Что может быть проще быть счастливым, и что может быть сложнее этого? Ни один век людей мучает этот вопрос – что такое семейное счастье? Как быть счастливым? Кто-то находит себя в самореализации, кто-то в семье. Сегодня мы поговорим о счастье семейном. С одной стороны все легко – вышла замуж/женился, появился ребенок и живи долго и счастливо. Но на деле все оказывается совсем не так. Недавно казавшееся безоблачным счастье, начинает темнеть. Понимаешь, что то, что казалось счастьем, уже не хватает. Мы расскажем вам, что оно есть такое семейное счастье? И как его сотворить и сохранить. Но хочу отметить, что данная статья не является рецептом, который подойдет каждому. У каждого свой путь и свой «рецепт», а наша задача лишь подсказать направление…

Есть, конечно, множество книг и пособий для семей, которые пытаются сохранить семейное счастье. Но ведь книги семью сберечь все-таки вряд ли помогут. Вместо того, чтобы читать книги и наблюдать как ваша семейное жизнь начинает разваливаться – лучший вариант это действовать. Понятно, что сложно сохранить спокойствие в ситуации вечного стресса: ссоры по утрам, запоздалые приходы мужа, бытовые проблемы – все это со временем съедает вас. и вот вы замечаете, что вам все реже хочется возвращаться домой, где вас ждет все тоже что и вчера – дети, домашние задания, ссоры, готовки и т.д. но бывает и так, что все нормально – и муж вовремя приходит, и дети радуют и ссор практически не бывает – идеальная картина вроде бы, но вы понимаете, что что-то не так. И не понимаете, а что именно? Далее начинается раздумья, которые могут повлечь за собой множество ошибок и разочарований.

В таких ситуациях люди чаще всего задумываются, а что такое счастье, а что такое семейное счастье?

Возможно, это взаимопонимание или просто наличие семьи самой по себе. Вариант может быть множество. Но, что я точно знаю: любовь и доверие — это основа любой семьи, это фундамент без которого ваш очаг станет хрупким. Для начала, нужно чтобы семью что-то объединяло: вы должны чувствовать себя единым целым, крепким и не поддающемся разрушению при малейшем порыве ветра. Это может быть семейный девиз, общее хобби или какие либо семейные традиции, но каждый член семьи должен внести вклад в его создании, пусть это будет лишь слово, или целая идея или просто размышление по этому поводу. На листке бумаги напишите мечты и цели вашей семьи, а также любимый способ времяпрепровождения.

Как создать семейное счастье?

А теперь попробуем разобраться в том, как создать семейное счастье своими руками. Семейная идиллия также зависит от совместно проведенных работ. Начните с простого – для начала в уме или на листе составьте рекомендации, планы и размышления о том, каким образом вы можете работать как единое целое. Сначала это могут быть какие-то небольшие дела или задания, а далее – общие планы на отпуск. Общие дела позволит вам лучше узнать друг друга, научиться взаимодействовать как единое целое.

Воспитывайте в своих детях положительные черты, вроде доброты, любви, самодисциплины, сострадания, мудрости, восприятие внутреннего мира – растите ребенка счастливым, учите его быть таковым и радоваться любым моментам жизни. Ведь мы с вами уже знаем одну небольшую хитрость: в любой вещи можно найти положительный момент, если постараться, каждый поступок и действие учат нас чему-то, пускай он не боится ошибаться – это опыт, который ребенок пронесет с собой через всю жизнь.

Научите детей быть сильными и самостоятельными, и сами будьте примером. Покажите им, как это важно иметь свободу выбора и уметь мыслить самостоятельно, развивайте в ребенке эти умения. Дети учатся этому в процессе обучения, а также у тех, кого они больше всего любят и доверяют.

Внутренний мир семьи по важности ничуть не уступает миру внешнему (школа, друзья, кружки и т.п.). Ваша задача создать максимально удобные условия для мира и спокойствия вашей семьи. Защитите своих детей от влияния средств массовой информации, в частности Интернета и телевидения. Но это совсем не значит, что нужно запрещать детям пользоваться телевизором и средствами всемирной паутины. Для детей дошкольного и школьного возраста максимально допустимое время провождения за телевизором – 1-1,5 часа, за компьютером – 30-40 минут. в идеале, можно рискнуть и совсем отказаться от телевизора, но не каждый родитель рискнет пойти на такое. Научите ребенка критически подходить к информации, задавая вопросы в процессе просмотра мультиков или телепередач. С детьми постарше можно пойти дальше, задавая вопросы вроде «почему писатель создал такой образ героя Н., почему он поступил именно так»? Смотря шоу, и зная, что у него есть автор, ребенок осознает, что также может писать и творить.

Поощряйте и направляйте детей в совершенствовании их чувства самодисциплины. Чем скорее вы научите их этому, тем лучше они смогут адаптироваться к взрослой жизни и реализоваться.

Учите всех членов семьи мыслить позитивно и обращать внимание на свои мысли, это сложно, но очень важно в современном мире. Развить подобные качества можно благодаря частым беседам, веселыми и позитивным ритуалами – совместные игры, рассказы и истории из жизни, чтение книг, совместное пение или игра на фортепьяно. Учите ребенка и остальных членов семьи находить позитивное в нематериальных вещах, в частности в провождении время друг с другом.

Начало семейного благополучия – это комфорт и счастье каждого из его членов.

Секреты семейного счастья

Самый первый и самый главный секрет семейного счастья – любите и доверяйте друг другу, а так же уважайте чужое мнение. Очень важно, чтобы вам нравилось находиться вместе. Но есть и другие секреты семейного счастья.

Дети всегда с нетерпением ждут прихода родителей с работы, чтобы рассказать им о садике или школе, ведь это важная и непривычная (первое время) для них часть жизни. Внимательно выслушивайте их, советуйте и активно участвуйте в разговоре. А в конце расскажите, как прошел ваш день, как вы скучали и хотели прийти домой. Оставьте работу в офисе, а дома — вы мать и жена, не забывайте об этом.

Не забывайте, что эмоциональный фон между обоими родителями влияет на отношения внутри семьи. Давайте возможность открыто говорить о том, что они чувствуют, не забывая при этом следить за тем, что и как вы говорите. Дети очень близко к сердцу воспринимают любую критику, что влияет на их самооценку. Когда родители постоянно упрекают и ругают ребёнка, то он начинает испытывать чувство вины и стыда, а это негативно влияет на психику и самооценку ребенка.

Проводите больше времени вместе, со всеми членами семьи. Приравняйте совместные ужины к обязательному ритуалу, это только сплотит вас, а также позволит вам стать еще ближе и это очень важный секрет семейного счастья.

Чаще разговаривайте в кругу семьи, обсуждайте актуальные проблемы. Начиная с простого распределения обязанностей, и заканчивая обсуждением фильма, книги, события, или того как прошел день каждого из вас. Расскажите детям о себе, о том, как вы познакомилась, как учились и тому подобное. Видя, что вы откровенным, дети в ответ также будут честны с вами, а это позволит избежать конфликтов внутри семьи. И не забывайте подавать им в этом пример, например, общаясь со вторым родителем.

Обязательно в квартире на стенах, полках или комодах должны находиться ваши общие фотографии, а также фотографии членов семьи.

Создайте несколько правил в вашей семье, которые обязательно должны соблюдаться, и повесьте их на видное место. Это будет вашим общей маленькой «конституцией».

Тренируйте и развивайте в себе умение разрешать конфликты. К сожалению, не всегда получается принимать правильные решения и верно выбирать наказание для детей.. Но не будьте жестоки, это здесь точно не поможет. Разговаривайте, разговаривайте и еще раз разговаривайте. Это лучшее, что можно придумать для решения проблем, поставьте семья так, чтобы ребенок слушался вас и уважал, но не боялся. Семья, основанная на страхе, имеет мало шансов на долгое счастливое будущее. Также старайтесь держать эмоции под контролем, и нив коем случае не стоит припоминать прошлые ошибки и конфликты, таким образом, вы только ухудшите ситуацию.

Цветы для семейного счастья

Когда мы перестаем верить в счастье, то пытаемся привлечь его разными способами. Часто таким способом являются цветы для семейного счастья, которые его магическим образом притягивают. Далее мы приведем подборку, которая притягивает семейное благополучие, а одиноким позволит найти свою вторую половинку.

Первый вид цветов для семейного счастья – «счастливый бамбук», или по-другому Сандериана. Внешне напоминает обычный бамбук, но необычной формы (зигзаг, переплетенные косичкой и просто короткие стебли) с небольшими листочками. Он символизирует мужское начало, а также процветание и мир и способствует долголетию, удаче, успеху, спокойствию и счастью в личной жизни. Держите его в чистой, отфильтрованной воде или поместите в вазу с гидрогелем.

«Женское счастье» — спатифиллум. Есть примета, что цветок расцветает только в доме, где царит атмосфера семейного счастья и спокойствия. В семье она будет способствовать налаживанию отношений, а одиноким позволит притянуть счастье и найти свою вторую половинку. Он приносит в дом взаимопонимание и любовь. Стоит приобрести цветок, если вы планируете в скором времени завести ребенка. Не забывайте поливать или опрыскивать его, а весной менять почву.

«Мужское счастье» — антуриум. Второе название получил благодаря тому, что приносит мужчинам мужскую силу, но кроме этого приносит счастье и успех в любви. Цветок имеет ярко-красную окраску и не выносит воздействие прямых солнечных лучей, поэтому требует высокой влажности и как следствие постоянное увлажнение, то есть опрыскивание или полив. Ядовитый.

«Семейное счастье» — хлорофитум. Если у вас проблемы в семье, и вы хотите ее сохранить, а также пытаетесь найти вторую половинку – этот вариант точно для вас. Вместе с ним семейная жизнь будет без ссор, спокойной и счастливой. Не забывайте его хорошо поливать, хотя и без этого он хорошо растет и дает красивые цветы.

Мирт еще один из цветов для семейного счастья. В античном мире — это символ счастья, бессмертия и любви, а в наше время – приносит мир и спокойствие, а также приносит удачу в семейную жизнь. Это вечнозеленое растение с белыми цветами, которое обладает целебными свойствами, оно переводится как «бальзам». Во многих странах он считается лучшим подарком для новорожденных.

Фиалка, или по-другому еще сенполия, она помогает поддерживать мир в семье, так как считается, что там, где растет цветок, ссорятся супруги гораздо реже. Фиалки не терпят жесткую воду, требуют много света и требует тщательного ухода. Он очень популярен среди жителей нашей страны.

«Чайная роза» — гибискус. Помогает обрести в скором времени страстную любовь, а в семейно жизни прибавит эмоций и чувств. Растение имеет большие и красивые цветы, которые требуют определенной комнатной температуры (35 ?С)

Калатея имеет необычные узорчатые листья, разукрашенные в различные незамысловатые узоры. Неприхотлива. Считается хранителем домашнего очага и залогом семейного счастья.

«Дерево любви» — аихризон. Он приносит в семейную жизнь счастье и любовь, и даже листья его имеют форму сердца.

Кислица, или Оксалис, содержат щавелевую кислоту, откуда и пошло название. Она имеет множество целебных свойств и выращивается в любых ситуациях. Растение позволяет сохранить семью, а также найти свою любовь.

Не забывайте, что растение это лишь способ. В первую очередь семейное благополучие и счастье внутри зависит только от ваших взаимоотношений в кругу семьи, а также вашего умения взаимодействовать и находить компромиссы. Не забывайте уделять внимание и детям, и второму супругу — это один из основных способов сохранить баланс и не потерять доверие своим самых близких людей.

Семейное счастье — важнейшее слагаемое счастья человека. Но не все задумываются над тем, что мешает создать семейное счастье и что надо учесть, чтобы его обрести.

Семейное счастье в широком смысле слова – это счастье большой дружной семьи, состоящей из бабушек и дедушек, пап и мам, детей, родственников. Такая семья строится на любви друг к другу, взаимной поддержке, взаимопомощи, взаимопонимании.

Как прекрасно собраться всем вместе за одним большим столом и получить радость от общения, а в трудную минуту получить помощь и поддержку. В таких семьях дети перенимают образ жизни и образ мышления взрослых и вырастают достойными людьми.

Семейное счастье

В узком смысле – это счастье двух людей, которые создали семью. Фундаментом его является любовь. Семья может быть создана на основании страсти, взаимного влечения друг к другу, влюбленности, общих интересов, привязанности, симпатии, но прочность такой семьи гораздо слабее.

Семейное счастье – это когда муж и жена любят друг друга. Оно более полно, если в семье есть дети, которые растут в атмосфере любви и понимания. Но это не значит,
что бездетная семья не может быть счастливой.

Чтобы обрести семейное счастье, надо избавляться от нежелания вникать в проблемы инужды другого человека. Надо учиться понимать супруга и быть внимательным к нему. Знать, что волнует его и какие он испытывает затруднения или имеет проблемы. Помочь советом или оказать поддержку. Мудро поступают те, кто поддерживает сторону супруга даже тогда, когда тот не прав.

Каждый из супругов видит мир по-своему и имеет свои цели и желания. Как важно здесь проявлять понимание, умение слушать и слышать партнера, находить компромисс. Главное – не допустить конфликт. Психологи утверждают, что личность и отношения развиваются через конфликт, что они необходимы в нашей жизни. Но конфликтовать надо уметь. Не стоять упрямо на своем, а спокойно аргументировать свою точку зрения. Прислушаться к точке зрения супруга и придти к компромиссу. Если компромисс невозможен в силу характера супруга – лучше уступить во избежание конфронтации. Открытая или скрытая конфронтация подрывает семью и разрушает ее. Между супругами должны царить мир и согласие. Уступить – не значит потерпеть поражение. Семейная жизнь – не поле для битв.

Семейное счастье невозможно без самопожертвования. Самопожертвование - жертвование собой, собственными интересами ради интересов и блага других людей. Это не значит, что надо махнуть рукой на себя, забросить свои увлечения, отказываться от своих интересов.

В счастливой семье супруги уважают друг друга. Уважение – одна из основных составляющих семейного счастья. Следует помнить не только о собственной чести о чести и достоинстве, но и о достоинстве другого человека. Если один из супругов во время ссоры бросает в лицо другому обидные слова или унижает его, то он не только не ценит достоинство другого человека, но и унижает собственное. Уважающий себя человек всегда с уважением будет относиться к своему супругу.

Очень важным при строительстве счастливых семейных отношений является умение оказывать знаки внимания своему супругу. Телефонные звонки, маленькие подарки не только коДню рождения или к праздникам, а и в будни, теплые и ласковые слова при встрече и расставании – это те маленькие мелочи, которые способствуют семейному счастью.

Семейные отношения находятся в постоянном развитии. Умение просить прощения и прощать – залог прочной семьи и семейного счастья. Жить следует так, чтобы не пришлось просить прощения. Следует стараться избегать ссор, но если ссора произошла, следует быстро найти путь к примирению. Как часто бывает, когда супруги, поссорившись, не разговаривают днями, а то и неделями. Жена не готовит еду, а муж не спешит возвращаться домой. Такое поведение только ухудшает ситуацию. Сделай шаг навстречу, помирись и не способствуй усугублению конфликта.

Многие семьи страдают из-за отсутствия доверия со стороны одного из супругов. Появление недоверия не появляется на пустом месте. Значит, один из супругов когда-то создал прецедент. И ему следует приложить усилия для того, чтобы другой супруг снова ему поверил. Потерять доверие легко, а вернуть – трудно. Об этом следует помнить. Не будет семейного счастья без доверия. И прежде, чем совершить поступок, который приведет к недоверию, следует хорошо подумать. Ведь на кон ставится семейное счастье.

В счастливой семье супруги уважают интересы друг друга и разделяют их. Каждый супруг имеет право на свою личную жизнь и свободу в рамках семьи. Не нужно лишать его свободы. Следует помнить, что семья – это не тюрьма. Не следует стремиться переделать другого человека и подчинить себе. Это сделать невозможно.

Строительство семейного счастья – это серьезный труд, который требует терпения, работы над собой, выдержки и самообладания.

Дорогой читатель, оставьте свой комментарий к этой статье. Мне интересно Ваше мнение. Нажмите на кнопочки и поделитесь в социальных сетях. Возможно, моя статья заставит задуматься тех, кто так и не научился строить семейное счастье.

С пожеланием счастья в семейной жизни, .

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Что такое семейное счастье? Когда слышишь слово счастье, то от самого этого слова в душе рождается светлое ощущение радости бытия, соучастия. Счастье - это гармония духа, души и тела. Когда тело подчиняется душе, а душа - духу. Не лебедь, рак и щука, как в басне Крылова, а когда разуму подчинены чувства и движения плоти. Посмотрите, к каким катастрофическим последствиям могут привести телодвижения, не подчиненные духу. Тело увидело красивую женщину и пошло по призванию низменных потребностей на греховное дело. А разум говорит: не в этом семейное счастье… А тело ни с кем не советуется, оно просто хочет, идет и делает, оно не думает о последствиях.

В « Троицких листках с луга духовного» есть такой рассказ. Однажды жена узнала об измене мужа. Она плакала горькими слезами и просила Бога простить мужу грех. И когда муж собрался на работу, жена, ничего не говоря, со слезами на глазах благословила по обыкновению мужа. И когда они прощались, супруг, не выдержав, упал на колени и попросил у жены прощения, да так, что больше не возвращался к своему греху. Это было искренним покаянием мужа. Благодаря долготерпению жены брак сохранился, вернулось счастье и гармония в отношениях.

О, как важно подчинить тело духу, дабы избежать развала семьи. Сегодня в России больше 50% разводов, каждый второй заключенный союз любящих людей разваливается. Разве это любовь? И причины здесь хотя и разные, но смысл одинаков. Мысли тянут в одно место, чувства - в другое, а тело - на сторону. Сегодня каждый день в России выносят вердикт внутриутробным детям, которым не дают ни малейшего шанса родиться. И таких беззащитных малышей умерщвляют более 10 тысяч каждый день! Можно ли строить счастье на детской крови? Тем не менее, среди называющих себя православными есть люди, продолжающие жить с нераскаянным сердцем, продолжающие совершать грех. А сколько женщин, которым приходится терпеть от мужей, подчиненных страсти к алкоголю, табаку и разгульному образу жизни! Над сколькими в семьях совершаются насилия, побои!

Сегодня достаточно много семей испытывают кризисное состояние. Но каждый человек в глубине души хочет семейного счастья, этой иерархичности, гармонии бытия. И чтобы достичь этого состояния, надо связать страсти благими помыслами.

Предположим, семья сложилась, она полноценна, и абортов не было, и муж не блудник и не пьяница, а счастья нет... Есть ли шанс еще что-то исправить? По этому поводу вспоминается одна история.

В одном городе жила супружеская пара. Жили они долго, но всегда чувствовали, что чего-то не хватает им в отношениях. Чего они только ни перепробовали, и, прожив 20 лет, расстались. Расстались, чтобы соединиться в союз уже нерушимый. Оказалось, что строили они свою жизнь без фундамента, хотя и были в детстве крещены, но не воцерковлены. Очутившись в крайне несчастном состоянии, оба они пошли каждый в свой храм поставить свечку. Там им повстречались люди, которые пригласили их на огласительные беседы. После курса катехизации они встретились, чтобы повенчаться и никогда уже не расставаться.

Конечно, если бы эти супруги с детства были воцерковлены, им не потребовалось бы разбивать фарфоровые сердца, чтобы собирать их в дальнейшем по осколкам. Еще очень важно ребенку в подростковом возрасте объяснить разницу между любовью и влюбленностью. И лучшим примером здесь будет рассказ Святейшего Патриарха Кирилла.

Пришла к владыке молодая пара просить благословение на брак, а он взглянул на них и спрашивает молодого человека: «Ты любишь свою невесту?» Тот ответил, что очень сильно ее любит. Тогда владыка говорит ему: «Представляешь, вот вы сейчас едете домой, получили от меня благословение на венчание, и вдруг авария - и твоя возлюбленная становится инвалидом на всю жизнь. Готов ли ты тогда повторить свои слова?» И уже не надо было слов, достаточно было видеть реакцию на лице молодого жениха. Вот как сильно отличаются любовь (жертвенность) от поверхностной влюбленности. Это очень важно донести до желающих иметь семейное счастье.

И последнее. Без взаимной любви и верности невозможно семейное счастье.

С праздником, дорогие христиане!

Нравственная культура



Введение

Культура

2. Нравственность

3. Нравственная культура

Заключение

Список литературы


Введение


Каждый человек почти ежедневно прямо или косвенно сталкивается с понятием культура. Везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим всевозможные словосочетания и высказывания прямо или косвенно связанные с этим понятием. Например, зачастую при виде большой и шумной компании молодых людей выражающихся нецензурно и хамовато, проходящая мимо старушка вполне смело заявляет им: "Какие же вы некультурные, ребята", или же "Молодежь пошла - безнравственная".

Хотим мы этого или нет, но все что нас окружает и все то,с чем мы по сути связаны и есть культура. Это понятие прочно вошло в нашу жизнь и уже ни при каких обстоятельствах не будет нами отложено в далекий темный угол.

Наряду с тем, что мы так часто слышали слово культура, редкий из нас может похвастаться тем, что он интересовался или даже глубоко изучил это понятие. Чаще всего мы ограничиваемся лишь осмыслением своего понимания какого-либо понятия и не стремимся к большему. А на мой взгляд это не совсем правильно. Именно поэтому мне хотелось бы изучить глубже и раскрыть для себя некоторые понятия.

Исходя из темы, выбранной мною, следует, что в начале своей работы я ставлю перед собой следующие конкретные задачи: дать четкое и на мой взгляд верное понятие культуры, нравственности, а главное, как следствие (на мой взгляд) из выше упомянутого, понятие нравственной культуры.

Как мне кажется, выбранная мною тема довольно-таки актуальна и интересна. Задолго до моего появления и еще долгие годы после меня жила и будет жить "нравственная культура", она будет помогать людям обучаться и становиться личностями, будет их направлять сделать верный правильный с ее точки зрения шаг, и если человек сможет понять ее позывы и оценить ее вклад в повседневность не только отдельно взятого индивидуума, а всего человеческого рода в целом, тогда я считаю, что у человечества будет надежда на светлое и святое будущее, ибо, по моему мнению, именно в нравственной культуре залог спокойствия и благосостояния людского.


1. Культура


Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического существования людей, первые представления о ней становятся возможными на достаточно высоком уровне общественного и духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали осознавать это. Пока человек в своей жизнедеятельности зависел от чисто природных, еще не преобразованных трудом обстоятельств, решающую роль в своей жизни он приписывал не себе, а этим обстоятельствам, которые превращал в предмет религиозного почитания, или культа. Мифологические и религиозные культуры древности, обожествлявшие природные силы и стихии, наделяли природу чисто человеческими свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего дальнейшего развития люди стали осознавать, что много в их жизни зависит от них самих, от того, как они мыслят и действуют. С этим связаны первые, вначале неопределенные и расплывчатые, представления о культуре. Достаточно, например, было увидеть причину хорошего урожая не в милости богов, а в качестве обработки почвы, чтобы провести различие между культом как обожествлением природы и культурой как ее возделыванием и улучшением. Уже само наличием в языке "культура" свидетельствует о понимании человеком своей особой и самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию как природных,так и божественных сил. Появление данного слова означало рождение "культа" самого человека,пришедшего на смену всем иным культам древности.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность.

Культура дословно переводится как возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских текстах употребление этого слова связано с земледелием. Цицерон применил термин культура для характеристики человеческого духа. Широко известно его изречение "философия есть культура души" впоследствии употребление слова "культура" в значении воспитанности, образованности, просвещенности становится традиционным.

Стремление использовать слово "культура" не для обозначения отдельных направлений, способов и результатов преобразовательной деятельности человека, а для всего, что создано им, наметилось в XVII веке, в русле развития немецкой просветительной мысли. Первым автором, употребившим термин "культура" в этом новом, широком значении, был Самюэль Пуффендорф (1632-1694 гг).

"…Воспитание человеческого рода - это процесс и генетический, и органический - благодаря усвоению и применению переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением…"

Итак, под культурой мы понимаем совокупность всех материальных ценностей, всех знаний и переживаний, весь практический опыт, обращенные на решение триединой задачи - воспроизводства, сохранения и совершенствования человеческой жизни. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность - невозможна вне культуры.


2. Нравственность


Прежде, чем говорить о нравственной культуре, рассмотрим такие понятия, как этика, мораль, нравственность.

В настоящее время все они на бытовом уровне употребляются как идентичные. Однако, с научной точки зрения, этикой называют науку, где системообразующими являются понятия добра и зла. Под моралью следует понимать свод норм и правил достойного поведения. Нравственность - это практика такого поведения. Таким образом, выстраивается трехступенчатая структура: этика как наука, мораль как свод предписаний творения добра, нравственность как практика хорошего поведения.

Все эти понятия в совокупности составляют сущность нравственной культуры. Культура же в современном ее понимании -это процесс создания, хранения, распространения и освоения материальных, духовных и социально-политических ценностей. В личностном плане культура - это уровень, степень, величина освоения ценностей трех порядков (материального, духовного, социально-политического).

Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека, преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону.

Не могу не согласиться с мыслью известного философа Карла Поппера:

"Человек создал множество миров - миры языка, поэзии, науки. Но, пожалуй, самым важнейшим из них является мир нравственности, мир моральных ценностей и предписаний, мир моральных требований - свободы, равенства, милосердия".

Нравственность - это свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы, то есть добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересами и достоинством всего общества.

*Ценность - это жизненная и практическая установка поведения индивида, выражающая то, что для него значимо. Один человек выше жизни ставит честь, другой жаждет свободы, третий - настаивает на несокрушимости добра, четвёртый славит всепобеждающее чувство - любовь.

На протяжении многих веков философы, религиозные мыслители, учителя жизни проявляли интерес к нравственным и этическим проблемам. Нравственное чувство, присущее только человеку, позволяло осознать его отличие от животных. Нравственное чувство во многом определяло человеческие поступки. Согласуясь с ним, люди выстраивали свои отношения с природой, с другими людьми, с обществом в целом. Наконец, нравственные нормы помогали выбирать достойный образ жизни. Многие мыслители в нравственности усматривали путь к Богу.

Мораль (от лат. moralis - "нравственный") - область нравственных ценностей, которая признаётся людьми, нравственная жизнь народа. Содержание этой сферы, её специфика меняются с течением времени и различны у разных народов. В морали всех народов и во все времена можно найти общечеловеческие ценности, нравственные принципы и предписания.

Мораль (от лат. moralis -"нравственный") нравственность, система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

Русский философ Владимир Соловьёв (1853-1900) считал, что нравственность есть прирождённое человеческое свойство, отличающее его от животных. "Основные чувства стыда, жалости и благоговения испытывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его", - писал он в своей книге "Оправдание добра". Русский мыслитель сравнивал нравственную философию с путеводителем, который живописует места, достойные посещения, но в то же время не говорит человеку, куда ему ехать. Люди сами принимают решения, куда направить свои стопы. Поэтому, по словам Соловьёва, "никакое изложение нравственных норм, т. е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель"...

"Золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе".


Нравственная культура


В настоящее время заметен широкий и всё растущий интерес к более глубокому философскому осознанию культуры. При этом мы осознаём, что культура не релятивна, не ситуационна, что она не может быть привязана к каким-то текущим социальным или политическим интересам, а выражает самую суть человечности, является фактором развития гуманного общества.

Я считаю, уверена, что многие считают также, что культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуру поведения и общения; в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям.

По содержанию нравственная культура- это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Нравственная культура- это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов.

Повсеместно идут разговоры и многие даже убеждены в том, что общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла.

Существует необходимость внести коррективы во взаимоотношения между людьми через нравственную культуру, что является фактором развития разумного общества, становится всё очевиднее с каждым днём.

Наше сознание имеет способ прямого воздействия на материальный мир. Это, как порой говорят, проявление торжества мысли над материей. Великий русский физиолог И.П. Павлов сказал: "Человек - единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, то есть сама себя совершенствовать". Здесь важно отметить, что многое зависит и от нас самих.

Если мы хотим, чтобы наша цивилизация уцелела, необходимо как можно скорей предотвратить подобные происшествия. Именно поэтому наш долг, наша святая обязанность состоит в том, чтобы создать новое представление о себе и о сознании через нравственную культуру, чтобы, руководствуясь этой новой моделью на практике, человечество смогло не просто уцелеть, но оказаться на более совершенном уровне бытия.

Конечно же очевидны трещины в нравственной культуре общества, так примером на мой взгляд может послужить нравственная культура общения, сталкиваясь с различными недопониманиями между людьми при общении почти каждый день.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение - это выражение содержания и уровня духовного облика личности.

Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю.

Внутренняя культура - это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными - обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Святые отцы говорили: человек формируется с детства, даже с утробы матери, а не тогда, когда закончит школу. И сейчас особое внимание должно уделяться воспитанию в нашей школе, она является главным институтом, который дает образование молодому поколению. Увы, школа сейчас утратила воспитательный момент, она дает только сумму знаний, но мы должны помнить, что за школьной скамьей решается не только то, научится ли молодой человек считать и писать, а и то, каким он вырастет. Как он воспринимает мир, как он относится к ближнему, как он оценивает все поступки.

Следовательно еще со школьной скамьи нужно проводить с детьми нравственные беседы. Начиная с двух лет, ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные формы поведения. Если внушать ребенку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребенок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других. Для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно чаще демонстрировать положительные примеры. Нравственные беседы учат видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); усваивать понятия "честно - нечестно", "справедливо - несправедливо", "правильно - неправильно"; формируют "кодекс чести", умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

Сказка - первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказка расширяет нравственный опыт ребенка.

На школьной скамье формируется будущее России. Естественно, все влияет на нравственность: и пресса, и семья, и школа, и даже просто случайный прохожий. Поэтому вся ответственность за нравственность в обществе не лежит на ком-то одном. Нельзя говорить, что один православный журналист может повлиять на состояние нравственности. Если один человек будет писать, что

Недостаточно хороших, нравственных тем на телевидении и очень много того, что разрушает душу, приносит какое-то смятение, соблазн. Телевидение должно иметь созидательную силу, помогать строить наше государство, и строить его крепким. А крепким государство не сможет быть без нравственности, без веры, без любви к Отечеству и ближнему.

Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии - подобна срубленной смоковнице.

культура нравственный жизнь общество

Заключение


В заключении хотелось бы подытожить все выше сказанное. Изучив литературу, ответила на поставленные вопросы. Определила для себя четкое понятие нравственной культуры, ее роль в общественной жизни и значимость для человека.

Выявленные "пороки" нравственной культуры современности

"Спаси свою душу, начни с себя, и вокруг тебя изменятся тысячи людей". На самом деле необходимо сначала изжить проблему в себе.

Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

Таким образом, нравственная культура - это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это "вторая природа".

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Перспективы развития мирового общества в ХХ-ХХI веках все более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Одна из таких комплексных проблем - возрастание агрессивности человека, усиление деструктивности, антикультурности его поведения и деятельности не только по отношению к естественной, но и искусственной, созданной самим же человеком, социальной среде и самим людям. Современный тип личности приобретает все более угрожающую и опасную противоречивость и двойственность. Данное положение не характеризует все человечество, но тенденция достаточно явная и устойчивая.

Нравственная культура направлена на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных потребностей людей. Нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни - в экономике, политике, социальной жизни, в праве и др. Она есть явление не только духовной, но и материальной жизни, имеет явно выраженную специфику.


Список используемой литературы


."КУЛЬТУРА: ТЕОРИИ И ПРОБЛЕМЫ". Москва "Наука" 1995.

Л.К.Круглова "Основы культурологии". Санкт-Петербург 1994.

Ю.Г.Марченко И.И. Мамай "ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ" (учебное пособие). Новосибирск 1995.

Простые беседы о нравственности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе.

Мораль как форма регуляции поведения является конституирующим элементом человеческой культуры. В момент своего появления она была тесно связана с религиозными верованиями. Первые запреты и нормы общения с предками и соплеменниками сделали возможным существование общества как системы именно культурно задаваемых взаимоотношений. Иными словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

Моральные нормы – должное поведение, нарушение которого, по мнению группы, несет ей зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

Моральные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа – учителя справедливости и великомученика. Этот идеал связан с самоограничением, покорностью, терпением, состраданием и любовью к ближнему. Нужно иметь в виду, что моральный идеал есть только бесконечно отодвигающийся горизонт, линия поведения, процесс достижения, а потому воплощен в действительность он быть не может.

Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей. Нравственная культура реализует себя в сфере сознания, чувствах и поступках. Моральное сознание функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения. Мораль предполагает также наличие нравственных чувств (стыд, вина, совесть). Моральная практика выступает как сфера нравственных отношений, реализующихся в поступках. Человек, не действующий практически, не может считаться моральным.

Нравственная культура – явление историческое . Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем приятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Индивидуальные поступки жестко подчиняются более существенным надиндивидным процессам. Здесь центр бытия человека, критерии его воли и суждений, высшие ценности находятся вне человека – в некотором Целом,

которому он принадлежит вместе с другими. В новоевропейской культуре поведение человека покоится на сознании заключенной в нем силы, порожденной его волей, постоянной рефлексии и саморефлексии. Поэтому моральные ценности выглядят в его глазах как сотворенные им самим без сопричастности к этому других, т.е. имеют характер индивидуального выбора.

Тем не менее, мы вправе говорить о существовании общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований, отдельной личности. Остановимся более подробно на последнем. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Здесь важную роль имеет синтез норм общества и личного нравственного опыта. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.

Формирование нравственной культуры общества включает в себя фиксацию стихийно сложившихся норм поведения и идеалов, которые принимает форму мифов, религиозных заповедей, а на более позднем этапе выступает как теоретическое обоснование нравственных идеалов, соответствующих духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.

Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания , которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная. Поэтому в современной культуре универсальной программы и методик воспитания быть не может. Речь идет только об общих ориентирах.

Нравственное воспитание есть процесс превращения моральных знаний во внутренние установки, привычки, убеждения. В современной культуре воспитание рассматривается как управление процессом развития личности (а не управление личностью). Поэтому и осуществляется оно через диалогическое общение, совместный поиск истины, создание воспитывающих ситуаций, творческую деятельность.

Нравственное воспитание предполагает несколько направлений :

Формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами.

Ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества.

Усвоение внешней культуры поведения.

Формирование нужных обществу нравственных привычек.

Формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность).

Превращение знаний в убеждения.

Для реализации этих задач используются различные формы и методы. Важнейшими формами нравственного воспитания являются задания и поручения, индивидуальные беседы, работа с активом, информационно-массовые и организационные мероприятия (собрания, отчеты, лекции, конференции, тематические вечера), действенно-практические формы (агитбригады, вожатые, группы помощи и т.д.). Основные методы нравственного воспитания : убеждение, упражнение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание. Уже в юношеском возрасте развитие нравственных привычек должно осуществляться в условиях ярко выраженной самостоятельной деятельности, в ситуации высокой ответственности за себя.

Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе сопряжено с целым рядом проблем. Критика советской системы привела к разрушению старых духовных устоев, моральных норм и принципов. Справедливо упрекая социалистическую мораль в абстрактности и двойном стандарте, в процессе критики фактически подверглись дискредитации многие общечеловеческие ценности. Новые же идеалы долгое время отсутствовали. Эта ситуация породила чрезвычайно моральный нигилизм, открытое пренебрежение нормами нравственности, поворот к эгоизму и индивидуализму. Перед обществом встала задача формирования нового типа нравственности, основными ориентирами которого стали общечеловеческие ценности, гуманизм, христианская мораль. Прослеживается также тенденция строить систему нравственного воспитания исходя из идеологии среднего класса, когда во главу угла ставится профессионализм и связанные с ним нравственные качества – порядочность, надежность, долг, честность, требовательность к себе и другим, ответственность, дисциплинированность и т.д.

Надо сказать, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено также особенностями современной культуры. Культ техники в 20 веке привел ко все большему развитию технократического мышления, для которого нравственные ориентации, особенно на предельно обобщенные моральные принципы, имеют второстепенное значение. Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы контроля за нравственным поведением (осуждение, бойкот, общественное мнение) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми. Поэтому даже в благополучном западном обществе проблемы нравственной культуры стоят сегодня очень остро.

Наконец, важной проблемой является недостаточная разработанность детальных методик воспитания различных нравственных привычек, чувств и норм поведения. Сегодня таких исследований появляется все больше. Причем, они могут быть эффективными только в том случае, если объединяют знания в области этики, психологии и педагогики.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Минск 2007
УДК 008(076.6) ББК 71.оя7 Л24 Серия основана в 2001

Особенности культурологии
Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учеб­ном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин "культуролог

Культурология как интегративная научная дисциплина
Что же касается культурологии, то она представляет собой ин-тегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения

Задачи и функции культурологии
Определив предмет культурологии и ее своеобразие как инте­гральной отрасли научных знаний о целостном и динамично разви­вающемся феномене культуры, можно сформулировать ее основные

Материальная культура
Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жиз

Духовная культура
К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи; нравы; законы ценности Обычаи, нравы, законы являются разновидностью

Основные подходы к исторической типологии культуры
Существуют следующие подходы к исторической типологии культуры. Эволюционистский. В его основе лежит идея единства культурно-исторического процесса. Ку

Культура социально-этнических общностей
Культура социально-этнических общностей – это иной ракурс рассмотрения человеческой культуры, в котором особое место занимает анализ культуры с точки зрения ее разделения на различ

Профессиональная и народная культура
К числу различных типов культуры относятся профессиональная и народная культура. Профессиональная культура отличается от народной

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в

Доминирующая культура, субкультура, контркультура
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культур

Экономическая культура
Напомним, что экономикаявляется социальным институтом, предназначенным для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая культура

Политическая культура
Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, знаний, ценностных ориентаций и норм политического поведения социальных г

Правовая культура
Правовая культура является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распр

Функции правовой культуры
Интеграционная. Система права призвана обеспечивать согласие в обществе, способствовать предупреждению конфликтных ситуаций. Регулятивная функция

Религия и культура
Религия как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания является одной из конститутивных черт культуры. Вплоть до Нового времени она определяла духовную культ

Художественная культура; искусство; эстетические ценности; художественный образ; художественное творчество; художественный стиль
Художественная культура - одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых

Художественная культура
Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в куль

Искусство как познание
Искусство – это особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. Для научног

Знаково-символическая функция искусства
Сущность знака такова, что он, имея собственную природу, является замещением некоторого смысла. Можно ли говорить о том, что искусство лишь передает и вызывает в сознании человека некоторые значени

Искусство как катарсис
Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать определенные нравств

Основные черты первобытной культуры
Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом приня

Антропоморфизм
Антропоморфизм (от греч. антропос – человек, морфэ – форма) – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и живот

Традиционализм
Традиции играют важную роль в любой культуре, выступая каналом передачи накопленного опыта. Но в первобытности они имели особое значение, поскольку именно вокруг традиции и в связи с традицией было

Духовная культура первобытного человека
Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий -

Формы религии
Среди исследователей религии нет однозначного мнения по поводу того, какие формы первобытных верований можно считать религией. Ряд исследователей не относят к религии магию (Дж.Фрэз

Магия как способ познания и освоения мира
Под магией понимают систему обрядов, с помощью которых человек может сверхъестественным образом воздействовать на природу, людей и духов. Магия связана с пре

Миф как основная форма архаического сознания
Особенности мифа как способа мировосприятия связаны с образно-чувственным, символическим, синкретическим характером представлений о явлениях природы и общест

Культура древних обществ Востока
Древние цивилизации – это особое социально-историческое явление, противостоящее доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьмен

Древний Египет
Древний Египет – государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении р. Нил, одно из древнейших государств в мире. Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетск

Древняя Индия
В долине реки Инд уже в III-II тыс. до. н. э. существовала яркая и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы (названы по месту обнаружения древнейших городских поселений) конца III тыс.

Древний Китай
Китайский народ создал особый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и

Характерные черты древнегреческой культуры
Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельче

Мифология
Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастическ

Древнеримская культура
Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. Комплекс стран и народов, который мы до сегодняшнего дня обозначаем словами "Западная Европа&quo

Архитектура
Высокого уровня развития достигла архитектура, которая испытывала сильное влияние этрусской и греческой. Но в то же время, в сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, подавляющие челов

Наука и искусство
В сравнении с литературой достижения науки не столь значительны. Хотя и получили определенное распространение географически, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса.

Истоки средневековой культуры
Европейское средневековье начиналось фактически с культурной катастрофы предшествующей, античной цивилизации. Вместе с разрушением римской государственности стремительно исчезают ценностные основан

Античность и средневековье
И все же средневековая культура сохранила некоторые культурные формы, созданные Античностью (прежде всего Римом). Правда, очень часто в урезанном, поверхностном виде. И всегда в связи с новыми ценн

Христианство в культуре Средних веков
Христианство выступает мировоззренческим основанием Средневековья, откладывая отпечаток на все сферы духовной и материальной жизни. Система ценностей в Средневековье имеет своим абс

Язычество в средневековой культуре
После захвата Империи германскими племенами, Римская Церковь столкнулась с необходимостью обращения в христианство варварских народов, сознание которых было гораздо более архаичным, чем античное. К

Карнавальный, смеховой характер народной культуры
Карнавальный, смеховой характер народной культуры – важная особенность культуры Средних веков, ярче всего проявившаяся в городах. Карнавал я

Образование и наука в Средние века
Грамотность была не реальностью, а идеальным символом культуры. Грамотных было не так уж много, книга – редкость. Бытовая реальность – поющий народ. Но фигура писца становится выше, благороднее фиг

Рыцарская культура
Воинское сословие являлось необходимой составляющей как античной, так и германской культуры. Но там воин был только наемник, он служил своему господину или вождю. На протяжении всего раннего Средне

Художественная культура Средневековья
Средневековое мировоззрение обусловило специфические черты искусства этой эпохи: Обращенность к Богу. Искусство должно было сводить человека с Богом, ставить перед его образом, прич

Формирование культуры Возрождения
Прежде всего, следует отметить значение самого термина «ренессанс» или «возрождение». Речь идет, прежде всего, о возрождении античных идеалов – в самом широком понимании – как нормативных, определя

Идеи античного гуманизма
Другая важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения – идея божественного начала в человеке, причем предпочтительным является тип активного социального поведения, поисков и

Наука и искусство
Зарождавшееся научное видение мира неразрывно связано с художественной практикой эпохи Возрождения. Ни один из великих художников этого времени, будь то Леонардо да Винчи, Микеланджело или Альбрехт

Северное Возрождение
Северное Возрождение, к которому относят Францию, Германию, Нидерланды и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Возрождения, но при этом в культуре этих стран оставались т

Культура белорусского народа эпохи Возрождения
Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы – церкви. Возникают идеи возвращения к подлинным смыслам религиозных отношений, которы

Эпоха капитализма
XVII век открыл новую эпоху – эпоху капитализма. В это же время протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени – опытного знания. Он освящ

Развитие европейской науки
В конце XVI – н. XVI в. Галилей заложил основы новой механики-динамики, сделал важные открытия в области астрономии, И.Кеплер обобщил астрономические наблюдения в математических формулах (законы Ке

Развитие просветительского движения
В конце XVII- н. XVIII вв. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного челов

Развитие науки в X1X веке
X1Xвек – время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук. Появились первые научные лаборатории, работавшие на промышленность. Научные открытия все более в

Развитие искусства и архитектуры
Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями становятся классицизм, романтизм, критический реализм

Культура XX века
Двадцатое столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его главная отличительная черта – мощный взлет науки и техники на фоне гигантских столкновений, революций

Наука в культуре ХХ века
Дискуссии о сущности и роли различных типов культур неизбежно выходили на проблемы, связанные с выяснением места науки в современном обществе. Тем более, что в 20 в. наука как особый социокультурны

Художественные направления в культуре XX века
Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма, ставшего специфическим путем

Музыкальная культура ХХ столетия
Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуются поисками модернистских средств и форм художественного выражения. Это отчетливо

Современное понимание цивилизации
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civilis” – гражданин, городской житель. Еще в античности оно использовалось для определения качественного отличия античного мира от вар

Основные идеи современной цивилизационной теории
Остановимся подробнее на основных идеях ученых-основателей современной цивилизационной теории. Теория локальных типов Н.Я.Данилевского (1822-1885). В своей главной

Развитие цивилизационной теории локальных культур
П.Сорокин (1889-1968) в своих работах обобщил основные положения теории локальных культур и высказал целый ряд критических замечаний, что способствовало дальнейшему развитию цивили

Формирование мировой цивилизации
Сегодня очевиден тот факт, что мир становится все более взаимозависимой социальной системой. Возникла тесная экономическая интеграция; сформировалась система международного разделения труда; были с

Природа
Природа - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и пр

Натуралистические концепции культуры и человека
Натуралистические концепции культуры и человека - это совокупность философских и теоретических взглядов, сводящих сущность человека к природным началам, а его деятельность, в т. ч.

Современные формы натурализма
Современные формы натурализма отличаются от традиционных. В настоящее время рассуждения о человеческой природе, о связи природы и культуры, природы и человека находят выражение в са

Экология
Экология- понятие, происходящее от греческого oikos - дом, Родина; возникло как обозначение отрасли науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, их “е

Взаимодействие культуры и личности
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов

Этапы взаимодействия культур и личности
Разумеется, эти три компонента изображенной усеченной пирамиды тесно связаны между собой таким образом, что достаточно устранить один из них, чтобы вся система культуры была разруше

Социализация личности
Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, будь то роман, опера, скульптура, храм, религиозная доктрина и т. п., сам

Возникновение различных психокультурных типов личности
Существующее в современном обществе многообразие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различных психокультурных типов личности. В настоящее в

Язык как элемент культуры
Язык– один из основных элементов культуры, важное средство коммуникации. Почему же возникла необходимость в языке? На заре развития человеческого общества у формирующи

Процесс возникновения языка
Сейчас на земном шаре нет ни одного языка, который сохранил бы память об этих ранних этапах развития. На основании данных многих наук можно проследить процесс возникновения языка. Палеоантр

Формы существования языка
Язык существует в различных формах – диалекты, социальные диалекты (профессиональная речь), просторечие, литературный язык. Диалекты – местные названия для совсем обыч

Формирование этнического самосознания
Языковые процессы тесно связаны с развитием этноса. Этносы характеризуются рядом признаков, среди которых выделяются биологические (расовое единство, общность происхождения); географические (единст

Исторический путь становления и развития белорусской культуры
Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её сущ

Влияние социально-политических условий на развитие культуры
Особенно значительные события в развитии белорусской культуры связаны с социально-политическими преобразованиями, происшедшими на Беларуси после революций 1917 года - сначала феврал

Белорусское музыкальное и театральное искусство
Белорусское музыкальное искусство – это особая сфера художественной деятельности, получившая значительное развитие в 20 веке, благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаб

Культурология
Курс лекций 3-е издание, дополненное В авторской редакции Ответственный за выпуск О.Н.