В романе "Евгений Онегин" Пушкин описывает свое время, отмечая для жизни все, что было существенно для жизни поколений: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского дворянского общества: высший свет Петербурга, поместное и московское дворянство.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Затем обед в ресторане, посещение театра:

Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис…

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд:

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…

Так, Евгений Онегин является типичным молодым "светским львом", представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформулировали его убеждения, мораль и интересы. Пушкин говорит о петербургском дворянстве с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная "однообразна и пестра", а "света шум" очень быстро наскучивает. Таким образом, мы видим, что жизнь дворянства в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но нужно заметить, что и провинциальное общество представлено в романе весьма широко.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни. Мать ее любила Ричардсона, но "не потому, чтобы прочла", а из-за того, что кузина Алина часто твердила о нем. Замуж она вышла поневоле:

Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле…

Мать Татьяны сначала была несчастлива в браке, но "привычка усладила горе, не отразимое ничем…". Она раскрыла тайну, как управлять супругом, и уже сама распоряжялась расходами, "солила на зиму грибы", "ходила в баню по субботам". Но, как говорит Пушкин, "муж любил ее сердечно". Часто к Лариным приезжали гости, такие же мелкопоместные дворяне. Описание их автор дает нам на именинах у Татьяны:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, с низменными интересами, все их разговоры ведутся "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне".

Отличается от мелкопоместных помещиков, пожалуй, лишь Ленский. Он "романтик и больше ничего", по определению Белинского. "С душою прямо геттингенской", потому что получил образование Владимир в Германии. Сам Пушкин видит два выхода, рассуждая о будущем Ленского. Автор считает, что Владимир мог бы стать либо известным русским поэтом, либо заурядным помещиком, каким был дядя Онегина или Дмитрий Ларин.

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими. Однако Пушкин пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о петербургском. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Он отзывается о нем довольно резко, остро-сатерически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

В гостиной всех занимает "бессвязный, пошлый вздор":

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают "разговоры ни о чем". Самой Татьяне душно в светской среде, она хочет вырваться из этой суеты:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит…

Типичность характеристики выведенных лиц Пушкин подчеркивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Не зря автор вносит в эпиграф к седьмой главе строки Грибоедова, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве ничего не изменилось. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисовал нам русское общество в "один из интереснейших моментов его развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нравов и обычаев России первой четверти XIX века.

А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального единства, национального самосознания:

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Гордость московского дворянства его соприкасаемостью с героическими страницами русской истории, верность традициям, старинному жизненному укладу вызывают уважение, сочувствие поэта. И наоборот - низменность уровня духовного развития, пошлость привычек, ограниченное и самодовольное восприятие вызывают иронию и насмешку автора:

Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...

“Младые грации Москвы” и “архивны юноши” чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно “озирают Татьяну с ног до головы”, “ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной”. Простоту, естественность, непосредственность девушки юные московские дворяне трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает ее в свой круг.
Поэт увлеченно и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар
Красавиц легкие уборы...

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, “шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс” привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом столпотворении на ограниченном пространстве Собрания, она “волненье света ненавидит”:

Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
Я своим цветам, к своим романам”.

А. С. Пушкин сопереживает героине, рвущейся из круга суеты, условностей, московского чванства на простор природы. Консерватизм, избирательность московского барства отталкивают и поэта, впрочем, и кузины, и тетушки довольно скоро преодолевают городской снобизм в отношении к его героине и искренне желают ей достигнуть, как им кажется, самого главного в жизни: удачно выйти замуж.
Уровень общения московского дворянства отдает провинциальной примитивностью и интеллектуальным убожеством. Если в деревне люди просты и бесцеремонны, приветливы и непретенциозны, в московском “свете пустом”, но чопорном, напыщенном духовная ограниченность дворянской среды выглядит отталкивающей:

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...

Как поразительно близки эти строки тем, в которых Ленский жалуется на узость провинциального порядка сельского дворянства.
Гораздо более сложно неоднозначное отношение Пушкина к столичному высшему обществу. В начале романа автор защищает петербургские балы от необъективной, беспощадно критической оценки Евгения Онегина (“Я был озлоблен, он угрюм”):

Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю их бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд.

Пушкин разделяет скептическое восприятие разочарованным Онегиным уровня духовной жизни “света пустого”, но неприятие Евгением всех достоинств аристократического образа жизни - и театра, и балета - вызывает противодействие автора.
В восьмой главе романа А. С. Пушкин уточняет свое восприятие петербургского дворянского общества, дает свою оценку наполненному светскими условностями образа жизни.
Авторский взгляд воплощается в представлениях музы поэта и воздает должное роскоши, вкусу, изяществу, совершенству форм и красок аристократического общества. Вот как воспринимает муза светский раут:

Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою
И темной рамою мужчин
Вкруг дам, как около картин.

Столь же высоко оценивает муза и исполненный сдержанного достоинства стиль поведения высоких гостей, безупречную логику и благородный тон общения лучших людей России:

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.

Но воздавая должное интеллектуальной элите страны, являвшейся неотъемной частью столичного дворянства, Пушкин столь же искренне и объективно признает ее количественную незначительность. В основном же общество - напыщеная, холеная, полная великосветских условностей толпа - вызывает у поэта отвращение большее, чем консервативное московское дворянство. Строгие искусственные правила безупречного поведения, благопристойного лицемерия отталкивают поэта неестественностью, безжизненностью, несвободой.

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лщы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые; Тут было несколько девиц,
Неулыбающихся лиц...

Здесь все играют свои роли, однажды усвоенные и одобренные обществом, выражая не личное восприятие, а ролевое ожидание света: и “на эпиграммы падкий, на все сердитый господин”, и “диктатор бальный стоял картинкою журнальной... затянут, нем и недвижим”. Эта наигранность, фальшь, “света суета” в высшей степени неприятна полному жизни и искренности поэту и он выносит устами Татьяны строгий вердикт столичному дворянству.

Романтика и нежность, вложенные Достоевским в свое произведение, просачиваются и через краткое содержание повести «Белые ночи» для читательского дневника.

Сюжет

Мечтатель часто гуляет в одиночестве, зная всех прохожих и дома. Он живет в Петербурге много лет, но не имеет друзей и никогда не знакомился с женщинами. Одной из белых ночей он увидел на набережной плачущую девушку, но не решился подойти. Когда к девушке стал приставать пьяница, мечтатель прогнал его и познакомился с ней. Настя соглашается на дружеские встречи и беседы. Второй ночью Настя рассказывает о своей жизни с бабушкой - она влюбилась в их жильца и призналась ему в этом, но он был слишком беден, чтобы жениться, и уехал, обещая вернуться за ней через год. Вот год прошел, он вернулся, но не пришел. Мечтатель вызывается доставить письмо. Проходит 2 дня, Настя рыдает и говорит, что больше не любит того человека. Мечтатель признается ей в любви. Настя уверена, что полюбит его, и они планирует переезд мечтателя сдаваемую ее бабушкой комнату. Приходит возлюбленный Насти, и она бросается к нему.

Вывод (моё мнение)

Любящий человек понимает, что любовь - это акт дарения, а не акт получения. Для любящего счастье возлюбленного важнее, чем собственное благосостояние. Так и мечтатель обладал высоким благородством и сделал все, что мог, для счастья Насти, хотя эти поступки и были против его собственного успеха.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы… Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах… Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

    • В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, […]
    • Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
    • Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
    • Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман "Преступление и наказание" открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же. И это – ещё не […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Рассмотрим краткое содержание повести "Белые ночи" Достоевского. Жанр этого произведения был определен самим писателем как "сентиментальный роман". Однако по форме "Белые ночи" - повесть. Она принадлежит к циклу повестей и рассказов, которые были созданы в Петербурге до того, как Федор Михайлович был осужден по делу петрашевцев.

    Композиция повести

    Состоит произведение "Белые ночи" Достоевского из 5 глав, которые имеют названия: "Ночь 1", "Ночь 2" и т. д. В повести всего описано 4 ночи. Пятая глава имеет название "Утро". Это отражает динамику развития в произведении сюжета - от сна к пробуждению.

    Первая ночь

    Герой произведения "Белые ночи" Достоевского восемь лет проживает в Петербурге. Он при этом не смог завести в городе ни одного знакомства. Герою известен практически весь Петербург. Он знает многих людей в лицо, видит каждый день на улицах. Старичок является одним из таких знакомых. Герой его встречает на Фонтанке в определенный час. Если оба находятся в хорошем настроении, они друг другу кланяются. Знакомы Мечтателю и дома. Он даже порой воображает, что они разговаривают с ним, равно как и сам герой общается с ними с удовольствием. У него имеются среди домов любимцы, есть также короткие приятели. Мечтателя мучит беспокойство вот уже три дня. Причиной является боязнь одиночества. Опустел город, поскольку жители отправились на дачи. Мечтатель готов поехать вместе с ними, однако никто его не приглашал, как будто все забыли его, как будто он совсем чужой для них.

    Возвращаясь после прогулки в поздний час, герой повести "Белые ночи" Достоевского увидел девушку на набережной. Она смотрела пристально в воду канала. Эта девушка плакала, и она прошла по тротуару мимо него, пока Мечтатель пытался найти слова утешения. Он не решился последовать за ней. Вдруг недалеко от этой незнакомки оказался нетрезвый господин, который поспешил за ней вслед. Тогда герой бросился на него с сучковатой палкой. Тот оставил в покое даму. Мечтатель рассказал ей, что создает в своем воображении целые романы. Однако на самом деле он даже ни разу не был знаком с женщинами, поскольку очень робок. Девушка отвечает, что ей даже нравится такая скромность. Герой надеется увидеть ее вновь и просит девушку прийти следующей ночью снова на набережную. Та обещает быть здесь в девять часов, однако умоляет героя в нее не влюбляться и рассчитывать лишь на дружбу. У девушки имеется тайна, о которой ей не хочется рассказывать. Мечтатель ощущает себя настолько счастливым, что бродит всю ночь по городу и никак не может вернуться домой. Этим заканчивает описание первой главы произведения Достоевский. "Белые ночи", краткое содержание которых нас интересует, продолжаются следующими событиями.

    Вторая ночь

    Дама просит при встрече Мечтателя рассказать ей свою историю. Он отвечает, что у него нет никакой истории. У девушки же имеется слепая бабушка, которая не отпускает ее никуда. После того как девушка нашалила 2 года назад, бабушка пришила ее платье к своему. Теперь собеседница Мечтателя вынуждена читать вслух старушке и сидеть дома. Герой отвечает, что считает себя мечтателем, и лишь тогда вспоминает о том, что не знает до сих пор имени своей спутницы. Девушка представляется Настенькой. Мечтатель рассказывает ей о своих грезах. Он дожил в своих мечтах до 26 лет, справляет даже "годовщину своих ощущений". Настенька рассказывает герою историю своей жизни.

    Отец и мать девушки очень рано умерли, и поэтому она осталась с бабушкой. Однажды, когда эта старушка уснула, Настенька уговорила Феклу, глухую работницу, сесть на свое место, а сама отправилась к подруге. Когда старушка проснулась и спросила о чем-то, Фекла убежала, испугавшись, поскольку не могла понять, о чем бабушка ее спрашивает. Однажды в мезонин бабушкиного дома переехал новый жилец. Он стал снабжать Настеньку книгами, приглашал ее вместе со старушкой в театр на пьесу "Севильский цирюльник". Они втроем после этого посещают театр еще несколько раз. Затем жилец говорит, что должен уехать в Москву. Тайком от бабушки Настенька собирает вещи, так как хочет отправиться вместе с ним. Жилец говорит, что не может пока жениться на девушке. Но он обязательно приедет за ней через год, когда устроит свои дела. Сейчас он уже три дня находится в городе, однако все еще не приходил к Настеньке. Мечтатель предлагает ей написать любимому письмо и обещает через знакомых девушки передать его. Настенька дает ему давно уже написанное и запечатанное письмо. Герои прощаются. Произведение "Белые ночи" Достоевского продолжается уже в следующей главе.

    Третья ночь

    В ненастный и пасмурный день герой произведения осознает, что любовь к нему Настеньки была только радостью о близком свидании с другим. Девушка пришла на встречу с героем на час раньше, поскольку хотела увидеть любимого и надеялась на то, что он непременно придет. Однако тот не явился. Мечтатель успокаивает девушку, делая различные предположения: он мог не получить письмо, возможно, ему нельзя сейчас прийти или же он ответил, но письмо придет несколько позже. Девушка надеется на следующий день увидеть любимого, однако ее не покидает чувство досады. Настенька сокрушается, что возлюбленный ее совсем не похож на Мечтателя, столь доброго к ней. Так заканчивается очередная глава произведения "Белые ночи". Повесть продолжается описанием четвертой ночи.

    Четвертая ночь

    В 9 часов следующего дня герои уже были на набережной. Но мужчина не появляется. Герой признается девушке в любви, говорит о том, что понимает ее чувства к своему любимому и относится с уважением к ним. Настенька отвечает, что ее предал этот человек, и поэтому она попытается всеми силами разлюбить его. Если Мечтатель сможет подождать, пока совсем улягутся прежние чувства, то любовь и благодарность Настеньки достанется ему. Молодые люди мечтают радостно о совместном будущем.

    Вдруг в минуту их прощания показывается жених. Настенька, задрожав и вскрикнув, вырывается из рук Мечтателя и бросается навстречу к нему. Она исчезает вместе со своим возлюбленным. Долго глядел им вслед Мечтатель из произведения "Белые ночи"... Достоевский по главам описывает, как менялось внутреннее состояние главных героев, которые как будто совершают в повести переход от сна к пробуждению. Происходит это в следующей главе, которая называется "Утро".

    Утро

    В дождливый и унылый день Матрена, работница, принесла письмо от Настеньки Мечтателю. Девушка извинялась и благодарила его за любовь. Она обещает сохранить навсегда его в памяти, а также просит Мечтателя не забывать ее. Несколько раз герой перечитывал письмо, слезы наворачивались на его глаза. Мечтатель мысленно благодарит Настеньку за минуту блаженства и счастья, которую девушка подарила ему. На днях Настенька выходит замуж. Однако чувства девушки противоречивы. Она пишет в письме, что хотела бы "любить вас обоих". Однако Мечтатель вынужден оставаться вечно лишь братом, другом. Он опять оказался один в комнате, вдруг "постаревшей". Однако и через 15 лет Мечтатель вспоминает с нежностью свою недолгую любовь.

    Несколько фактов о произведении

    Итак, мы описали событийную канву произведения, которое создал Достоевский. "Белые ночи", краткое содержание которого, конечно, художественных особенностей повести не передает, было написано Федором Михайловичем в 1848 году. Сегодня произведение включено в школьную программу по литературе наряду с другими творениями этого писателя. Очень интересны в этой повести, как и в других произведениях Федора Михайловича, герои. "Белые ночи" Достоевский посвятил А. Н. Плещееву, поэту и другу своей молодости.

    Критика

    Что касается критики, отметим следующее. Произведение "Белые ночи" (Достоевский) отзывы вызвало положительные практически сразу же после первой публикации. На него откликнулись такие известные критики, как А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, А. А. Григорьев, Н. А. Добролюбов, Е. В. Тур и другие.