Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Лекция:

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

Культура - результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.

Культура делится на две части:

  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.

Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.

Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:


1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:


1.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.

Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:

    Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

    Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

    Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия.

    Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

    Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, жи­вописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусст­во и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фольклором. Можно выделить две харак­терные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демо­кратичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых техно­логий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в от­влеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкаль­ные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифици­руется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще приме­няется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую оче­редь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общест­ва.

Субкультура - это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпола­гает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это - своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная ак­тивность молодежи зависит от ряда факторов:

    уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она за­метно выше, чем у студентов вузов);

    от возраста (пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она существенно понижается);

    места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформиро­ваться в контр культуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии откры­того конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, норм, образцов поведения: дописьменные письменные

В зависимости от особенностей сфер общества и видов деятельности: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, городская, сельская и т. д.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализо­вать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтерна­тивных форм жизни.

Доброе время суток, дорогие читатели нашего блога!

Поговорим о том, что в пирамиде Маслоу занимает верхушку, о духовном и прекрасном. Вопрос духовного и культурного, человек несет на всем протяжении своего существования, и нам с Вами предстоит разобраться в хотя бы в малой, но теоретически изученной части этой бравады информации.

Культура является сложным явлением, что можно подтвердить приводя новые и новые трактовки и определения, но самыми распрастраненными считаются три подхода:
— технологический подход (культура, как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни всего общества);
— деятельностный подход (культура, как осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность);
— ценностный подход (культура, как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Из этого следует, что культура обладает своей структурой, системой, функциями, формами и т.д. Таким образом, мы говорим о культуре, как об институте общества, который исторически обусловлен рядом факторов. Открывая историческую справку о происхождении культуры, мы сталкнемся с первым упоминанием в I в. до н. э. и употреблении как филососфкого понятия в XVIII — н. XIX в.
На сегодняшний день понятие «культура» трактуют в широком и узком смысле, что помогает понять и оценить данное явление.
!Культура (шир) — исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во все сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.!
!Культура (узк) — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.!

Как мы уже ранее отмечали, культура наделена рядом функций, которые призванна выполнять, как явление общественной жизни. И так, основные функции культуры :

  • познавательная — формирует представление о том где мы живем или о том или ином народе, стране или эпохе;
  • оценочная — осуществляет дифференциацию ценностей, в том числе и обогащение традиций;
  • регулятивная — формирует нормы и установки в обществе во всех областях жизни и деятельности;
  • информативная — передает знания, ценности и опыт предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение и передача культурных ценностей, а так же их развитие через общение;
  • социализации — освоение индивидом знаний, норм, ценностей, осознание и готовность к выполнению социальных ролей и стремление к самосовершенствованию.

Оценивая данные функции, приходишь к выводу о том какую огромную роль в нашей жизни занимает культура, и это часть большого пространства под названием «духовная жизнь общества». Это та область бытия, в которой объективная реальность дается в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющейся неотъемлемой частью его личности.
Говоря о духовном сразу возникают в голове следующие ассоциации: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления — все то что составляет духовный мир человека. Элементами духовной сферы жизни общества выступает мораль, наука, искусство, религия и некой степени право. Представим структуру духовной жизни общества в виде схемы (см. ниже).

Внимательно рассмотрев представленную схему можно представить на сколько многогранна духовная жизнь, и только гадать широту и простор каждого её элемента, в особенности затрагивая культуру.
Культура имеет самые разные формы и разновидности, в литературе принято выделять, три формы культуры: элитарная, народная и массовая; и две разновидности : субкультура и контркультура.
Рассмотрим формы и разновидности с указанием их основных особенностей.
Формы культуры:

  1. Элитарная
    создается привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами, которые обладают специальными знаниями в этой области процесса создания.
  2. Народная
    создается анонимными творцами, которые не обладают проф. или специальными знаниями (мифы, легенды, былины, песни и танцы).
  3. Массовая
    форма характеризующая современное культурное производство и потребление.

Разновидности культуры:

  1. Субкультура
    часть общей культуры, система ценностей, присущей определенной группе (религиозные, этнические, криминальные группы).
  2. Контркультура
    оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре(хиппи, панки, скинхэды и т.д).

И что самое удивительное каждая форма и разновидность удивляет своей широтой взглядов, и то сколько потребностей и интересов она может удовлетворять.

По итогу хотелось бы сказать, о том что каждый из нас является творцом своей культуры, которую через многие года будут упоминать в учебниках истории, и очень важно что мы оставим после себя, массовая культура продукт глобализации, и нам необходимо не забывать про самобытность нашего многонационального и великого народа.

© Мария Растворова 2015.

Структура культуры. Культура как социальный институт

Культура в социологическом познании

Виды и формы культуры.

Структура культуры. Культура как социальный институт.

Культура в социологическом познании.

План

Существует более 150 определений понятия «культура».

Культура (изначально от лат. cultura) – «возделывание», «обработка» (от «возделывания земли» в Др. Риме до «воспитания и образования человека». Постепенно термин «культура» приобретает не только личностный, но и социальный смысл.

Культура – это система ценностей, разделяемых членами общества, нормативных и других регуляторов социальных взаимодействий;

Это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение

Общество и культуру достаточно сложно отличить, так как они «живут» друг в друге, а их взаимопроникновение носит многосторонний характер.

Подтверждением тому могут служить субъекты культуры, в качестве которых выступают основные виды социальных общностей – общество (если его рассматривать как вид самой широкой общности), нация, социальная группа.

Так, например, можно говорить о российской, американской культурах как культурах соответствующих обществ; о татарской, чувашской культурах как национальных культурах; молодежной культуре, культуре учительства и т.д. как культурах конкретных социальных групп (демографических, профессиональных и др.).

Общество и культура, между тем, могут друг с другом не совпадать, что позволяет развести данные феномены.

Подтверждением тому является следующее:

1) не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы;

2) некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются в других странах (например, Римское право);

3) в одном обществе могут сосуществовать порой значительно отличающиеся друг от друга культуры.

Структура культуры, ее основные элементы: ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.

Социальные ценности значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.

Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нормы: нравственные (принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, напр., 10 заповедей), институциональные (тщательно разработанные, в отличие от нравственных, с установленными правилами следования им, т.к. каждый институт имеет свою нормативную базу), правовые (усиленные формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения, которое обеспечивается принуждением со стороны государства), нормы этикета, повседневного поведения и др.



Обычаи – принятые в обществе (общностях) образцы поведения (унаследованные стереотипные способы поведения), которые постоянно воспроизводятся и являются привычными для его членов. В традиционных обществах являются основными регуляторами, и их нарушение строго наказывается. В современных обществах обычаев больше, их нарушение карается не очень жестко и касается, прежде всего, элементарных норм поведения (как следует есть, сидеть, здороваться и т.д.). К числу обычаев относятся табу – запреты.

Язык – система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Язык служит основным средством трансляции, передачи культуры, т.к. в значительной степени ее творения представлены в символической форме.

Существует особый «язык культуры», т.е. чтобы проникнуть в суть произведения, необходимо овладеть его языком (профессии композитора, художника, скульптора и др.).

Язык – общественное явление, т.е. языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия.

Язык, как и культура, вырабатывает общепринятые значения, которые составляют содержание устной и письменной речи. Язык объективен, а речь субъективна; язык имеет общественный характер, а речь – индивидуальный.

Деятельность состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Деятельность в сфере культуры в социологии сводится к следующим видам: чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (художественном, музыкальном и др.). и т.д.

Культурная деятельность в широком смысле – (само)реализация сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. Т.о., культурное содержание можно выделить в любой сфере социальной деятельности – труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

Культура как социальный институт выполняет функции:

1) духовное производство (обеспечение необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей);

2) сохранение, тиражирование и трансляция созданных вновь или воспроизведенных ценностей (в стремлении сделать их массовым достоянием – работа издательств, типографий, киностудий и т.д.);

3) социорегулятивная (регулирование процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов – традиций, обычаев, символов);

4) коммуникативная (организация взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей);

5) социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение продукции институтов культуры.

Виды культуры:

1. Материальная и нематериальная (духовная) культура

К материальной культуре относятся физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл (автомобиль, здание, мебель и др.).

К нематериальной (духовной) культуре относятся духовные ценности, язык, верования, правила, обычаи, система правления, наука, религия.

2. Цивилизация, культурно-исторический тип, т.е. культура как целостный исторический феномен (т.н. «великие культуры» - античная, индийская, китайская, европейская и др.): характеризует определенные исторические эпохи, или конкретные общества, народности, нации. Это «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности.

3. Субкультура - система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Субкультура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.).

4. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Иногда ценности контркультуры проникают в господствующую культуру и становятся менее конфликтными.

Формы культуры:

Элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;

Народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;

Массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, напр., поп-культура, рок-культура.