Реферат

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

1.3 Новый способ воспроизведения действительности (критический реализм)

На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя, Лермонтова.

Основоположником русского критического реализма стал Александр Пушкин (1799- 1837). Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как он по сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскую деятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русской литературы, но и признанию ей во всем мире.

Пушкин создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка», трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященную судьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний.

1.4 М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм

Младшим современником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41), который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.

В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.

Однако со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливается реалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя его произведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Герой нашего времени».

1.5 Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму

Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы, суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народных верований в сочетании сказочных и христианских представлений.

В середине 30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма к реализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческому воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства. Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души», основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собой вопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабским социальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободное владение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средства выразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то к патетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственный облик современного ему общества с такой художественной психологической силой, что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Реалистическое направление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешить непримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально- гуманистический нравственный идеал.

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.

Русская культура 19 века и Европа

Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры 19 века выразились в проникновении западных стилей и направлений.

Кратко о культуре 19 века в России сказал А. И. Герцен: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина.

Литературные стили

На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.

В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.

Рис. 1. Портрет В. А. Жуковского. О. А. Кипренский. 1815.

Романтиками были поэты-декабристы:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • К. Ф. Рылеев,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • А. И. Одоевский.

С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.

Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Архитектурные стили

В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:

  • К. Росси (Александринский театр);
  • А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
  • А. Н. Воронихин (Казанский собор).

В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:

  • Храм Христа Спасителя,
  • Большой Кремлевский дворец,
  • железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.

Рис. 2. Современный вид Храма Христа Спасителя.

Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:

  • А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
  • Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
  • А. Н. Померанцев (современный ГУМ).

Стили в живописи

В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.

Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:

  • С. Ф. Щедрин;
  • О. А. Кипренский;
  • А. Г. Венецианов.

Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.

Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:

  • И. Е. Репин,
  • Н. Н. Ге,
  • И. Н. Крамской и др.

Скульптура XIX века

Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице:

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Победа России в Отечественной войне 1812 г. привела к национальному подъему, которой сопровождался блистательным расцветом русской культуры в последующие десятилетия, действительно ставшие ее «золотым веком». Наука и искусство России в это время обогатили мировую цивилизацию важными открытиями в естествознании и шедеврами литературы, музыки, живописи. Произведения Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, П.И. Чайковского и других деятелей русской культуры составили ее славу, они известны и популярны во всем мире.

В этот период завершился процесс формирования русской нации со всеми присущими ей характеристиками. Это послужило основой и одновременно знаком того, что Россия заняла достойное место среди европейских государств, а русская культура - среди их культур.

XIX в. - время интенсивного развития буржуазных отношений, особенно после отмены крепостного права в 1861 г. Изменялась социальная структура общества, а вместе с ней - и характер духовного производства. В начале века во всех областях общественной жизни, в культуре в том числе, господствовало дворянство, насчитывавшее всего около 200 тыс. человек. Из него формировались высшие слои интеллигенции. Дворянство продолжало оставаться самым образованным сословием, ведущим заказчиком и потребителем духовных ценностей. Однако оно постепенно начинает терять свои позиции, повышается роль разночинцев, выходцы из которых все активнее участвуют в формировании слоя интеллигенции. Дети малообразованных русских купцов пошли учиться в гимназии и университеты. Именно из них вышли известные меценаты - П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов и др., из купеческих семей были выдающиеся деятели культуры, например писатель И. А. Гончаров, художники М. В. Нестеров, И.К. Айвазовский, поэт В.Я. Брюсов, композитор А. Г. Рубинштейн, ученый в области медицины С. П. Боткин и др.

Основная масса населения страны - крестьяне - несмотря на приниженность своего социального положения, также являлись создателями и носителями духовных ценностей, составлявших народную культуру. Она вошла в качестве важного элемента в национальную культуру и включала хозяйственный опыт, знания о природе, народную медицину; социально-политические и правовые взгляды, которые могли серьезно расходиться с официозом; традиционные нравственные представления и нормы поведения; фольклор как наиболее доступную форму художественного творчества и удовлетворения эстетических потребностей крестьянства; культуру праздника и досуга; рукописное слово. 1 И в XIX в. от села к селу ходили сказители, рассказывавшие сказки, легенды, былины. Многие крестьяне и горожане занимались резьбой по дереву, лепили глиняные игрушки, писали иконы, женщины вышивали и плели кружева.

1 Громыко М. М. Культура русского крестьянства XVIII-XIX веков как предмет исторического исследования // История СССР. 1987. № 3.

В народную среду постепенно проникала городская «книжная» культура; среди крестьян были грамотные, некоторые имели личные библиотеки, насчитавшие десятки, а то и сотни томов. Крестьянство, в том числе и крепостное, оставалось источником пополнения российской интеллигенции. Выходцами из крепостных были художники О.А. Кипренский, В.А. Тропинкин, актер М.С. Щепкин и др.

Народные массы оказывали прямое и косвенное влияние на духовное производство. Народность, демократизм - важные характеристики русской культуры XIX в. Многие дворяне, представители интеллигенции тесно были связаны с деревней крестьянством, знали его жизнь, чаяния, помыслы и отражали их в своем творчестве. Они мечтали о том, что когда-нибудь народ получит доступ к знаниям и культуре.

Критик И. И. Дмитриев в 1863 г. призывал художников создавать произведения, понятные простым людям; и если народ их не понимает, то, по его мнению, виноват не народ, а авторы. По этой проблеме были и другие взгляды, связанные с представлением об элитарности подлинной культуры и искусства как их естественном состоянии. С этой точки зрения, искусство может быть понятно только узкому слою истинных ценителей и знатоков.

В России, как и на Западе, в XIX в. происходило параллельное развитие двух линий в культуре и искусстве: элитарной (аристократической) и демократической.

Многие деятели русской культуры всеми силами, хотя в целом без большого успеха, старались преодолеть разрыв между ними и донести «высокое» профессиональное искусство до широких масс. В 1870 г. было образовано Товарищество передвижных художественных выставок, в которое входили живописцы И. Н. Крамской, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Г.Г. Мясоедов и др. Члены Товарищества выставляли свои картины не только в столицах, но и в провинции, устраивали выставки на фабриках. Их произведения отличались последовательным реализмом, и то, что на них изображалось, было понятно каждому.

Господствующим официальным направлением в живописи в это время был академизм, традиции которого поддерживались Академией художеств. Во главе этого направления многие годы стоял Ф. А. Бруни (1799-1875). Другим известным его представителем был Г.И. Семирадский.* Сюжеты своих картин они черпали из Библии, мифологии различных народов, античности. Излюбленные жанры академистов - исторический и портретный. За их картины богатые коллекционеры платили огромные деньги. Так, картина Семирадско-го «Купание Фрины» была приобретена императором Александром III за 35 тыс. рублей, а, например, широко известное сегодня полотно А.К. Саврасова «Грачи прилетели» обошлась П.М. Третьякову в 600 рублей.

Много сделал для распространения среди народа лубочных картинок и недорогих книг издатель-просветитель И. Д. Сытин. В 1884 г. он стал печатать книги издательства «Посредник» - научно-популярную литературу, произведения русских классиков - А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л. Н. Толстого, детские книги.

*Кстати, талантливый художник, незаслуженно почти забытый в наши дни. Недавно вышел небольшой альбом репродукций его произведений.

За развитие национального стиля и народности своего искусства выступали русские композиторы - участники объединения «Могучая кучка». Они старались донести профессиональную музыку до широких масс. Глава «кучкистов» М. А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали в 1862 г. в Петербурге первую в России Бесплатную музыкальную школу, а несколькими годами раньше И. Е. Молчанов создал первый в стране профессиональный хор певцов-крестьян.

Каждая национальная культура отличается неповторимым своеобразием. Оно обусловлено этническими особенностями народа - ее создателя и носителя, его языком, традициями, религией. Национальная специфика духовного производства формируется в течение столетий, являясь результатом всего процесса исторического развития. Она связана с географическими и природно-климатическими условиями жизни населения, менталитетом и общественной психологией людей.

Национальная культура включает профессиональную и народную составные, классическое наследие и вновь созданные ценности, исконное и недавно заимствованное, но также ставшее родным.

Надо отметить, что народная культура в России в том виде, в каком она дошла до нашего времени, окончательно сформировалась лишь в XVIII-XIX вв. Это относится и к различным проявлениям фольклора, которые могут иметь весьма древние корни. Именно в этот период возникают основные элементы одежды, которую мы сегодня называем русской народной. Знаменитой русской матрешке всего сто лет, да и прообраз ее пришел из Японии, где появился принцип вкладывания одной фигурки буддийского мудреца Фукуруму в другую.

Формирование нации усиливает интерес общества к своим собственным культурным корням, и поэтому именно в XVIII-XIX вв. начинается научное изучение фольклора, его запись и публикация, появляются этнографические коллекции и музеи. Народное искусство после соответствующей обработки входит в репертуар профессиональных исполнителей. Так, в 1896 г. В. В. Андреев основал оркестр русских народных инструментов, а в 1910 г. М.Е. Пятницкий создал Русский народный хор.

XIX век был веком литературы. Именно этот вид искусства в это время выходит в лидеры. В России тогда творили великие поэты и писатели, принесшие русской культуре мировую известность: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.

"Наш век, - писал в 1875 г. А.В. Прахов, - век романа, словесное искусство и музыка царят над всеми остальными. Вся жизнь современного общества сосредоточена внутри, все наши интересы сосредоточены на тайнах внутренней жизни, и вот потому-то на первый план выступают те художники, искусство которых наиболее способно выдавать эти секреты нашей внутренней жизни, т. е. поэты и музыканты. В связи с этим и из искусств наглядных [изобразительных - В. С.] наибольшей симпатией пользуется то, которое по своим средствам ближе всего подходит к литературе - живопись: живопись в виде нарисованных повестей и романов есть в настоящее время любимейшая форма из всех наглядных форм«. 1

1 Цит. по: Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой. - М., 1996. С. 22.

Литература тогда по своей социальной значимости далеко выходила за пределы собственно художественной культуры. Писатель в России особенно тогда был «больше, чем писатель». Отсутствие политической свободы, жесткий цензурный прессинг препятствовали нормальному развитию общественных наук, философии. Поэтому литература стала прибежищем для свободной мысли, которая - пусть в завуалированной форме, но все же могла быть высказана в романе или стихотворении. Русская классическая литература представляла собой особый духовный феномен, вместивший в себя все Чувства и Мысли своего времени, представления о прошлом и пророческие предсказания будущего; ее дух и пафос гуманистичен, проникнут безграничной любовью и состраданием к «маленькому» человеку, живущему тяжелой жизнью, испытывающему удары судьбы, но стремящемуся к счастью. Непреходящая ценность русской литературы в гармоническом сочетании блистательной художественности, высокого нравственного смысла, глубоких философских обобщений. В ней ставятся вечные вопросы бытия и даются на них ответы. Л. Н. Толстой под Богом понимал Дух и Любовь и был убежден в том, что нельзя платить злом за зло. Его философия ненасилия оказала большое влияние на современников, нашла немало сторонников и последователей в XX в.

Близкой к литературе своим реализмом, народностью и тесно связанной с ней в отношении образов и сюжетов была русская музыка. В XIX в. она совершила такой рывок вперед, на который другим странам потребовались столетия. Она быстро приобрела мировое значение, сохраняя при этом яркие национальные черты.

Основоположником русской классической музыки стал М. И. Глинка (1804-1857) - автор опер «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842), многих симфонических, камерных и вокальных произведений. Во второй половине века русская музыка переживает особый - наиболее плодотворный период своего развития. Появляются творческие объединения композиторов, например «Могучая кучка», куда вошли М.А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи.

Величайшим русским композитором был П. И. Чайковский (1840-1893), творчество которого представлено почти всеми, известными тогда, музыкальными жанрами. Среди его произведений оперы «Мазепа», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», симфонии, концерты, романсы и др.

XIX в. - время завершения становления русской нации, которая приобрела все характеристики, присущие этой общности. В т. ч. сложилась русская национальная культура, игравшая ведущую, консолидирующую роль в многонациональной Российской империи. Она в полной мере соответствовала тем признакам, которые были охарактеризованы в гл. 10. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия стала буржуазной страной с быстро растущей капиталистической промышленностью, емким внутренним рынком и крепнувшими межгубернскими связями. Этому, в частности, способствовало появление и развитие железнодорожного транспорта.

В годы существования Российской империи русская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры. Европейская и мировая публика познакомилась с философией Ломоносова, с прозой Толстого и Достоевского, с поэзией Державина и Пушкина, с музыкой Глинки и Чайковского, с живописью Брюллова и Куинджи. В то же время развивались русская техническая мысль, университетское образование и гуманитарные науки. За двести лет в России сформировались передовые культурные и научные центры: Санкт-Петербург, Москва, Киев, Казань, Дерпт и другие. Под влиянием русской культуры формировалась культура десятков малых и крупных народов империи.

  • - Отечественная война 1812 года вызвала величайший подъём национального самосознания и патриотических настроений в стране. Эти явления спровоцировали характерные особенности русской национальной музыки таких величайших композиторов, как М. Глинка и А. Даргомыжский.
  • - Влияние изменившейся политической и социальной обстановки в стране заметно и в произведениях живописи и архитектуры. Традиционные творения в стиле классицизма стали приобретать более реалистичные черты, что было связано со стремлением к обличительному характеру произведений.
  • - Под влиянием европейских традиций большое развитие в русской культуре получает театр. Русское драматическое искусство в XIX веке в основном находилось под покровительством императора и дворян, что трактовало особые нормы к формированию репертуара и создавало некоторые цензурные рамки.
  • - Украинский, белорусский, армянский, грузинский, казахский, азербайджанский и многие другие народы Российской Империи в XIX веке характеризовались подъёмом национального самосознания, что выразилось в развитии патриотической литературы на родном для этих народов языке.
  • - Ориентированное на лучшие проявления человеческой души творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого является верхушкой развития литературных идей XIX века. Обличение эгоистических черт человеческой сущности Достоевским представляет собой принципиально новый взгляд на реальность.
  • - Середина XIX века характеризуется появлением новых веяний в литературе – такие писатели, как Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов и многие другие в своих произведениях особое внимание обращали на слабости и пороки русского общества и отдельных типов людей.
  • - Одними из самых выдающихся поэтов “золотого века” были М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин. Их произведения насыщены любовью к Родине и русском народу, но в них также присутствует бунтующий дух нового времени, который связан с всё более нарастающим движением декабристов.
  • - Отличительной чертой рубежа XVII – XIX веков стало значительное развитие литературного течения в стиле классицизма и романтизма. Две противоборствующие группы русских писателей и поэтов создавали произведения в духе нового времени, но с разносторонним его восприятием.