Кабалевский Дмитрий Борисович — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода.

Из семьи математика (дед — военный инженер). Самостоятельную работу начал в 1922 г. (тапер в кинотеатрах, аккомпаниатор, секретарь и управляющий делами музыкального техникума имени А. Н. Скрябина).

Д. Б. Кабалевский с отличием окончил Московскую консерваторию (ученик Н. Я. Мясковского по композиции, окончил в 1929 г.; А. Б. Гольденвейзера по фортепьяно, окончил в 1930 г.), его имя занесено на золотую доску консерватории, где стоит рядом с именами самых знаменитых ее воспитанников. С 1925 г. вел педагогическую деятельность, сначала в музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина (в т. ч. в 1932-1939 гг. профессор по классу композиции), с 1932 г. в Московской консерватории (с 1939 г. профессор). В разные годы также: концертмейстер в Центральном детском театре, редактор в Радиокомитете, ответственный редактор журнала «Советская музыка» (1940-1947), инициатор создания и главный редактор журнала «Музыка в школе» (1983-1987), начальник Управления художественного вещания; и др. В годы войны вел занятия в консерватории в Свердловске, направлялся на Юго-западный фронт (1942) и в Ленинград (1943). После войны вел пропаганду достижений отечественной музыки во всем мире, посетив Австрию, Австралию, Англию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Канаду, Китай, Мексику, Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Швецию, Швейцарию, Японию и другие страны. С 1972 г. Д. Б. Кабалевский — почетный Президент ИСМЕ (Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО). Он был избран почетным профессором консерватории в Мехико (Мексика, 1959), почетным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР, 1969).Одновременно это была деятельность по защите мира. С 1951 г. Д. Б. Кабалевский — член Советского комитета защиты Мира, в 1950-1955 гг. член Всемирного Совета Мира.

Творчество Д. Б. Кабалевского-композитора отмечено глубоким мелодизмом, развитием традиций русской классической школы. Он автор четырех симфоний (из которых выделяется Вторая симфония, ставшая одним из любимых сочинений великого дирижера ХХ века Артуро Тосканини), пяти опер («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»), оперетты «Весна поет», балета «Золотые колосья» (неоконч.), кантат (наиболее известное сочинение — «Реквием» на слова Р. Рождественского), трех концертов для фортепиано с оркестром, скрипичного концерта, двух виолончельных концертов, двух струнных квартетов, музыки к кинофильмам («Петербургская ночь», «Щорс», «Антон Иванович сердится», «Хождение по мукам» и др., сотрудничество с режиссерами Г. Рошалем, А. Довженко, А. Ивановским, И. Фрэзом и др.), драматическим спектаклям (особо известна музыка к «Школе злословия» Р. Б. Шеридана во МХАТе, реж. В. Станицын), фортепианных произведений, песен, из которых самые популярные — «Наш край» («То березка, то рябина…»), «Школьные годы»; и др. Его произведения исполняли крупнейшие отечественные и зарубежные музыканты — Д. Ойстрах, Э. Гилельс, В. Горовиц и мн. др. «Рондо» для фортепиано и «Рондо» для скрипки входили в обязательную программу Первого и Второго международных конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве, их блестяще исполнили Ван Клиберн, Валерий Климов, Владимир Ашкенази, Джон Огдон и др. Д. Б. Кабалевский рассматривался как представитель плеяды выдающихся советских композиторов, определивших лицо отечественной и во многом мировой музыки ХХ века (наряду с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. А. Хачатуряном, Т. Н. Хренниковым, Г. В. Свиридовым, с которыми Д. Б. Кабалевский тесно сотрудничал и дружил, даже при иногда возникавших расхождениях в концептуальных вопросах развития музыки). В последнее время появились статьи, в которых выражается сомнение в масштабе вклада Д. Б. Кабалевского в музыку. Глубокое разъяснение поверхностности такого взгляда и смысла композиторской деятельности Д. Б. Кабалевского дал композитор Владимир Дашкевич в радиопередаче «Просветитель Дмитрий Кабалевкий» из цикла «Кумиры ХХ века», прозвучавшей по радиоканалу «Орфей» 9 апреля 2009 г. на материале музыки Д. Б. Кабалевского к фильму «Антон Иванович сердится» (1941) и других произведений композитора.

Безусловное первенство принадлежит Д. Б. Кабалевскому в области музыкального воспитания, работы с детьми и молодежью. Он посвятил им немало произведений. Как ученый и педагог (с 1935 г. кандидат, с 1965 г. доктор искусствоведения, с 1971 г. действительный член Академии педагогических наук СССР) разработал уникальную, получившую мировое признание систему приобщения детей к музыкальной культуре, убедил руководителей образования ввести в школьные программы уроки музыкального воспитания, что сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране. В 1964 г. в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания — крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к которому Д. Б. Кабалевский привлек выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов (Т. Хренников, Н. Сац, Я. Флиер, В. Дударова, Г. Рождественский и мн. др.), создав также актив проекта из школьников и передоверив им ряд функций по его реализации (председатель собраний — школьник Валерий Луков). Композитор вел с детьми обширную переписку, частично опубликованную в книге «Дорогие мои друзья» и других изданиях. Он считал необходимым не только проводить большие мероприятия для тысяч школьников, но и индивидуально общаться с молодыми людьми, помогать им.

Кабалевский и Шекспир. Человек необычайного обаяния, широчайшей эрудиции, глубокого таланта, Д. Б. Кабалевский стал одним из наиболее ярких воплощений того, что можно определить как «новый шекспиризм» — вариант ренессансной гуманистической личности, воодушевленной масштабной художественной идеей. В его творчестве это не раз звучало как перекличка с Ренессансом: опера «Кола Брюньон», сюжет которой относится к этой эпохе, «Серенада Дон Кихота» и т. д.

Несколько раз Д. Б. Кабалевский непосредственно обращался к творчеству Шекспира.

Первой крупной работой в этой сфере стала музыка к радиопостановке по пьесе У. Шекспира «Как вам это понравится» , прозвучавшей в эфире 1 февраля 1935 г. (1935, без №). Затем последовало создание в 1938 г. музыки к радиоспектаклю «Мера за меру» , позже, в 1940 г., поставленному в Театре им. Евг. Вахтангова с использованием музыки Д. Б. Кабалевского (соч. 1938, без №). Наконец, в 1956 г. композитор написал музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» , поставленному в том же Театре им. Евг. Вахтангова режиссером Иосифом Рапопортом (музыка и декорации Вадима Рындина создавали образ ренессансного мира, в котором разворачивался сюжет трагедии).

На основе этого последнего произведения для сцены Д. Б. Кабалевский в том же 1956 г. представил слушателям сочинение «“Ромео и Джульетта”. Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра» (op. 56). В состав оркестра автором были включены ксилофон, арфа, фортепиано. В произведении были следующие разделы:

  • Вступление (Вражда и любовь). Largo con gravita
  • Утро в Вероне. Andantino tranquillo
  • Приготовление к балу. Allegro vivace
  • Шествие гостей. Marciale maestoso
  • Веселый танец. Presto
  • Лирический танец. (Встреча Ромео и Джульетты). Andante con moto
  • В келье Лоренцо. Adagio con moto
  • Сцена на площади. Presto
  • Ромео и Джульетта. Agitato
  • Финал (Смерть и примирение). Andante

Отдельным произведением стал романс Бенволио («Когда в груди сомнения и муки…») для среднего голоса и фортепиано.

Вершиной работы Д. Б. Кабалевского с шекспировскими текстами стал вокальный цикл «Десять сонетов Шекспира» для голоса с фортепиано (1953-1955, op. 52). Композитор использовал перевод С. Я. Маршака . Для цикла композитор отобрал следующие сонеты (в порядке, занимаемом ими в произведении Д. Б. Кабалевского):

  • Сонет 81 («Тебе ль меня придется хоронить…»)
  • Сонет 27 («Трудами изнурен, хочу уснуть…»)
  • Сонет 102 («Люблю, но реже говорю об этом…»)
  • Сонет 30 («Когда на суд безмолвных, тайных дум…»)
  • Сонет 153 («Бог Купидон дремал в тиши лесой…»)
  • Сонет 13 («Не изменяйся, будь самим собой…»)
  • Сонет 8 («Ты — музыка…»)
  • Сонет 71 («Ты погрусти, когда умрет поэт…»)
  • Сонет 90 («Уж если ты разлюбишь…»)
  • Сонет 76 («Увы, мой стих не блещет новизною…»)

В цикле ощущается традиция романсов П. И. Чайковского, но им присущ более широкий диапазон чувств от оптимистического до трагического регистров, что отражает поляризацию чувств человека ХХ века. Произведение часто исполнялось в концертах и по радио. Нередко Д. Б. Кабалевский сам исполнял партию фортепиано, цикл пели многие выдающиеся оперные и камерные певцы, среди которых выделялся глубиной проникновения в художественный материал Марк Рейзен (бас).

Значение творчества и просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского огромно. Оно получило широкое признание. В 1963 г. ему было присвоено звание «Народный артист СССР», в 1974 г. — звание Героя Социалистического труда. Он был награжден четырьмя орденами Ленина (29.12.1964, 1971, 27.12.1974, 29.12.1984), орденом Трудового Красного Знамени (14.10.1966), орденом «Знак Почета» (1.06.1940), медалями. Д. Б. Кабалевский — лауреат Ленинской премии (1972), Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1966), премии Ленинского комсомола (1984). Помимо официального композитор получил широкое народное признание. Его дело продолжили многочисленные ученики — музыканты и педагоги.

Соч. : Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). М., 1954; Избранные статьи о музыке. М., 1963; Про трех китов и про многое другое: Книга о музыке. М. : Детгиз, 1970 и послед. изд. (многократно изд. за рубежом); Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973; Как рассказывать детям о музыке. М., 1977; Дорогие мои друзья. М., 1977 (2-е изд. 1979); Воспитание ума и сердца. М., 1981 (2-е изд. 1984); Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981, 1987; Музыка и музыкальное воспитание. М., 1984; Сила искусства. М., 1984; Педагогические размышления. М., 1986.

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра (соч. 56). М. : Музгиз, 1959.

Шекспировский спектакль Большого театра. (Опера «Укрощение строптивой» В. Шебалина) // Правда. 1953. 26 апреля.

Лит.: Грошева Е. Д. Кабалевский, М., 1956; Абрамовский Г. Д. Кабалевский. М., 1960; Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 1963; Глезер Р. В. Д. Б. Кабалевский. М., 1969; Назаревский П. Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник. М., 1969; Пожидаев Г. А. Д. Б. Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве. М., 1970.

Васина-Гроссман В. На слова Шекспира. Десять сонетов Д. Кабалевского // Советская музыка. 1956. № 4. С. 41-45, с нотн. илл.; Рогожина Н. Вокальный цикл. Д. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира». Пояснения. М. : Советский композитор, 1961. 25 с., с нотн. илл.

Дмитрий Борисович Кабалевский - замечательный композитор, общественный деятель, педагог. Его можно отнести к наиболее выдающимся деятелям советской музыкальной культуры. Биография Кабалевского - тому подтверждение.

Детство

Дмитрий Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец - математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи и ваяния.

Переезд в Москву

В Москву семья Кабалевских переехала в 1918 году. Дмитрий вновь решает заняться музыкой. В музыкальной школе он стремится наверстать упущенные годы. После года занятий в школе он учился в Музыкальном техникуме имени Скрябина, в классе фортепиано директора В. Селиванова. В это же время он начал заниматься сочинением музыки. Своей активной творческой активностью он подтолкнул директора к открытию в техникуме нового отделения - композиторского. На должность преподавателя по композиции пригласили Г. Катуара - выдающегося музыкального ученого, автора трудов по гармонии и музыкальному анализу.

Начало трудовой деятельности

Жизнь после революции была очень тяжелой. Кроме учебы необходимо было заботиться и о заработке. Кабалевский пробовал заниматься различными подработками. Он работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, тапером в кино. Затем Дмитрий начал заниматься с маленькими детьми в музыкальной школе при техникуме. Для них он пишет разнообразные инструктивные пьесы.

Учеба в Московской консерватории

В 1925 году Кабалевский начал учиться в Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, которую с отличием окончил в 1929 году у Н. Мясковского по классу композиции и в 1930-м у А. Гольденвейзера по классу специального фортепиано.

В годы учебы он много занимался общественной деятельностью, став активистом общества студентов, обучающихся композиции. Идеей этого оригинального объединения стало полное отрицание старого художественного наследия как пережитка дворянского искусства, а также призыв к созданию нового искусства, понятного и доступного для всех простых людей: рабочих, крестьян и красноармейцев. В этом новом искусстве особое место занимали хоры и массовые песни. Кабалевский много общался с людьми, бывал на фабриках, заводах, занимался с кружками самодеятельности. Все это время он не прекращал работу с детьми. Он постоянно пишет для них детскую музыку.

К окончанию учебы в консерватории у Кабалевского появляется Первый концерт для фортепиано с оркестром и струнный квартет.

В 30-е годы композитор много работает в различных жанрах. Он становится автором трех симфоний, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Работа в Московской консерватории

В 1932 году помимо работы с детьми Кабалевский был преподавателем в Московской консерватории. Им была получена ученая степень кандидата искусствоведения без защиты диссертации в 1935 году, а в 1939 году он был уже профессором. В 1940 году он стал членом единственной в стране, правящей Коммунистической партии.

Уральская консерватория

В период Великой Отечественной войны Дмитрий Борисович был эвакуирован с Союзом композиторов. Он жил в Свердловске и преподавал в Уральской консерватории. Там он много занимался общественной работой по организации концертов и бесед о музыке и искусстве в профессионально-технических училищах. В 1942 году многократно ездил в действующую армию. Под впечатлением от военных событий он написал песни на слова Е. Долматовского. В это время была задумана сюита «Народные мстители», написанная для смешанного хора и симфонического оркестра.

Побывав осенью 1943 года в блокадном Ленинграде, он по возвращению начал работу над «24 прелюдиями для фортепиано» — циклом пьес, каждая из которых основана на народной мелодии, оригинально переработанной автором. Этот цикл был законен осенью 1944 года, а исполнен Я. Флиером уже в послевоенные годы.

Военная тематика еще долго используется композитором. В послевоенное время была написана опера «Семья Тараса», в основе которой лежит повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Произведения Кабалевского этого периода насыщены образами военных лет, они присутствуют и во Втором струнном квартете, Второй и Третьей фортепианных сонатах, некоторых песнях.

Произведения для детей

Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями (24 легкие фортепианные пьесы, «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «4 песни-шутки» на стихи С. Михалкова). В 1948 году был написан первый из них — для скрипки с оркестром, который он посвятил молодежи. Это стало одним из самых удачных сочинений композитора. В 1949 году был завершен Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году - фортепианный концерт, который основывался на детских, пионерских песнях и был рассчитан на исполнение школьниками. Средняя часть этого концерта строится на интонации популярной песни Кабалевского «Наш край».

В 1955 году создан вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» — сочинение, которое Кабалевский долго планировал. Еще одним обращением к поэзии Шекспира стала музыка к спектаклю «Ромео и Джульетта». Впоследствии композитор сделал сюиту из этой музыки.

Сочинения 50-х годов

В 1955 году была написана и состоялась премьера оперы «Никита Вершинин». В следующем году была создана Четвертая симфония. В 1957 год Кабалевским написаны два крупных сочинения — кантата «Песни утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, и оперетта «Весна поет», в которой продолжается тема молодости, которая была очень любима композитором.

Кабалевский - композитор много работал над музыкой к кинофильмам, среди которых «Академик Иван Павлов», «Первоклассница», «Вихри враждебные», «Вольница», «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого.

В 1962 году Кабалевский написал Реквием на стихи Роберта Рождественского, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Это произведение было написано в традициях советского атеистического реквиема, который не только не содержал богослужебных текстов, но и прославлял борцов за коммунизм.

«Детская тема»

На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.

В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.

Деятельность Кабалевского в 60-70-х годах

В эти же годы Кабалевский - композитор - перерабатывает свою оперу «Кола Брюньон». А несколько позднее в Пермском оперном театре остоялась премьера еще одной оперы - «Сестры», в основе которой - повесть И. Лаврова «Встреча с чудом». Биография Кабалевского этого периода связана с городом Пермь, так как именно там он много лет избран депутатом в одну из палат Верховного Совета СССР - Совет национальностей, в котором заседали выдающиеся представители советской культуры и искусства. На этой должности Кабалевский активно выполняет свои обязательства перед народом. В 1970 году Кабалевский - председатель парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год — заместитель председателя Совета Национальностей.

Никто другой из его современников - деятелей культуры - не пользовался таким доверием со стороны всемогущей советской власти. В отличие от С. Прокофьева и Д. Шостаковича, на долю которых выпали издевательства и гонения со стороны власти, музыку Д. Кабалевского принимали восторженно. Полученные Кабалевским награды и звания - свидетельство тому. Более того, он был включен в состав тех людей, которые определяли государственную политику в области культуры и искусства.

Творчество Кабалевского периода 70-80 годов уже не так многообразно - много времени и сил композитора уходят на общественную работу. К сочинениям этих относятся «Пражский» фортепианный концерт, кантата «О родной земле», вокальный цикл «Время», состоящий из шести романсов на стихи Маршака.

С 1960 года Кабалевский - активный деятель Интернационального общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), а в последние годы он был членом Совета директоров. Дмитрий Борисович был на конгрессах ИСМЕ в Токио, Париже, Будапеште, Стокгольме, Варшаве, Дижоне, Интерлохене (США), Монтре (Швейцария), Перте (Австралия). На всех конгрессах он обязательно выступает с докладами, речами, сообщениями.

Неожиданно в 1973 году в биографии Кабалевского появляется новое занятие: он стал преподавать музыку в общеобразовательной школе. Это своеобразная творческая лаборатория для создания новой программы занятий музыкой, в которой он ведет один класс в течение 7 лет, разрабатывая положения программы.

Личная жизнь композитора

О Дмитрие Борисовиче Кабалевском много пишут в прессе. Он рассказывает авторам о своем творчестве, общественной деятельности. Но личная жизнь композитора - это закрытая информация. Известно лишь, что он рано женился. Эдварда Иосифовна Блюман - преподаватель английского языка, переводчик художественной литературы - женщина, на которой женился Кабалевский. К сожалению, семья просуществовала совсем недолго. От этого брака у него появился сын Юрий Дмитриевич.

Второй брак стал более удачным. С Ларисой Павловной, второй женой, композитор прожил всю жизнь. У него родилась дочь Мария, которая впоследствии возглавила Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Кабалевский много ездит по стране и за рубеж. Его основная деятельность теперь направлена на продвижение программы музыкально-эстетического воспитания, которую не принимает Академия педагогических наук. К этому времени он является одним из руководителей Союза композиторов СССР. Большие надежды композитор возлагает на объявленную М. Горбачевым перестройку, он пишет статьи на эту тему.

В феврале 1987 года в Москве велась подготовка международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». По просьбе руководства страны Кабалевский должен был принять в нем участие. После его открытия, где он встретился со многими известными людьми, композитор возвращался домой, и внезапно смерть настигла его. Похороны Кабалевского отличались официальностью и торжественностью, соответственно его статусу выдающегося композитора и общественного деятеля советского государства.

Биография Кабалевского - это биография творческого человека, который был принят и признан правящей властью. Имя композитора было увековечено советской властью: в некоторых городах СССР (Ростове-на-Дону, Чайковском и других) появилась улица Кабалевского.

Творческая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского охватывает множество областей. Он был и композитором, и педагогом, и общественным деятелем, и доктором искусствоведения – и везде его вклад был очень значительным.

Кабалевский родился в 1904 году в Санкт-Петербурге. Музыкой заниматься начал в детстве, и уже тогда почувствовал тягу к сочинению. По воспоминаниям композитора, учительница, поддерживаемая родителями, не поощряла его стремление импровизировать на фортепиано, презрительно называя это «бренчанием». Но скучные упражнения не могли удовлетворить способного, энергичного мальчика, и он продолжал тайком делать то, что ему запрещали. Однажды он шокировал родителей: его попросили исполнить какую-нибудь пьесу перед гостями – а мальчик вместо этого принялся импровизировать. Впоследствии композитор иронически вспоминал, что тогда вдоволь «набренчался», однако занятия музыкой прекратились на несколько лет. Но в четырнадцатилетнем возрасте Дмитрий вновь поступает в музыкальную школу, заканчивает ее, затем обучается в Музыкальном техникуме, где регулярно показывает своему педагогу собственные сочинения. Студент был так упорен, что директору пришлось открыть композиторское отделение. Закончив техникум, Кабалевский становится студентом Московской консерватории, где обучается сразу на двух факультетах – как пианист и как композитор. Сочинению он обучается у , а фортепианной игре – у Александра Гольденвейзера.

Годы, на которые пришелся период творческого становления Кабалевского, были очень непростыми и для страны в целом, и для людей искусства. С одной стороны, молодые композиторы той эпохи получили прекрасную школу, имели музыкальное образование высокого уровня, с другой – власть требовала предельно демократичного музыкального языка, с одинаковым рвением зачисляя в разряд «вражеского влияния» и академические музыкальные традиции, и новаторские искания западных композиторов того времени. Подобные настроения господствовали в «Производственном коллективе» – объединении студентов-композиторов.

В этой непростой обстановке композитор ищет свой собственный музыкальный язык. В его ранних фортепианных произведениях ощущается влияние Александра Скрябина, в симфониях – . Но непосредственно соприкоснуться с тем самым народом, от чьего имени действовала советская власть, Кабалевскому пришлось в силу обстоятельств еще в студенческие годы. Необходимость зарабатывать на жизнь заставляла работать с кружками самодеятельности на заводах и в воинских частях, а также преподавать в музыкальной школе при техникуме. Тогда Кабалевский написал свои первые произведения для детей, и впоследствии это стало весьма важной стороной его творчества.

Композитор работал в разных жанрах: « », «Семья Тараса» и другие оперы, оперетта «Весна поет», кантаты «Родина великая», «Ленинцы», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле», «Реквием», фортепианная музыка, концерты для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, музыка к кинофильмам («Академик Павлов», «Первоклассница» и другие), симфоническая музыка. Вторая симфония Дмитрия Кабалевского была одним из любимых произведений . Отличительными чертами его творчества всегда оставались образная яркость, ясность музыкальных мыслей, логичность формы, а также жизнерадостность. В советскую эпоху к подобному настрою стремились многие композиторы – в особенности не очень одаренные, ведь существовавший в то время социальный заказ предполагал прославление свершений советского народа, но жизнерадостность музыки Кабалевского никогда не была фальшивой, наигранной, его музыка отличается искренностью чувств.

Столь же искренней оставалась всегда его гражданская позиция. Она может показаться не вполне последовательной – он мог, например, с одинаковым энтузиазмом критиковать и за «формализм» и убеждать детей в гениальности их музыки. Но если Кабалевский и был иногда непоследовательным, то лицемером он не был никогда – он всегда оставался искренним и верил в то, что говорил и делал. Будучи активным общественным деятелем, Кабалевский никогда не стремился к самым высоким должностям – в частности, в Союзе композиторов он был одним из заместителей первого секретаря, на большее не претендуя.

Композитором создано немало музыки для детей – например, его песни «Наш край» и «Школьные годы» знал каждый советский школьник. Многие его фортепианные произведения рассчитаны на исполнение детьми: «Сборник детских пьес», «Из пионерской жизни».

Кабалевский является автором концепции музыкального воспитания детей, на которой и по сей день основываются уроки музыки в отечественных общеобразовательных школах. Он отказался от «уроков пения» в пользу «уроков музыки», на которых дети смогут постичь основные закономерности музыки, ее связь с другими видами искусства, а главное – с человеческой жизнью. Главной темой его программы – «сверхзадачей», как говорил композитор – является связь музыки и жизни, раскрываемая в двух ипостасях: отражение реальности в музыке и роль музыки в жизни каждого человека. Он много выступал перед детьми с лекциями о музыке, а с 1973 года сам работал учителем музыки, внедряя свою систему. Школьные программы по музыке, создававшиеся в последующие годы другими педагогами, могут преподноситься как альтернатива программе Кабалевского, но, в сущности, строятся на тех же принципах.

Дмитрий Кабалевский умер в 1987 году, возвращаясь с международного форума «За безъядерный мир», на котором выступал по просьбе руководства страны – настолько высок был его авторитет.

Музыкальные Сезоны

Кабалевский - русский советский композитор, музыкальный писатель и общественный деятель. В негласной музыкальной иерархии страны он занимал четвертое место - сразу после крупнейших советских композиторов того времени Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, был лауреатом многих Сталинских и Ленинской премий, кавалером высших орденов страны - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, Героем Социалистического Труда, академиком, депутатом Верховного Совета СССР.

Кабалевский работал во многих жанрах. Им написаны оперы «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»; оперетта «Весна поет», Реквием на стихи Р. Рождественского, 4 симфонии, 3 концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, 2 концерта для виолончели с оркестром, огромное количество инструментальных, чаще всего - фортепианных пьес, в том числе инструктивных, романсов и песен для детей. Его музыка отличается хорошим вкусом, профессиональным мастерством,национальным колоритом, преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям - прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году семья переехала в Москву. Именно там, когда ему исполнилось 14 лет, Кабалевский, по его собственному выражению, «взял второй музыкальный старт», теперь не по желанию родителей, не потому, что так было принято в семьях их круга, а по непреодолимому душевному влечению. Он поступил в музыкальную школу, где напряженным трудом стал наверстывать упущенные годы. Через год его приняли в Музыкальный техникум имени Скрябина, в класс фортепиано директора - В. Селиванова. Одновременно он стал заниматься сочинением, принося своему педагогу все новые и новые опусы, и тем самым вынудил директора открыть в техникуме новое - композиторское - отделение. Преподавать композицию был приглашен видный музыкальный ученый, автор трудов по музыкальному анализу и гармонии Г. Катуар. Жизнь в те годы, после большевистского переворота, была крайне тяжелой. Приходилось думать не только о занятиях, но и о заработках. Юноша перепробовал множество занятий: рисовал плакаты, служил почтальоном, был тапером в кино и, наконец, стал заниматься с малышами в открытой при техникуме музыкальной школе. Так он пришел к детям, с которыми остался связанным до конца дней. Появились первые инструктивные пьесы.

В 1925 году Кабалевский поступил в Московскую консерваторию на фортепианный и композиторский факультеты и окончил ее в 1929 году по классу композиции Н. Мясковского и в 1930-м по классу специального фортепиано А. Гольденвейзера.

За годы пребывания в консерватории юноша показал себя активным общественным деятелем. Он принял горячее участие в работе так называемого Проколла - производственного коллектива студентов-композиторов, которые отрицательно относились к старому художественному наследию, считая его отжившим дворянским искусством, и призывали к созданию нового, понятного рабочим, крестьянам и красноармейцам. Основное внимание уделялось хорам, массовым песням. Кабалевский бывал на заводах, фабриках, в воинских частях, занимался с кружками самодеятельности, при этом продолжал работать с детьми и писать для них. К окончанию консерватории им были написаны струнный квартет и Первый концерт для фортепиано с оркестром.

На протяжении 30-х годов появляются сочинения в разных жанрах - «Поэма борьбы» на слова пролетарского поэта А. Жарова, три симфонии, из которых Первая посвящена «15-летию Великой Октябрьской революции», а Третья - Реквием памяти Ленина. Он пишет музыку к нескольким фильмам. Наиболее интересной и потом широко зазвучавшей по всей стране стала музыка к комедии «Антон Иванович сердится», в которой снялся знаменитый тенор С. Лемешев. Создается и много музыки к драматическим спектаклям, что стало подступом к самому значительному произведению предвоенных лет - опере «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») по повести Ромена Роллана.

Одновременно с сочинением все эти годы Кабалевский занимался педагогикой, и не только детской: с 1932 года он стал преподавать в Московской консерватории, в 1935 году без защиты диссертации получил ученую степень кандидата искусствоведения, в 1939 году стал профессором. В 1940 году он вступил в единственную в стране правящую Коммунистическую партию.

После начала Великой Отечественной войны, как и многие другие столичные учреждения, Союз композиторов был эвакуирован. Кабалевский вместе с ним оказался в Свердловске (раньше и ныне - Екатеринбург). Там он преподавал в Уральской консерватории, организовывал концерты и беседы об искусстве в ремесленных училищах. В 1942 году музыкант несколько раз ездил в действующую армию. Вместе с поэтом Е. Долматовским он писал песни, задумал сюиту «Народные мстители» для смешанного хора и симфонического оркестра - о партизанах, действовавших в тылу врага, оперу «В огне». Осенью 1943 года Кабалевский побывал в осажденном Ленинграде, а вернувшись оттуда приступил к созданию одного из лучших своих сочинений. Этим сочинением стали «24 прелюдии для фортепиано» - цикл небольших пьес, в основе каждой из которых лежит народная мелодия, по-своему оригинально претворенная автором. Законченные осенью 1944 года, они впервые были исполнены Я. Флиером уже после окончания войны. «Более четверти века я исполняю его 24 прелюдии, - вспоминал пианист. - Я выступал с ними у нас, в Японии, в Америке и в большинстве стран Европы. ... Ряд крупных музыкантов обратился к ним, их включили в свой репертуар Горовиц, Смит, Магалов и другие. ... Это не обработка песен. Это совершенно новое, оригинальное, очень органичное произведение, цикл, в котором каждая из двадцати четырех его частей в то же время имеет самостоятельное значение. В каждой прелюдии - свой смысл, свое настроение, своя образность. В целом - это одно из наиболее глубоких и мастерски сделанных сочинений Кабалевского».

Темы и замыслы, связанные с военной тематикой, еще долго не оставляют композитора. Образами и событиями минувших грозных лет навеян Второй струнный квартет, некоторые из песен, Вторая и Третья фортепианные сонаты, наконец - опера «Семья Тараса» по повести Б. Горбатова «Непокоренные», создававшаяся на протяжении 1946-1950 годов.

Все эти годы продолжается работа над произведениями для детей. В 1944 году появляется сборник из 24-х легких фортепианных пьес, затем «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «Четыре песни-шутки» на стихи С. Михалкова. В конце 40-х годов у композитора возник замысел создания триады инструментальных концертов для юных исполнителей. В 1948 году появился первый из них - для скрипки с оркестром, с посвящением молодежи, - также одно из самых удачных его сочинений. Задуманный как скромный педагогический опус, концерт широко зазвучал в исполнении многих музыкантов-мастеров, получил международное признание. В начале 1949 года был написан следующий - Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году закончен последний из триады - Фортепианный концерт, основанный на интонациях детских, пионерских песен, рассчитанный на исполнение школьниками.1955 год приносит вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» - произведение, о котором композитор мечтал много лет, не решаясь прикоснуться к великой поэзии; для московского Театра имени Вахтангова Кабалевский пишет музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» - так происходит еще одна встреча с Шекспиром. Из нее автор составил сюиту - «Музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра». В конце того же года состоялась премьера новой оперы Кабалевского «Никита Вершинин» по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» из времен гражданской войны на Дальнем Востоке. В следующем году появляется Четвертая симфония; 1957 год приносит два крупных произведения - кантату «Песни утра, весны и мира», посвященную популярной в те годы жесткого противостояния двух систем теме борьбы за мир, и оперетту «Весна поет», продолжающую тему молодости в творчестве Кабалевского.

Много работает композитор в кино. «Первоклассница», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Вихри враждебные», «Вольница» - эти разные фильмы разных режиссеров одинаково профессионально «озвучены» Кабалевским. А в течение 1956-1959 годов он создает самую значительную из своих киноработ - музыку к трилогии «Хождение по мукам» по роману А. Толстого. На основе музыки к первой части трилогии - «Сестры» - позднее были написаны полная драматического накала Патетическая увертюра и симфоническая поэма «Весна», вобравшая в себя лирические, светлые образы киномузыки.

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. В советской музыке это не первое сочинение такого плана- еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм Реквием памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, - Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду. Вслед за Реквиемом появилось еще несколько сочинений, которые исследователями творчества композитора названы «спутниками Реквиема» - это траурная музыка к многочисленным памятникам павшим в боях, поставленным после великой войны в разных городах: Горловке, Брянске, Анапе, Волгограде (Сталинграде), Полоцке, Твери (тогда - Калинине), Артемовске и др.

Все эти годы в жизни Кабалевского продолжается «детская тема». Он давно уже не преподает, хотя продолжает писать инструктивные пьесы. Его работа теперь идет в другом русле: он председатель комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества, почетный президент Международного общества по музыкальному воспитанию детей и юношества. Он пишет статьи, посвященные молодым, ведет беседы, как в концертных залах, так и с экрана телевизора. Встречается с юными слушателями и исполнителями у пионерских костров: регулярно ездит в крупнейший в стране, показательный международный пионерский лагерь Артек в Крыму, в другие, менее известные, но также престижные лагеря. Наконец, пишет книгу «Про трех китов и про многое другое» - о песне, танце и марше, которые считает «тремя китами» музыки, о связи разных видов искусств. Обширна его переписка с детьми и их родителями, посвященная их музыкальным, и не только музыкальным проблемам. Наконец, в начале 60-х годов он дает свое имя конкурсу юных пианистов Поволжья, который зародился в Куйбышеве (Самаре) и стал традиционным, дожив до конца XX столетия. На первых конкурсах композитор неизменно присутствует, специально для них создает новые произведения, участвует в концертах лауреатов в качестве дирижера.

В конце 60-х годов композитор возвращается к опере своей молодости, которой теперь возвращено ее настоящее имя - перерабатывает «Кола Брюньон». Премьера второй редакции состоялась в начале 1968 года в Ленинградском Малом оперном театре. А через год в оперном театре Перми состоялась еще одна премьера - оперы «Сестры» по повести И. Лаврова «Встреча с чудом». Пермский спектакль - это не случайно. Композитора с этим городом связывает его общественная деятельность. Именно в Перми он в течение многих лет избирается в депутаты одной из палат Верховного Совета СССР - Совета национальностей (в нем, по выработанному в годы советской власти статусу, заседают самые крупные представители искусства и культуры). И надо отдать ему должное: Кабалевский делает очень много для своих избирателей, за что они платят ему искренней любовью. С 1970 года композитор становится председателем парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год - заместителем председателя Совета Национальностей. Такого доверия со стороны всесильной власти не имел никто другой из деятелей культуры.

1970-1980-е годы приносят «Пражский» фортепианный концерт, кантату «О родной земле», вокальный цикл «Время» - шесть романсов на стихи Маршака, - созданные произведения можно перечислить по пальцам, так как все больше времени уходит на другие дела. Наряду с депутатскими это деятельность в ИСМЕ - Интернациональном обществе по музыкальному воспитанию, - в котором Кабалевский принимает участие с 1960 года, а в последние годы выступает в качестве члена Совета директоров. Композитор был на конгрессах ИСМЕ в Париже, Токио, Будапеште, Интерлохене (США), Дижоне, Стокгольме, Перте (Австралия), Монтрё (Швейцария), Варшаве. Везде он выступает с сообщениями, докладами, речами.

Есть у него и еще одно, совершенно неожиданное занятие: в 1973 году он становится учителем музыки в общеобразовательной школе и ведет свой единственный класс с первого по седьмой, создавая новую программу музыкальных занятий в собственной лаборатории, где ему помогают энтузиасты. Кажется, что Кабалевский - человек абсолютно ясный: открытый, доброжелательный, демократичный. Однако в личной жизни он очень закрыт. В 70-80-е годы о нем появляется много книг, к нему обращаются авторы за теми или иными сведениями, но никогда композитор не говорит ни о чем, кроме как о творчестве и другой разнообразной деятельности. О нем известно очень немногое: довольно рано женился, но брак, от которого остался сын, был недолгим. На всю жизнь он соединился со второй женой, Ларисой Павловной, которая стала его другом, помощницей, матерью любимой дочери Марии. Даже с теми, кого он сам избирал в качестве своих биографов, Кабалевский не был откровенным. Он сумел в несвободной стране добиться максимальной свободы для себя. Кто знает, чем он пожертвовал, что делал для этого. Во всяком случае его, человека того же происхождения и воспитания, что и Прокофьев, и Шостакович, не коснулись выпавшие на их долю, как и на долю многих музыкантов меньшего ранга, гонения и издевательства. Напротив, он всегда был среди тех, кто определял художественную политику. «Кабалевский - магнит, который притягивает к себе, Кабалевский - полюс, который концентрирует вокруг себя», - так писал о нем один из его помощников по «детским делам». Но подчеркивал при этом, что Кабалевский был «трудным» человеком, и работать с ним было не просто.

Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях. Основные силы теперь композитор вкладывает в продвижение своего любимого детища - программы по музыкально- эстетическому воспитанию, которая встречает упорное сопротивление Академии педагогических наук. Много надежд возлагает Кабалевский на объявленную новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым перестройку: одна из его статей, посвященная изнурительной борьбе с НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, даже названа «О перестройке с оптимизмом, но без прикрас». О том же композитор не устает говорить в Союзе композиторов СССР, одним из руководителей которого уже давно являлся.

В начале 1987 года в Москве собрался международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества». Руководство страны просило Кабалевского непременно принять в нем участие - таким международным авторитетом он обладал. И композитор отменил из-за этого намеченные поездки. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофером, но внезапно умолк. Шофер оглянулся, остановил машину: сердце его пассажиру билось. Так ушел из жизни, словно на лету, в кипении дел, этот человек - в Москве 14 февраля 1987 года. Его хороны были торжественными и официальными, как и полагалось при советской власти по статусу крупнейшего композитора и общественного деятеля.

Л. Михеева

Сочинения: оперы - Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленингр. Малый оперный театр; 2-я ред. 1968, пост. 1970, Ленингр. Малый театр оперы и балета, одноврем. в театре «Эстония», Таллин), В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр), Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова), Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1955, Большой театр), Сёстры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета); балет - Золотые колосья (1940, не оконч.); оперетта - Весна поёт (1957, Моск. театр оперетты); для симф. орк. и хора - Поэма борьбы (1930), Родина великая (кантата, сл. разных поэтов, 1942), Народные мстители (сюита, 1942), Песня утра, весны и мира (кантата, 1958), Ленинцы (кантата, 1959), Реквием (посв. «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», сл. Р. И. Рождественского, 1962), О родной земле (кантата, 1965); для орк. - 4 симфонии (cis-moll - 1932, c-moll - 1934, b-moll - Реквием памяти Ленина для оркестра и хора - 1933, c-moll - 1956); сюиты - из оперы Кола Брюньон (1941), Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946), Ромео и Джульетта (муз. зарисовки, 1956); симф. поэма Весна (1960), Патетическая увертюра (I960); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 1936, 1952), рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964), концерт для скр. с орк. (1948); для влч. с орк. - 2 концерта (1949, 1964); камерно-инстр. произв. - 2 струн. квартета (1928, 1945); для фп. (всего ок. 150), в т.ч. - 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-гоМеждунар. конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.; для скр. и фп. - Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Междунар. конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скр. и фп. (1965); для влч. и фп. - соната; для голоса с фп. - 10 сонетов Шекспира (1955, пер. С. Я. Маршака), романсы на сл. Р. Гамзатова и др.; песни - 7 весёлых песен (сл. С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (сл. С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (сл. С. Я. Маршака), Наш край (сл. А. Пришельца), Пионерское звено (сл. О. И. Высоцкой), Про вожатую (сл. О. И. Высоцкой), Школьные годы (сл. Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (сл. В. И. Викторова), Часовые стоят (сл. В. Шляхова), Не только мальчишки (сл. В. И. Викторова), Счастье (сл. О. И. Высоцкой), Артековский вальс (сл. В. И. Викторова) и др.; музыка к драм. спектаклям (15) - «Земля и небо» бр. Тур (1932, МХАТ 2-й), «Мстислав удалой» Прута (1932, Центр. театр Красной Армии, Москва), «Шутники» Островского (1933, там же), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же), «Дорога цветов» Катаева (1934, Т-р им. Вахтангова), «Слава» Гусева (1936, Центр. театр Красной Армии), «Весёлый портняжка» (1935, Центр. кукольный театр), «Мера за меру» Шекспира (1940, Т-р им. Вахтангова), «Чёртов мост» А. Толстого (1939, Моск. театр Сатиры), «Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ), «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Моск. Камерный театр), «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Моск. театр им. Ленсовета), «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Т-р им. Вахтангова); музыка для кино - «Петербургская ночь» (1933), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1938), «Антон Иванович сердится» (1941), «Первоклассница» (1946, совместно с М. П. Зивом), «Сёстры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) и др.; музыка к радиопостановкам. Лит. соч.: Б. В. Асафьев, М., 1954; Избранные статьи о музыке, М., 1963; Из воспоминаний разных лет, «СМ», 1964, No 12; Про трех китов и про многое другое (книжка о музыке), М., 1970; Прекрасное пробуждает доброе, М., 1973.

Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит далеко за пределы их чисто профессиональной деятельности. Таким был Д. Кабалевский - классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог. Чтобы представить широту композиторского горизонта и масштаб дарования Кабалевского, достаточно назвать такие его произведения, как оперы «Семья Тараса» и «Кола Брюньон»; Вторая симфония (любимое сочинение великого дирижера А. Тосканини); сонаты и 24 прелюдии для фортепиано (входившие в репертуар крупнейших пианистов современности); Реквием на стихи Р. Рождественского (прозвучавший на концертных площадках многих стран мира); знаменитая триада «молодежных» концертов (Скрипичный, Виолончельный, Третий фортепианный); кантата «Песня утра, весны и мира»; «Серенада Дон-Кихота»; песни «Наш край», «Школьные годы»...

Музыкальное дарование будущего композитора проявилось довольно поздно. В 8 лет Митю начали учить игре на фортепиано, однако скоро он взбунтовался против скучных упражнений, которые его заставляли играть, и был освобожден от занятий... до 14 лет! И лишь потом, можно сказать, на волне новой жизни - свершился Октябрь! - у него возник прилив любви к музыке и необыкновенный взрыв творческой энергии: за 6 лет юный Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, училище и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный.

Кабалевский сочинял почти во всех жанрах музыки, им написаны 4 симфонии, 5 опер, оперетта, инструментальные концерты, квартеты, кантаты, вокальные циклы на стихи В. Шекспира, О. Туманяна, С. Маршака, Е. Долматовского, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, масса фортепианных пьес и песен. Многие страницы своих сочинений Кабалевский посвятил молодежной теме. Образы детства и юности органично входят в его крупные сочинения, часто становясь основными «действующими лицами» его музыки, не говоря уже о песнях и фортепианных пьесах, написанных специально для детей, которые композитор начал сочинять уже в первые годы своей творческой деятельности. К этому же времени относятся и его первые беседы о музыке с детьми, получившие в дальнейшем глубокий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере Артек еще до войны, Кабалевский в последние годы вел их и в московских школах. Они были записаны на радио, выпущены на пластинках, а Центральное телевидение сделало их достоянием всего народа. Они воплотились потом в книги «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники».

Многие годы Кабалевский выступал в печати и публично против недооценки эстетического воспитания подрастающего поколения, горячо пропагандировал опыт энтузиастов массового художественного образования. Он возглавил работу по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР и в Академии педагогических наук СССР; как депутат Верховного Совета СССР выступал по этим проблемам на сессиях. Высокий авторитет Кабалевского в области эстетического образования юных был оценен зарубежной музыкально-педагогической общественностью, он был избран вице-президентом Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME), а потом стал его почетным президентом.

Делом всей жизни Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Для проверки своей системы он в 1973 г. стал работать учителем музыки в 209-й московской средней школе. Семилетний эксперимент, который он вел одновременно с группой педагогов-единомышленников, работавших в разных городах страны, блестяще оправдался. По программе Кабалевского ныне работают школы РСФСР, творчески используют ее в союзных республиках, заинтересовались ею и зарубежные педагоги.

О. Бальзак сказал: «Недостаточно быть просто человеком, надо быть системой». Если автор бессмертной «Человеческой комедии» имел в виду единство творческих устремлений человека, подчинение их одной глубокой идее, воплощение этой идеи всеми силами могучего интеллекта, то Кабалевский, несомненно, принадлежит к этому типу «людей-систем». Всей своей жизнью - музыкой, словом и делом утверждал он истину: прекрасное пробуждает доброе - сеял это доброе и растил его в душах людей.