"Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту".
Лорд Генри Уоттон, персонаж "Портрета Дориана Грея" Оскара Уайльда.

Голливудские звезды, желая продемонстрировать остроумие и начитанность, чаще всего цитируют Оскара Уайльда - примерно как отечественные сыплют фразочками из Паоло Коэльо или Ричарда Баха. А лорд Генри (на фото - в исполнении Колина Ферта в фильме "Дориан Грей") - самый остроумный персонаж Уайльда. Вот еще ряд его высказываний:

Совесть - официальное название трусости, вот и все.
В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить.
Современные костюмы безобразны, они угнетают своей мрачностью. В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.
Верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но где уж им! Вот и все.
В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.
Ни за что не женитесь на женщине с волосами соломенного цвета. Они ужасно сентиментальны. Да и вообще лучше не женитесь.
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.
Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность!.. Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.
Все мы готовы верить в других по той простой причине, что боимся за себя. В основе оптимизма лежит чистейший страх. Мы приписываем нашим ближним те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия. Хвалим банкира, потому что хочется верить, что он увеличит нам кредит в своем банке, и находим хорошие черты даже у разбойника с большой дороги в надежде, что он пощадит наши карманы.
Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.
Быть хорошим - значит быть в согласии с самим собой.
Конечно, лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание - это скучно и тягостно. Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.
Только два сорта людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни все решительно, и те, кто ничего о ней не знает.
Секрет сохранения молодости в том, чтобы избегать волнений, от которых дурнеешь.
Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.
Не доверяйте женщине, которая, не считаясь со своим возрастом, носит платья цвета mauve (фр. - розовато-лиловый ) или в тридцать пять лет питает пристрастие к розовым лентам: это, несомненно, женщина с прошлым.
Сколько ерунды у нас говорится о счастливых браках! Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит.
Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.
Самое страшное на свете - это скука. Вот единственный грех, которому нет прощенья.
Предзнаменования - вздор. Судьба не шлет нам вестников - для этого она достаточно мудра или достаточно жестока.
Знание пагубно для любви. Только неизвестность пленяет нас. В тумане все кажется необыкновенным.
В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми.

Это я к премьере экранизации "Портрет Дориана Грея" перечитала:) Фильм - мягко говоря, так себе. Не удивляет и не впечатляет даже при вопиющем отклонении от первоисточника (именно потому - что выглядит как нездоровое "отклонение"). И даже Колин Ферт не спасает ситуации, увы.

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 33

Adrian Singleton

0 0 0

Некогда - друг Дориана Грея. Пал низко настолько, что подделал подпись своего знакомого на векселе. Увлекся курением опиума, жил в трущобах.

Alan Campbell

0 0 0

Некоторое время был другом Дориана Грея. Они с Аланом были очень дружны, почти неразлучны. Потом дружба их внезапно оборвалась. И когда они встречались в свете, улыбался только Дориан Грей, Алан Кемпбелл - никогда.

Кемпбелл слыл высокоодаренным молодым человеком, но ничего не смыслил в изобразительном искусстве, и если он немного научился понимать красоты поэзии, то этим был целиком обязан Дориану. Единственной страстью Алана была наука.

Впрочем, химия не мешала Алану быть превосходным музыкантом. Для непрофессионала он играл на скрипке и на рояле просто великолепно.

Basil Hallward

0 0 0

Художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Другими словами, он является проигравшим ангелом-хранителем Дориана.

0 0 0

Слуга Дориана Грея, будил молодого господина. Впоследствии женился на горничной леди Рэдли и увез ее в Париж, где она подвизается в качестве модной английской портнихи.

Victoria Wotton

0 0 0

Жена лорда Генри.

Жена лорда Генри Уоттона, они с мужем мало видятся, а при встрече - по словам Генри - рассказывают друг другу небылицы о своей якобы благочестивой жизни. Ловя супруга на лжи никогда не ссорится с ним, лишь осыпает его насмешками.

Леди Уоттон всегда была в кого-нибудь влюблена - и всегда безнадежно, так что она сохранила все свои иллюзии. Она старалась быть эффектной, но выглядела только неряшливой. Все туалеты этой странной женщины имели такой вид, как будто они были задуманы в припадке безумия и надеты в бурю. Она до страсти любила ходить в церковь - это превратилось у нее в манию.

Gwendolyn Wotton

0 0 0

Сестра лорда Генри, Дориан находил её прелестной женщиной. До её знакомства с Дорианом никто не смел о ней сказать худого слова, даже тень сплетни не касалась ее. После - ни одна приличная женщина в Лондоне не рискнула показаться вместе с нею в Гайд-парке? Даже ее детям не разрешали жить с ней в одном доме…

Henry Wotton (Harry)

1 0 0

Лорд, аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «Принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Является своеобразным Мефистофелем для Дориана Грея.

Henry Ashton

0 0 0

Некогда - друг Дориана Грея. Он вынужден был покинуть Англию с запятнанным именем

Duchess Gladys

0 0 0

Красивая жена герцога, нравилась Дориану. Была в него влюблена, пвопреки тому что он ей не нравился.

James Vane

0 0 0

Брат Сибилы, моряк. В нем не было и следа того тонкого изящества, которое отличало его сестру.

Человек военной выправки, практически потерявший смысл жизни после самоубийства его сестры. Находит упокоение в желании мести.

George Farmer

0 0 0

Дядя Генри Уоттона, аристократ, лорд. Добродушный, хотя и резковатый старый холостяк, которого за пределами светского круга считали эгоистом, ибо он ничем особенно не был людям полезен, а в светском кругу - щедрым и добрым, ибо лорд Фермер охотно угощал тех, кто его развлекал.

Dorian Gray

0 1 0

Юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Это фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный развратник, способный на преступление. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.

Lady Agatha

0 0 0

Тетя лорда Генри Уоттона, была знакома с Дорианом, считала его премиленьким мальчиком.

Lady Brandon

0 0 0

Хозяйка бала на котором Бэзил познакомился с Дорианом. Была неразлучна с его матерью, обладательница многих сокровенных секретов своих гостей. Не особенно хороша собой, обладает громким голосом.

Lady Narborough

0 0 0

Замужняя женщина, была влюблена в Дориана, когда ему было тридцать восемь. Мать нескольких дочерей, любит флиртовать, но разочарована тем, что её муж её флирта с другими мужчинами не замечает.

Lord Carrington

0 0 0

Весьма состоятельный аристократ, сватавшийся к Маргарет Девере. Был без ума от неё.

Lord Kelso

0 0 0

Дед Дориана Грея. Подстроил так, чтобы незнатного отца Дориана убили на дуэли.

Lord Stavley

0 0 0

Некогда друг Дориана Грея. Впоследствии с презрением заявлял, что, может быть, Дориан и тонкий знаток искусства, но с таким человеком, как он, опасно знакомить юных, неопытных девушек, а порядочной женщине неприлично даже находиться с ним в одной комнате.

Margaret Devere (Margaret Grey)

0 0 0

Мать Дориана Грея. Была необыкновенной красавицей и все мужчины бесновались, когда она убежала с каким-то молодчиком, полнейшим ничтожеством без гроша за душой.

Miss Radley

0 0 0

Горничная Дориана Грея, впоследствии вышла замуж за его камердинера Виктора, вместе с ним уехала в Париж, где подвизалась в качестве модной английской портнихи.

Mrs. Wandeler

0 0 0

Одна из давнишних приятельниц тетушки сэра Генри, поистине святая женщина, но одетая так безвкусно и крикливо, что ее можно было сравнить с молитвенником в скверном аляповатом переплете.

Mrs. Wayne

0 0 0

Мать Сибилы Вэйн. Актриса, из тех кто уже живут играя и каждый момент своей жизни представляют как сценический момент.

Mrs. Leef

0 0 0

Экономка Дориана Грея. Пожилая дама.

Mr. Isaacs

0 0 0

Еврей, директор театра, помогал семье Сибилы Вэйн, в основном финансово.

Mr. Hubbard

0 0 0

Портретный переплетчик, помогал Дориану перенести портрет в кабинет.

Mr. Erskine

0 0 0

План

1. История создания романа. Философия гедонизма и ее выражения в произведении.

2. Тема искусства, основная проблематика романа.

3. Идейно-композиционная роль образа лорда Генри.

4. Тема красоты. Сущность трагедии Дориана Грея.

5. Характер образа художника в романе.

6. Парадоксы и их значение в произведении.

Задача для подготовительного периода

1. Объясните символическое значение портрета Дориана Грея.

2. Проследите пути нравственного падения героя.

3. Подумайте над вопросом:

o Цена, которую заплатил Дориан за вечную молодость и красоту: не высокая она?

4. Составьте логическую схему по произведению.

Литература

1. Кривизна Т. Что знал о красоте О. Уайльд? // "ЗЛ". - 2006. - № 7 (455). - С. 15-21.

2. Булъваренко Л. Прекрасный принц с уродливой душой (О. Уайльд "Портрет Дориана Грея" 10 класс) // "ЗЛ". - 2006. - № 7. - С. 13-14.

3. Свечкарев И.Б. Учимся интерпретации художественного текста (Урок-исследование по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2003. - № 12. - С. 30-32.

4. Новик С. М. Уайльд и его роман "Портрет Дориана Грея". 10 класс // Зарубежная литература. - 2003. - № 6. - С. 32-33.

5. Стамати Т. В. Формировать самостоятельность и независимость эстетических суждений (Конспект урока по роману А. Уайльда "Портрет Дориана Грея") // Всемирная литература. - 2004. - № 8. - С. 26-29.

6. Удовиченко Л. Н. Афоризмы писателя как средство осмысления его творчества. Итоговый урок по роману О.Вайльда "Портрет Дориана Грея" // Всемирная литература. - 2005. - 33. - С. 19-22.

Инструктивно-методические материалы

Эстетизм - это собирательное название литературно-художественных течений, представители которых отстаивали эстетические особенности искусства (красоту). Он возник в Англии в конце XIX в., Как реакция на строгий стиль викторианской эпохи. Художественным фактором зарождения таких взглядов стала идея "искусства ради искусства", существовавшей еще с античных времен. Эстетизм был противовесом реализма, который обращал внимание на социальные проблемы. На его формирование повлияли философские идеи Джона Рескина и Уолтера Патера. Самый яркий представитель - Оскар Уайльд.

Эстетическая теория изложена в книге "Замыслы" (1891). Диалогический вступление в нее - "Закат искусства лжи" - стал манифестом этого течения. В нем шла спор о кризисе в искусстве и пути выхода из нее. Искусство было самодостаточным и самоценным эстетическим явлением, которое не имело корней в действительности и не несло в себе никаких моральных установок. "Картина не имеет никакого другого смысла, кроме собственной красоты", - заявил Уайльд.

Из всех произведений писателя наиболее полно воплотил в творческую практику постулаты эстетизма интеллектуальный роман "Портрет Дориана Грея".

"Портрет Дориана Грея" исследователи назвали одним из самых загадочных произведений Оскара Уайльда.

Произведение написано в 1890 году. Прозаик писал его по заказу одного американского журнала в рекордно короткий срок - не более, чем за две недели, потому что заключил пари, что способен создать роман именно в такой срок. Замысел: однажды в мастерской своего друга, художника Бэзила Уорда, О. Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством внешности. В предисловии к произведению автор определил главную цель романа: вечность и величие над жизненного искусства.

В июля 1890 году роман опубликовали в американском журнале "Липпинкотс Мансли Мэгазин". Он имел много общего с произведением Ч. Метьюрина "Мельмонт -блукач", где также рассматривался таинственную связь между судьбой героя и его портретом. Также источниками романа стали произведения: Жюрис -Шарля Тюисмена "Наоборот", Гете "Фауст", Бальзак "Шагреневая кожа", Гофман "Крошка Цахес", Гоголь "Портрет".

Критические отзывы на произведение носили, почти без исключения, очень резкий характер, даже с требованием подвергнуть запрету книгу, а автора - судебной ответственности.

По формальным признакам "Портрет Дориана Грея" - это "роман воспитания", ведь писатель изложил историю Дориана Грея, который построил свою жизнь, воплощая определенные идеи. Фактически произведение - это моральная притча о молодом человеке, который ставил к жизни, как к эксперименту и пренебрегала общечеловеческими нормами морали.

Черты импрессионизма в романе:

1. композиция концентрировала не в действия, непосредственном жизни и его объяснении, а на различиях восприятия действительности различными персонажами;

2. персонажам предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему, участником или свидетелем которых они стали;

3. "изысканность" описаний в романе;

4. пейзажи стали фоном восприятия героя, сам герой будто растворился в окружающей красоте

Черты символизма в романе:

1. фабула произведения перекликался с центральным тезисом символизма о несоответствии видимого сущности;

2. портрет приобрел символическое значение: он стал проявлением сущности, изобразить которую, воплотить в конкретную форму лишь интуитивно мог истинный художник;

3. на стилевом уровне - непосредственное употребление парадоксов

Предисловие к книге состояла из 25 афоризмов и различных высказываний Т. Флобера, которые, впрочем, стали оригинальными в Уайльда. Содержание афоризмов раскрыл в сюжете романа. По мнению автора, искусство стремилось раскрыть себя и утаить художника, отразить не жизнь, а зрителя (читателя). Художник - не моралист, ибо искусство стояло вне морали, ему разрешено изображать все. Вообще, искусством стало тем, что не дает никакой пользы.

Тема романа: тема искусства и красоты.

Проблематика: соотношение красоты внешней и внутренней; мораль и искусство; отношения жизни и искусства.

Для романов конца XIX в. традиционно на первый план выдвигала идея, а образы воплощали тот или иной ее аспект. Лорд Генри, художник Бэзил Голуорд и его натурщик Дориан Грей воплотили эту идею в жизнь.

Имя персонажа Дориан с английского означает "дорический", искусствоведческий термин для обозначения древних памятников классической античности.

Действие романа разворачивалось в современной автору Англии, но писатель мастерски ввел в него фантастические, мистические элементы, которые приблизили его произведение к готических романов.

Произведение построено на интересном замысле: на редкость красивый юноша Дориан Грей мечтал о том, чтобы молодость и красота никогда его не оставляли. Художник Бэзил Голуорд создал портрет Грея, который имел волшебную способность - на нем отражались все порочные моменты жизни героя, тогда как сам он сохранял чистый юношеский вид, с годами красота его только расцветала.

Три разных персонажи романа выражали разное отношение к жизни. Циничный лорд Генри Уоттон, старший товарищ Дориана Грея, исповедовал культ наслаждения, для него не существовало никаких моральных ценностей. Он заверил Грея в всесильности красоты и молодости. У него холодная душа, потерявшая нравственные идеалы.

Лорд Генри, как изящный эстет, любил в красоте, делал ее источником наслаждения. Его можно назвать теоретиком и идеалом эстетизма. Этот образ также трактовали как "образ змея-искусителя", поскольку его слова Дориан воспринял как программу действий, реализовал их на практике и распространил среди "золотой молодежи". Лорда Генри нельзя считать холодным экспериментатором, поскольку он предсказал последствия и честно предупредил о них Дориана. Впрочем, он равнодушен к тому, почему не хватает изысканности, и в жизни, и в смерти искал только красоту. Лорд Генри - идеолог красоты, поэтому писатель поставил эту фигуру вне требований морали и этики. Создателями прекрасного стали Бэзил Голуорд и актриса Сибилла Вейн. Они воплотили идею самоотверженного служения искусству. В отличие от лорда Генри, художник Голуорд - создатель красоты. У него горячее, чуткое сердце, которое он вложил в свое искусство. Между этими двумя героями главный герой романа - Дориан Грей, за душу которого боролись. Юноши привлекла гедонистическое теория лорда Генри, и под его влиянием он предался наслаждению. Ради удовлетворения своих потребностей не остановился ни на чем, поскольку уверен, что счастье человека не зависело от моральных принципов.

Но влияние лорда Генри ослаб, когда юноша влюбился в молодую 17-летнюю актрису Сибиллу Уэйн. Дориан не называл ей своего имени, а для влюбленной девушки он просто Прекрасный принц. Лорд Генри холодно воспринял это увлечение героя, хотя считал, что оно ему нужно в качестве первого сексуального опыта. Он уверен, что скоро Дориан сам оставит девушку ради какой-то другой претендентки.

Лорд Генри оказался прав. Впоследствии Дориан бросил актрису, но он даже и не думал, что это приведет к трагическим последствиям: Сибилла покончила жизнь самоубийством, так как не смогла перенести измены любимого.

Так состоялось первое моральное падение Дориана, после чего тот заметил смену на портрете - появление перекошенного рта. Но Дориан панически боялся только старости. Убедившись, что с какой-то причине старел только портрет, а сам он оставался долгие годы молодым, спрятал шедевр подальше, чтобы не видеть его настоящем виде. Он все ниже опускался морально к тому моменту, когда убивает художника Голуорд. И тогда Дориан увидел, что на портрете на руках появилась кровь, а лицо стало искривленным и ужасным.

Он решил уничтожить портрет - единственное доказательство грехов. Дориан проколол портрет, но когда на шум вбежали слуги, то увидели на стене волшебный портрет Дориана, а на полу мертвого старика, и только по кольцах на руках они узнают своего хозяина.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Дориана Грея

Пагубное влияние лорда Уоттона, певца красоты, зла, демона-искусителя

Пробуждение Бэзилом Голуорд марнославности, эгоистического желания остаться вечно молодым

Жизненный выбор

"Наслаждаются, временем, пока юные... Живите своей жизнью! Тем замечательным жизнью, что у вас есть. Ничего не пропустите, ищите всегда все новых впечатлений! И не бойтесь никого. Новый гедонизм - вот что нужно нашему возрасту. Вы могли бы стать его наглядным символом "

"Если бы это я мог остаться век молодым, а старел портрет... Я отдал бы за это даже душу!"

"Вечной молодости, сладостей, изящных и сокровенных, неистовых веселья и еще яростнее грехов - всего этого испытывает он. А портрет будет нести бремя его души"

Бэзил Голуорд - одна из модификаций образа автора в романе. Его изображен таким, каким хотел быть сам писатель. Голуорд талантлива не столько интеллектуально, сколько интуитивно. Присущая художникам способность провидеть и отражать это в своем творчестве стала роковым бременем для Бэзила. Он болезненно чувствовал Красоту, ее неизбежность, вневременность. Прекрасное - вечное, поэтому полотна Голуорд бессмертны, как и изображенные на них герои. А сам художник внешне некрасивый. Уайльд подчеркнул разительный контраст между некрасивость персонажа и красотой его души, инстинктивной отвращением к безнравственности и зла как высших форм Уродства. Бэзил оказался у Дориана Грея в самые драматические моменты его жизни с лучшими по юноши намерениями. И каждый раз его действия приводили к непоправимому: художник стал невольным виновником знакомства юноши с лордом Генри, провоцируя того своим нежеланием подвергать неустойчивую психику молодого человека губительному влиянию великосветского льва; он создатель магического портрета, так совершенно передал красоту и внутреннюю сущность главного героя, который фактически изменил, а впоследствии и заменил оригинал; добровольно жертвуя Дориану свое творческое я, художник в конце спровоцировал того на убийство, а затем на самоубийство. Захваченный юношей, Бэзил средствами живописи передал то, чего не мог сформулировать о себе сам Дориан. В то же время Бэзил даже не догадки вав, что станет виновником трагедии Дориана и собственной. Фатальность, мистика окраску сюжетной линии Голуорд-Грей заключалась в этой неотвратимости духовного разрушения и гибели как главного героя, так и художника, который принес в жертву реальном чувству Искусство. В конце концов Бэзил погибает от рук монстра, пробудившийся в душе Дориана, который решил показать художнику обновленный портрет.

Лорд Генри Уоттон в романе предстал как "Принц Парадокс". Лорду нравилось манипулировать юношей, ставить на нем психологические эксперименты.

Таким образом, герои романа выражали разное отношение к жизни.

Вывод к роману:

1. Человек без совести и без души не могла существовать;

2. Мир духовности человека надо формировать не настоящим развлечениями, а вечными ценностями;

3. Богатство материальное и богатство души - разные понятия Основные мысли автора по поводу романа:

1. Раскрыть себя и притаиты художника - к этому стремится искусство;

2. Нельзя безнаказанно нарушать нормы человеческой жизни;

3. Потеря моральных убеждений ведет человека к гибели

Особую роль в романе сыграло использование парадоксов. Поразило не только количество парадоксальных афоризмов, но и их неожиданность. Например, Уайльд утверждал: "Художник не стремится ничего доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины". Лорд Генри также изложил свою теорию "нового гедонизма" в форме парадоксальных афоризмов: "Да трогала и смущала музыка. Но влияние музыки менее выразительный... Она-то творит в человеке не нов мир, а скорее новый хаос.

А здесь - слова! Сами слова! Но какие моторные! Какие ясные, выразительные, жестокие! От них не уйдешь. И к тому же - в них неуловимые волшебство! Эти слова, казалось, оказывают ощутимой формы туманным бредом, и звучит у них своя музыка, такая же сладкая, как в виолы или лютни. Сами слова! Но ведь есть что-нибудь такое реальное, как слова? ».

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот.

Книги Лорд Генри Уоттон - персонаж романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"
Лорд Генри Уоттон - персонаж романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Лорд Генри Уоттон – персонаж романа, эстетствующий артист, завлекший юного красавца Дориана Грея на путь порока. Лорд Генри остроумный, переворачивающий с ног на голову прописные истины, блестящий светский человек.

Источник: Роман "Портрет Дориана Грея"

Его сильное влияние на неискушенного Дориана Грея поддерживается обаянием таких изящных, остроумных и в то же время циничных парадоксов, высказываемых им, как «Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить ее безумства», «Совесть и трусость, право, одно и то же. Совесть – это лишь вывеска фирмы», «…Единственное, о чем никогда не жалеешь, - это наши заблуждения» и т. д.

Эта проповедь «нового гедонизма» представляет определенную философско-эстетическую и нравственную позицию, заключающуюся в том, чтобы постоянно искать новые ощущения, в отношении к жизни лишь как к поставщику эстетических впечатлений. Эти изречения отчасти воспроизводят застольные разговоры самого Оскара Уайльда.

Уильям Белл - персонаж сериала "Грань"

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай...

Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский"

Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А...

Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский"

Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...

Евгений Онегин - характеристика героя

Герой романа в стихах А. С.Пушки...

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Лорд Генри Уоттон — персонаж романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Мистический и философский роман «Портрет Дориана Грея» соблазнит каждого, кто хоть раз в мыслях или вслух желал сохранить свою молодость и красоту. Но у Оскара Уайльда вовсе не было намерения делиться секретом бессмертия, автор отразил в произведении собственный взгляд на человеческую мораль, любовь и на мир, где правит стремление к наслаждению.

Сюжет строится вокруг молодого человека, который обладает природной, чувственной красотой. Юный натурщик позирует для своего друга, художника Бэзила Холлуорда. В мастерской Бэзила Дориан знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии отравляет разум юноши своими софистическими речами и циничными взглядами. Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость, по его мнению, является единственным богатством, которое стоит беречь. Ну вот, портрет прекрасного гедониста завершен. Красавец восхищен своим отражением, перенесенным на полотно, но в его душу закралась горечь, вызванная словами нового знакомого. Молодой человек понимает, что время отнимет у него красоту, свежесть его лица, и он превратится в сморщенного старика с безобразной фигурой. В волнении он восклицает: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». С этого момента описание книги «Дориан Грей» приобретает мрачные тона: главный герой перевоплощается в извращенного эгоиста, перенося все последствия своего образа жизни на картину. Она стареет вместо него.

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении персонажи и рассказчик подвержены самоанализу, осмыслению своих поступков и окружения. Их беседы выходят за рамки сюжета, представляя собой прения тех или иных философских взглядов. В книге поднимаются важнейшие эстетические, нравственные и «вечные» проблемы.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Также применимо по отношению к книге определение «аллегорическая притча». События, происходящие в ней, не стоит воспринимать буквально. Герои не являются людьми, они обозначают философские взгляды, волшебные картины – порочное искушение, смерть и любовь – испытания, медные трубы, которые открывают завесу над человеческой природой.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.
  6. Смысл книги

    Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

    Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, - мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

    Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

    Мораль

    Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

    Поклонение любви погубило Сибиллу Вейн, влюбленность в красоту и восхищение ею, как искусством, привело художника Холлуорда в дом, где он нашел свою кончину. Главный герой, который погрузился в порочный мир наслаждений, пал от собственной руки. Мораль романа «Портрет Дориана Грея» указывает на то, что любое абсолютное поклонение несет за собой опасность. Можно любить, творить, наслаждаться, но при этом оставлять место для трезвого осмысления своих поступков. Персонажи подвержены импульсивности, в этом их беда: Сибила после разрыва кончает жизнь самоубийством, Дориан с торжествующей злобой бросается с ножом на картину. И все они стали жертвами своих идеалов – такова цена ослепления. В разумных пределах цинизм помогает людям не совершать подобных ошибок, именно ему учит автор, изображая лорда Генри.

    Проблематика

    В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

    Портрет Дориана Грея - это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

    Тема

    Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

    Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей - поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство - это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства - вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

    Критика

    Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.

    За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!