Картину "Взятие снежного городка" Василий Иванович Суриков написал в 1891 году. Сейчас она находится в Русском музее в Петербурге. Размер полотна 156 на 282 см. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске по мотивам старинной казачьей забавы на Масленицу. Сначала люди строили городок на поле возле села, а затем мужчины делились на две команды, одна из которых защищала городок, а вторая пыталась разрушить его. Разрушителей пеших и на конях пытались отогнать ветками, метлами да лопатами. На игры приходило смотреть все село от мала до велика не зависимо от сословия.

В подготовке картины и созданию сцен городка, в поисках образов Сурикову помогал его брат, а крестьяне сибиряки специально для него построили снежный городок, некоторые из них позировали художнику. В санях повернутым к зрителю предстает и сам брат художника - Александр. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. Художник воплотил свои представления о характере сибирских казаков, праздничных традиций Сибири.

«Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи», - говорил Василий Иванович.

План сочинения

  1. Автор картины, что изображено
  2. Передний план, справа, слева на картине
  3. Свое отношение к картине

Пример сочинения

Перед нами картина «Взятие снежного городка» художника Василия Сурикова. На полотне изображен один из дней Масленицы. По традиции мужчины строили в окрестностях села из снега городки с воротами и башнями. Потом крестьяне разделялись на защитников и нападающих, желавших разрушить городок, и игра начиналась.
Действие происходит на покрытом снегом просторе. В центре картины изображен всадник на коне, разрушающий снежный городок. В разные стороны от него разлетаются комки снега. Вокруг много народа. Люди из команды защитников весело машут своими ветками, чтобы отгонять нападающих. Одного мужичка так захватила игра, что с него даже спала шапка. Некоторые крестьяне уже радостно побросали свои ветви, потому что городок разрушен и игра окончена.
В картине художник отобразил все сословия народной массы. Справа на картине изображена повозка, укрытая яркой накидкой. В ней сидят богато одетые женщины, они тоже приехали на праздник и наблюдают, как всадник рушит снеговые стены городка.
Слева - мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. Они машут руками, болеют за свою команду. Чуть вдалеке стоят нарядно одетые женщины и ребятишки. Весь народ радуется празднику.
Вдали виднеются холмы и необъятные российские просторы. Когда я смотрю на эту картину, у меня тоже создается радостное, праздничное настроение, потому что художнику очень хорошо удалось передать на своей картине атмосферу праздника.

Василий Суриков Взятие снежного городка 1891 год. Описание картины. Один из праздников Масленицы, русский народ с радостью отмечал подобные обряды и веселые игры проводов зимы, которые были тесно связаны с магическим культом старой русси.

Взятие снежного городка обычно праздновался на шестой день масленицы. Как правило группа крестьян состоявшая из крепких мужичков строила на полях, на реках в окрестностях сел из снега городки с воротами и башнями, потом состав крестьян разделялся на защитников и нападающих желавших взять только, что построенный городок силой, то есть разрушить его.

Защитники городка по обычаю обряда оборонялись лопатами, метлами. Когда атакующие нападали, защитники с помощью лопат старались засыпать снегом нападающих, махали и били ветками и метлами, стреляли вверх из ружей, стараясь отпугнуть лошадей и не пропустить никого через ворота, если кто прорывался сквозь защиту крепких парней, считался победителем игры. Частенько такие игрища заканчивались с травмами у крестьян, тем не менее эти события приносили народу чувство радости и веселья.

В картине Взятие снежного городка Суриков в центральном плане картины изобразил в стремительно быстром порыве смелого мужичка на коне разрушающего защищаемую другими крестьянами снежную стену городка, от которой вовсе стороны летят снежные ошметки. В картине художник отобразил все сословия народной массы, среди них зрители азартно наблюдают за ходом игры, колорит картины добавляют женщины в красивых цветастых платках и полушубках.

Мужчины в меховых одеждах (в бекешах) обвязанных тряпочными поясами, на головах меховые шапки. На правом фланге картины на санях украшаемые ярко цветастой ковровой накидкой страстно наблюдает за игрой богато одетая дворянская чета. Картина навеяна праздничной атмосферой, не смотря на различие сословий все радуются и веселятся.

Подобные игры Суриков во многом помнил из детства ему часто приходили мысли к созданию подобного произведения. Поговаривают, что на идею написания этой картины с праздничным событием Масленицы, где разворачиваются веселая и бравая казачья забава, подтолкнул брат Сурикова, видя его тяжелое душевное состояния после смерти его любимой жены. Через некоторое время Суриков с упоением стал собирать необходимый материал по созданию своего будущего произведения, в который входили разные зарисовки, этюды с образами героев картины.

В подготовке картины и созданию сцен городка, в поисках образов Сурикову помогал его брат, крестьяне сибиряки специально для него построили подобный городок, некоторые из них позировали художнику. Картина по Суриковски насыщена колоритом цвета, цветовая гамма грамотно соответствует атмосфере праздничного события. После окончания работы полотно было продемонстрировано в Санкт Петербурге, в последствии нескольких лет картину выкупил некий меценат собиратель картин В.Фон Мекк, а около десятка лет позже Сурикову была вручена именная медаль за эту праздничную картину на выставке в Париже.

Картина Сурикова Взятие снежного городка находится в Русском музее в Петербурге, размер полотна 156 на 282 см

О том, что существовала такая игра, проводившаяся на Масленицу, все знают по одноименной картине Василия Сурикова, написанной в 1891 году (ныне хранится в Русском музее).

Работа над картиной «Взятие снежного городка» проходила на малой родине Сурикова, в городе Красноярске, где художник некоторое время жил после скоропостижной смерти своей жены. Боль утраты он «лечил» работой, пытаясь в родном доме набраться сил и при помощи изобразительного искусства найти смысл жизни.

Работа «Взятие снежного городка», имеющая жанровый характер, была написана Суриковым по этюду. Для картины художнику позировали родственники и близкие друзья.

Николай Николаевич Третьяков говорил на лекциях по русскому искусству в Суриковском художественном институте и во ВГИКе:

«Картины Сурикова кинематографичны. Такой близости к кинематографу, к фотографии, как «Взятие снежного городка», пожалуй, нет ни у какой другой его работы. Показателен момент взятия крепости, когда комья снега летят как камни, град и пепел в «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова. Фрагменты картины удивительны по своей экспрессии, которая очень ценилась в старой Академии художеств, но ее иногда понимали внешне, формально, а здесь она дана документально: в костюмах, головных уборах можно открыть неожиданные этнографические детали, потому что для Сурикова в них выражена история народов Сибири и Азии.

Суриков очень любил в искусстве ракурсы и в этом смысле особенно ценил греческую скульптуру «Лаокоон». Его «замахнувшийся прутом» во «Взятии снежного городка» - своего рода опрокинутая скульптура, хотя руки с хворостинами - момент движения. Картину можно разбить на ряд кадров.

«Взятие снежного городка» является, конечно, преимущественно костюмной работой. Суриков всегда ценил в одежде узорочье, красочность, яркость. И, пожалуй, никто из русских художников так не понимал традиционный костюм, как Суриков, который дал ему и словесную характеристику. Для художника одежда всегда выражает образ жизни человека».

Суриков изучал историю донских казаков, считая, что сибирские казаки, к которым принадлежал его род, вышли с Дона. Он изучал традиции казачьих сел, в том числе народные игры, который проводились на Масленицу. Одной из таких воинских состязательных потех было взятие снежного городка, известного с XVIII века. Первоначально в игре участвовало только служилое население, но позже стали играть все сельские жители. При помощи такого состязания юноши готовились к защите Отечества и семьи.

До революции снежные городки устанавливали в станицах на площадях за две недели до Масленицы, чтобы снег слежался, утрамбовался, окреп, обледенел. Крепости представляли собой большие конусы высотой 8-10 м и около 6 м в диаметре (напоминали высокие стога сена с почти отвесными боками). Вокруг они обносились невысокими, в 1,5 м, снежными валами.


В день, назначенный для взятия городка, на площади собирались все станичники, которые приходили с семьями. Одни принимали участие в состязании, другие - смотрели и болели. В толпе можно было слышать такие разговоры:

А что, папака, будет такой Карс-то, который ты в туретчине-то брал? - спрашивал мальчуган своего отца, вспомнив его рассказ про взятие турецкой крепости Карса и указывая на городок.

Будет! Почитай што такой! - отвечал, улыбаясь, отец.

А Хива?

Ну, Хива будет поменьше Карса…

А коли так, то и я и возьму!

Знамо возьмешь! Как подрастешь малость, то и возьмешь! - отвечал отец, трепля по плечу будущего героя.

Перед штурмом на вершине городка укрепляется флаг и возле него клались призы. Защитники, вооруженные большими деревянными лопатами, а иногда и ружьями, заряженными холостыми патронами, занимали места за валом. Отряд, предназначенный для штурма (в его рядах были и конные, и пешие), отводился от него на 40-50 м и выравнивался.


Когда все было готово, распорядитель (станичный атаман) подавал сигнал «шагом», а затем «карьер». По первому сигналу казаки начинали движение, а по второму с гиком бросались на городок. В тот момент, когда они подскакивали к валу, их встречали выстрелами и массой снега, который залеплял глаза и людям, и лошадям, отчего происходило замешательство. Между атакующими и защитниками завязывалась борьба. Первые стремились проникнуть за вал к городку, а последние старались не пустить их, пугая лошадей и забрасывая снегом. Иногда перед валом в момент атаки зажигалась солома.

Когда атакующие преодолевали вал и оказывались у крепости, то они бросали лошадей и при помощи обломков пик или заостренных колышков лезли на почти отвесные стены городка, стараясь перегнать один другого.

Снег часто не выдерживал тяжести людей, поэтому они падали вниз и снова устремлялись на стены. В то время защитники засыпали их снегом. Тот, кто первым взбирался на вершину, к флагу, тот получал приз.

После взятия городков устраивалась джигитовка, за что ее участники получали от атамана в награду несколько серебряных рублей. Рубли завертывали в платки и бросали на снег. Едва успевали их разбрасывать, как они сразу попадали в карманы молодцов-джигитов, которые живо подбирали их с земли на карьере. За удалое взятие городков и лихую джигитовку казаки и казачата удостоились получить благодарность наказного атамана, после чего в стройном порядке с песнями и взятыми с городков флагами отправились по улицам станицы.

Более подробное описание народной игры см. в источнике: Бердская слобода

Письменные источники:
Журнал «Разведчик» (1896, 18 мая. №292-293).
Журнал «Разведчик» (1895, 1 марта. №229).
«Оренбургская газета» (1899, 4 апреля. № 626).

Сегодня традиции взятия снежного городка возрождаются.

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка - старинная народная игра . Игра была частью масленичных празднований. Впервые описана этнографом Иоганном Гмелиным .

«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок - одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» - значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.

В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз.

В наше время штурм снежного городка - распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы.

Литература

  • Красноженова М. В. Взятие «снежного городка» в Енисейской губернии. Иркутск, 1921.
  • Авдеева Е. А. Очерки Масленицы в Европейской России и Сибири, в городах и деревнях // Отечественные записки. СПб. , 1849.
  • Горбунов Б. В. Традиционные состязания за обладание снежной крепостью-городком как элемент народной культуры русских // Этнографическое обозрение . 1994.
  • Городцов П. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1915.
  • Зобнин Ф. К. Игры в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа // Живая старина . СПб., 1896.
  • Новиков А. Несколько заметок о сибирской маслянице // Сибирская живая старина. Иркутск, 1929.
  • Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. Составитель А. Макаренко. СПб., 1913.

Ссылки

  • Взятие снежного городка // Российский Этнографический музей

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1891 года
  • Подвижные игры
  • Картины Василия Сурикова
  • Русские обряды
  • Русские народные игры

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Взятие Тбилиси (627)
  • Взять Тарантину

Смотреть что такое "Взятие снежного городка" в других словарях:

    Суриков, Василий Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Суриков. Василий Суриков … Википедия

    Василий Иванович Суриков - Василий Суриков Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Василий Суриков - Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Масленица - «Масленица» … Википедия

    Суриков Вас. Ив - СУРИКОВ Вас. Ив. (1848 1916) живописец, академик АХ (1895). Род. в Красноярске, в казачьей семье. При поддержке енисейского губернатора П. Н. Замятина и на средства золотопромышленника мецената П. И. Кузнецова был отправлен в Петербург, где… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Суриков - I Суриков Василий Иванович , русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893).… … Большая советская энциклопедия

    Суриков Василий Иванович - (1848 1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть… … Художественная энциклопедия

    МАСЛЕНИЦА - Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя на конец февраля начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на… … Русская история

    Снежная крепость - Снежная крепость временное «фортификационное» сооружение из снега и льда, элемент детских игр в верхних широтах в зимнее время. В условиях температуры около 0°С снег обладает липкими свойствами, что позволяет сооружать из него различные… … Википедия

    ЗИМА - Время года между осенью* и весной*. В России самое долгое и холодное время года. Календарная зима три месяца: декабрь, январь, февраль. В действительности, зима в России наступает уже в ноябре, а заканчивается в марте. Еще осенью большинство… … Лингвострановедческий словарь

Взятие снежного городка

Данная работа – одна из ярких позитивных картин русского творчества и неповторимая работа самого художника, где нет, каких либо трагических или конфликтных моментов. Суриков писал ее, находясь у себя в родном краю, где существует любимая игра, - захват снежного города.

Выстраивали город на поляне или же возле речки в крайний день масленицы, организовывали ее захват. Одна команда оберегала город, другая же напротив, захватывала. Бесспорно, увидеть хотело множество людей, и, конечно же, среди них были и дети. Такое представление считалось праздным представлением, его ожидали, к нему подготавливались. Люди приходили красивыми, счастливыми, в ожидании прекрасного и прелестного. Особенно завлекательно было для деток. Все это можно проанализировать на картине художника.

Время, которая посвящена данная работа, происходят в заснеженных краях. Где-то вдалеке виднеются заснеженные холмы. В центре рисунка выстроилась красивая толпа, состоящая из обычных крестьян. Фактически все с удивлением смотрят на наездника в огромной шапке из меха соболи. Всадник прорывается через народ, которые защищают город и вооружены веточками да палочками. Лошадь его вздыблена, слегка напугана количеством людей, и скорее всего еще и потому, что ему предстоит перепрыгнуть сквозь снежный промежуток, разбивая его своими копытами. Следом за казаком идет огромная толпа выигравших, все радуются, ликуют, на душе спокойно и весело. Все понимают, что все в итоге город разрушат, все именно для этих целей он и был построен. Поэтому на лице нет какой-либо грусти или же печали.

Художнику всегда нравилось изображать на картине огромное количество персонажей, и каждому давать своей характер, свою роль. Для него немало важно было и сама одежда, поза, взгляд человека.

Сочинение описание картины Взятие снежного городка Сурикова

Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым. История гласит, что художник написал эту картину, желая отвлечься от недавней смерти жены Анны Шарэ, и ему это вполне удалось. Василий удалился от людской суеты и начал свою гениальную работу над холстом.

Рисование приносило ему желанное облегчение, увлекало и отводило от гнусных мыслей, в принципе это логично, ведь сюжет взят подходящий. На картине изображены казаки, которые резвятся и играют в старинную зимнюю игру. Суть забавы заключается в том, что сиз снега строится некая крепость, а якобы враг, должен ее взять.

На переднем плане художник разместил молодого, удалого казака, верхом на ловком, мощном, вороном коне. Всадник с легкостью и резвостью преодолевает стоящую перед ним преграду, и снежные хлопья рассыпаются в серебряном сиянии. Вокруг главного героя стоит восторженный народ, на лицах людей сияет багрянец румянца, они радостны и веселы, такая зимняя забава пришлась им явно по душе. Касательно, заднего плана все спокойно, там Василий Иванович изобразил спокойный и величественный пейзаж зимних гор. Я думаю, что картина не может оставить кого-то равнодушным и обязательно поднимет настроение, впечатляя зрителя всей радостью русской зимы.

  • Сочинение Описание картины Ужин трактористов Пластова

    Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий