Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара - старинное поселение, по-фински означает «большие холмы». В последней четверти XVIII века имение приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала первую усадьбу. Она выстроила прямо у дороги каменные хозяйственные постройки: скотный двор, конюшни, амбары, а на берегу озера молочню и мельницу. Господский дом располагался к северу от строений. Около него - небольшой сад и огород, но парка как такового не было. Довольно ясное представление об этом дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, создан Рерихами, что подтверждается и возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов, и увеличение площади «под строения со службами, садами и огородами» с 6 дес. 1371 кв. саж. в 1821 до 9 дес. в 1891 году.
«Двух лет не было, - вспоминает Н. К. Рерих в листах дневника, - в памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре». И далее описывает свой приезд: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру... На берегу молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор... Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы - отлично для игры в крепость».
Почти все строения сохранились и используются совхозом. Музей-мастерская Н. К. Рериха устроена на втором этаже дома. Лишь недавно музеем решено сделать всю усадьбу, ведь она сыграла огромную роль в его творчестве.
Подтверждением тому, что мастерская художника была на втором этаже, служит письмо 1897 года к В. В. Стасову, на котором нарисована мансарда и стрелкой указано; «моя комната, там работаю». В литературе считается, что второй этаж и другие деревянные пристройки сделаны еще предыдущим владельцем К. П. Веймарном. Так ли это?
Вот что писал сам Рерих: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного дерева. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая голубая». И строкой раньше: «За березами и жимолостью забелел дом». Он подробно описывает только каменный одноэтажный дом и ничего не пишет о деревянных пристройках и мансарде.
Подтверждением тому, что они были сделаны позже, не в детские годы Рериха, служит и описание дома бабушки Татьяны Ивановны Калашниковой в Острове: «1879 год. На Липенке - старый дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные-охряные, со ставнями и белыми наличниками окон».
Беззаветно любя Извару, подробнейшим образом описывая все, неужели забыл бы он окрашенные в яркий цвет деревянные пристройки, свою комнату во втором этаже, экзотические башенки с флюгерами, которые в детстве должны были производить не меньшее впечатление, чем старинные монументальные хозяйственные постройки.
Да и мастерская-то была в другом месте: «1896 год. Академия художеств... В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха», фотография Н. К. Рериха на фоне шкур сделана в этой мастерской. Если бы уже существовала мастерская в доме, то и рисунок ее Рерих мог послать Стасову раньше, ведь они познакомились еще в 1895 году. Вполне возможно, что рисунок выполнен вскоре после перестройки дома, которая, вероятно, была сделана с участием Рериха.

Подробно

Подробно

10:00 Отправление из Санкт-Петербурга, ст.м.Звенигородская, ул.Звенигородская, д.5

Трассовая экскурсия.

Экскурсия по мемориальному дому-музею Исаака Шварца . Скромная усадьба стоит на тихой улице дачного поселка, на берегу живописной реки Оредеж.

«...по некоторым обстоятельствам жизни я оказался и теперь живу в нашей замечательной Сиверской. Я счастлив, что всё так удачно сложилось. И вправду, это моё место, благословенное место, я его отлично чувствую, и оно меня, вероятно, тоже», рассказывал композитор.

Тщательно сохраненные элементы обстановки дома помогают восстановить атмосферу, окружавшую Исаака Иосифовича здесь, где были созданы потрясающие мелодии к фильмам «Братья Карамазовы», «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни» и другие. На рояле стоит так и незаконченная партитура, возле неё - карандаш, который словно ещё хранит тепло рук своего владельца. Интерьер украшают фотоснимки известных всему миру гостей композитора.

Переезд в деревню Извара .

Извара встречается еще в писцовых книгах Новгородской республики 1500 года, хотя деревня куда древнее: стоит на этом месте, вероятно, с XI века. Извара известна тем, что связана с именем Николая Рериха – знаменитого художника, исследователя, путешественника. Здесь он провел свое детство и в своих дневниках и мыслях постоянно возвращался сюда.

Экскурсия по усадьбе Извара . Сегодня это большой музей, в котором можно узнать как о жизни Рериха, так и увидеть его автографы, личные вещи, мебель, и ранние работы: эскиз фрески "Вечер богатырства киевского", этюд "Папоротники". Здесь также хранятся экспонаты археологических раскопок, ведущихся в этой местности. А неподалеку протекает река Изварка, живописные виды которой, возможно, служили вдохновением для художника.

Достопримечательности Извары на этом не заканчиваются. После того, как семья Рерихов продала усадьбу, в деревне была основана колония для обездоленных детей. Для этих целей в Изваре был выстроен комплекс строений, состоявший из жилых корпусов, лазарета и Училищного дома со встроенной церковью. Сегодня здание жилых и учебных корпусов заброшены, но Казанская церковь работает и открыта для прихожан.

Отъезд из деревни. Техническая остановка у Волосовского хлебокомбината . Желающие могут приобрести свежий хлеб в магазине.

18:00 Ориентировочное возвращение в Санкт-Петербург, ст.м. Балтийская, ст.м. Звенигородская

В стоимость включено:

Автобусное обслуживание

Экскурсионное обслуживание

Входные билеты по программе

Цена действительна для граждан РФ и стран СНГ. Стоимость экскурсии для иностранных граждан уточняйте дополнительно.

Музей-усадьба Рериха (Ленинградская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба, в которой будущий великий живописец Николай Рерих провел детство и юность. Дом, в котором начала зарождаться его яркая личность, формироваться его широкие взгляды на жизнь. Природа, вдохновившая его на создание первых картин, принесших ему раннюю славу. Все это уютная деревушка Извара, что в окрестностях Санкт-Петербурга.

С финского название поселения можно перевести как «отец-гора», хотя сам Рерих, еще будучи совсем юным, предпочитал вспоминать о санскритском Ishvara, что означает «Господь», «Всевышний».

Музей, открывшийся в 1984 г., некогда занимал всего две комнаты мезонина. Сегодня же коллекция вольготно расположилась по всему имению, рассказывая нам не только о ранних годах Николая Константиновича, но и о времени, когда в доме находилась контора колонии для малолетних преступников.

Семья Рерихов владела усадьбой без малого 30 лет - с 1872 по 1900 гг. Именно здесь, в окрестностях Извары, юный Рерих занимался кладоискательством и археологией, изучал историю и увлекался ботаникой, в первую очередь отдавая все свое время, конечно, искусству: рисунку, живописи. Уже после поступления в Академию художеств здесь даже оборудовали мастерскую из бывшего птичника.

В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь. Это этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» из цикла «Славянская сюита». Обе картины находятся на втором этаже, в комнате, экспозиция которой рассказывает о студенческих годах Нико­лая Рериха.

В целом, об экспозиции музея-усадьбы можно сказать только хорошее. Помимо обыденных для всех коллекций фотографий и вырезок из газет, здесь есть довольно интересные экспонаты. В частности, целый зал, посвященный Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур - «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу). Интересна судьба этого пакта, ставшего родоначальников многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и порядка 20 стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.

Разумеется, не могли оставить без внимания и тот тяжелый и долгий период, когда усадьба стала домом Земледельческой колонии для обездоленных детей. Под эти цели министерство юстиции приобрело имение в Изваре в 1912 г. Рядом с имением построили комплекс зданий в старорусском белокаменном стиле (проект Александра Яковлева) с домовым храмом Казанской иконы Божьей Матери. Именно в этих «палатах» находилась колония, а в бывшем доме художника - его контора. Тогда же здесь построили известковый завод - ныне развалины с торчащими кирпичными трубами и огромными жерлами печей (а вот храм отреставрировали и он открыт для прихожан).

(Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара)

С 30.09.2015 музей-усадьба Извара закрыта на ремонт. Планируя поездку, уточняйте информацию на официальном сайте

  • Сайт: http://www.roerich-izvara.ru/
  • Адрес музея: 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, д. Извара
  • Телефон: 8-813-73-73-273 – заказ экскурсий;
  • Тел./факс: 8-813-73-73-298
  • Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
  • Электронная почта: [email protected]
  • Режим работы: с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца
  • Съемка в музее: Фотографирование в музее – 60 руб. Съемка на видеокамеру – 150 руб.

Беззаветная любовь к Изваре созрела у выдающегося художника, философа, археолога и путешественника Николая Константиновича Рериха с самого раннего детства: «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово... Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре... От большой дороги сворот в Извару. Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом.
И все так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы... Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками... По прямой аллее надо бежать к озеру. Ключи не замерзают зимою... На берегу озера молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор...
Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба... Остались валы - отлично для игры в крепость». Рерих верно определил время постройки хлебного амбара - екатерининское.

Мызу Извару с деревнями в 1747 году Елизавета Петровна пожаловала тогда еще камер-юнкеру Карлу Ефимовичу Сиверсу, ставшему позднее генерал-поручиком, гофмаршалом, графом. Его наследники продали поместье в 1784 году Анне Ивановне Логиновой (1760—1838), жене полковника, унаследовавшего большое состояние отца-откупщика. Одновременно она приобрела мызы Лисинскую и Арбовицкую с деревнями и в каждой устроила по усадьбе.
В Изваре Анна Ивановна выбрала весьма выгодное место на берегу большого незамерзающего, питаемого донными ключами, Изварского озера, с западной стороны которого проходила дорога к Нарвскому тракту. Постройки она расположила в треугольнике, ограниченном озером, большаком и въездной дорожкой, отведенной от тракта под прямым углом. По обеим ее сторонам стояли усадебный дом, службы, напротив них до самого озера были насажены регулярный сад и огороды. Въездная дорожка переходила в тропинку, проложенную в лесу, а за ним в поле поставили амбары, один из которых сохранился до рериховских времен. Хозяйственный двор со всеми необходимыми в быту заведениями сформировали у тракта. Озеро имело причудливую форму, в виде четырех рукавов, на оконечности северного через протоку перекинули мост. Усадьба заняла 6 дес. 1371 кв. саж., водная акватория - 31 десятину.







Анна Ивановна Логинова завещала мызы Лисинскую и Арбовицкую старшей дочери Пелагее Ивановне Годейн, а Извару младшей - Елизавете Ивановне Раевской. Ее внук Михаил Федорович Хитрово в 1855 году продал изварскую вотчину штабс-капитану Константину Петровичу Веймарну. За семнадцать лет владения он полностью изменил усадьбу, снес все деревянные постройки, вдоль въездной дорожки, на месте пашен развел пейзажный парк, среди которого поставил каменный господский дом с деревянными крыльями, провел от него дорожку к озеру, увеличил фруктовый сад, заменил на хозяйственном дворе все постройки на каменные, сложенные из булыжника и грубоотесанных блоков. Массивной, почти циклопической кладки, они производили неизгладимое впечатление на маленького Рериха. Усадьба увеличилась до 9 десятин.
В 1872 году она перешла по купчей юристу, владельцу нотариальной конторы Константину Федоровичу Рериху (1837-1900), но оформлена была на его жену Марию Васильевну, урожд. Калашникову. В Изваре и прошло детство и юность Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

Извара - финское название - большие холмы. Действительно, в окрестностях усадьбы, почти при каждой деревне были обширные курганные поля. Их раскопки приблизили Рериха к древнему миру, разбудили фантазию: «1896 год. Академия художеств. Уже складывается сюита „Славяне”. Задуманы „Гонец. Восстал род на род”, и „Сходятся старцы”, и „Поход”, и „Город строится”. Читаются летописи. Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки. В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах».
В 1897 году Рерих послал В. В. Стасову рисунок мансарды с надписью «моя комната, там работаю», что позволяет предположить время пристройки мастерской. Оформление мансарды и деревянных крыльев трехступенчатым завершением, башенками-пинаклями вписывается в архитектурные поиски конца XIX века.

Архивные материалы и публикации



После смерти Константина Федоровича Рериха Извару продали потомственному почетному гражданину, купцу Александру Петровичу Вернандеру, который поставил хозяйство на капиталистический лад - устроил заводы, мельницы, развел в озере форель. По его завещанию наследники продали имение в 1911 году. Губернское правление открыло в усадьбе сельскохозяйственную школу, комплекс каменных построек для нее с церковью в «русском» стиле возвели по проекту архитектора А. А. Яковлева.
Двадцать шесть лет жизни великого человека были связаны с Изварой. Сейчас здесь «Музей-усадьба Н. К. Рериха», сюда приезжают многочисленные поклонники его творчества и учения. Память о нем укрепилась в этой земле.
Летом 2016 г. в усадебном доме проводился ремонт, он был закрыт для посещений. Комплекс земледельческой школы в настоящее время пустует и разрушается. Находившиеся на окраине села огромные печи для обжига, также являвшиеся достопримечательностью – сровняли с землей — Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии.

Литература:
Н. Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии, Спб., 2005, с. 118-122

Николай Константинович Рерих (биография)

Родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.
Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.

В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете.
В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и др. Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.

В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году - университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900 году Рерих учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года - директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году он стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения «Мир искусства».
В 1900—1910 годах Рерих - один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.

Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903—1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911—1914), выполнены панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915—1916).

Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.
Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно - в Индии.

В 1920—1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923—1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934—1935 годах - по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». В 1931—1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.

Основной темой художественного творчества Рериха в 1920—1940-е годы был Восток. Художник создал серию «Учителя Востока», серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев и др. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии.
Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов «Цветы Мории» (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера «Пути Благословения» (1924), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927—1930) и др.
Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.

В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях. В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Умер Николай Рерих в Кулу (Индия) 13 декабря 1947 года.
Николай Рерих с 1901 года был женат. Его супруга Елена Рерих (Шапошникова) (1879—1955) - философ, путешественник и общественный деятель. В браке родились два сына - востоковед Юрий Рерих (1902—1960) и художник Святослав Рерих (1904—1993).

Имя Николая Рериха носят Санкт-Петербургское художественное училище, теплоход, пик и перевал на Алтае, ледник и два перевала на Тянь-Шане. В 2013 году Международный астрономический союз назвал его именем кратер на Меркурии.
Памятники Николаю Рериху открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае.
С 1984 года в деревне Извара Ленинградской области действует Музей-усадьба Н. К. Рериха. С 1992 года в Москве существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Также в Музее искусства народов Востока есть специальный отдел искусства Николая и Святослава Рерихов.
В 2003 году была учреждена Международная премия имени Николая Рериха, которая вручается видным представителям отечественной и мировой культуры.

РИА Новости. Рудольф Кучеров
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Все особенное, все милое и памятное
связано с летними месяцами в Изваре…
Н. К. Рерих


Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре – уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей великого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха .

С этой старинной русской усадьбой связаны детские и юношеские годы Н.К. Рериха .

С начала XVIII в. Изварой владели известные дворянские фамилии Шереметевых , Трубецких , Салтыковых , Веймарнов и др. В 1872 г. усадьба была приобретена К.Ф. Рерихом – отцом художника. Семья Рерихов владела Изварой с 1872 по 1900 г. В 1910-е гг. у последних владельцев имение было приобретено Министерством Юстиции для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А.А. Яковлев, 1916 г.) органично дополнил облик усадьбы .

Музей-усадьба Н.К. Рериха был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII-начала XX в., старинный парк, родниковые озера (см. Виды усадьбы). Экспозиция и тематические выставки, расположенные в Усадебном доме XVIII в., знакомят посетителей с жизнью и творчеством Н.К. Рериха , с материалами, относящимися к русскому периоду жизни художника, раскрывают значение Извары в жизни и творчестве Н.К. Рериха , помогают ощутить особую атмосферу русской усадьбы , знакомят с историей развития идеи Н.К. Рериха о необходимости защиты культурных ценностей человечества, воплощенной в Пакте Рериха (подписан в Вашингтоне в 1935 г.) и другими материалами. В экспозиции представлены ранние работы Н.К. Рериха : эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» (1896 г.), этюд «Папоротники» (1890-е гг.), автографы, личные вещи и мебель Н.К. Рериха (см. Тур по музею).

В комплекс Музея входит сохранившийся Училищный дом земледельческой колонии в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери, ныне действующей.

Музей проводит конференции, праздники, музыкальные и поэтические вечера, разнообразные международные миротворческие акции. 9 октября, в день рождения Н.К. Рериха , в Изваре проходит областной праздник «Зажигайте сердца » (см. Жизнь Музея).

С 2002 г. на территории Музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары , проводятся археологические исследования . 31 июля 2006 г. губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым было подписано Распоряжение о разработке проекта создания Особо охраняемой природной территории «Памятник природы» в границах Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре .

Музей открыт в течение года с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца.

Адрес музея : 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара .

Проезд от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе или через Гатчину до Волосово (85 км) и далее – до Извары (12 км).

Транспорт : маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7.30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) – до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а – до Извары .