Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo); Безансон, Франция; 26.02.1802 – 22.05.1885

Виктор Гюго – популярный писатель, драматург и публицист, классик французской литературы. Активно занимался гражданской и политической деятельностью (заседал в сенате, был членом Французской академии). По мотивам Виктора Гюго книг было снято множество художественных фильмов. Последней в 2012 году свет увидела британская картина «Отверженные» по одноименному роману автора.

Биография Виктора Гюго

Виктор Гюго родился в многодетной семье и был самым младшим ребенком. Отец будущего писателя Леопольд был генералом в армии Наполеона Бонапарта. С самого детства Виктор был довольно слабым и постоянно болел. Семья будущего писателя была довольно богатой и проживала в большом особняке. Несмотря на то, что Леопольд происходил из небогатого рода и вырос в семье крестьян, с началом Французской революции у него было много возможностей проявить себя с лучшей стороны и добиться достойного жалования.

По долгу службы Леопольд Гюго редко находился дома, а вместе с ним путешествовала и вся его семья. Так с самого раннего возраста Виктору удалось побывать в Италии, на островах Средиземного моря и в Испании. Впечатления от путешествий легли в основу многих рассказов Виктора Гюго. Несмотря на благосостояние, родители будущего писателя редко находились в согласии. В первую очередь из-за кардинально разных политических взглядов. Кроме того, со временем мать Виктора Софи завела себе любовника. Три брата часто становились частью родительских ссор. Мальчики проживали то у Леопольда, то у Софи.

В 1813 году супруги Гюго оформили развод, и Софи забрала Виктора в Париж. В двенадцать лет будущий писатель поступает в парижский лицей. Уже через два года он начинает писать свои первые произведения. Также юноша занимается переводами (преимущественно Вергилия). За свое поэтическое творчество в 1817 году Гюго получает похвалу на одном из конкурсов. Спустя два года писатель становится обладателем еще двух премий. Под воздействием политических взглядов своей матери он высказывает свою роялистическую позицию. Публикуется несколько Виктора Гюго произведений сатирического характера. Также он занимается созданием приложения к журналу «Литературный консерватор».

В 1822 году Виктор Гюго заключает брак с девушкой по имени Адель. За все время существования их союза супруги воспитали четырех детей. Их первенец Леопольд скончался через несколько дней после рождения. Спустя год после женитьбы публикуется первое крупное произведение писателя – роман «Ган исландец». На работу Виктора Гюго отзывы критиков практически не поступали. Но все же произведение познакомило писателя с библиофилом Шарлем Нодье. Их дружба продлилась до 1830 года, когда Нодье слишком агрессивно высказался в адрес произведений Виктора.

О Викторе Гюго читать можем, что в двадцатых годах он решает наладить отношения со своим отцом. В результате этого публикуются несколько поэм писателя («Два острова», «Ода моему отцу»), которые посвящаются Леопольду. В 1828 году отец писателя скончался.

Гюго понимает, что для того, чтобы пробиться в круг писателей, необходимо налаживать контакты. К счастью, сделать это довольно просто. В доме писателя то и дело происходят торжественные приемы, на которых присутствуют французские литературоведы, публицисты, владельцы периодических изданий и т.д. В начале тридцатых годов Виктор вместе со своей семьей часто проживает на севере Франции, где знакомиться с Гектором Берлиозом, Франсуа Рене де Шатобрианом и многими другими французскими писателями. Там же Виктор составляет сборники поэм («Восточные мотивы», «Осенние листья»), а также дописывает повесть «Последний день приговоренного к смерти». В 1831 году публикуется, пожалуй, самый популярный роман Виктора Гюго – «Собор парижской богоматери».

На протяжении тридцатых годов Виктор Гюго активно пишет для театра. В 1841 году он попадает во французскую академию где спустя четыре года получает звания пэра. В пятидесятых годах Виктора Гюго биография приобретает неожиданный поворот. Поскольку писатель, как и чуть позже , был ярым противником Наполеона III, который как раз пришел к власти, он был тут же отправлен в изгнание. На протяжении восемнадцати лет писатель живет возле океана и активно работает над новыми произведениями. Кроме того, он активно выражает свои политические взгляды – помогает Гарибальди, ведет активную переписку с Герценом, собирает деньги нуждающимся.

Во Францию Гюго смог вернуться только в 1870 году. В изгнании он написал еще одно популярное произведение под названием «Отверженные», которое впервые увидело свет в 1862 году. Книгу Виктора Гюго купить сегодня можно во многих странах мира – произведение переведено на более, чем тридцать языков. На семьдесят четвертом году жизни Виктор становится сенатором, однако сам писатель уже не хочет вести активную политическую деятельность. В конце мая 1885 года Гюго скончался от пневмонии.

Виктор Гюго был младшим в семье генерала Жозефа Гюго и роялистки, дочери богатого судовладельца, Софи Требуше. Родился он в 1802 году в Безансоне, а последующие 9 лет переезжал с родителями с места на место. В 1811 году семья возвратилась в Париж. В 1813 году родители Виктора развелись, и младший сын остался жить с матерью.

Согласно краткой биографии Виктора Гюго, с 1814 по 1818 мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихов, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград.

Начало профессиональной литературной деятельности

В 1819 году Виктор Гюго начал заниматься издательским трудом. Он печатался в нескольких журналах, а потом стал издавать свой собственный. Содержание журнала говорило о том, что юный Гюго был ярым сторонником монархии и придерживался ультрароялистских взглядов.

В 1823 году Гюго опубликовал свой первый роман, который был раскритикован. Писатель не огорчился, а наоборот стал больше и тщательнее работать над своими произведениями. Он даже подружился с критиками, например, с Шарлем Нодье, который, в свою очередь, оказал большое влияние на творчество писателя. До 1830 года Гюго придерживался классической школы, но после романа «Кромвель» решил окончательно «уйти» в романтизм. Именно Гюго заложил основы так называемой романтической драмы.

Вершина писательской карьеры

Несмотря на проблемы с критиками, Гюго был достаточно известным писателем и вращался в соответствующих кругах. На праздники в дом приглашались такие известные деятели искусства, как Ламартин, Мериме, Делакруа . Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.

В романах 1829-1834 годов Гюго проявил себя не только литератором, но и политиком. Он открыто выступил против практики смертной казни, что было особенно актуально для постреволюционной Франции.

С 1834 по 1843 году писатель работал, в основном, для театров. Его трагедии и комедии вызывали большой общественный резонанс – скандалы во французском литературном мире, но, при этом, они ставились в лучших парижских театрах. Его пьесы «Эрнани» и «Король забавляется» даже на какое-то время снимались с показов, но потом их снова включали в репертуар, и они имели оглушительный успех.

Последние годы

В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской Академиии, а 1845 начал политическую карьеру, которая была отнюдь не простой, хотя именно в 1845 году он получил звание пэра Франции.

В 1848 году он был избран в Национальное собрание, в котором продержался до 1851 года. Не поддержав новую революцию и восшествие на престол Наполеона III, Гюго отправился в изгнание и вернулся во Францию только в 1870 году. В 1876 году он стал сенатором.

Умер писатель в 1885 году. Во Франции на 10 дней объявили траур. Похоронен Виктор Гюго в Пантеоне.

Семья

В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родились пятеро детей, из которых определенную известность получила только младшая дочь Адель Гюго.

Другие варианты биографии

  • Такие великие произведения автора, как роман-эпопея «Отверженные», роман «Последний день человека, приговоренного к казни», роман «Человек, который смеется», вызывали большой общественный резонанс. Деятели мирового искусства и культуры, такие, как Ф. Достоевский , А. Камю , Ч. Диккенс, высоко оценивали литературный талант Гюго, а Достоевский вообще считал, что его «Преступление и наказание» во многом уступает романам Гюго.
  • Известно, что на похороны писателя пришло около миллиона человек, чтобы проститься с ним.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Долгое время не решалась взяться за эту книгу, посматривала на ее название с испугам даже. Почему-то думала, что читать Собор бесконечно долго и нудно. Но теперь я с гордостью заявляю - это прекрасное произведение! Я даже не заметила, как увлеклась историей, хотя язык и манера повествования Гюго доовльно отличается от других авторов.

Бывали, конечно, некоторые места, которые было сложновато и непонятно читать - это про Париж с высоты птичьего полета и про сам Собор Парижской Богоматери. Будьте готовы к длиннющим предложениям, это раз. Гюго, кажется, так увлекался, что забывал, когда начал предложение. Очень много описаний, подробных - это как раз к Парижу и Собору, на описания которых автор щедро потратил по целой главе.
Меня эти главы пугали - я понимала, что даже пытаясь представить все это в своем воображении, не могу этого сделать. Мне ни о чем не говорили названия улиц, городов, а архитектурные термины мне многие вообще незнакомы. Но то, с каким восхищением, упоением автор предавался Парижу, Собору, меня тоже заставило восхищаться и хоть в малой степени, но я попыталась представить красоту и мощь Собора, а также Парижа в целом. Я никогда особо не хотела Париж, а теперь хотела бы хотя бы только Собор увидеть вживую.

И конечно, яркие персонажи книги, помимо всем известным Квазимодо и Эсмеральды, немалую роль сыграли Пьер Гренгуар, Клод Фролло, Феб, Гудула и даже козочка Джалли. Образ каждого героя хорошо отпечатывается в голове, что ты не путаешься в них.
Эсмеральда и Квазимодо - абсолютно разные персонажи, но с одной трагической судьбой. Квазимодо родился уродцем, одноглазый, горбатый, презираемый толпой, впоследствие еще и слуха решился. Эсмеральда - красавица-танцовщица, сводящая умы мужчин и вызывающая зависть женщин. Они оба привлекают французский народ своей внешностью, и не в хорошем смысле. Квазимодо - уродством, а Эсмеральда - красотой и цыганским происхождением.

Пьер Гренгуар и Клод Фролло - для меня самые неоднозначные персонажи. Клод Фролло - кажется, у него добрая, чистая душа - берет на воспитание Квазимодо, кто младенцем скитался по самым разным местам, представая там исчадием Ада. Устроил в Соборе звонарем, но появление Эсмеральды будто что-то в нем перевернуло. Вот это странное, эгоистичное желание: "Не достанешься мне - так не доставнешься никому". Возможно, он на самом деле просто всю жизнь занимался тем, чего не хотел, но не признавался себе в этом...
Пьер Гренгуар - философ, но какой-то очень забавный, как шут гороховый. За ним сначала просто забавно наблюдать, но тоже эгоистичен. Эсмеральда спасла его от смерти, а он этим просто воспользовался и даже ухом не повел, когда Эсмеральда пропала.

И эти двое клялись в любви Эсмеральде, но своими поступками совершали обратные действия и только доставляли ей бед. Ах, еще поклонник-солдат Феб, который тоже сначала загляделся на девушку, потом легко отвернулся и переключился на другую. Совершенно однобокий и неинтересный человек, такие и в жизни у меня вызывыют отторжение.
Ну а козочка Джали - просто милое, очаровательное животное, не могу даже сказать, почему она мне понравилась, но вот даже Гренгуару она нравилась)
Гудула - больше всего вызывает жалости, хотя судьбе остальных особо тоже не позавидуешь. Одно только описание маленького башмачка, представление ее взгляда на него, и сердце наполняется горечью. А самое страшное ей подготовила судьба в конце - никому не пожелала бы, даже врагу.

Любовь - страшная сила, как она сводила умы и чего вытворила здесь. Хотя чувства Пьера, Клода и конечно Феба по отношению к Эсмеральде не были любовью, по моему мнению. Скорее буря страстей, влечения, что разгораются ярко и уходят быстро. А вот у Квазимодо спорно, сама не могу решить. У него доброе сердце, исполненное верности, он привязывается к тому, кто совершил добрый поступок по отношению к нему, будто собачка. Поэтому мне все еще сложно сказать, был ли его последний акт действия любовным порывом или смиренностью, отождествлением вечной верности?

Несмотря на объем произведения и кажущуюся сложность, советую роман всем. Он восхитителен своими подробными описаниями, которые переносят в те места и то время, сложными, неоднозначными персонажами, потому что они настоящие - образы и прототипы этих героев можно встретить и в наше время. Да и французская толпа того времени, думаю, остается такой же безжалостной толпой и в наши дни.

Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

До последних лет жизни не угасала активность этого автора. В последний период его творчества появляются следующие поэтические сборники и поэмы: в 1877 - "Искусство быть дедушкой", в 1878 - "Папа", в 1880 - "Осел", в 1888-83 - "Все струны лиры" и др.

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.