным. В 1960 году переулок переименовали в улицу Мясковского - известного композитора, который жил поблизости на Сивцевом Вражке - здесь ещё в середине прошлого века по неглубокому оврагу (“вражку”) протекал ручей Сивец, впадавший в приток Москвы-реки Черторый, что и сейчас струится в подземной трубе под Гоголевским бульваром.

Нащокинский переулок, назван он был так по усадьбе XVIII века капитана Петра Федоровича Нащокина, от которой нынче не осталось и следов. Сейчас это улица Фурманова. Дом, в котором жил автор романов “Чапаев” и “Мятеж”, сохранился, на нем мемориальная доска. Безмерно жаль дом №3-5, который, несмотря на все протесты общественности, был в начале 80-х годов снесен. А дом этот был первым в Москве писательским жилищным кооперативом. В этом доме поселились Константин Тренев, Виктор Шкловский, Владимир Билль-Белоцерковский, Мате Залка. Осенью 1933 года Мандельштам, наконец, получил квартиру в Нащокинском переулке. В этом же доме его и арестовали 13 мая 1934 года. Здесь же жил Булгаков. В этом доме был закончен его замечательный роман “Мастер и Маргарита”.

Улица Рылеева. Дом №15 - прелестный особнячок в стиле ампир. Толстый слой штукатурки, покрывающий фасады, традиционный характер лепнины создают впечатление монументальной каменной постройки. Но необычный портик, который вопреки канонам классицизма прорезан арками, разрушает эту иллюзию. Многое видели эти стены, хранившие память о деятелях культуры нескольких поколений Его построил для себя в 1815 году Владимир Иванович Штейнгель, правитель канцелярии московского главнокомандующего. В 1830 году, дом нанимает гвардии штаб - ротмистр Николай Тургенев. Вскоре к нему перебирается невестка Варвара Петровна Тургенева с детьми Николаем, Иваном и Сергеем. В 1834 году дом занимает “князь Италийский, полковник и кавалер, граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский“ - внук великого полководца. А с 70-х годов домом владела семья Лопатиных. В доме Лопатиных устраивались “литературные Среды”, которые пользовались в Москве большой популярностью. Здесь бывали Достоевский, Салтыков-Щедрин, Писемский, Иван Аксаков, Фет и Тургенев, которому так много напоминали эти старые стены.

Староконюшенный переулок. Здесь издавна жили царские конюхи. В конце XVII столетия на Девичьем поле образовалась Новая Конюшенная слобода. Дом №2, густо украшенный лепниной, - это дань моде, которая охватила состоятельных жителей московского предместья. В феврале 1826 года сюда, к Дмитрию Бегичеву, брату своего ближайшего друга, нежданно приехал Грибоедов.

Дом №18. Знаменитая в старой Москве гимназия Медведниковых. Учиться в этой гимназии считалось весьма престижно.

Дом №33 построен в 1901 году. Здесь квартиры были дорогими, по карману успешно практикующим врачам и юристам.

В доме №35 хранил свою коллекцию старой западной живописи Дмитрий Иванович Щукин. Удивительна и трагична судьба этой семьи. Дети известного в Москве текстильного фабриканта, бывшего крепостного Пётр, Сергей и Дмитрий были страстными собирателями. Пётр Иванович, создавший уникальную коллекцию древнерусского искусства и специально построивший для неё здание на Малой Грузинской, теперь там Биологический музей имени Тимирязьева, передал в 1905 году свои богатства в Исторический музей, одним из создателей которого являлся. Сергей Иванович собирал западноевропейских художников. После революции он уехал, коллекцию превратили в музей нового западного искусства, но позже распылили, отдав, правда, большую часть собрания в музей изобразительных искусств имени Пушкина. Туда же попала, в конце концов, и коллекция Дмитрия Ивановича, который числился хранителем при музее своём и братьев. Умер Дмитрий Иванович, ослепший и одинокий, в комнатушке московской коммуналки в 1932 году.

Калошин переулок. Название это от фамилии местного домовладельца бригадира Алексея Ивановича Калошина, жившего здесь в конце позапрошлого века. Его же фамилия, скорее всего, произошла от малороссийского “калошек” - детских штанишек, нижней части шаровар.

Среди немногих старинных домов, доживших до нашего времени, два деревянных особняка. Дом №8 принадлежал актрисе Малого театра Надежде Алексеевне Никулиной, которой была многолетним другом семьи А. Н. Островского. Зимой 1883 года к Никулиной несколько раз приезжал А. П. Чехов.

Дом №12 - с барельефами в круглых медальонах был построен для себя архитектором М.И. Лопыревским в середине XIX века.

Кривоарбатский переулок. Здесь в 1929 году был построен дом, который известен теперь во всём мире. Дом необычен. Он круглый, здесь комнаты без единого угла. В 1990 году отмечалось столетие со дня рождения архитектора Константина Степановича Мельникова. Он один из родоначальников конструктивизма, виртуозно владевший формой, он не “лепил” здания, а оперировал четкими геометрическими фигурами и объемами.

Плотников переулок. В этом переулке - один из интереснейших домов Москвы. Дом №4. Здесь на уровне второго этажа помещён фриз с изображением Льва Толстого, Пушкина, Гоголя. Важно, что изображение Толстого - первое, прижизненное. Причём появилось оно после того, как писатель был отлучён от церкви.

Улица Веснина. Дом №12 - один из бывших солидных “доходных домов” - памятен тем, что в нём жил выдающийся артист и режиссёр Е. Вахтангов, а верхний этаж занимала квартира и мастерская архитектора Л. Веснина, именем которого и названа улица. Дом примечателен тем, что здесь, установлено самое первое скульптурное произведение, посвящённое В.И. Ленину в Москве.

Наше путешествие по Арбату и арбатским переулкам закончено…

Исчезновение Арбата

В старых московских семьях на вопрос, где вы живете, отвечали - на Арбате, в Кречетниковском , скажем, переулке. Потому что, если поверить книжке Миллера и Сытина «Происхождение названий улиц, переулков, площадей Москвы», выпущенной в 1938 году издательством «Московский рабочий», Арбатом назывались и Знаменка, и Воздвиженка , и Никитские ворота, и даже Ермолаевский переулок, иначе говоря - не улица, а довольно обширный район, являвшийся предместьем Кремля. А все потому, посчитали авторы, что арабское слово «рабад » (во множественном числе «арбад »), предположительно занесенное в Москву восточными гостями, как раз и означает пригород, форштадт, предместье. В несколько измененном виде это слово-имя известно из летописей с 1493 года, причем собственно Арбат чаще всего связывали с Воздвиженкой , лишь после указа 1658 года название закрепилось за нынешней улицей. Так что от первоначального понятия мало что осталось.

Если у долгожителя Арбата, растревоженного ностальгическими мыслями, возникнет идея прогуляться сегодня по некогда знакомым арбатским переулкам, то она обречена на провал. Причем вовсе не толькоиз-за проспекта, нанесшего сокрушительный урон ритму и ткани арбатских переулков (случаи такого варварства редки даже для эпохи «великих перемен»: в первую очередь, Новый Арбат, получивший в среде ноющей интеллигенции меткое прозвище «вставная челюсть Москвы», и Новокировский проспект, уничтоживший бывшую Домниковку - тоже своего рода челюсть, правда, с более мелким зубом). Гибельность затеи связана с тем, что безвозвратно ушла значительная часть быта и культуры пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, которые я помню.

Современный пешеход, рискнувший как турист окунуться в лабиринт арбатских переулков, увидит все по-своему, возможно, чему-то обрадуется, но скорее пожмет плечами, пожалев о потраченном зря времени.

Собственно, романтику Арбата придумали относительно недавно. Ей-богу, в пятидесятые никому и в голову бы не пришло воспеть узкую мрачную улицу, слякотную, со снующими пешеходами, бесконечными лабазами, в которых вечно гнездились темные очереди: за воблой - в «Рыбном», за мукой - в «Бакалее», за сметаной - в «Диете» и т.д. Устья окрестных переулков с завидной периодичностью перегораживали грузовиками, когда в кишку вдруг опустевшего Арбата стремительно въезжал черный правительственный «ЗИС» с занавешенными окнами.

Кто-то из тех, кто знал книги тридцатых годов или даже тогда читал эмигрантскую прозу, может, усмехнется: а Андрей Белый с его мемуарами? А Борис Зайцев? Тоже, скажете, выдумал улицу Святого Николая? Что ответить: не знаю. Но уверен, в начале ХХ века Арбат воспринимался иначе. Над ним не нависал небоскреб МИДа, не было и других поздних сооружений, возникших на местах, где стояли храмы в честь Святителя Николая. И «Прага», «сладостный магнит», до того как в пятидесятые вновь возродилась изысканным рестораном, была скопищем советских контор, учреждением общепита и даже маленьким кинотеатром «Наука и знание».

На мой взгляд, истинную романтическую ценность, как прежде, так в меньшей степени и сейчас, представляют сохранившиеся арбатские переулки. Взять Молчановку . Если, предположим, кто-то сегодня на карте Москвы станет искать эту улицу, что он найдет? А ничего: червячок на задворках чего-то, что называется «Октябрь». А прежде она упиралась одним концом в Трубниковский переулок, а другим - в Поварскую (историческое для моего поколения название - улица Воровского) рядом с Арбатской площадью. Кстати, название ее относится к Х VIII веку, потому что тогда владельцем земель тут был капитан Молчанов. Ближайшие окрестности еще царь Михаил Федорович подарил своей челяди, как он выразился, «на курьи ножки», понимая их как еду (позже это звучало бы «дать на чай»). Поэтому на углу Молчановки и Ржевского переулка прежде стояла церковь Николы на Курьих ножках.

Помпезный главный фасад возрожденной «Праги» глядел на узенькую улицу Воровского, а боковые - на Арбат и Молчановку . Оказавшись сегодня на оживленном перекрестке Нового Арбата и спрятанного
в трубу Бульварного кольца, даже зажмурившись и сильно напрягши воображение, никак не могу вспомнить, как все было. Иногда, правда, вдруг ни с того ни с сего всплывет образ: осенний вечер, еще теплый; не поздно, а почему-то уже темно, тускло светят желтые фонари, подвешенные посреди улицы на уровне второго этажа. Под ними - Молчановка , полгода назад еще булыжная улица, утопающая, как говорится,
в пожухлой листве темных тополей, что нависают над штакетником заборов или сохранившимися коваными оградами. Древние, траченные временем и заброшенностью полутора-двухэтажные особняки смотрят пыльными окнами коммуналок.

Живость и неповторимость арбатских уголков связывались не только с тем, что здесь невозможно было найти два одинаковых особняка, но также со свободой течения улиц и переулков. Кстати, при всем российском разгильдяйстве границы владений в Москве оставались нетронутыми вплоть до губительных массовых застроек.

Только позже, когда проложили прямой, как полагается, проспект, стало ясно, насколько неровно струилась Молчановка . От «Праги», почти блокирующей сегодня тротуар у Арбатской площади, домa , прежде бывшие нечетной стороной нашей улицы, постепенно отступают от «красной линии». После Годеиновского переулка, что напротив «церковки», восстановленного в шестидесятые храма Симеона Столпника, от Молчановки не остается даже воспоминаний: на месте дровяного склада - торговый центр «Валдай» и гастроном «Новоарбатский ». Улица наша, подобно эскадре в противолодочном маневре, делала зигзаг, благодаря чему сегодня она выныривает из небытия за высоткой, где было кафе «Ивушка », а нынче модный спортивный бар. Дальше Молчановка , словно утомившись от резвых движений, чуть изгибаясь, течет в старом русле, по-хамски перегороженная другой высоткой с аптекой и углами тылов кинотеатра «Октябрь». От оскверненной улицы все-таки осталась память: три-четыре дома в модернизированном виде и чудом уцелевшая церковь.

А, например, Кречетниковский переулок, по призраку которого катят сегодня машины, чтобы, минуя Новинский бульвар, бывший СЭВ, Новоарбатский мост, устремиться прочь из душной Москвы, исчез полностью. Чуть ближе к центру от нагромождений «Октября» под бетоном проспекта похоронены останки символа Москвы и арбатских переулков - легендарной Собачьей площадки. Это московское пространство с названием таким же знаковым, как одесская Пересыпь или петербургские П ять углов, представляло в общем-то ничем не примечательную треугольную в плане площадь, посередине которой был маленький живописный сквер за невысокой чугунной оградкой и с недействующим фонтаном, шестигранную колонну которого украшали звериные морды. «Памятник барской собаке», - объясняли пролетарские старожилы.

Район Арбата был дворянским, поэтому названия на самом деле связаны со специализацией дворовых слуг. Когда-то Собачью площадку заселяли царские псари со сворами, которые, по тогдашнему протоколу, соседствовали с Кречетным двором государя - отсюда и имя переулка, некогда населенного соколиными охотниками.

Украшением площадки считался особняк в стиле позднего модерна, принадлежавший Союзу композиторов. Однако окрестные переулки были переполнены архитектурными шедеврами, причем более стильными и древними, так что ни на них, ни на это вычурное чудо никто особого внимания не обращал.

Во время прогулок с отцом 1 по Арбату мы останавливались иногда перед домом-модерн на углу Николопесковских переулков. Отец подробно вспоминал, сколько у них здесь имелось комнат, прислуги (бонны, кухарки и прочее, причем в этом списке обязательно фигурировала литературный секретарь деда Мариэтта Шагинян, известная мне по роману «Месс-менд »), и разные другие полезные, но ушедшие детали, из которых я делал вывод, что дед - видеть которого мне не довелось из-за его идеологических расхождений еще в восемнадцатом с советской властью (он доживал век в Париже, работая в эмигрантской газете «Русская мысль» 2 ), - предпочитал добротные угловые здания, высокие этажи, большие окна гостиной, глядевшие на перекресток.

Для меня было удивительно, как легко и непринужденно отец переносил атмосферу коммуналки. Он явно опровергал известный тезис недоучившегося юриста из Симбирска, который уверял, что на аристократов жаль тратить патроны - сами, мол, вымрут в социалистических условиях.

Внешне наш дом № 20 на Молчановке , построенный после московского пожара 1812 года для Глебовых-Стрешневых, был велик и нелеп. На площади, которую занимала эта классическая городская усадьба (особняк, окруженный одноэтажными флигелями, службами, каретными сараями, в которых тесно проживали, встречали праздники, занимались любовью, пили, рожали и умирали люди, в основном понаехавшие в столицу после октябрьского переворота или последней войны), легко разместилась бы пара «точечных» небоскребов.

И хоть по ветхости дом назначен был на снос еще в тридцать шестом, он, превращенный советской властью в скопище коммуналок, дотянул до начала семидесятых. Когда исчезли кирпичные сараи и флигели, обступавшие дом, открылся путь во двор дома № 18, сохранившегося и поныне как образец московского модерна начала ХХ века. Он интересен мне тем, что на его брандмауэре, приросшем некогда к нашему особняку, при вечернем освещении можно увидеть, словно призрак дальних времен, контуры нашего дома 20. Когда в детстве я переехал на Молчановку , в подъезде этого дома-модерн сохранялась еще дубовая вешалка с медными литыми крючками и туманным овальным зеркалом. Почему все это раньше не растащили, ума не приложу.

А в сентябре 1962 года дом наш буквально содрогнулся от грохота. О том, что переулки между Арбатом и Поварской обречены, говорили давно, частично даже выселены были жильцы, но все как-то не верилось. Отец быстро зарядил пленкой фотоаппарат и выскочил на улицу. Я последовал за ним.

Через проходной двор до Собачьей площадки рукой было подать. Все пространство заволокло пылью. Скрипя и вздрагивая, желтый кран оторвал от земли чугунный шар, медленно отвел в сторону и, пустив клуб сизого дыма, с размаху ударил в стену деревянного особняка, как раз напротив Дома композиторов.

Вообще, писатель, художник, путешественник, отец в основном снимал русскую природу, архитектуру, памятники истории, и жанр репортажа не был ему близок. Все же он и в быту не расставался с фотоаппаратом.

Вот после меткого удара шар-бабой рухнула стена, просела крыша, и, словно тяжкий выдох, из-под останков дома вывалился белесый вал векового праха. Жители окрестных домов, собравшиеся у заграждения, невольно отпрянули. Наступила тишина, лишь кран, опустив заляпанный шар, урчал на холостых оборотах. Отец, забравшись на крыльцо Дома композиторов, снимал панораму. А я разглядывал лица людей. Кто-то не скрывал радости, предвкушая квартирку в черемушкинской пятиэтажке, но кто-то осознал вдруг, что никогда уже не будет того Старого Арбата, сердцем которого была Собачья площадка.

Хоть прошли десятки лет, я словно сейчас вижу этот образец гармоничного городского пространства между Арбатом, «дипломатической» Поварской и загруженным Садовым кольцом, потому что пересекал площадку на пути в школу, а по вечерам гулял с редкой белой овчаркой Тайной. Автор повести «В окопах Сталинграда», киевлянин Виктор Некрасов, находясь в эмиграции, с горечью восклицал: «Весь проспект Калинина (так назывался Новый Арбат) не стоит заупокойной по Собачьей площадке!»

Деревянные домики легко рассыпались под ударами чугунного шара, дольше держался Дом композиторов - двух-этажный кирпичный особняк с чудесными залами и каминами. В соседнем с ним доме некогда жила мать Ленина, и хоть идеологические устои были крепки, пожертвовали и этим символом ради светлой мечты о новом.

В считанные месяцы с лица Москвы исчезли Кречетниковский , Кривоникольский и Дурновский переулки, порушены оказались Николопесковские , Серебряный, Годеиновский , Трубниковский и Борисоглеб-ский . Но главное - власти как бы включили зеленый свет дальнейшим сносам в заповедном районе, которые не останавливаются до сих пор.

1 А.С.Потресов (1902–1972). Моя статья о его жизни и творчестве «Фотограф и путешественник» опубликована в №27 журнала «Наше наследие» за 1993 г.

2 Дедом моим был поэт, журналист, литературный и театральный критик Сергей Викторович Потресов (1870–1953), известный также под псевдонимом Сергей Яблонский. До революции он работал в сытинском «Русском слове», был официальным обозревателем Московского Художественного театра, издал книгу «О театре», несколько сборников стихов, а его знаменитый символ свободы - стихотворение «Яблоня» - до сих пор популярен у российских «правых».

По политическим убеждениям - кадет, а в быту отличался непоседливостью и часто менял квартиры в районе Арбата. С 1918 г. за попытку освобождения в Екатеринбурге императорской семьи преследовался ЧК, что вынудило его покинуть родину. Жил в Берлине, затем в Париже. Он, видимо, так насолил советам, что первые публикации о нем снова появились в печати лишь в 1989 г.

Достопримечательности

85454

Неординарный и многоликий Арбат - самая известная пешеходная улица России: улица-символ, воспетая в сотнях стихотворений и романов; легендарное место, которое не минует своим вниманием ни один турист. Арбат - одна из старейших улиц столицы, где, несмотря на многочисленные перемены, можно явственно ощутить дух исторических эпох. Здесь практически каждое строение, каждый монумент может поведать многое любопытному путнику. Вместе с тем, храня память о знаменательных событиях и выдающихся личностях прошлого, Старый Арбат и сегодня живёт яркой и насыщенной жизнью, предлагая своим гостям немало увлекательных современных развлечений. В нашем гиде собрано 15 самых интересных мест знаменитой московской улицы, протянувшейся от площади Арбатские ворота до Смоленской-Сенной площади.

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Одна из первых киноплощадок России и первая киноплощадка Москвы появилась в 1909 году на Арбатской площади. Здание «Художественного электро-театра» стало одним из немногих дореволюционных кинотеатров, созданных специально для показов фильмов. С момента открытия кинотеатр собирал полный зал, и спустя три года возникла необходимость расширения здания. Перестройку «Художественного» осуществил выдающийся московский зодчий, мастер модерна Фёдор Шехтель. Обновлённый кинотеатр в 1913 году принял в своих стенах 900 зрителей.

Кинотеатр «Художественный» - место поистине знаковое в истории отечественного кинематографа. Здесь прошли премьеры легендарных советских фильмов: картины «Броненосец Потёмкин», первого звукового фильма «Путёвка в жизнь», первого цветного фильма «Груня Корнакова». В 1955 году «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром, при этом ещё долгие годы оставаясь центром отечественных кинопремьер. Перешагнув столетний рубеж, московский кинотеатр прославился как один из старейших действующих кинотеатров в мире. Сегодня культурный памятник столицы, расположенный напротив станции метро «Арбатская», находится на реконструкции, завершение которой планируется на 2017 год.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Название «Арбат», согласно самой распространённой версии, имеет арабское происхождение и переводится как «пригород, предместье». В XV-XVI веках Арбатом именовали обширную застроенную территорию к западу от Московского Кремля. Сама же улица Арбат сформировалась в конце XVI столетия, получив начало у Арбатских ворот Белого города.

Именно у Арбатских ворот, где, как известно, пересекались с Белогородской стеной дороги на Смоленск и Новгород, была образована площадь. Территория не раз становилась местом борьбы с иноземцами: здесь в 1439 году русские войска отражали набеги казанского хана Улу Мухаммеда, в 1611 году здесь был разбит отряд польско-литовских захватчиков, а в 1612 году у Арбатских ворот находилась ставка командования Второго народного ополчения. Не миновали площадь и революционные события XX столетия.

Стена Белого города, пересекавшая современную площадь, простояла до 1770-х годов; в 1792 году была разобрана Арбатская башня вместе с воротами. Нынешний облик площадь приобрела в 30–40-х годах прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Арбатские ворота, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Одно из самых узнаваемых зданий Арбата - угловой дом № 2, известный как ресторан «Прага». Ещё в конце XVIII столетия это было двухэтажное доходное владение, на первом этаже которого размещался недорогой трактир. Превращение неприметного здания в роскошный особняк, а захолустного трактира в престижный ресторан произошло на рубеже XIX - XX веков благодаря стараниям нового хозяина заведения - купца Тарарыкина. Реконструкция сооружения была поручена крупному московскому архитектору Льву Кекушеву. Вторая перестройка, в результате которой фасад приобрёл характерную протяжённую колоннаду, была выполнена в 1914–1915 годах по проекту другого признанного мастера - Адольфа Эрихсона.

Однако здание славится не только своими архитектурными достоинствами, но и богатой историей, связанной с видными деятелями прошлого. До революции ресторан «Прага» представлял собой своеобразный центр культурной жизни Москвы. Здесь собирались профессора и выпускники Консерватории, художники, поэты и писатели, среди которых были И. Репин, А. Блок, И. Бунин, М. Горький, С. Есенин. Антон Чехов праздновал в «Праге» премьеру «Чайки», а Лев Толстой проводил здесь публичные чтения романа «Воскресение». В советское время «Прага», низвергнутая до общедоступной столовой, вновь прошла эволюцию до первоклассного ресторана, где работали лучшие повара и кондитеры, устраивались официальные дипломатические приемы и торжества.

Сегодня в здании открыт магазин-кулинария, где всегда можно приобрести вкуснейшие пирожные и торты собственного производства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Развлекательный комплекс

Музей Оптических Иллюзий, расположенный в одном из арбатских переулков, станет поистине благодатным местом для тех, кого раздражает запрет фотосъёмки экспонатов. Здесь фотосессия является неотъемлемой частью знакомства с уникальной экспозицией, над созданием которой работали лучшие российские художники и бутафоры.

Выставочное пространство площадью около тысячи кв. м. вмещает более ста живописных полотен и инсталляций, оживающих с приходом гостей. Восприятие необычных художественных объектов зависит от воображения наблюдателей. Поразительный эффект оптических иллюзий наиболее ярко обнаруживается на фотографиях, где главным действующим лицом становится сам посетитель.

Диапазон образов представленных работ достаточно широк, что делает пребывание в музее одинаково интересным и для детей, и для взрослых. Примерить на себя роль Алисы, оказавшейся в Стране чудес, проплыть на легендарном «Титанике», оказаться среди гигантских игрушек, получить премию из рук Президента - это лишь малая доля того, что ожидает гостей интерактивного музея.

Стоимость входного билета: 350 рублей

Читать полностью Свернуть

Парк развлечений

Увлекательным путешествием в мир ярких эмоций и новых впечатлений станет посещение парка развлечений, который расположен в небольшом двухэтажном доме № 16 на Старом Арбате. Здесь собраны одни из самых оригинальных аттракционов столицы.

Ощутить на себе эффект перевёрнутого пространства и посмотреть на привычную бытовую обстановку как бы «вверх ногами» позволит аттракцион «Дом вверх дном»; почувствовать себя крохотным человечком среди огромной мебели и предметов интерьера станет возможным в «Доме великана».

Гостям развлекательного центра также предложат выпутаться из необычных лабиринтов: пройдя сквозь тысячу разноцветных лент (лабиринт «Мёбиус») или преодолев десятки метров запутанных зеркальных коридоров (лабиринт «Pikabolo»). Быстро и эффективно снять нервное напряжение поможет антистрессовый аттракцион «Бей посуду!» Помимо ярких и удивительных забав посетителей «Арбата 16» порадуют животные Контактного зоопарка: обаятельных питомцев здесь можно кормить, трогать и фотографировать.

Стоимость аттракционов: от 200 до 300 рублей

Читать полностью Свернуть

Музей

Страшно интересный музей находится на углу Арбата и Староконюшенного переулка. Здесь подробно и наглядно раскрывается тема мученичества, пыток и казней. История телесных наказаний как законных (!) методов физического воздействия на человек ужасает и потрясает одновременно.

Особую ценность представляет коллекция подлинных пыточных инструментов прошлого. В музее можно увидеть и многочисленные воссозданные орудия пыток, не сохранившиеся до настоящего времени. Здесь также хранится собрание гравюр, запечатлевших чудовищные действа. Посетить музей рекомендуем не только любителям острых ощущений, но и всем тем, кто неравнодушен к истории, кому интересны нравы наших предков.

Стоимость входного билета: женский - 300 рублей, мужской - 400 рублей; дети до 18 лет допускаются строго в сопровождении родителей или руководителя группы

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Театр

Пожалуй, главным культурным центром Старого Арбата является Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Монументальное здание с колоннами, расположенное в середине исторической улицы, было возведено в середине XX века. История же самого театра насчитывает более 95 лет, и уже 90 лет учреждение носит имя своего основателя и первого руководителя - актёра и режиссёра Евгения Вахтангова.

Судьба Вахтанговского театра неотделима от вековой отечественной культуры. Его стены хранят память о многих театральных корифеях. Вместе с тем, оставаясь верным традициям, театр живёт проблемами современности. Его разножанровые постановки - яркие по форме и глубокие по содержанию - всегда актуальны. В текущем репертуаре представлены как произведения мировой классики, так и пьесы современных отечественных и зарубежных драматургов.

Стоит посмотреть: «Евгений Онегин», «Пристань», «Гроза»

Стоимость билетов: от 500 до 7000 рублей.

Читать полностью Свернуть

Театр, Культурный центр

Напротив Театра им. Е. Вахтангова находится Центральный дом актёра, широко известный как «Дом с рыцарями». Это бывшее доходное владение, построенное в 1913–1914 годах по заказу крупного московского коммерсанта Я.М. Филатова. Проект здания, напоминающего готический замок, выполнил яркий зодчий того времени В. Дубовский.

После революции роскошные съёмные квартиры были преобразованы в коммуналки. В начале 90-х годов прошлого века в здание с таинственными рыцарями на фасаде переехал Дом актёра - уникальное творческое объединение, существующее с 1937 года.

Вот уже более четверти века под арбатской крышей собирается творческая интеллигенция Москвы и всей страны. Сегодня в ЦДА действует пять театральных площадок, здесь проходят премьеры спектаклей, работают тематические клубы, проводятся фестивали, творческие вечера, презентации, выставки, мастер-классы.

Читать полностью Свернуть

Музей

Окунуться в атмосферу чарующих ароматов прошлого предлагает Московский Музей Парфюмерии, разместившийся в усадебном особняке начала XIX века. Здесь посетители смогут не только узнать увлекательные подробности истории создания парфюмерных произведений, но и продегустировать легендарные винтажные ароматы. Богатое собрание Московского музея представляет собой одну из крупнейших в мире осмотек (библиотек ароматов). Гостям доступна сменная экспозиция, которая формируется из 1000–1500 образцов.

Экскурсии по экспозиции проходят в расслабляющей обстановке в форме дегустации и чаепития. Кроме того, в музее проводятся разнообразные тематические вечера, работает творческий коворкинг «Арт-Фабрика», для специалистов и любителей антиквариата и винтажа создан Клуб Коллекционеров. При музее открыт магазин, где можно приобрести винтажные духи.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Одна из самых популярных неформальных достопримечательностей столицы также имеет место на Старом Арбате. Это стена дома № 37, обращённая в Кривоарбатский переулок.

Свой современный креативный облик архитектурный элемент старинной городской усадьбы получил более четверти века назад, вскоре после гибели Виктора Цоя. С тех пор стену заполнили изображения легендарного рок-музыканта, цитаты из его песен, признания в любви к его творчеству. При этом, «Стена Цоя» стала не просто неким застывшим памятником лидеру группы «Кино», но и культовым местом для миллионов поклонников Виктора Цоя и всего русского рока. Здесь собираются люди самых разных возрастов, играют на гитаре, поют рок-хиты прошлых лет.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Старый Арбат - одна из самых «литературных» улиц Москвы. Здесь жили и работали многие выдающиеся мастера русской словесности, среди которых - писатель, поэт и всенародно любимый бард Булат Окуджава. Его первым местом жительства в Москве стала одна из коммунальных квартир дома № 43 на Арбате. Любовь к легендарной московской улице Окуджава пронес через всё свое творчество. Каждому знакомы строчки его проникновенной песни: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание…»

В 2002 году на пересечении Арбата и Плотникова переулка, около дома № 43 появилась скульптурная композиция, не только увековечившая образ Окуджавы, но и своеобразно воссоздавшая «кусочек арбатского двора», где прошли детские годы знаменитого барда. Авторами работы выступили скульптор Г. Франгулян, архитекторы И. Попов и В. Прошляков. Согласно их замыслу на площадке из булыжника были размещены две бронзовые арки, образующие подворотню, установлены скамейки и стол. Арки «исписаны» цитатами из произведений поэта. Из «арбатского дворика» выходит сам Окуджава - бронзовая фигура высотой около 2,5 метров. Тщательно продуманные детали (выложенная на брусчатке тень, цитаты в стиле дворовых надписей, живые деревья и т.д.) вместе составляют единую композицию, являющуюся не только памятником Окуджаве, но и всему Старому Арбату.

Читать полностью Свернуть

Старый Арбат, Москва

Кафе, Ночной клуб

Фундамент дома № 44 на Старом Арбате датируется серединой XVIII столетия. Неоднократно перестраиваемое здание в разное время принадлежало прапрадеду И.С. Тургенева, бабушке Ф.И. Тютчева; здесь бывал и А.С. Пушкин. Сегодня старинный особняк занимает Hard Rock Cafe - яркий представитель одноименной международной сети в России.

Московское Hard Rock Cafe - необычайно атмосферное место: рок-н-ролльный колорит присутствует в каждой детали заведения - от музыкального наполнения (здесь всегда звучит качественная live-музыка) до элементов интерьера. Ресторан специализируется на блюдах американской кухни. В меню представлен широкий выбор закусок, бургеров и сэндвичей.

Гордостью заведения является коллекция меморабилий - вещей, принадлежавших знаменитым музыкантам. Среди экспонатов своеобразного музея - сценические костюмы, музыкальные инструменты, дневниковые и эпистолярные фрагменты рок-звёзд.


Очередную прогулку по Москве я осуществила с книгой М.Милова, В.Резвин “Прогулки по Москве» и текст взят из этой книги.
Один квадратный километр московского центра... Того, что вместил он; с лихвой хватило бы, чтобы сделать иной город объектом туристского бума. Итак начнем нашу прогулку хотя бы с того места, где Малый Афанасьевский берет начало у памятника Н. В. Гоголю.

Откуда же начать очередную прогулку? Право, это не столь уж существенно, лишь бы не пропустить чего-нибудь особенна интересного, а это немудрено в хитросплетении арбатских переулков. Давайте начнем хотя бы с того места, где Малый Афанасьевский берет начало у памятника Н. В. Гоголю.

…..почти сразу слева, в Филипповском переулке, открылся живописный красно-белый храм с голубовато-сизой главкой - церковь апостола Филиппа. Плотно обжатая с двух сторон высокими домами, она как бы втиснулась в небольшое пространство, но не утратила достоинства «1688 г.»

…..с места, где мы сейчас стоим, виден Нащокинский переулок и на пересечении его с Сивцевым Вражком - нарядный розовый трехэтажный жилой дом с обилием декоративных деталей.

На вид не дворец - дом, каких немало и в этом и в других районах центра. Но именно тем он и интересен, что в архитектуре своей сконцентрировал едва ли не самое характерное для многих московских домов второй половины прошлого века.

Еще один интересный дом.

Мы выходим в Гагаринский переулок.
Гагаринский переулок - получил название в XIX веке по фамилии домовладельца князя Гагарина. В XVIII веке он именовался Старой Конюшенной улицей и был главной улицей Конюшенной слободы. Есть также и еще одно название - Долгий переулок. С 1962 года назывался улицей Рылеева. Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826), поэт, декабрист, приезжал в 1824 году в Москву для встречи с декабристами и останавливался у В.И. Штейнгеля в доме 15 по этой улице.

На доме №11 с маленькими Грифонами на крыше -- атрибутика вольных каменщиков -- на фронтоне непременный мастерок, молот и кирку. Три крошечные Горгульи на стенах, вопреки обязательному для их рода уродству, просто умилительны и, судя по всему, предназначены быть поддержками для флагов.
Бывший особняк, принадлежавший масонам, перестроен в 1885 году, в 1920-30-х годах он предоставлялся иностранным дипломатам и назывался 10 домом Наркоминдела.

Дом Штейнгеля (Лопатиной) - Гагаринский переулок, дом 15. Образец послепожарного ампирного особняка. Дом деревянный, с антресолями, возведенный к осени 1815 г. на каменном фундаменте сгоревшего дома. Сохранилась отделка интерьеров и часть подземного хода, соединявшего здание с особняком на противоположной стороне переулка. Дом построил В.И. Штейнгель, будущий декабрист, а тогда адъютант и правитель канцелярии московского главнокомандующего. Он непосредственно занимался "проектом обстройки столицы и правилами вспоможения разоренным". В 1819 г. дом был продан. В 1830 г. дом нанял гвардии штаб-ротмистр Николай Тургенев, дядя писателя. В нем поселилась Варвара Петровна Тургенева с детьми, братьями Иваном, Николаем и Сергеем. В 1834 г. в доме жил "князь Италийский, полковник и кавалер, граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымнинский", внук полководца, причастный к движению декабристов. В 1872 - 1917 гг. дом принадлежал семье Лопатиных, глава которой был известным юристом, а сын его - философом. "Лопатинские среды" посещали Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, А.А. Фет, А.Ф. Писемский, В.О. Ключевский, И.А. Бунин и многие другие. До начала реставрационный работ в доме жил знаток русской генеалогии Ю.Б. Шмаров, собравший коллекцию портретов, насчитывающую более пяти тысяч единиц. В настоящее время особняк принадлежит отделению архитектуры Академии Художеств.

Дом №25 -- "Дом декабриста Свистунова"
Корнет кавалергардского полка, руководитель петербургского филиала Южного общества и член Северного общества Петр Свистунов в 1826 году был сослан на 15 лет на каторжные работы. В 1837 году переведен на поселение в Курган, затем служил канцелярским служителем в губернском правлении. В Москву вернулся в 1856 году. А в 1867-м поселился в доме в Гагаринском переулке.

Глазовский переулок дом №8
Особняк Листа построен в 1899 году (это первая постройка в Москве в стиле модерн) Кекушевым для себя, но уже в 1900 году архитектор его продал фабриканту Отто Листу. Не скованный ничьей посторонней волей, Кекушев смог воплотить в этой работе свои устремления, свое видение нового архитектурного стиля и эта постройка во многом стала для него программной, изобретенные здесь приемы применялись им в последствии в других постройках. Исключение составляет мозаичное панно над входной дверью - подобный элемент не встречается в других работах Кекушева. Автором панно, скорее всего, является архитектор Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма "WW" - так он обычно подписывал свои графические работы).

Это одна из старейших площадей нашего города. В средние века здесь была развилка двух дорог: одна из них вела на Новгород, а другая – на Смоленск. По дорогам, которые связывали Москву с крупными русскими городами или сильными государствами-соседями, будут впоследствии проложены крупные радиальные улицы нашего города. К концу в XIV века для защиты Кремля здесь выстраивают земляной вал и устраивают в нем проезд – Арбатские ворота, через который прошла новая Смоленская дорога, как раз по нынешнему Арбату. В то время он весь умещался в пределах сегодняшнего Бульварного кольца: все, что было за ним, – московское предместье. Арбат в переводе с арабского и означает то, что «за городской чертой», то есть предместье. Через 200 лет, в XVI веке, земляной вал был разобран, вместо него возвели стены Белого города – полноценное фортификационное сооружение, настоящую крепость. Стены Белого города строились 7 лет, их протяженность составляла около 10 километров. К 1770 году они порядком обветшали, и их решили разобрать. В 1792 году и башня с Арбатскими воротами была снесена, а вот название площади осталось. На месте стен Белого города в конце XVIII века начали разбивать бульвары. В XIX веке, после пожара 1812 года, здесь появился Гоголевский бульвар. Сначала москвичи этому новшеству, надо сказать, противились – по очень простой причине: за стенами Белого города у них были земляные наделы, огороды, на которых они выращивали овощи, картошку. Так что наша дачная традиция, как видите, очень давняя … Ну а в дальнейшем строительство бульваров только приветствовалось: москвичи страстно полюбили свои новые места для неспешных прогулок. Вначале на бульварах высаживали лиственницы и березы, но в городской среде, уже и тогда вполне агрессивной, эти деревья не прижились. В отличие от лип – поэтому все бульвары были засажены ими. Дожившим до наших дней уже по 200 лет, и когда мы весной гуляем по бульварам, наслаждаясь ароматом цветущей липы, то в прямом смысле дышим воздухом истории. Площадь Арбатских ворот – своего рода негласный мемориал русской воинской славе. Смоленская дорога вошла в историю Москвы как западный путь, по которому в столицу через Арбатские ворота стремились прорваться бесчисленные враги. В XV веке – со стороны Крымского брода (там сейчас Крымский мост) конница татар переходила реку, огибала низменную местность Пречистенских ворот и подходила к Арбатской площади. В 1439 году здесь состоялся бой между русским воинством и войсками казанского хана Улу-Мухаммеда, которые были разбиты наголову. Через Арбатские ворота возвращались из успешных военных походов русские цари Иван III (1471 г.) и Иван Грозный (1572 г.). В 1612 году в преддверии решающей Московской битвы на нынешней Арбатской площади за укреплениями стояли основные силы ополчения Дмитрия Пожарского, Минина и князя Хованского. Ожидая идущее на Москву польско-литовское войско во главе с гетманом Ходкевичем, Пожарский построил укрепленный лагерь, где разместил стрельцов. Второй отряд – Дмитрия Трубецкого – должен был защищать Замоскворечье: два его лагеря были оборудованы на Большой Ордынке. Московская битва стала поворотным событием Смутного времени – поражение гетмана Ходкевича на подступах к городу предопределило падение польско-литовского гарнизона Кремля. По словам польского хрониста XVII века Кобержицкого, поляки понесли такую значительную потерю, что ее ни чем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось – надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно…

Пройдите на ул. Арбат, к дому № 2/1

Пройдите к дому № 4

Пройдите до пересечения Арбата с Б. Афанасьевским переулком, верните налево, пройдите ко второму дому слева

  • Пример псевдоготического стиля – дом № 36 в Большом Афанасьевском переулке, построенный в начале XX века. Сегодня он кажется вполне элегантным зданием. Но москвичи времен его рождения доходных домов по-прежнему упорно не принимали, даже таких. Марина Цветаева, жившая в те годы в Сивцевом Вражке, напишет: «Вас заменили уроды, страшные, в шесть этажей…»

    Перейдите через Малый Афанасьевский переулок

  • Рядом еще один доходный дом (Большой Афанасьевский переулок, № 32/9) начала XX века в стиле модерн. На фасаде отмечены года его постройки – 1905–1907. Именно в это время модерн приходит в Москву, и надолго, кстати говоря, в архитектуре не задержится – буржуазия посчитает, что он слишком скромен, и он уступит пальму первенства неоклассике. Но дом, бесспорно, очень красив. Внутри он реконструирован, но по фасадам велась полноценная реставрация. Женские маски, волнообразные линии, интересные обрамления окон – на каждом этаже они разные, но вместе создают единый ансамбль – словом, модерн во всех своих проявлениях. И, конечно, для облицовки фасадов используется керамическая плитка – в народе ее называли «кабанчик». Еще интересная деталь: в Вене, оформляя барельефные вставки, архитекторы использовали стилизованные розы, а на вставках в этом доме – ромашки, такая вот чисто русская стилизация.

    Вернитесь на Арбат, поверните налево, пройдите к дому № 23 (около 130 метров)

  • Пройдите к соседнему дому

  • Дом № 25 построен в 1871 году архитектором Гедике, ректором архитектурного отдела Академии художеств. В этом здании примечательны чугунные балконные решетки. Именно сюда из дома № 4 переехало Общество русских врачей. В 1879 году здесь тоже открылась лечебница. И опять – оловянная кружка и 20 копеек за прием. Плата действительно мизерная – для сравнения: самый дешевый билет в Большой театр, на балкон, стоил 40 копеек серебром…

    Перейдите через улицу к дому № 20

  • Дом № 20 по улице Арбат выстроен в стиле конструктивизма. Достаточно лаконичный снаружи, он очень комфортен и удобен для проживания – широкие оконные проемы, квадратные просторные комнаты, большие прихожие. Этот стиль бытовал недолго – около 15 лет, уступив место сталинскому классицизму, но успел сделать Москву того времени архитектурной столицей мира.

    Перейдите через улицу к дому № 27/47

  • Фасад дома № 27 выполнен в стиле неоклассицизма (1910 г. постройки; архитектор Кулагин). Скромный на первый взгляд, он выделялся высокохудожественной деталью – барельефной вставкой на четвертом этаже. Крылатые львы-грифоны держат в лапах картуши – щиты с вензелями. Лаконично, строго и очень красиво.

    Перейдите через улицу, поверните налево, сверните в первый переулок направо, пройдите к дому № 5

  • Вернитесь на Арбат, поверните направо, пройдите к дому № 37

    Пройдите по Арбату до дома № 51 (около 280 метров)

  • Дом № 51, стр. 1 – выявленный объект культурного наследия. «Панюшенский дом» построен в начале XX века в стиле промышленного модерна. Панюшин – богатый фабрикант, специализировавшийся на изготовлении паркета, поставил на Арбате три своих доходных дома. Если идти к Арбату дворами со стороны Сивцева Вражка, можно заметить, что дворовые фасады доходных домов (№ 51, стр. 1, 2, 3) не оштукатурены – буржуазия и тогда умела считать деньги, так что красивые «витрины» нередко делались только по красной линии улицы… С 1919 по 1933 год здесь жил писатель Анатолий Рыбаков, автор «Кортика», «Бронзовой птицы» и романа «Дети Арбата». Последний как раз и начинается описанием этого дома, его постояльцев, двора и собственно Арбата. А еще это здание известно тем, что с его крыши в 1917 году велся прицельный пулеметный огонь – красноармейцы стреляли по юнкерам. Оплотом контрреволюции был кинотеатр «Художественный». Находившиеся в нем юнкера Александровского военного училища пытались сдержать подход красноармейцев к Кремлю. Андрей Белый потом напишет: «Единственный дом-большевик победил весь Арбат». В этом доме находился также кинотеатр «Арбатский Арс», который открылся в 1917 году. Кинофильмы демонстрировались каждые два часа; вход – с Арбата, выход – во дворы. Затем кинотеатр переименовали в «Науку и знания», а потом и вовсе закрыли. А еще в этом доме до сих пор есть булочная, в которой сохранился фрагмент интерьеров модерна – великолепный майоликовый фриз. В основе фриза – растительный орнамент нежно-фиолетового цвета. Смальта санкт-петербургских мастерских до сих пор, без всяких реставраций, блестит и переливается – и это удивительно. Булочная здесь была всегда, с момента постройки дома. Во второй корпус этого дома к Петру Когану наведывался Александр Блок. В 20-е годы он приезжал в Москву, выступал в Доме печати. А потом шел по Арбату к другу в гости.