По которому запрещен вход в кроссовках или спортивной одежде. Инициатива вызвала разные эмоции среди москвичей: кто-то ее поддержал, а кто-то воспринял критически. The Village съездил в театр и выяснил, в чем теперь приходят зрители на спектакли и как готовятся к культурному походу.

Никита, 21 год

В театр я собирался минут десять, это относится именно к одежде. Прочитал на сайте, что есть дресс-код, он как-то называется вроде «коктейль». Ну, выбрал костюм и пришел. Если честно, я не так часто хожу в театр. И, в принципе, всегда смогу соответствовать нужной обстановке. У меня нет проблемы: если надо, надену туфли, жуткой нужды надеть кроссовки не было. Театр ассоциируется с чем-то культурным и высоким. Сюда нужно одеваться, продумав свой вид, хотя бы немного. Приходить в кроссовках, наверное, неправильно. Все-таки театр - это колыбель искусства.

Ирина, 29 лет

Нельзя сказать, что я сегодня долго собиралась в театр. Я прочитала глупую сноску на сайте и решила одеться по дресс-коду. У меня с собой в рюкзаке очень неудобные балетки. Если бы в кроссовках меня не пустили, я бы достала козырь из рукава в виде этих нарядных тапочек.

Я даже читала интервью художественного руководителя театра по этому поводу (имеется в виду на The Village. - Прим. ред.) и считаю, что дресс-код - сомнительная затея. Даже само название этого театра - «Модерн» - резонирует с требованиями к одежде. В театр с дресс-кодом я приду, если там будет нечто действительно интересное, но придется взять обувь с собой. Театры, если быть честной, я не очень люблю.

Ольга и Игорь, 28 лет

Мы достаточно быстро собрались в театр - потратили, наверное, минут 40. Я выбрала одежду, которая подходила под дресс-код. Эту одежду я редко ношу, но у меня есть парочка специальных костюмов, которые припасены как раз для театров, филармоний и других подобных случаев. Театр - это маленькая жизнь, маленький мир. Мы шли не в театр, а на спектакль, который нам был интересен.

К дресс-коду мы скорее относимся отрицательно. Он должен быть, но все хорошо в меру, не нужны такие строгие правила, как сейчас. Для мужчин вообще был прописан пиджак, но на самом деле это не совсем обязательно, поэтому Игорь прошел без него. Не пускать людей в кедах типа Converse - это ненормально. Это же не какие-то беговые кроссовки!

О самом театре я узнала из статьи на The Village, и там меня смутил момент по поводу хиджаба, что в нем можно приходить на спектакли. Понятно, почему в хиджабе можно, но руководство театра нелогично считает, что старшее поколение может смутить неформальная одежда. Учитывая последние события, люди в хиджабах их смутят на самом деле.

Сергей и Мария, 30 и 35 лет

Я быстро собралась, где-то за час. Сергей управился всего за полчаса. Обычно в театр нужен какой-то совершенно определенный стиль: нельзя одеться как на Новый год или в ресторан на вечер, нужна скорее официально-деловая одежда. В театре так принято, это некая традиция, которой мы следуем.

О дресс-коде в «Модерне» мы вообще не знали, увидели только на двери объявление об этом. Восприняли информацию без эмоций. Театр для нас - это культурное и приятное времяпрепровождение. Это больше, чем кино, потому в спектакль больше погружаешься, чувствуешь больший спектр эмоций, больше переживаешь и больше думаешь.

Татьяна, 41 год

Подготовка к походу в театр заняла у меня много времени, но собралась я быстро. Выбор наряда, подбор аксессуаров, макияж - к этому я тщательно подошла, это заняло значительное время. В театре нельзя быть абы как одетым, потому что это неуважение и вообще неприлично. Выбор был огромен, но я остановилась на этом - мне показалось, что он больше всего подходит.

Я не знала, что вводится дресс-код. Но я считаю, что это очень правильная мера. Дресс-код вообще везде нужен, не только в театрах, но и в музеях.

Ольга, 47 лет

Я долго решала и сомневалась. Не знала, что мне надеть: длинное платье или короткое. Можно сказать, целый день потратила на сборы. В итоге выбрала красное платье, потому что мне оно показалось наиболее актуальным и больше всего подходило под мое настроение.

В этом театре играет дочь, поэтому я, естественно, знала про дресс-код. Я очень рада новым правилам в театре: иногда хочется почувствовать себя красивой среди серых унылых будней, хочется праздника. Я очень люблю платья, люблю выходить в свет, туда, где я смогу почувствовать себя женщиной, например в театр. Вообще это то место, где я могу отдохнуть, вдохновиться, почувствовать себя в другой обстановке, впитать в себя театральный дух и энергию, проникнуться спектаклем.

Батюшка, грех ли ходить в театр и заниматься актерской деятельностью?

Давайте обратимся к древнему авторитетному источнику, который занимает первое место во всех собраниях правил восточной Православной Церкви. Правила святых апостолов содержат следующий пункт: «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». «Позорищная» женщина — та, что участвует в представлении зрелищ на сцене. Правила ставят таковую в один ряд с блудницами, второбрачными и т. п. Казалось бы, вопрос закрыт: актрисы подобны блудницам, и благочестивому человеку театр лучше обходить стороной. Однако, давайте разбираться.

Византийский историк XII века Иоанн Зонара дает пояснение этому пункту апостольских правил: «Ибо нельзя поверить, чтобы оставались целомудренными таковыя, которыя живут — как попало и без стыда ведут беседы со всяким встречным». Ему вторит и антиохийский Патриарх, византийский канонист, Феодор Вальсамон: «Cомнительно их целомудрие по причине худых обстоятельств их жизни». То есть профессия актрисы вульгарна и недопустима не сама по себе (мы выделяем из общего ряда именно актерскую составляющую, поскольку именно она является предметом нашего разговора), а именно потому, что она связана с каким-то бесстыдством и нарушением целомудрия. И действительно, со времен апостолов вплоть до средних веков театр представляет собой аккумуляцию языческой культуры и религии. Все, что старательно изживала христианская Церковь в миру, скурпулезно консервировалось за кулисами театров. Здесь можно увидеть имитацию жертвоприношений, древних богов, которых подчас изображали сами христиане (отсюда такой решительный и жестокий посыл в адрес представительниц актерской профессии), оголенных женщин и прямой блуд. То есть Церковь осуждает именно содержательную составляющую театральной сферы.

Но со временем театр, как и другие различные сферы культуры, просвещается светом евангельской проповеди. Наша русская культура буквально насквозь пропитана христианскими мотивами; и величайшие произведения Достоевского и Гоголя, который называл, например, искусство, театр ступенью к христианству, уже едва ли можно назвать языческими. Классическая форма наполняется совершенно новым содержанием, и Церковь призвана к тому, чтобы эти формы культурной жизни человека освящать.

Однако и сегодня на сцене можно увидеть не то что языческие, но явно антихристианские постановки. Именно о таковых писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой». Поэтому пред каждым христианином сегодня стоит выбор: идти на этот спектакль или же нет, а еще и друзей отговорить. Но есть множество произведений и постановок, которые способствуют сохранению христианской культуры в нашем постмодернистском обществе. Такой досуг крайне полезен для души современного человека, который нередко впитывает евангельские ценности через театральные постановки. Хотя и нужно быть крайне осторожным при просмотре театральной афиши: ведь человеку гораздо интереснее низменные чувства и страсти, нежели сфера небесного, а потому непристойных и вульгарных постановок сегодня, к сожалению, гораздо больше.

Что касается самой актерской профессии, то здесь опять же дело в посыле. Какова цель вашей работы? Просто набить карманы, невзирая на то, какую мерзость вы играете на сцене? Или же все-таки вы желаете своей игрой пробудить в зрителе что-то доброе, истинное, тот духовный росток, который взойдет с вашей помощью до самых Небес? Существуют целые театры духовной направленности, такие, как, например, русский духовный театр «Глас» и театр русской драмы «Камерная сцена» в Москве. Если христианин выбирает для себя актерскую стезю, для него должен быть ряд правил и табу — то есть отказ представлять непристойности вне зависимости от предлагаемого гонорара. Необходимо воспринимать актерскую работу как служение Богу через служение ближним своим, тогда все станет на свои места.

Мы с мужем женаты восемнадцать лет, нас венчали в Церкви. Сейчас я хочу c ним расстаться, так как все чаще стали ругаться и стали совершенно чужими людьми друг другу. Как пройти обряд развенчания?

Православная Церковь знает лишь Таинство Брака, в котором двое становятся единой плотью, в котором они сочетаются на Небесах, в Вечности. О каком же разводе может идти речь?! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Раз обещались друг другу, нужно хранить верность до конца. Понятно, что сложно, порой невыносимо, но через преодоление скорбей обретается настоящее счастье. Сохраните свою семью! Ведь вина в том, что вы стали друг другу чужими, лежит и на Вас в том числе. Святитель Иоанн Златоуст говорит о высоком призвании женщины в брачном союзе: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Что же будет, если Вы расстанетесь с любимым человеком? Какой ответ дадите перед Богом? Как будете доживать свой век на земле в одиночестве?

Ваш брак венчан, а потому вы призвали в свои отношения Самого Христа, Который некогда пребывал в Кане Галилейской, благословив брачный союз. А теперь что же, собираетесь разрушить этот организм? По слову святителя Иоанна Златоуста, «Разводиться — дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе — поскольку рассекается одна плоть, закону — поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». И далее он говорит о необходимости сохранения этих отношений: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».

Библия называет единственно возможной причиной развода мужа и жены грех прелюбодеяния, совершенный одним из членов семьи. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве причин, которые могут послужить расторжению брачного союза, еще ряд грехов или недостатков: заболевание неизлечимой болезнью, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм, длительное безвестное отсутствие и т. п. Среди этих причин нет «все чаще стали ругаться и стали чужими друг другу». Апостол Павел пишет: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; … Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:20). Если ваша семья претерпевает скорби — это нормальное состояние для брака, но это не повод к началу бракоразводного процесса, а скорее возможность что-то изменить в отношениях — в этом и есть настоящая жертвенная любовь.

В любом случае призываю Вас с мужем обратиться к местному священнику, который сможет изучить все обстоятельства вашей жизни и брачных недугов и дать необходимые советы и рекомендации.

Батюшка, меня поразила красота богослужения в храме, и я всем сердцем хочу служить в алтаре. Как этого достичь?

Желание послужить Богу прекрасно, причем это служение не ограничивается только алтарной частью храма. Важно понимать, что служить Богу человек может на любом месте и в любое время: за рулем своего автомобиля, у токарного станка, в кабинете своего офиса, у себя дома и т. п. Однако служение именно в Церкви, Доме Божием, — действительно особая честь, к которой Господь призывает особенным образом: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Можно выделить два признака призвания к церковному служению: внешнее и внутреннее. Внутреннее есть то, когда юноша или девица горячо желают служить Богу в храме, заботиться о Церкви Божией. При этом человек должен внутренне искать не славы, величия или обогащения, но руководствоваться искренним стремлением послужить Господу своей жизнью. Возможность петь на клиросе за богослужением, возносить молитвы от лица всего собрания, помогать в алтаре, безусловно, является честью, которую Бог оказывает человеку.

Нужно испытать свое внутреннее желание служить Богу. Для этого рекомендую Вам начать не со служения в алтаре, но входить в храм постепенно. Для начала можно начать с притвора: как правило, именно здесь хранятся швабры, метелки, моющие средства — все для уборки храма. Вот и попросите по благословению настоятеля у одной из дежурных возможности помогать в уборке храма после службы. Если после нескольких недель/месяцев желание служить Богу не остынет в сердце, молитва останется горячей, тогда можно переходить в следующую часть храма — основное храмовое пространство. Здесь можно попроситься следить за подсвечниками, читать или петь на клиросе, помогать людям, которые впервые переступили порог храма. Если душа пройдет и это испытание, то смело можно проситься допустить вас до помощи в алтаре Господнем. Думаю, что такого потрудившегося на славу юношу, показавшего, что служение в храме для него чрезвычайно важно, выразившего готовность служить в любом месте и времени, с охотой примут в алтарь, и из вас получится замечательный пономарь.

Важно всегда хранить в своем сердце при этом память о прошлом: ведь гонения на Церковь были совсем недавно. Кого в первую очередь коснулась эта трагедия? Священнослужители и активные деятели Церкви оказались на передовой, шли на смерть за имя Божие. Готов ли я к такому подвигу? Готов ли быть с Богом не только в теплом, благоухающем храме, но и на печально известном Бутовском полигоне? Эти вопросы тоже чрезвычайно важны в церковном служении, так как на каждом служителе лежит ответственность за всю Церковь.

Также важен при вступлении в церковное служение и внешний фактор, которым является призвание Церковью. Если на служение призывает духовник, настоятель храма или епископ, то следует воспринять это как волю Божию и с благоговеньем вступить в тот круг обязанностей, который требуется от вас исполнить.

Если же ни первое, ни второе условие в вашей жизни не проявляется, то, быть может, стоит оставить эту затею хотя бы на время. Надо помнить, что в церковной жизни есть еще масса служений, выходящих за рамки богослужебной жизни: социальное служение, образовательная деятельность, работа с молодежью, катехизация и т. п. Каждое из этих служений по-своему очень важно и незаменимо в жизни Церкви. Апостол Павел говорит: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27-28). Поэтому, быть может, Господь хочет, чтобы Вы проявили себя в одном из этих качеств. Прислушайтесь к своему сердцу, в котором Бог желает открыть для вас волю Свою, присмотритесь к внешним обстоятельствам, через которые Господь также может действовать и направлять Вас.

Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем - впрочем, как и в кино. Но здесь есть огромное преимущество - актеры играют перед тобой вживую. Собственно, театр - это и есть жизнь, здесь нет второго шанса (второго дубля). Таким образом, зритель пропускает через себя намного больше эмоций, сопереживает и радуется, составляя единое целое с актёром.

Армен Джигарханян:

- Когда общество не имеет идеалов - театр ему не нужен .

Причина №2 - возможность, ранее доступная немногим.

Долгое время театр был развлечением, доступным только для избранной публики: попасть туда могли немногие. Хотя удовольствие это было отнюдь не дешёвым, вопрос здесь был не в стоимости билета: плохо одетую публику в зал не пускали (кстати, здесь может пригодиться вот этот пост).

Существует мнение, что театр и сейчас представляет собой элитарный вид искусства. Но, на мой взгляд, некоторые люди просто перестали ценить театральные постановки, считая их скучными (экшен им подавай). В то время как во времена Шекспира они могли стать началом войны. А для Екатерины II и других не менее известных исторических личностей театр был любимым развлечением. Так почему мы упускаем возможность, которой раньше у многих попросту не было?

Причина №3 - культурное воспитание/новые открытия.

Театр называют синтезом всех искусств (музыка, архитектура, живопись и другие). Человек, особенно ребёнок, обязательно найдёт для себя что-то новое и интересное. http://aprila.ru/cat/posuda/pribory/ Театр - это школа, ведь нравственная подоплёка, мораль, критика злодеяний, восхищение добрыми делами и отважными поступками, которые обычно содержат театральные постановки, способствуют формированию эстетического вкуса, могут помочь найти решение личной проблемы. Что уж говорить о пополнении словарного запаса и приобщении к мировым литературным шедеврам - в наше время с этим большая проблема.

Причина №4 - повод для знакомства/разнообразие отношений.

«Почему мужчины не ходят в театр?» - заголовок сообщения, замеченного на одном женском интернет-ресурсе. Где было сказано, что девушке по долгу службы приходится часто бывать в театре. И там она видит в основном девушек с подружками и женщин группами - girls only! Ведь действительно, редко можно услышать от современного мужчины слова о его желании сходить в театр, а тем более получить от него приглашение. А я знаю, что толпы молодых представительниц прекрасного пола не прочь посмотреть «Ангелов смерти» или «Юнону и Авось», например. Вообразите, насколько удивительно и приятно будет вашей избраннице получить столь нестандартное (в наши-то дни) приглашение.

Причина №5 - «Я мыслю, следовательно, я существую».

Театр - это больше, чем просто спектакль. Вряд ли кто-то идёт туда от нечего делать. Человек, который действительно получает удовольствие от посещения театра, смотрит шире. Сегодня перед нами стоит огромная проблема безнравственности. Культурные ценности и традиции постепенно уходят на второй, третий, четвёртый план. Современное поколение («Поколение Apple» - как вариант названия для нового романа Виктора Пелевина) не знает истории родного государства, не читает классиков и зачастую просто отказывается думать. Театр, на мой взгляд, - один из немногих способов как-то повлиять на молодёжь (поскольку стоящие экранизации, да и вообще фильмы выходят крайне редко). Пусть пятая причина перекликается с предыдущими, ею я хочу подвести итог.

Я старался найти повод, чтобы вы посетили театр. А театр в свою очередь даст вам гораздо больше поводов, чтобы подумать, полюбить, прожить достойно и с гордым видом причислить себя к категории «думающего» населения.

Театр стал тобой любим? Есть у тебя на это пять причин!

Фото © Андрей Яновский

Пожалуй, для начала следует заострить внимание на таком понятии как самосовершенствование. Почему именно оно, спросите вы. Да потому, что именно с этим понятием связана наша с вами жизнь, а если с этим связана жизнь, то и все даже мало-мальски относящиеся к ней аспекты. Вот таким одним из немаловажных аспектов нашей жизни является искусство. Оно заключает в себе и литературу, и кино, и театр, и живопись и всё то, что способствует развитию духовности, что воспитывает в нас личность и определяет наши сильные стороны.

Безусловно, искусство это не абсолют. На формирование личности влияет множество других факторов. Но сегодня разговор пойдёт именно о театре. Стоит ли ходить в театр? Друзья, ну конечно же, стоит. Стоит ходить самим и приучать своих детей к театру. Не хотелось бы всё упрощать, но театр – это нечто среднее, это уже не книга, но ещё не фильм. Театр – это эмоции. Это небольшая жизнь, проживаемая актёрами на сцене и зрителями в зале. Это смех и слёзы, горечь потерь и радость от приобретения новых ощущений. Театр помогает заглянуть за кулисы собственной души, так сильно «обросшей» бытовыми проблемами и пустыми заботами.

Но не всё то золото, что блестит. Не всякий спектакль способен научить, подарить, словом, не всякое произведение направлено на созидание. В наше время, как, наверно, и во всякое другое, наряду с подлинным и искренним существует пустое и наносное, не способное научить. Думаю, авторы подобных произведений создают их не для людей, а скорее для себя. Такие спектакли, полагаю, лучше пропустить.

Ходить в театр нужно. Театр развивает в нас чувство сострадания, когда на сцене актёры переживают личную трагедию, чувство восторга и радости за главного героя. Мы плачем и смеёмся, наблюдая за ненастоящей жизнью выдуманных героев, потому что стараемся так или иначе спроецировать её на себя. Только чуткая, вдумчивая и неравнодушная личность умеет переживать неудачи и победы главных героев, умеет сострадать. Ведь тот, кто задумывается, почему происходит так или иначе, кто способен смеяться над собой, кто, наблюдая за страданиями героев, пусть не настоящими, а умело сыгранными, испытывает чувство боли и сострадания к ближнему, способен на многое.

Кто-то скажет, что театр очень похож на кино, что и там и там герои играют свои роли. Чем же театр лучше? Безусловно, кино заслуживает отдельной статьи. Но о том, что отличает театр от кино, сказать всё-таки стоит. За жизнью киногероев мы наблюдаем через экраны, нас нет рядом с ними. Да, в кино атмосфера передана лучше, ярче, окружение реалистично. Но люди ходят в театр не за красивой картинкой и не за спецэффектами, но за игрой профессиональных актёров, способных пробудить в нас тот спектр эмоций, который мы в себе таим, возможно, и сами того не зная.

Многие жалуются, что актёры в театре чересчур крикливы, что они слишком громко произносят свои реплики. Однако это не так. Это так называемый надрыв, который служит усилителем для эмоций. Именно этот приём способен так сильно на нас повлиять, способен «пробудить» нашу душу.

Друзья, ходить в театр стоит! Не бойтесь обнажить душу, ведь только так вы сможете обрести самих себя!

Разбираемся, насколько строги сегодня рамки театрального дресс-кода и на какую премьеру можно заявиться в стиле casual chic.

Вне всякого сомнения, сегодня столичный театральный мир переживает сильнейший ренессанс. Хотя до объемов Бродвея и Вест-Энда Москве еще пока далеко, плотность значимых театральных событий в светском календаре высока. Фактически, залы забиты зрителями круглый год, независимо от сезона — от классических Большого театра и Ленкома до прогрессивных «Гоголь-центра» и «Практики», в то время как режиссерам и актерским труппам попеременно присваивается статус «модных». По данным социальных опросов (лично подтвержденных руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым несколько лет назад), более 50% москвичей ходят в театр и ставят его на третье место в списке своих регулярных развлечений — после ресторанов и кино. В связи с такой популяризацией искусства неудивительно, что со временем размылись границы театрального дресс-кода: пока одни зрители, пренебрегая антуражем, приходят даже на академические спектакли в будничном виде, другие по‑прежнему воспринимают поход в театр как повод нарядиться в вечернее платье или костюм. Да, официального дресс-кода в театре уже давно не существует, но это не значит, что не возникает вопросов, с ним связанных. В этом как раз и состоит проблема формально отсутствующих правил. Что надеть? В чем отправиться на премьеру? Платье с открытой спиной и бриллианты — это слишком? На какой спектакль уместно прийти в джинсах?


В XX веке театр перестал быть привилегией элиты, превратившись в развлечение, доступное более широким массам людей. В отсутствие «ярмарки тщеславия» в ложах и партере понятие театрального дресс-кода постепенно утратило свою актуальность: теперь в театр приходят, в первую очередь, за искусством, а уже потом себя показать.


Впрочем, театры не всегда остаются в стороне от этого вопроса: в 2012 году в Лондоне была объявлена необычная кампания Английской национальной оперы, призывающая зрителей снизить градус торжественности нарядов. Это было сделано с целью «демократизации» имиджа британского академического театра, однако в рядах культурной публики такой порыв вызвал недоумение. В ответ на эту инициативу в газете The Guardian была опубликована статья, где было высказано следующее мнение: дресс-код не имеет ничего общего с элитарным характером оперы — это закон жанра, формальность, продиктованная солидарностью с теми, кто стоит на сцене. Наряды зрителей — часть общего декорума, который настраивает на нужный лад и подчеркивает исключительность события. А следовательно, вечернее платье или костюм — проявление уважения к истории, традициям и самому искусству и стремление ему соответствовать.

Безусловно, одежда, в которой мы приходим в театр, никак не влияет на наше восприятие того, что происходит на сцене. Но если публика все же «одевается», значит, это кому-нибудь нужно? Или это просто дань традиции? Чтобы понять, ограничивается ли понимание современного театрального дресс-кода лишь здравым смыслом или все же за этим есть нечто большее, мы обратились к нескольким экспертам.

Так, обозреватель моды Елена Стафьева настаивает на том, что само понятие театрального дресс-кода архаично: «Если относиться к искусству по признаку «есть платье — есть событие, нет платья — нет события», то лучше вместо оперы сходить на Венский бал, Во все мировые театры можно ходить в чем вздумается, если, конечно, речь идет не о Metropolitan Gala со списком звезд, но туда просто так никто и не придет. Есть еще фестивали Байройт и Глайдборн, куда тоже принято приходить в смокинге и вечерних платьях. Но в целом, такой проблемы, как «театральный этикет», нет уже давно — лет 30».

Получается, что рамки могут существовать только на театральных событиях высокого уровня, куда посторонним вход воспрещен. В то время как за пределами громких премьер и закрытых показов — полная свобода выбора: даже заявись вы в Ла Скала в джинсах, никто вас не остановит. Однако далеко не все зрители разделяют такой демократичный подход и считают привычку «одеваться» в театр пережитком прошлого.

Так, например, управляющий партнер Lunar Hare Александр Перепелкин, завсегдатай балета и оперы, считает, что ограничивать людей дресс-кодом не правильно, но у каждого должны быть внутренние барьеры: «Было бы здорово, если бы людям было не комфортно приходить в кроссовках и джинсах в Оперу Гарнье. Я всегда следую правилам формального дресс-кода, когда иду на балет или оперу: для меня это торжественные жанры, и мне совершенно не хочется снижать пафос мероприятия. Другое дело — современный драматический театр: здесь я редко ограничиваю себя в одежде. Мне очень близок бродвейский подход, где театральные подмостки — площадка для актуального искусства. Репертуар театров динамичен, и публика этому соответствует: при таком ритме дресс-код не оправдан». По мнению Александра, российская публика зачастую неверно интерпретирует законы жанра: «Переняв западную традицию, мы стремительно отказались от необходимости одеваться на вечерние спектакли, но, как часто это бывает, пошли еще дальше. К примеру, на опере в Метрополитен или Ла Скала одетых не в вечерние платья, смокинги или темные костюмы почти невозможно увидеть. Я уже не говорю про открытие сезона New York City Ballet, когда количество бриллиантов превосходит все разумные пределы. У нас же «нарядные» джинсы и «биркин» до сих пор считаются вечерним дресс-кодом».

Нельзя не учитывать и то, насколько динамично меняется формат постановок: современные спектакли зачастую проходят в местах, изначально для этого не предназначенных, а это подразумевает, что форма одежды должна быть, в первую очередь, удобной. Продюсер Дарья Вернер, сотрудничающая с «брусникинцами», Театром Наций и другими актуальными театральными проектами, ходит на спектакли практически каждый день и может рассказать, как правильно к ним готовиться: «Нужно знать хотя бы немного о постановке, иначе вы рискуете не только ничего не понять, но и выглядеть глупо. Вы можете одеться, как на красную дорожку, а оказаться на спектакле, который проходит на действующей строительной площадке или заводе. Пожалуй, платье в пол и смокинг уместны, только если вы идете на премьеру «Манон Леско» с Анной Нетребко. В остальных случаях растянутый свитер и кроссовки будут выглядеть менее вызывающе, чем вечернее платье с вырезом на спине. В 2016 году театр — это снова модно, и, как и прежде, это место для светского общения, а не только для духовного развития. И если джинсы и кроссовки — это приметы времени, современный театр — про то же самое».


Действительно, иные спектакли могут потребовать одежды скорее комфортной, чем красивой, особенно если мы говорим о многочасовых произведениях. С этим согласна постоянная и основательница Интеллектуального клуба «418» Надежда Оболенцева — для которой походы в театр составляют изрядную часть досуга. «Для меня предпочтителен спокойный и комфортный наряд: свитер и брюки или юбка, рубашка и джинсы. Странно прийти в театр over dressed, если это не светская премьера. Все-таки ты идешь смотреть то, что происходит на сцене, а не в антракте, и никому не важно, во что ты одет, но уважение к окружающим должно быть. Хотя я сама часто действую по принципу «Красивой меня полюбит каждый, а такой — только порядочный». Впрочем, на вопрос, смогла бы она пойти в Парижскую оперу в кроссовках, одна из главных it girls Москвы отвечает категорично: «В нормальных обстоятельствах, конечно, нет. Толпы туристов в шортах и сандалиях в Ла Скала выглядят, как минимум, странно, а вот дамы почтенного возраста в старинных жемчугах и меховых манто со спутниками в смокингах всегда вызывают у меня восхищение. Эти люди создают атмосферу — понимаешь, что они лет 60 сюда приходят за наслаждением».


Таким образом, рассуждая на тему современного театрального дресс-кода, мы исходим из жанрового разнообразия театра. Согласно эстетике, условно современный театр можно разделить на три основных направления: академические жанры — опера и балет, классический драматический театр и современные постановки, многие из которых носят экспериментальный характер. Внутри каждого жанра существует свой код, который заядлый театрал может безошибочно определить. Но есть ли решение, позволяющее чувствовать себя уместно в любом театральном антураже? Главный редактор журнала Interview Алена Долецкая считает: «На мой взгляд, за последние 20 лет публика, в целом, стала лучше одеваться в театр. Во многом тщательность публики в этом вопросе зависит от самого театра: в «Практике» это может быть молодой и небрежный выход, а в Большом театре, и особенно на премьере — black tie. Иногда проскальзывает нарушение соответствия и сообразия наряда как самой персоне, так и театру: например, вечернее платье и дорогие ювелирные украшения на не премьерном драматическом спектакле я считаю неуместными. Сама я, как правило, выбираю стиль casual chic».

Получается, вместе с канонами театра поменялась его эстетика, фокус публики сместился в сторону главного — искусства, а правила дресс-кода отошли на второй план. Но даже при том, что формального дресс-кода в театре больше не существует, многие зрители не готовы от него отказаться. Театр перестал быть привилегией элиты, но остался событием, выходящим за будничные рамки. И в зависимости от жанра определенные правила одежды для этого события все же существуют, а соблюдать их — занятие скорее приятное, чем скучное.

Текст : Александра Мендельская