(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости. Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга. Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной. Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен. Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова. Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг. Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман “Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе - поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.

Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они - типичные представители дворянской молодежи того времени.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы

Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.

Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к книгам:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.

Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.

Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

“Евгений Онегин” – первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”, так как в нем показана жизнь столичного и поместного дворянства, жизнь Москвы, выведены типичные образы русских людей того времени, показана роль общества в формировании личности.
В романе большое место отведено показу жизни провинциального дворянства, составлявшего значительный пласт русского общества пушкинской поры. В произведении особо остро ставится проблема взаимодействия двух культур: петербургской, европеизированной, блестящей, но бездушной, и патриархальной, хранящей “привычки милой старины”, незатейливой. Эта проблема проявляется прежде всего во взаимоотношениях главных героев – Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Первая глава романа посвящена подробному рассказу о жизни Онегина в Петербурге, его воспитанию, типичному для светских молодых людей того времени, в результате которого герой не получил достаточной пищи для ума (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”) и сердца (“бранил Гомера, Феокрита… “), а усвоил в совершенстве лишь приемы светского поведения (“как рано мог он лицемерить… “). Пушкин детально описывает времяпрепровождение светского повесы, его интересы, быт. Не удивительно, что в результате всего этого героя охватил “сплин”, или “вечная русская хандра” как естественная реакция сколько-нибудь мыслящего человека на пустоту жизни, которую он ведет.
В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором (“я был озлоблен, он угрюм”) и заставляет читателей испытывать к нему симпатию (“мне нравились его черты… “). Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к своей внешности (“быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”) и дамам на балах, но в то же время он всегда “рад заметить разность” между ними и просит читателя не отождествлять их. Ни книги, ни перо не смогли надолго привлечь внимание Онегина, но главное, в чем проявляется их разность, – это отношение к природе. Евгения в ней, как и во всем, привлекала новизна (“и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь”), которая исчезает очень скоро:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля…
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон…
Уступив место привычной хандре.
Представление о природе как об источнике вдохновения и всяких положительных эмоций в человеке сохранилось у “простого воспитанника природы на всю жизнь”:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины…
Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,
Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.
И, попав в “шум блистательных сует”, более всего тоскует о “жизни полевой”. Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии. Так, автор рисует свою героиню “русскою душою”, несмотря на то, что та “выражалась с трудом на языке своем родном”. Татьяна “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Героиня была гораздо ближе к основам народной жизни, чем Онегин. Она общалась с крепостными крестьянами, с народом. Ее няня, крепостная крестьянка, оказалась ей духовно ближе, чем мать или сестра, именно ей она доверяет сердечную тайну. Татьяна гадает вместе с крестьянскими девушками:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Однако Цушкин не идеализирует поместный уклад жизни. “Вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор” ничуть не умнее “бессвязного пошлого вздора” столичных гостиных. Неторопливый деревенский уклад дает ничуть не больше возможностей для совершенствования личности, чем суета Петербурга.
Ярким примером неторопливого уклада деревенской жизни, ее привычек может служить Ольга, внешне олицетворяющая красоту девушек того времени: “глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные”, лишенная глубокого духовного наполнения. Ольга не стремилась что-то познать, ей достаточно было с соседями “потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Ольга не долго плакала после гибели Ленского, быстро утешилась и вышла замуж за проезжего улана. В будущем Ольга повторит судьбу своей матери.
Татьяне же “романы заменяли все”, “она влюблялася в обманы и
Ричардсона, и Руссо”. Героиня чужда окружающим ее людям: “Она в семье своей родной казалась девочкой чужой… дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела”.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Она одинока в своем обществе так же, как одинок Онегин в свете. С образом Татьяны Лариной связано множество фольклорных элементов. Ее сон по форме представляет типичную сказку с традиционными персонажами: косматым медведем, сборищем нечистой силы (полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница). Сон сближает героиню с русским народным эпосом, с “русским духом”.
Заслуга Пушкина была в том, что в образе Татьяны Лариной он создал первый образец истинно русской героини.
Пушкин, постепенно утверждая в своем творчестве принципы реализма, немало внимания уделял среде, в которой формировались характеры героев. Так, в романе “Евгений Онегин” воссоздана жизнь деревни, поместных дворян, жизнь света Петербурга и Москвы. Главные герои являются порождением своей среды, которая сделала их такими, определив их жизненные позиции и судьбы.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Личность и общество в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (1)

В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с , семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у . Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с ». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек.

Это его, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем
И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,
И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Описанием , Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин де­ тально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, это произведение можно назвать «энциклопеди­ ей русской жизни», потому что здесь воспроизве­ дена картина русского общества, «взятого в од­ном из интереснейших моментов его развития». Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин показывает процесс пробуждения само­сознания в обществе на примере главных героев. В романе подробно изображено как столичное» московское и петербургское, так и провинциаль­ное дворянство.

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепо­ стными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, обществен­ ного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в от­ ношении их имущественного положения. Отец Онегина «промотался», сам герой после получе­ ния наследства от дяди сделался богатым поме­ щиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были бога­ ты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка. Выйдя за князя К, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна»» то есть вошла в круг титулованной знати.

Тема богатства оказывается связанной с моти­ вом разорения. Слова «долги», «залог», «заимо­ давцы» встречаются уже в первых строках рома­ на. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требо­ вало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши. Кроме того, он давал три ба­ ла ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на сред ства, полученные при закладке имения, называ­ лось «жить долгами». Такой способ был прямым путем к разорению.

Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который вел хозяйство именно таким образом, выяснилось, что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк». В этом случае на­ следник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой. Первое решение диктовалось чув­ ством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомыс­ ленный Онегин пошел по второму пути.

По традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия, имел право поступить на госу­ дарственную службу, военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образова­ние. Пушкин отрицательно относился к домаш­ нему воспитанию, которое чаще всего получал молодой дворянин, обучавшийся сначала фран­ цузскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относив­шимися к своим педагогическим обязанностям. Часто претендентами на учительские места в России были мелкие жулики и авантюристы, ак­ теры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий.

Альтернативой домашнему образованию были частные и государственные учебные заведения. В России в это время было пять университетов. Царскосельский лицей, Педагогический инсти­ тут в Петербурге, лицеи и гимназии в различных городах для желавших поступить в статскую службу, а также учебные заведения для тех дво­ рян, которые хотели делать военную карьеру. Кроме того, состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу. Среди друзей и знакомых Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царско­ сельском лицее. Ленский учился в Геттинген- ском университете, который был одним из наибо­ лее либеральных университетов не только в Гер­мании, но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет Онегин в первой главе романа.

Образование, которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он не закончил никакого учебного заведения. Его вос­питывали вубогий» француз-гувернер и домаш­ ние учителя, которых нанимали для преподава­ ния русского языка, истории, а также танцев и верховой езды. Онегин довольно много знал и умел, однако его знания не были ориентированы на профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть принятым в светских кругах. Овладев в совершенстве французским языком и искусством непринужденных покло­ нов, научившись легко танцевать мазурку, Оне­ гин без труда был признан своим в высшем обще­стве: «свет решил, что он умен и очень мил»>.

Знание латинского языка не входило в круг светского дворянского образования. Оно было обычно для воспитанников духовных семинарий. Однако латинский язык был распространен сре­ ди дворян, стремившихся к серьезному образова­ нию. Этому также способствовала мода на воспи­ тателей-иезуитов в начале XIX века. С закрыти­ ем иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из круга светского образования. Поэтому автор говорит, что «латынь из моды вышла ны­ не». Онегин же, воспитанный под руководством аббата-католика, овладел начальным курсом ла­ тинского языка и умел разбирать эпиграфы - античные надписи на памятниках, зданиях и гробницах, которые включались в популярные французские учебники по латыни,

Интерес к историческим сведениям был широ­ ко распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории госу­дарства Российского» Н. М, Карамзина. Фило- софско-публицйстический подход к историче­ ской науке & декабристской среде противостоял взгляду на историю как цепь анекдотов, то есть описаний пикантных происшествий из жизни царствующих особ и их приближенных лиц. Именно такое отношение к этой науке усвоил Онегин, хранивший в своей памяти «дней минув­ ших анекдоты от Ромула до наших дней».

Интерес к сочинениям Адама Смита и других экономистов был яркой чертой общественных на­ строений русской дворянпкой молодежи в 1818- 1820 годах. В тех кругах «Союза благоденствия», с которыми соприкасался Пушкин, изучение по­ литэкономии считалось более полезным, чем за­нятия античной поэзией. Политэкономия препо­давалась и в Геттингенском университете, кото­ рый закончил Ленский. Онегин, подобно мно­ гим, «бранил Гомера, Феокрита» и предпочитал им труды Адама Смита. Однако автор иронизи­ рует по поводу серьезности его познаний в облас­ ти политэкономии. Интерес Онегина к этому предмету мог быть данью моде.

Знание трудов французских фи л ос офов» про­ светите л ей также было широко распространено в среде передовой дворянской интеллигенции. Их сочинения вызывали многочисленные споры и дискуссии, Онегин и Ленский, встретившись в деревне, обсуждали «племен минувших догово­ры»: речь шла о трактате Жан Жака Руссо «Об общественном договоре», широко известном б России. «Плоды наук, добро и зло» - другой по­ вод для спора, также связанный с диссертацией Руссо на тему в Способствовал о ли возрождение наук и искусства очищению нравов?», в которой французский философ высказывает убеждение в ложности направления всей человеческой циви­ лизации.

По традиции того времени молодой дворянин занимался своим образованием только до поступ­ ления на службу или начала выездов в свет. Са­ моцельный интерес к науке после достижения совершеннолетия воспринимался окружающи­ ми как большое чудачество и непозволительная блажь. Онегин, свободный от служебных обязан­ ностей, разочаровавшись в светской жизни» все же сделал попытку занять себя изучением чужих трудов, но у него из этого ничего не вышло.

Дворянство было «служилым» сословием. Хо­ тя неслужащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, но отношение к нему было отрицательным как со стороны прави­ тельства, так и со стороны общественного мне­ ния. Служба также органически входила в дво­рянское понятие чести и связывалась с патрио­тизмом. Наиболее престижной считалась воен­ная служба.

На таком фоне биография Онегина приобрета­ ла демонстративный оттенок. Герой пушкинско­го романа не только никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 год в возрасте 16-17 лет, но и вообще никогда нигде не служил, не имел ника­ кого, даже самого низшего чина. Это делало Оне­ гина белой вороной в кругу современников. До­ статочно сказать, что князь М, за которого выш­ ла замуж Татьяна» был боевым генералом, израненным в сражениях. По возрасту же он был не намного старше Онегина, так как они были приятелями. Отец Татьяны тоже в свое время служил и вышел в отставку в чине бригадира. Он был участником русс ко-ту редкой войны и полу­ чил медаль за храбрость при штурме Очакова. Отец Онегина, живя в Петербурге, служил «от- лично-благородно&, что означает «заслуживаю­ щим отличия образом». Он скорее всего был стат­ ским чиновником. Ленский же, только что до­стигший совершеннолетия, окончив универси­тет, еще не успел определить свой жизненный путь, рано погибнув на дуэли.

Светская жизнь наряду со службой была важ­ ным элементом дворянского быта. Свободный от служебных обязанностей, Онегин ведет исклю­ чительно светский образ жизни. Лишь немного­численная группа дворянской молодежи Петер­ бурга начала XIX века вела подобную жизнь. В соответствии с аристократической привычкой столичного жителя он просыпается «за пол­ день». Мода вставать как можно позже восходи­ ла к французской аристократии ^старого режи­ ма» и была занесена в Россию эмигрантами-ро­ялистами. Эта привычка отделяла неслужащего дворянина не только от простонародья или офи­ церов, тянувших фрунтовую лямку, но и от дере­венского помещика-хозяина, чей день начинался довольно рано. Татьяна Ларина, выросшая в де­ ревне и следовавшая здоровым обычаям сель­ ских жителей, любила « предупреждать зари восход».

За поздним подъемом следовал утренний туа­лет и чашка кофе, которые сменялись к двум- трем часам дня прогулкой по Невскому проспек­ ту. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы ощущались как поздние и «европейские»: для многих еще было памятно время, когда обед начинался в двенадцать. Моло­ дой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, он предпочитал обедать в ресторане. Местом сбора петербургских денди во времена Онегина был ресторан Талона на Нев­ ском проспекте. Именно туда он отправился, что­бы встретиться с Кавериным, который был извес­ тен своим разгульным поведением и свободомыс­ лием.

Послеобеденное время-Онегин, как любой пе­ тербургский франт, проводил в театре, заполнив время между рестораном и балом. Театр в это время был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили свет­ские встречи, но и местом любовных интриг.

Бал или званый вечер в светской гостиной вен­ чали день. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина. Это была область непринуж­ денного общения, светского отдыха, где границы служебной иерархии значительно ослаблялись. Недаром в романе изображению балов уделено много внимания: два петербургских бала, бал по случаю именин Татьяны, а также вкратце упоми­нается московский бал в Благородном собрании, на котором героиню заметил князь N.

Признаком особого щегольства считался по­здний приезд на бал. В первой главе Онегин, сле­ дуя моде, опаздывает и появляется в тот момент, когда толпа занята мазуркой. Танцы были цент­ ральным событием бала, им придавалось боль­ шое значение. Они следовали в определенном по­ рядке. Бал начинался с торжественного танца - полонеза, затем следовал вальс, «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой», потом - мазурка, считавшаяся кульминацией бала. За­ ключительным танцем был котильон. Каждый из танцев задавал особую манеру поведения и те­ мы разговоров в зависимости от характера му­ зыки.

Умение танцевать в светском обществе счита­ лось признаком хорошего воспитания. Поэтому обучение танцам начиналось рано, с пяти-шести лет. Длительные упражнения придавали молодо му человеку не только ловкость во время танцев, но и свободу в движениях. Это влияло на душев­ный строй человека: он чувствовал себя уверенно и свободно в светском обществе, как опытный ак­ тер на сцене. Однако в эпоху Онегина в среде пе­ редовой дворянской молодежи складывается от­ рицательное отношение к танцам. В то время бы­ ли ев моде строгость правил и политическая экономия, а поэтому считалось неприличным танцевать и заниматься дамами».

Вал заканчивался в два-три часа ночи ужи­ ном, после чего гости разъезжались. Онегин воз­вращается домой на рассвете, когда трудовой Пе­ тербург начинает новый день. Назавтра его жизнь пойдет по тому же раз и навсегда заведен­ному кругу, из которого трудно выбиться. Жизнь петербургского франта подчинялась общему за­кону дворянской культуры - стремлению к ри­ туал изац и и быта, исключавшей возможность ин­ дивидуального распорядка дня. Это механиче­ ское однообразие светского ритуала не нравится и Татьяне, привыкшей к простоте сельской жиз­ ни в гармонии с природой и угадывавшей за суе­той и внешним блеском светской жизни ее внут­реннюю бессодержательность.

Понятие чести было важным для понимания поведения русского дворянина послепетровской эпохи. Как человек своего сословия он подчинял­ ся законам чести, и психологическим стимулом здесь выступал стыд. Идеал, созданный дворян­ ской культурой, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного зако­нодателя поведения. Поэтому особое значение приобретает дуэль как занятие, демонстрирую­ щее бесстрашие. Ее целью было снятие с обижен­ ного позорного пятна, нанесенного оскорблени­ ем, восстановление его чести.

Дуэль проходила по определенным правилам» Она начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате ко торого кто-то считал себя оскорбленным и требо­ вал удовлетворения, С этого момента противни­ ки не общались друг с другом. Это брали на себя их представители - секунданты. Выбрав себе се­ кунданта, оскорбленный обсуждал с ним тя­ жесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли - от формального обме­на выстрелами до гибели одного или обоих участ­ ников. После этого секундант направлял против­ нику письменный вызов, или картель. В обязан­ ности секундантов также входило найти воз­ можность для мирного решения конфликта.

В романе Пушкина Зарецкий, к которому об­ратился оскорбленный Ленский, был единствен­ным распорядителем дуэли и намеренно допус­ тил нарушение правил. Он не обсудил возмож­ность примирения ни при первом посещении Онегина, ни перед началом поединка, хотя всем, кроме восемнадцати лет не го Ленского, было яс­ но, что произошло лишь недоразумение. Появле­ ние Онегина на месте поединка со слугой в роли секунданта было грубым нарушением правил и оскорбительно для самого Зарецкого. Секундан­ ты, как и противники, должны быть социально равными. Гильо и Зарецкий не встретились на­ кануне и не составили условий, на основании ко­ торых она должна была проводиться. Онегин по­является на месте поединка не в условленное вре­ мя, а опоздав более чем на час. Таким образом, Онегин и Зарецкий оба нарушают правила дуэли, Первый, чтобы продемонстрировать свое презре­ ние к истории, в которую он попал против собст­ венной воли и в серьезность которой еще не ве­рит, Зарецкий же потому, что видит в дуэли за­ бавную историю, предмет сплетен и розыгры­ шей. Поведение Онегина во время поединка сви­ детельствует о том» что он не хотел кровавого ис­ хода, а стал убийцей поневоле, так как он стре­ лял с дальней дистанции, что было для него сов­сем невыгодно.

Возникает вопрос; почему Онегин все-таки стрелял в Ленского, а не мимо? Дуэль с ее стро­ гим ритуалом представляла целостное действо - жертвоприношение ради чести. Как всякий жесткий ритуал, она лишает участников индиви­ дуальной воли. Остановить или изменить что-ли­бо в ходе дуэли отдельный участник не был влас­ тен. Это особенно важно для понимания образа Онегина. Герой романа, отстраняющий все фор­ мы внешней нивелировки своей личности, изме­ няет себе: против собственного желания он при­ знает нормы поведения, навязанные ему Зарец- ким и «общественным мнением». Теряя волю, он становится куклой в руках безликого ритуала ду­ эли. Боязнь быть смешным и сделаться предме­ том сплетен - это основной механизм, при помо­ щи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками»

Однако условная этика дуэли не могла отме­ нить общечеловеческие нормы нравственности. С одной стороны, победитель был окружен орео­ лом общественного интереса» а с другой, он не мог забыть, что он убийца. Это важно для пони­ мания психологического состояния Онегина, « победившего» на поединке. Убив друга и избе­ жав наказания, он оказался перед судом собст­ венной совести, которая не давала ему покоя» Это стало причиной очередного кризиса, пережитого главным героем.